Новости йемен шииты или сунниты

Ветеран СВР Безруков назвал последствия ударов по Йемену для морских перевозок. Потому что симпатии многих суннитов Йемена были на стороне террористов, а, в свою очередь, йеменских суннитов активно поддерживал суннитский режим Саудовской Аравии – важнейший союзник Штатов на Аравийском полуострове. Мир меняется: на видео ранее непримиримые сунниты из Саудовской Аравии тепло встречают шиитов из Ирана, которых ранее саудовцы эвакуировали из Судана. К примеру, деление на суннитов и шиитов, происходит не столько по историческим причинам, сколько по главному принципу устройства общества. Но немало у суннитов с шиитами и различий (см. инфографику).

Война против хуситов: почему Бахрейн "в деле", а Саудовская Аравия – нет?

Мусульмане-сунниты составляют более половины мусульманского населения страны, причем наиболее доминирующей ветвью является шафиитская школа мысли. Мусульмане-сунниты в основном сосредоточены в южном регионе страны. Шафиитская школа мысли была представлена Йемену ее основателем Мухаммедом ибн Идрисом аш-Шафии во время его пребывания в стране. Мусульмане-малики в Йемене полагаются на Коран и хадисы как на главные религиозные тексты, в то время как мусульмане-ханбалы составляют небольшой процент мусульман-суннитов в Йемене. Зейдизм - старейшая ветвь шиитского ислама, и она была сформирована вокруг учения Зайда ибн Али. Зейдиты верят, что любой мусульманин может стать имамом, и они отвергают непогрешимость имамов. Государство Зейдитов в Йемене было создано в 890 году на севере страны. В течение многих лет зейдиты находились в центре экономического и политического контроля над йеменским нагорьем.

Однако власти зейдитов был брошен вызов с объединением Йемена в 1990 году и последующим присутствием тех, кто в настоящее время является большинством мусульман-суннитов. Наряду с зейдитами есть мусульмане-шииты "Двенадцать" и мусульмане-шииты-исмаилиты. Мусульмане-исмаилиты в основном проживают в районе Джебель-Хараз, и они, как правило, избегают политических конфликтов.

Ее центральные элементы — особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов — духовных лидеров и потомков халифа Али , паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али. Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю. Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона.

Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй. Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни.

Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы. В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Современный Иран лидирует в шиитском мире. Фото с сайта www.

Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью.

Южане же характеризуют северных соплеменников как «мракобесов» и «воров», припоминая разграбление северойеменскими частями Адена в 1994 году. В 1990 году, когда советская поддержка режимам третьего мира сошла на нет, йеменские социалисты подписали соглашение об объединении с ЙАР. Соглашение предусматривало равное участие в управлении страной для сторонников Али Абдаллы Салеха и правивших на юге марксистов. Однако на практике оно не выполнялось, что вызвало кровопролитную трехмесячную гражданскую войну 1994 года. Салех вышел из войны победителем и установил в стране диктатуру, опиравшуюся на союз военной элиты, шейхов племенной конфедерации Хашид и умеренных исламистов из партии «Ислах». Последняя традиционно поддерживается Саудовской Аравией и чрезвычайно близка по своей идеологии к движению «Братьев-мусульман». Однако к 2011 году нежелание президента делиться властью оттолкнуло от него исламистов, а непомерные коррупционные аппетиты семьи Салехов вызвали раскол в генералитете.

В результате сложился парадоксальный антисалеховский союз недавних заклятых врагов: исламистов и социалистов. Шииты и сунниты Йемена К политическому расколу прибавился и религиозный. Северные, наиболее бедные, районы страны населены шиитами-зейдитами, составляющими треть населения Йемена. В 90-е годы прошлого века йеменские шииты пользовались покровительством президента страны Али Абдаллы Салеха, снабжавшего их оружием и поощрявшего ограниченную автономию на севере страны с центром в городе Саада. Однако, начиная с 2004 года, ситуация изменилась. Зейдиты вполне обоснованно обвиняли центральное правительство в пренебрежении к своим нуждам и расхищении государственных средств, которые должны были идти на развитие их районов. Шииты, не раз поднимавшиеся на борьбу против правительства, отстаивая свои права, в очередной раз взялись за оружие в мае 2009 года. Повстанцы довольно быстро заняли города Саада, аль-Гауф и Амран.

Причем, гарнизоны этих городов просто разбежались, что красноречиво говорит о параличе власти в Йемене. В ходе военной операции, проводившейся правительственными войсками против шиитов, начиная с августа 2009 года, было убито 3800 гражданских лиц и солдат, ранено 16000, а 178000 мирных жителей стали беженцами. Восстание шиитского клана аль-хауси вызвало большую обеспокоенность в Эр-Рияде, где опасались, что оно может перекинуться на спорные районы, отошедшие к Саудовской Аравии. Королевский дом Саудов совершенно не готов получить на своих южных границах зону перманентных боевых действий. Кроме того, большинство населения в этих районах составляют шииты, подвергающиеся преследованиям со стороны ваххабитского режима королевства. Саудовский спецназ стал осуществлять наземные операции, а саудовская авиация — бомбардировки позиций шиитов. Отчасти это объяснялось тем, что йеменские летчики отказывались бомбить шиитские населенные пункты. В настоящее время зейдиты, решив рассчитывать на собственные силы, установили на севере страны полунезависимый анклав.

Пылающий Юг Еще более опасная обстановка сложилась на юге страны. По данным ряда экспертов, около трети южан поддерживают сепаратистское движение «Харакат», выступающее за отделение Южного Йемена от Северного и воссоздание НДРЙ.

Крупномасштабная война между Северным и Южным Йеменом, длившаяся почти 20 лет, закончилась образованием единого государства Республика Йемен в 1990 году.

С момента объединения 1990 вплоть до 2012 года страной руководил известный нам по новостным сводкам Али Абдалла Салех. Последним президентом страны являлся Абд-Раббу Хади. Фото: Религиозная карта Йемена Существование Йемена как единой страны условно так же, как и существование единой Украины.

Йемен — это союз десятка племен и религиозных групп, балансирующих при условии наличия сильной власти, воплощением которой был президент Салех, склеивший государство на коленке. В основе перманентного конфликта — межплеменные противоречия, естественные разногласия между Югом и Севером, между суннитам и шиитами, между исламистами и светскими силами. В Йемене три крупные религиозные группы: шииты-хоуситы хуситы , сунниты шафиитского толка и радикальные салафиты.

Последние широко известны под названием «Аль-Каида на Аравийском полуострове», которая с недавних пор является филиалом ИГ. Вся мозаика внутренних противоречий иллюстративно отражена на армии. Йеменская армия — это набор военизированных структур, стоящих в подчинении племенных союзов и политических групп.

Многие обозреватели считают началом сегодняшнего конфликта 2014-ый год, однако корни его уходят в эпоху победоносного шествия «Арабской весны» по континентам. Действующий на тот момент президент Салех имел договоренность с командующим бронетанковой дивизией, а по совместительству со своим доверенным лицом Али Монсеном о передаче президентской власти в его руки. Сделка была сорвана по вине самого президента, предпринявшего попытку возвести на престол своего сына Ахмеда.

Оставшийся на обочине Али Монсен Салеху этого не простил, и в ходе революционного движения выступил на стороне повстанцев. Немаловажную роль в процессе смещения Салеха сыграл Эр-Рияд, пожелавший его попросту «уйти», прекратив финансирование его племенной элиты. Как и в случае с «Братьями-мусульманами» в Египте, Катар успешно воспользовался ошибкой саудитов, и банально перекупил Салеха.

К власти пришел новый президент Хади, который по своим морально-волевым качествам и организаторским способностям является мало чем отличается от г-на Порошенко. Хрупкий межплеменной баланс в стране был нарушен, причем не без участия хоуситов. В итоге клан Салеха восстановил свои позиции во власти, что и привело к сегодняшним событиям.

Движущей силой нынешнего переворота стали не хоуситы, о чем твердят на всех политических ток-шоу, а сторонники Салеха в армии. Хоуситы присоединились чуть позже. Именно военные взяли под контроль базы на юге страны, в то время как хоуситы двигались на столицу.

После ее захвата президенту Хади пришлось бежать из страны. Фото: "Эксперт" Заняв столицу, хоуситы сделали несколько стратегически важных шагов. Во-первых, вошли в альянс с «Всеобщим национальным конгрессом», который возглавляет бывший президент Салех.

Важность данного союза сложно недооценить: хоуситское движение «Ансарулла» в отличие от Салеха, более тридцати лет возглавлявшего страну, банально не имеет реального политического опыта. Помимо прочего бывший президент не лишен весьма ценных для повстанцев связей в некоторых проблемных провинциях. Так, к примеру, Салех посетил нелояльную хоуситам провинцию Таиз, где выступил перед молодежью и договаривался с местной элитой.

Во-вторых, хоуситы установили контроль над «йеменским Донбассом» - провинцией Ходейда, где располагается один их крупнейших в стране портов. Это означает контроль над оружейным потоком Йемен одна из столиц черного рынка оружия и наркотрафиком производство наркотика кат — лучший стартап в стране. В-третьих, преданные Салеху военные и хоуситы со дня на день возьмут под контроль крупнейший в стране порт Аден, при помощи которого, теоретически, можно перекрыть пролив, о чем так часто говорят политологи.

Параллельно с расширяющейся географией завоеваний хоуситов свергнутый президент Мансур Хади устроил гастрольный тур по миру им. Порошенко, собирая антихоуситскую коалицию. В марте он обратился к Лиге арабских государств, однако ЛАГ выступила против интервенции.

Сунниты и шииты жили в Сирии мирно, но только до тех пор, пока там не появились США

Причем, гарнизоны этих городов просто разбежались, что красноречиво говорит о параличе власти в Йемене. В ходе военной операции, проводившейся правительственными войсками против шиитов, начиная с августа 2009 года, было убито 3800 гражданских лиц и солдат, ранено 16000, а 178000 мирных жителей стали беженцами. Восстание шиитского клана аль-хауси вызвало большую обеспокоенность в Эр-Рияде, где опасались, что оно может перекинуться на спорные районы, отошедшие к Саудовской Аравии. Королевский дом Саудов совершенно не готов получить на своих южных границах зону перманентных боевых действий. Кроме того, большинство населения в этих районах составляют шииты, подвергающиеся преследованиям со стороны ваххабитского режима королевства. Саудовский спецназ стал осуществлять наземные операции, а саудовская авиация — бомбардировки позиций шиитов. Отчасти это объяснялось тем, что йеменские летчики отказывались бомбить шиитские населенные пункты. В настоящее время зейдиты, решив рассчитывать на собственные силы, установили на севере страны полунезависимый анклав. Пылающий Юг Еще более опасная обстановка сложилась на юге страны. По данным ряда экспертов, около трети южан поддерживают сепаратистское движение «Харакат», выступающее за отделение Южного Йемена от Северного и воссоздание НДРЙ. Еще в 2009 году аль-Бейд объявил об аннулировании всех соглашений 1990 года о создании единого государства.

Разумеется, этот шаг имел больше демонстративное и пропагандистское значение, так как даже сторонники опального президента в Йемене не стали начинать после этого процесс отделения, но он, безусловно, свидетельствовал о глубине противоречий. В настоящее время «аль-Харакат» является единственной йеменской партией, отклонившей предложение президента Хади о проведении национального диалога. Еще одна треть населения Юга находятся под влиянием «Аль-Каиды», вооруженные формирования которой контролируют целую провинцию Абъян. В свою очередь, Йемен для «Аль-Каеды» остается важным стратегическим пунктом, который используется как для подготовки боевиков, так и для их «транзита» в другие регионы. Уместно будет напомнить, что йеменские муджахеды принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Йеменские исламисты небольшими группами приезжали через Саудовскую Аравию в Закавказье, а оттуда — на Северный Кавказ. Наряду с участием в военных действиях против федеральных войск, выходцы из Йемена сыграли не последнюю роль в пропаганде идей исламского фундаментализма на Кавказе. В Йемене при поддержке представителей партии «Ислах» с середины августа 1999 г. Каждому было обещано вознаграждение в размере 100 долларов в день. Всего же в тренировочных лагерях «Аль-Каиды» на юге находятся несколько тысяч человек.

Следует отметить, что по единодушному мнению многих экспертов-международников в усилении террористов в Йемене больше всего повинны бывший президент Салех и его окружение. Именно Салех в ходе гражданской войны с социалистами в 1994 году вооружил отряды исламистов. Позже боевики «Аль-Каиды» не раз получали оружие со складов правительственных войск. Существование террористической угрозы до поры до времени было выгодно йеменскому диктатору, позволяя ему требовать новую военную и финансовую помощь от Запада.

Что важнее для Египта — деньги или власть? Как ни странно, но в коалицию против хуситов не вступил и Египет — самая заинтересованная сторона, которая теряет ежедневно миллионы долларов из-за действий йеменцев в Красном море. Так, администрация Суэцкого канала заявила, что с ноября 55 судов поменяли маршрут и не прошли через канал. При этом стоит отметить, что доходы от Суэцкого канала одна из главных статей наполнения бюджета для Египта. Аналитики ожидали, что Египет в числе первых вступит в коалицию против йеменской группировки, однако прогнозы не оправдались. Скорее всего, главная причина, по которой Каир остался в стороне от операции, — это чрезмерная популярность хуситов среди арабов, в том числе египтян. Так, арабская улица уже объявила йеменских повстанцев "героями, воюющими с Израилем в одиночку", и открытая война Египта против хуситов привела бы к недовольству среди населения страны, которая, стоит добавить, за последние месяцы приняла тысячи палестинских беженцев. Такое недовольство населения, тем более сразу после все еще хрупкого поствыборного периода в Египте, властям страны точно не нужно. Так что Каир, конечно, несет финансовые потери, но когда на кону стабильность в стране, деньги становятся вопросом второстепенным.

Ведь Йемен находится у одного из главных торговых путей — Баб-эль-Мандебского пролива, который соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Солдаты-хуситы в городе Саада, 2018 год. Родоначальником доктрины был богослов Зейд ибн Али, в 739 году он поднял восстание против халифов Омейядов. Революционер погиб в бою, а восстание подавили. Однако у Зейда осталось достаточно последователей. На севере страны столетиями главенствовали имамы, которые соединяли в себе духовную и политическую власть. Они же в начале XX века добились автономии, когда страна была частью Османской империи. Когда Османская империя распалась после поражения в Первой мировой войне, тогдашний йеменский имам провозгласил себя королем. И с 1918 до 1962 год существовало Королевство Йемен, где государственной религией было одно из шиитских течений в его зейдитском варианте. Он отличается борьбой за справедливость, неприятием коррупции, антиэлитарным настроем. Алексей Макаркин Перевороты и гражданские войны в Йемене После 1962 года в Йемене понеслась карусель переворотов и гражданских войн. Передышка возникла после обретения независимости Южного Йемена от Британской империи. В одном государстве преобладали зейдиты, в другом — сунниты. Объединение обеих стран в Йеменскую Республику произошло в 1990 году, рассказал Макаркин. Но уже через пару лет подняли голову недовольные: слишком уж явно правительство продвигало сунитов. Тут и появляется движение людей, которых позднее назвали хуситами.

Однако сами мятежники называют себя "Ансар Аллах" или "Сподвижники Аллаха" — термин "хуситы" они не приемлют. Требовали предоставить большую автономию их северной провинции Саада. Со временем влияние движения "Ансар Аллах" росло, и власти Йемена стали воспринимать его как угрозу. В сентябре 2004 года лидер хуситов был убит, но это никак не сказалось на боеспособности сподвижников. Начало конфликта в Йемене Вот уже 10 лет в небольшом государстве на юге Аравийского полуострова —Йемене — продолжается гражданская война. Предпосылки конфликта начали появляться еще в 2011 году, когда страна погрузилась во внутриполитический кризис. По крупным городам Йемена прокатились митинги, оппозиция требовала отставки властей. В ноябре 2011-го президент Йемена Али Абдалла Салех, находившийся на посту с 1978 года, подписал с оппозицией договор о передаче власти. Так, в конце февраля 2012 года прошли президентские выборы. В 2014-м срок полномочий Хади был продлен еще на один год. Между властью и оппозицией постоянно происходили вооруженные столкновения. Обострение ситуации Наиболее остро конфликт разгорелся между сторонниками президента Хади и движением "Ансар Аллах". В августе 2014 года противостояние вылилось в жестокие вооруженные столкновения. Причиной обострения стал резкий рост цен на бензин, вызванный сокращением субсидий на нефтепродукты. В крупных регионах страны прошли массовые протесты. К середине сентября хуситы захватили несколько районов столицы Саны. Одним из главных условий стала отставка действующего правительства. В октябре новым премьером страны был назначен Халед Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы.

Сунниты и шииты жили в Сирии мирно, но только до тех пор, пока там не появились США

И в данном случае Штаты свое слове сдержат. Так же, у администрации Обамы тесные отношения с бывшим президентом Хади, который выдал американцам полный карт-бланш для борьбы с местной Аль-Каидой. Правда, звездно-полосатые беспилотники нанося удары по позициям исламистов, зачастую сносили целые кварталы с мирным населением. Но президент Хади закрывал на это глаза, за что его и ценили. Свои интересы в Йемене имеются и у Ирана, который позиционирует себя как новую Персидскую империю. Первая область интересов — религиозная.

Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания земель шиитских, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами — от сирийских алавитов до йеменских хоуситов. Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующих ныне конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус Стражей Исламской Революции. Приятным бонусом для Тегерана стала бы ликвидация династии ас-Саудов в Саудовской Аравии. Однако это не более чем гипотеза, так как ни одного фактического доказательства тому нет. Нет так же доказательств тому, что инициатором хоуситского движения является Тегеран.

Иран, безусловно, поддерживает мятежников, и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хоуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов из КСИРа также имеют место быть. Но не более. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий.

Целью вбросов, как и в случае с угрозой обстрела хоуситами танкерного флота, является попытка привлечь на свою сторону новых союзников. Происходящее в Йемене необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Ирана и Саудовской Аравии, а не как локальный конфликт. Если угодно, то восстание хоуситов можно расценивать как иранский ответ саудитам на их прошлогоднюю акцию на пакистано-иранской границе, где радикальные группировки белуджей при поддержке пакистанской разведки и саудовских денег некоторые время терроризировали иранских силовиков. Серьезных проблем Ирану это не принесло, чего никак не скажешь о сегодняшнем положении Саудовской Аравии. Как уже говорилось выше, страна находится в зоне высокой турбулентности, и существует теоретическая возможность, что Эр-Рияд из нее не выйдет.

Проблемы преследуют саудитов как внутри страны, так и на внешних границах. После смерти короля Абдаллы и восхождения на престол его брата Салмана в королевстве началась безжалостная «схватка бульдогов под ковром». Безусловно, представители династии ас-Саудов не будут рубить сук, на котором сидят, но всевозможные подковерные интриги могут ослабить власть, чем непременно воспользуются Иран и Турция. Как мы видим, процесс уже запущен. Фото: Религиозная карта Саудовской Аравии Не меньшие трудности ожидают Саудовскую Аравию в связи с высокой напряженностью в регионе, включая Восточную провинцию населенную шиитами.

В провинции сильны позиции проиранской группы «Ансар хат аль-Имам», которой удалось аккумулировать протестный потенциал местной молодежи, активизировавшейся после «Арабской весны». Шиитское меньшинство в Саудовской Аравии уже давно заклеймено как «пятая колона Ирана» и «сепаратисты», к чему приложили руку даже либеральные журналисты, не разделявшие салафитские ценности. Учитывая высокий протестный уровень в провинции, приправленный необходимым Ирану освещением событий в Йемене через арабоязычный телеканал «Аль-Алям», возможность восстания достаточно высока. Но при условии активной внешней поддержки и кризиса власти. Тут стоит отметить, что хоуситы такой силой стать не смогут.

Во-первых, не ставят такой цели. Во-вторых, даже если повстанцы отправятся маршем в Восточную провинцию, саудовские ВВС расстреляют их в пустыне как на тренировочном полигоне. Опять же, к сожалению наших адептов «Идем на Восток».

Хайдар Али, преподававший в Куме, и объяснявший постулаты имамитов и их ложность. Сразу после революции один из рафидитов ударил шейха ножом в горло в его собственном доме; но удар не затронул крупные сосуды, и шейх остался жив, и в дальнейшем написал несколько книг против убеждений шиитов. Абу Аль-Фадл Аль-Баркави — имам, ученый, получивший свое образование в Куме и степень муджтахида в мазхабе имама Джафара. Составитель книг и сотен трудов. Аллах направил этого человека на прямой путь, после чего он написалнесколько книг, в которых он раскрыл истинность имамитов.

Сторонниками организации «Корпуса Стражей иранской революции» в Иране было совершено покушение на шейха — он был обстрелян из автоматического оружия прямо на молитве. Пуля вошла ему в левую щеку, и вышла из правой, поразив слух и речевой аппарат восьмидесятилетнего старика. Сразу после этого были предприняты попытки доставить его в больницу, но особым указом было запрещено принимать его, и пришлось отвезти его домой, где происходило лечение. Спустя некоторое время иранские власти арестовали больного шейха и заключили его в тюрьму для политзаключенных, прославившуюся на весь Иран пытками и издевательствами. В этой тюрьме он пробыл год, после чего был на некоторый срок отпущен, но позднее снова арестован. Скончался шейх в тюрьме в 1992 году. Последняя просьба шейха была о том, чтобы его не хоронили на шиитском кладбище. Весьма странно звучат слышимые иногда высказывания некоторых рафидитов, представляющих шиизм исключительно мирным, дружественным ко всему и вся, непротивленческим течением, и противопоставляя его «агрессивным» суннитам.

Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» «Партия Аллаха» , вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия. После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения.

В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан. Сегодня сунниты — доминирующая группа Ливана. Окончание гражданской войны постепенно ослабило противоборство между этноконфессиональными группами, перевело их в общественно-политическую сферу, но события последних лет в Сирии и Ираке вновь активизировали соперничество между ними. Шииты-мутавали продолжают численно расти, утверждаться в разных сферах жизни и оспаривать власть у суннитов. После Первой мировой войны Франция, устанавливая в Сирии режим подмандатной территории, натолкнулась на патриотическое сопротивление части суннитов. В противовес им французы старались опереться на христианские и шиитские этноконфессиональные группы.

Кроме того, они вернули Турции северо-западную пограничную область Хатай как ее назвали турки с древними городами Антиохия и Александретта, хотя все вместе арабские общины в том числе сунниты, алавиты, христиане и др. Тогда же часть шиитов-мутавали переселилась в Ирак. Парадоксально, что создание политических партий формально современного типа дало новый импульс размежеванию этноконфессиональных групп. Это видно на примере эволюции партии Баас в Сирии и Ираке. Еще около века тому назад здесь был конгломерат союзов бедуинских племен и княжеств эмиратов Пиратского Берега — буферной зоны между ваххабитской Саудовской Аравией и ибадитским хариджитским имаматом Оман и Маскатским султанатом. Установив протекторат над Маскатским султанатом и Катаром, англичане сделали своим протекторатом и группу княжеств, которую назвали Договорный Оман. Подавляющее большинство местного населения составляли арабы-сунниты; лишь на границе с горным Оманом некоторые ответвления местных племен исповедовали ибадизм да на морских берегах отдельными рыбацкими деревнями жили шииты-бахарина.

Теперь те бахарина, которые имеют гражданство ОАЭ, пользуются всеми преимуществами граждан, получают образование, поступают на государственную службу и т. Но многие бахарина — иностранцы. На самом архипелаге Бахрейн шиитское большинство борется за равноправие. Оно связано с бахарина в других странах Персидского залива и с Ираном, а также с шиитским большинством арабов Ирака. На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство континентальные бахарина оппозиционны господствующим суннитам. Другие арабы-шииты в ОАЭ — иракцы. Но большинство шиитов здесь — это иранцы, часть индийцев и пакистанцев.

Хуситы воюют против многих противников — суннитских ополченцев, саудовских и других солдат из Залива, племен, сепаратистов на Юге Йемена, даже радикальных исламистов из Аль-Каиды. В мае 2023 года было заявлено о создании федеративного государства Южного Йемена. То есть, вероятность раскола страны усилилась. Тот факт, что хуситы способны так долго противостоять таким силам, обычно связывают с поддержкой Ирана. Обычно суннисткие монархии Залива считают, что иранцы поддерживают шиитов во всех государствах региона. В Бахрейне их 60 процентов населения, в Саудовской Аравии они населяют Восточную нефтедобывающую провинцию. Правда, в прошлом году Саудовская Аравия и Иран договорились восстановить дипломатические отношения при поддержке Китая", - пояснил историк. Но нападение палестинской организации "Хамас" на Израиль 7 октября и начало военной операции в секторе Газа изменило ситуацию. Хуситы, по словам политолога, сейчас наиболее активно выступают против Израиля. Они пытаются обстреливать его ракетами.

Кроме того, они стали нападать на корабли в Красном море, таким образом поставив под удар основной маршрут морской торговли через Суэцкий канал. Для них идеология сегодня важнее практических вопросов. Но в ситуации, когда главные мусульманские страны ограничиваются осуждением действий Израиля в Газе, радикальные хуситы перехватывают инициативу.

Кто такие йеменские хуситы и могут ли они напасть на Израиль: анализ Bloomberg

Противостояние шиитов и суннитов в Йемене может навредить экономике Египта. Йемен — последние новости на сегодня на NewsLand. Новости Йемена: Хуситы бьют про западным кораблям в Красном море. Йемен сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики. Первыми это поняли в Иране, тамошние аятоллы серьёзно занялись идеями сейида Хусейна, найдя в них универсальную формулу примирения шиитов и суннитов, наглядно работающую в Йемене и Омане. Это мусульмане-шииты, исповедующие зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе.

Восстание в Йемене и "шиитская ось"

Сунниты и шииты – два основных течения в исламе, как шииты, так и сунниты представлены в разных пропорциях и в российской мусульманской умме. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. 3. Шиитам запрещено убивать невиновных людей, а ваххабитам (суннитам) это разрешено. Судно подверглось нападению у берегов Йемена, поскольку, похоже, кампания повстанцев-хуситов набирает обороты В мире. Например, шииты считают духовного лидера святым и непогрешимым, тогда как сунниты убеждены, что непогрешимых людей нет. В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты.

Сунниты объявили джихад шиитскому Ирану двойным терактом

Шиитское содружество народов / / Независимая газета Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения.
Шиитское содружество народов / / Независимая газета Иностранные джихадисты-сунниты составляют до 10% от общего числа сил, воюющих против Асада.

Сунниты и шииты

Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей. Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города.

Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались.

Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» «Партия Аллаха» , вооруженная и поддерживаемая Ираном.

Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия. После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения. В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан.

Сегодня сунниты — доминирующая группа Ливана. Окончание гражданской войны постепенно ослабило противоборство между этноконфессиональными группами, перевело их в общественно-политическую сферу, но события последних лет в Сирии и Ираке вновь активизировали соперничество между ними. Шииты-мутавали продолжают численно расти, утверждаться в разных сферах жизни и оспаривать власть у суннитов. После Первой мировой войны Франция, устанавливая в Сирии режим подмандатной территории, натолкнулась на патриотическое сопротивление части суннитов.

В противовес им французы старались опереться на христианские и шиитские этноконфессиональные группы. Кроме того, они вернули Турции северо-западную пограничную область Хатай как ее назвали турки с древними городами Антиохия и Александретта, хотя все вместе арабские общины в том числе сунниты, алавиты, христиане и др. Тогда же часть шиитов-мутавали переселилась в Ирак. Парадоксально, что создание политических партий формально современного типа дало новый импульс размежеванию этноконфессиональных групп.

Это видно на примере эволюции партии Баас в Сирии и Ираке. Еще около века тому назад здесь был конгломерат союзов бедуинских племен и княжеств эмиратов Пиратского Берега — буферной зоны между ваххабитской Саудовской Аравией и ибадитским хариджитским имаматом Оман и Маскатским султанатом. Установив протекторат над Маскатским султанатом и Катаром, англичане сделали своим протекторатом и группу княжеств, которую назвали Договорный Оман.

Официально ОАЭ объявляет всех неугодных исламскими террористами, а их убийства называет ликвидацией террористических элементов. На деле же многие из потенциальных жертв — не террористы, а политики или командиры, ориентирующиеся на Иран.

Всего за время войны в Йемене таким образом были ликвидированы около 30 лиц. Известно об одной операции группы Голана — закладке взрывного устройства в декабре 2015 г. Перед закладкой СВУ американцы для отвлечения внимания открыли стрельбу на улице, а к месту операции их сопровождала колонна броневиков армии ОАЭ. Для уничтожения улик американцы подорвали автомобиль, на котором прибыли к месту покушения. Покушение не удалось — потенциальная жертва покинула здание на 10 минут раньше запланированного взрыва.

Йемен — лакомый кусочек благодаря своему стратегическому положению. С территории Йемена удобно контролировать Баб-эль-Мандебский пролив. В самом узком месте его ширина — всего 26 км. Пролив между Азией и Африков, геополитически соединяет Европу с Азией и Австралией: ежесуточно через него проходит 3,8 млн.

Военный представитель хуситов Яхья Сариа заявил, что беспилотник был сбит их силами противовоздушной обороны. Полеты беспилотных летательных аппаратов у берегов Йемена и над ними «являются частью усилий американских военных по защите коммерческих и военных судов от продолжающихся нападений хуситов», говорится в сообщении телеканала.

И , хотя многим такая позиция покажется стремлением загнать людей в духовный концлагерь, на самом деле это проявление заботы о них, дабы человеки по своей лени или элементарному незнанию не впали в грех и не лишились возможности попасть в Рай. Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует. Но в реальности, получается немного по-другому.

Поскольку сунниты то же считают, что следует жить так как записано в Коране и поэтому в той же Саудовской Аравии где доминирует ваххабизм — суннитское течение даже под микроскопом очень трудно разглядеть где заканчивается светское и начинается религиозное. За тысячу с лишним лет существования ислама, шиизм и суннизм разошлись так же далеко как и Вояджер с Землей. Сформировались религиозные обоснования для каждого ответвления ислама и возникли политические центры, которые никогда не расстанутся со своей властью и всячески будут сохранять это разделение. Главным местом силы шиизма на сегодняшний день является Иран, это единственное в мусульманском мире государство победившего шиизма, больше таких нет, во всех остальных странах шииты даже если составляют большинство, то не у власти. А если их половина или даже больше, как в Ираке или Бахрейне, тогда остается уповать на Аллаха дабы он помог сохранить власть суннитов.

Кто, с кем и за что воюет в Йемене?

Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Местные шииты почти не отличаются от суннитов и очень хорошие люди. Местные шииты почти не отличаются от суннитов и очень хорошие люди. 2. Население Йемена делится почти поровну на шиитов и суннитов, что создает почву для серьезного религиозного конфликта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий