Что нельзя делать на Крещение 19 января. Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления. Нарушив запрет ругаться в день Богоявления, есть риск накликать беду. День Богоявления нужно посвятить больше духовным делам, чем физическим. Новости — Святое Богоявление.
Православные сегодня отпраздновали Крещение Господне
В храме Богоявления Господня города Волгограда состоялся традиционный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии Муромских. День Богоявления нужно посвятить больше духовным делам, чем физическим. Освещают ее как накануне праздника, так и в день Богоявления. В этот день вспоминают о крещении Иисуса в водах Иордана. Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. И в день богоявления греческий православный патриарх Иерусалима Феофил третий отменил традиционный парад скаутских школьных оркестров.
Богослужение в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна исцелять от болезней. По преданию, святой в Крещение становится не только вода, но и снег. Верующие считают, что такой обряд очищает душу и приближает их к Богу. По традиции, на Крещение обязательно нужно помыться и смыть с себя грехи. Хотя купание в холодной воде в Крещение не является церковным обрядом. Церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство исповеди. Температура воздуха -22 градусов по Цельсию. Крещенские купания в России начинаются 18 января, в Крещенский сочельник. Из-за холода образуется "гусиная кожа". После этого сосуды расширяются, а кожа краснеет. Кровь в организме приливает и отливает, из-за чего задействуются все капилляры.
Человек начинает бодро себя чувствовать, не замечая холода. После такой встряски иммунная система начинает работать в усиленном режиме, отмечают эксперты. Однако отметим, что все индивидуально, и сначала следует посоветоваться с врачом. Стоит ли нырять в прорубь Врачи напоминают, что при наличии противопоказаний от ныряния в купель лучше отказаться. К противопоказаниям относят заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, воспалительные заболевания носоглотки, а также эндокринные заболевания. Также не рекомендуется купаться в проруби беременным женщинам и пожилым людям.
По традиции этого праздника, за святой водой «годовой» пришли даже те, кто в храме на соборной службе бывает лишь несколько раз в год. Благодаря торжественной службе и прекрасной погоде — храм утопал в солнечном свете во время торжества Богоявления — настроение у древлеправославных верующих было возвышенно-духовным. В этот день, кстати, в отличие от подавляющего большинства российских приходов, где пока властвует зима и морозы, здесь была плюсовая температура. Медиа: Страница общины храма в г.
И в тылу, и на фронте, и в госпитале» Из разных российских обителей насельники в священном сане ездят сегодня в зону специальной военной операции на Украине, беседуют с бойцами как на линии боевого соприкосновения, так и в госпиталях, исповедуют их и причащают. Некрещеных, желающих стать православными христианами, крестят.
Уже тогда была известна традиция освящать в этот день воды в водоемах. Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих. Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу.
Крещенские традиции: как Рязань встречает Богоявление Господне
Этот праздник дарит надежду и любовь, способствует духовному обогащению и единению. В этот день в храмах ежегодно проходит традиционное освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы.
После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства.
Для кого был этот голос? Конечно, не для Самого Сына, потому что Он знал любовь Своего Отца; не для Иоанна Крестителя, потому что он знал, Кого он крещает; не для учеников, ибо их тогда у Иисуса Христа еще не было, не для одного народа был этот голос. Эти слова были сказаны всему страждущему человечеству, всем народам, эти слова сказаны нам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — утверждает Отец с Неба, то есть это — Тот, Кого так давно и так жадно искало человечество; это — Тот, Кого предвещали Пророки; это — Тот, Который должен стереть голову змея, это — Он! Его слушайте, смиряйтесь! Это — Он пришел дать людям счастье не земное, а вечное блаженство, это Он пришел для того, чтобы открыть людям рай!
Это — Мой Сын Возлюбленный: Он пришел для всех людей! Он пришел для тебя, дорогой брат или сестра, ты мучаешься; твои думы мрачные — вот тебе Сын Мой Возлюбленный. Ты не можешь избавиться от страстей и пороков — вот Сын Мой Возлюбленный, Он может освободить тебя и сделать Своим! Ты боишься смерти: она страшна и ужасна! Ты боишься искушений диавола, ты боишься своей собственной слабой воли, — вот Сын Мой Возлюбленный!
В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с. Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом. Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Церкви Богоявления Господня и св. Ферапонта В г. Орше Республики Беларусь в 1623 г. Обитель располагалась в Кутейно — юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г.
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. В молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной.
Православные сегодня отпраздновали Крещение Господне
Освещают ее как накануне праздника, так и в день Богоявления. По традиции в этот день многие окунаются в проруби – иордани. С древности с праздником Богоявления связаны особые церковные службы – совершается освещение воды.
В день Богоявления чудесное явление зафиксировано в Крестовоздвиженском соборе
- Церковный календарь 19 января. Богоявление
- Православные ресурсы
- Народные приметы 19 января
- Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
- Проповедь епископа Солнечногорского Алексия на праздник Крещения Господня
Богоявление — Крещение Господне
Кровь в организме приливает и отливает, из-за чего задействуются все капилляры. Человек начинает бодро себя чувствовать, не замечая холода. После такой встряски иммунная система начинает работать в усиленном режиме, отмечают эксперты. Однако отметим, что все индивидуально, и сначала следует посоветоваться с врачом. Стоит ли нырять в прорубь Врачи напоминают, что при наличии противопоказаний от ныряния в купель лучше отказаться. К противопоказаниям относят заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, воспалительные заболевания носоглотки, а также эндокринные заболевания. Также не рекомендуется купаться в проруби беременным женщинам и пожилым людям.
Купаться в холодной воде советуют исключительно здоровым людям. Гораздо важнее в Крещение соблюсти пост, сходить на исповедь, причаститься и испить святой воды. Если же человек физически не готов к купанию, то можно с благоговением умыться крещенской водой. Можно ли купать в проруби детей Маленьким детям не рекомендуется купаться в проруби, поскольку у них неустойчивая система терморегуляции. Тонкий слой подкожно-жировой клетчатки не способен защитить детский организм от переохлаждения, которое может спровоцировать различные заболевания. Врачи особенно не одобряют купание в проруби детей в возрасте до 7 лет.
Ребенка без признаков заболеваний лучше обтирать дома святой водой комнатной температуры. Прежде всего, место для купания должно быть оборудовано, а рядом должны находиться профессионалы, которые смогут оказать помощь в случае необходимости. Раздеваться рекомендуется постепенно, а само купание не должно длиться более минуты. После выхода из воды необходимо промокнуть тело полотенцем, пройти в теплое помещение и переодеться в заранее подготовленную одежду.
Людям казалось, что нужно сделать нечто значительное, прекрасное, чтобы хоть как-то отобразить понимание Бога. И мы знаем, что все это было тщетным, суетным, ложным и даже греховным. Бог являлся особым образом в истории рода человеческого. Он говорил с Адамом, Он был близок к первым людям, Он не оставлял Своим Промыслом человека и творение. Мы знаем, что Бог особо явился Аврааму в виде трех Странников.
Бог явился Иакову, вступив с ним в борьбу, показывая ему силу Свою. Бог явился Моисею в несгораемой купине. Но все эти явления Бога в древности лишь отчасти помогали человеку понять, что есть Бог. Для того чтобы люди знали Бога настолько, насколько позволяет их природная сила, Бог во Иисусе Христе, воплощенном Сыне Своем, открывает полноту Своей Божественной природы. И теперь мы не можем сказать, что не знаем Бога. Конечно, наши знания безгранично слабы, безгранично недостаточны перед безграничным могуществом Бога. Но эти знания дают нам возможность осуществить нечто очень важное в нашей жизни, потому что Сын Божий пришел в мир и говорил нам, а значит, мы можем сказать, что знаем мысли Бога, — по крайней мере, Его мысли о человеке. Мы знаем и волю Божию, ибо слово Божие открывает нам эту волю через Его заповеди, Его законы. И мы знаем, что воля Божия расположена только к добру, воля Божия и есть добро.
Но через воплощение Сына Божия нам открывается еще нечто особенное — непостижимое, но реальное.
Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах.
Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся.
Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста.
Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу».
Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих.
Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться.
Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления.
В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей. Арианский баптистерий в Равенне. Мозаика купола В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Крещение Господне. Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках.
Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление.
Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.
Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г.
Перед тем, как биробиджанцы смогли окунуться в прорубь, воду в ней тоже освятили. Несмотря на мороз, нашлось немало желающих испытать силу духа и тела. Сергей Петрушин, житель г. Биробиджана: — Ну как водичка? Я каждый год, да хожу. Год, можно сказать, не болею.
Кстати, церковь не обязывает верующих окунаться в ледяную воду. Иисус и другие израильтяне крестились в теплой реке Иордан. Там же впервые прошёл омовение святой водой и Владимир Адмидин. Владимир Адмидин, житель г. Биробиджана: — Если сравнивать Иордань и здесь, как?
День Навечерия Богоявления Господня отмечают православные верующие 18 января
Праздник Крещения Господня и Богоявления все православные верующие отметят 19 января, однако готовится к нему начали заблаговременно: на водоемах уже появились иордани. Накануне великого праздника Богоявления, в Крещенский Сочельник 18 января, соблюдается строгий однодневный пост до первой звезды. В день Богоявления Господня, как и в день Рождества Христова, и на Пасху, в Древней Церкви всегда крестили оглашенных. Не является исключением и день Богоявления, который за последние десятилетия народная традиция наделила большим количеством несвойственных ему смыслов и символов. В этот день вспоминают о крещении Иисуса в водах Иордана.
Крещение Господне. Богоявление.
Это день накануне одного из главных христианских праздников — Крещения Господня, или Богоявления. Праздник Богоявления отметил весь православный мир – от Святой земли, где произошли библейские события, до разных уголков нашей большой страны. Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления. И в день богоявления греческий православный патриарх Иерусалима Феофил третий отменил традиционный парад скаутских школьных оркестров.
Приметы на Крещение Господне
- Церковный календарь 19 января. Богоявление
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия
- Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия:
- В Краснодарском крае православные отмечают Крещение Господне
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать
Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, — и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути — символически взял на Себя человеческие прегрешения, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него — и всю сотворенную природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он тесно связан, понесли на себе печать греха и смерти — последствия отпадения от Бога. Но Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления.
Не случайно главное христианское таинство — Крещение совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно — как христианин. В этом отличие таинства Крещения, установленного Христом см. Освящение воды — самая яркая черта праздника. Воду, освященную накануне, в Навечерие иначе называемое крещенским сочельником и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней.
Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно — именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека. В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Освящение воды на Крещение.
Кирилло-Белозерский монастырь. Фото Владимира Ештокина Белый цвет облачений священников на праздник Крещения как и Рождества объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных. Освящение воды.
Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения.
Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия. Приняв от пророка крещение, Господь Иисус Христос показал все Свое самоуничижение: «Христос подчинился ему, как Раб, и этот Раб тотчас же провозглашается Сыном». Ибо Он, безгрешный по Своей природе, не имел надобности в покаянии и крестился только для того, чтобы освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и прообразовать таинство Крещения.
Согласно со Священным Преданием, Церковь также именует этот праздник Богоявлением: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение». Это наименование можно найти и в «Постановлениях Апостольских» и в творениях свв. В уставе Православной Церкви и в творениях свв. Отцов день Крещения Господня или Богоявления именуется также «Просвещением».
Бог есть Свет и явился в мир, чтобы просветить его светом веры, познания Триединого Бога, благодатной святой жизнью Мф. Это подчеркивается и в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» тропарь праздника , а более подробно раскрывается в светильне праздника: «явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный». Однако название «светилен» обусловлено не только духовным его смыслом, но и практикой совершения крещения оглашенных накануне Богоявления. Также праздник именуется «праздником светов», что связанно с той же практикой, так как он относится к свечам, сопутствующим Таинству крещения.
Праздник Крещения Господня установлен был еще в первые века христианства. Так, в «Постановлениях Апостольских» сказано: «Да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил нам Божество, да будет он в шестой день месяца». Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное бдение указывает св. Климент Алексендрийский.
Служба на Крещение Господне схожа со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику.
В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Канун праздника, или навечерие Крещения, называется также сочельником. Богослужение навечерия древнее и относится, по указанию Петра Лебедева, к IV веку, так как в это время уже определилось правило служения навечерия в воскресенье.
Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрене. В конце утрени — отпуст праздника. После праздничной Литургии совершается Великое освящение воды.
Рассмотрим более подробно те песнопения, которые предлагает нам Святая Церковь в дни празднования Крещения Господня. Стихиры на «Господи воззвах», которые поются на вечерне праздника, следующей сразу за Царскими часами и изобразительными навечерия, исполнены не только человеческим, но и ангельским удивлением перед случившемся событием: «Избавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства». Но, вместе с тем данная группа стихир имеет своей главной задачей прославление Безгрешного Христа, облекшегося в наше естество, что подчеркнуто в каждом из этих песнопений. Также прослеживается мысль о будущих страданиях Спасителя, нашем оправдании: «Сей избавляй Израиля», «свобождай нас от истления», «спасти хотя заблуждшаго человека…оставления сподобил еси нас» — поем мы крестившемуся Господу.
Вообще, Богоявление, несомненно, восходит к апостольским временам и относится к триаде самых древних праздников — вместе с Пасхой и Пятидесятницей. Но если два последних возникли практически сразу после образования первых христианских общин как правопреемники ветхозаветных Песаха и Шавуота , то Богоявление — праздник изначально христианский, и для его идейной кристаллизации понадобилось несколько десятилетий. Можно предположить, что к концу I века он получил свое смысловое наполнение, а в течение последующего столетия обрел некие литургические формы. Почему у него два названия — Крещение и Богоявление? Или это разные праздники? Сейчас в православной традиции эти названия относятся к одной и той же дате — 6 19 января, однако мало кто знает, что древние христиане в этот день отмечали целых три события — Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне! Дело в том, что до IV века Церковь знала один-единственный праздник — Богоявление, который включал в себя всю палитру рождественско-крещенских смыслов. Но со временем каждый евангельский эпизод стал вспоминаться особо, и за ним закреплялась отдельная календарная позиция.
Особенно интенсивно этот процесс шел на западе, где Богоявление праздновалось целых две недели — начиная 25 декабря и кончая 6 января. Вполне естественно, что главенствующая роль в этом четырнадцатидневном периоде отводилась Рождеству, за которым «подтягивались» все другие новозаветные события. На востоке все происходило гораздо медленнее, и вплоть до V века существовал единый для всех день Богоявления — 6 января. Ситуация изменилась в середине столетия, когда Халкидонский собор 451 года постановил, что отныне христиане империи будут праздновать Рождество 25 декабря, как это давно уже практиковалось на западе. Прежняя же дата после этого постепенно приобрела свою нынешнюю крещенскую «смысловую нагрузку». Однако решения Халкидонского съезда признали не все. Так, монофизиты, которые были оппонентами православных на соборе, остались верны древней традиции, и до сих пор отмечают Рождество и Крещение в один день. В наше время, относясь к одному дню, слова «Крещение» и «Богоявление» выражают разные грани единого целого.
Первое название говорит об омовении на Иордане, а второе возвещает о том, что Бог явился людям во плоти и стал истинным Человеком. Какова центральная идея праздника? Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» Ин. Говоря проще, Богоявление — это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. В принципе, ту же идею заключают в себе и все другие христианские праздники, поскольку само христианство является религией, в которой Творец нисходит к Своему творению, становясь его частью, но, не сливаясь с ним и не переставая оставаться Творцом. Однако именно Богоявление в своих литургических текстах наиболее полно обыгрывает эту мысль — Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана. Явление Бога человеку — стержневая идея и Святок в целом, и современного праздника Богоявления в частности. В мифах народов мира есть немало упоминаний о явлениях богов людям.
Есть такие упоминания и в Библии. В чем между ними разница? Разница огромная. Языческие боги не были божествами в собственном смысле этого слова. Да, они были сильнее, долговечнее и умнее людей, но над ними был еще Тот, Кто действительно создал и вселенную, и человека, и их самих. По большому счету, практически все более-менее развитые религии знают о существовании Единого Бога. Но до Него, по мысли древних людей, очень далеко, Он недоступен простым смертным, и земные проблемы Его не волнуют. Иное дело — представители классических пантеонов — Зевс, Ра, Мардук, Молох.
Конечно, им ли соперничать с Единым Творцом! Однако для обывателя они куда ближе и роднее, чем Он, с ними проще договориться и выклянчить те или иные блага в обмен на очередную жертву. Явления языческих богов людям — это события по своему значению принципиально неотличимые от, скажем, встречи Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Согласно мифам, боги много раз вступали с человеком в контакт, от этих связей рождались дети-полубоги. Но сколько бы ни приходил на Землю Митра, сколько бы ни рождалась из пены Афродита, сколько бы земных женщин ни соблазнил Зевс — все равно проблема зла, смерти и греха как была нерешенной, так и оставалась.
В Калининградской епархии РПЦ их решили не устраивать , объяснив, что «центром праздника является богослужение в храме, где проводится и освящение воды, которую могут получить верующие». А в региональном правительстве купания сочли стихийно массовыми мероприятиями, недопустимыми в пандемию COVID-19, и пообещали патрулировать водоемы.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
В день Богоявления в храме г. Ессентуки службу возглавил епископ Андрей (Кладиев) — правда, молился он, как священник. Если на Богоявление день теплый, то хлеб будет темный. день, когда и Христос явил себя Богом, и Бог явил себя Троицей во Христе. День памяти святых в день Богоявления. Преставление св. Феофана, Затворника Вышенского празднует Православная Церковь 19 января. Крещение Господне или Богоявление, - то встает перед нами.