Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней.
Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание. Солор клянется Никии в вечной любви. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего избранника. Раджа посылает за женихом. Это — храбрый воин Солор. Раджа объявляет Солора и свою красавицу-дочь женихом и невестой.
Воин поражен красотой девушки. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Является Великий брамин. Он хочет сообщить радже тайну. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет своего решения. Баядерка, решает он, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки.
Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора.
Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным.
В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь. Начинается празднество. Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии.
Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние. Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен. Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал - любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился.
Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Чтобы развлечь его, факир Магдавая велит привести укротителей змей. И это зрелище не отвлекает Солора от мрачных мыслей. На пороге - Гамзатти со своими прислужницами. Она обращается с упреками к Солору. Но когда он берет Гамзатти за руку, на стене появляется тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного, бросается к стене.
Тень Никии исчезает. Он вспоминает слова клятвы, данной той, чья тень возникла перед ним, и падает без чувств. Солор погружается в мир сновидений. Он в царстве теней. Среди них и Никия. Она то приближается к нему, то ускользает. Спящий Солор возвращается к действительности.
Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу. Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке. Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий. Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным. Основным сочинителем балетных партитур в те годы был Минкус. Алоизий Федорович Минкус 1827-1907 С-2 родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Свою деятельность как создатель музыки для танцев и как дирижёр он начал в родном городе, руководя оркестром, пытавшимся конкурировать с оркестром знаменитого Иоганна Штрауса. В 1853 году Минкус принял предложение князя Юсупова и, приехав в Россию, стал руководить его крепостным оркестром. В 1855 году Минкус был приглашён скрипачом сначала в оркестр петербургской итальянской оперы, а затем на то же положение в Московский Большой театр. Здесь он впервые выступил как балетный композитор, написав в 1862 году музыку к балету «Два дня в Венеции». Последующие удачные музыкальные композиции создали ему имя, и в 1864 году Минкус был назначен «штатным балетным композитором» московских театров. В 1867 году композитор пишет музыку к балету Сен-Леона «Золотая рыбка». Однако широкое признание пришло лишь после появления в Москве балета «Дон Кихот». Как и партитуры пуни, музыка Минкуса на всём протяжении сценической жизни этого спектакля подвергалась постоянным изменениям, дополнениям и искажениям, так что до нас дошла лишь небольшая часть сочинения, но она-то и есть наиболее известная и популярная. Как музыкант Минкус был изобретательнее и требовательнее к себе, чем пуни. Об этом свидетельствует отзыв критики, находившей музыку, написанную для «Баядерки», «слишком серьёзной» для балета. Однако партитуры Минкуса, несмотря на их большую танцевальность и мелодическое богатство, всё же не выходили за пределы своего узкого назначения и не выдерживали никакого сравнения с балетными сценами в операх русских композиторов. Эта музыка служила хореографу подспорьем для зримых композиций, которые он стремился создать, такую музыку часто называют прикладной служебной. Композитор получал точные указания не только о количестве номеров, из которых состоял балет, но и о продолжительности, темпах и других особенностях каждого. Прикладная музыка была ритмически разнообразна. Композиторы, превосходно зная танец, могли приспособиться к любой его нужде. Это была не столько музыка, чтобы её слушать отдельно, - с этих позиций её можно упрекать и в наивности и в поверхности, - сколько музыка, чтобы при ней танцевать, и в этом качестве она была превосходна. С-3 Взгляд на балетную музыку как на какой-то низший вид музыкального творчества, заниматься которым — несерьёзное дело, сложился в середине XIX века, в период кризиса балета. Такой взгляд отрицательно влиял на русскую музыкальную критику, и она не замечала, что крупнейшие русские композиторы, хотя и не сочиняли партитур балетов, но охотно создавали танцевальную музыку и очень серьёзно и по-своему подходили к решению танцевальных сцен в операх. В спектаклях так называемой «большой оперы» в европейских музыкальных театрах балетные сцены в основном представляли собой вставной дивертисмент, который безо всякого ущерба для музыкальной партитуры можно было вычеркнуть. Танцевальные сцены русских композиторов в операх были органически связаны со всем произведением, и их изъятие из спектакля не могло проходить безболезненно. Однако не все композиторы разделяли отрицательный взгляд на балетную музыку. К их числу принадлежал гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский 1840-1893 С-4 , после которого роль музыки в балете и в самом деле возросла, и композитора даже стали считать самым главным автором балета. И, правда, Чайковскому балет обязан бесконечно многим. И, правда, Чайковский лучше других музыкантов увидел и понял возможности балетного театра как музыкального. Чайковский любил балет, постоянно посещал балетные спектакли, особенно ценя «Жизель», и всегда возмущался пренебрежительным отношением к балетной музыке. В своё время он гневно писал Сергею Ивановичу Танееву: «Я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное! Ведь балетная музыка не всегда же дурна; бывает и хорошая». Такие взгляды композитора приводили к естественному выводу, что балетная музыка плоха потому, что за неё не берутся серьёзные музыканты. Поэтому Чайковский охотно принял предложение заведующего репертуаром московских императорских театров Бегичева написать музыку для балета. Чайковский хотел доказать свою правоту и пойти наперекор мнению «специалистов». Этот шаг требовал большой смелости и глубокой убеждённости, так как предвещал уже не реформу, а революцию в области балета. Время для этого настало. Борьба противоречий в балете достигла высшей точки. С одной стороны, наблюдался неуклонный отход от прогрессивных традиций прошлого, с другой — упорное стремление удержаться на этих позициях и снова сделать балет нужным и близким зрителю. В таких условиях решение Чайковского было своевременным, тем более что его первый спектакль должен был быть естественным продолжением того, что было сделано Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Мусоргским и молодым Римским-Корсаковым.
А когда она показывает Ники портрет своего жениха, то Ники рассказывает о том, что кроме нее он больше никого никогда не сможет полюбить. В это время Ники готова была убить свою соперницу и даже схватила кинжал, чтобы убрать ее со своего пути, но их вовремя разняли. После этого действия переносятся в сад, где и должна состояться та самая свадьба. А Ники должна была танцевать на этой свадьбе. Факир подходит к девушке и вручает корзину, в которой находится огромное количество цветов и не успела девушка обрадоваться, как из них вылезла змея и укусила Ники. И теперь она поняла, что это все сделано не случайно. Вовремя подоспел брамин, который может спасти ее, но для этого она должна будет полюбить его и больше никогда не вспоминать про Солора. Этого девушка обещать, потому что она верна своему любимому и не могла его предать и поэтому практически сразу же отказалась. Солор не хочет этой свадьбы и убегает отсюда, вслед за ним бежит факир.
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
Он приказывает оставить его одного возле священного огня. Солор поручает факиру Магедавее найти случай поговорить с прекрасной Никией, баядеркой, которая живёт в храме, и передать ей, что будет ждать её ночью. Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок — храмовых танцовщиц — открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец Никии.
Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия. Он обещает ей все богатства Индии, всё, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину.
Тайное свидание Никии и Солора охраняет Магедавея. Солор над священным огнём клянётся Никии в вечной любви и верности. Великий брамин, увидев их, решает отомстить влюблённым.
Картина вторая Зал во дворце раджи Дугманты. Раджа приказывает позвать баядерок, чтобы они развлекли его и его гостей. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина — Солора, с которым она обручена с детства.
Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта непреклонен. Подслушавшая этот разговор Гамзатти приказывает невольнице привести Никию и как бы случайно показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии: Солор любит только ее, и только ей будет принадлежать!
Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал, подоспевшая невольница едва удерживает ее. Дочь раджи клянется: Никия умрет! Второе действие Площадь перед дворцом раджи.
Праздник в честь помолвки Гамзатти и Солора. Никия, обязанная танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Во время ритуального танца Никии по приказу Гамзатти баядерке вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец.
Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий брамин предлагает Никии противоядие, которое спасет ее. Верная своей любви, Никия отталкивает флакон и бросается в объятия Солора.
Умирая, она напоминает любимому о его клятве. Третье действие Курильня опиума.
В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное. Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан.
За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре. В 2002 году в Мариинском театре состоялась постановка спектакля в первоначальной версии, с хореографией Мариуса Петипа, благодаря стараниям балетмейстера Сергея Вихарева. Практически через 102 года спектакль в своем первоначальном виде вернулся на ту сцену, откуда и начал свое мировое шествие. Стоит заметить, что и эта версия подвергалась некой редакции, в связи с видоизменением танцевальной эстетики. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам?
Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа — это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах. Понравилась страница?
История создания балета началась задолго до его премьеры. Мариус Петипа и Сергей Худеков разработали сюжет и постановку, обратившись к сюжету древнеиндийской драмы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» поэта Калидасы. Идея спектакля о человеческой судьбе быстро завоевала интерес зрителя.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
Публика сможет погрузиться в захватывающий сюжет и насладиться грацией артистов и впечатляющим световым шоу. Торопитесь увидеть насыщенное выступление. Билеты на балет пользуются большой популярностью, поэтому лучше купить билет заранее. Читать полностью.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 5 октября 2019, 21:24 В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато «Баядерка» — это история о большой любви, и в этот раз все будет еще драматичнее. И предателю не будет ни прощения, ни надежды. Для спектакля изготовлены роскошные костюмы с кружевом, драгоценностями, великолепные декорации. Жемчужина мирового балета.
И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители. Что все-таки важнее: долг или любовь? Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве.
Знатный воин безумно влюблен в прекрасную баядерку Никию — храмовую танцовщицу. Он просит факира Магедавея передать баядерке, что будет ждать ее ночью. Торжественной процессией выходят Великий брамин и жрецы. Начинается ритуал поклонения огню. Факиры и баядерки исполняют священные танцы, среди них и Никия. Ее завораживающий танец становится кульминацией праздника. Великий брамин сражен красотой Никии. Забывая о священном сане и обете безбрачия, он признается ей в своих чувствах и обещает, что все богатства Индии будут у ног красавицы. С отвращением Никия отвергает его пылкие признания. Магедавею удается выкрасть момент и передать баядерке, что Солор придет увидеться с нею. Наконец Никия и Солор вместе. Их тайное свидание охраняет факир. Перед священным огнем молодой воин клянется девушке в вечной любви и верности. Великому брамину удается подслушать разговор. Он обещает отомстить влюбленным. Картина вторая Дворец раджи.
Выходит Никия. Солор заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест. Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится совсем скоро. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии. Раджа решает погубить баядерку. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея.
Балет Баядерка
Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание.
Либретто балета Баядерка
«Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве.
Баядерка (балет)
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке» | Этот балет был показан в 1877 г в Большом Санкт-Петербургском Театре. |
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви | Сюжет балета "Баядерка", созданного в далеком 1877 году, переносит нас в экзотическую Индию, где происходят страстные и трагические события. |
Либретто балета Баядерка | Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». |
Баядерка (балет) | это... Что такое Баядерка (балет)? | В его версии спектакля Баядерка стала более нежной и любящей, а финал еще трагичнее. |
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Зубковского и других, — и сделать при этом спектакль современным, понятным и близким зрителю. Однако именно такие цели преследовали мы, создавая балет «Баядерка» на воронежской сцене. Непревзойденный шедевр, который сегодня должен быть в репертуаре каждой классической труппы — по ряду причин. Во-первых, это разнообразие пластического материала, дающее возможность проявить, раскрыть себя каждому танцовщику: классических, характерных танцев, психологически тонких актерских ролей, разноплановых массовых сцен кордебалета. Во-вторых, великая хореография Мариуса Петипа организует труппу и повышает ее профессиональный уровень. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. В партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики — и драматизма, и лирики.
Для этого я воссоздаю забытую финальную сцену разрушения храма и возвращаю оригинальный музыкальный материал финала Минкуса, что потребовало, в связи с моим режиссёрским замыслом его адаптации, в чем мне помог дирижёр-постановщик спектакля Данила Серганин. Мне кажется это очень важным, не столько в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое деяние, предательство влечёт за собой расплату…» Юлиана Малхасянц балетмейстер-постановщик новой хореографической редакции спектакля, заслуженная артистка России В 2022 году балет «Баядерка» в постановке заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц назван «Спектаклем сезона в музыкальном театре» по итогам театрального профессионального конкурса Воронежского отделения СТД РФ «Браво. Краткое содержание Первое действие 1 картина Молодые воины во главе с Солором охотятся в священном лесу. Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать её у храма. Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню.
Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к её ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого.
Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удаётся подслушать разговор влюблённых. Солор умоляет Никию о любви, но баядерка не может выбрать между служением религии и чувствами. Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и просит богов о каре.
Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и обете безбрачия.
Он обещает баядерке все богатства Индии за ее любовь. Но Никия отвергает его пылкие признания. Обряд окончен. Священное шествие возвращается в храм. Никия с нетерпением ждет своего возлюбленного. Факир Магедавея охраняет тайное свидание Никии и Солора. Солор предлагает Никии бежать.
Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна. Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить. Картина вторая Дворец раджи. Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Гамзатти счастлива.
Хотя Солор поражен красотой Гамзатти, он не в силах забыть баядерку, которой поклялся в верности. Но и отказаться от высокой чести стать супругом Гамзатти он не смеет. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию.
С наступлением ночи Солор приходит к храму, чтобы предложить возлюбленной побег. Неожиданно на их свидании появляется Великий брамин и, пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. В своем дворце раджа правитель Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает её замуж за Солора. Солор отказывается, но раджа сообщает, что свадьба состоится очень скоро. Во дворец спешит Великий брамин, чтобы рассказать о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию, тогда брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора!
Отец Гамзатти решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Их разговор подслушивает Гамзатти. Она знает, что Никия будет танцевать на их свадьбе, поэтому велит привести её к себе, чтобы показать Никии портрет жениха. Баядерка потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, чтобы та покинула страну, но Никия верна своему чувству и не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. В саду перед дворцом начинается праздник.
Раджа велит Никии танцевать. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов, в которой змея. Во время танца Никию жалит змея. Перед смертью Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Солор в полном отчаянии и умоляет Гамзатти оставить его одного. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств и видит сон, в котором он в царстве теней встречается с возлюбленной.
Она умоляет его не забывать данной клятвы.
Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим. Гамзатти подслушала этот разговор и приказывает невольнице привести Никию.
Гамзатти рассказывает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день. Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только её и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка скорее готова умереть, чем расстаться с любимым.
Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её. Дочь раджи клянётся: «Баядерка умрёт! Помолвка Гамзатти и Солора.
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. 14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания.