Как выяснилось, изначально тело Ленина бальзамировал профессор Абрикосов.
На долгую память. Кого еще, кроме Ленина, сохранили для потомков
В результате той работы, из тела Ленина достали многие органы, в том числе — мозг. После смерти медики заявили, что единственной болезнью Ленина был распространенный, резко выраженный, давний склероз сосудов мозга, явившийся последствием чрезмерной мозговой деятельности в связи с наследственным предрасположением к склерозу. Владимир Ленин и Надежда Крупская. Горки, 1922 год. Но время шло, а желающие проститься с Ульяновым настоящее фамилия Ленина не заканчивались. Тогда его жена приняла решение продлить процедуру на еще один месяц. После долгих разногласий и предложенных способов.
Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г. Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы. Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила. В решении превратить гробницу Ленина в святыню главную роль сыграли политические соображения. Но благодаря чему эта идея возникла? На этот сложный вопрос не существует однозначного ответа, но, учитывая обстоятельства, можно вычленить четыре ее предполагаемых источника: открытие гробницы египетского фараона Тутанхамона за год и три месяца до смерти Ленина; русская православная традиция, по которой нетленность останков служит свидетельством святости; влияние на большевистскую интеллигенцию философии Федорова, который видел спасение человека в воскресении во плоти; и, наконец, движение богостроительства в рамках большевизма, вознамерившееся сделать большевизм новой религией: один из главных его сторонников, Леонид Красин, осуществлял надзор за бальзамированием. Прямые указания на связь между гробницами Ленина и Тутанхамона отсутствуют, однако не следует забывать, что известие о том, что в Луксоре в 1922 г. В 1923 г. Туристы толпами устремлялись в Луксор. Наблюдать за наиболее важными этапами раскопок приглашались члены королевских семей[526]. По всему миру бизнесмены принялись за изготовление тканей и обуви по образцу найденных в гробнице[527]. Когда лорд Карнарвон, организатор раскопок, умер весной 1923 г. К моменту смерти Ленина бинты, в которые была закутана мумия, еще не сняли, однако публика была оповещена о намерении археологов изучить мумию, и предстоящему событию было посвящено немало статей. Внимание многих читателей, в том числе и советских, имевших доступ к западной прессе, было привлечено к загадочным свойствам тела, которое не истлело за три тысячелетия. Таким образом, решение сохранить тело Ленина и поместить его в роскошный Мавзолей могло быть принято не без влияния этой недавней археологической сенсации. Косвенно намекал на египетскую находку Юрий Стеклов, который сравнивал похороны Ленина с похоронами «основателей великих государств древности», вместе с которыми в могилы опускали и их рабов. Тела царей скрывали в замысловатых лабиринтах, объяснял он, чтобы «подавленные массы» не осквернили их могил[529]. Когда 1 августа 1924 г. Мавзолей с набальзамированными останками Ленина был открыт для посещений, один их специалистов, осуществивших бальзамирование, в газетном интервью прямо сравнил свою работу с трудом древнеегипетских коллег. Можно только гадать о том, насколько повлияла египетская находка на посмертную судьбу тела вождя. Роль русской религиозной традиции более очевидна. В предложении, высказанном Сталиным в 1923 г. Сталин учился в свое время в духовной семинарии в Тифлисе, поэтому идея сохранить тело Ленина нетленным пришла ему в голову не случайно. Но хотя Сталин в разговоре с другими членами Политбюро поддержал эту мысль, он все же счел нужным сослаться на неких провинциальных товарищей, имена которых назвать не пожелал. Кто были эти провинциальные товарищи, так никто и не узнал, однако Константин Мельников, архитектор, автор проекта саркофага Ленина, говорил позже, что «общая идея» вечного хранения и публичной демонстрации тела вождя принадлежала Леониду Красину[530]. Красин перенял веру Богданова в физическое бессмертие, а возможно, воспринял и идеи Федорова, который соединил веру в Христа с верой в человеческое общество и чудодейственную силу техники. Так же Красин верил, что в будущем станет возможным воскресение человека во плоти. В 1931 г. Ольминский писал, что Красин был последователем Богданова и пересмотрел свои взгляды лишь в 1918 г. Далее Ольминский сообщал, что Красин публично проповедовал веру в воскресение мертвых.
Труп отнесли в операционную. До тела Сталина допустили только самых опытных хирургов. Веру Михайловну, как и всех остальных сотрудников, внутрь не пустили. Охрана плотной стеной стояла у дверей. Тело вождя мировой революции... Все в гробовом молчании вошли внутрь операционной и не выходили оттуда до конца вскрытия. Проходило оно с позднего вечера до утра. Хирурги не только устанавливали причину смерти. Как потом нам стало известно, Сталину удалили все внутренние органы: печень, сердце, мозг... Все это было помещено в металлические емкости, наполненные специальным раствором, и опечатано пломбами. И все-таки мне повезло увидеть «отца народов». Посередине операции у хирургов закончились марлевые повязки и вата. Веру попросили принести со склада все необходимое. На улице уже собралась многотысячная толпа.
Смерть произошла на даче Ленина в Горках это один из районов Подмосковья. Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина. Церемония похорон Через два дня после смерти — 23 января — тело вождя было привезено в Москву. Стал решаться вопрос о похоронах. В итоге 27 января забальзамированное тело Ленино было положено в наспех созданном мавзолее. Реакция современников на такие необычные похороны была неоднозначной. Безусловно, сам Ленин неоднократно высказывался о том, что пролетарская революция изменит все сферы жизни: язык, религию, семью, традиции. Получается, что и его необычные похороны были частью новой системы. Но обо всем поподробнее. Кто решил сохранить тело Ленина? Воспоминания соратников Ленина по-разному сообщают нам о том, кто был инициатором данного решения. Так, Троцкий считает им Сталина. Он свидетельствует, что Сталин еще в 1923 году на заседании Политбюро говорил о необходимости сохранения тела вождя по примеру сохранения мощей святых в православной христианстве. Троцкий, Каменев и Бухарин по воспоминаниям самого Троцкого тогда воспротивились этой идее Сталина. Однако если принимать во внимание лютую ненависть Льва Давидовича к выгнавшему его из страны Сталину, то нужно с осторожностью относится к его высказываниям по этому вопросу. Вряд ли стоят доверия и версии некоторых историков о том, что Ленин и Сталин были объединены одной идей: Сталин хотел предложить своему народу новую религию, где Ленин бы стал богом, а он — царем. Есть версии, согласно которым на вопрос, почему Ленина не похоронили, а забальзамировали, ответ звучит так: среди большевиков находились люди, которые верили в то, что наука в скором будущем сможет найти способ воскрешать людей из мертвых, поэтому они и способствовали тому, чтобы сохранить в целостности тело своего вождя.
Операция «Мавзолей»
Полиция Москвы задержала пьяного мужчину за попытку похитить тело Ленина из Мавзолея. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут. Однако Воробьев неоднократно подчеркивал, что рецепт бальзамирующей жидкости не его изобретение. Считалось, что забальзамированному Ленину когда-нибудь можно будет вернуть жизнь. Возле Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве накануне вечером задержали мужчину с коктейлем Молотова, сообщает РИА Новости со ссылкой на информированный источник. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева.
На службе в Мавзолее
Каменев страстно возражал против предполагаемого бальзамирования; по его мнению, эта затея — не что иное, как самое настоящее «поповство», сам Ленин осудил бы ее и отверг. Срок действия бальзамирующего раствора был рассчитан на шесть дней, чтобы с Лениным могли проститься как можно больше людей[19][20]. Ленин умер в январе, было холодно. Тело (после вскрытия и обычного бальзамирования) выставили в Колонном зале. Каменев страстно возражал против предполагаемого бальзамирования; по его мнению, эта затея — не что иное, как самое настоящее «поповство», сам Ленин осудил бы ее и отверг.
История сохранения тела Ленина. Главный секрет бальзамирования профессора Воробьева
Возле Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве накануне вечером задержали мужчину с коктейлем Молотова, сообщает РИА Новости со ссылкой на информированный источник. После смерти, тело Ленина забальзамировали и поместили в мавзолей. Первое бальзамирование тела Ленина провел академик Алексей Абрикосов: через аорту он ввел 6 л спирта, формальдегида и глицерина. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Считалось, что забальзамированному Ленину когда-нибудь можно будет вернуть жизнь. В процессе вскрытия черепной коробки Ленина его лечащий врач Отфрид Фёрстер, светила мировой нейрохирургии, описал для Акта.
Почему у мавзолея Ленина до сих пор бывают очереди
Официально это предложение озвучил М. Большинство постсоветских историков полагали, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным, а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. Богостроительство создать новую религию для победившего пролетариата. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму, дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. В 1946 году Сталин сказал профессору Мочалову, работавшему в коллективе других учёных над созданием биографии Сталина: «Марксизм есть религия класса.
Однако и он долго не выдержал печального зрелища и, увидев мавзолей Ленина внутри, вышел оттуда со слезами. Видеть своего брата в виде безжизненной куклы Дмитрий Ильич не мог. Почему Ленина не похоронили: версия о последней воле вождя В конце 80-х гг. Автором этой версии был историк А.
Он полагал, что большевики, по-своему распорядившись телом вождя, фактически нарушили волю умирающего человека. Год смерти Ленина был тяжелым для страны, в прессе тогда было опубликовано много писем «простых советских людей» о необходимости сохранения тела вождя. Однако историк считал, что не граждане, а сам Ленин был вправе решать о том, быть ли ему забальзамированным или все-таки удостоится обычного кладбищенского покоя. Но сегодня эта версия не выдерживает критики потому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств ни самого Ленина, ни его близких, которые бы давали ясно понять, что В. Ульянов хотел быть погребен с матерью. Возможно, будучи атеистом, Ленин вообще не придавал значения месту своего захоронения. Необычные похороны как элемент создания мифа о Ленине Сразу же после Октябрьской революции, захватив телеграф и СМИ, большевики поставили перед собой задачу широкой агитации своих идей. Эта деятельность им удавалась на славу. Многие люди поверили в коммунистические мечты благодаря налаженной системе пропаганды.
Сразу же пресса, входящая в сферу влияния партийных деятелей, стала создавать образ грозного вождя — несокрушимого Владимира Ильича, друга народа и мужественного борца за его свободу. Подобное возвеличивание образа Ленина продолжалось всю его жизнь. Максиму Горькому приписывают высказывание, согласно которому новая советская Россия нуждалась в новой вере, новой религии, и образ Христа и занял образ Ленина — борца и страдальца за народное счастье. Поэтому и Ленин должен был быть бессмертным, он должен уметь воскреснуть из мертвых.
Эта установка должна была монтироваться в Сенатской башне, к которой из временного мавзолея прорывали тоннель-воздуховод. Мавзолей номер два К началу февраля Щусевым был разработан увеличенный по размерам, усложненный по форме, более богатый по оформлению и цветовому решению проект деревянного Мавзолея. Его строительство началось в марте и завершилось в конце мая 1924 года, он открылся 1 августа 1924-го из-за затянувшихся работ по бальзамированию тела. Щусев писал: "В марте 1924 года мне было поручено, не меняя основной конструкции мавзолея, придать ему монументальную архитектурно-художественную форму. Предстояло создать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и вложить в него архитектурную идею, достойную имени того, чью бессмертную память оно должно было увековечить. Это было делом нелегким". Поэтому в проекте предлагалось произвести "обстройку" временного мавзолея, которая значительно изменила его очертания, создать трибуны по двум сторонам от него. Архитектор объяснял, что "основная тема Мавзолея - куб, символ вечности". Объем сооружения из архангельской сосны увеличился до 1 300 куб. Из небольшого вестибюля посетитель поворачивал налево и по лестнице спускался в траурный зал, и, обойдя с трех сторон саркофаг, поднимался по лестнице к боковому выходу. По воспоминаниям Збарского, "траурный зал второго Мавзолея был оформлен в принципе так же, как во временном склепе, но он стал более монументальным". В зале стояли знамена, стены были декорированы красной и черной материей, которую позже заменили клеенкой под кожу. Ленина на Красной площади". Учитывая это, а также то, что образ выстроенного в 1924 году мавзолея прочно вошел в сознании людей, было принято решение не меняя архитектурной композиции деревянного здания воспроизвести его в долговечном строительном материале. Проектирование было вновь поручено Щусеву", - рассказал Девятов. Сам Щусев признавался: "Временная постройка стала популярна настолько, что через пять лет я ее повторил целиком в граните". К строительству приступили в июле 1929 года, оно продолжалось 16 месяцев. Завкафедрой истфака отметил, что особое внимание было уделено облицовке здания, а поскольку по указанию правительства надо было все выполнить из отечественных материалов, одновременно с проектированием обследовались и разрабатывались каменные карьеры. Еще летом 1924 года была создана специальная комиссия, которая выехала для обследования месторождений камня в районе Онежского озера и наладила разработку Шошкинского карьера, где добывался кварцит. Для облицовки Мавзолея использовались также гранитные породы - красный гранит и черный лабрадорит - из Житомирской области Украины.
Но идея сохранения облика Ленина столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата», — вспоминал друг семьи Ульяновых Владимир Бонч-Бруевич. Крупская вообще считала, что возвеличивание Ленина идет только во вред. Ведь по характеру Владимир Ульянов был не склонен к позерству, не любил славу и даже на собственном 50-летии не присутствовал, чтобы избежать славословий. Крупскую слушали с уважением, соглашались насчет скромности Ильича, но политическая целесообразность ценилась выше. А для популярности советской власти нужно было взвинчивать культ умершего вождя. Рождение святыни Похоронную комиссию возглавлял неподкупный Феликс Дзержинский. Он и дал задание биохимику Борису Збарскому и патологоанатому Владимиру Воробьеву разработать технологию бальзамирования. Они нервничали, но за трое бессонных суток справились с этой нетривиальной задачей, нашли формулу магической жидкости. Потом над сохранением тела Ленина стал работать небольшой научно-исследовательский институт. Сталин хитро поглядывал на противников идеи мавзолея: уж он-то знал, что для создания советского мифа это просто необходимо. А без мифа, без святынь не устоит ни одна политическая система. Видимо, ему удалось убедить Дзержинского и Рыкова. А может быть, они и не нуждались в сталинских аргументах, сами с усами. По официальной версии, в ЦК и Совнарком ежедневно тысячами приходили письма трудящихся, требовавших навсегда сохранить родной для них «образ Ильича». Отчасти так оно и было. Но главное — Сталин заметил, как народ потянулся в мавзолей. Как «ходоки» жгли костры на московских улицах, чтобы согреться, а с утра отправиться к заветному саркофагу. Народу необходима была новая религия — вера в великого человека, который даже умер не так, как все остальные. Недаром появился лозунг: «Могила Ленина — колыбель прогрессивного человечества». В одной из христианских молитв, которую хорошо знали многие большевики, говорится: «Гроб Твой — источник нашего воскресения». Скептики посрамлены Считается, что против «создания культа» Ленина поначалу выступал и вернувшийся в Москву Троцкий. Скептически относились к этой идее и Бухарин, не желавший «возвеличивать прах», и Лев Каменев. Действительно, от этой затеи отдавало мистикой, чуждой марксистскому материализму.