Новости врубель михаил александрович демон поверженный

В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.

Наказание Врубеля

Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником.

Врубель Михаил

Врубель, Михаил Александрович В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека.
Последние годы жизни Михаила Врубеля » произведение русского художника Михаила Врубеля, созданное примерно в 1901-1902 годах.[1][2].

Михаил Врубель "Демон поверженный"

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги. На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.

На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре.

В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов. Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник. Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона.

Демон поверженный. Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо. Иванов: «... Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его. На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи.

На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона. Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии. То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном. В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному.

Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В. Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл... Все это очень умно, очень осмысленно»[15]. Во власти цветения сирени художник находился два лета и создал два варианта композиции «Сирень» 1900, 1901, оба - ГТГ , которые можно отнести к равноценным вершинам врубелевского творчества. Параллельно и столь же неотступно его преследовал образ Царевны-Лебеди, получивший воплощение в двух абсолютно самодостаточных картинах 1900 и 1901 годов,которые тем не менее уже современники воспринимали как парные.

Иванов писал о «Лебеде» 1901 года: «... Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16]. И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи». Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ.

Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М.

Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне.

Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н.

Выставка «Мир искусства»[ править править код ] В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением « Мир искусства » в Санкт-Петербурге. Полотно произвело настоящую сенсацию. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, переписывал, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон, но больше всего он сделал изменений в лице «Демона». Александр Бенуа , наблюдавший за попытками Врубеля изменить законченную картину, писал: Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым Bладимир фон Мекк , один из организаторов выставки «Мир искусства», вместе со своим дядей Николаем Карловичем приобрели многие эскизы Врубеля, в том числе один из вариантов «Демона», когда в 1902 году совет директоров Третьяковской галереи решил его не приобретать картину. Только позднее, в 1908 году, «Демон» был приобретён Третьяковской галереей, где и находится по сей день, являясь одной из значимых картин собрания.

Характер образа и отзывы критики[ править править код ] Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно работал над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. По определению критика Н. О том же писал в 1908 году М. Художник действительно не выдержал напряжения, его психика надломилась. В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом жена художника своей родной сестре Екатерине Ивановне Ге: Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, всё помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. Блок написал: Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности… Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини… Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидел голову неслыханной красоты… впоследствии он её переписал, уничтожил… Потерян результат — и только… Более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула" [10] Наконец Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику [11].

Однажды в городскую галерею привезли копию фрески «Страшный суд» великого итальянца Микеланджело. Юный Врубель был так впечатлен полотном, что решил воспроизвести его. К изумлению родителей, он сделал это с поразительной точностью. Портрет Михаила Врубеля в детстве Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение. Юный Врубель буквально влюбился в Санкт-Петербург, где каждое здание казалось ему предметом искусства, памятником истории. Во время учебы он проживал у родственников, дом которых находился по соседству с квартирой, где когда-то жил великий Пушкин.

Вольная жизнь вдали от строгого отца пришлась Михаилу по вкусу: он мог ночи напролет гулять с приятелями, обсуждая темы музыки и живописи. В этот период состоялось его знакомство с Модестом Мусоргским , который оказал весьма заметное влияние на формирование его взглядов и убеждений. Наблюдая за экспрессивной игрой Модеста на рояле, молодой человек задумался об образах Фауста и Мефистофеля, которые впоследствии оживут на одном из его полотен. Все более настойчиво в голову Врубеля стучалась мысль о том, что свои лучшие году он тратит впустую, осваивая глубоко безразличную ему дисциплину. Ценителя живописи не прельщала карьера юриста, пусть даже блестящая. Университет он все же закончил, но параллельно, втайне от родителей, посещал курсы изобразительного искусства в мастерской Павла Чистякова. Получив диплом юриста, Михаил поступил в петербургскую Академию художеств. Узнав о том, что сын пошел наперекор его воле, отец страшно расстроился.

Отношения с растоптавшим семейные традиции отпрыском были безнадежно испорчены. Оказавшись в мастерской Чистякова, молодой художник пересмотрел свое убеждение в том, что педагоги способны обучать лишь по методичке, прививая ученикам сухие штампы и общепринятые каноны. Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии. Творчество Первую награду — малую серебряную медаль — студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей.

Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице

Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Мысль о Демоне не покидает. Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. Между ними создается нерасторжимая душевная связь — героя и творца.

Впрочем хорошо известно, что и писатель проникается создаваемым образом, находится под его влиянием. Так например, у Флобера возник горький вкус во рту при описании отравления мышьяком Эммы Бовари. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио. Следовательно, в этом периоде вряд ли уместно утверждать о развернутой картине заболевания.

Другое дело, что и в так называемый здоровый период, художник отличался эксцентричностью, подвижными эмоциями. По воспоминаниям художника Павла Александровича Сведомского 1849- 1904 , подготавливая орнаменты для Владимирского собора, Врубель случайно измазал кончик носа зеленой краской. Коллеги обратили внимание и сказали художнику. Вместо того, чтобы вымыть лицо он еще больше замазал и пошел по улицам Киева в гости.

Однажды Врубель загримировался под недавно умершего знакомого и в таком виде появился в обществе Многие усматривают этот факт как проявление болезни. Но, учитывая озорной характер Михаила, его давнюю любовь к переодеваниям, маскарадам не следует делать далеко идущие выводы, но , конечно, запомнить… Тревожнее выглядит другой, также случившийся в Киеве эпизод, когда Михаил одолжил денег для поездки якобы на похороны отца. Ничего не подозревающий отец живой и здоровый оказался в городе. Через несколько дней без тени смущения Михаил Александрович появился в знакомых домах.

Как трактовать это происшествие? Вряд ли смерть служит предметом розыгрыша?! В 1902 году Врубель в последний раз писал Демона: долго и непрерывно переделывал. Можно выделить три основных изображения Демона — сидящий, Демон летящий и Демон поверженный — каждый со своей историей, очередной этап не только творчества, но и жизни художника.

На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства»… появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. В этой картине с полной ясностью обнаружились как колоссальное дарование мастера, так и его слабые стороны.

Врубель долго мучился над этим произведением, долго боролся при его создании с самим собой, со своей фантазией, со своим вкусом. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. С гениальной легкостью Врубель создал свою симфонию траурных лиловых, звучно-синих и мрачно-красных тонов. Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона.

Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем; в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». К сожалению, рисунок первой версии был безобразен, и Врубель не решился его так оставить. Он принялся исправлять, и мало-помалу из кошмарного слизня его Демон превратился в несколько театрального, патетического падшего ангела.

Но Врубель и на этом не остановился и все продолжал менять и менять, усиливать и усиливать выражение, пока не впал в шарж, во что-то карикатурное и дикое, в нехорошем смысле этого слова. Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее , но не перешел ее. Испортил, но не погубил своего создания.

Но по своей фантастичности, по своей зловещей и волшебной гамме красок эта картина несомненно одно из самых поэтичных, истинно поэтичных произведений в русской живописи». Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля. В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение». Поразительно, что говорится об успокоении, очевидно творческом, в период появления тяжелейших симптомов психического страдания.

Очень важно, что проницательный художник, искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи. Думается, мнение художника кардинально не изменилось. Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность. Между тем с января 1902 года жена художника, а вскоре и другие стали со страхом замечать у него симптомы психического расстройства.

Вот как рассказывала об этом Е. Ге сестра жены : «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.

Периодически бывал агрессивен. Родные вынуждены были 10 февраля госпитализировать Михаила Александровича в клинику Первого государственного Московского университета. Это была первая, в череде последующих, госпитализация Михаила Александровича. По словам Анны Александровны Врубель с 1902 года «начинаются последние скорбные годы брата, годы его душевной болезни, с двумя, однако, светлыми промежутками: первый с февраля по май 1903 года,- второй с июня 1904 года по март 1905, после чего, через год, наступает быстрое падение зрения, а затем и окончательная потеря его….

Историю болезни художника во время пребывания в клинике Московского университета изучала доктор М. Фрагменты истории болезни : «Из анамнеза стало известно, что отец матери страдал маниакальным состоянием — дед по отцу алколголизмом. Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки.

Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Через некоторое время успокаивается, рисует. После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive.

Через полгода при выписке диагноз не изменился». К сожалению, ремиссия была недолгой.

Ох уж эти немецкие философы! Сколько они сделали для русской культуры. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра? Про Карла Маркса вообще молчу. Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Итак, у Врубеля был Кант. Его художник читал по-особенному.

В теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией — работой в сфере между природой и свободой — признавалась только в области искусства. А кто в 24 года не ощущает себя гением? Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего. Врубелю повезло. Несмотря на то, что будущий художник прошёл в Академию только вольнослушателем, он стал заниматься в мастерской легендарного Павла Петровича Чистякова частным образом. Чистяков, по сути дела, был учителем практически всех звезд русской живописи конца XIX века. У всех у них был абсолютно разный стиль, но все они в один голос единственным своим настоящим учителем называли Чистякова. Врубель обучался у лучших мастеров, конфликтовал с именитыми коллегами чаще всего нападал на Илью Ефимовича Репина. Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете!

Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд. Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер. В них не было ни слова о реставрации памятников XII века. Все было бы хорошо.

Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства.

В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов. Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 лет Незавершённая картина «Демон летящий», 1899 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Через полгода интенсивного лечения живописец, казалось бы, пошёл на поправку. Его состояние стало стабилизироваться, он уже планировал возвращение к нормальной жизни.

Но теперь судьба приготовила новые потрясения — смерть сына. Этого удара художник перенести не мог. Он впал в депрессию, морил себя голодом, мечтая свести счёты с жизнью.

Мы пошли купаться на большой пруд в саду. Я резал себя ножом». Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»

«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - Михаил Александрович Врубель — кем он был сам?
«Поверженный демон» Михаила Врубеля «Демоны» Михаила Врубеля как символ завершения и ухода в прошлое целой эпохи; как символ надвигающейся ночи перед неизбежным восходом.
Печали и демоны Михаила Врубеля Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника? Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля – Telegraph Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель.

«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»

Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев. Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок.

Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих.

Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин. Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы. Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство?

Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин? У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел до конца.

Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда. Это страшно чувствуется на большом, незаконченном эскизе «Демона» на выставке «Нового общества», где закончены лишь одни глаза. Незаконченный эскиз «Демона сидящего» Врубель, как и Лермонтов, действительно понимал горы. В России Врубель единственный живописец гор.

Я старался вспомнить, кто в живописи понял и воплотил горы. Не холмистую местность в характере Богаевского или Мэнара, а горы — вечные кристаллы земли.

Он не гнался за всемирной славой. Вскоре новой темой живописи Врубеля стали демоны. Врубель загорелся идеей написать своего демона, вот только все сетовал, что не понимает каков он на самом деле.

Он был не согласен с тем, как другие художники изображают демона. Демон, считал Врубель, не исчадие ада, ведь слово само переводится с греческого, как «душа». Художественные полотна Врубеля и иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» показали миру другого Демона. Демона как символ страдания и скорби за грехи человеческие. К сожалению, не все уникальные полотна Врубеля, в том числе и самый первый образ, сохранились.

Художник не жалел своих картин, и мог легко загрунтовать старую картину, чтобы написать на этом холсте новую. В 1889 году Врубель уехал из Киева и, навестив в Казани отца, остановился на обратном пути в Москве. Там проживал его однокурсник по Академии художник Валентин Александрович Серов. Промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, друг Серова, сразу заметил Врубеля и вскоре поселил художника в своей усадьбе. Теперь у Врубеля было много работы — Мамонтов рекомендовал его местной знати.

Художник много путешествовал с Мамонтовым, побывал во Франции и Греции. И везде учился неизвестным ему приемам живописи, а потом появлялись новые шедевры, написанные в национальном стиле. Такие как панно «Испания», хранящееся в Третьяковской галере. В 1896 году Врубель женился по любви на оперной певице Надежде Ивановне Забелу. В 1896 году, Мамонтов, после открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной выставки, предложил министру финансов Сергею Юльевичу Витте построить еще один павильон на вставке, и порекомендовал тому Врубеля.

Врубель вдохновенно взялся за дело, однако комиссия забраковала панно, требуя демонтировать их. Скандал вышел знатный. Даже сам император Николай П с семьей и министрами приехал посмотреть на «декадентские художества» Врубеля. Несмотря на эту неудачу, период с 1896 по 1901 годы был самым счастливым в жизни Врубеля. Он создал главные свои шедевры «Богатырь», « К ночи», «Пан», «Сирень» и «Царевна-Лебедь», но вскоре началось падение в бездну.

На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Усольцев действовал на больного успокаивающе.

Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.

Художник создал несколько эскизов к "поверженному демону". Найдя необходимую композицию, художник несколько раз переделывал картину в поисках колорита и света. Когда работа уже была практически готова, мастер снова переписал работу. Сегодня мы имеем две разные авторские версии одного сюжета.

Если "ранний" демон - полный неземной прелести юноша, несчастное выражение лица которого заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать поверженному бунтарю.

«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем.

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.

Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

Вот почему даже на самые неудачные и неприятные свои создания Врубель наложил печать гения, и сквозь кривизну его мефистофельской улыбки, в широко ужасающихся его глазах, в приторной его неге светятся чьи-то великие черты великой не от мира сего, но мир сей полюбившей красоты»[6]. О нецелесообразности традиционного хронологического подхода предупреждал М. Алпатов: «Попытка расчленить тридцатилетний путь художника на четко отграниченные отрезки выглядела бы как насилие. И если в наследии его можно выделить группы произведений, то они не укладываются в хронологической последовательности, они характеризуют грани его богатой, сложной и противоречивой личности»[7]. В экспозиции нынешней выставки нет привычного деления на виды искусства, хронологические периоды.

Структура ее подчинена логике жизнетворчества Врубеля, чья художественная система — удивительный саморазвивающийся организм, пронизанный разветвленной системой лейтмотивов. Ни один пластический мотив, ни один образ не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда, не существует вне взаимодействия с другими. Пластический импульс, как правило, не исчерпывает себя в рамках одного произведения. Форма Врубеля открыта и подвижна - она длится, находит себе новые воплощения. Кажется, что в этом мире художника нет ничего случайного, все предопределено, все связано какими-то разнообразными соответствиями. Эти таинственные связи и творящие импульсы столь же важны, как и сами произведения, они нерукотворная часть врубелевского наследия. В основе драматургии выставки - идея тотальной метафоры. Блестяще сформулировав этот важнейший принцип врубелевского мышления, М. Алленов дал ключ новому поколению исследователей и зрителей: «Поэтика метаморфоз или принцип вариативности образуют фундаментальную предпосылку врубелевской изобразительности, равно - как в малом этюде, так и в масштабе всего творчества.

Едва ли не любому исполненному однажды мотиву на коротком или отдаленном расстоянии у Врубеля непременно имеется вариант»[8]. Нынешний исследователь развивает алленовскую формулу через более понятную цифровому поколению категорию проектности мышления, которая позволяет Врубелю «... Поиск перевоплощений пластических формул прокладывает путь к постижению врубелевского художественного метода, живой и «мыслящей» материи его холстов. Архитектура выставки призвана организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные лейтмотивы, визуализировать творящие импульсы. Выстраивая маршрут движения по экспозиции, уподобляя его своеобразному квесту, она визуализирует тончайшие смысловые нити и импульсы, связывающие произведения, жизнь и перерождение форм. Зрителю предлагаются парадоксальные на первый взгляд, но абсолютно органичные во врубелевской системе координат уподобления: так, в лепке лица С. Мамонтова на его портрете 1897 года ГТГ угадывается звериная пластика скульптурных горельефов «Голова льва», украшавших ворота московской усадьбы мецената и его керамического завода «на Бутырках», в ликах пушкинских Пророка и Серафима узнаются черты Врубеля и его жены, а врубелевские серафимы и демоны - «одной крови». Пространственное решение экспозиции позволяет ощутить магию жизни мотивов: как, сворачиваясь в кольцо, композиция «Прощания Царя Морского с царевной Волховой» 1898, ГТГ превращается в керамическое блюдо «Садко» по эскизу 1899 года, ГРМ , которое в свою очередь через несколько лет переродится в «Жемчужину» 1904, ГТГ ; как станут трехмерными майоликовыми скульптурами притаившиеся в орнаментальных извивах рельефа этого блюда сказочные морские существа; ощутить, что в стремительном движении всадника из иллюстрации к лермонтовскому «Демону» 1890-1891, ГТГ предчувствуется «Полет Фауста и Мефистофеля» 1896, ГТГ , а другая иллюстрация 1890-1891 воплощается в гипсовой скульптуре «Голова Демона» 1894, ГРМ ; и, наконец, как «Летящий демон» 1899, ГРМ переворачивается, чтобы стать «Демоном поверженным» 1902, ГТГ. Врубель хотел быть понятым.

Он оставил будущим поколениям лейтмотивы - ключи, которые, как рассыпанные Гензелем и Гретель хлебные крошки из судьбоносной для Врубеля оперы Э. Хумпердинка, помогают найти путь в созданном им постоянно изменяющемся, балансирующем на грани реальности и фантастики мире. Круг первый. Встреча этих трех полотен в едином экспозиционном пространстве, случающаяся, возможно, лишь раз в столетие, действительно «заставляет трепетать» от понимания и ощущения, сколь тонкие и неоднозначные связи существуют между ними. Уже современники воспринимали трех демонов Врубеля как некую сюиту, единое произведение длиною и ценою в жизнь. Основу такой трактовки заложили первые интерпретаторы творчества Врубеля, А. Бенуа и А. Блок, и его биографы - С. Яремич, А.

На протяжении ХХ века в исследованиях С. Дурылина, Н. Тарабукина, П. Суздалева оформился и более сложный ее извод[10], который включает в себя весь комплекс произведений на тему «Демона». Так, дополнением к этим основным трем частям можно считать в качестве вступления киевскую «демониану», сохранившуюся лишь в воспоминаниях, но тем не менее активно влияющую на текстовом уровне на восприятие более поздних произведений сюиты; своего рода интермедии - произведения, созданные между приступами демонических возбуждений: цикл иллюстраций к «Демону» М. Лермонтова 1890-1891 , скульптурный бюст 1894, ГРМ , а также графические эскизы - промежуточные варианты композиций между «Летящим» и «Поверженным»; наконец, код всей формы, последний живописный шедевр возродившегося после болезни художника - восставший Демон - «Шестикрылый серафим» 1904, ГРМ. Феномен врубелевской демонианы в том, что, представляя разные состояния, разные грани образа, три главные картины одновременно и неразрывно связаны, и конфликтуют друг с другом. Между ними почти одинаково значимы и отчетливо ощутимы как притягивающие, так и отталкивающие их друг от друга силы. Стройная, привычная и абсолютно логичная на страницах биографических трудов и научных исследований теория поэтапной эволюции образа Демона подвергается серьезному испытанию ощущением - визуально картины не складываются в единый цикл, а скорее спорят друг с другом.

Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол. Особенно он оживлял глаза. Врубель превосходно рисовал и видел характер форм. Он как бы был предшественником всего грядущего течения, исканий художников Запада. Из русского искусства он был восхищен иконами новгородцев.

Фарфоры Попова и Гарднера восторгали его так же, как в литературе Пушкин и Лермонтов — он считал, что после них в литературе русской был упадок. Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека. Когда он за панно, написанные Морозову, получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем». Максимилиан Волошин поэт, переводчик : Максимилиан Волошин. Точно дух переступил запретную грань и уже не мог вернуться в темницу тела. Рядом с картинами Врубеля смеялись и негодовали каждый раз элегантно одетые господа и светские дамы.

Неужели же невежество петербургской публики простирается до того, что она ничего не знает о безумии и слепоте Врубеля, о трагедии, достигшей русское искусство? Разве не подобает перед этими полотнами такое же молчание; как в той комнате, в которой умер Пушкин? У Врубеля есть глубокое, органическое сродство духа с Лермонтовым. Его иллюстрации к Лермонтову не повторяют, а продолжают мысль поэта. Он шел по той дороге, которая на полпути оборвалась под ногами Лермонтова. Но и он не дошел до конца. Его сродство с Лермонтовым в том выражении глаз, которое он ищет в лице «Демона», и в горьких, запекшихся губах. Врубель — живописец одного взгляда.

10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля

Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный».Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу.

Встреча с ангелом

  • Должен был стать не художником, а юристом
  • Демон в ангельском обличье
  • Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
  • Михаил Александрович Врубель
  • Сообщить об опечатке

Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?

Врубель: художник на все времена В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника? В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля Россия, Михаил Александрович Врубель.
Демоны Врубеля Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович За картину „Демон поверженный“ Врубеля назвали „декадентом“, поскольку усмотрели в фигуре поверженного духа нарочитую изломанность, намеренную деформацию.

«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»

Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло. 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий