21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. Композитор Георгий Дмитриев посвятил патриарху Гермогену оперу-ораторию «Святитель Ермоген» (1999)[34].
Праздники и памятные дни
- Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
- Священномученик Ермоген, патриарх Московский | Красота Православия с Еленой | Дзен
- Баннеры — нижняя часть сайта
- Где находятся мощи святого
Новости патриархии
Ермоген рассылал грамоты по всем городам и селам, он убеждал русский народ подняться для освобождения Москвы. Москвичи подняли восстание, поляки в ответ подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Ермогена заключили под стражу в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев. В это время поляки несколько раз пытались заставить патриарха приказать ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью. Но святитель Ермоген был непреклонен - он не мог предать Православную веру. В 1612 году патриарх умер от голода, после более 9 месяцев тяжкого заточения.
Жители города восстали, а захватчики устроили пожар, после чего спрятались за кремлевскими стенами. Патриарх Ермоген был силой низложен. Его отправили в Чудов монастырь, где он написал обращение к русским людям и благословил их на начало освободительной войны. Где находятся мощи святого Священномученик Ермоген был похоронен на территории Чудова монастыря. В 1652 году состоялось перенесение его останков, которым нашли место в Большом Успенском соборе Московского Кремля. Для них сделали деревянную гробницу, которую покрывал фиолетовый бархат. Она заняла юго-западный угол храма. Там ее можно найти и сейчас. В 1913 году мощи святого Ермогена переложили. Для этого была сооружена новая рака, средства на которую выделили император Николай II и императрица Александра Федоровна.
Ермогена, Патриарха Московского Я поздравляю архипастырей, всечестных отцов, вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти одного первых первосвятителей Русской Православной Церкви святителя Патриарха Ермогена. Святитель Ермоген жил в трудное для Руси время, смутное время, время, когда предательства в русском народе являли себя, когда провозглашали Лжедимитрия царем русским, когда использовали подлог для того, чтобы духовно поработить Землю Русскую. И в это время святитель Ермоген возвышал свой голос. Москва была окружена российским ополчением, которое хотело освободить Кремль, где находились захватчики - поляки и литовцы, святитель Ермоген находился в заключении, его заставляли обратиться к русскому ополчению, чтобы он их призвал отступить от Москвы. Но святитель проявил твердость и сказал, что он обратится к русскому ополчению только тогда, когда поляки оставят Кремль, когда захватчики оставят сердце России.
В это самое время происходит чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Святитель принимает активное участие в прославлении этого образа и вскоре избирается на Казанскую кафедру, став митрополитом и отцом всех верных на тогдашних восточных порубежьях Руси. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии Московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — как мы знаем, ставленник внешних сил, а затем и другие, кто называл себя царем. Некоторое время у власти был царь Василий Шуйский, который пытался сохранить закон и порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты. И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав разрушить Русь. Польский король Сигизмунд, с большой, хорошо вооруженной и организованной армией, вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который три года держал осаду, не сдаваясь врагу. А в это время в Москве творились страшные деяния. Бояре, элита наша, как мы бы теперь сказали, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на Московский престол неправославного царя. Из последних сил святитель старался остановить все то, что могло последовать вслед за этой изменой.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена
Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет. 1 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. По благословению священноначалия Братство священномученика Ермогена начало принимать участие в строительстве храма в честь Патриарха Тихона в Тушине в Москве. 1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. На этот день с четверга, 2 марта, была перенесена служба в честь святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.
Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III — они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы скорее всего — список с подлинной , которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 27 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода и жажды.
Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев.
Иов не поддался искушениям Лжедмитрия, оставшись верным пониманию того, что есть для России государственная власть, и стал жертвой власть имущих. Гермоген, сохранивший верность своему народу, своей стране, пал жертвой власть имущих. И Тихон, Патриарх Московский, который в тяжелейшие годы смуты XX века возвысил свой голос и говорил правду, пал жертвой сильных мира сего. Это ли не пример пророческого служения Русской православной церкви, которая на протяжении веков, сохраняя верность Христу, своему призванию, пастырской ответственности за весь народ, совершала свое служение во благо веры, Церкви и Отечества!
Мы наследники наших великих пращуров, мы наследники Святителей Иова, Ермогена и Тихона. И в наше непростое время, опираясь на эти великие примеры истории, мы взываем ко Господу, чтобы Он и Церкви русской XXI века дал силу и разумение хранить верность Богу, любовь к народу, национальное самосознание, воспитывая в этом наш народ. Мы чувствуем - как в то время, так и сейчас - глубинную связь именно с народом нашим, тем самым народом, которого не стесняются оскорблять, которого считают неспособным к принятию решений, легко управляемым, слабым, подверженным порокам. В глубине народной жизни хранится вера православная, а вместе с ней - и верность Отечеству. И потому Церковь, находясь в единстве со своим народом, молясь за него, продолжает то служение, которое осуществляли великие московские Патриархи.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца". В другой грамоте Первосвятитель призывал: "Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога... Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Ермоген Московский Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года.
Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 года Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава , сына Сигизмунда III. Этому решительно воспротивился Патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, Патриарх ответил решительным отказом и угрозой анафематствования.
Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Святителя из Казани была перенесена Казанская икона Божией Матери скорее всего — копия с подлинной , которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". После убийства казаками Ляпунова , одного из лидеров ополчения, когда Заруцкий провозгласил царем сына Марины, Святитель еще раз оказал услугу общеземскому делу, послав грамоту в Нижний Новгород с протестом против таких действий казацкой "атаманьи". Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского , сидевшие в Москве бояре и поляки потребовали вновь от Святителя, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ.
Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года первое ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью, но никакие угрозы не могли сломить его. Уже из заточения патриарх Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.
Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и, не дождавшись освобождения, скончался мученической смертью от голода 17 февраля 1612 года. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор, где святые мощи пребывают и ныне.
«За молитву надо бороться»
Святитель Ермоген видел эту опасность. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами. Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея Руси. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли.
Исторический подвиг священномученика Ермогена
Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви. Ранее в Успенский собор были переданы напрестольное Евангелие и напрестольные кресты. За сегодняшним богослужением Н. Чаплин преподнес Предстоятелю Русской Церкви для Успенского собора кадила. В дальнейшем будут изготовлены и переданы в восстанавливаемую ризницу собора дарохранительница, икона Успения Пресвятой Богородицы и другие предметы утвари, создаваемые мастерами ювелирно-художественной мастерской «Апостол». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 4 марта 2023 г.
Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом.
Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти.
Об этом вы услышите от автора-составителя книг, посвященных святителю Ермогену — Елены Смирновой. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования.
Поддержите нас!
The film covers almost fifty years of Russian history, from the reign of Ivan the Terrible to the ascent of the Romanov dynasty on the throne. Дивеево, ул.
Православное Братство священномученика Ермогена
В юбилейные для династии Романовых 1912–1913 годы почитатели памяти святителя обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Патриарха Ермогена к лику. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. 21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Первые достоверные известия о святителе Ермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов.
18.05.2023 12:02:57
- Новости » Храм Священномученика Ермогена Патриарха Московского и всея Руси
- Баннеры — нижняя часть сайта
- Святой священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси
- Священномученик Ермоген, патриарх Московский | Красота Православия с Еленой | Дзен
Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом.
И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом.
Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя. Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества. И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града. Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей.
Самой по себе современной жизни батюшка не гнушался. Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты? Каковы у них технологические особенности? Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника. Так он мог к каждому найти подход. Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет. Помню, думаю дорогой: «Интересно, кто-то батюшку Гермогеном называет, другие — Ермогеном... Как правильно? Только на порог, а он меня благословляет: — Пиши: Ермоген. Для меня эти слова как гром среди ясного неба! В последнее время, когда батюшка уже сильно болел, мы усиленно читали за него Псалтирь. Читаем — ему легче, заканчиваем — опять плохо. В этой молитвенной чреде, особенно в последние дни, а потом и по преставлении батюшки, мы все — его чада и просто знавшие его люди — так сроднились, что почувствовали: мы не брошены, батюшка всех нас своей любовью объединяет и покрывает. Отец Ермоген любил, чтобы между всеми была любовь. Раньше, помню, он был построже — близко к себе никого особо не подпускал: если только к ручке приложиться — и все! А уже перед уходом точно блаженный стал: мог тебя уже и обнять, и поцеловать — столько теплоты и радости от него исходило! Я как-то раз батюшке так и сказала: — Батюшка, мне прям так и хочется взять вас на ручки, как ребенка, и носить... На меня зацыкали: мол, это уж слишком! Любовь всегда побеждает. Кто приходил? Отвлекать старца на нечто такое текущее не хотелось, но мысленно, хочешь не хочешь, а возвращаешься к тому, что свербит. И вот, помню, однажды сижу с батюшкой, улыбаюсь, пытаюсь слушать то, что он мне говорит, а взгляд у меня, видно, нет-нет, да отсутствовал... Он мне вдруг и говорит: — Почитай книжку, — и указывают, какую. Он на минутку задумался и наугад называет страницу. Я сейчас не помню, какую точно, но допустим: — С 83-й! Я открываю, начинаю читать ответ на мой вопрос, который я даже не решался батюшке задать! Вот так просто, за чаем, он мог разрешить какую-то проблему. Точно так же он задолго предсказал мое служение — постоянно давал книги на военную тематику. Сам он, наверно, жития всех святых перечитал — буквально про каждого святого мог начать с ходу рассказывать, кто он, как подвизался, чем Богу угодил. Бывает, придешь к нему на исповедь, только начнешь говорить, а батюшка тебе уже сам все рассказывает про то, что у тебя дальше там по списку... Исповедоваться у батюшки всегда было очень легко. Накануне, помню, трясешься, переживаешь, семь потов с тебя сойдет, а как зайдешь к нему, сразу весь этот мандраж отпускает. В ответ только и соглашаешься: — Да, батюшка! Все так! Вот это здесь ниже все написано, я просто дотуда еще не дошел... Выходишь после исповеди у него всегда так, будто крылья у тебя повырастали. Очень радовался, когда каялись те, которые вообще впервые к исповеди приступили. Когда у меня был первый прыжок с парашютом, батюшка перед этим мне чуть ли не генеральную исповедь устроил. Потом всегда перед ответственными моментами в жизни говорил: — Тебе надо причаститься. Однажды я осваивал новую парашютную систему, но закрутился в суете и не выполнил батюшкин наказ, не успел ко причастию подготовиться. Прыгнул с парашютом, и была внештатная ситуация... Меня это сразу отрезвило. У батюшки была установка: перед каждым важным делом обязательно надо приобщиться святых Христовых Таин. Когда самого батюшку последний раз в больнице причащали, он, до этого постоянно полушепотом молившийся, вдруг после причастия крепко сомкнул зубы, уже не допуская никакого врачебного вмешательства — установки трубок и пр. Так он дорожил причастием. Он-то чувствовал, что в последний раз причастился. Говорят, это особая милость Божия — возможность здесь причащаться. Ведь усопшие как покаяться, так уже и причаститься не могут и с трепетом вспоминают, как имели возможность причащаться на земле. Схиархимандрит Тихон Муртазов с внучатым племянником Дмитрием Соколовым В последнее перед уходом в вечность время за батюшкой уже кто-то стал приходить...
Очень переживал, что сейчас некоторые из мерзких грехов чуть ли не в норму возводятся: — Это смертный грех! Просто так этот грех не прощается. Отец Ермоген так рассуждал: не будешь нести какую-либо епитимью — тебе Господь Сам епитимью даст. Самой по себе современной жизни батюшка не гнушался. Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты? Каковы у них технологические особенности? Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника. Так он мог к каждому найти подход. Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет. Помню, думаю дорогой: «Интересно, кто-то батюшку Гермогеном называет, другие — Ермогеном... Как правильно? Только на порог, а он меня благословляет: — Пиши: Ермоген. Для меня эти слова как гром среди ясного неба! В последнее время, когда батюшка уже сильно болел, мы усиленно читали за него Псалтирь. Читаем — ему легче, заканчиваем — опять плохо. В этой молитвенной чреде, особенно в последние дни, а потом и по преставлении батюшки, мы все — его чада и просто знавшие его люди — так сроднились, что почувствовали: мы не брошены, батюшка всех нас своей любовью объединяет и покрывает. Отец Ермоген любил, чтобы между всеми была любовь. Раньше, помню, он был построже — близко к себе никого особо не подпускал: если только к ручке приложиться — и все! А уже перед уходом точно блаженный стал: мог тебя уже и обнять, и поцеловать — столько теплоты и радости от него исходило! Я как-то раз батюшке так и сказала: — Батюшка, мне прям так и хочется взять вас на ручки, как ребенка, и носить... На меня зацыкали: мол, это уж слишком! Любовь всегда побеждает. Кто приходил? Отвлекать старца на нечто такое текущее не хотелось, но мысленно, хочешь не хочешь, а возвращаешься к тому, что свербит. И вот, помню, однажды сижу с батюшкой, улыбаюсь, пытаюсь слушать то, что он мне говорит, а взгляд у меня, видно, нет-нет, да отсутствовал... Он мне вдруг и говорит: — Почитай книжку, — и указывают, какую. Он на минутку задумался и наугад называет страницу. Я сейчас не помню, какую точно, но допустим: — С 83-й! Я открываю, начинаю читать ответ на мой вопрос, который я даже не решался батюшке задать! Вот так просто, за чаем, он мог разрешить какую-то проблему. Точно так же он задолго предсказал мое служение — постоянно давал книги на военную тематику. Сам он, наверно, жития всех святых перечитал — буквально про каждого святого мог начать с ходу рассказывать, кто он, как подвизался, чем Богу угодил. Бывает, придешь к нему на исповедь, только начнешь говорить, а батюшка тебе уже сам все рассказывает про то, что у тебя дальше там по списку... Исповедоваться у батюшки всегда было очень легко. Накануне, помню, трясешься, переживаешь, семь потов с тебя сойдет, а как зайдешь к нему, сразу весь этот мандраж отпускает. В ответ только и соглашаешься: — Да, батюшка! Все так! Вот это здесь ниже все написано, я просто дотуда еще не дошел... Выходишь после исповеди у него всегда так, будто крылья у тебя повырастали. Очень радовался, когда каялись те, которые вообще впервые к исповеди приступили. Когда у меня был первый прыжок с парашютом, батюшка перед этим мне чуть ли не генеральную исповедь устроил. Потом всегда перед ответственными моментами в жизни говорил: — Тебе надо причаститься. Однажды я осваивал новую парашютную систему, но закрутился в суете и не выполнил батюшкин наказ, не успел ко причастию подготовиться. Прыгнул с парашютом, и была внештатная ситуация... Меня это сразу отрезвило. У батюшки была установка: перед каждым важным делом обязательно надо приобщиться святых Христовых Таин. Когда самого батюшку последний раз в больнице причащали, он, до этого постоянно полушепотом молившийся, вдруг после причастия крепко сомкнул зубы, уже не допуская никакого врачебного вмешательства — установки трубок и пр. Так он дорожил причастием. Он-то чувствовал, что в последний раз причастился.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
Когда были обретены гробы святых, Святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх. Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене.
«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене
Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии Московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — как мы знаем, ставленник внешних сил, а затем и другие, кто называл себя царем. Некоторое время у власти был царь Василий Шуйский, который пытался сохранить закон и порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты.
И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав разрушить Русь. Польский король Сигизмунд, с большой, хорошо вооруженной и организованной армией, вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который три года держал осаду, не сдаваясь врагу. А в это время в Москве творились страшные деяния.
Бояре, элита наша, как мы бы теперь сказали, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на Московский престол неправославного царя.
Из последних сил святитель старался остановить все то, что могло последовать вслед за этой изменой. Но не хватило у него сил, и, будучи отвержен боярами и заточен ими в подвал Чудова монастыря, он уже не мог воспрепятствовать пришествию в Москву врага. Но и там, пребывая в голоде и холоде, он не сломился.
Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 года Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава , сына Сигизмунда III.
Этому решительно воспротивился Патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, Патриарх ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Святителя из Казани была перенесена Казанская икона Божией Матери скорее всего — копия с подлинной , которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.
Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете?
Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". После убийства казаками Ляпунова , одного из лидеров ополчения, когда Заруцкий провозгласил царем сына Марины, Святитель еще раз оказал услугу общеземскому делу, послав грамоту в Нижний Новгород с протестом против таких действий казацкой "атаманьи". Когда в Москве получены были первые вести о сборах Минина и Пожарского , сидевшие в Москве бояре и поляки потребовали вновь от Святителя, чтобы он убедил нижегородцев оставаться верными присяге Владиславу, но встретили с его стороны решительный отказ. А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем".
Тогда его, по рассказу современников, уморили голодной смертью, святитель Ермоген скончался в заточении 17 февраля 1612. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика было погребено в Чудовом монастыре.
В 1913 году, когда состоялось его причисление к лику святых, в народе распространялась листовка, где в нескольких словах говорилось о жизненном пути Первосвятителя, завершившемся мученической кончиной в Чудовом монастыре. Я оглашу вам эту листовку — три фразы, которые покрывают всю жизнь святителя: «За пламенную веру он был удостоен обрести Казанскую икону Богоматери. За пастырскую любовь он был избран и посвящен митрополитом Казанским. За стойкость в вере православной призван Святейший Ермоген в Патриархи Всероссийские». И добавить к этому можно: за пламенную любовь к Церкви, Отечеству и народу принял мученический венец. Действительно, жизнь святителя Ермогена связана с Казанью, хотя родился он на Дону. В Казани он был человеком светским, занимался торговлей. Был он благочестив, и народ избрал его, чтобы он стал их пастырем, священником. Будущий святитель жил семейной жизнью, имел жену, детей, и был пастырем добрым. В это самое время происходит чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Святитель принимает активное участие в прославлении этого образа и вскоре избирается на Казанскую кафедру, став митрополитом и отцом всех верных на тогдашних восточных порубежьях Руси. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии Московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали разрушать единство русского общества.
Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения. В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов. До полного освобождения Москвы святитель не дожил. Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря. В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации. Он находился в подземелье Чудова монастыря. Однако в 1930 году обитель была полностью разрушена, а ее святыни перевезли в Третьяковскую галерею.