Новости когда британская империя распалась

Смотрите видео онлайн «Как и когда пала британская империя» на канале «СемИринка» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 июля 2022 года в 8:24, длительностью 00:01:47, на видеохостинге RUTUBE. Пармезан Черница. Когда распалась Британская империя? более месяца назад. Распад Британской империи окончательно оформился с передачей Гонконга КНР в 1997 году.

Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах

Система, при которой этой верхушке предоставлялась значительная роль, называлась косвенным управлением — в отличие от прямого управления, осуществлявшегося назначаемыми чиновниками. Подмандатные территории — бывшие части Германской и Османской империй — после первой мировой войны переданы Лигой Наций под управление Великобритании на основе т. Английские завоевания начались в 13 в. Путь к британской колонизации Америки был открыт разгромом огромного испанского флота — Непобедимой Армады в 1588, ослаблением морского могущества Испании, а затем и Португалии, и превращением Англии в мощную морскую державу. В 1607 основана первая английская колония в Северной Америке Вирджиния и заложен первый английский поселок на американском континенте — Джеймстаун. Америки; Новый Амстердам, отвоеванный у голландцев, был переименовал в Нью-Йорк. Почти одновременно началось и проникновение в Индию.

В 1600 группа лондонских купцов основала Ост-Индскую компанию. В 1690 компания начала строить город Калькутта. Одним из результатов ввоза английских промышленных товаров стало разорение ряда местных культурных промыслов. Первый кризис Британская империя испытала, потеряв 13 своих колоний в результате войны британских поселенцев Северной Америки за независимость 1775—1783. Однако после признания независимости США 1783 десятки тысяч колонистов перебрались в Канаду, и там укрепилось британское присутствие. Вскоре активизировалось английское проникновение в береговые области Новой Зеландии и Австралии и на острова Тихого океана.

В 1788 в Австралии возникло первое английск. Венский конгресс 1814—1815, подводя итог наполеоновским войнам, закрепил за Великобританией Капскую колонию Южн. Африка , Мальту, Цейлон и др. К серед. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед.

Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. Сянган Гонконг. В период «колониального раздела мира» последняя четверть 19 в. Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич. После кровопролитной англо-бурской войны 1899—1902 захватила бурские республики Трансвааль офиц. Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран.

Идея британского мессианства пустила глубокие корни — и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» — миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, — до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику. В результате массовой эмиграции в 19 в. Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции 1926 и Вестминстерским статутом 1931 , согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями 1932 об имперских преференциях.

В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того. Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами в Малайе, Кении и др.

В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии. При этом страна была разделена по региональному признаку на две части: Индия и Пакистан. Независимость провозгласили Трансиордания 1946 , Бирма и Цейлон 1948. В 1947 Ген. Ассамблея ООН приняла решение о прекращении брит. В 1956 провозглашена независимость Судана, в 1957 — Малайи.

Первой из британских владений в Тропической Африке стал 1957 независимым государством Золотой Берег, приняв название Гана. В 1960 британский премьер-министр Г. Макмиллан в речи в Кейптауне в сущности признал неизбежность дальнейших антиколониальных свершений, назвав это «ветром перемен». В 1960 Южно-Африканский Союз провозгласил себя Южно-Африканской Республикой и затем вышел из Содружества, но после ликвидации режима апартеида апартхейда и перехода власти к черному большинству 1994 был снова принят в его состав. К концу прошлого века само Содружество также претерпело коренные изменения. После провозглашения независимости Индией, Пакистаном и Цейлоном с 1972 — Шри-Ланка и их вхождения в Содружество 1948 оно стало объединением не только метрополии и «старых» доминионов, а всех государств, возникавших в пределах Британской империи.

Из названия Британское Содружество Наций было изъято «британское», а в дальнейшем стало принято называть просто: «Содружество». Отношения между членами Содружества также претерпевали множество перемен, вплоть до военных столкновений крупнейшие — между Индией и Пакистаном. Однако экономические, культурные и языковые связи, возникавшие в течение многих поколений существования Британской империи, удерживали подавляющее большинство этих стран от выхода из Содружества. В нач. В Содружество был принят Мозамбик, который никогда не входил в Британскую империю. Население стран Содружества превышает 2 млрд.

Важным наследием Британской империи является распространение английского языка как в странах, которые входили в эту империю, так и за ее пределами. Отношения между Британской и Российской империями всегда складывались сложно, зачастую весьма недружелюбно. Противоречия между двумя крупнейшими империями привели в середине 19 в. Великобритания не позволила России воспользоваться плодами ее победы над Османской империей в войне 1877—1878. Великобритания поддерживала Японию в русско-японской войне 1904—1905. В свою очередь, Россия всячески симпатизировала южноафриканским бурским республикам в их войне против Великобритании в 1899—1902.

Конец открытому соперничеству наступил в 1907, когда перед лицом усиления военной мощи Германии Россия присоединилась к Сердечному Согласию Антанте Великобритании и Франции. После Октябрьского переворота в России ее отношения с Британской империей обострились снова 1917. Для большевистской партии Великобритания была главной зачинательницей в истории капиталистической системы, носительницей идей «гнилого буржуазного либерализма» и душительницей народов колониальных и зависимых стран. Для правящих кругов и значительной части общественного мнения Великобритании Советский Союз, утверждая свои амбиции, был рассадником идей свержения власти колониальных метрополий по всему миру самыми различными методами, вплоть до терроризма. Даже во время Второй мировой войны, когда СССР и Британская империя были союзниками, членами антигитлеровской коалиции , взаимное недоверие и подозрительность отнюдь не исчезли. С началом холодной войны взаимные обвинения стали неотъемлемой чертой взаимоотношений.

В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду. На русской дореволюционной литературе в том числе и исторической о Британской империи долгое время отражалось соперничество и противоречия двух крупнейших империй — Российской и Британской. В советской литературе внимание заострялось на британских антисоветских действиях, на антиколониальных движениях, кризисных явлениях в Британской империи и свидетельствах ее распада. Имперский синдром в сознании многих британцев как и жителей других бывших метрополий вряд ли можно считать вполне выветрившимся. Однако следует признать, что в британской исторической науке в годы распада Британской империи шел постепенный отход от традиционных колониалистских взглядов и поиски взаимопонимания и сотрудничества с нарождающейся исторической наукой стран, провозгласивших свою независимость. Рубеж 20 и 21 вв.

В 1998—1999 вышла пятитомная Оксфордская история Британской империи. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры. Британские консерваторы и деколонизация. The Lions Share. A Short History of British Imperialism 1850—1995. Harlow, Essex, 1996 Давидсон А.

Сесил Родс — строитель империи. Oxford, New York , 1998—1999 Хобсбаум Э. Век империи. Daunton and R. London, 1999 Boyce D. Decolonisation and the British Empire 1775—1997.

London, 1999 The Commonwealth in the 21st Century. Mills and J Stremlau. Pretoria, 1999 Cultures of Empire. A Reader. New York, 2000 Lloyd T. The History of the British Empire.

Bibliography of Imperial, Colonial and Commonwealth History since 1600. London, 2002 Heinlein F. British Government Policy and Decolonisation 1945—1963. Scrutinising the Official Mind. London, 2002 Butler L.

Официальная позиция Лондона по «шотландскому вопросу» мало изменилась за последние годы. Стремление сохранить северных соседей в составе Соединенного Королевства является одним из ключевых приоритетов британской внутренней политики уже не первое столетие.

Особенно актуально это сегодня в условиях «Брекзита», влияние которого на ситуацию сложно переоценить. Кроме того, важно учитывать и «державный» аспект. Волна деколонизации, развернувшаяся в XX веке, оставила от некогда действительно Великой Британии — «империи, над которой не заходит солнце», лишь одноименный остров у побережья Западной Европы, Северную Ирландию и горстку небольших клочков суши, разбросанных по всему земному шару. Многие из последних, кстати, находятся в весьма спорном статусе. Взять хотя бы Фолкленды, ставшие поводом для войны с Аргентиной, или Гибралтар, из-за которого долгие годы не прекращаются споры с Испанией. Вообще довольно странно, почему из-под мудрого правления британской короны так стремились выйти столько стран. Ведь в отличие от иных европейских колонизаторов доля британцев в той же Австралии была в разы выше, чем, например, французов в Чаде.

США, Австралия, Новая Зеландия — все это новооснованные государства, решившие выйти из-под прямого управления британской короны. Некоторые мирным, а некоторые, как США, — военным путем. И если стремление той же Индии к независимости вполне естественно и понятно, учитывая, что это, по сути, покоренный Британской империей народ, то в данных случаях возникает справедливый вопрос. Если англичане — ядро британской культуры, так хорошо умеют управлять и обладают столь развитыми институтами гражданского общества, то почему из-под их влияния во все времена пытались выйти даже их собственные сограждане? Как известно, история имеет тенденцию повторяться. Первый раз — как трагедия, второй — как фарс. Именно таким фарсом и выглядят попытки официального Лондона сдержать окончательный распад Британского государства до исторической области, которую населяли англосаксы — территории современной Англии.

Ирландский, шотландский, а в последнее время и валлийский вопрос, последовательно пытаются снять с повестки дня, заглушить, исказить. Все ради того, чтобы оставить Британию единой и избежать объявления этими странами независимости, которую многие из них ждали поколениями. Для того чтобы понять, что значит для шотландского народа независимость, достаточно обратиться к истории. Разрушительные войны, государственные перевороты и жестоко подавляемые восстания — отношения Лондона с северными соседями всегда были далеки от добрососедских. Впрочем, так или иначе, но амбиции англичан по единоличному доминированию на своем острове все же были удовлетворены в начале 18 века, когда Шотландия де-юре стала частью союзного государства со столицей в Лондоне. Потеря Шотландией суверенитета началась с подписания в 1707 году «Акта об унии», по которому шотландский парламент прекратил свое существование в пользу объединенного законодательного органа в Лондоне.

Конечно, Великобритания вышла победителем в войне. Но это произошло после череды поражений в начале конфликта. Среди худших из них было падение Сингапура, которое произошло с 8 февраля 1942 года.

В течение этих жестоких семи дней японские войска разгромили более крупные британские силы. Уничтожив все представления о европейском превосходстве. Европейский колониализм Антиимпериалисты всего мира видели в Советском Союзе маяк. Это потому, что антиимпериализм был центральным элементом большевистской политики. Например, Владимир Ленин обозначил империализм как высшую стадию капитализма. Кульминацией которого стал Берлинский воздушный мост в июне 1948 года. Который большинство историков считает первым крупным инцидентом холодной войны. Сталин стремился расширить сферу влияния. Этот новый империализм возник за счет как Соединенных Штатов.

Так и, что наиболее разрушительно, Британской империи. Черчилль проигрывает выборы До объявления результатов послевоенных выборов 26 июля 1945 года, Черчилль был уверен в победе.

Кстати, по данным Всемирного банка, Великобритания находится не на девятом, а на десятом месте после Франции. Публикация Блумберг от 2 сентября заставляет лишний раз задуматься о том, насколько быстро может меняться экономическая картина мира. О причинах такой неравномерности размышляли многие. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» 1916 г. После краха колониальной системы маятник пошел в другую сторону: бывшие колонии стали экономически укрепляться, а бывшие метрополии хиреть. Иногда такое колебание называют «законом маятника». Этот закон хорошо просматривается в ретроспективных статистических материалах, которые многие годы составлял британский историк экономики Ангус Мэддисон Angus Maddison [1926-2010 гг. Рейтинги экономического развития стран, составленные им по прошлым векам, разительно отличаются от сегодняшней картины см.

Контуры мировой экономики. Например, в первой половине XIX века центр экономической жизни человечества находился не в Европе, а в Азии. В первой половине XIX века, по оценкам Э. А к 1950 году их доля сжалась до 9 процентов. И уже несколько десятилетий два азиатских гиганта берут реванш за те потери, которые они понесли от прямого в случае Индии и косвенного в случае Китая колониального угнетения со стороны Великобритании. Некоторые историки экономики считают, что это не предел. Мистический маятник может вывести две азиатские страны на позиции, которые они занимала два столетия назад. Особенно это касается Индии.

Распад Британской колониальной империи

Тегипочему распалась британская империя, как вы думаете почему распалась держава терминала, почему calpurnia распалась, игра про британскую империю, были отличительным явлением британской империи в 1867 1953 гг. Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ».

США рухнут, как Британская империя

Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (The British Empire), Великобритания и её заморские владения. Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии.

Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет

Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. Почему АвстроВенгерская и Британская империи распались, а великим Ленину и Сталину удолось отстоять целосность страны? БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши. К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена.

Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг

Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ".

Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное.

Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации.

Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена.

Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы.

Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком.

Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт.

Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ".

Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С.

Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление.

Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии.

И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью.

Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ". Это в конечном счете попытка приведения мира в соответствие с тем идеалом, который присущ данному народу.

Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления. Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи. В конце 19 - начале 20 вв. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет пл. Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов.

Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора 1919. В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций. В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями Великобритании. Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии.

Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании ; в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство. Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. Но в экономическом отношении доминионы кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи кроме Канады вошли в созданный Великобританией в 1931 г. В 1932 г.

Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г. Великобритания занимала главное место в их внешней торговле. Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др.

Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов. В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго- Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение. Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии 1947 ; при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию доминион с 1947, республика с 1950 и Пакистан доминион с 1947, республика с 1956. На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон 1948.

В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации с 15 мая 1948 британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств арабского и еврейского. Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др. Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах. Подавляющее большинство народов колониальной части Британской империи добилось политической независимости. Если в 1945 население английских колоний составляло около 432 млн. От английского колониального господства освободились: в 1956 - Судан; в 1957 - Гана бывшая британская колония Золотой Берег и бывшая британская подопечная территория Того , Малайя в 1963 вместе с бывшими британскими колониями Сингапур, Саравак и Северное Борнео Сабах образовала федерацию Малайзию; Сингапур в 1965 вышел из Федерации ; в 1960 - Сомали бывшая британская колония Сомалиленд и бывшая подопечная территория ООН Сомали, находившаяся под управлением Италии , Кипр, Нигерия в 1961 в состав федерации Нигерии вошла северная часть подопечной территории ООН Камеруна Брит. Были свергнуты проанглийские монархические режимы в Египте 1952 и Ираке 1958. Независимости добились бывшая подопечная территории Новой Зеландии Западная Самоа 1962 и бывшая подопечная территория Австралии, Великобритании и Новой Зеландии Науру 1968. Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV-XVI вв.

Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями - за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения крестьянству и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа. Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций точка зрения Монтескье или по отношению к правам народа точка зрения Руссо. Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка. Уэйвелл и другие заявляли, что «Британия не потеряет престиж и мощь, но даже сможет его повысить, передав Индию индусам». Идея заключалась в том, что партнерство сменит опеку. Станет проводиться сотрудничество в вопросах торговли, финансов и обороны.

Оба новых доминиона будет верны короне. Но ничего из этого не произошло.

Она подчинила себе внешнюю политику стран Индостана.

Британская Ост-Индская компания даже обладала собственными войсками и частным флотом. Британская Ост-Индская компания значительно повлияла на развитие Британской империи и сделала ее великой. К середине 19 века она по своему влиянию и могуществу стала опережать британское правительство, что привело к неизбежному конфликту с государством.

В 1858 году правительство постановило передать административные функции британской короне. В 1874 году компания закрылась. Британская империя серьезно повлияла на современный мир.

О влиянии Британской империи на мировую историю ведутся споры между учеными. Одни считают, что британцы подарили миру свободу торговли, новейшие технологии, образование, прецедентное право, развитую культуру, продуманную инфраструктуру, английский язык и идею свободы. Другие напоминают о жестоких войнах, геноциде, рабстве, эксплуатации природных ресурсов.

Но тот факт, что Британская империя оказала огромное влияние на становление современного положения дел, нельзя отрицать. Американское правительство, парламентские институты США, а также американские законодательство, традиции образования и права — все это не новые изобретения переселенцев из Британии, а британское наследие. Без Британской империи не было бы и современной Индии.

Скорее всего, она бы вообще не существовала как единое государство. До британских завоеваний Индия представляла собой раздробленную страну с постоянным конфликтами между княжествами. Британская империя объединила территории, наладила инфраструктуру, установила общую экономическую систему.

Наследие Британской империи до сих пор ощущается во многих уголках Земли. Английский язык, британская культура и идея свободы распространились по всему миру. Британская империя частично сохранилась в виде Содружества наций.

Содружество наций — объединение из 53 стран мира, состоящее почти из всех бывших колоний, доминионов и протекторатов Британской империи. Членство в Содружестве полностью добровольное, каждое государство имеет право в любой момент выйти из него. Это не политическое объединение, и Великобритания не оказывает никакого влияния на внутреннюю и внешнюю политику участников Содружества.

Цели организации — гуманитарные и образовательные миссии, укрепление международного взаимопонимания. При этом в ее состав входят Руанда и Мозамбик, никогда не бывшие британскими колониями. Формально глава Содружества наций — монарх Великобритании.

Сейчас этот пост занимает Елизавета II. Фактически она не имеет никаких функций и прав в этом объединении. Содружеством руководит Секретариат со штаб-квартирой в Лондоне.

По его словам, социальные и политические связи, которые связывают разные части королевства вместе, подверглись «постоянному нападению» из-за 40 лет неолиберализма. Как указал первый министр Уэльса, эта работа ложится на плечи действующего британского кабмина во главе с премьер-министром Риши Сунаком. Он также добавил, что все его предшественники, в особенности после Brexit, лишь ухудшали ситуацию с соцподдержкой в государстве.

Тренировка гуркхов непальцы в войсках Великобритании в малайских джунглях. Пока буржуазные элиты торговались относительно форм независимости и полномочий, произошел мятеж в колониальной армии. Восстание англичане подавили, но не так быстро и убедительно, как обычно, ибо слишком долго искали подходящие войска. Осознав, что при рецидиве ситуация может выйти из-под контроля, правительство К. Эттли 15 марта 1946 г.

Но одновременно колониальные власти принялись акцентировать внимание индийских элит на неизбежности конфессионального размежевания страны при переходе к полной независимости. Англичане намекали, что без их посреднических услуг и административного опыта Индию ждет катастрофа межэтнического конфликта. Старый добрый принцип «разделяй и властвуй», веками применяемый в колониях, сыграл англичанам на руку. Однако план английского наместника оказался несовершенным и привел в августе 1947 г. В процессе межэтнического конфликта, сопровождающего формирование Индии и Пакистана, произошли грандиозные столкновения индуистов и мусульман, повлекшие гибель сотен тысяч и вынужденное переселение 15 млн человек. Произошедшее в августе, а равно другие возникшие конфликты окончательно дискредитировали британцев. Индия и Пакистан, оценив качество услуг, параллельно приступили к дистанцированию от колониального наследия. Вместе с ними на похожий путь встал Цейлон, и Британская империя потеряла главное «коронное украшение».

Учитывая, что переселенческие — белые колонии, давно имевшие статус доминионов, в годы войны переориентировали экономики в интересах интеграции с США, к концу 40-х гг. Сам Альбион, утратив перспективы и доходы от владений, надолго превратился в депрессивную страну, нуждавшуюся в особых отношениях с новым претендентом на планетарную власть.

Основные колонии Британской империи: их значение и вклад

  • Когда распалась Британская империя?
  • Итоги правления Елизаветы II: распад и упадок бывшей великой Британии
  • Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
  • Лучший ответ:

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий