Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.
Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции
Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. Для приготовления кутьи берут пшеничные зерна, хорошо их промывают и замачивают на ночь, затем варят до состояния готовности. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы.
Похоронно-поминальные обряды на Кубани
Коливо — это специальное поминальное блюдо, которое употребляется во всех православных церквях. Готовится оно из целых зерен пшеницы с добавлением орехов, сухофруктов и меда Что же оно из себя представляет? Это каша, сваренная из целых зерен пшеницы, политая медом, с добавлением различных сухофруктов и орехов. На фото ниже можно увидеть, как выглядит это блюдо. В некоторых местах на правобережной Украине существует гороховая каша, а в Румынии зерновой хлеб. Такое блюдо подается на поминальном обеде после похорон.
Рубрика вопрос-ответ Нужно ли освящать кутью в церкви перед подачей? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Освящение поминального блюда не является обязательным в православии, но рекомендуется. Учитывая, что его возникновение связано с ритуалом погребения умершего, значит, есть сакральный смысл в употреблении такой еды. Освящение усиливает его. Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту?
Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты.
Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Читайте также: На каком языке была написана Библия. Почему ведутся споры?
Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. История происхождения блюда История происхождения этого специфического ритуального блюда идет еще с дохристианских времен. Греческое слово, к которому восходит привычное название «кутья» кутия означает вареные зерна пшеницы.
Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. Главные блюда поминального обеда Учитывая, что кутья — основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными: блины; пирожки; котлеты.
Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста. Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола. Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию. Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона Когда же варят кутью и коливо?
Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста. Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью? Святой мученик Феодор был воином.
Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился. Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть.
Он утешил святого и подкрепил его. Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее.
Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня.
Иванова, 1918. Денег не нужно жалеть, чтобы не расстраивать усопшего. Приметы, предвещающие смерть Смерть очень часто людьми предугадывалась. Существуют различные приметы, предвещающие смерть: необычные происшествия в доме и вне дома, неадекватное поведение птиц и животных, вещие сны. Особо верили в них больные люди. Многие приметы существуют и по сей день, они схожи с приметами других народов.
По всей видимости, некоторые в нашей деревне были переняты у русских. Любая женщина-марийка знала, что «прилетела маленькая пичушка, синичка, и постучала по стеклу» М. Федотова, 1928 г. Осень страшной приметой люди считали падение в доме иконы с подыконника подставки под иконы. Наблюдая за поведением птиц и животных, люди тоже делали необычные выводы: закричит пролетающий ворон протяжно или отрывисто, пробежит мышь по человеку, залетит в дом воробей и т. Всему было объяснение. Настороженно наблюдали за воем собак: если собака книзу воет, быть в деревне обязательно покойнику.
Особое место отводили снам, предсказывающим смерть. По словам М. Федотовой, увидеть во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для житья. Ну, а если уж выпали коренные зубы, «знать, помрет близкий человек». Интересной приметой, связанной со снами, считается видение того, что выделяют новый участок земли для строительства или под огород — явное предсказание нового места для жительства в «ином мире». Смерть предсказывает сон, рассказывающий о копке грядок или их формировании, так как по форме грядка очень напоминает могильный холм. Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях.
Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные. Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам.
Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке.
Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С. Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота.
Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу. Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке...
Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят.
Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя. Если жертва сумеет остаться во дворе — быть в доме еще горю. Данные объяснения несколько расходятся с объяснениями И. Смирнова, а именно: «Отправившемуся в другую жизнь человеку грозит, по верованиям черемис, опасность умереть, уничтожиться.
Для предотвращения этой опасности перед выносом покойника из дома колют курицу, кровью которой он должен откупиться от смерти». Если учесть тот факт, как рассказывают старожилы, что человек может умереть до 7 раз, переходя из одного мира в другой, то более логичным будет второе объяснение, а первое больше похоже на примету. Он, по их верованиям, нуждается в воздухе для дыхания, еще и поэтому открывают гроб, просят взглянуть его в последний раз на «свет белый». Хоронят наших деревенских во все века на Сердежском кладбище в семи километрах от Мари-Ушема. Кладбище находится на высоком месте, раньше оно было загорожено забором. На фоне тополей и берез видны различные надгробные сооружения: плиты, деревянные и железные кресты, памятники разных видов. Кладбище очень светлое, ухоженное.
Поминки После погребения все возвращаются в дом, чтобы помянуть умершего. Поминальными днями у марийцев являлись и являются 3-й, 7-й и 40-ой дни и годовая. Поминки нужны для того, чтобы накормить душу умершего. В народе верят, что материальное благополучие души на том свете во многом зависит от живых: если они поминают умершего в положенные дни, то их души на том свете ни в чем не нуждаются и всегда сыты. Но почему именно эти дни являются у марийцев поминальными? В 3-й день, как и у русских, поминают в честь тридневного Воскресения Христа и во образ Пресвятой Троицы, 40-й день — время окончания мытарства и решение Всевышнего о поселении в рай или ад, а вот в 7-й день поминают только марийцы, считая, что душа в течение этого времени обозревает 7 миров и способна возродиться до 7 раз. В 7-й день поминать приходят немногие: близкие родственники и копальщики.
На поминки идут со своим угощением, несут вино и выпечку. Раньше в этот день поминали шире, присылали покойнику блинов на могилу. Сороковой день отмечается более торжественно. Накануне приглашают умершего и покойных родителей в баню, для чего едут на кладбище. Обращаются с такой просьбой: «Вот и настал твой 40-й праздник, приходи на него. Все родители приходите. Помойтесь в бане с нами».
С утра накрывают столы, большей частью горячей пищей и выпечкой. Когда люди приходят, начинают все вместе поминать: делают 40 поклонов и зажигают 40 свечей. Присутствие ряженого, играющего роль покойного, обязательно. Эту свечку ставят на стол рядом с блюдом, куда кладут угощение».
Читают молитвы об усопшем келейно. К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного».
Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь. Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него. Какие молитвы читать до 40 дней после смерти Чин литии усердной молитвы , совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Одним из таких является кутья. По одной из версий, обрядовая каша пришла на Русь из Греции. Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение. Что символизирует кутья Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому. Поэтому ее варят в особые церковные праздники, а также она присутствует на столе во время поминок.
А византийцы лишь дали название обрядовой каше. Кутья произошла от греческого термина коккос и означает — зерно. Схожа на другое православное блюдо — коливо, из-за чего происходит путаница. Отличаются оба блюда тем, что кутью готовят на поминальный обед, а своеобразного брата-близнеца коливо — на Великий пост. Символизм поминального блюда Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В кашу добавляют мед также не спроста: он является символом духовного умиротворения умершего. Кутья является традиционным поминальным блюдом у православных, поэтому поминки начинаются с ложки именно данной каши. Как правило, ее освящают в храме после отпевания умершего или панихиды.
Её подают на Крещение — 18 января. Связано это с библейским рассказом об Иисусе Христе. Он сорок дней до своего крещения ходил по пустыне, не принимая никакой пищи, и в день крещения 18 января получил небольшую порцию зерновой каши, сваренной на воде с добавлением небольшого количества меда. В наши дни такую кутью варят и вкушают на Крещение. Второй вид кутьи — постная кутья готовится в Сочельник 6 января. В эту кашу из зерна добавляют мед и сухофрукты: изюм, курагу, чернослив. Третий вид кутьи — щедрая или богатая кутья. Это самая вкусная каша, в ней, кроме цельного зерна еще и распаренные сухофрукты, мед приправлен измельченными орехами, в кашу добавляют сливочное масло, молоко или сливки. Подается на стол щедрая кутья 13 января в Старый Новый Год. Какие молитвы обязательно читают перед вкушением кути? Ну, если уж заговорили о молитве, то правильно называть не кутья и не кутя , а сочиво, или коливо. Обязательных молитв нет. Достаточно молитвы, которую читают перед вкушением пищи. Например, этой: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения». Или а луше -И «Отче наш». Хотелось бы еще заметить, что такое «ревностное» отношению к правилам, типа: какой иконе в каком случае молиться, или: какую молитву читать обязательно тогда то. Ну, насколько я знаю, никаких. Обычно перед едой читают молитвы. А уж кутья или нет. Ее даже освящать не надо. Так, что на мой взгляд «Отче наш» достаточно. Хотя, не профессионал. Лучше в церковь сходить. Как приготовить кутью Традиционный рецепт кутьи предполагает использование пшеничных зерен. Это долгий и продолжительный процесс. Сначала зерно надо перебрать, отделив его от плевел сорняка , затем замочить, а потом варить несколько часов, пока зерна не станут мягкими. В настоящее время кутью варят в основном из риса, хотя это и отступление от классики. Но церковь не возражает против этого. Рис предварительно надо промыть в нескольких водах, чтобы ушли крахмал и клейковина. Рис засыпают в холодную воду и варят до готовности. Затем в кашу добавляют мед, аккуратно перемешав его с рисом, засыпают предварительно распаренные сухофрукты: изюм, курагу, чернослив, вишню.
Зерно для них было чудом. Ведь маленькое зернышко пшеницы, которое хранилось всю зиму в амбаре, попадая в землю, давало всходы и кормило людей до следующего урожая. В общем, зерно символизировало жизнь, которая возрождалась в каждом новом поколении. Поэтому люди молились о новом богатом урожае, просили своих небесных покровителей послать дождь в засуху и хорошую погоду во время страды. Собирая урожай, подбирали всё до последнего колоска. Люди свято верили в то, что ушедшие на небеса так же возрождаются к жизни, как и растения пшеница, ячмень весной. Сладости символизировали сладкую и беззаботную райскую жизнь, которая ждёт усопших на небе. Организация похорон с погребением и кремацией Ложки и кружки Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего. Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям с солью, огнем и др. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом. История возникновения ритуального блюда Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности — во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т. Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни.
Кутья на похороны
Нужны ли поминки на 9 день? По христианским канонам поминки на 9 дней после смерти — важнейший ритуал, помогающий усопшему перейти в мир иной без мучений. Благодаря поминовению покойному легче предстать перед Господом. Молитвы поминающих облегчают тяжесть совершенных при жизни грехов, просят Бога даровать покойному прощение и отпущение земных согрешений, поскольку душа не может этого сделать, сколь бы искренним не было ее раскаяние. Для живых поминальные обычаи имеют особое значение. Они помогают смириться с потерей и легче пережить горе, простить покойному обиды, высказать недосказанные слова, если чувствуете за собой вину — попросить прощения. Это своего рода последнее прощание с усопшим, совместный обряд и одновременно утешение близким. Воспоминания о добродетелях покойного, совершенных им добрых делах, поступках, просьбы Господу приносят несомненную пользу. Есть у девятого дня и другая сторона — православная церковь запрещает живым излишне сильно оплакивать почившего, лить слезы и страдать. Они мешают душам в загробном мире упокоиться и вводят живых в грех уныния.
Мак перед добавлением в кашу тоже часто распаривают, залив кипятком. Он набухает и сильно увеличивается в объеме. Орехи для кутьи крошат ножом и обжаривают на сухой сковороде, благодаря чему блюдо получается более вкусным и ароматным. После смешивания всех ингредиентов кутьи ей позволяют настояться в течение нескольких часов, тогда она будет иметь более цельный и гармоничный вкус. Подается кутья к рождественскому столу обычно уже остывшей. С нее и начинают, по традиции, праздничную трапезу. Как варить пшеницу на кутью, чтобы она была мягкой Отваривать можно пшеницу без замачивания, а можно часа на 4 залить холодной водой чтобы покрыла крупу. Ингредиенты: 200 грамм пшеницы 600 мл. Пшеницу залить водой примерно на 4-5 часов, так крупа быстрее свариться, но можно варить пшеницу без замачивания, просто вариться будет чуть дольше. Купить крупу можно на рынке или в магазине, на пакетах так и написано «крупа или пшеница для приготовления кутьи». Затем воду сливаем, крупу промываем проточной водой. Всыпаем в кастрюлю, и заливаем водой. Если говорить о пропорциях пшеницы и воды, то нужно брать 1:3. Если у вас стакан крупы, то вливаем 3 стакана воды. Ставим на плиту и включаем огонь. Доводим до кипения и снимаем пенку. Огонь убавьте на минимальный, но чтобы продолжался процесс кипения. Пенку снимаем обязательно, и следим, чтобы при кипении «не побежало через верх», особенно когда закрыта крышка. Крышку обязательно накройте, и продолжайте варить до готовности, обычно на это уходит минут 30, и 40, если вы не замачивали водой. Но в любом случае, пробуем на вкус. Она может быть жесткая, но не сырая. Пшеница сварилась, вот так она выглядит. После чего огонь выключаем, и накрываем плотно крышку, оставляя еще минут на 15 под закрытой крышкой. Дополнительно даем «напариться» крупе, чтобы она стала мягче. После чего вареную кашу следуем остудить.
Их можно долго хранить после смерти растения, они могут лежать в земле, а после этого пускают побеги, из которых вырастают новые растения. И жизнь длится бесконечно с буднями и праздниками, радостью и горем. Сладкую жизнь символизируют изюм, а мак и орехи — плодовитость. В «богатую» добавляют орехи, курагу, мак. Как правильно варить кутью? Строгого рецепта не существует.
Коливо приносят в церковь в воспоминание о чуде мученика Феодора Тирона Когда же варят кутью и коливо? Кутью варят в канун Рождества. А коливо в пятницу первой седмицы великого поста. Приносится коливо в церковь, как в воспоминании о чуде великомученика Феодора Тирона. Что же это был за мученик и почему именно в честь него стали делать коливо и кутью? Святой мученик Феодор был воином. Служил он под начальством некоего Вринга. Этого мученика принуждали приносить жертву идолам, но святой Федор твердо объявил, что он исповедует только веру во Христа. Тогда же, узнав об этом начальник, дал ему несколько дней на размышление. В это же время святой Феодор усиленно молился. Его обвиняли в том, что он поджег языческий храм, и за это его бросили в темницу на голодную смерть. Он утешил святого и подкрепил его. Святого мученика Феодора Тирона обвиняли в поджоге языческого храма, а также в том, что он открыто, исповедовал веру во Христа. Коливо приносят в церковь, как воспоминание о чуде великомученика Феодора Тирона Когда святого мученика Феодора снова привели к правителю, он точно также исповедовал свою веру, за это он был предан истязаниям и был осужден на сожжение. Мученик Феодор без какого-либо трепета зашел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Произошло это в 306 году при римском императоре Галерее. Тело святого Феодора Тирона было совершенно не повреждено от огня. Впоследствии его мощи были перенесены в Царьград в храм, который был освящен в честь него. Глава же его святая находится в Италии. Тело мученика Феодора Тирона после пожара совершенно не пострадало. Тогда же было понятно, что оно нетленно. На данном фото, мы видим главу святого мученика Феодора Тирона, которая в настоящее время находится в Италии Тогда же святой Феодор явился во сне архиепископу Евдокию и объявил ему о том, чтобы он предупредил всех христиан, что все товары, которые продаются на рынках, покупать нельзя. Именно в память об этом событии Русская Православная церковь ежегодно совершает празднование в честь святого великомученика Феодора Тирона в субботу первой недели великого поста. Пятницу, в навечерие субботы, читается на Божественной литургии Преждеосвященных Даров молитва и канон святому великомученику Феодору, которые были составлены преподобным Иоанном Дамаскиным. Так в храме, после Божественной литургии раздается коливо всем прихожанам, в честь дня воспоминания и чуда, которое совершил святой мученик Феодор Тирон После этого коливо благословляется священниками, и раздается верующим. Люди несут его домой, и делят на всю семью, чтобы хотя бы малая частица этого кушания оставила след в наших душах и сердцах.
Как поминать умерших
Если по каким-то причинам например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны , можно попросить других людей помочь с выносом гроба. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте дома, у морга. Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, то есть ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое». Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак».
Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией — возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному. Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром. В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. На могиле христианина ставится крест.
Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест. Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора даже если в нем присутствуют священные изображения никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению. По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова. Кремация Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.
Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным. Поминки можно устраивать на третий день по кончине день похорон , девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего именины. В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие вперед субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды. Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи Светлую седмицу и на понедельник второй Фоминой недели после Пасхи переносятся на Радоницу — 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах но не устраивать на кладбище трапезу и молиться.
Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат. Поминальный стол Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов или на ночь , затем варят до готовности.
Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм промытый, ошпаренный и просушенный.
Закончить трапезу нужно молитвой «Благодарим Тя, Христе Боже наш... Кроме чтения молитв за столом принято вспоминать добрым словом о делах покойного. Если поминки приходятся на постный день, то и еда готовится постная.
В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, но потом он восстанет для будущей жизни. Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде. Считается, что количество блюд на столе должно быть четным. Скатерть и посуда - повседневными, а не праздничными. Ножами и вилками пользоваться не принято, а ложки кладут тыльной стороной вверх.
Душа, тело, дух и все пять чувств. Душу оберегаю, тело зaщищаю,.
Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки.
Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода. Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании. Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин. Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов.
Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне. Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего. Перед совершением молебна рекомендуется посетить Храм и поговорить с батюшкой. Если пастырь не дает благословления, то это значит, что человек еще не готов к тому, чтобы произносить эти слова.
Получив благословление своего духовника, можно приступать к обряду. Как правильно читать молитву Существует три варианта произнесения священных слов. Первый — достаточно сложный для восприятия и произношения — церковнославянский вариант: Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Читайте также: Виды надгробных памятников на могилу: из чего их делают Второй вариант более прост для произношения и для запоминания: Создатель и Творец человеческого рода! Податель духовной благодати, податель вечного спасения!
Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь. Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего. Есть еще и третий вариант. Он самый короткий: Благословляется и освящается вещь сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все варианты прочтения являются правильными, просто кому-то удобнее воспринимать и воспроизводить текст на современный лад, другие придерживаются «канонического» текста. Третий вариант удобен, потому что самый короткий и легко запоминается. Что потребуется мирянину для чтения молитвы Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся: Святая вода Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника Церковная свеча Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи. Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов.
Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии. Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить. Как проводить обряд Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Самый простой способ — это перекрестить предмет или пищу.
Все о погребении в Православии
Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках. Поминальное блюдо на похороны «Кутья». Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение.
Поминки 9 дней
пошаговый рецепт с фото. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. пошаговый рецепт с фото. Когда на похоронах нести в церковь кутью. пошаговый рецепт с фото.
Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива
Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции | Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. |
Рецепт: Кутья поминальная на | В этой статье я описываю и даю пошаговый рецепт, с фотографиями и пояснениями, именно кутью поминальную на поминки усопшего в день похорон. |
Кутья: история и рецепты главного поминального блюда | Традиционная поминальная еда на похоронах в разных деревнях края может отличаться впрочем, как и остальные приметы с обычаями. |
Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках
Послание Ап. Павла 1 Коринфянам 2. Что значит «поминки»? Какое поминовение? Мы вкушаем, Бога благодарим и молимся: «Господи, помяни…». Ведь раньше-то как поминки устраивали, для кого? Не для себя и даже не для самых близких. Их устраивали для нищих, чтобы помолились люди, которые нуждаются в пище и которые находятся близко к Богу.
Их молитвы многого стоят. Если же человек за своего близкого выпил-поел, то он его не помянул. И тем, что гостей неверующих на трапезу пригласил, не помянул. Это все равно, что для младенца крестным брать неверующего человека, который крестнику не даст христианского воспитания. А помянуть человек может лишь искренне молитвой помолился. Вот и надо стремиться собирать на поминовение верующих людей, церковных и тех, кто может молиться. Необходимо собирать молитвенников, а не знакомых и случайных людей.
Поминовение — это ведь повод вспомнить о смерти и о своем духовном состоянии. Если духовных плодов поминки не приносят, то абсолютно никакого смысла они не имеют. Во-первых, скажу об алкоголе. Алкоголь совсем неуместен на поминках. Вот если бы рюмочки помогали бы усопшему, то пьяницы были бы самые святые люди. Но мы знаем, что пьяницы Царства Божьего не наследуют. Поэтому выпивать на похоронах не только не нужно, а даже вредно для душ усопших.
И надо приложить все усилия, чтобы свести к минимуму наличие спиртного на столе, хоть это уже и стало негативной «традицией». Откровенно нелепыми могут показаться поминающим слова «Похороны должны проходить без водки! Это неправда! Даже на свадьбах молодоженам не давали алкоголя перед брачной ночью. А уж поминки и подавно всегда были на особом попечении Церкви. И Церковь всегда учила, что усопших алкоголем не поминают, и никогда это не поощряла. Только в советское безбожное время, когда люди молиться перестали, стали прибегать к помощи алкоголя.
Ну, как еще было душу успокоить?..
Подобным же образом высчитывается 40 день. Как правильно поминать усопшего Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме. Здесь можно: заказать Сорокоуст сорокадневное поминовение за литургией ; если с момента смерти не прошло 40 дней, имя христианина подается с пометкой «новопреставленный», «новопреставленная», до 40 дня включительно; подать имя близкого человека на панихиду — особое богослужение о упокоении, совершаемое после литургии; принято также приносить продукты — милостыню о душе, оставляя их на панихидном столике; здесь же совершается особый чин, обычно на третий день по кончине — отпевание; оно может быть проведено как «при гробе» во храме или ритуальном зале, на дому усопшего , так и заочно, если так складываются обстоятельства. Первые же поминки устраивают обычно после похорон. Далее это делается на 9 и 40 день. Порядок проведения поминок Православные поминки обычно принято начинать с молитвы — это может быть 17 кафизма 118 псалом , известный как чаще всего читаемый о упокоении , краткая лития об усопшем. Однако, такая общая искренняя молитва возможна, только если собрались единомышленники, православные. Чаще же всего среди близких, пришедших помянуть покойного, есть невоцерковленные или даже вовсе неверующие люди, поэтому сейчас традиция общей молитвы соблюдается далеко не всегда. Зачастую в таком собрании мало или вовсе неверующих возникает неловкость при начале трапезы, растерянность — что делать, что говорить.
Поэтому лучше, если кто-то из присутствующих прочтет хотя бы «Отче наш», обычную молитву, начинающую трапезу, затем — хотя бы краткое моление о усопшем. После этого собравшиеся скромно, умеренно, вкушают от трапезы, поданной о душе покойного. Если есть желание, можно поделиться воспоминаниями о почившем близком. Завершать поминовение также лучше всего общей молитвой.
Традиционным и обязательным блюдом на поминальном столе является кутья.
Еще задолго до появления христианства на Руси, древние языческие народности считали, что умершие люди сохраняют все свои потребности и в загробной жизни. Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом. Они же и дали название этому блюду — кутья. Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья — сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл.
В состав добавить изюм, который прошел предварительный процесс обработки. Положить мед. Смесь аккуратно вымесить. Канун украсить миндальными ядрами, цукатами, можно мармеладом или иными видами сладости. Рис, сухофрукты Разнообразит вкус помина и придаст ему оригинальность присутствие сухофруктов. Компоненты для блюда: рис шлифованный и сухофрукты — по 1 стакану; жидкий мед вместе с сахаром — около 3 ст. Пошаговая схема приготовления: Рис предварительно подготовить. В емкость налить воду, в нее добавить немного соли, всыпать крупу, поставить на огонь.
Зерна после промывки засыпать в кастрюлю. Сухофрукты подержать в кипятке четверть часа. Жидкость слить, порезать фрукты на дольки и добавить в блюдо. Для сиропа мед с сахаром соединить в стакане, добавить воды. Состав перемешать. Все компоненты перемешать. Кутью украсить. Рис, цукаты Нередко в рецептуру включат цукаты.
Эти ингредиенты придают готовому блюду оригинальный вкус и визуальную привлекательность. Для создания этой вариации помина понадобятся следующие компоненты: зерна риса — 0,5 стакана; цукаты, орехи и изюм — по 100 г; мед — 3 ст.
Кутья: история и рецепты главного поминального блюда
Кутья на поминках продолжает оставаться главным блюдом. Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение.