В день памяти святой Евдокии — отмечаемый 1 (14 по новому стилю) марта – на Руси до 1492 года по византийской традиции начинался новый год. Авдотья Плющиха (Свистунья), День святой Евдокии 14 марта 2018 года: что это за праздник, как он отмечается, традиции, обычаи, приметы, поверья, история. В церковном календаре 14 марта 2023 православный праздник – день святой Евдокии Илиопольской.
День святой Евдокии: история праздника, традиции и приметы
Житие святой Евдокия была необычайно красивой женщиной, поэтому имела множество поклонников, готовых платить за ее любовь и внимание. Довольно быстро она стала обладательницей огромного состояния, которое по величине было равно царскому. Внешне Евдокия выглядела счастливой и вполне довольной своим положением, однако только Богу было известно, что таится в душе человека. Каждого Господь призывает ко спасению в свое время. Пусть сердце женщины очерствело, однако милосердие, одна из христианских добродетелей, все же присутствовало в ее душе. Евдокия иногда помогала нищим. По соседству с ней жил один состоятельный христианин, у которого на ночь остановился один из членов христианской общины по имени Герман.
Постоялец разбудил Евдокию своим пением и молитвами среди ночи. Женщина была так сильно удивлена и растрогана, что не могла больше уснуть, до утра с трепетом и волнением размышляла о собственной греховности. Утром Евдокия пригласила Германа к себе и попросила ответить на несколько вопросов: о вечной жизни и Страшном суде, который ждет грешников, о вере во Христа. Беседа с иноком буквально перевернула ее сознание. Евдокия пожелала узнать истинного Бога и коренным образом изменить свою жизнь. Герман отправил женщину к местному пресвитеру, который предложил ей поститься на протяжении недели, вспомнить все свои грехи и покаяться в них.
Евдокия последовала совету. Однажды ночью, когда она слезно молилась о своих прегрешениях, явился Архангел Михаил. Он принес весть от Бога и пообещал Его помощь и поддержку на трудном пути христианской веры. Женщина окончательно укрепилась в намерении послужить Спасителю всем своим разумением и сердцем. В скором времени она приняла святое крещение, раздала все свое богатство беднякам, отпустила слуг и ушла в одну из женских общин, в которую входило 30 христианок. Позднее Евдокия была выбрана главой общины.
Не раз инокиня подвергалась дьявольским искушениям. Бывший ее поклонник Филострат попытался вернуть ее к прежнему образу жизни, действовал обманом и лестью, чтобы уговорить святую покинуть общину. В итоге однажды он упал замертво. Во сне Евдокии явился Христос и попросил молиться возле тела усопшего. Филострат воскрес, раскаялся в своих дурных поступках и начал славить Бога за дарованную жизнь. Отомстить Евдокии пытались и другие поклонники.
Они отправили послание правителю Аврелиану, где сообщалось, что женщина бежала в пустыню, прихватив с собой много золота. По ее следам было отправлено войско. Солдаты окружили место, где подвизались члены общины, но проникнуть внутрь не смогли. Воинов не пропускала какая-то неведомая сила. Из ниоткуда появился змей и поразил солдат ядом. Только трое из них остались живы и поспешили сообщить о произошедшем Аврелиану.
Святую объявили колдуньей, правитель сам отправился к ней во главе войска. Однако вскоре царь узнал, что его сын упал с коня и, получив сильные повреждения, скончался. Филострат убедил Аврелиана отказаться от преследования и попросить святую помолиться Богу о воскрешении молодого человека. Евдокия приняла своего посетителя с почтением и пообещала, что сын оживет, если отец будет иметь веру. Правитель вернулся домой, положил письмо на тело своего сына и призвал имя Христово. Юноша открыл глаза, он был вполне здоров и невредим.
Тогда все домочадцы царя уверовали в Господа и приняли крещение. Правитель в знак благодарности построил храм на месте, где жила святая и прочие сестры из общины. Дочь царя тоже стала инокиней, а сын получил сан диакона, а позднее — епископа. После кончины Аврелиана новым наместником Илиополя становится Диоген, убежденный язычник, ненавидящий христиан. Он приказал своим воинам разорить общину и захватить Евдокию. Святая, отправляясь во дворец к правителю, спрятала у себя на груди частицу святых Христовых Таин.
Ангел сопровождал святую в пути. Женщину держали в темнице без пищи, обвиняя в колдовстве, жестоко избивали, затем сорвали одежду, из которой выпала частица тела Христова. Слуги подняли ее и отнесли наместнику. Едва Диоген коснулся святыни, как из нее появился огонь, попаливший слуг и повредивший правителю плечо.
Название происходит от того, что верующие приходят в церковь с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме. Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет, и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Христиане накануне стараются обязательно посетить всенощное бдение в храме и освятить веточки вербы, которые потом хранят до следующего Вербного воскресенья. Сегодня соблюдающие Великий Пост могут позволить себе более разнообразную пищу — можно есть рыбу, использовать растительное масло и даже разрешается выпить немного красного вина. Порадуйте близких рыбкой — например, имбирно-медовым лососем и другими вкусными постными блюдами! За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Что запрещено делать 28 апреля Не стоит делиться своими секретами даже с близкими людьми, так как это может привести к тому, что о них узнают другие, и это обернется против вас В этот день не рекомендуется переносить пчел с места зимовки в улей, иначе меда будет мало, а также может произойти событие, которое изменит вашу жизнь в худшую сторону.
В малороссийских краях носили чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называли Марена или мара призрак. Эту мару провожала толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении [19] В Великороссии, Польше, Богемии, Силезии первого марта посещать могилы родных. Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное прощание со всеми умершими, родными и знакомыми [20]. У белорусов Авдотья Весновка — окончание срока зимних и начало весенних наймов [2]. День Авдотьи Плющихи считался большим праздником [ где? Считалось [ где? Некоторые обряды праздника и даже название перешло на Масленицу, которую в некоторых обрядовых песнях, что исполнялись во время масленичного празднования, называли Дуней либо Авдотьей. В подмосковном Дмитровском уезде при встрече Масленицы пели [22] : Дорога наша гостья Масленица, Авдотюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная… Называние Масленицы Авдотьей обычай распространённый и устойчивый. Считается, что некоторые обряды Масленицы когда-то составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны, а среди масленичных обрядов есть те, что относятся к более позднему весеннему сроку, например, среди масленичных песен есть типичные песни-веснянки [22]. У балканских славян[ править править код ] Мартеница в Болгарии. Баба Марта, болг. Мартеница, болг. Първа Марта, Стара Марта, Мрта, серб. На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам. Сербы «изгоняют» из сада и со двора змей и ящериц, кладут на ворота и окна рога и копыта в качестве амулетов. В Зете звонят в колокола, стучат по металлическим предметам, чтобы выгнать всякую нечисть.
На Руси в этот день соблюдали определенные традиции и обряды. По приметам погоды определяли, каким будет лето. Также существовали запреты, что нельзя делать в этот праздник. День Евдокии считался началом весны, празднуя его, наши предки зазывали в свой дом тепло, благополучие и счастье. Обычаи на Евдокию Плющиху Женщины приступали к ткачеству. Готовые полотна выбеливали в мартовской воде, так как считали, что она придает особые качества. По народным поверьям, в этот день талая вода обретает огромную силу. Ее приносили в дом, умывались взрослые и дети.
Церковный праздник 14 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать
Церковный праздник «Евдокия Свистунья» отмечают в России 30 мая в 2023 году. Согласно другой версии, Евдокию так прозвали потому, что в этот праздник многие животные просыпались после зимней спячки и сообщали о наступлении весны своим криком и свистом. 14 марта 2023 года отмечается народный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха. Праздник Девятнадцатого дня месяца Джамал — 28 апреля по Григорианскому календарю начинается месяц Джамал, что в переводе с арабского означает «Красота». Первым весенним праздником является День святой Евдокии, который по новому календарю выпадает на 14 марта, а ранее его встречали 1 марта. По народному календарю, 14 марта 2023 года отмечается день Евдокии Свистуньи, православная церковь вспоминает святую Евдокию Илиопольскую, раннехристианскую мученицу.
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
Народные приметы на 14 марта: что можно и нельзя делать в день Евдокии Свистуньи (Авдотьи Плющихи) | Народный праздник, посвященный Евдокии Илиопольской, называли по-разному: Авдотья, Авдотья Плющиха, Святая Евдокия, Весновка. |
День Евдокии Свистуньи: почему 14 марта нельзя убираться и строить планы - МК Санкт-Петербург | Вербное воскресенье в 2024 году выпало на 28 апреля — праздник отмечается на шестой неделе Великого поста, за неделю до Пасхи, которую православные будут отмечать 5 мая. |
День Евдокии Свистуньи: что категорически нельзя делать 14 марта, чтобы жить счастливо | 30 мая отмечается праздник Евдокия Свистунья и день памяти преподобной Ефросинии Московской: свистуньей день назвали потому, что обычно дуют сильные ветры, издающие свист, пишет ФедералПресс. |
Евдокия Свистунья: что можно и нельзя делать по приметам 14 марта
Одна из самых важных примет, что нельзя делать 14 марта в день Евдокии Свистуньи, – это планировать будущее. Первое прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. В нынешний весенний вторник, 14 марта 2023 года, православные россияне отмечают этнически-церковный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха. Вход Господень в Иерусалим празднуется ровно за неделю до Пасхи, в 2024 году этот день приходится на 28 апреля.
Евдокия-плющиха 14 марта: приметы и традиции праздника
Хозяйкам можно постоять у плиты и готовить выпечку в форме птиц, ласточек и жаворонков. Детям раздают такие угощения, и они уже приделывают веревочки, чтобы подбрасывать птичек в небо, зазывать вернуться птиц из южных стран, чтобы они привели с собой весну. Не запрещено солить капусту. Садоводы или огородники могут начинать посадку рассады, она будет крепкая, а также урожайная. Вообще работать на праздник можно, как и подыскивать работников на весенние страды. Можно помыть порог у входной двери водой с добавлением капелек освященной воды, чтобы не пустить нечистую силу в дом. Убираться разрешено. Стрижку делать нельзя девушкам. Их перестанут любить мужчины, противоположный пол не будет обращать внимание на женщину. Большое несчастье ждет того человека, который решит навредить ласточке.
Грехи умерших родственников перейдут на людей, которые не помогут просящему помощи либо милостыньку.
Ее отец, князь Дмитрий, был одним из соперников московских князей в борьбе за высшую власть во Владимирской Руси. Брак Евдокии и Дмитрия Донского стал шагом к объединению русской земли. Княгиня Евдокия прожила с мужем в любви и согласии до самой его кончины в 1389 году. Она стала матерью 12 детей. Она известна своей благотворительной деятельностью.
Благодаря княгине были построены Вознесенский монастырь в Москве, Горицкая обитель в Переславле, росписями и иконами украшены храмы. Евдокия приглашала знаменитых мастеров и иконописцев: Феофана Грека и Симеона Черного. Перед кончиной княгиня постриглась в монахини и приняла имя Ефросиния. Именины: Адриан, Афанасий, Евдокия, Степан. У велосипедиста оказалась сломана нога.
Полученная из такого снега талая вода считалась целебной. Свистуньей святую прозвали за то, что в марте обычно дули сильные весенние ветра, отчего создавалась иллюзия свиста. Второе объяснение — многие животные в этот период пробуждаются ото сна, лес оживает и наполняется свистом, тявканьем и другими звуками. В народе даже появилась традиция встречать 14 марта свистульками. В день памяти Евдокии внимательно следили за погодой. В деревнях начинали подготовку к севу: «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить». Что нельзя делать на Евдокию Свистунью 14 марта нельзя ничего планировать. Согласно поверьям, задуманное на Свистунью не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. Ни в коем случае нельзя рушить ласточкины гнезда — можно заболеть оспой. Лучше вообще не прикасаться ни к самой птице, ни к ее яйцам. В противном случае лицо покроется крупными веснушками. Нельзя отказывать в подаянии просящим милостыню, иначе тяжесть грехов умерших родственников падет на скупого. На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не навлечь на себя неприятности.
Позже удачно вышла замуж и стала состоятельной. Местные власти оказывали Евдокии почтение. Однажды она услышала, как инок Герман вслух читал Священное Писание. На неё произвели огромное впечатление предсказания о Страшном Суде и Втором пришествии Христа. Грешница испугалась, что её ожидают описанные в Библии наказания. Познакомившись с Германом, женщина многое узнала о христианской вере, уверовала в Единого Бога и приняла крещения. Евдокия раздала свои богатства бедным и стала монахиней. Много лет живя в монастыре, она посвятила себя подвигам молитвы, поста и очищения души. Спустя время её возвели в сан игуменьи. Святая исцеляла больных своими молитвами, помогала странникам, страждущим и людям, посещающим её обитель. Однако её оклеветали, обвинили в обмане и колдовстве, а потом обезглавили. Этот день воспринимали как важный переход природы от одного состояния в другое. Он был значимым временным рубежом, за которым земля пробуждалась от зимней спячки, и наступал новый сельскохозяйственный год. Авдотья весновка семь шуб снимает, весну сряжает. К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на «плюшки»-островки. Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия. Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки. Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья. С Евдокии свистуньи ветры и вихри. Вот те раз, приехала свистунья!
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
30 мая православная церковь вспоминает святую Евдокию Илиопольскую. Ей дали прозвище Свистунья, потому что в этот день обычно дули и свистели ветры. В народе говорили: «Евдокия день, когда ветры свистят», «Какова Евдокия, таково и лето». Потому в старину простой народ именовал Евдокию Весенницей и в ее праздник не работал, чтобы не прогневить святую и не навлечь беды на свою семью на целый год. Еще одно прозвище Евдокии «Свистунья» связано с тем, что в ее праздник обычно дули и свистели ветра.
День Евдокии Свистуньи: приметы и запреты праздника
Еврей понуждал Евстратия отречься от Христа, но тщетны были эти попытки. Евстратия подвергли многим мучениям, но он выдержал все пытки. Тогда евреи пригвоздили его к кресту. Мученик благодарил Бога, что ему пришлось так пострадать за него, и обличал евреев за пролитую кровь христианскую.
Тогда его пронзили мечом и бросили в море. Христиане извлекли из моря мощи св. Евстратия и привезли в Киев, где они почивают в Антониевых пещерах.
По народному поверью, на Евстрата цветы мать-и-мачехи, собранные в августе, отдают свою целебную силу людям. До этого дня травный венок хранился в доме у божницы. Из него заваривали чай — крепкий, душистый, цветом золотистый: считалось, что он помогает от всех недугов.
По обычаю в этот день выходили чистить пруды. Камыш и сухую траву по их берегам собирали и сжигали в кострах. Евтихий тихий Народное название дней двух разных святых — мч.
Евтихия Севастийского, 24 авг. Мужик трудится в поле — ничего не замечает, а как приляжет отдохнуть в ржаном поле, так сразу ему и привидится обнаженная, телом своим манящая женщина-красавица. Это и есть полудница.
Для деревенских баб, что на сносях ходили, считалось полезно не только в ржаное поле ходить, но в поле и родить. В ржаном поле рождался хороший мужик. Беременным женщинам поручались зажинки и дожинки.
От хлебного поля она набиралась силы и выращивала дите здоровым и крепким. Дети, рожденные в поле, слыли трудолюбивыми и талантливыми. На Евтихия Тихого второго 24 авг.
А если вдруг налетал ветер, это сулило несчастье — льняное семя осыпалось. В народе в старину говорили, что заря в этот день — словно девушка на выданьи: грустит, с летом прощается. По поверью, в этот день нельзя было смотреть на зарю и далеко уходить от дома.
Иначе «опалят тебя огни неведомые, позаплутаешь-поплутаешь, да ни с чем домой и вернешься». Заря осенняя, хоть и тихая, а своими сполохами горячо палит. Сжечь не может, а опалить способна всякого зазевавшегося и заплутавшего.
Сын новгородского священника. Еще до рождения сына родители посвятили его Богу. Пятнадцати лет Евфимий поступил в Николаевский Вяжищский монастырь.
В 1429 он был избран архиепископом Новгородским. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» — и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна.
Святитель был покровителем прп. Михаила Клопского, Арсения Коневского и др. После кончины святителя на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно.
Были обретены его нетленные мощи, и вскоре было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно. В 1547 свт.
Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный 1386—15.
С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р. Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь.
Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551. Память прп.
Евфросиния Полоцкая ок. Евфросиния, в миру Предслава, дочь полоцкого кн. Святослава Георгия Всеславича, была очень красива и умна.
Она много читала и владела навыками каллиграфии. Много женихов добивались ее руки, но она твердо решила уйти в монастырь и в 12 лет приняла постриг. Михаила Черниговского.
Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства.
И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания.
После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь. Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной.
После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. Евфросинии отмечается 25 сент. Егорий вешний Народное название дня вмч.
Георгия Победоносца 23 апр. Этот день считался началом весны. Георгия Победоносца весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой!
Пуд 15 апр. Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом! Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста.
Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи.
Выгонять скот на первую пастьбу — на «Юрьеву росу» — советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского — язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства.
Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья — до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз!
Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти.
По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр. Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках. Эта порча отнимает у сельских коров молоко.
От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный.
Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу.
Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы.
Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится.
А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит!
Он был значимым временным рубежом, за которым земля пробуждалась от зимней спячки, и наступал новый сельскохозяйственный год. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия. Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки.
Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья. Крестьяне думали о предстоящих полевых работах: чинили борону, точили соху. В горшочках сеяли капустные семена на рассаду, веря, что вырастит капуста, которая не пострадает от морозов и даст хороший урожай.
Семена сеяли до восхода солнца чтобы рано поспела капуста и была головастая , крепко повязав голову платком чтобы головки твердыми были. Днем на Евдокию с кровли скидывали снег, а из леса приносили сучья и протапливали печь, чтобы весна была теплой. Вечером под порог клали сырую тряпку.
После молебна о даровании монастырю святыни преподобный Гавриил Святогорец по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу свою волю: она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется еще Портаитиссой, то есть Вратарницей.
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать.
Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда.
В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках. Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери. Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили.
Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять.
Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.