Тихон (до пострига – Георгий) Александрович Шевкунов – православный делатель культуры, сценарист, писатель, епископ Русской Православной Церкви. Священный синод Русской православной церкви назначил митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) главой Крымской митрополии. Митрополит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович). 4 Биография епископа Тихона Шевкунова богата на различные события.
Тихон (Шевкунов; митрополит)
В интервью Тихон Шевкунов опроверг слухи о том, что он якобы принимает важнейшие решения в культурной политике России и может повлиять на любое событие в культурной жизни страны. Ксения Собчак напомнила о том, что Шевкунова называли ответственным за уголовное преследование режиссера Кирилла Серебренникова. О влиянии на принятие важных решений в культурной политике Я слышал и читал о том, что я посадил в тюрьму Кирилла Серебренникова и так далее. Есть у Агнии Барто такое стихотворение, в котором девочка рисует что-то и отвечает маме, что нарисовала бяку-закаляку кусачую, которую сама из головы выдумала и теперь сама ее боится. Вот примерно так создали некий образ меня, который мне не нравится, конечно.
Так коллективный воспаленный мозг порождает монстров, и люди начинают бояться образа, который сами же и создали. Я участвую в каких-то моментах культурной и общественной жизни, которые совершенно не скрываю. Я являюсь членом Президентского совета по культуре. Мы там собираемся, что-то обсуждаем, о каких-то премиях говорим...
Бывают особые поручения. В частности, я занимаюсь созданием огромного, поразительно красивого исторического и археологического парка в Херсонесе, который строится на месте крещения князя Владимира. Недавно открылась первая очередь. Мы ждали, что по телевизору Путин объявит об открытии, а он приехал сам неожиданно для всех.
О своих отношениях с Владимиром Путиным Иногда, бывает, удается поговорить, в силу того, что я знаю Владимира Владимировича с 1998 года: он работал рядом со Сретенским монастырем на Лубянке с 1995 по 2018 год Шевкунов был наместником Сретенского монастыря. Но, конечно, люди на самой высоте очень одиноки. Поэтому он и сказал однажды: "Поговорить не с кем". Сложно с ним общаться, потому что те темы, вопросы, чувства, колоссальная ответственность, которую мы даже представить себе не можем, лежит на этом человеке.
Поэтому что мы ему можем сказать? Конечно, он задает вопросы о монастыре, о церковной жизни. Что это случится, мы, православные люди, знали давно.
Я спрашиваю: «Как вы объясняете своим ученикам, которые сидят под бомбежками, необходимость спецоперации? Они и так знают, что столкнулись с фашистами, с инфернальной, страшной силой ненависти, которая только уничтожает». Я был поражен.
И второе мне сказали в Крыму. Один священник местный — у него родственники выезжали с Украины в Россию. Он рассказал, как первый автобус прошел, а второй остановили украинские военные и расстреляли всех, включая женщин, детей, и две собаки были там… И этот священник спокойно говорит: «Мы знаем, что это за страшная дикая сила, это нацисты». Если бы я не услышал это своими ушами, я бы не поверил. Мы этого не знаем — только видим по телевизору, умозрительно, а они там знают очень хорошо… Нам ведь не нужна победа над Украиной. Нам нужна победа правды божьей в этой «многовекторной» ужасной ситуации.
О долгой истории противостояния России и Запада — В 1990-е и 2000-е годы нас любезно пригласили в западное сообщество. И, конечно же, все были безумно рады. Все воспринимали это как самый правильный и счастливый выбор, кроме тех, кто хорошо знал историю взаимоотношений глобального Запада и России. Глобальный Запад воспринимал Россию не как партнера, а как средство для использования. Мое глубокое убеждение, что дело идет от древних времен. Византийский Восток, наследниками которого мы стали, и Запад, который долгое время уступал Византии в развитии, в науке, культуре, в могуществе, — противостояние этих двух миров было непримиримым именно с точки зрения Запада.
Католический Запад поставил себе целью подчинить Византию. Римский папа должен быть главой всего христианского мира. В 1204 году западными крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь. И в значимой степени развитие Запада было основано на разграблении богатств Византии. Кроме того, есть мировая борьба за римское наследие. В Вашингтоне — вы заметили, какое там количество римских орлов?
Демократическая страна — и вдруг «имперские» орлы на каждом шагу. А как называется их законодательный институт? Стоит он на холме Капитолий, а рядом протекает речка Тибр. Зачем им это все надо? Что за игры?
И патриарх якобы пообещал Тихону: ты поднял шум вокруг Сретенской семинарии, и я тебе этого не забуду. Чтобы вы понимали, Сретенская семинария, оперируя мирскими определениями, — это как бы осаждённая крепость. Командует ею митрополит Тихон. Отношения у него с патриархом, может, и не «натянутые», как уверяют злопыхатели. Однако ревность в них определённо присутствует. Ведь кое-кто прочит Тихона в сменщики Кириллу, а это, согласитесь, малоприятно. А тут осаждённая крепость подверглась атаке — ей уготовили «оптимизацию». У митрополита «оптимизируют» золотоносную кафедру А история этого конфликта такая. Где-то с месяц назад прошло заседание Священного синода РПЦ, на котором назначили нового врио ректора Сретенской духовной семинарии, архиепископа Амвросия. А семинария — эдакий московский плацдарм псковского митрополита. Амвросий-то тоже столичный, руководил Московской духовной семинарией, но с Тихоном при этом никак не связан. Ну и как быть с плацдармом? А с финансовой адресной помощью как быть? Но условный чужак во главе осаждённой крепости — это ладно. Синод поставил перед новым ректором задачу «оптимизировать» Сретенскую и Московскую семинарии. Другими словами, речь зашла либо об их слиянии, либо о ликвидации одного заведения в пользу второго. Окончательное решение касательно дальнейшей судьбы «сретенского бастиона» должно было быть принято до 1 августа. Интрига же в том, что Шевкунова заранее не предупредили, и он узнал об «оптимизации» в день заседания Синода. По слухам, от этой новости у него случился гипертонический криз. Оклемавшись, митрополит решил действовать. Первое, о чём подумалось, — собрать в Псковских Печорах выпускников Сретенской семинарии на совместное богослужение. Узрит такую силищу патриарх, да и сделает выводы. Но выпускники разъяснили Шевкунову, что в Чистом переулке молебен могут воспринять как объявление войны осаждённой крепостью.
В октябре 2015 года - викарий Московской епархии с титулом "Егорьевский". В октябре 2015 года - наречен во епископа в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. В октябре 2015 года - управляющий Западным викариатством г. В июле 2016 года - председатель Патриаршего совета по культуре. Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ с июля 2012 г. Академик РАЕН. В мае 2018 года - назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с сохранением должности председателя Патриаршего совета по культуре.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Владимир Путин назвал Псково-Печерский монастырь «оплотом православия»
- митрополит Тихон (Шевкунов) – Псковская епархия
- Мы в соцсетях:
- Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Тихон Шевкунов — биография архимандрита
Она полна веры и доступного человеку понимания промысла Божия. Когда утихнет ненависть между русскими и украинцами — Может быть по-разному. Если ненависть будут возгревать постоянно, то это надолго. Я вспоминаю, ко мне приехал в Печору наш прихожанин, мальчик, выпускной класс. И говорит: «Владыко, я понять не могу, как же так, разве украинцы — фашисты? Я же переписываюсь с ребятами в соцсетях, один в Харькове, другой в Киеве, они такие же, как мы». Я ничего ему не мог объяснить. Это путь, который человек должен пройти сам. А вот другие этот путь проходили.
В Крыму, в Херсонесе мы строим огромный исторический комплекс на месте крещения князя Владимира. Так вот приехали туда люди из Донецка, потерявшие родственников, жившие там… И среди них были учителя. Я спрашиваю: «Как вы объясняете своим ученикам, которые сидят под бомбежками, необходимость спецоперации? Они и так знают, что столкнулись с фашистами, с инфернальной, страшной силой ненависти, которая только уничтожает». Я был поражен. И второе мне сказали в Крыму. Один священник местный — у него родственники выезжали с Украины в Россию. Он рассказал, как первый автобус прошел, а второй остановили украинские военные и расстреляли всех, включая женщин, детей, и две собаки были там… И этот священник спокойно говорит: «Мы знаем, что это за страшная дикая сила, это нацисты».
Если бы я не услышал это своими ушами, я бы не поверил. Мы этого не знаем — только видим по телевизору, умозрительно, а они там знают очень хорошо… Нам ведь не нужна победа над Украиной. Нам нужна победа правды божьей в этой «многовекторной» ужасной ситуации. О долгой истории противостояния России и Запада — В 1990-е и 2000-е годы нас любезно пригласили в западное сообщество. И, конечно же, все были безумно рады. Все воспринимали это как самый правильный и счастливый выбор, кроме тех, кто хорошо знал историю взаимоотношений глобального Запада и России. Глобальный Запад воспринимал Россию не как партнера, а как средство для использования. Мое глубокое убеждение, что дело идет от древних времен.
Византийский Восток, наследниками которого мы стали, и Запад, который долгое время уступал Византии в развитии, в науке, культуре, в могуществе, — противостояние этих двух миров было непримиримым именно с точки зрения Запада.
Неудивительно, что сейчас многие люди из других регионов, узнавая, что их собеседник из Псковской области, стремятся продемонстрировать знание сегодняшнего дня нашего региона и тут же называют имя митрополита Тихона. Активную и деятельную позицию митрополита высоко ценил губернатор. Мы даже иногда шутим, что мы с ним - двуглавый орел. Иногда, готовясь к рабочим поездкам в Москву, стараемся день-два спланировать, чтобы вместе можно было походить по кабинетам, убедить кого-то еще в Псковской области помочь», - рассказывал Михаил Ведерников в одном из интервью. Самым главным и самым большим проектом владыки губернатор называл возрождение объектов культурного наследия — идея здесь исходила от митрополита и была поддержана президентом Владимиром Путиным. Некоторые из начатых при митрополите Тихоне проектов в настоящее время еще не завершены — это и работы по масштабной реконструкции инфраструктуры в Печорах к их 550-летию, и парк «Россия — моя история» в Пскове, и строительство молодежного лагеря «Истоки», призванного стать эдаким «северным Артеком».
Пока неизвестно, какая судьба ждет эти и некоторые другие проекты — тут пока остается только гадать, не постигнет ли часть из них та же участь, что и инициативу возведения подземного храма в Печорах. Напомню, что от этой, уже публично озвученной, идеи пришлось отказаться. Так или иначе, завершение начатых при предшественнике проектов — это теперь дело нового главы Псковской митрополии, им назначен викарий Новгородской епархии, епископ Юрьевский Арсений, он же вместо Тихона станет игуменом Псково-Печерского монастыря. Вне всяких сомнений, ему будет непросто. Нового псковского владыку неминуемо будут сравнивать с предшественником, образно говоря, мерить его действия прежней линейкой, а раз так - надо соответствовать. Однако делать это будет очень сложно, учитывая статус митрополита Тихона, степень его влиятельности и масштаб личности.
Тихон никогда не опровергал и не подтверждал это утверждение. В 2016 году пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил , что Шевкунов знаком с президентом и активно участвует в проектах Кремля. Проекты Тихона Митрополита Тихона назначили главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года. Последние годы он курировал несколько проектов, в частности занимался мультимедийным историческим парком «Россия — моя история».
Переезд в Севастополь был предсказуемым, поскольку Тихон уже давно работает параллельно и с тем регионом, развивая историко-археологический парк «Херсонес Таврический». От себя лично скажу, что очень рад тому, что Владыка Тихон будет теперь еще ближе к нам», — написал пост в соцсети губернатор Севастополя. Митрополит Тихон и губернатор Севастополя Михаил Развожаев Политолог Алексей Макаркин считает, что новая должность добавляет митрополиту очки. Теперь он будет куда заметнее для государства, ведь полуострову властями уделяется куда больше внимания, чем Пскову, куда Тихона отправили в 2018 году из Сретенского монастыря. Тогда о «ссылке» наместника в Псков ходило много пересудов. Якобы патриарх Кирилл был недоволен чересчур близкими отношениями Тихона с Владимиром Путиным.
Митрополит Тихон (Шевкунов) об уроках истории: Какими бы мы были, если бы не сорвались в 1917 году
Мы здесь не даем ответов. Разрешить эти конфликты призваны политики, дипломаты, к сожалению, военные. Но осмыслить всё это, не обманывая себя, принять сознательное участие в разрешении этой смертельной опасности, нависшей над Россией и Украиной, призваны, я глубоко в этом убежден, все мы... В последний день перед открытием выставки в Манеже царит рабочая суета. Десятка два рабочих, дизайнеров, оформителей наводят последний лоск на уже готовую экспозицию. Сквозь ряды стремянок и спецоборудования уже отчетливо виден замысел авторов: десять залов, десять исторических этапов от наших дней до седой древности и снова обратно в наши дни.
Первый зал носит название «Мариуполь», он провокативно пуст. На голые серые стены проецируется документальное видео разрушенного города в самый разгар боев за его освобождение. Ей, императрице, Новороссия обязана своим возникновением. Одесса, Херсон, Николаев, Днепропетровск — без мудрой царицы этих городов просто не было бы на карте. Освоение западных земель, отошедших к России после раздела Польши, заселение только что созданной Новороссии десятками тысяч выходцев из центральных российских губерний, начало индустриализации Донбасса, открытие залежей угля и металлических руд.
Тогда-то Новороссия и приобрела славу богатейшего русского региона, щедро наделенного и плодородием земель, и минеральными богатствами, а главное — трудолюбивым веселым народом.
Общественная деятельностьВ период с 1998 по 2001 год с братией Сретенского монастыря отец Тихон неоднократно выезжал в Чечню с гуманитарной помощью для православных жителей региона. Принимал активное участие в процессе воссоединения Русской православной церкви с РПЦЗ, входил в состав комиссии Московского патриархата по диалогу с Русской зарубежной церковью. С 1999 года — действительный член РАЕН. Архимандрит Тихон является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор социального антиалкогольного проекта "Общее дело", запущенного в 2009 году.
Член попечительского совета благотворительного Фонда Святителя Василия Великого. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2010 года утвержден членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить". Отец архимандрит участливо заметил ему: - Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, а президента не видели". Но, когда мы неуклонно упорствуем, Господь отходит и попускает свершиться тому, что выбирает наша слепая и немощная свобода".
Я никогда в жизни не чистил канализацию, не колол дров, не убирал за коровами, не подметал булыжные мостовые. Так что впечатлений к окончанию срока моего десятидневного пребывания в монастыре сложилось множество. Раздражения и усталости тоже… Но все же я увидел незнакомый и поразивший меня мир». С отцом Иоанном, о котором говорила крестная, повстречался на ходу — на несколько минут.
Тогда он показался молодому человеку обычным дедушкой, конечно, очень добрым, но совсем простым и не слишком интересным. Однако на вопрос, который его тогда особенно волновал, — о кино: можно ли им заниматься, и как Церковь к нему относится, — отец Иоанн дал совершенно неожиданный ответ. Он сказал тогда: «Ведь кино — это язык. Георгий сразу это запомнил и подумал: а ведь «дедушка» не так уж и прост… И только Господь знал, что великий старец Иоанн Крестьянкин станет духовным отцом будущего владыки, благословит его и на монашество, и на возрождение Сретенского монастыря. Мир потерял всю свою привлекательность, и захотелось вернуться назад, в монастырь Владыка Тихон позднее о встрече со старцем говорил так: «Откуда же мне было знать, что этот человек определит всю мою судьбу, станет одним из главных открытий в моей жизни и навсегда останется образцом христианина, монаха и священника». Георгий выдержал все десять дней: ранние подъемы, трудные послушания, нескончаемые службы с кричащими то и дело под ухом бесноватыми. В последний из десяти дней он всей душой стремился в Москву. Но выйдя за ворота обители, молодой человек испытал настоящий шок. Он вспоминал позднее об этом так: «Первым чувством, охватившим меня, было неудержимое желание — бросить сумки и стремглав бежать назад! Такого я от себя никак не ожидал… Из кинотеатра выходила молодежь.
Кто-то громко хохотал. Влюбленные парочки, обнявшись, прошли мимо меня. Все было совершенно нормально, кроме того, что я почему-то чувствовал себя здесь безмерно чужим… И действительно — все стало другим. Не знаю, что произошло, но мир потерял для меня весь интерес и привлекательность». Ни друзья, ни развлечения, ни желанная когда-то работа — ничто не касалось моего сердца. Даже книги, даже любимые Достоевский и Толстой не задерживали внимания. Я понял, что совершенно изменился. А может, безнадежно испортился для этого, столь любезного для меня раньше, мира. Открылась другая жизнь, по сравнению с которой всё прожитое мною за двадцать четыре года не шло ни в какое сравнение». А Господь уже позвал молодого человека, и этот зов был подобен тому, что услышали когда-то молодые рыбаки из Капернаума: они просто не могли продолжать свою обычную жизнь и, бросив все, поспешили за Господом, чтобы стать Его учениками.
Так и Георгий вскоре снова оказался в обители, променяв будущую блестящую карьеру, перспективу счастливой семейной жизни и прочие земные радости на тяжелые иноческие труды в Псково-Печерском монастыре. Позднее, уже подвизаясь несколько десятилетий в монашеском чине, владыка Тихон делился: «Так почему же мы пришли в монастырь и всей душой желали остаться здесь навсегда? Потому, что каждому из нас открылся прекрасный, не сравнимый ни с чем мир. И этот мир оказался безмерно притягательнее, нежели тот, в котором мы к тому времени прожили свои недолгие и тоже по-своему очень счастливые годы». Один почтенный питерский протоиерей сказал как-то: «Один год Псково-Печерского монастыря — это все равно что пятьдесят лет духовной академии». И Георгий теперь начал учебу в этой монашеской академии, возрастая у ног своего духовного отца — великого старца Иоанна Крестьянкина. Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин Сретенского монастыря и духовное чадо владыки Тихона, вспоминал о тех годах: «Я часто приезжал к нему в монастырь и всегда замечал, с какой радостью он нес все послушания, среди которых были и не самые приятные, особенно на скотном дворе, где ему приходилось чистить коровники. С умилением я наблюдал за поведением огромного быка, наводившего ужас на монахов не только своими размерами, но и налитыми кровью глазами. Мало кого он впускал в свое стойло, но Гошу так звали Георгия его друзья. Стоило Гоше подойти к нему, как бык, словно ласковый щенок, принимался тереться о его руку».
И, кстати, нередко благодаря монастырскому начальству, заступавшемуся за своего послушника. Я должен им руки целовать за такое попечение о моей душе!
Рассылка новостей
- Трагедия Украины
- «Я конечно всё приму!» Митрополит Тихон (Шевкунов) сравнил назначение в Крым со ссылкой на Колыму
- митрополит Тихон (Шевкунов) – Псковская епархия
- Поделиться
Зачем встретились митрополит Тихон (Шевкунов) и Ксения Собчак
В 1993 году - настоятель Московского подворья Псково-Печерского монастыря. В 1995 году - возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря. В 1998 году - возведен в сан архимандрита. В 1999 году - ректор Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию. С марта 2001 года - председатель монастырского хозяйства - сельскохозяйственного производственного кооператива "Воскресение" в Михайловском р-не Рязанской обл. С марта 2009 года - сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. С марта 2010 года - ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. С марта 2010 года - включен в состав Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
С мая 2010 года - руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.
В том же году поступил в трудником, затем послушником. В 1995 г.
В 1998 г. В 1999 г. С марта 2001 г.
В 2004 г. Распоряжением Президента РФ от 16 марта 2010 г. Место работы:Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом Руководитель Место работы:Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы Сопредседатель Место работы:Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Наместник Место работы:Патриарший совет по культуре Председатель Место работы:Псковская митрополия Глава митрополии Епархия:Псковская епархия Правящий архиерей Научные труды, публикации: Архимандрита Тихона Шевкунова при наречении во епископа Егорьевского.
Византийский урок», получившего премию Российской киноакадемии «Золотой орел» за 2009 г. Награды: Церковные: 2008 г. Сергия Радонежского II ст.
Владимира III ст. Нестора Летописца УПЦ - 2017 г. Даниила Московского I ст.
Сергия Радонежского III ст. Светские: 2003 г. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села»- 2006 г.
E-mail: К имени архимандрита Тихона Шевкунова постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником. Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона Шевкунова , хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.
История возникновения монашества Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания. Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н.
Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него.
Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту. Появление монашества на Руси На Руси появление монастырей связывают с 988 годом, временем Пришедшими греческими монахами близ города Вышгород был основан Спасский монастырь. Примерно в это же время преподобный Антоний приносит в Древнюю Русь афонское монашество и становится основателем знаменитой Киево-Печерской Лавры, которая впоследствии станет центром всей религиозной жизни на Руси.
Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей». Архимандрит Тихон Шевкунов.
Путь к монашеству До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году.
После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил Нечаев. Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант.
Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг. Принятие монашества Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном.
В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон Шевкунов : где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений. Жизнь архимандрита В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита.
Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон Шевкунов всегда говорит с большой любовью и благодарностью. Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь.
С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон Шевкунов являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом. Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году.
Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном Шевкуновым всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека. Фильм «Монастырь.
Псково-Печерская обитель» Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа.
По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона Крестьянкина и в дальнейшем принял Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война.
Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте. Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон Шевкунов фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек.
Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые.
В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен. Любовь к Псково-Печерской братии Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем.
Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан Крестьянкин , который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось.
Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу. Архимандрит Тихон Шевкунов позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым.
Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.
В своей картине будущий архимандрит Тихон Шевкунов показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов.
Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь. Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом.
После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия. Книга «Несвятые святые» Архимандрит Тихон Шевкунов «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой...
Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон Шевкунов. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле. Фильм «Гибель империи.
Византийский урок» Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон Шевкунов посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя. Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые.
Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны.
В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона Шевкунова , которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами. О Путине Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.
С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами. Но Тихон Шевкунов согласился разговаривать только потому, что с уважением, как он говорит, относится к моей маме Зое Крахмальниковой, отсидевшей пять лет за веру в советское время. Тогда верующих преследовали, и моя мама, писательница Зоя Крахмальникова, была из их числа.
Что вы о ней слышали в те годы? К нему на службу в подмосковный храм мы иногда приезжали с моими друзьями. Мы были тогда молодыми выпускниками столичных вузов и только начинали знакомиться с московской церковной жизнью, посещая разные храмы.
Это было почти сорок лет назад. В них публиковались тексты святых отцов Церкви, проповеди, рассказы о новомучениках. Мы читали эти сборники и передавали их друг другу.
Свое обращение он завершил словами, сказанными вроде бы в шутку. Чем он был в Древней Греции, в Византии? И дал ответ: «Это Колыма! Для них это было место, где нормальные люди не жили.
Комментируя данное предположение, епископ Тихон, обеспокоенный многочисленными обращениями к нему по поводу возможного развития карьеры, разъяснил, что по уставу РПЦ «патриархом может быть избран только архиерей, не менее пяти лет самостоятельно управляющий епархией ». Епископ Тихон же является не правящим епископом, а викарием патриарха, самостоятельно он никогда не управлял епархией. По сложившейся в Русской православной церкви традиции, все епископы, избранные патриархами на Соборах , начиная с восстановления патриаршества в России в 1917 году, до своего избрания в предстоятели самостоятельно управляли епархиями от 20 до 40 лет [27]. По собственному признанию: «В Псковской епархии есть замечательные священники, но прихожан в храмах значительно меньше, чем других исконно православных областях России. Не буду вдаваться во все причины. Но одна из казалось бы технических проблем епархии — отсутствие у большей части храмов приходских домов.
Крымский пост: почему митрополит Тихон не радуется новому назначению
Главная» Новости» Шевкунов тихон митрополит новости. Самый обсуждаемый деятель РПЦ Тихон Шевкунов четыре года назад на фоне слухов о неизбежном патриаршестве получил свою первую самостоятельную кафедру. Последние новости о персоне Тихон Шевкунов новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) в ходе брифинга рассказал об угрозах в его адрес, которые начались после его переезда в Крым.
Это ссылка. Зачем Кирилл отправил Тихона Шевкунова в Псков
Епископ Тихон (Шевкунов) Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). В окружении святейшего Кирилла шепчутся, что на патриаршей службе в Торжке 21 июля между митрополитом Тихоном (Шевкунов) и главой РПЦ произошла неприятная пикировка. Архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Митрополит Тихон поблагодарил патриарха Кирилла за то, что он сделал его псковским епископом и игуменом Псков-Печерского монастыря.
Митрополиту Тихону – 60 лет
В первой части нашего исследования мы уже несколько раз упоминали имя Тихона (в миру Георгия Шевкунова), бывшего долгое время наместником Сретенского монастыря в Москве, а ныне получившего сан митрополита Псковского. Архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского. Митрополит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович). Тихон Шевкунов покинул Псков и возглавил Крымскую митрополию. Митрополит Тихон (Шевкунов) 49-й митрополит Псковский и Прохоровский. Митрополит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; род. 2 июля 1958, Москва) — епископ Русской православной церкви; митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии (с мая 2018 года); священноархимандрит и игумен Псково-Печерского монастыря.
Митрополит Тихон (Шевкунов) об уроках истории: Какими бы мы были, если бы не сорвались в 1917 году
Он активно участвует в формировании российского государственного информационного пространства. Известны такие проекты под его патронажем, как «Россия-моя история» и «Россия — моя Родина». Крымская митрополия возглавлялась до недавнего времени украинским митрополитом Лазарем Швецом. Ему исполнилось 85 лет, и он был отправлен на покой. Сама митрополия — подразделение УПЦ Московского патриархата. Количество русских и украинских священников разделяется здесь поровну — половина священников -украинцы, а другая половина — русского происхождения. Митрополит Тихон как активный человек нужен российской власти в Крыму, а украинец на высшем посту митрополии не отвечает больше задачам, которые стоят перед государством.
Политолог Алексей Макаркин так видит задачи, которые стоят перед Тихоном в Крыму: «У митрополита Тихона в Крыму есть интересы, связанные с продвижением исторической темы, темы единства Крыма и России, темы крещения князя Владимира в Корсунской купели и многие другие. Теперь Крымская митрополия находится в прямом подчинении Московской патриархии.
Как-то раз такая нежданная проверка наткнулась на противоположные сцены: в одной из комнат стоял дым коромыслом и шла пирушка, а в соседней студенты, и Георгий Шевкунов среди них, перед иконой читали акафист.
Появление высокой комиссии их не смутило: они спокойно продолжали молиться. В конце 1970-х репрессии могли последовать скорее за молитву, чем за обычные в студенческой жизни пирушки, но привыкшая ко всему администрация ВГИКа не стала наказывать ни тех, ни других. Что двигало студентами, молившимися в присутствии грозной комиссии: исповедничество или молодой задор?
Трудно сказать. Но трусами эти парни точно не были. Конец 1960-х - начало 1970-х гг.
Иногда их туда водил заслуженный деятель искусств, профессор Николай Николаевич Третьяков — тайком от институтского начальства. Время было непростое, за посещение храма и профессор, и студенты могли серьезно поплатиться. Но Николай Николаевич не боялся гонений.
Фронтовик, человек духовный, он был выдающимся педагогом, благодаря которому к Богу пришли многие молодые люди. После лекций — посещение Третьяковской галереи, потом — храма, а потом мы, студенты, вместе с нашим преподавателем стояли рядом на первой своей церковной службе в небольшом подмосковном храме. Для многих моих сверстников именно с лекций Николая Николаевича начиналось воцерковление в те годы.
Человек высочайшей культуры и образованности, с богатым духовным опытом и тонкой профессиональной интуицией, он передавал нам наследие старой, дореволюционной школы, являясь подлинным наставником и учителем». В Тихвинской церкви в те годы служил замечательный священник отец Владимир Чувикин ныне настоятель храма Николо-Перервинского монастыря, ректор семинарии , и молодых людей до глубины души поражали его горячие проповеди. С отцом Александром приходилось беседовать не в церкви, где за ним следили, а… в метро Протоиерей Александр Шаргунов Нужно понимать, что в те годы встреча со священником была целым событием, а священника за любые контакты с молодежью могли наказать вплоть до запрета в служении.
Так что отцу Александру и жаждущему духовного окормления юноше приходилось беседовать не в церкви, где за священником следили, а в метро. Отец Александр обычно ждал Георгия, уже будучи в светской одежде, чтобы избежать слежки. Они выходили из метро, бродили по улицам, и священник отвечал на многочисленные вопросы молодого человека, что внушало тому уважение и доверие.
Свою дипломную работу будущий владыка писал о патриархе Никоне: личность этого церковного иерарха и государственного деятеля произвела на него большое впечатление. Патриарх Никон был пострижеником соловецкого Анзерского скита, и молодой человек даже отправился на Соловки, чтобы собрать материал для своего диплома и воочию увидеть эти места. Важным для юноши оказалось знакомство с протоиереем Николаем Смирновым, сыном священника.
Блестящий специалист по истории Русской Православной Церкви, он уделял Георгию немало времени. Отвечал на наивные вопросы юноши, рассказывал о патриархе Никоне, советовал, какой литературой пользоваться, — в общем, отнесся очень по-доброму и снисходительно. Он рассказывает о слежке за ним в 1970-е годы: «Ко мне кагебешники приставали.
Сколько здоровья истратили мы с матушкой — до сих пор чувствуем! Ездили за нами: выхожу из дому — стоит машина, сидит там человек и читает газету. Я иду на автобус — складывает газету, заводит мотор и едет следом.
Едешь в электричке — прямо сзади идут! Мы приобрели часть дома в Бабушкине — так там даже в окна заглядывали. Собака исходилась лаем, подходим к окну, а там высовывается голова.
Я у него попрошу ружье и в следующий раз за себя не отвечаю! В 1982 году обучение завершилось. Перед молодым специалистом открывались заманчивые перспективы: карьера, хороший заработок… Но он совершает совсем уж нелогичный по тем временам поступок: отправляется в храм, чтобы покреститься.
До юбилейного 1988 года — года 1000-летия Крещения Руси, — когда произошел радикальный сдвиг к лучшему в отношениях государства к Церкви, оставалось еще долгих шесть лет. Протоиерей Алексий Зотов Крестил юношу замечательный батюшка — отец Алексий Зотов — в церкви Николы в Кузнецах, одном из немногих храмов, которые не закрывались в годы гонений на Церковь. Вместе с Георгием крестились полтора десятка младенцев и несколько взрослых.
Если Украина создаст армию, она ее обязательно пустит в ход. Я в этом ни минуты не сомневаюсь и считаю, что сегодня мы закладываем мину под не только наше будущее, но и будущее всего человечества». Украинские политики считают, что Россия пытается захватить Украину и возродить Советский Союз. Но наш президент ведь говорил: кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца, а кто мечтает его возродить — у того нет ума. Представить себе, что можно возродить СССР, затолкать пасту обратно в тюбик — никакой мыслящий человек не поставит это своей целью. Естественная империя — Свергли царя, пришли большевики, а когда немножко «очухались» после Гражданской войны, мы с неистовой энергией стали строить новую империю. Россия — имперская страна. Здесь нужно посмотреть, что такое империя.
Это страна, которая объединяет многие народы на одной государственной территории — единая экономика, единая власть и единый язык. Россия объединяет и татар, и башкир, и якутов, и русских, и другие народы. Мы не можем строить свою жизнь иначе, чем по законам империи — хотим мы этого или нет. Таков наш организм. О Крыме — Что такое был Крым, когда объявляли о том, что «поезда дружбы» с нацистами едут в Крым вырезать всех русских? Когда пообещали запретить русский язык? Потому что я часто бывал в Крыму и знаю, с какой радостью люди встречали это вхождение в состав Российской Федерации. Тем более непонятно — многие украинцы говорили мне об этом, — почему Украина не приняла Минские соглашения.
Ведь Минские соглашения предполагали следующее: Донбасс и Луганск остаются в составе Украины, им разрешается наряду с украинским русский язык и дается частичная автономия в рамках своих республик, то есть главу Донецка не назначают с Западной Украины, а граждане выбирают его сами. Государство и Церковь — Взгляды Церкви, которые выражает сейчас Святейший патриарх Кирилл, выслушиваются и учитываются. Он регулярно встречается с Владимиром Владимировичем Путиным. Я уверен, что, кроме вопросов церковно-государственных отношений, там идут разговоры о важном. Что касается других священников, то я знаю, что президент бывает на Валдае. И знаю, как он переживал, когда умер от ковида один из монахов Валдайского монастыря Панкратий. Что касается меня, то я знаю Владимира Владимировича с 1998 года, он работал рядом со Сретенским монастырем на Лубянке и заходил иногда в храм. И сейчас нам удается иногда поговорить.
В любом случае, люди на самой высоте — они очень одиноки. Мы даже не можем знать, какая колоссальная ответственность лежит на этом человеке.
При этом в публикации Яков Свердлов был назван Янкелем, чтобы подчеркнуть его еврейское происхождение. Шевкунов подтверждал: «У нас самое серьёзное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было» [175]. Архимандрит также отметил, что в число экспертов, которых РПЦ привлекла для работы со следствием, входит главный редактор сайта «Русская народная линия» Анатолий Степанов — неомонархист, ученик митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева — ультраконсерватора, антисемита и сталиниста [176]. Именно этот ультраправый ресурс, пропагандирующий в частности откровенно конспирологический фильм «Геополитика Апокалипсиса», первым написал о том, что РПЦ не отвергает версию о ритуальной расправе над царской семьей. Разумеется, попытка введения в научный оборот этой конспирологической, антинаучной и антисемитской версии, фактически повторявшей основные положения т.
Возмутились историки и представители еврейских организаций, пострадала и международный репутация России. Тем большую тревогу и возмущение вызывает широко обсуждаемая информация о том, что государственный орган — Следственный Комитет РФ — намерен расследовать версию о «ритуальном характере» убийства последнего русского царя» — было заявлено одной из крупных еврейских организаций [177]. Набирающий обороты скандал, очевидно, вызвал раздражение на самом верху и Т. Шевкунов получил предупреждение. Он был вынужден дать несколько пространных интервью, в том числе центральным телеканалам, в которых фактически дезавуировал собственные более ранние заявления и начал говорить о том, что расстрел имел «символический характер» [178]. Тем не менее, после этой истории Т. Шевкунов серьезно укрепил свои позиции как неформального лидера ультраконсерваторов в РПЦ и поспособствовал хотя бы частичному возвращению в общественное пространство таких абсурдных и опасных для нашего общества идей, как возможность «ритуальных убийств», якобы организуемых евреями. Можно по-разному относиться к слухам о том, что Т.
Шевкунов якобы является духовником президента России, никаких достоверных подтверждений этому нет. Но, вне всякого сомнения, он является одной из самых мощных и зловещих фигур внутри РПЦ, и тесно связан со значительной частью российской правящей элиты. Очевидно также, что Т. Шевкунов стремится наводнить властные кабинеты своими ставленниками. Символично, кстати, что новой базой Т. Шевкунова стал именно Псков — тот самый регион, где был основан Изборский клуб — одно из самых мрачных псевдопатриотических объединений неофашистов и ульраконсерваторов. Шевкунов также является членом клуба [179] и даже выступает там с докладами. Так, в одном из них он совершенно в традиции «изборцев» обрушился на либерализм, приписав ему все смертные грехи [180].
Позднее, Т. Шевкунов, не стесняясь, называл сектанта и сталиниста А. Проханова «примером русского патриота» [181]. Шевкунов напротив А. Дугина на одном из заседаний Изборского клуба Еще опаснее, что взгляды этого человека были сформированы под непосредственным влиянием ультрамонархистов и РПЦЗ — организации, в силу своей истории исповедовавшей радикальный монархизм, черносотенство и власовщину, а также находившейся в тесном контакте со спецслужбами Соединенных Штатов, где с 1951 г. В связи с этим отметим, что, когда в 2009 г. Гитлера генерала-предателя А. Власова патриотом России и борцом за ее свободу, Т.
Шевкунов лишь мягко пожурил своих духовных братьев, признав, что «за выступлением зарубежного Синода стоит множество человеческих трагедий, в том числе и судьбы людей, преданных и брошенных во вражеском плену». Он подчеркнул также, что «просто надо это пережить. И понять, что тема, на которую нам приходится сегодня вести разговор, для многих в зарубежье — это неизлеченная… Я также глубоко убежден, что иерархия РПЦЗ, вся Зарубежная Церковь искренне стремятся к благу России. И что самое главное — они способны признавать свои ошибки. В этом их огромная, нравственная, христианская и человеческая сила. Но живут они в несколько другом мире» [182].