Новости аполлинария суслова

Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. 1919. Писательница, жена В.В. Розанова. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Аполлинария Суслова, Людмилы Сараскиной в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой.

Две женщины в судьбе писателя Фёдора Достоевского

Женщина, «с которой нельзя не ссориться, но трудно расстаться», обладала в молодости интересной внешностью. Воспоминания современников рассказывали о больших серо-голубых глазах, правильных чертах лица, пышных волосах и гордо закинутой голове. Очарованием красоты и молодости, а ещё сложностью натуры и максимализмом запросов она очень привлекала Достоевского. И отвыкал он от неё мучительно, хотя в отношениях с ней страдал и бесился от ревности, обижался на равнодушие к своим бедам, бездушные требования развестись с умирающей женой, а в последние месяцы их отношений чувствовал себя задетым постоянным противоречием себе почти во всем. После того, как жена его умерла, он, как порядочный человек, и сохраняя в себе что-то от прежней страстной любви, не один раз предлагал Аполлинарии выйти за него замуж. Но она упорно отказывала, записывая в дневнике, что он этим ее только злит «Сегодня был Федор Михайлович, — писала она в дневнике, — и мы всё спорили и противоречили друг другу». Достоевский времен отношений с Аполлинарией Ф. Достоевский времен отношений с Аполлинарией Спустя 15 лет история повторится с известным в будущем русским философом и мыслителем Розановым, горячим поклонником Достоевского, посвятившим ему многие свои работы. Он был младше Сусловой двадцатью годами, влюбился в неё будучи ещё гимназистом, и, получив специальное разрешение, женился в 20 лет на 40-летней Аполлинарии.

Страсть его очень подогревало то, что она когда-то была возлюбленной Достоевского, его да и многих из молодёжи того времени кумира. Много позже Розанов оставил такое пристрастное и очень уязвленное воспоминание об их первой встрече -"С Суслихой я первый раз встретился в доме моей ученицы А. На Катьку Медичи она в самом деле была похожа". Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал. При этом, по воспоминаниям того же Розанова и его знакомых, позволяла себе делать недвусмысленные авансы молодым приятелем своего мужа. По слухам даже, с одним из них Гольдовским она то ли уехала, бросив в очередной раз мужа, то ли , когда ее чувства были отвергнуты, написала на него донос в полицию. В 1886 году она окончательно покинула Розанова, заявив, что устала от его измен, лжи и разочарована в его «половом мистицизме», прикрывавшем по мнению жены всего лишь сладострастие.

Василий Розанов в молодости Василий Розанов в молодости Розанов тоже не остался в долгу тем более, что развода и спокойной жизни с другой женщиной, которую он встретил, она ему не давала очень долго и писал ей письма полные отчаяния и злобы: «... Вы меня позорили ругательством и унижениями, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная, оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом... А в письмах к друзьям называл ее Суслихой и писал: «Меня они никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна.

Длительность: 1 ч. Аполлинария Суслова — мятежная сердцем возлюбленная Достоевского, ставшая прототипом самых инфернальных его героинь. Судьбы двух этих женщин различны настолько, что с трудом верится в то, что они были родными сестрами.

Однако действительно ли истории их жизней можно свести к банальному противопоставлению: святая — грешница?

Фёдор Михайлович уговаривал уехать из Парижа, убеждал, что этот проходимец бросил её бесповоротно. Неспокойно было на сердце и у писателя. Личные переживания об оставленной в России семье не оставляли его в покое, он стал замечать, что мысли его часто возвращаются к умирающей жене — несчастной, брошенной им женщине, понял, что тоскует по России, пасынку Паше. Даже Полина не могла спасти его от поселившейся в сердце грусти. Вместе они выехали в Берлин, где, как и условились в начале своего путешествия, расстались: Аполлинария вернулась снова в Париж, а Достоевский перед Петербургом заехал в Гамбург, славившийся игорными домами. Здесь он проиграл всё до копейки, но спасла Полина, приславшая из Парижа 350 франков, на которые писатель и выехал в Петербург. Отношения постепенно осложнялись разными обстоятельствами, несхожестью характеров, а вскоре и вовсе стали затруднять обоим жизнь.

Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья». Как и предвидел писатель, жизнь у неё не сложилась. Бывшая любовница знаменитого писателя вынужденно уехала на жительство в провинцию, была под надзором полиции. Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены», - восторженно отзывался о «великолепной» Аполлинарии Василий Розанов — писатель, философ, в жизнь которого она ворвалась, очень скоро превратив её в ад. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Будучи моложе её на 16 лет, он женился на ней.

Ненависть к мужу после расставания с Достоевским Аполлинария выражала открыто и неистово, она долго не могла прийти в себя, посылала бывшему любовнику письма, втайне надеясь, что всё у них ещё сложится. Однако время шло.

При этом она могла кокетничать с ним весь вечер, затем позвать в свой номер, позволить смотреть, как она раздевается, а когда распаленный писатель уже не мог владеть собой, начинала бесстыдно хохотать и обзывать последними словами. Инфернальница прогоняла любовника прочь, ночевать в соседнем номере, где ввиду тонких стен несчастный мог слышать каждый скрип ее кровати... После того как скончалась его первая жена Мария, Достоевский немедля предложил Сусловой выйти за него замуж.

Он просил, умолял, даже угрожал - она была непреклонна и лишь смеялась над ним. Достоевский буквально сходил с ума от ревности. Все чаще, выясняя отношения, он темнел лицом, кричал по-женски визгливым голосом, мог наброситься на любовницу с кулаками и едва ли не изнасиловать на паркете. После, взяв себя в руки, он терзался угрызениями совести, валялся в ногах у Сусловой, целовал ее туфли и молил о прощении, уверяя, что подобное «скотство» больше никогда не повторится. После очередной такой отвратительной сцены они приняли решение расстаться навсегда.

Достоевский вернулся в Россию. В 1867 году Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, с которой обрел долгожданный душевный покой. Анна не была столь эффектна и порывиста, как Полина, но ей удалось окружить писателя заботой и нежностью. К тому же она хорошо устроила быт, а будучи литературным секретарем, взяла под свой контроль все издательские дела мужа. В семье родилась дочь.

Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», - писал тогда в дневнике Федор Михайлович. Гордая Аполлинария отказывалась поверить в то, что бывший возлюбленный может быть счастлив после нее с «какой-то Брылкиной», как она презрительно называла свою соперницу.

После окончательного разрыва с Достоевским она с досады сожгла все письма писателя. Сама же с головой бросилась в омут: ее любовниками становились мелкие чиновники и молодые офицеры, неудачливые актеры и второразрядные журналисты. Сусловой было уже за сорок, ее красота начинала блекнуть, а будущее не сулило ничего хорошего. Устав от такой жизни, она внезапно уехала в деревню, в отчий дом, и прожила там затворницей несколько лет, никого не принимая и читая запоем французские романы. Но все переменилось, когда в ее доме случайно остановился на ночлег молодой студент Василий Розанов.

Несмотря на то что он был моложе ее на 16 лет, между ними сразу пробежала искра. Она словно заново родилась, поверив, что с этим человеком уж наверное будет счастлива до гробовой доски. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин».

Они тихо обвенчались в маленькой сельской церквушке. Этот брак продлился шесть лет, но ни ей, ни ему счастья не принес. Брак Сусловой с Розановым Очень скоро Аполлинария поняла, что просто не создана для семейной жизни. Всю горечь, что накопилась у нее за время романа с Достоевским, она с каким-то нескрываемым садизмом вымещала на боготворившем ее поначалу Розанове.

Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя

Послания «брата Александра» из Сибири, где он работал врачом на золотых приисках, пылали страстью и в конце концов зажгли сердце соломенной вдовы. Она сдалась на милость победителя, тем более что тот разбогател на самородках и начал вкладывать деньги в новое дело: купил неподалёку от Алушты виноградники, обустроил винодельню, возвёл особняк в Профессорском уголке. В 1885 году гражданская жена стала официальной супругой. Навсегда удалившись из столиц, Александр Ефимович и Надежда Прокофьевна дружно зажили в имении «Кастель приморский». Профессор успешно занимался виноделием, «докторша» вела домашнее хозяйство. Не отказывала в медицинской помощи окрестным жителям, не чуждалась и творческой деятельности: написала автобиографическую повесть «Мечты и действительность». Казалось бы, ничто уже не могло нарушить покой любящих сердец… Ветреная Аполлинария И тут на рубеже веков в их бытие вихрем влетела Поленька. За плечами постаревшей, но по-прежнему взбалмошной нигилистки развевался шлейф хронических невезений: провал в организации сельской школы, попытка зарабатывать литературными переводами, неудачное замужество… Промаявшись пару лет в «Кастеле приморском», сокрушительница устоев перебралась в более оживлённое место — Севастополь. И совершила там последний политический кульбит: возглавила отделение «Союза русского народа», известного приверженностью самодержавию. Полуостров захлестнула Гражданская война. В кровавом тумане никто не заметил, как скончалась одинокая, всеми забытая Аполлинария.

А Надежда умерла от разрыва сердца, не выдержав очередной «реквизиции», более похожей на грабёж. Памятник Надежде Сусловой — «почтенному первенцу нового женского русского мира» — украшает один из скверов Алушты Александр Ефимович протянул ещё восемь тяжких лет. Окончательно ослепший, нащупывая дорогу палкой, он, пока хватало сил, часто приходил на могилу любимой «дитятки». Дом в нынешнем Лазурном, где Голубев и Суслова обрели «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», находится в удручающем состоянии. Радует глаз только глициния, когда-то посаженная хозяевами.

Может, благодаря этому браку мы и получили самого парадоксального русского философа, но как человек Розанов был несчастен. Апполинария с возрастом ничуть не изменилась: жизнь в стиле греческой трагедии стала еще насыщенней. Стареющая женщина устраивала Розанову публичные истерики с мордобитием, при этом наставляя ему рога с его коллегами и студентами, она пилила его за безденежье, пилила за то, что тот занят тем, что ей непонятно и не интересно, а ей уделяет мало внимания. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но с другой стороны — возможно, он так любил ее, потому что видел в ней любимых героинь Достоевского? Розанову тоже посчастливилось встретить полюбившую его женщину, Варвару Дмитриевну, которая стала его супругой. Вернее, не супругой, а спутницей жизни, потому что двадцать лет Апполинария не давала Розанову развода. Семья Розанова страдала — но Апполинария страдала и сама. Ее жизнь прервалась в 1918 году, когда ей исполнилось 78 лет. Через год умер и сам Розанов. И знаете, что парадоксально? Он писал, что не может не вспоминать Апполинарию: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Многие историки пишут, что Апполинария Суслова прожила дурацкую, пустую и бездарную жизнь, что она портила жизнь всем, кто ее любил и кого она любила сама.

Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но с другой стороны — возможно, он так любил ее, потому что видел в ней любимых героинь Достоевского? Розанову тоже посчастливилось встретить полюбившую его женщину, Варвару Дмитриевну, которая стала его супругой. Вернее, не супругой, а спутницей жизни, потому что двадцать лет Апполинария не давала Розанову развода. Семья Розанова страдала — но Апполинария страдала и сама. Ее жизнь прервалась в 1918 году, когда ей исполнилось 78 лет. Через год умер и сам Розанов. И знаете, что парадоксально? Он писал, что не может не вспоминать Апполинарию: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Многие историки пишут, что Апполинария Суслова прожила дурацкую, пустую и бездарную жизнь, что она портила жизнь всем, кто ее любил и кого она любила сама. Это правда — но тогда почему эту женщину любили два гения? Любили так, что не смогли забыть ее до конца жизни. Ответ я прочла у Юнга.

Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться. Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались. Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания. Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца. С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки. Два полюса Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег. В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем. Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский. Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно. Ясно только одно: нельзя ставить знак равенства между Достоевским и Розановым ни по значимости таланта, ни по любви к Аполлинарии Прокофьевне. Достоевский любил ее, но запутался, честно осознавал и признавался в этом. Он не мог бросить больную жену, написание своих романов, работу в журнале. Но также не мог оставить свою Полину, которая давала ему невероятное вдохновение. Самое главное, что ставит его несравненно выше Розанова: он понимал, что обижает любящих его женщин: жену, Полину и дочь, но не мог ничего изменить. Он писал о ее эгоизме, но любил именно такой. Не оправдывал себя, обливая ее грязью. Аполлинарии он прощал все, даже измену в Париже. Но она не поняла его и не простила. Женские образы в романах Достоевского Расставшись с Аполлинарией, Федор Васильевич продолжал любить, лишенный ее общества и обладания ею. Он, как великий художник, рисовал ее образ в своих произведениях. Критики, знакомясь с романами Достоевского, находили в них героинь, по описанию и по характеру соответствующих Сусловой. Последние годы Со своим мужем Аполлинария воевала до 1898 года, когда он решился выдать ей вид на жительство. После этого прошло еще около пяти лет, пока, после долгих переговоров и уговоров, она согласилась на развод. Для Розанова у нее не было других слов, кроме как «мерзкая тварь и лжец». Больше всех страдала она.

Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой

С этой задачей биография справляется прекрасно. Людмила Сараскина изображает Суслову в ее расцвете не как сомнительную особу, богатые похождения которой и ныне дают почву для интереса, лежащего вне научного поля. Она подводит нас к образу своего рода пионерки пусть и неудачливой , возможной в русском обществе 60-х годов XIX века как нечто исключительное: попытки стать писательницей без протежирования классиком, попытки «свободно любить», попытки стать преподавательницей и изменить косную систему, шокирующий общественность брак со студентом. Линия жизни стереотипной «бунтарки, революционерки, фурии», которая до конца непреклонна в нашем представлении, идет вразрез с дорогой той стареющей женщины, ищущей хотя бы маленький островок покоя и благополучия, которую пытается обнаружить в Сусловой Л. Будучи «адвокатом» своей героини, исследовательница хочет наконец увидеть в ней христианские поиски, попытки примириться с судьбой и даже просто обычную одинокую женщину, взыскующую пристанища в холодном мире. В середине девяностых годов она взяла на воспитание девочку, сироту Сашу, которая вскоре погибла, утонув в Оке. Велико искушение рассматривать новую книгу Л. Сараскиной как продолжение предыдущего ее труда: даже в самой концепции наблюдается сходство. Как и Федор Михайлович, Аполлинария предстает в биографической книге сложной, с темной стороной, личностью, в которой, однако, перевешивают одаренность, искания, страдания, иными словами, свет. Но если для глубокого анализа не только творчества, но и личности Достоевского требуется большая смелость — это культовая фигура со сформированным каноном, то Суслова, особенно при большом количестве недоброжелателей, гораздо более податливая и неисследованная почва. Невольно приходит на ум и сравнение с трудом Н.

Шубниковой-Гусевой, посвященным Галине Бениславской. Как и Аполлинария, главная героиня представлена в нем неоднозначной, не реализовавшейся в жизни личностью, достаточно харизматичной, чтобы вызвать интерес двух классиков в случае Бениславской — Есенина и Пильняка , но не сумевшей ничего построить. Однако налицо и некоторое различие. Шубникова-Гусева тоже сопровождая свой труд дневниками и документами представляет нам Бениславскую как мечтавшую о «традиционной» женской судьбе, в глубине души «обычную» девушку, которая могла бы быть благополучной, счастливой, воплотившейся как мать, супруга и даже автор. Если бы не столкнулась с такой в определенном смысле страшной и сложной личностью, как Есенин 1920-х годов. Но, как ни пытается Л. Сараскина представить нам Аполлинарию в качестве подобной же жертвы гения в роли старшего и рокового человека здесь выступает Достоевский , не сумевшей уравновеситься, потерявшей себя без грамотного руководства и заботы, — героиня порой вырывается из этой роли. И оказывается, что ее «слишком много», чтобы иметь шанс на счастье. Мы наблюдаем парадокс, когда герой исследования не вмещается в него, и возможно, именно эта особенность Сусловой подтолкнула Л.

Никогда не писала и не думала писать...

Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения». Она также упрекала гения: «Они, отношения, для тебя были приличны. Ты вел себя как человек серьезный, занятой, который не забывает и наслаждаться». И даже если поначалу Суслова разделяла идеи свободной любви, то, вступив в подобного рода связь, она почувствовала себя униженной. Полине были несвойственны дамские хитрости, а потому она положила на алтарь романтических чувств свою репутацию. Однако он не хотел бросать больную чахоткой жену. Позднее Полина говорила, что разлюбила писателя как раз по той причине, что он не смог принести их любви жертву, по величине сопоставимую с той, что принесла она. Несмотря на душевные терзания Сусловой, точка в ее романе с Достоевским еще не стояла. Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж.

И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой. Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку. Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь. Суслова пыталась прельстить Сальвадора деньгами отца, писала ему сентиментальные или грубые письма, а также выслеживала его на улице. Однако мужчина был непреклонен. Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след.

Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем.

Тот случай, когда чтение о человеке, с которым, возможно, не хотелось бы при исторической возможности контактировать вживую, становится настоящим трепетным удовольствием. Плюсы 1 0 Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.

Она подводит нас к образу своего рода пионерки пусть и неудачливой , возможной в русском обществе 60-х годов XIX века как нечто исключительное: попытки стать писательницей без протежирования классиком, попытки «свободно любить», попытки стать преподавательницей и изменить косную систему, шокирующий общественность брак со студентом. Линия жизни стереотипной «бунтарки, революционерки, фурии», которая до конца непреклонна в нашем представлении, идет вразрез с дорогой той стареющей женщины, ищущей хотя бы маленький островок покоя и благополучия, которую пытается обнаружить в Сусловой Л. Будучи «адвокатом» своей героини, исследовательница хочет наконец увидеть в ней христианские поиски, попытки примириться с судьбой и даже просто обычную одинокую женщину, взыскующую пристанища в холодном мире. В середине девяностых годов она взяла на воспитание девочку, сироту Сашу, которая вскоре погибла, утонув в Оке. Велико искушение рассматривать новую книгу Л. Сараскиной как продолжение предыдущего ее труда: даже в самой концепции наблюдается сходство. Как и Федор Михайлович, Аполлинария предстает в биографической книге сложной, с темной стороной, личностью, в которой, однако, перевешивают одаренность, искания, страдания, иными словами, свет. Но если для глубокого анализа не только творчества, но и личности Достоевского требуется большая смелость — это культовая фигура со сформированным каноном, то Суслова, особенно при большом количестве недоброжелателей, гораздо более податливая и неисследованная почва. Невольно приходит на ум и сравнение с трудом Н.

Шубниковой-Гусевой, посвященным Галине Бениславской. Как и Аполлинария, главная героиня представлена в нем неоднозначной, не реализовавшейся в жизни личностью, достаточно харизматичной, чтобы вызвать интерес двух классиков в случае Бениславской — Есенина и Пильняка , но не сумевшей ничего построить. Однако налицо и некоторое различие. Шубникова-Гусева тоже сопровождая свой труд дневниками и документами представляет нам Бениславскую как мечтавшую о «традиционной» женской судьбе, в глубине души «обычную» девушку, которая могла бы быть благополучной, счастливой, воплотившейся как мать, супруга и даже автор. Если бы не столкнулась с такой в определенном смысле страшной и сложной личностью, как Есенин 1920-х годов. Но, как ни пытается Л. Сараскина представить нам Аполлинарию в качестве подобной же жертвы гения в роли старшего и рокового человека здесь выступает Достоевский , не сумевшей уравновеситься, потерявшей себя без грамотного руководства и заботы, — героиня порой вырывается из этой роли. И оказывается, что ее «слишком много», чтобы иметь шанс на счастье. Мы наблюдаем парадокс, когда герой исследования не вмещается в него, и возможно, именно эта особенность Сусловой подтолкнула Л.

Сараскину к выбранной ею форме книги, как нельзя более удачной для хаотической жизни «роковой красавицы».

СУСЛОВА Апполинария

Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве. Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода? Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь

«Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой.

Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей

Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей Любовница Достоевского Аполлинария Суслова.
Полюбите нас беленькими — Журнальный зал Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой.
Новость: Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей | Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход».

Суслова, Аполлинария Прокофьевна

Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний.

Аудиокнига - Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу?

1919. Писательница, жена В.В. Розанова. Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш. Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий