«Устюжское Благовещение» — икона Благовещения Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
На переднем плане представлен иконографический вариант Благовещения, где архангел застал Марию за чтением. Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей. Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии.
По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века.
Брягиным и И. Сусловым при участии ряда других реставраторов , она была раскрыта от оклада, начались реставрационные работы. В 1926 году она была передана в ГИМ, а в 1930 году икону передали в Третьяковскую галерею, где в 1935 году была произведена дополнительная реставрация И. Сусловым и Е. Происхождение названия Своё название, «Устюжское Благовещение», икона получила благодаря преданию, что перед ней в 1290 году молился Прокопий Устюжский от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом», явившимися следствием падения метеорита в окрестностях города. Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи». Появление иконы в Москве данное предание также, как и исторические свидетельства, связывает с Иваном Грозным. Эта легенда не находит подтверждения ни в общерусских хрониках, ни в устюжских источниках. Напротив, согласно Устюжского летописного свода, в 1496 году: «Загореся церковь Успение изнутри, невесть от чего загореся со всеми иконами чудотворными и с кузнью, и сосуды, и книги, и не сняли и замка…».
То есть все устюжские святыни были уничтожены задолго до Ивана Грозного. Несмотря на историческую недостоверность, связь иконы с Устюгом поддерживалась многими церковными деятелями. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила был сделан список с иконы, который торжественно перенесли в Великий Устюг. Этот же архиерей составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни преподобного Прокопия. В 1783 году архимандрит Александр Лёвшин составил «Историческое описание» Успенского собора Московского Кремля в котором изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, связав её почитание с Прокопием Устюжским. Легенда была настолько устойчивой, что 8 июля по юлианскому календарю в Русской церкви был установлен праздник «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге». При разграблении Москвы во время Отечественной войны 1812 года икона лишилась своего драгоценного оклада и устюжане в 1818 году пожертвовали 8 000 рублей на изготовление новой ризы. На её нижнем поле была сделана несохранившаяся надпись: «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». Установление новгородского происхождения иконы Впервые о новгородском происхождении иконы исследователи заговорили в 1928 году через 8 лет после снятия с неё оклада , но не приводили каких либо исторических аргументов в пользу этой версии. В 1933 году Д.
Айналов пытался доказать новгородское происхождение иконы основываясь на сообщении дьяка Ивана Висковатого, относящегося к 1554 году «Розыск или список о богохульных строках и о сомнениях святых честных икон дияка Ивана Михайлова сына Висковатого…» : «…да на оконе Благовещениа Святыя Богородици, вверху написанъ образъ Господа Саваофа… вземъ царь и великий князь в Великом Новеграде в Юрьеве Монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет пятьсот и более». Однозначно новгородское происхождение иконы было установлено В. Им было установлена тождественность размеров иконы Благовещения с иконой великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря, написанной в то же время, а также наличие в новгородской живописи XIV века ряда икон Благовещения, идентичных по иконографии «Устюжской» иконе. Датировка иконы В.
Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой. Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре. При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими. Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела.
Позема не было. Фрагмент охры оранжевого оттенка цвета хитона над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях. Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым. Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см. В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные изображение одних голов , оплечные, поясные и во весь рост.
Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII—XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд». На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил.
Одежды исполнены плотным слоем красок. У Архангела Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Эммануила охряной, с золотым ассистом. У Архангела Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий. В волосах у Архангелов — голубые тороки с красными камнями, оправленными в золото.
Фрагменты розовых нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами Архангелов. Икона выполнена на липовой доске, шпонки вертикальные, загнанные снизу вверх. Размер 72 x 129 см. В левом углу на поле — красная сургучная печать Большого Успенского собора. Образ происходит из Успенского собора Московского Кремля, где находился над северными дверями иконостаса. Раскрыта И. Барановым в 1936 году. При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. Левкас от греч.
После XVII века название сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Тороки или тороци — повязки на челе Ангелов с развевающимися концами, символ постоянного слушания Ангелами воли Бога. Христина Добрынина.
Кирилло-Белозерский музей
В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны. – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. Что Дева Мария должна держать в руках: книгу или пряжу? Когда появилось первое изображения Благовещения? Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. Средневековому армянскому храму Гандзасар возвращена чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх.
Новые события
Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
К Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна послужить вратами, чрез кои Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель; Дева, а не жена, ибо жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к ветхому миру и ветхому творению, будучи привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности. Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего. Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира. Эта избранная Дева была обручена мужу, именем Иосиф, из дома Давидова, сроднику своему. Почему Она была обручена? Промысл Божий так устроил, дабы сохранить Ее от посмеяния бесовского и человеческого.
Если бы Она родила, не бывши обрученной, кто из людей мог бы поверить, что Сын Ее не незаконнорожденный? И какой судия земной в случае сем пощадил бы Ее, избавив от строгости закона? Промысл Божий не хотел наводить беду на Избранницу Свою и тяжкое искушение на людей, потому устроил так, да прикроет Деву и Ее рождество видом обручения. Беседы на Евангелие от Матфея. Почему мужа звали именно Иосиф? Чтобы напомнить о дивном и целомудренном Иосифе, в страшно развращенном Египте соблюдшем свою телесную и душевную чистоту; да и тем укрепится совесть верных в вере, что плод Девического чрева Богоматери есть воистину от Духа Божия, а не от земного страстного человека. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Новое творение - радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения.
Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные - те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение. Конечно, имеющему понятие о человеколюбии Божием ясно: Бог никогда не удалился бы от человека, если бы человек первым не удалился от Бога. Пришествие Господа Иисуса Христа в мир являет это безграничное Божие человеколюбие. И если человек создал пространство между собою и Богом, вот, Бог все-таки первым приближается к человеку, дабы навести мост над пространством тем. Жена первою положила бездну между человеком и Богом.
Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху. Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как дитя! Мария и есть истинное дитя. Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное Мф. Сей мир страстей и страстности быстро старит человека. Наше детство весьма кратко, а в нынешние времена оно становится все короче и короче. Кто может обратиться и еще раз стать ребенком?
Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Вот, Царствие Божие внутри Нее было Лк. Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога.
Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей Пс. Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека. Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо.
Так же встречает Мария и посланника Царя Небесного. Когда же Богородица изображается сидящей, она часто сидит на украшенном подобии престола, что знаменует уже Ее достоинство как Матери Мессии. Разнообразие деталей и подробностей изображения давало иконописцу возможность представить свое видение великого события Благовещения, расставив акценты соответствующим образом. Именно поэтому иконы Благовещения не только отражают церковное предание. Они сами также часто становятся предметом богословского толкования, особенно, если, по слову о.
Павла Флоренского, «пишутся с натуры», то есть являются отражением духовного опыта иконописца. Знаменитые образы Икона Благовещение Пресвятой Богородицы. Иконописец: Андрей Рублёв. Хранится в Государственной Третьяковской галерее, датируется 1405 годом. Изображение Божией Матери кисти Андрея Рублёва Иногда иконописцу удается изобразить о дновременно смятение и покорность воле Божией. Такова икона Благовещения Андрея Рублева — левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа. Икона была частью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Видите, в Её левой руке — клубок красной пряжи. По преданию, Матерь Божия по поручению священников Иерусалимского храма должна была соткать покров красного цвета. Но надо сказать, друзья, что не на всех иконах Благовещения Пресвятая Богородица изображена с пряжей в руках.
Существуют и другие виды изображений этого праздника. Они называются изводами. На других — беседует с Архангелом Гавриилом у колодца. Почему же у одного события столько разных изображений? Дело в том, что в Священном Писании не говорится о том, чем занималась Богородица при появлении Архангела. Об этом мы узнаем из церковного Предания. А оно дошло до нас в нескольких вариантах, поэтому и существует несколько изводов иконы Благовещения. Но давайте вернемся к нашему рассказу.
Устюжское Благовещение
Этот святой образ выполнен мозаичистом Валентином Борисенко по образцу иконы «Благовещение» XVII века. В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны. Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи.
В Кирилло-Белозерском музее в Благовещение представили уникальную икону 1696 года
Часто православных интересует вопрос: а можно ли мыться на Благовещение? Вопрос разумный, учитывая, что на двунадесятые праздники рекомендуется оставить на потом все мирские дела и посвятить себя молитве. Чистоту нужно и полезно соблюдать всегда, независимо от даты. Да и встречать такой значимый день неумытым для христианина порицается. Православным на Благовещение стоит чаще ходить в церковь и обязательно исповедоваться. Самый правильный подход — это провести день с семьей, в молитве и с чистыми мыслями, навещать родственников и не отвлекаться на мирские проблемы. Креститься в Благовещение можно, но сделать это будет непросто, поскольку на двунадесятые праздники священники храмов бывают чрезмерно нагружены. Что нельзя делать на Благовещение Как и на все великие православные праздники, в Благовещение Пресвятой Богородицы нужно воздерживаться от физической работы.
Нельзя вязать, заниматься хозяйством, работать в огороде.
Баклажаны любят картошку. Действенная, но бюджетная подкормка Хотя считается, что наибольшей силой икона обладает в день праздника Благовещения, обращаться к Божьей Матери за помощью можно всегда. Начинать и заканчивать обращение к святой нужно крестным знамением и поясными поклонами. При чтении молитвы в день празднества Благовещения кланяться следует до самого пола.
На этот раз она была в ярости. Монашка тут же помчалась к игуменье и рассказала о своих видениях. Игуменья слишком хорошо знала Пелагию, чтобы сомневаться в её правдивости. И тут же послала девушку к Стаматело Кангадису, председателю комиссии монастыря.
Тот внимательно выслушал монашенку и посоветовал обратиться за советом к Митрополиту Гавриилу. В те годы, и до самого 1833 года Тинос был Митрополией. Вот как случилось, что Пелагия смогла быть немедленно принятой Митрополитом Гавриилом. Этот необыкновенный человек сразу же вспомнил недавно произошедший разговор с дядюшкой Гюзес, рассказавшем ему, что во времена Венецианского протектората земельный участок Доксараса, о котором было столько разговоров в последнее время, был частью Великого Княжества. Тогда Митрополит вспомнил про видения Михалиса Полизониса. И вот теперь Пелагия только подтверждала всё услышанное им ранее. Тогда он объявил о чудесном видении Пелагии во всеуслышание. И тут же собрав всех членов руководства Тиноса, священнослужителей и народ повелел найти чудесную икону. Присматривать за работами по раскопкам, было поручено Стаматело Кангадису.
Тогда же, в 1822 году начались поиски разрушенной церкви. Два месяца искали развалины, но найдены были только остатки античной стены, которую до них обнаружили Полизонис со своими друзьями. Люди разочаровались и бросили поиски иконы. Вот тогда на Тиносе началась эпидемия холеры. Об этой эпидемии рассказывает в своём историческом труде Спиридонос Трикупис. Люди решили, что холера была послана на остров в наказание за нарушение воли Пресвятой Девы. Поиски иконы начались снова. И тут случилось первое чудо. Церковь решили окропить святой водой, кликнули мальчика и приказали сбегать за водой.
Тогда Митрополит поблагодарил Бога за чудо. Больные омылись этой водой и многие из них выздоровели. Выяснилось, что найденная церковь была храмом Зоодоху Пигис Источник Жизни. Храм решили восстановить. Эта находка давала им надежду на победу над холерой. Это воодушевило людей. И храм рос с каждым днём. Рос на развалинах некогда сгоревшей церкви, в которой нашли изумительной работы мраморные колонны, дивный амвон, и многое, многое другое. Все эти чудеса сохранили, очистили и установили вновь.
И только икона, о которой говорила Матерь Божья, не нашлась. Оставалось только надеяться, что она находится неподалёку и найдётся в процессе строительства. Так это и случилось. Работа кипела, когда заступ одного из мастеровых — Эммануила Матса по прозвищу Спанос, наткнулся на кусок доски. Матса поднял дощечку и очистил её рукой. И тогда увидел, что на дощечке, которая на самом деле была половиной священной иконы, изображён ангел. Тогда все остальные решили, что и вторая половина должна быть где-то рядом, и принялись искать. Через некоторое время вторая половина нашлась неподалёку. На второй половине оказалось изображение Девы Марии, преклонившей колени.
Очевидно, именно в IV в. Первая половина XVI века. Порядок прочтения боковых клейм нетрадиционен справа налево. Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки.
Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже не ранее конца IV в. Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так.
Другие апокрифы повествуют, что явление Гавриила Марии было дважды — на источнике, где она услышала голос, но никого не увидела, и в доме, где она сидела за прялкой. Интересный факт По «Протоевангелию Иакова», Мария изготавливала завесу для храма в Иерусалиме — ту, что потом, в минуту смерти Ее Сына, разорвется надвое. Поэтому Дева может быть изображена за прялкой или с мотком пряжи. Символическое значение имеет цвет пряжи — красный, цвет царского достоинства, которое одновременно относится и к Деве, и к Ее Сыну.
Смысл икон: Благовещение Пресвятой Богородицы
Этот святой образ выполнен мозаичистом Валентином Борисенко по образцу иконы «Благовещение» XVII века. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
После приобретения иконы в 2019 году она находилась в Козельске, в доме И. Яценко, перед ней постоянно читался акафист Благовещению с составленным преподобным Амвросием припевом: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"». Из воспоминаний настоятельницы Болховского Богородичного Всесвятского женского монастыря игумении Иларии известно, что образ «Спорительницы хлебов» был написан по благословению старца Амвросия. В январе 1894 года игумения Илария писала в Оптину пустынь: «…в начале июня 1889 г. При прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе Всех святых, у нас местная, и подписать "Спорительница хлебов", прислать ему; такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г.
Он ответил: "Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания". И вспросил: "А у себя оставила такую же?
Что значит праздник Благовещение Пресвятой Богородицы?
Это один из самых значимых и духовных праздников в христианском календаре, который насчитывает более 1500 лет своего существования. В день Благовещения верующие вспоминают о том, как архангел Гавриил явился к Деве Марии и возвестил ей, что она станет матерью Спасителя мира. Это было ярким знаком Божьей милости и любви к человеку.
День Пресвятой Богородицы, который в этом году отмечается 7 апреля, символизирует начало великого дела Бога на земле и призывает нас к смирению, благодарности и вере в Божьи замыслы. В этот день многие церкви проводят особые богослужения, которые наполнены торжественностью и радостью. Верующие принимают участие в крестных ходах, пениях и молитвах, чтобы восхвалять Бога и просить Его благословения.
Важно отметить, что Благовещение Пресвятой Богородицы — это не только праздник, но и время, когда верующие должны задуматься о своей жизни и отношениях с Богом. Это день, когда мы можем очистить свои сердца и души, исповедоваться и просить прощения у Бога за наши грехи. Святой праздник напоминает, что милость Божья всегда с нами и что мы всегда можем обратиться к Нему за помощью и поддержкой.
Как у любого религиозного праздника, в день Благовещения есть свои правила и запреты.
Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха. Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога.
Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику. На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее. В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле».
Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром. Архангел Гавриил Изображён в охряном хитоне и голубоватом гиматии с золотыми волосами.
Заглубления и тени одежды переданы дополнительными цветами, а глубина складок подчеркнута тёмным вилкообразным рисунком. Хитон и волосы Гавриила покрыты золотым ассистом, наложенным по диагонали, что указывает на направление света, падающего на иконе сверху и слева. Через гиматий проступает оранжевый тон нижней одежды. Отчетливость складкам гиматия придаёт грузило, прикреплённое к концу гиматия, перекинутому через правое плечо архангела. Гавриил с ораторским жестом обращается к Марии.
В его левой руке виден сохранившейся фрагмент мерила. Колпакова отмечает, что Гавриил изображён так, что его «движение словно натыкается на незримую преграду, демонстрируя непреодолимую даже для небесного вестника границу между тварным архангел и Той, что служит вместилищем Несотворённого». Ветхий Денми Изображён в синей мандорле, сидящем на красном престоле-этимасии, поддерживаемом огненными херувимами. Выше их расположены серафимы с золотыми рипидами.
Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века.
Икона — яркий пример письма староверов из поволжского городка Романова-Борисоглебска. История современного открытия полузабытой иконописной традиции — «романовских писем», знаки авторской манеры великого иконописца XIX столетия Максима Архиповского в этой иконе, красота и утонченность ее неповторимых деталей — всё это предмет рассказа. Вы узнаете, почему искусствоведы ценят иконы «романовских писем» выше палехских, сколько мастеров насчитывал этот иконописный центр, в чем тайны и загадки его существования.