С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». Свои работы представит Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее.
Стеклянную инсталляцию в виде корабля представили на выставке в Третьяковке
Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение», — пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт.
Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии.
Название выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» отсылает к шекспировскому Гамлету. По мысли автора проекта, оно указывает на желание действовать независимо и постичь смысл реальности. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. В юности ходил по всему свету на кораблях и судах. В 1980-х серьёзно заболел, и теперь занимается только искусством.
Это удивительные места, где нет людей и где природа показывает нам свою мощь и силу, где мы понимаем, что человек — очень зыбкое существо и маленькая шутка космоса. Это очень важно для человека, понять это и начать ценить саму природу. Откуда эти тексты, где они были обнаружены? Что это — письма, эпитафии, какие-то религиозные тексты? По какому принципу вы их выбирали? Он египтолог, настоящий исследователь. Именно Максим предоставил материалы, которые российская археологическая экспедиция Института востоковедения Российской академии наук в течение пятнадцати лет добывала на плато Гиза: это тексты в гробницах, различные поучения. Данные тексты дали возможность еще раз обернуть петлю времени, петлю уробороса и вспомнить простых людей, которые жили несколько тысяч лет назад. Это удивительно, что через столько лет мы, как они и хотели, вспоминаем их имена, они присутствуют на керамическом панно. То есть корабль времени кружится между солнечным царством и царством ночным: система кровообращения останавливается, а душа продолжает жить. В пресс-релизе указаны три страны: Россия, Новая Зеландия и Египет. Как шло проектирование и производство? Сначала художник придумывает идею, образ, концепцию, потом делается очень много рисунков, описаний, архитектурных чертежей. Из тумана сознания нужно превратить все это хотя бы в какие-то приблизительные конструкции.
А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый. Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану.
Александр Пономарев
Новый выставочный проект Третьяковская галерея посвятила художнику, моряку и путешественнику Александру Пономареву. В экспозицию вошла графика, арт-объекты, акварельные работы, видеоарт и другие уникальные экспонаты. Центральное место занимает гигантская стеклянная инсталляция в виде корабля. Размер прозрачного судна — 15 метров. Необычный объект специально для выставки в Третьяковке создал Александр Пономарев.
Это динамическая конструкция, которая состоит из двух соединенных лодок — аллюзия на «солнечные ладьи» бога Ра, которые были найдены археологами в тайнике у подножия пирамиды Хеопса в Гизе. Лодки разделены песочными часами в форме двух стеклянных пирамид и керамическим основанием с изображением уробороса — змеи, кусающей свой хвост. Инсталляция Пономарева создана в рамках Биеннале современного искусства Forever is Now 2021, которая пройдет на плато Гиза. Художник рассказал «Культуромании» о том, как родился этот проект и как он был воплощен. С чего начался для вас «Уроборос»? По сути дела, все мои корабли — солнечные, потому что мы — люди Солнца, солнечной энергии — и в прямом, и переносном смысле.
Солнце — это и есть главный двигатель жизни. И если художник чувствует солнечный ветер, то ему и попутный ветер всегда сопутствует. С чего начался «Уроборос»? С погружения в территорию, координаты, пространство, с возвращения в детство, с возвращения в увлечение Древним Египтом, пирамидами, разными теориями — научными, псевдонаучными и альтернативными. Предшествовало ли «Уроборосу» путешествие по египетской пустыне? И как раз уроборос является той границей, которая отделяет океан воображения, хаоса от нашего реального океана, от времени. Вокруг этого все и закрутилось той самой петлей уробороса. По египетской пустыне не ездил, но по африканской путешествовал — и воспоминания все время присутствуют и в моих стихах, и в моих работах.
Официально работал главным художником Кировского района города, потом художником Центра дополнительного образования детей «Заречье», неофициально писал свои нетривиальные, невоспринимавшиеся советской доктриной картины в стол. Она случайно узнала, что в Кировском районе проживает человек, который нигде не выставлял свои картины. Встретившись с ним, она сказала, что Пономарев — открытие нашего музея. Наверное, он тогда поверил в себя, а его работы были интересны уже в то время. Вера Андреевна готовила и его большую персональную выставку, но он умер в 1996 году. Она отметила, что случившаяся наконец выставка Наркиса Пономарева — это и дань памяти художника и Веры Цой, и дань тренду сегодняшнего искусства — второй волне авангарда времён Оттепели. Большая часть произведений выставки «Другое искусство» предоставлена казанскими коллекционерами. Ещё часть коллекционером нового поколения Евгением Жудровым.
Память воды, 2002. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов. Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение». Плавание I из серии «Эхо», 2020. Бумага, графит Частная коллекция Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Александр Пономарев, художник «Название выставки напрямую связано с тем, как я определяю свое творчество — оно и правда без берегов. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении.
Александр Пономарев
Известный российский художник, идеолог и комиссар Антарктической биеннале Александр Пономарёв рассказывает «Архсовету» о проекте Инсталляции в Ледяной пещере парка «Зарядье», которую он создал вместе с архитектором Алексеем Козырем. Александр Пономарев: «Инсталляция у египетских пирамид – это историческое событие». «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры.
Alexander Ponomarev
В 2009 году реализовал специальный проект «Субтициано Всплытие субмарины в Гранд Канале » на 53 Биеннале современного искусства в Венеции. Член-корреспондент Российской академии художеств. Живет и работает в Москве Выставочная деятельность.
Главная область интереса автора — океан.
Погружаясь в воду, где он обычно устраивает свои акции и создает проекты, Александр, по собственному определению, «плавает в других пространствах». Несмотря на авангардные методы и авантюрность Александр Пономарев ближе к классикам мирового искусства, чем автор, работающий в академической манере.
Главная мысль — пропорции ветрообразования являются одним из символов природного постоянства. Уроборос В 2021 году на египетском плато Гиза появился «Уроборос» — огромный арт-объект, символизирующий бесконечность человеческой жизни. Инсталляция состоит из двух «солнечных лодок», привести в движение которые может любой желающий. Солнечные ладьи — часть египетской мифологии, а также вполне реальные археологические находки. В основании объекта — панно, на которое нанесены тексты древних египтян, обнаруженные в ходе археологических экспедиций российскими исследователями.
В центре панно — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Point of view Волшебный лес перископов — в мире Александра Пономарева возможно и такое. Для инсталляции художник использовал два больших дерева, поваленных бурей где-то в Альпах.
Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла. Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала. Иногда Пономарёв ставит на паузу, погружаясь в нечто созерцательное, в рисование с натуры, воспроизводя особое состояние, близкое поэтической цезуре, имеющей особое значение и смысл в организации общего строя. Но основные маршруты Александра Пономарёва уверенной рукой проложены на штурманских картах в ином формате, в формате адекватном человеку, пребывающему в эпицентре циклона в поисках соразмерной метафоры.
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте! | Александр Пономарев – современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. |
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте! | Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. |
Художник Александр Пономарев получил французский орден: Культура: | Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. |
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
Морская романтика «хождения по водам», ставшая принципиальной страницей его биографии, системообразующей для сложения его творческой навигации, моделирования художественного образа. Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки. Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла.
Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала.
Насколько вам это близко? Художник должен глубже цеплять мир.
А говорить «у меня философские работы» или «у меня экологическая тематика» — это смешно. Художник всегда размышляет о взаимодействии человека с бесконечностью и природой. Первые купюры можно будет продать в несколько раз дороже номинала — На днях была новость, что рынок современного искусства побил очередной рекорд, показав самые большие суммарные продажи за год в мире.
Вы чувствуете подъем этого рынка? У нас, на мой взгляд, нет рынка изобразительного искусства в том виде, в каком он существует в мире — в западных странах и в Китае. Он так и не сложился, но постепенно все же складывается благодаря усилиям конкретных людей.
Я говорю даже не про художников, а про галеристов, организаторов аукционов, директоров музеев. Их человек 50, ну, может быть, 100. Мне не приходится жаловаться хотя бы потому, что я всю жизнь свободный художник и живу только за счет продажи своих произведений искусства.
А у нас обычно такого не бывает. Скорее скажут: «Мы же тебе даем возможность осуществить проект» — мол, и будь этим доволен. Но молодежь уже не такая, как мы, — они действуют более современно, освоились в этих условиях, уже научились зарабатывать.
А мы всегда такие лопушки были. Но вообще-то мне скучно вести финансовые переговоры. Это не моя история.
Главное — реализовать нетривиальную идею. В основном NFT используют в сфере digital-арта. Хотя у нас до сих пор даже видеоарт не стал сколько-нибудь заметным явлением рынка.
Те немногие коллекционеры видеоарта, которые появились, в основном его не покупали, а получали в подарок. Я реализовывал это произведение как сложную инсталляцию, климатрон, хотя ее пытаются все время превратить в какой-то аттракцион. Вообще такого рода объекты у нас почему-то отчуждаются от автора, хотя формально у меня сохраняются авторские права.
В процессе работы в «Зарядье» я вспоминал миф о пещере Платона и не имитировал природный объект, а создавал изоморфную художественную конструкцию. Людям, которые имеют визуальное мышление, это страшно нравится. Остальные хотят видеть подражание реальности.
Им надо, чтобы было на что-то похоже.
Александр Пономарев представлял Россию на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции в 2007 году. Работы художника находятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях. Фото: скриншот видео телеканала "Культура".
Я художник, а не исследователь, я создаю поэзию — метафору, которой и является моя инсталляция. А она о времени, о круговороте жизни, о бесконечности.
О том, как люди думали об этой бесконечности когда-то и как думают сейчас. Существует не только наше каждодневное время: нужно думать шире, и этим занимаются художники и ученые. Она останется в Египте? Будет идти несколько месяцев рядом с пирамидами. А потом посмотрим. Есть несколько предложений от Министерства древностей — оставить инсталляцию в одном из местных музеев. В Каире сейчас открывается новый музей, куда торжественно перенесли 26 мумий фараонов.
Туда отправится и одна из древних «солнечных лодок». Может быть, моя работа тоже там окажется. Но когда художник создает произведение, последнее, о чем он думает, так это о судьбе работы. На родине хотелось бы показать ее в каком-то музее или на площади, но это вряд ли возможно. Однако когда ты сочиняешь стихотворение, не думаешь — будет оно издано или нет. Ты просто творишь. Предоставлено автором — Сколько еще художников участвует в проекте?
Ваш проект самый масштабный? Моя инсталляция — да, самая большая. Но я не гигантоман. Мне кажется, что в этом месте уместна такая вещь. Важен не размер, а выразительность. Там собираются строить новый город. Там не так сложно с коммуникациями, как в отдаленной от населенных пунктов пустыне, а уж тем более Арктике или Антарктике.
Инсталляция проектировалась и делалась в Москве, Александрии и Новой Зеландии.
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». Александр Евгеньевич Пономарёв (род. 21 мая 1957[1], Днепропетровск) — российский художник, член-корреспондент РАХ (2010), кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде.
5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева
Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде.
Корневое зрение
Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам.
В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым
Смотрите видео онлайн «Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+» на канале «Интересные Факты и Загадки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 15:36, длительностью 00:07:07, на видеохостинге RUTUBE. Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым. читайте на Global City Москва. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой.