Главная > Новости > Архиерейские служения > Управляющий Нижегородской епархией возглавил вечерню с чином прощения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. 26 февраля, в прощеное воскресенье, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. Вечером 17 марта, в Неделю сыропустную преподаватели и студенты Пермской духовной семинарии молились за вечерним богослужением с Чином прощения, которое совершил Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский. Вечером 17 марта 2024 года епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий молился за вечерним уставным богослужением, по завершении которого совершил чин прощения.
ВЕЧЕРНЯ. ЧИН ПРОЩЕНИЯ
По окончании проповеди были прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы и совершен чин прощения.
Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл. События последнего года, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в настоящее время — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.
По окончании вечерни митрополит Крутицкий и Коломенский Павел произнёс молитвы перед началом Святой Четыредесятницы, а затем обратился к духовенству и молящимся с напутственным словом в преддверии Великого поста. После этого митрополит Павел испросил прощение и благословил всех молящихся на предстоящий Великий пост.
Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне.
Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней.
Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения.
Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда Чин прощения: порядок Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые ризы, в середине службы и священники меняют облачение на темное.
По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная! Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры: Творение господина Иосифа.
Стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне. Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих.
17 марта 2024. Вечерня с чином прощения
Православные христиане встречают Прощёное воскресенье | Архиепископ Иоанн совершил Вечерню с Чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе. |
Telegram: Contact @sretenskytheologicalacademy | В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона (см. выше) следующим образом. |
В канун Великого поста на подворье состоялась вечерня с чином прощения
Песнопения богослужения исполнил хор собора под управлением протодиакона Владимира Зубрицкого. По окончании вечерни Его Высокопреосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: «По доброй традиции из года в год, накануне Великого поста, мы совершаем чин прощения, с легкостью испрашивая его у тех, кого мы знаем, кого обидели или кого не обижали. Внутренняя духовная борьба и противостояние начинаются тогда, когда мы встречаем человека, который чем-то обидел нас… Сегодня, находясь под сводами этого святого храма, не удаляясь в пустыню, но входя в поприще Великого поста, давайте зададим себе вопрос: «Каждый ли, стоящий в этом святом храме, встретит радость Светлого Христова Воскресения?
Греховные страсти являются нашими подлинными тиранами, они изматывают нашу душу, истощают и все больше порабощают ее», - пояснил митрополит Марк в наставлении после богослужения. Он напомнил, что освободиться от зависимостей можно, только сражаясь с ними. Именно борьба против всего того, что одолевает людей и лишает их человеческого достоинства, является целью и задачей предстоящей Святой Великой Четыредесятницы. Святая Великая Четыредесятница — это особое время, называемое еще «весной духовной».
Митрополит Александр совершил вечерню с чином прощения в Брянском Свято-Троицком кафедральном соборе Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Брянский и Севский Александр совершил вечерню с чином прощения в Кафедральном Соборе во Имя Святой Троицы города Брянска. Его Высокопреосвященству сослужило соборное духовенство. Церковные песнопения исполнил мужской хор кафедрального собора регент — А. Первая часть богослужения совершалась в фиолетовых облачениях. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат священнослужители переоблачились в великопостные черные ризы.
Именно такой дар и нужен Богу — преображение нашей души, поэтому Церковь призывает нас простить друг другу прегрешения». В завершение проповеди владыка Серафим испросил прощения у духовенства и паствы. Все молящиеся ответили архипастырю земным поклоном.
В канун Великого поста в соборе Архангела Михаила состоялась вечерня с чином прощения
Видеть свои грехи — это не так просто. Преподобные, подвижники веры говорили, что видеть свои грехи — это особый дар от Бога, и они искали покаяния. На первый взгляд всем было понятно, что тот или иной подвижник свято прожил свою жизнь, но он все равно каялся и просил прощения. Потому что мы виновны не только в том, что совершили какие-то греховные поступки, но и в том, что не сделали добра: это тоже могло привести к страданиям ближних. Слово «покаяние» в переводе с греческого языка означает «перемена ума». Для нас, православных христиан, в это время важно понять, как мы относимся к Богу.
Мы должны осознать, что Господь ради нас пострадал на Кресте, пролил кровь, что Он благ, что Он есть любовь. Даже если Он посылает трудности, значит они нужны для спасения нашей собственной души.
За стихирами на стиховне, чтением «Ныне отпущаеши» прозвучали великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. Сонмом священнослужителей была вознесена и молитва Ефрема Сирина, читаемая на богослужениях в течение Великого поста. Кульминационным моментом богослужения стала коленопреклоненная молитва, возносимая архиереем за Чином прощения.
Мы должны избегать всего греховного, нечистого — страстей, привычек, всякого зла. Конечно, мы стараемся жить порядочно, но очень часто не замечаем нашего тщеславия, зависти, ропота, не оказываем милосердия, внимания тем, кто окружает нас. И, конечно, мы понимаем, что самое главное во время Великого поста — это покаяние. Видеть свои грехи — это не так просто. Преподобные, подвижники веры говорили, что видеть свои грехи — это особый дар от Бога, и они искали покаяния.
На первый взгляд всем было понятно, что тот или иной подвижник свято прожил свою жизнь, но он все равно каялся и просил прощения. Потому что мы виновны не только в том, что совершили какие-то греховные поступки, но и в том, что не сделали добра: это тоже могло привести к страданиям ближних. Слово «покаяние» в переводе с греческого языка означает «перемена ума».
Мы знаем, насколько тяжело устоять в благочестии перед соблазнами века сего. Без помощи Божией, покрова Царицы Небесной, молитвенного предстательства угодников Божиих наша жизнь превратится в ад, страсти возьмут власть над нашей душой и жизнью. Люди изначально чувствуют стремление к Богу.
Но диавол предлагает человеку считать себя господином своей жизни и самому определять, что хорошо и что плохо, что есть свет и что тьма, что полезно и что вредно. Люди оставляют дело богопочитания, на место Бога в жизни становится сам человек. Современный мир предполагает именно такое поведение.
Навигация по записям
- Вечерня с чином прощения | Храм Сергия Радонежского на Рязанке
- Глава Калужской митрополии совершил вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе
- Преосвященнейший Зосима совершил вечерню с Чином прощения.
- Митрополит Сергий возглавил вечерню с чином прощения в Покровском кафедральном соборе
Новости монастыря
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
По традиции священнослужители и прихожане произносили главные слова Прощеного воскресенья: «Простите меня Христа ради! В завершении чина миряне с искренним сердцем и открытой душой, стремлением к чистым светлым отношениям по очереди подходили к священнослужителям, прикладываясь ко кресту и святым иконам, испрашивая прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста, — время усиленной борьбы с грехом.
В чине прощения приняли участие учащиеся воскресной школы Прихода.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Сочи Пресс-служба. Сочи, а затем возглавил Чин Прощения. Архиерею сослужили: настоятель храма святого праведного Фёдора Ушакова протоиерей Владислав Перваков, штатный клирик кафедрального собора иерей Евгений Улезько, настоятель храма прп. Сергия Радонежского мкр. Для участия в службе и чине прощения прибыло духовенство Сочинской епархии.
ВЕЧЕРНЯ. ЧИН ПРОЩЕНИЯ
26 февраля, в прощеное воскресенье, в нашем храме было совершено вечернее богослужение с коленопреклоненными молитвами, которое завершилось чином прощения. 26 февраля епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Рыбинска. По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Архиепископ Иоанн совершил Вечерню с Чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Вечерня с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе
17 марта 2024 года митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Великую вечерню с чином прощения в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Вечером 14 февраля, нв канун начала Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В Москве состоялась вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во время которой Предстоятель напутствовал и благословил многочисленных чад Русской Церкви на Великий Пост. 26 февраля в неделю сыропустную, последний день перед Великим постом в Серафимо-Саровском монастыре была совершена вечерня с чином прощения. Вечером 26 февраля 2023 года, в прощенное воскресенье, епископ Армавирский и Лабинский Василий совершил вечерню с чином прощения в Свято-Никольском кафедральном соборе города Армавира.
Митрополит Арсений совершил вечерню с чином прощения в Псково-Печерском монастыре
Митрополит Сергий возглавил вечерню с чином прощения в Покровском кафедральном соборе. В воскресенье, 26 февраля, духовенством храма была совершена вечерня, по окончании которой состоялся чин прощения. Великая вечерня с чином прощения в Свято-Успенском соборе г. Смоленска. Накануне Великого поста в Коневском монастыре традиционно совершена вечерня с Чином прощения.
Прощёное воскресенье
После вечерни настоятель нашего храма протоиерей Сергий обратился к прихожанам с проповедью, призвав всех достойно пройти Великопостные седмицы. Священнослужители и прихожане испросили прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистым сердцем.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь , в завершение которой испросил прощения у клира и верующего народа. По традиции участники богослужения попросили друг у друга прощения. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
Согласно Обиходнику Троице-Сергиевой лавры, служба начиналась со звона «обычного» к вечерне за два часа. Священник иеромонах и диакон совершали вход в ризах черных. Далее затворяются царские двери. Священник и диакон слагают ризы. Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором. Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских" и стихиры Пасхи "Да воскреснет Бог", заканчивая стихиру "Воскресения день" словами "Простим вся воскресением" "Христос воскресе" не поется »39. VII Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы. Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха архиерея по Типику Великия Церкви 1838 г. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей. Ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких уставных предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Поэтому критерием «уставности», с которым следует сверять современную практику совершения чина прощения, являются предписания русских Чиновников и Обиходников. Руководствуясь ими, и следует оценивать некоторые детали современного чина прощения, насчет которых в среде духовенства существует некое разночтение. Так, например, не все священники соглашаются с обычаем начинать служение вечерни в светлых ризах, отдавая предпочтение служению вечерни в постовом облачении с самого начала. Средневековые русские литургические книги подтверждают допустимость такой практики: и «дониконовский» Церковный устав, и Чиновники, и Обиходники единогласно предписывали служение вечерни в постовых ризах — или багряных, или черных. Точно так же существует различие мнений насчет соответствия духу и букве богослужебного Устава сложившегося обычая завершать богослужение в Прощеное воскресенье пением канона и стихир Пасхи. Аргументом в пользу этой традиции можно считать дореволюционную практику Валаамского монастыря — обители, искони славившейся точнейшим исполнением всех тонкостей Устава.
И хотя мы можем просить прощения в любое время, в Прощеное воскресенье эти слова ощущаются особо. У каждого в этот день есть хорошая возможность и повод собраться с силами и от чистого сердца примириться с ближним. Чин прощения имеет давнюю традицию и связан с обычаями и установлениями раннего египетского монашества. Удаляющиеся на время поста в пустыню монахи для укрепления духа и на случай гибели в полудиких местах примирялись с братьями.