Новости венчание на царство грозного

Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя. Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство.

Как Иван Грозный на царство венчался

Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). Впервые обряд венчания на царство, практически полностью совпадавший с этой церемонией в том виде, в котором она существовала в Византии, был совершён над сыном Ивана Грозного — царём Федором Ивановичем в 1584 году. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного).

Православный взгляд. Царь Иван Грозный

Корона же после смерти его отца была разобрана на драгоценности, большая часть из которых попала к германским курфюрстам Гогенцоллерам, после чего следы их затерялись. По легенде, один из камней, входивших в «Московитскую корону», резной сапфир, был позднее подарен императору Николаю Павловичу и до сих пор хранится в Оружейной палате. Якобы при нем был обнаружен пергамент с надписью Ex Corona Moscoviae. Впрочем, историки в эту теорию не верят. Яблоко державное Зато российские монархи позаимствовали у польских один из двух главных символов монаршей власти — державу, которая в Польше в старину называлась «яблоком царского чина», а на Руси — «яблоком державным». Впервые как символ власти она была использована русским царем в 1557 году, а для венчания на царство державой впервые воспользовался Лжедмитрий I в 1605 году. С тех пор и вплоть до коронации последнего российского императора Николая II в 1896 году держава оставалась неотъемлемым атрибутом церемонии.

Последняя из держав, принадлежавших российским правителям, была изготовлена к коронации Екатерины II в 1762 году. Тогда же, при Екатерине II, на смену шапке Мономаха пришла знаменитая Большая императорская корона Российской империи. Читайте также:.

Иван рано понял цену придворного низкопоклонства и вскоре стал круто расправляться с недругами, за что и получил прозвище Грозный. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Провёл обряд митрополит Макарий, поддерживавший молодого государя.

Этой же зимой, в январе 1547 года, в столице началась подготовка к царской свадьбе. Из многочисленных невест в жёны Ивану Васильевичу была выбрана дочь боярина Романа Захарьина Анастасия. Юная царица отличалась не только красотой, но и умом, смирением, целомудрием, набожностью. Брак оказался счастливым. Молодой государь преобразился. В прошлое ушли его грозные выходки, проявились лучшие качества, которыми Иван IV был наделён от природы.

Так начиналась лучшая пора его жизни. Политика Ивана Грозного Полный благих побуждений царь Иван Васильевич приступил к проведению важных реформ. Он собрал первый в истории России Земский собор , утвердил новый судебник, упорядочил сбор налогов, ввёл земские учреждения. Тогда же в России были сформированы первые части постоянного войска — стрелецкие приказы. Именно со стрельцами, на которых возлагалось и несение сторожевой службы, и участие в военных операциях, Иван Грозный отправился покорять Казанское ханство , наносившее Руси вред частыми грабительскими набегами. Первые военные походы оказались для Москвы безуспешными.

Дело в том, что громоздкая русская армия имела свойство долго и шумно передвигаться. В те годы основу московского войска составляла пехота, которую обслуживало большое количество крестьян, приводимых в армию служилыми людьми. Дворовые слуги, холопы, которых господа брали с собой в походы, должны были прокладывать дорогу, следить за обозом, разбивать лагерь для отдыха. В результате русское войско перемещалось крайне медленно. А вот бесшумная татарская конница стремительно налетала на фланги и наносила серьёзный ущерб. Так до Казани добиралась в лучшем случае израненная армия, в худшем — её часть.

Вымотанные московиты были уже не в силах штурмовать город. Вероятно, безрезультатные походы на Казань продолжались бы ещё довольно долго, если бы думному дьяку Висковатому не пришла в голову мысль построить на подступах к городу крепость Свияжск. Это позволило русской армии сначала дислоцироваться на острове, недосягаемом для татарской конницы, укрепиться, а затем за один бросок достигнуть стен Казани. Город был взят штурмом в октябре 1552-го.

Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия.

По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов.

По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных. Итак, уже в процедуре венчания Ивана IV и особенно его сына Федора Ивановича мы можем усмотреть важные моменты русского обряда венчания на царство. Прежде всего, здесь следует сказать о неизменном религиозном характере церемонии.

Её основой с самого начала и до конца существования русской монархии оставалась церковная молитва молебен, литургия. Так же важно отметить, что публичная презентация нового царя присутствует уже в коронации Ивана IV как один из важнейших смыслов венчания на царство. Последующие эпохи, начиная с правления Федора Ивановича, насыщали коронацию новыми смыслами, но её религиозный характер и смысл публичной презентации нового государя оставались неизменными.

Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу. После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань. Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань.

Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска. Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу. Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки. Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон.

В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани. Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него. Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой. С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка. Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров. Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно.

Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти. Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч. И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5].

Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать. Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым. Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву.

И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки. Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием. Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов.

Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки. Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью. Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса. Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян.

Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму. Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны.

Взрывы разрушили часть стены. Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город. Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан! Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ.

Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче. Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом. За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы. С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе. Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов!

Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья. Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился. Летописец писал: «И закипела Казань несметными богатствами и засияла необычной красотой»[7]. Астраханские правители в свою очередь добивались независимости и призывали московского государя к вмешательству в их внутренние дела. В 1547 г. Россия дипломатическим путём пыталась договориться с новым ханом, и сначала Ямгурчей согласился служить московскому царю и даже принял российского посла, но затем, заключив союз с враждебными России, Турцией и Крымом, разорвал дипломатические отношения с Москвой, арестовал русского посла и начал готовится к войне с Россией.

В 1553 г. Иван Грозный, который был заинтересован в получении выхода к каспийскому морю, и к тому же не простивший Ямгурчею ареста своего посла, согласился на предложение ногайцев. В 1554 г. Русская рать без боя заняла Астрахань. На астраханский престол снова был возведён Дербыш-Алей. Ямгурчей бежал в Азов.

Девлеш-Алей присягнул Ивану Грозному на верность и заключил с ним договор, по которому обещался ежегодно выплачивать Москве дань размером 1000 рублей и 3000 рыб. В случае смерти астраханского хана, преемника подыскивал и назначал русский царь. После этого царские войска вернулись в Москву, оставив лишь небольшой отряд из стрельцов и казаков, под начальством боярина Петра Тургенева. Таким образом, в этот раз Астраханскому ханству удалось сохранить свою независимость. Но Девлеш-Алей оказался ненадёжным союзником. Чувствуя непрочность своего положения в Астрахани, он занял прокрымскую позицию и начал мирные переговоры с Крымом и Турцией.

Затем хан перебил всех сторонников Москвы и напал на русский отряд, оставленный в Астрахани. И в этот раз астраханцы сдалось без боя. Девлеш — Алей был свергнут и под охраной отправлен в Москву. Астраханское ханство было ликвидировано и присоединено к России. Историческое значение ликвидации Казанского и Астраханского ханств настолько велико, что его практически невозможно переоценить. Сразу двумя осколками Золотой орды стало меньше, что обеспечило России относительную безопасность на юге и юго-востоке.

Серьёзную грозу для страны теперь представляло только Крымское ханство, ликвидация которого была пока невозможна, так как это ханство было намного сильнее Казанского и Астраханского, и за ним стояла могущественная Османская империя. Территория России увеличилась почти в два раза. Великий Волжский торговый путь, связывающий Ближний восток и Европу, оказался теперь под контролем России. Вырос авторитет царской власти, как внутри страны, так и на международной арене. В состав России добровольно вошли башкиры, марийцы, удмурты чуваши. Плодородные земли Поволжья стали массово осваивать русские переселенцы, мирно соседствуя с коренными народами и не притесняя их.

Стало бурно развиваться земледелие. Местное население Поволжья заимствовало у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков. Так же стало возможным дальнейшее продвижение русской колонизации дальше на восток и в Западную Сибирь. С этой целью он стремился получить выход к побережью Балтийского моря. Однако это нужное и полезное для страны стремление царя находило серьёзное препятствие со стороны Ливонского ордена, который проводил политику континентальной блокады России, препятствуя провозу на её территорию стратегического сырья, товаров, и не пропуская иностранных специалистов. Такая явная враждебность ливонского ордена в конечном итоге привела к началу ливонской войны 1558-15583.

Официальными поводами к войне послужили массовые погромы православных церквей в Ливонии. Задержка приглашённых на русскую службу 123 западных специалистов, многие из которых были арестованы и даже казнены. А также невыплата ливонским орденом дани за пятьдесят лет, которую орден должен был платить по договору 1503 г. Начальный период войны был удачен для России. В1558 г. Ливонские земли, занятые Россией сразу же были даны особые льготы.

Города Дерпт и Нарва получили: полную амнистию жителей, свободное вероисповедание, городское самоуправление, судебную автономию и беспошлинную торговлю с Россией. Разрушенная после штурма Нарва была восстановлена, а местным землевладельцам предоставили ссуду за счёт царской казны. Вес этот комплекс мер обеспечил Ивану Грозному поддержку и симпатии местного населения и к осени под власть русского царя добровольно перешли ещё двадцать городов. В январе 1559 русская армия начала наступление на Ригу. Попытка ливонцев воспрепятствовать им в этом закончилась неудачей. После этой победы русские войска дошли до Риги, сожгли рижский флот, и захватили ещё одиннадцать городов, но не смогли взять саму Ригу.

Таким образом, русские войска заняли почти всю Ливонию за исключением самых больших и сильных городов и крепостей. Угроза полного разгрома заставила Ливонию просить у русского царя перемирия. Иван IVсогласился на перемирие, которое было заключено сроком на пол года так как ежегодные набеги на южные рубежи Московского царства крымского Хана Девлет-Герея добивавшегося восстановления независимости Казанского и Астраханского ханств, сковывали инициативу русских войск в Прибалтике. Поэтому, прежде чем продолжать войну с Ливонией, Московское правительство должно было решить проблему защиты южных границ и урегулировать отношения с Крымским ханством. За время перемирия ливонцы успели заручиться дипломатической поддержкой Польши и Швеции и нанять ландскнехтов в Германии, и нарушив перемирие за месяц до его окончания, в ноябре 1559 г. Россия возобновила военные действия в1560г.

Русскими войсками были одержаны победы в битвах при Виттенштейне и Эрмисе, взяты крупные города Мариенбург и Фелин. В результате этих побед произошёл распад Ливонского ордена. Его последний магистр Готард Кетлер передал земли ордена под власть более сильных соседних держав: Курляндияю Польше, Эстляндию Швеции, Лифляндию Литве, острова Эзель и Даго Дании, а сам Кетлер стал герцогом курляндским и признал свою зависимость от польского короля. Польша, Швеция и Литва, потребовали от Ивана Грозного, чтобы он вывел войска с их новых земель и отказался от всех своих приобретений в Ливонии. Царь отказался. Таким образом, в войну вступили три сильные европейские державы, что значительно усложнило задачу России в этой войне.

Однако ещё некоторое время Иван IVвёл успешные боевые действия. В феврале 1563года его войска взяли Полоцк, закрывавший путь на литовскую столицу Вильно. Отбив у поляков Полоцк Иван Грозный одарил каждого поляка шубой и отпустил их с миром. Городу были сохранены судебное делопроизводство и местное законодательство. Взятие Полоцка стало последним военным успехом Ивана Грозного. Уже в следующем году русские войска терпят ряд поражений в битве при Чашниках, сражениях на реке Улле и у Озерищ.

Ситуацию осложнило и предательство князя А. Курбского перешедшего на сторону Литвы. В 1566 г. Поэтому Земский Собор, собранный по инициативе царя счёл условия послов неприемлемыми и отказался от мирного предложения. Против войны выступили лишь Сильвестер и Адашев. Все остальные сочли, что у России достаточно сил, чтоб довести войну до победы.

В результате война продолжилась, но уже с переменным успехом, победы чередовались с поражениями. Таких успехов Россия уже не имела. Не имя достаточно сил и средств, чтобы одолеть Россию в войне Литва в 1569г. Эта уния объединила оба государства в одно - Речь Посполитую. В 1569 г. Литва и Польша воспользовались предоставленной им передышкой, и в этом же году, заключив Люблинскую унию, образовали новое государство — Речь Посполитую.

Под главенством польского короля. Король нового государства выбирался совместно польскими и литовскими феодалами. Первым королём сначала был избран Генрих Валуа, а после него в 1576 г. Стефан Баторий.

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле

Михаил Михайлович также напомнил собравшимся о том, что царь на протяжении 17 лет управлял страной из второй столицы — Александровой слободы, где находился после выезда из Москвы с конца декабря 1564 года. Член Общественной палаты, историк Вячеслав Манягин: 16 января можно назвать днем рождения великорусского государства. До того как Иван Васильевич венчался на русское царство, наше государство считалось княжеством. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем — потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский.

Иван Грозный, возвышаясь над титулом Великого князя до равновеликого королям, получал дополнительный аргумент к требованию возврата русских земель. Уже не Великий князь, а царь объявляет себя правопреемником разрозненных русских земель, и этот статус обязывал поляков эти земли ему вернуть. А Польша этого делать не хотела. Черкасов в роли Ивана IV в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Отрывок с процедурой венчания на царство. Вот что писал Р.

Скрынников о венчании на царство: «О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному.

В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н.

Это сражение в истории России было даже важнее, чем Полтава и Бородино, поскольку Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь, находясь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и Ногайской ордой.

В сражении русские полководцы использовали передовую технологию того времени — "гуляй-поле". Это была подвижная крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари. Не выдержав ударов русских войск, турки и татары панически бежали, понеся в боях колоссальные потери. Среди погибших в процессе бегства оказались сыновья хана Девлет-Гирея, а при штурме "гуляй-города" полегла вся отборная янычарская пехота. Из огромной крымско-турецкой армии в 120 тыс. В Крыму почти не осталось татарских мужчин. Потерпев настолько сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы против Москвы, заодно, кстати, оставив набеги на "украинные города" Руси, из которых теперь некоторые неблагодарные потомки спасенных царем Иваном Грозным людей поливают грязью его имя. Хотя, к слову сказать, там есть и обратное явление: множество православных людей Украины истово почитают память царя Ивана Грозного. Однако на самом деле массовых казней не было, и это четко зафиксированный историками факт. Дело в том, что государь Иван Грозный был человеком очень набожным, поэтому заносил имена казненных им людей в специальный синодик, чтобы молится за упокой их душ.

Известно, что в синодике находится меньше трех с половиной тысяч человек. Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год. Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство. Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве".

Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней!

И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью.

Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха.

Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды. Официальный титул Ивана Грозного после коронации — царь и великий князь всея Руси. Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля.

Первый русский царь

Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».

Во время покаяния он упоминал многочисленные связи с женщинами и незаконнорожденных детей. Первый и самый долгий его брак 13 лет с Анастасией Захарьиной-Юрьевой был заключен 3 февраля 1547 года, сразу после венчания Ивана IV на царство. Шестнадцатилетний государь встретил Анастасию на смотре невест и выбрал ее не по политическим мотивам, а из-за искреннего интереса к девушке. У супругов родилось в браке шестеро детей. Великая княгиня Анастасия благотворно влияла на настроение и характер Ивана Грозного. Летом 1560 года царица тяжело заболела и умерла, предположительно — была отравлена. Тридцатилетний Иван Васильевич тяжело переживал утрату, его нрав сильно ухудшился, а методы управления государством стали заметно жестче. Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным. Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале.

Моменты, ставшие позднее важной принадлежностью венчания на царства в описании коронации Ивана IV не упоминаются вовсе. Не упоминается ни о вручении державы, ни о миропомазании, ни о причащении. Не упоминается также о том, чтобы митрополит говорил государю какое-либо поучение или приветственную речь, не говорится о государевых милостях и пожалованиях. Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством. В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св. Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха. Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож. Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами. Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно. Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода.

На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог".

Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула

Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Помазание Царей святым миром благовонным маслом особого состава имеет свое основание в прямом повелении Божием.

Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных Царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и Царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». Над каждым верующим это Таинство совершается лишь единожды — сразу после Крещения.

Русский царь стал императором православной империи, ибо, по христианскому учению, православная империя должна быть одна! Таким образом, после венчания Иван Грозный поднял Россию на недосягаемую для других стран высоту. Затем Александр Николаевич Миронов пригласил гостей из Москвы и членов Александровской общественной палаты к бюсту Ивана Грозного, установленному в селе Ирково Александровского района. Приглашение было с радостью принято.

На самом деле истинным основателем Сечи был все тот же "московский тиран".

В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область.

Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя. Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок. Например, в 1576 запорожцы под предводительством гетьмана Богдана Ружинского приняли участие в походе царских войск на Крым, за что получали царское жалованье и помощь оружием. Создание и поддержка Запорожской Сечи "украинофобом" Иваном Грозным сыграла значительную роль в отражении набегов восточных кочевников от "украинных городов" Руси, позже ставших именоваться "украинскими". Если бы не эти усилия первого русского царя, то немалая часть современных украинцев просто не появилась бы на свет, поскольку их предки были бы убиты или уведены в рабство татарами, натиск которых он сдерживал. Конечно, и у него бывали неудачи, но в целом это был один из самых эффективных правителей России, причем активно привлекавший к управлению страной специалистов из народа и поощрявший местное самоуправление. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 года.

Были проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне. Заложенные государем Иваном IV основы казачьей службы государству российскому просуществовали на протяжении четырех столетий. Он усмирил и присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Башкирию и земли Ногайской орды. К завершению его царствования Россия стала больше всей остальной Европы. Тут стоить отметить еще такой важный факт, что сейчас РФ во многом живет именно за счет земель, присоединенных Иваном IV, поскольку они оказались очень богатыми, в том числе на ископаемые ресурсы.

Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности.

Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме».

Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза.

Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров.

Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум.

Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника.

В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного

В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство. Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Венчание на царство Иоанна Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения.

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

Как короновали русских царей? Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь.
На Руси состоялось первое венчание на царство Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены?

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Документ, о котором сегодня пойдет речь, — «Чин венчания на царство Ивана IV Васильевича» от 16 января 1547 года. Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» — летописная и формулярная. Первая — наиболее точное описание коронации 1547 года, а вторая является поздней переработкой. Пространная редакция «Чина венчания» была создана в царской канцелярии в начале 1560-х годов. Великий князь Иван IV Васильевич первым из русских правителей принял титул царя, стал первым российским государем, над которым при венчании на царство было совершено Церковное Таинство Миропомазания. Сам «чин венчания» регламентировал церемонию поставления, провозглашения и передачи символов царской власти Ивану IV, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года.

Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари.

Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя». Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего.

Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.

Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила. Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни. Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет.

Что касается людей церковных священнослужителей и мирян , то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные. Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине. Потому что, наверное, нет и не было ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную. Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный.

Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь. Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов. Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов. Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного. Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало.

Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу... Тем не менее мы закрываем глаза на жестокость Петра, даже самодурство, которое было... Поэтому если сравнивать Петра I и Ивана Грозного, считаю, что Иван Грозный был не более жестоким монархом и не менее сделавшим для величия, славы, укрепления нашего государства, чем Петр I. Мне кажется, что эти личности где-то сопоставимы. Поэтому, мне кажется, отношение к Петру I должно быть более трезвенным у наших современников, мы должны оценивать его реально — не все было так лучезарно.

И личность Ивана Грозного оценивать нужно не как какого-то самодура и тирана, садиста. Он, конечно, имел свои изъяны, но в его правлении было много и положительного. Ведь действительно много общего. Создание опричников, создание НКВД. Все мы знаем картину, на которой Иван Грозный убивает своего сына. Сталин, конечно, не убивал своего сына, но, как мы знаем из некоторых источников, у него была возможность спасти Якова из плена, но он сказал фразу, ставшую крылатой: «Я не меняю солдата на генерала».

В результате его сын погиб. Как Вы считаете, действительно много общего между этими государственными деятелями? Мы уже провели параллель, например, с Петром I. Просто, наверное, некая схожесть того положения, в котором оказывается государство, предполагает определенную типологию поступков и действий со стороны правителей. Поэтому если проводить параллель между Сталиным и Иваном Грозным, то мы должны сравнивать и те условия, в которых оказалось наше государство в то время и в XX веке: есть довольно много схожих моментов, поэтому и некая реакция государства в лице правителей тоже схожа. Наверное, в чем-то действительно есть нечто общее: и один, и другой были готовы на какие-то очень жесткие меры для достижения каких-то целей.

Нужно однозначно жестко покончить с этой религиозной сворой, чтобы на многие поколения им было неповадно заявлять свою позицию». То есть расстреливать даже не за какие-то преступления, которые считались преступлениями с точки зрения советской власти, не за какую-то жесткую антисоветскую позицию, но просто расстреливать как можно больше духовенства для острастки. И всех подчистую «зачищали»... Но опять же мы должны оценивать эти поступки с точки зрения той эпохи и того времени. По сравнению со Сталиным, мне кажется, руки Ивана Грозного менее замараны в крови. Число пострадавших при советской власти в 30-е годы в разы превосходит число пострадавших во времена Ивана Грозного. А что значит этот термин?

Венчание бывает с супругой, и он был женат неоднократно. Но что значит «венчание на царство»? Все — будь то крестьянин, когда он становился за соху, или ремесленник, который изготавливал какие-то предметы быта, или кузнец — воспринимали свою деятельность как некое и церковное служение. И быть государем, стоять во главе государства — это воспринималось не только как государственное служение, но и как служение церковное. Любому важному делу, которое делает человек, должно сопутствовать Божие благословение. Так Церковь считает сейчас, так считали и в XVI веке. Поэтому вступление в такую должность было не просто какой-то инаугурацией; это было восприятие на себя какого-то особого служения и Богу, и народу, что сопряжено с огромной ответственностью за судьбу Отечества и этого народа.

Поскольку человек нуждался в особой помощи Божией в решении каких-то определенных моментов, совершалась особая религиозная церемония, в результате которой происходило помазание того, кто вступал на трон, особым веществом — святым миром, через которое человеку преподаются особые дары Духа Святого. Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много. В христианской Церкви как на Западе, так и на Востоке возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром. Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения. Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января.

Для России этот святой — особенный. Для выбора предлагался целый ряд политических деятелей, государей, каких-то ярких личностей, знаменитых людей. По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде. Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия. Действительно, преподобный Серафим — личность особая.

Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России. Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы — он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни. В нем было столько любви! В Священном Писании мы читаем, что Бог есть любовь. Мы вроде бы понимаем это и стремимся как-то реализовать в своей жизни, но в полноте это удалось реализовать многим святым, в том числе и преподобному Серафиму Саровскому.

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле

Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем – потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий