Новости что такое вотчина кратко

Типы феодальной собственности вотчины. Вотчина это кратко. Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность.

Что мы узнали?

  • Что такое вотчина
  • Post navigation
  • Понятие вотчина
  • Значение слова «вотчина» в 10 словарях
  • Вотчина в Древней Руси это...
  • Что такое вотчина история 6 класс кратко

Формирование служилого сословия

  • Что такое вотчина? - Генон
  • Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
  • Вотчина — Википедия. Что такое Вотчина
  • Что такое вотчина в истории 7 класс
  • Правовые аспекты

Что такое вотчина в истории 7 класс

Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий. Вотчина - это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел. По этой причине безусловной собственностью вотчинное землевладение назвать нельзя. Большими земельными наделами владели не только бояре и князья, но и высшее духовенство, крупные монастыри, члены дружин. После создания церковно-вотчинного землевладения появилась то есть епископы, митрополиты и т. Вотчина - это постройки, пашни, леса, инвентарь, а также крестьяне, проживающие на территории землевладения вотчинника. В то время крестьяне не были крепостными, они могли свободно переходить с земель одного вотчинника на территорию другого. Но все же землевладельцы обладали некими привилегиями, особенно это касалось сферы судопроизводства.

Они формировали административно-хозяйственный аппарат для организации повседневной жизни крестьян. Владельцы земель имели право собирать подати, обладали судебной и административной властью над проживавшими на их территории людьми. В XV веке появилось такое понятие, как поместье. Этот термин подразумевает крупное феодальное владение, подаренное государством военным или Если вотчина - это и забрать ее никто не имел права, то поместье изымалось у собственника по прекращению службы или из-за того, что оно имело неухоженный вид. Большую часть поместий занимали угодья, обрабатываемые В конце XVI века был принят закон, согласно которому поместье могло быть передано по наследству, но при условии, что наследник будет продолжать службу государству. Производить любые манипуляции с подаренными землями запрещалось, но помещики, как и вотчинники, имели право на крестьян, с которых они взимали подати. Так был создан новый вид собственности - имение. В заключение стоит отметить, что вотчина является более ранней нежели поместье. Они обе подразумевают владение земельными угодьями и крестьянами, но вотчина считалась личной собственностью с правом залога, обмена, продажи, а поместье - государственной собственностью с запретом на какие-либо манипуляции.

Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян. Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет. Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну. С середины XVI в. В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое. С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности.

Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип — не отнимать поместья отцов у сыновей — утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. В Русской Правде община известна под двумя терминами - мир и вервь. Мир, или вервь, - это территориально-общинная организация. Ее члены знают границы своей территории, знают друг друга, помогают друг другу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Например, на территории верви произошло убийство. В случае ненахождения убийцы члены верви несут коллективную ответственность - обычай, установившийся еще в период господства родового строя. Новеллой для общины стала дикая вира - взносы членов общины в «фонд выплаты штрафов». Члены верви владеют землей на частном праве, имеют свое собственное движимое имущество, ведут индивидуальное хозяйство. Луга, леса и воды находятся в общем владении. Однако из членов общины начинают выделяться богатые люди. У них больше земли, чем у рядовых общинников, обрабатывают ее они не лично, а пользуются трудом своей челяди. Они хорошо вооружены, могут укрепить своё жилище, могут защитить себя и своё имущество или сами организовать нападение, став во главе дружины. Часть этих богатых людей ведет свое происхождение от родовых старшин, другая, более многочисленная, достигла богатства и силы, сумев подчинить себе большое количество людей, используя внеэкономические методы принуждения.

В этом процессе возникновения крупного землевладения и нужно искать корни крепостничества. В договорах Руси с греками мы видим этих людей в довольно большом количестве. Это прежде всего сами князья и их родственники, а также окружающая их знать - бояре. Князья, их родственники и бояре являются крупными землевладельцами.

Понятие вотчины Система вотчины возникла в Европе во времена средневековой феодальной системы. Земельные участки или имущество, ставшие вотчиной, передавались от родоначальника семьи отцу наследникам сыновьям по праву прямого наследования. Таким образом, власть и владение переходили от отца к сыновьям и так далее. Собственниками вотчины являлись члены феодальной аристократии — знать или князья. Наряду с предоставлением земли, владельцы вотчины также получали право на сбор пожитков с крестьян, работу на ее земле и владение местным населением. Одной из особенностей вотчины было ее неподраздельное владение. Это означало, что владельцы имели полное право распоряжаться участком или имуществом, передавая его по наследству, продавая, даря или выдавая в аренду. Система вотчины имела большое значение для социально-экономической организации средневекового общества. Она обеспечивала стабильность и непрерывность владения землей и имуществом семьи. Однако, со временем система вотчины стала устаревать и ее роль утратила свою актуальность. Исторический контекст вотчины Исторический контекст вотчины связан с развитием феодализма. В средние века в Европе сложилась иерархическая система, в которой король наделял своих верных вассалов земельными участками в обмен на военную службу и лояльность. Эти земли и стали основой феодальной системы. Именно в такой системе возникла идея вотчины. Земельные участки передавались по наследству только внутри семьи, что обеспечивало сохранность и укрепление семейного богатства и власти.

С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина». Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам. Вотчина — важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами. Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства.

Правительство, награждая дворян за верную службу, широко раздавало земли в вотчины. В результате развития товарно-денежных отношений, а также консолидации господствующего класса происходило фактически слияние поместья с вотчиной. Значительный шаг в сторону юридического сближения вотчины с поместьем сделало Соборное уложение 1649 года. В конце 17 века в центральных областях государства вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ 23 марта 1714 года о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Термин «вотчина» употреблялся в 18-19 веках в смысле дворянской земельной собственности. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 3. Литература: Лакиер А.

Вотчина – это форма землевладения

вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий. Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение.

Вотчина это простыми словами

Главная» Новости» Что такое вотчина кратко. основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к. родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE. родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю.

Навигация по записям

  • Значение слова вотчина. Что такое вотчина?
  • Что такое вотчина и чем она отличается от поместья? |
  • Понятие вотчина
  • Вотчина - это что означало на Руси? ::
  • Вотчина - это что означало на Руси? ::

История 6 класс: что значит вотчина

Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В.... Возникла в 10 - 11 веков княжеская, боярская, монастырская , в 13... Запросы, которые могут быть интересны:.

На базе роста специализации и торговли шел процесс складывания единых национальных рынков. Единый национальный внутренний рынок обеспечивал прочное экономическое единство страны и требовал ее политического объединения. Все слои западноевропейского населения, за исключением крупных феодалов герцогов, графов и прочих правителей раздробленной Европы были заинтересованы в объединении, а, следовательно, и в усилении королевской власти и собирании ею земель. Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий. При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами. В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации. Централизация страны растянулась на несколько веков. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский. Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом. Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы холопы своего хозяина. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». Большая часть населения составляли тяглые люди крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы. Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны.

И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия — ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то — только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение — «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми — и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем — из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель — точной статистики земельных угодий не велось.

Административная служба Феодал, владеющий вотчиной, выполнял административные функции, которые включали сбор налогов, поддержание порядка и правопорядка на своей территории, управление владениями и т. Экономическое производство Владельцы вотчины занимались сельскохозяйственным производством, разведением скота, рыболовством и другими видами деятельности, обеспечивая себя и своих подданных продовольствием и товарами первой необходимости. Управление правосудием Феодалы, контролирующие вотчину, имели право назначать и судить своих подданных, разрешая различные споры и вынося судебные решения. Таким образом, вотчина играла важную роль в средневековом обществе, обеспечивая военную защиту, административное управление, экономическое производство и правосудие. Она являлась основной единицей феодальной системы и формировала основу социально-экономических отношений того времени. История развития вотчины в России Вотчина в России представляла собой форму собственности на землю, которая была предоставлена каким-либо лицом в виде Боярской вотчины. Начавшись с малочисленных вотчин, владельцы получали все новые и новые льготы и привилегии, благодаря связям с различными князьями и великими князьями. Это позволяло им расширять свое влияние и размер вотчины. В XVII веке вотчина стала массовым явлением, когда все новые и новые благородные роды получали свои земли от власти. Они использовали влияние на различных князей и царей, чтобы получить свои вотчины в качестве награды.

Вотчина — краткое описание и особенности

Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. ВОТЧИНА — один из видов феодальной поземельной собственности в Русском государстве 12— 17 вв.; вид феодального землевладения (в отличии от поместья), передававшегося по наследству, отчуждаемого и дробимого по воле владельца.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий