Масленичная неделя длится семь дней, каждый из которых принято отмечать по-своему. Дни Масличной недели: названия и значение. Неделя Масленицы делится условно на Узкую Масленицу — от понедельника до среды, Широкую – от четверга – до воскресенья. Каждый день в масленичную неделю имеет свое название и проходит по определенному ритуалу. Напомним, в последний день Масленичной недели также отмечается Прощеное воскресенье. Масленичная неделя по дням.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Также теща давала супругу дочери наставления по поводу семейной жизни, а он должен был с благодарностью ее выслушать. В субботу молодые невестки приглашали в гости своих золовок, и назывался этот день, соответственно, «Золовкины посиделки». Если золовка была не замужем, то полагалось позвать в гости и ее незамужних подруг, если же сестра мужа была венчана в церкви, рядом с ней должны были находиться люди семейные. Женщины проводили время вместе, угощались блинами, гадали на будущее и дарили друг другу небольшие подарки. В воскресенье, которое называется Прощеным, люди прощают друг другу прежние обиды. В этот день нельзя ссориться, ругаться, а если сложились с кем-либо сложные отношения, нужно обязательно помириться с этим человеком. После гуляний сжигается чучело Масленицы, олицетворяющее зиму. Считалось, что избавляясь от него, люди избавляются от всевозможных напастей, которые сопровождали их в прошлом году. Поэтому в костер нередко бросали старые вещи, — чтобы все плохое осталось позади. Также в этот день поминают усопших. Теперь вы знаете, как проводят этот праздник, в какие дни пекут блины на Масленицу и кто когда и к кому ходит в гости.
Масленичная неделя — это прекрасный повод встретиться со своими друзьями и родственниками, пообщаться и, конечно же, насладиться традиционным угощением — вкусными блинами и блинчиками. Сразу же после Масленицы, 18 марта 2024 года, в понедельник, начнется долгий и строгий Великий пост, когда нельзя будет употреблять в пищу продукты животного происхождения. В Чистый понедельник принято мыться в бане и очищать посуду от жира. Люди переходят на другой рацион, начинают наводить чистоту в доме и отказываются от развлечений, готовясь к тому, чтобы достойно встретить главный в христианском календаре праздник Пасхи.
Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек.
Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей!
А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике?
Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи.
Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение.
Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту.
Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи.
Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп.
А знаете ли вы, что у каждого дня праздничной недели есть своё уникальное название? Если нет, то самое время это узнать. Понедельник — Встреча. В этот день люди должны собраться вместе и сделать большое чучело, нарядить его в старые ненужные тряпки и прикрепив к бревну катать его на санках по всему селу. Сегодня поступают несколько иначе, чучело ставится на главной площади, там же его потом и сжигают. Хозяйки пекут блины и угощают этим лакомством друг друга. По старым поверьям, первым блином нужно угостить бедного человека, чтобы он помянул родственников, которых уже нет в живых. А ещё в этот день принято сватам ходить друг к другу в гости. Вторник — Заигрыши. Продолжается веселье, начатое накануне, но вдобавок ко всему добавляются некоторые традиции. Например, со вторника открываются большие ярмарки с народными гуляниями. А ещё этот день хорош для смотрин невест и сватовства. Среда — Лакомки. В этот день тёщи приглашают к себе зятьёв, в знак любви и уважения, а те в свою очередь могут привести с собой всех родственников. Помимо блинов, нужно угощать пирогами с различными начинками творогом, ягодами, капустой, за исключением мяса и другими яствами. В среду можно было вдоволь наедаться, отсюда и пошло название Лакомки. Четверг — Разгуляй. Широкая Масленица начинается именно с этого дня. Принято развлекаться и веселиться от души. Кататься на санях, танцевать, петь песни и прыгать через костёр. Пятница — Тёщин вечерок. В этот день настала очередь зятя, пригласить тёщу к себе в гости и угостить блинами.
Каждый, сидящий у стола, должен съесть хотя бы по одному блину. Дни Масличной недели: названия и значение Неделя Масленицы делится условно на Узкую Масленицу — от понедельника до среды, Широкую — от четверга — до воскресенья. Именно в этот день мастерят чучело, начинают печь блины, посещают родителей. Одаривают нищих только спеченными блинами, просят их помянуть в молитвах близких. Дети строят из снега горки и катаются на них. Начинаются народные гуляния. Главное содержание этого дня — сватовство: неженатые парни и незамужние девушки высматривают себе пару. Парни делают предложения любимым сочетаться браком. День начала активных гуляний, прекращение работы. Народ водит хороводы, устраиваются конкурсы, состязания, молодёжь участвует в уличных кулачных боях. Тёщи посещают зятьёв, да не одни, а с подругами. Их дочери стараются принято гостей от всей души, хлебосольно, душевно. Приём гостей, поход в гости продолжается. В этот день родственники мужа посещают золовку.
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы
В этот день уже можно напечь блинов. К слову, у предков первый блин всегда предназначался усопшим родственникам и отдавался малоимущим. Большинство масленичных обрядов этого дня сводилось к сватовству. В этот день молодые люди ходили на смотрины, выбирали себе женихов и невест. Пригласите и вы свои вторые половинки — потенциальные или настоящие — куда-нибудь съесть по блину, покататься с гор. Не нарушайте традицию.
Возможно, в этот день, поев вкусных блинов, вы проникнитесь друг к друг большим уважением и родственными чувствами. Хотя у этого дня масленой недели много названий — Перелом, Широкий, Разгул, Разгульный четверток. Начинается Широкая Масленица — гулянья на полную катушку.
Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям.
Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением.
Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.
Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.
После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай.
Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица.
Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом.
Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города.
Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу.
Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни.
Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд.
Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе.
В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.
В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт.
Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.
Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.
Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».
В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.
Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.
Чучело — маленькая кукла из соломы. Угощения — фигурные пряники, мармелад, засахаренные фрукты. Украшение — заколка для волос, резинка, браслет, бусы. Шаль или расписной платок. На Масленицу девушки гадают на любовь и суженого, исполнение желания, каким будет грядущий год. На любовь и суженого Гадайте во время выпечки блинчиков. Обратите внимание на то, каким получился первый блин: Блин легко перевернулся — ждите замужества в этом году.
Блин прилип к сковороде — минимум 3 года не будет свадьбы. Ровные края у блина — замужество будет счастливым, неровные — обдумайте решение выходить замуж. Блин зажаренный в середине — муж будет верным, по бокам — гулящим. На исполнение желания Напишите на листике желание и поднесите его к горящей свече: Лист полностью сгорает — желание сбудется в ближайшее время. Бумага не загорается или огонь гаснет — желание не сбудется. Лист сгорает наполовину — необходимо приложить усилия для того, чтобы желание сбылось. На будущий год Обратите внимание на то, каким получился первый испеченный блин: Румяный блин предвещает здоровье, а бледный — болезни. Тонкий блин сулит легкий год, толстый — трудности. Приметы и поверья Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым. Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти.
Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным. В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание. Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые — трудности. Пословицы и поговорки Не все коту Масленица, бывает и Великий пост. Без блинов — не Масленица. Блин не сноп — на вилы не наколешь. В Прощеный день — как на Пасху, все целуются. Блины и поцелуи счета не любят. Блины — солнцу родственники. И самый хладнокровный человек любит горячие блины.
Масленица без блинов, как именины без пирогов. Это Масленица идет, блины да мед несет. На Масленой повеселись, да блинком угостись.
Блины считались земным отражением Солнца-Ярилы, почитавшегося как божество.
А маслом их мазали, чтобы умилостивить высшие силы. Не забывали наши прародители и про «скотьего бога» Велеса, символом которого считался медведь, просыпающийся от зимней спячки. Древние славяне пытались заручиться его покровительством, оставляя на лесных пеньках блины во время праздника. Кстати, с этой традицией связана и известная поговорка: «Первый блин комам» а не «комом», как многие думают.
Ведь «комами» на Руси называли медведей. Обряд сжигания чучела на костре тоже восходит к языческим временам. Наши предки сооружали большую соломенную куклу, символизирующую Марену Морану, Мару — богиню смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года — сажали её на сани и везли на самую большую площадь города. Затем начинались гуляния, танцы и песни, во время которых народ прощался с Мареной, ругая её за морозы и голод, но также и благодаря за весёлые зимние забавы.
И, наконец, под вечер чучело сжигали. Как Комоедица превратилась в Сырную седмицу? После принятия христианства Церковь пыталась искоренить языческий праздник, однако вскоре стало очевидно, что лучше пойти с народом на компромисс. Так Масленичная неделя наполнилась новыми идеями и стала последним этапом подготовки к Великому посту.
Сегодня считается, что в этот период верующие должны приблизиться к прощению всех обид и наладить хорошие отношения с родными. Масленица в 2024 году, как и обычно, всегда празднуется в течение недели перед Великим постом. Эту неделю называют «сырная». У православной церкви есть своё прочтение этой недели, а точнее седмицы.
Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено во все дни — мясо. Так Церковь противопоставляет языческий, разудалый праздник Масленицу покаянной сырной седмице, для которой характерно «светлое предчувствие поста».
Как называется каждый день масленицы
Масленица пришла: что обозначают дни масленичной недели и как их праздновать | 25 февраля — шестой день Масленичной недели, которая начинается с 20 февраля, а закачивается 26 февраля. |
Масленичная неделя — названия по дням недели | Начало Масленичной недели. Значение дней Масленицы. |
Масленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю | Масленичная неделя. Считалось, что прожить дни, в которые идет Масленица, надо так, чтобы потом не было мучительно больно от упущенного времени. |
Дни масленичной недели 2024: значение каждого дня | В последний день масленичной недели сжигают чучело, олицетворяющее собой зиму. |
Дни Масленичной недели: названия и значения
- Масленичная неделя в 2023 по дням: даты, названия и традиции
- История праздника
- Название каждого дня масленицы
- Масленица по дням
- Масленица в 2022 году начнется уже в феврале: когда будет и как подготовиться
Масленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю
Вода в печи, хочет блины печи. Где блины, тут и мы. В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. Четвертый день Масленицы - «широкий четверг» - «разгул, перелом» На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Выходили в этот день и на «кулачки» - на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку.
Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову.
Тёщин вечерок, приходится на пятницу Множество из традиций масленицы направлена на то, чтобы ускорить женитьбу молодого человека и юной девушки, но и это еще не все, ведь некоторые обычаи также касались и совсем молодых супружеских пар, которые живут вместе не так долго. В этот день сам зять должен пригласить к себе в дом тещу, чтобы поздравить её с масленицей, а также угостить различными яствами. К приходу тещи молодые должны были приготовить не только вкусности, но и медовые блинчики , а родители невесты приносили с собой подарки.
Золовкины посиделки, приходятся на субботу В субботний день молодая жена должна пригласить сестру своего мужа к себе в дом, чтобы порадовать угощениями, тут стоит помнить, что хозяйка должна очень постараться, чтобы накрыть богатый и вкусный стол. По традиции, золовка должна оценить стол молодых, и не редко в давние времена сестра мужа могла отпустить ехидные замечания о том, что стол не слишком богат вкусностями. Сегодня вряд ли золовки будут отпускать такие шуточки, но все таки стоит более серьезно подготовиться к приходу сестры мужа в дом. Также в этот день люди могли помянуть все ушедшие в другой мир души, хозяева должны были угостить не только своих близких и гостей, но и отдавать блины просящим или бездомным, чтобы они тоже могли почтить память умерших.
Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».
Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.
По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство.
Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника.
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья.
Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела.
Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы.
Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.
Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную.
Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».
Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г.
Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в.
Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.
Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.
Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.
Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье.
Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.
Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры.
Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела.
В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия.
Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.
Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год.
Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас.
В этот день обычно уже сооружают чучело Масленицы. Вторник 12 марта — день смотрин заигрыши невест или сватанья. Среда 13 марта — зять отправляется к теще на блины, поэтому день назывался лакомка. Четверг 14 марта — начинается разгуляй Широкой Масленицы. Это день потех, катаний на лошадях, кулачных боев, различных состязаний. Разжигают костры, прыгают через них, поют особые масленичные песни.
Завершается день шумными пирушками. Пятница 15 марта — тещины вечерки. Пришло время теще отправляться в гости к зятю. Суббота 16 марта — золовкины посиделки. К молодой замужней женщине приходят в гости родственники мужа. Воскресенье 17 марта — проводы.
Это кульминационный день Масленицы: на кострах сжигают остатки скоромной пищи, рухлядь и старую одежду. В завершении сжигают чучело Масленицы, а пепел развеивают над полями. Когда заканчивается Масленица в 2024 году? Всю неделю перед постом длится веселье, которое закончится 17 марта. Это значимый день — Прощеное воскресенье. Он сопровождается просьбами ко всем родным и близким простить обиды.
Блины, пироги, варенье, десерт с ягодами: Pixabay Народные традиции празднования Масленицы В праздновании Масленицы прослеживаются элементы дохристианской мифологии.
Как называются дни масленицы и что они обозначают, история и традиции празднования
Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов , или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников?
До сих пор многие россияне соблюдают эту традицию. Разгуляй четверг В первый день Широкой масленицы наши предки веселились. Они устраивали кулачные бои, захватывали снежные крепости, разжигали костры и прыгали через огонь, катались на лошадях, играли в снежки, водили хороводы, перетягивали канаты, залазили на ледяной столб, катались с горок, пели и плясали.
И, конечно, угощали друг друга блинами. Тещины вечерки пятница В этот день была «ответочка» от тещ. Они приходили в гости к зятю, звали своих подруг, чтобы перед ними похвастаться, за какого хорошего парня отдала замуж свою дочь. Угощение для гостей пекла именно дочка, а вот ее супруг всячески выказывал гостям свое уважение. Золовкины посиделки суббота Молодые замужние женщины приглашали в гости сестер мужа и незамужних подруг. Было принято всем гостям сделать подарки.
Интересное видео о Масленице Масленица — праздник восточных славян. Он существует на протяжении долгих веков и начинает историю с языческих времен. Идет он в течение недели перед Великим постом, проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями, символизируя окончание зимы и приход весны.
За это время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали его главным символом. Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица.
Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник? Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов.
Сегодня выпекание блинов — это скорее символ праздника и возможность отведать вкусное угощение с самыми разными начинками. Также, следует на Масленицу ходить в гости, угощать блинами и устраивать чаепития. В народе устраиваются различные мероприятия в честь Масленицы, которые включают выступления народных ансамблей, танцы, игры, конкурсы, спектакли, выступление юмористов и уличных артистов. Каждый пришедший на этот праздник становится его частью. Нередко, прямо на улице проводится мастер-класс по выпеканию блинов, и каждый желающий может попробовать испечь блин и угостить им любого прохожего. До наших дней дошла и традиция жечь чучело на Масленицу, но теперь это скорее делается для того, чтобы проводить зиму, поблагодарить ее за все хорошее, и встретить приход весны. А вот прыжки через костер это уже не традиция, а скорее способ повеселиться. В наше время прыжки через костер не избавляют от грехов, для этого следует посещать церковь и усердно молиться. Заканчивается неделя в воскресенье, которое именуется Прощеным воскресеньем. В этот день надо искренне просить друг у друга прощения , а на просьбу отвечать словами: «Бог простит».
Учитывая, что уже вслед за Прощеным воскресеньем, в понедельник, начинается Великий пост, в него надо войти с чистой душой, нельзя таить в глубине души какие-то обиды, оставлять что-то недосказанным. Посмотрите также: поздравление с Крещением в прозе Самые интересные сведения о Масленице в России Масленица — это особенная праздничная неделя, на протяжении которой можно употреблять сливочное масло, разнообразную молочную продукцию и блины. Православная церковь также называет этот долгожданный период Сырной седмицей, так как даже посты в среду и пятницу отменяются. Православная религия рассматривает масленичную неделю по-особенному, так как этот период воспринимается, как возможность попросить прощение у ближних, очистить душу от негативных эмоций и подготовиться к главному посту. Масленица тесно связана с обрядами, которые связаны с древними традициями. Обычаи обычно связаны с возникновением нового периода жизни, возможностью получить урожай в ближайшем будущем и необходимости поклониться умершим. Сожжение чучела — это обряд, олицетворяющий наступление нового времени и прощение с прошлым. Предки верили в то, что именно этот ритуал способствует привлечению лучшего и светлого будущего. Ритуальная борьба способствует уходу зимы и последующему приходы весны, поэтому даже обычные народные игры обладают глубоким смыслом и играют важную роль. Борьба представлена в виде кулачных боев и игровых захватов снежных городов.
Веснянки — это особенный ритуал, направленный на привлечение нового цикла бытия. Ритуал связан с приходом символической весны, которая способствует повышению рождаемости людей, получению урожая в начавшемся году.
Народные приметы на Масленицу
На пороге Масленица: как провести праздничную неделю по дням, традиции, приметы, гадания | Масленица по дням что означают масленичные дни недели. |
Масленичная неделя: традиции по дням | Значение дней Масленицы. Масленичную неделю раньше делили на Узкую (с понедельника по среду) и Широкую (с четверга по воскресенье). |
Приметы на Масленицу: что можно и нельзя делать с 11 по 17 марта 2024 года - ВФокусе | Неделя Масленицы: традиции и обычаи. |
Масленичная неделя — названия по дням недели
У православных 24 февраля стартует Масленичная неделя, что значит каждый день Масленицы | 20 февраля стартует Масленичная неделя, которая продлится до 26 февраля. |
Масленица 2023: когда праздновать самые вкусные и проверенные рецепты блинов | В России началась масленичная неделя. |
Масленичная неделя — названия по дням недели | Второй день Масленичной недели получил такое название потому, что по традиции в этот день ходили свататься. |
Обычаи Масленичной недели: что можно и что нельзя делать | Масленица по дням что означают масленичные дни недели. |
Масленица в 2024 году: Дни празднования, традиции и что делать в Масленичную неделю | В последний день Масленичной недели просят прощения у близких и сжигают чучело Масленицы, встречая весну. |
20 февраля (понедельник) - «Встреча»
- Масленичная неделя: значение и название каждого масленичного дня
- Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них? - Новости
- Дата и значение каждого дня Масленицы
- 20 февраля (понедельник) - «Встреча»
- Масленица на Руси: история и традиции
- Масленица 11 марта по 17 марта 2024: обычаи и традиции🥞
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
Предпоследний день масленичной недели — благоприятное время, чтобы побаловать себя шопингом. Лакомки — это третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». Что означает каждый день масленичной недели. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них.
Заигрыш, приходятся на вторник
- Масленица на Руси: история и традиции
- Масленица по дням недели: что и когда делать?
- Масленица по дням недели
- Что еще почитать
- "Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
Название дней масленичной недели. Масленичная неделя
Масленичная неделя 2024: название дней и русские традиции. Однако для каждого дня Масленичной недели есть свои традиции и обряды. Во второй день масленичной недели люди зазывали весну: «Идет матушка-весна, отворяйте ворота». Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян.
Масленичная неделя: традиции по дням
Напомним, в последний день Масленичной недели также отмечается Прощеное воскресенье. Знатный день, Масленица из узкой переваливает середину Сырной недели и становится широкой. Каждый день недели наполнен особым содержанием.
Масленица по дням недели: что и когда делать?
Каждый день недели наполнен особым содержанием. Масленичная неделя начнется в этот раз 20 февраля и завершится 26-го, каждый ее день имеет свое название и традиции. Что означает каждый день масленичной недели. Масленичная неделя каждый год проходит в разные дни и начинается за 56 дней до Пасхи.