Называется такое движение мухаджирство. Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии. Нохча — это общее название для жителей Чеченской Республики, которая находится на северном Кавказе, в России.
Нохчи: что это значит?
Когда кто-то услышит слово «нохчи», многие, возможно, останутся в недоумении, что же это такое. Что такое нохчи и каково его значение? Как переводится слово нохчи с чеченского на русский. Религия играет большую роль в жизни нохчей. В легенде между прочим и упоминается Нахичевань (Нахчуван, город праотца Ноя), от название которой народ и стал именоваться нохчами. Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя».
История чеченского народа (народа нохчи).
Нохча: что это значит | Самоназвание чеченцев с древнейших времён по сию пору является Нохчи-Нахчи, буквальный перевод означает Ноев-народ. |
Кто такие нохчи? | Что такое нохчи и каково его значение? Как переводится слово нохчи с чеченского на русский. |
Чеченцы - происхождение народа, где и как живут, фото | С течением времени нохчи начали мигрировать на территорию, которую они сейчас населяют — Чеченскую Республику. |
Что значит нохча по чеченски | Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране. |
О термине нохчи | Таким образом, понятие «нохчи» имеет большое значение для чеченского народа в культурном, идентичностном и социальном плане. |
Откройте свой Мир!
О термине нохчи (Галл Гелиа) / Проза.ру | Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». |
Чеченцы называют себя - нохчи: что значит слово - нохча? | Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чему терские казаки научились у чеченцев — |
Чеченцы — Рувики: Интернет-энциклопедия | Одна из них гласит, что «нохчи» произошло от слова «нохчой», что означает «человек из Нохчо-Чоно». |
ПОЧЕМУ ЧЕЧЕНЦЫ – НОХЧИЙ? КТО такие ЧЕЧЕНЦЫ, и КАК они оказались в горах Кавказа? - YouTube | Значение слова нохчи. нохчи 1. самоназвание (эндоэтноним) современных чеченцев Источник. |
Нохчийчоь (Чечения) — Ичкерия
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту. Родственные обязанности. Чеченские семьи многодетны.
В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет.
Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды. Честь семьи. У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову".
О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех". Адат в современной Чечне Адат от арабского "обычай" - обычные неписанные законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" "Голос Отчизны". Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами.
Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил.
По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину. Отношение к женщине У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя". Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися.
Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой.
Знаменитый абрек спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами.
За это Зелимхан убил их. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить. Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня.
Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения. Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом очаг , другой — общественный центр поселения майдан, площадь.
Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб материальный или физический будет взиматься тем бо? Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела. По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха.
Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи. В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить». Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов.
Это — путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного? Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».
В семейном кругу Отношение к старшим. Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам.
Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего — «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят. Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников. Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик.
Это давний обычай: там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту. Родственные обязанности. Чеченские семьи в большинстве своем многодетны. Кроме того, в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Веками складывались правила родственных взаимоотношений.
В общих чертах, они таковы. Конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и тому подобное разрешает старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае, она может обратиться к любому родственнику мужа. Хотя считается правилом хорошего тона вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.
Чеченские дети знают, что именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он скорей откажет в чем-то своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими, и наоборот.
Сигаури увязать начавшийся в Закавказье процесс государствообразования с миграционными волнами, исходившими с территории прежнего Урарту. В период своего расцвета Кавказская Албания занимала обширную территорию современного Азербайджана, Южного Дагестана, северо-восточной части Грузии Кахетия. Об этом царстве неоднократно упоминают и античные авторы: Плиний, Клавдий Птолемей, Плутарх, Страбон и др.
Во всяком случае, близость этнонимов албаны и лбини достаточно очевидна. Помимо этого античные авторы и древнеармянские хроники упоминают еще целый ряд племен Кавказской Албании, представляющие интерес для нас. Так, Клавдий Птолемей перечисляет племена сапотренов, суранов, саканов и оринеев, которых современные исследователи помещают на Северо-Восточном Кавказе. К югу от них согласно свидетельству Птолемея живут сербы, туски, дидуры, алонты, исонды и герры. Понятно, что локализация племенных союзов давалась античными авторами с чужих слов и весьма приблизительно уже в силу того, что большинство из них никогда не бывали в описываемых ими краях. Тем не менее, часто встречающиеся совпадения придают их свидетельствам большую достоверность.
Например, Плиний Секунд подтверждает наличие в Кавказской Албании племен сильвов, лупением, дитуров дидуры , валлов и содов. Последних большинство современных исследователей ассоциирует с исондами Клавдия Птолемея и исадиками Страбона. В частности, этой точки зрения придерживались В. Виноградов и К. В данном случае не должно смущать то обстоятельство, что по утверждению Птолемея исонды жили в прикаспийском зоне между нижним течением Терека и районом Дербента. Как известно, очень много топонимов Северного Кавказа встречаются и далеко к югу.
Такое совпадение обычно объясняется миграцией с юга, имевшей место в весьма отдаленные времена. Валлы — это, без сомнения, чеченцы-двалы, населявшую историческую область Двалети и неоднократно упоминавшиеся в грузинских исторических хрониках. Не отвергая полностью предположение Ю. К чеченцам нохчи большинство историков уверенно относит также племена троглодитов и хамекитов, а также народа гаргареев, название которого происходит от чеченского слова гергар — «родственный». На территории Кавказской Албании племена гаргареев концентрировались в основном в долине реки Гаргар. Стоит обратить внимание, что очень схожий этноним обнаруживается далеко на юге, а именно в Северном Ханаане — племена гергесеев, которых упоминает Библия.
Совершенно очевидно, что в основе этнонима гергесеи лежит все тоже чеченское слово гергар, а его детальная расшифровка дает нам чеченское словосочетание гергар шай — буквально «родственные себе». В последующем, когда слово эла дополнительно приобрело значение «князь, царь» этот же этноним мог пониматься как «имеющие княжеское или царское происхождение». Но в любом случае не вызывает сомнения, что у истоков этого государственного образования стояли предки современных чеченцев нохчи и они же долгое время составляли основную часть его населения. Только известный чеченский историк и языковед Я. Вагапов при помощи чеченского нохчи языка истолковывал топоним Албания как «низинное речное место». Между прочим, чеченское происхождение имеет и название Кавказская Иберия в древнейший период существования которой нахи составляли значительную часть ее населения.
По нашему предположению в основе названия Иберия может лежать чеченское словосочетание и бери — буквально «они всадники». Возможно, однако, и другое толкование. Интересно, что даже в хорошо известном нам названии Грузия можно без особого труда обнаружить древнюю чеченскую нохчи основу. Во всяком случае, начальное Г- здесь явно тюркское и в тюркских языках оно ставится в начале многих заимствований. Чеченское происхождение имеет и большое количество топонимов, известных на территории Кавказской Албании и шире — по всему Закавказье, на что в свое время обратил внимание упоминавшийся выше Я. Нам нет необходимости повторять здесь приведенные им примеры чеченского происхождения целого ряда топонимов и этнонимов к югу от Кавказского хребта, но считаем необходимым все же указать на следующее немаловажное обстоятельство.
Постоянно встречающаяся в древних хрониках приставка Баб например, в древнем названии Дербента — ал-Баб-ал-Абуаб или Баб-Аллан — Дарьяльское ущелье ложно принимается за арабское «ворота». На самом деле это чеченское слово б1ав — «башня», причем именно боевая башня. Мы можем привести еще несколько примеров, когда известные по древним рукописям топонимы легко истолковываются из чеченского нохчи языка. Например, страна Дейлем, в котором явственно прослеживается чеченское Дай лам — «гора отцов». Кстати говоря, в Шаро-Аргунском ущелье расположено древнее чеченское селение Дай. Не исключено, что это поможет историкам в точной локализации страны Дейлем.
Чеченское происхождение имеют и имена собственные целого ряда албанских правителей. Известно, что первые цари Кавказской Албанией принадлежали к местной династии Аршакидов. Это знание позволяет нам легко понять происхождение имени албанского царя Оройса, который во главе многотысячной армии вступил в бой с легионами Гнея Помпея. При помощи чеченского нохчи языка мы можем дать объяснение и некоторым другим царским именам из Кавказской Албании. Например, первым правителем из династии Аршакидов средневековая «История агван» называет «храброго Вачагана». Имя это подверглось искажению в соответствии с нормами древнеармянского языка, но, тем не менее, в нем можно разглядеть чеченскую нохчи основу.
В случае же прямого прочтения, получаем: Вачаган — ваша къан. Слово ваша в современном чеченском языке имеет два значения: «брат» и «дядя». Но одновременно оно служит и формой вежливого, уважительного обращения к более старшему по возрасту мужчине. Таким образом, это имя одновременно указывает на тейповую и этническую принадлежность его обладателя. Чеченское же истолкование имеет и название следующей династии албанских правителей — династия великих князей Михранидов. При обратном прочтении имени Михран с учетом звуковой транслитерации получаем чеченскую исходную форму Нах эла «князь нахов» Нахрим — Нахарим — Нах элин.
К этому времени этнический состав населения этого государственного образования претерпел значительные изменения. Известно, что в периоды своего усиления и армянские, и персидские цари широко практиковали расселение на агванской территории своих колонистов, соответственно, армяноязычных и ираноязычных, например, талашей, до настоящего времени живущих в Азербайджане. Широкому распространению армянского языка среди коренных албанцев в немалой степени способствовало и введение богослужения на армянском языке. В результате уже в XII веке вся албанская литература окончательно переходит на армянский язык. Между прочим, очень схожий процесс ассимиляции нахских племен происходил и в соседней Кавказской Иберии Древней Грузии. Принятие христианства с богослужением на грузинском языке и здесь во многом способствовало грузинизации нахского населения целого ряда областей: Кахетии, Тушетии, Хевсурети, Сванетии, Двалети и др.
Подавляющее большинство топонимов на данной территории могут быть разъяснены с чеченского языка или же имеют аналоги на территории Чечни. И таких примеров можно привести множество. Эпоха арабских завоеваний привела к появлению в нахской этнической среде как на территории Кавказской Албании, так и на территории Грузинского царства арабских поселенцев. В частности, различные средневековые хроники фиксируют присутствие арабов как в районе Дербента, так и среди нахов-санаритов нахи санары или цанары в области, лежащей к северу от современного Тбилиси. Так, на юго-востоке горной Чечни находится селение Симсир и это название легко переходит в Шем-Шем. Однако вернемся к Кавказской Албании.
Большая часть ее населения подверглась тюркиизации, что было вызвано длительным и непрерывным переселением больших масс тюркоязычных кочевников на плодородные земли между средним и нижним течением рек Кура и Аракс. Тюрки-кочевники проникали в Закавказье через Северо-Восточный Кавказ, двигаясь вдоль западного побережья Каспийского моря. Причем, основная масса их долгое время концентрировалась в степях Предкавказья, а кое-где тюрки начинали оседать и в предгорьях. Определить время появления первых тюркоязычных кочевников на Северном Кавказе достаточно сложно в силу того, что современные им летописцы не всегда точно представляли себе языковую принадлежность того или иного кочевого племени. Так, античные источники конца I — середины II вв. Очевидно, это первые признаки начавшейся миграции разноплеменного гуннского кочевого союза, сформировавшегося в степях к северу от Китая.
Но далеко не все гунны были тюрками. Порой даже наличие племенного этнонима явно тюркского происхождения не может гарантированно означать тюркское происхождение данного племени. Так, в среде гуннского племенного союза античные авторы выделяют племя акациров, чье племенное название по мнению целого ряда исследователей имеет тюркское происхождение от тюркского агачер — «лесной человек». Однако само это название «лесной человек» указывает на нетипичную для степняков-тюрок среду обитания — леса. Поэтому можно предположить, что под тюркским названием скрывается племя угро-финского или иного происхождения. Кроме того, тюркскими по происхождению признаются некоторые кочевые племена, находившиеся в состоянии войны с гуннским племенным союзом.
Это племена алпидзуров, алкидзуров, итимаров, тункарсов. Если это все действительно тюркские племена, то нам придется признать, что тюрки появлялись в степях к северу от Кавказских гор не только в составе гуннского племенного союза. А в этом случае вопрос о времени их миграции на запад от Волги остается открытым. Вообще, путаница, до сих пор царящая в научной исторической литературе по вопросу об этнической принадлежности того или иного племени, входившего в состав широких племенных союзов, традиционно именуемых тюркскими, очень напоминает такую же точно неразбериху с этнической принадлежностью племен, именуемых скифскими, сарматскими или позднее аланскими. Первоначально всех скифов и сарматов, включая алан, историки причислили к ираноязычным народам. Вскоре, однако, возникли серьезные сомнения относительно того, что все скифы, известные древневосточным и античным авторам, говорили на иранских наречиях.
Затем эти сомнения быстро распространились на сарматов и, естественно, аланский племенной союз.
Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят.
Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.
Родственные обязанности. Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков.
Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа.
Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз.
Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды. Честь семьи.
У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех".
Адат в современной Чечне Адат от арабского "обычай" - обычные неписанные законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" "Голос Отчизны".
Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами. Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой.
Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно.
Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести.
Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину. Отношение к женщине У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя".
Религия и традиции
- Нохчи - народ Ноя | Пикабу
- Чем отличаются нохчий от дагестанцев?
- Что значит нохчи
- Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык
Что значит слово Нохча?
Свадьба в культуре народа нохчи является важным событием. Традиционно, свадебные обряды начинаются с предложения руки и сердца, а затем следуют торжественная церемония, посвященная вступлению молодых в брак. Национальная одежда. Нохчи до сих пор сохраняют традиционную национальную одежду, в которой отражена их национальная идентичность. Важными элементами национальной одежды являются халаты, длинные платья и платки. Обряды и обычаи. В культуре народа нохчи много обрядов и обычаев, связанных с рождением, свадьбой, смертью, праздниками и т. Эти обряды и обычаи передаются из поколения в поколение и являются важной частью идентичности народа.
Религиозные традиции. Нохчи являются преимущественно мусульманами, поэтому религиозные традиции играют важную роль в их культуре. Молитвы, посещение мечетей и соблюдение духовных обычаев являются частью повседневной жизни народа нохчи. Все эти обычаи и традиции помогают народу нохчи сохранить свою культуру и идентичность. Они способствуют единению и укреплению сообщества, сохранению и передаче ценностей на следующее поколение. Особенности национальной кухни Национальная кухня народа нохчи отличается особыми особенностями, которые делают ее уникальной и неповторимой. Основные ингредиенты: Мясо — народ нохчи является пастушеским и скотоводческим народом, поэтому мясо играет важную роль в их кухне.
Чаш — мясное блюдо из баранины, традиционно готовится на огне и является особым угощением. Бобовые — в кулинарии народа нохчи широко используются фасоль, чечевица, нут и другие виды бобовых. Они добавляются в супы, рагу и другие блюда. Овощи — национальная кухня народа нохчи богата разнообразными овощами, такими как морковь, лук, перец, помидоры и т. Мука — различные виды муки, такие как пшеничная и кукурузная, также широко используются в национальной кухне нохчи. Из них готовятся разнообразные хлебобулочные изделия, пироги, лепешки и т. Традиционные блюда: Шашлык — это одно из самых известных и любимых блюд национальной кухни народа нохчи.
Готовится из кусков мяса, которые маринуются и затем жарятся на мангале. Хинкал — это вареники, которые заполняются мясной начинкой. Кушание хинкала считается особым обрядом, которое сопровождается определенными традициями. Згежжэ — это традиционный суп, который готовится на косточке. В его состав входит мясо, овощи и пряности. Шапамакх — это блюдо, которое готовится из мяса, картофеля и лапши на курином бульоне. Кухня народа нохчи отличается богатством вкусовых сочетаний, разнообразием ингредиентов и уникальными способами приготовления блюд.
На самом деле, правильная исторически сложившая форма — «нахчуо» или «нохчуо» , а не «нохчо». Многие исследователи этого вопроса пришли к выводу, что окончание «уо» было заменено на «о» в силу того, что во многих языках нет звука «уо». Читайте также: Опарафиниться что это значит Самый главный вопрос — что нужно понимать под словом «нохчи»? Признаюсь, вот тут я окончательно запутался, так как мнения историков и специалистов на сей счет разошлись. Причем, настолько различные доводы приводятся, что хочется верить каждому, но нам нужна правда.
Хотя, я решил дать вам здесь несколько вариантов трактовки слова «нохчи». Интересное объяснение я вычитал в одной из социальных сетей. Смысл сводился к тому, что идут споры по поводу того, как правильно произносить — «нОхчи» или «нАхчи». Ответ одного пользователя мне очень понравился: «Это тоже самое, что сравнивать Израиль и Исраиль». Кстати, прочитайте статью о моем путешествии в Израиль — здесь.
Далее он дает развернутый ответ к каждой букве: НА — означает мать. Ведь, если перевести на чеченский язык слово мать, то оно будет «нана», то есть, НА — это сокращенный вариант. Х — на чеченском — это «твой», «ты», «ваша» и так далее. Ч — дом, родной очаг, ущелье. Самое интересное, что тут приведены для примера названия некоторых населенных пунктов в Чечне — Мартан-чу, Гихи-чу и другие.
И — переводится, как «это». В итоге получаем следующее значение слова «нАхчи» — «родной очаг — это мать твоя»! Конечно же, интересное мнение, но оно никакими научными данными не подкреплена, поэтому предлагаю обратиться к более достоверным источникам. Кавказские народы всегда были любопытным объектом для исследований, поэтому недостатка информации в этом вопросе нет. Например, когда я писал статью «История вайнахов», то столько литературы набралось, что выбирать самое главное было для меня сложной задачей.
Большинство ученых и историков в Чечне и за ее пределами придерживаются такого мнения, что слово «нохчи» дословно переводится как «народ Ноя». Семантика слова состоит из двух составляющих — «нох» и «чи». На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений. Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования. Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи».
Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди». Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»? В чеченском языке есть много слов с частицей «чи». Например, «элстанчуо» либо «элстанча» , «элча», что в переводе значит слово «Пророк», хотя если смотреть семантику слова, то получим: «эла» — Бог и «ча» — человек, то есть — Божественный человек.
Я надеюсь, что вы уже поняли, что «ча» — это единственное значение частицы «чи». Точно также образуются еще сотни чеченских слов. Еще один наглядный пример — слово «иллаН-ча», что значит «певец». Но, если рассмотрим подробнее, то получим «илла» — песня, «ча» — человек. Таким образом, соединив эти две составляющие, образуем слово «илланча» — человек-песня.
Но, не стоит обольщаться, так как есть еще два очень интересных предположения. Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника». Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И.
Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю. Каин и все его потомки не могли заниматься земледелием, пока не появился Ной. После всемирного потопа проклятие было снято, и Ной снова придумал плуг для обрабатывания земли. В честь Пророка и был назван «плуг» — «нох».
Верите ли вы в это или нет, я не могу знать, но есть и такое мнение. Я же говорил выше, что не буду давать вам здесь одного точного перевода. Кстати, сами чеченцы верят в то, что Ной — это и есть легендарный прародитель чеченского народа Турпал Нахчуо. Его история практически один в один совпадает с историей Пророка Ноя. Ну, и второй интересный, основанный на общевайнахском языке.
Повторюсь, в статье «Можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются одним народом? Так вот, на этом же языке слово «чуо» то есть «чи» означает «место», «территория». Согласно данному толкованию, мы получим, что нохчи — это «территория народа».
Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов. Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени — эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу… Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству 30-й век до н. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу.
Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом. Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов — воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти. В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам.
И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие. Самая высокая вершина Восточного Кавказа — гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом — тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ — расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа.
Культура и традиции нохчен Одним из важнейших аспектов нохченской культуры является передача и сохранение традиций и знаний через поколения. Старейшины семьи имеют важное значение в нохченском обществе: они передают мудрость, религиозные и нравственные ценности, занимаются обучением детей и организацией различных обрядов и торжеств. Музыка и танцы занимают особое место в культуре нохчен. Нохченская музыка начала свое существование в глухих деревнях горных районов Кавказа, и она проникла в сердца многих людей своей силой и выразительностью. Традиционные музыкальные инструменты, такие как баян, гармонь, саксофон и другие, используются для создания уникальных мелодий и ритмов. Кроме того, традиционные танцы являются одним из самых ярких и запоминающихся элементов нохченской культуры. Танцы выполняются в специальных костюмах, они сочетают в себе грацию, энергию и силу. Танцевальные группы и ансамбли активно выступают на различных мероприятиях и фестивалях, чтобы показать красоту и оригинальность нохченской культуры. Одним из важных аспектов нохченской культуры является также кухня. Национальная кухня нохчен известна своими вкусными и питательными блюдами. Они часто приготовляются из свежих продуктов, таких как мясо, овощи и молочные продукты. Знаменитые блюда, такие как «хинкал», «хашу», «хашляма» и «хинкалга», являются популярными среди нохчен и гостей.
Что такое "нохчи ву"
Вероятно, это племя сформировалось в исторической области Нашха [44] [45]. К одним из ранних упоминаний самоназвания чеченцев, по мнению большого числа учёных, считается «Ашхарацуйц» — армянская география VII века [46] [47]. В ней упоминается народ «нахчаматьянк», где по словам исследователей «янк» — этническое окончание в армянском языке, на чеченском «мат» — место, страна, язык и «нахче, нахчий» — самоназвание чеченцев по сегодняшний день. Существует и противоположное мнение, в основном среди чеченских учёных, согласно которому этноним нохчий распространился на восточно-нахские группы гораздо ранее и этноним нахчаматьяне непосредственно с ним связан с VII века. В связи с этим возникают утверждения, согласно которым единый эндоэтноним нохчий исследователи распространяют на все нахские этногруппы в составе современных чеченцев и на современные субэтносы чеченцев например, А. Мациев [44]. У разных этнографов, языковедов, исследователей прошлых столетий, описывавших Кавказ и события, происходившие там, упоминается как сам этноним, так и его этимология. Например, самая распространенная версия о значении самоназвания чеченцев — это «народ» [51] [52] [53]. Так же чеченцы связывали происхождение своего самоназвания с именем пророка Ноя [54] [55] , на чеченском — Нох, в оригинале — др. В русскоязычных источниках.
Только с начала XIX века в русскоязычных источниках становятся известны свидетельства широкого использования этнонима нохчий. В середине XIX века А. Берже сообщал, что у чеченцев имеется общее самоназвание — нахче [56] , однако он также упоминал и об имени, которое дали равнинные чеченцы всем горцам, в том числе и горным чеченцам — таули [57] у комментаторов тавлинцы [58]. Советский и российский учёный, д. Шнирельман считает свидетельства А. Тяготение имени нохчий только к плоскостным чеченцам подтверждал и У. Другие эндоэтнонимы. Также использовался в качестве самоназвания и русский эндоэтноним чеченцы, А.
Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди». Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»? В чеченском языке есть много слов с частицей «чи». Например, «элстанчуо» либо «элстанча» , «элча», что в переводе значит слово «Пророк», хотя если смотреть семантику слова, то получим: «эла» — Бог и «ча» — человек, то есть — Божественный человек. Я надеюсь, что вы уже поняли, что «ча» — это единственное значение частицы «чи». Точно также образуются еще сотни чеченских слов. Еще один наглядный пример — слово «иллаН-ча», что значит «певец». Но, если рассмотрим подробнее, то получим «илла» — песня, «ча» — человек. Таким образом, соединив эти две составляющие, образуем слово «илланча» — человек-песня. Но, не стоит обольщаться, так как есть еще два очень интересных предположения. Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника». Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И. Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю. Каин и все его потомки не могли заниматься земледелием, пока не появился Ной. После всемирного потопа проклятие было снято, и Ной снова придумал плуг для обрабатывания земли. В честь Пророка и был назван «плуг» — «нох». Верите ли вы в это или нет, я не могу знать, но есть и такое мнение. Я же говорил выше, что не буду давать вам здесь одного точного перевода. Кстати, сами чеченцы верят в то, что Ной — это и есть легендарный прародитель чеченского народа Турпал Нахчуо. Его история практически один в один совпадает с историей Пророка Ноя. Ну, и второй интересный, основанный на общевайнахском языке. Повторюсь, в статье «Можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются одним народом? Так вот, на этом же языке слово «чуо» то есть «чи» означает «место», «территория». Согласно данному толкованию, мы получим, что нохчи — это «территория народа». Кому и чему верить, решайте сами. Пусть простят меня чеченцы, но мне больше нравится значение слова «нохчи» — пахари. Этот народ на протяжении всей своей истории реально «пашет» и время от времени отвлекается для защиты своей чести и свободы. На этом я заканчиваю. В завершении хочу сказать, что самым родственным народом для чеченцев являются — ингуши. Они тоже имеют свое самоназвание — «гIалгIай». Уже готовлю очень интересную статью на эту тему. Станьте постоянным читателем блога, чтоб получать новые статьи на свой e-mail как стать читателем? Друзья, мне будет очень интересно прочитать ваше мнение по поводу данной статьи, готов обсудить ваши взгляды. Источник Нохчи — это «народ Ноя». Чеченский язык Язык каждого народа хранит в себе много тайн. Со временем исследователи находят этимологические связи с прошлым. Чеченский язык тоже хранит загадку своего народа. Оправдано ли толкование их самоназвания, либо имя последнего патриарха Ветхого Завета на самом деле не имеет никакого отношения к этой нации? Убеждения Чеченцы убеждены, что их название «нохчи» буквально переводится как «народ Ноя». С древнейших времен они считали этого патриарха своим отцом и пророком. То есть по этой логике можно утверждать, что чеченцы — это первый народ после потопа. Данное самоназвание используют и современные жители республики. Распространилось оно еще в XVI веке. Причем ранее так назывались общества, которые занимали восточно-нахские этно-территориальные объединения. Причиной распространения этого названия стал период, который на тот момент запустил процессы внутренней этнической консолидации. Именно тогда и начал формироваться чеченский народ. Возникновение Первоначально нохчи — это жители Чеченской равнины. Об этом в конце XIX века заговорил исследователь Лаудаев.
Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола. Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока. В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами. Женщины носили: длинные рубахи до колен, синего или красного цвета; широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток; сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами; молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие; голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане; в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства. Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги. Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом. В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником. Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства. Характер Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе. Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху. Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи. Традиции Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить.
Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени — эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу… Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству 30-й век до н. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы — оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом. Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов — воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти. В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие. Самая высокая вершина Восточного Кавказа — гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом — тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ — расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп — крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества адат. Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.
Что такое Нохчи и что оно означает?
Нохча — это общее название для жителей Чеченской Республики, которая находится на северном Кавказе, в России. Термин «нохчи» входит в активную лексику чеченского языка и имеет множество значений и исторических корней. Казалось бы, Чечня и Дагестан — это два соседних субъекта Российской Федерации, а люди, проживающие там, чуть ли не братья. Они исповедуют одну религию. Принято считать, что термин «чеченцы» стал употребляться после разгрома нохчами русского контингента у Чечен – аула на реке Аргун в 1732 году. Но́хчий — самоназвание чеченцев. По мнению большинства кавказоведов, распространилось на восточно-нахские этно-территориальные объединения в XVII—XIX веках. Что такое нохчи и каково его значение? Как переводится слово нохчи с чеченского на русский.
Религия и традиции
- Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации: imperialcommiss — LiveJournal
- Об истоках нохчи танца
- Кто такие нохчи?
- Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси
- Что такое "нохчи ву"
Что такое Нохчи ву?
- Как чеченцы себя называют
- Значение слова «нохчи»
- Как чеченцы себя называют
- Религия и традиции
Что такое нохчи на чеченском
это название на языке верхне-сунженской группы восточно-кавказских языков, на котором говорит народ чеченцы. Нохчи — это не только национальная идентификация и символ национального единства, но и выражение сопротивления и борьбы за свободу. Не надо доказывать, что нохчи, надо быть мусульманином, тогда и этот, и прочие вопросы разрешатся сами собой.