Домашнее чтение четырехтомника «Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы» позволит глубже проникнуть в смысл богослужения этих дней и наполнит дни Великого поста и Страстной седмицы новым смыслом. Первая седмица и первая Неделя Великого Поста. Понедельник первой седмицы Великого Поста. Песнь 1. Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Службы Первой и Страстной Седмиц Великого поста в 3-х книгах на церковно-славянском языке. Первая седмица и первая Неделя Великого Поста.
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5—й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5—й песню канона всякой yтрени. Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»?
Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый.
А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы.
Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь».
Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда.
Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется.
Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется — некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением.
Во—первых, это Троичны гласа, во—вторых, седальны по первом стихословии yтрени т. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди. Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна.
В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий — на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы.
Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас». В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы.
Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» в любом гласе, в любой день седмицы. То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» по типy Крестобогородична , хотя такого термина и нет.
То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица. Почемy не поются тропари на «Бог Господь»? Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня дважды , «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен.
Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня? Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период?
Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня. Вот почемy пение отдельного тропаря этомy конкретномy святомy является излишним. Так что в Богослyжебном yставе все оправдано.
Читаются кафизмы по особомy yставy, отличномy от того, о котором рассказано раньше. Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. Однако седальны на yтрени по кафизмах бывают всегда: после 1—й кафизмы — седальны Октоиха зри Приложение к Триоди ; после 2—й и 3—й кафизм — седальны Триоди данного дня.
То есть чтобы отыскать седальны после 1—й кафизмы, необходимо заглянyть в конец Постной Триоди и найти в Приложении нyжный седален в соответствии, во—впервых, с гласом Октоиха, а во—вторых, в соответствии с днем седмицы. А вот седальны второго и третьего стихословия находятся в основном тексте Триоди, а не в Приложении.
Как это происходит, ни один человек из живущих на этой земле не знает и не сможет на своем опыте, к сожалению, заблаговременно узнать.
Но знает об этом Святая Церковь. Она есть столп и утверждение Истины, Она сохранила богатейший опыт свидетельств о том, как это происходит, и, как чадолюбивая мать, дает каждому из нас возможность узнать, что это такое и что нужно сделать, как нужно готовиться, чтобы в вечность блаженную войти. Итак, Великий пост является образом и в тоже время частью тотальнейшей подготовки человека к вечности.
Конечно, мир, окружающий нас, часто играет с нами злые шутки: отвлекся, увлекся, развлекся — и сразу духом охладел, и сразу то, что Святая Церковь предлагает, кажется каким-то очень потусторонним и ненужным, каким-то приветом с духовной луны. Но на самом деле это не так. Человек, который проживает год от года Великий пост, стараясь честно подвизаться, понимает, что Святая Четыредесятница является образом той правильной, целостной и в прямом смысле слова спасительной жизни, которая обетует блаженную вечность.
Великопостные молитвы, которые мы слышим, и их эпицентр — молитва преподобного Ефрема Сирина — обозначают очень четко для каждого из нас то главное, что мы не должны делать, и то, что должны. Как это исполнить и, самое главное, с чего начинать? Святая Церковь учит нас и просит прибегнуть к самому что ни на есть доступному способу — внимательному чтению молитв или вслушиванию в них.
У нас нет другого способа познать Бога, как только через молитву, и потому нужно обращать особое внимание на место молитвы в нашей жизни. Без молитвы невозможен религиозный образ жизни. Все религии, как бы мы, православные люди, к ним ни относились, признавая или не признавая их значение, имеют в своем центре молитву. Где нет молитвы, там нет и религии, и в первую очередь мы должны отнести эти слова к нам, православным. Если мы не молимся, то мы только на словах являемся православными христианами. Именно молитва определяет и «градус» нашего внутреннего духовного состояния, и саму нашу религиозность. В молитве мы просим Господа о том, что у нас на душе. Просим Его помочь разрешить наши проблемы, содействовать разрешению многих жизненных трудностей. Мы просим у Господа здоровья, сил для себя, для своих родных и близких. Молитва прошения обычно занимает самую большую часть нашего общения с Богом, но молитва не заключается только в том, чтобы Бога просить.
Молитва — это также возможность для нас прославить Господа. Когда мы в храме или в личной молитве говорим «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», мы Господа нашего прославляем этими простыми словами. Слава человеческая Богу не нужна — это нам очень нужно прославлять Бога, свидетельствуя о нашей вере, о том, какое важное место Бог занимает в нашей жизни. Молитва действительно способна многое изменить в человеческой жизни.
В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду Стояние Марии Египетской. Литургия Преждеосвященных Даров: 1, 3 марта Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной Литургии Преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будни.
Службы первой седмицы Великого поста
Седмица 4-я Великого поста. На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской. В первую седмицу Великого поста, с 27-го февраля по 4-е марта, богослужения в храме Иоанна Воина отличаются следующими особенностями. Первая седмица Великого Поста (в двух томах).
Седмица 1-я Великого Великого поста
Песнопения 1-й седмицы Великого Поста. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Предыдущая записьПротоиерей Владимир Долгих: План-конспект на Великий пост от преподобного Ефрема Сирина Следующая записьСлово во вторник первой седмицы Великого поста. важное > Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста. Дни первой недели Великого поста — наиболее важные.
Первая седмица Великого поста
3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. Оглавление Служба во вторник первой седмицы Великого поста. Вечером 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Подробнее см. третью песнь канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста. Подробнее см. третью песнь канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.
[18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста
Предыдущая записьПротоиерей Владимир Долгих: План-конспект на Великий пост от преподобного Ефрема Сирина Следующая записьСлово во вторник первой седмицы Великого поста. В понедельник первой седмицы Великого Поста митрополит Каширский Феогност совершил чтение канона преп. Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 марта – 21 марта) вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига.
Первая неделя Великого поста
Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил. Тексты служб каждого дня седмицы даются в 2-х частях: утро (Утреня, часы) и вечер (Вечерня и Повечерие). Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. С первого дня Великого поста в храмах священники читают на часах (так называется особая служба) Евангелие, а по особым дням совершают Соборование и поминание Страстей Христовых.
Первая седмица Великого поста
Потому что основная наша цель — спасти свою душу. Но что мы делаем, когда живем здесь? Каждая ли наша мысль занята тем, чтобы думать о спасении своей души? Мы живем так, что собираем только грехи. И если мы серьезно подходим к периоду Четыредесятницы, то видим, что плохих дел столько, что не знаешь откуду даже начать.
С чего начать? Как провести хотя бы отдельный промежуток времени, чтобы хоть немного преуспеть на пути, который ведет ко спасению? Преподобный Андрей Критский написал проникновенный кондак: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитится; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
Эти слова приводят каждого из нас к памяти о смерти. Что страшнее смерти может быть? Ее одинаково боятся бедные и богатые, сильные и слабые. Ведь мы не знаем, что за этим порогом нас ждет.
Когда холодок смертного дыхания проносится мимо нашего взора, тогда действительно душа смущается. Потому, что она смотрит назад. Смотрит на то, как проведено было время жизни, что было сделано, и в чем можно найти точку опоры. Бывает так, что ничего не находит.
Нечем оправдаться перед Богом за свою жизнь. Не на что опереться, ничего сделано не было.
Молитвенные песнопения исполнил смешанный хор Смоленской Православной Духовной семинарии регент — Ольга Новикова. Владыка Исидор преподал участникам богослужения архипастырское благословение. Сегодня вечером в Свято-Успенском кафедральном соборе будет совершено чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.
По будним дням отменяется Божественная литургия, за исключением среды и пятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Авксентия, равноап. Кирилла, учителя Словенского, Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор разделил с клириками и мирянами покаянное молитвенное предстояние перед Господом в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.
Василия исп.
Парийского: Богослужение в Казанском храме. Артемона, пресвитера Лаодикийского. Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп.
Седмица 1-я Великого Великого поста
И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб. Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста: Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами. Когда слышишь песнопения первого часа Великим постом, сразу понимаешь — это утреннее призывание Бога. На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Шестой — воспоминание страшного момента Распятия Христова ради того, чтобы избавить нас от грехов: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Великопостные богослужения являются не только исключительным молитвенным предстоянием. Они могут стать усердной учебой. Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи.
В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы Сорокодневницы, то есть Великого поста слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть. И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста.
Что страшнее смерти может быть? Ее одинаково боятся бедные и богатые, сильные и слабые. Ведь мы не знаем, что за этим порогом нас ждет. Когда холодок смертного дыхания проносится мимо нашего взора, тогда действительно душа смущается. Потому, что она смотрит назад. Смотрит на то, как проведено было время жизни, что было сделано, и в чем можно найти точку опоры. Бывает так, что ничего не находит. Нечем оправдаться перед Богом за свою жизнь. Не на что опереться, ничего сделано не было. Хотя время Господь каждому из нас дал. С чего же нам начать покаяние, которое приводит нас в нормальное состояние. В состояние, которое открывает человеку глаза, которое отрезвляет ум, и человек видит более правильно себя. Таким, каким он есть, и таким, каким он должен быть. Преподобный Ефрем Сирин в своих молитвах дает нам указание, откуда можно начинать покаяние: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Святые отцы говорят, что праздность есть мать всех грехов. Когда человек находится в праздности - разленился, расслабил свой ум, невнимателен к себе, к своей жизни, беспечно проводит время, - то любой помысл, грех, страсть берет над ним верх. Человек даже не замечает, как приходит недобрый помысл в его душу. Он расслабился и не находится в трезвом состоянии, как человек, упившийся вином. В праздности любые страсти могут легко пленить душу, ум, сердце.
Можно сказать с уверенностью, что многие, пропостившись так день или два, имея возможность и желание прийти в храм, не могут этого сделать по недостатку сил. Дорогие братья и сестры, все это мы проходили на собственном опыте. Мы также знаем примеры многих отцов, которые постились строго, не вкушая пищи и по неделе, но общее практическое правило таково, что вкушать постную пищу нужно каждый день, но не до сытости и до переедания. Вот и все, что от нас требуется в отношении постничества. Один из самых строгих подвижников XX века — афонский старец Иосиф Исихаст — всем своим многочисленным духовным чадам говорил, чтобы они не соблюдали «двухдневку» — данное в Типиконе предписание о том, что первые два дня Великого поста не надо ничего вкушать. Он не рекомендовал соблюдать это правило, потому что оно, дорогие братья и сестры, не для нас. Мы не имеем таких духовных сил, мы живем в агрессивной внешней среде, которая требует от нас постоянно правильных реакций на происходящее. Если мы так будем поститься, то можем себя погубить. Я не хочу никого расхолаживать и отбивать желание к подвигам, но нами должна руководить разумность. Что касается молитвы, молиться, братья и сестры, надо побольше. Нужно чаще бывать в храме, если нам позволяют обстоятельства нашей жизни. Нужно стараться вычитывать свое правило, которое у каждого из нас есть свое. Есть свободное время — можно помолиться и без правила. Но и опять же надо помнить, как говорит преподобный Исаак Сирин, не будьте рабом правила. Хуже, «набрав» себе какое-то количество канонов, акафистов и кафизм, не суметь их прочитывать каждый день. Всегда есть обстоятельства, когда мы по ряду объективных причин: по усталости, по занятости на работе или загруженности семейными обязанностями — не можем выполнить взятый на себя «неподъемный вес». И не нужно этого бояться, нужно от души помолиться столько, сколько позволяют наши обстоятельства, и это будет хорошо. С другой стороны, если в течение дня, когда мы заняты каким-то делом, вдруг приходит память о Боге — Господь напоминает нам о себе или внушает желание помолиться, то не нужно останавливать себя, мысленно говоря, что через час я встану на правило, тогда и помолюсь. Нужно помолиться хотя бы минуту, может несколько секунд.
Сретенский монастырь 1 181 подписчик Подписаться Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями. Только Великим постом в наших храмах читают Великий покаянный канон, совершают Литургию Преждеосвященных Даров и поют особые песнопения о страданиях и смерти Спасителя.
1-я седмица Великого поста
Службы утром понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста в нашем храме начинаются в 8 часов утра и состоят из Утрени, часов, изобразительных и вечерни. Литургия Преждеосвященных Даров В среду и пятницу — начало Утрени в 8 часов утра, затем следуют часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы Сорокодневницы, то есть Великого поста слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин.
Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях если они есть. И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию.
Четыре дня понедельник, вторник, среду и четверг вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?
Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда — милосердие Христа.
Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению.
Вспоминается много библейских персонажей Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия» , пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию. Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится». Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага.
Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. В богослужении участвовали клирики обители. За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина Перминова с сестрами и прихожанами обители.
Александр Титов: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Улетела к Богу служба этих дней.
Я попросил прихожан, которые провели эти дни в храме — записать свои ощущения, поделиться ими. Потому что это всегда особенные ощущения. Помнится, как давно уже, хотя как будто вчера, будучи ещё алтарником в Державном храме п. Кратово я внял призыву настоятеля оставить все мирские попечения и провести первую седмицу в храме, на всех-всех службах. А службы у отца Николая полные, в точности с Богослужебными указаниями.
А алтарникам в алтаре сидеть нельзя, а в храм выходить на скамейки неловко. Зато богослужебные книги перед глазами — стой, следи за текстом. Вот мы, человек где-то семь и следили. И прав был отец Николай — Бог даёт особенную благодать в эти дни. Причём практически сразу.
Вначале «намерение целуя», а потом укрепляя и ободряя на завершение намеченного. И, что самое удивительное — даже исполняя отчасти забытые молитвенные просьбы к Нему. Зная всё это, я, конечно же, решил не упускать такой возможности использовать эти дни поста с максимальной пользой — поставил богослужения на каждый день утро-вечер и предупредил клирос. На естественные переживания «как это будет, кто будет столько читать? Давайте просто начнём и посмотрим.