Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Рождественские Святки — очень интересный период, когда христианские традиции тесно переплетаются с языческими. Тем, кому интересно подробно узнать «что такое святки?» будет любопытно ознакомиться с нашей статьей. Святки были молодёжным праздником, поскольку вскоре после Рождества крестьяне возвращались к работе, а вот юноши и девушки в полной мере наслаждались беззаботной юностью. рассказываем в этом материале.
Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
Важными днями Святок считался вечер с 6 на 7 января, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый новый год, 18 января — Крещенский сочельник. Эти дни считались наиболее важными для ритуалов, принятых на Святки. Что делают на Святки? Какие традиции существуют?
В первую очередь, это прославление рождения Иисуса Христа. Во-вторых, посещение служб в церкви и молитвы. В-третьих, гуляния.
Период святочных дней на Руси назвали «днями без креста», ведь Господь родился, но до 19 января еще не был крещен. Эти дни были наполнены светом и радостью. Бытовало поверье, как Святки проведешь, так и весь год сложится.
Из развлечений основными традициями были, и сегодня существуют, ряженье, колядование, щедрование, посевание, гадание, ворожба, песнопения, семейные вечера. В Святки ходили в гости, собираясь за богатым столом, делились историями и даже читали сказки. Безусловно, в эти дни важно делать добрые дела: приходить к больным, вспоминать своих дальних родственников, помогать пожилым людям, сиротам, подавать милостыню заботиться о тех, кто находится в заключении.
Какие слова говорят на Святки друг другу? При встрече с кем-то, кто первый увидел произносил: «Христос родился! Самые важные дни для гадания и загадывания желания на Святки с 6 по 18 января?
Волшебными днями Святок считался вечер с 6 на 7 января, 13 января — Васильев вечер, 14 января — Старый новый год, 18 января — Крещенский сочельник.
Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное — из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами. Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка — его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу. Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер Как украшают дома В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи — их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня. В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп.
Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток. Константин Маковский. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении — приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску.
И пусть такая игра не открывала завесы будущего — в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье. Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду — для этого во льду проделывали крестообразную прорубь.
Накануне Нового года, мужчины и женщины менялись нарядами, надевали маски, выворачивали шубы наизнанку, бегали, прыгали под звучные песни. Христианская церковь считала это язычеством и не одобряла.
Во времена Ивана Грозного такие маскарады проводились и на Руси. Мастера-рожечники изготавливали специальные маски, которые называли рожами. До 1648 года участие в Святках принимали скоморохи, которые были запрещены Указом царя Алексея Михайловича. Тех, кто приглашал скоморохов на Святки, отлучали от церкви.
Святочное праздничное меню На само Рождество, согласно «Домострою», ели мясо птиц, поросят, баранину печёную, колдуны и щи. На столах была щедро представлена выпечка. А на следующий день после Рождества пироги носили в церковь. В XVII веке в Москве и по другим городам перед Рождеством было принято славить плуг, а накануне Нового года — заговаривать каши и засевать зерно.
Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям. Древний славянский бог Коляда олицетворял начало новой жизни и обновление природы. С приходом православия в колядках стали упоминать Иисуса Христа и восхвалять его.
В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений. Свечи В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа.
Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток.
Гадания В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой. В православном мире гадание всегда считалось грехом.
Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. Были распространены такие виды гадания: На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собирались ночью, зажигали свечи и брали небольшое зеркало.
Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. Нужно было смотреть в зеркало, не отрываясь, пока изображение не начинало размываться. По количеству маленьких лун в зеркале можно было определить, насколько большая будет семья.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. Не напрасно, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением.
Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать
Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше. Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.
В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом.
На Святки православные ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим.
Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. Любимое развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей и шла колядовать по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Им старались одеть самого крупного парня деревни. Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.
Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома.
Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу».
Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки.
Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением.
Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны.
На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой.
Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске.
А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам».
Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение.
Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого.
Там и появлялся будущий жених. Но в его виде представал нечистый, поэтому кричали «Чур меня! Сделать это нужно вовремя, чтобы черт не выбрался из зеркала. Использовали для гадания и нитки. Девушки отрезали нити разной длины и одновременно поджигали. Считалось, что та, у которой догорит быстрее всех, первой выйдет замуж.
Если огонь погас, а в руках осталось больше половины нитки, это означало, что в ближайшее время она жениха не встретит. Запрещено заниматься рукоделием. В противном случае можно лишиться зрения. На Святки нельзя рыбачить и охотиться. Жениться на Святки или объявлять помолвку запрещено — брак будет неудачным. Запрещено брать или давать в долг нельзя — можно провести весь год в нужде.
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова.
Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост. Христианская традиция празднования Святок имеет давние традиции: известно, что уже в IV веке в Греции христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение.
Рождественские Святки – 2024: история, особенности и традиции.
Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. рассказываем в этом материале. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. В Святки с высокого холма на удачу спускали горящее колесо, чтобы новый год был удачливее старого.
Как праздновали Святки на Руси
- Что такое Святки? «Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 292
- Что нельзя делать до 18 января
- Традиции и обычаи предков
- Обычаи в Рождественские святки
1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
- 1. Русская зима, конец XIXв. Семен Федоров.
- Святки 2024
- Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
- Святки 2024: приметы, традиции, ритуалы и обряды
История праздника
- «От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси | myDecor
- Когда начинаются Зимние Святки
- У православных начались Святки
- Святки в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
- Значение слова «святки»
- Семик (Зеленые святки) 2024: какого числа, история и традиции праздника