Новости где майя жили

Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя. В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. Майя проживали на территории юга Мексики, а также Гватемалы, Белиза и Гондураса.

Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя

Паленке, Мексика Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей. Калакмуль, Мексика Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече. Это один из крупнейших городов майя. На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров.

В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав. Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях. Ушмаль, Мексика Руины майя Ушмаль находятся в 62 километрах от Мерида, административного центра штата Юкатан. Руины славятся своими размерами и отделкой зданий. Но о них мало что известно, поскольку значительных археологических исследований здесь не проводилось. Ушмаль был основан в 500 годах нашей эры. Большинство сохранившихся зданий относится к 800 — 900 годам, пирамиды и различные сооружения можно наблюдать в почти первозданном виде.

Преобладающий здесь архитектурный стиль пуук отличается многообразием украшений на фасадах зданий. Ламанай, Белиз Руины расположены на берегу лагуны в округе Ориндж-Уолк в северо-центральной части Белиза. В переводе с языка майя название города, насчитывающего трех тысячелетнюю историю, означает «утонувший крокодил». В отличие от других майянских городов Ламанай был еще заселен, когда в 16 веке сюда вторглись испанские конкистадоры. Во время раскопок проводимых в 1970-х годах в центре внимания были три значительные структуры: Храм Маски, Храм Ягуара и Высокий храм. Чтобы оказаться среди этих развалин, расположенных глубоко в джунглях, необходимо присоединиться к организованной водной экскурсии из города Ориндж-Уолк.

Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы.

Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период 650—950 население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты.

Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье — области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч. Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости — она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами.

Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву.

Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть. Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху 950—1500 , просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. Название города образовано от майяских слов «чи» «рот» и «ица» «стена» , но его архитектура в т. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство.

В постклассический период 1200—1450 Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты — например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями. Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления — т.

Между собой они то торговали, то воевали — когда как. Косоглазие у этого народа некогда считалось признаком благородства. Хирурги майя намного опередили европейских. Когда в Европе хирургия пребывала ещё в зачаточном состоянии, майянские врачи успешно проводили непростые операции с помощью довольно примитивных инструментов. А в качестве хирургической нити они использовали человеческие волосы. В своё время в цивилизации майя были широко распространены человеческие жертвоприношения. Современные майя, чтущие старые традиции, отказались от жертв-людей в пользу домашних кур. Задолго до изобретения анестезии врачи майя изготавливали анестетики из различных растений. Они применялись при операциях и религиозных ритуалах. Врачи майя умели ставить зубные протезы взамен утерянных зубов. Во времена этой цивилизации была очень популярна игра с мячом, напоминающая современный футбол. Майя обладали очень развитой письменностью. Множество их записей сохранилась на стенах построенных ими тысячи лет назад каменных зданий. Народ майя не знал железа. Оружие они изготавливали в основном из камня, дерева и обсидиана — вулканического стекла. У знатных представителей этого народа было популярно инкрустирование зубов нефритом. А женщины к тому же спиливали себе зубы, заостряя их, чтобы они были острые и треугольные, как у акулы. В жертву майя обычно приносили «своих», а не чужеземцев из других племён, так как быть принесённым в жертву богам у этого народа считалось огромной честью. Несмотря на высокое развитие цивилизации, майя так и не изобрели колесо. В числе прочих достижений майя можно упомянуть разветвлённую сеть дорог с твёрдым каменным покрытием и даже обсерватории для наблюдения за ночным небом. Сложный календарь майя, составленный из трёх и завязанный на движение звёзд и небесных тел по ночному небу, не имеет ни начала, ни конца. У майя не было начала или конца года — только планетарные циклы. Несмотря на то, что существовала эта цивилизация в жарком климате, у неё были популярны общественные бани.

К моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя находилась в глубоком упадке. Беляев: - Не совсем. Первый момент. У нас есть существенный и глубокий кризис. И это та загадка, которая пока без ответа. Но вот насчет упадка, это один из широко распространенных мифов, особенно глубокого упадка. В истории цивилизации майя было несколько существенных кризисов, которые приводили к оставлению политических центров. Первый случился еще в самом начале существования, в промежутке перехода между так называемым доклассическим или формативным периодом это в основном I тысячелетие до нашей эры и полтора века нашей эры и началом классического периода. Тут в названиях уже видно. Долгое время считалось, что доклассический, когда они жили в деревнях небольших, начали строить небольшие центры, ранние земледельцы, которые только формируют сложное общество, а классический — это уже расцвет цивилизации. Он начинался официально с начала IV века в старой хронологии. Теперь мы понимаем, что на самом деле и до этого уже была урбанизированная цивилизация, очень развитая, письменность существовала и до этого, она где-то с III века до нашей эры. И вот эта первая, доклассическая формативная цивилизация приходит в упадок примерно около 150-го года нашей эры. Баченина: - И почему, неизвестно? Беляев: - Да. Были оставлены города. Самый крупный город, город с самыми большими пирамидами за всю историю майя, который мы знаем под археологическим названием Эль-Мирадор, расположенный на севере Гватемалы, он был оставлен как раз где-то… Баченина: - Это так странно. Хорошо, я в упадке, я в диком кризисе. Но где логика? Я покидаю город и трачу еще больше ресурсов на построение другого жилища. Беляев: - Наоборот как раз. Тот факт, что оставляются города, показывают, что это был кризис, который затрагивал внутреннюю структуру общества в том числе. Баченина: - Что вы имеете в виду? Беляев: - Города — это одно из тех изобретений, это квинтэссенция цивилизации в целом. В городах живет элита — политическая, экономическая, интеллектуальная. В городах живут горожане, которые себя не обеспечивают. Хотя мезоамериканские обеспечивали, но все равно есть много людей, которые не обеспечивают себя сами. И если вдруг в обществе происходит какой-то надлом экономический кризис, политический, социальный, духовный, интеллектуальный , то как раз страдают первым делом города. И страдают первым делом самые большие, самые крупные города, в которых больше всего людей, в которых больше всего вкладывается ресурсов, потому что, чтобы их поддерживать, нужна определенная ресурсная база. Мы до сих пор не знаем. Несколько гипотез. Баченина: - А что вы предполагаете — засуха, наводнение? Беляев: - Одна гипотеза состоит в том, что это были экологические условия. Этот первый кризис середины II века. Там понизился уровень вод подпочвенных, сельскохозяйственная система, основанная на этом, уже не поддерживала такое большое население. Другая гипотеза говорит, что это был кризис скорее политический, это были войны между соперничающими государствами. У майя никогда не было единой империи или большого государства, было много небольших царств или городов-государств, они друг с другом воевали. Иногда они могли быть побольше размером, чем какое-то мелкое поселение, но все равно. Политический конфликт, который вылился в то, что одна из гегемоний была разгромлена. И это видно. Мы видим, что на этом переходном периоде очень много появляется новых черт.

20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя

Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Они берут начало в 1 тыс. Их апогей наступает после 7 в. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май отсюда — название месяца. Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н.

Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя.

Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары. Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов — место почитания мифологического божества Кетцалькоатля пернатый змей. Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей.

Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев — Священный сенот — место жертвоприношений и паломничества древних Майя. Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек. Паленке, Мексика Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок.

Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей. Калакмуль, Мексика Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече.

Это один из крупнейших городов майя. На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров. В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав.

Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях. Ушмаль, Мексика Руины майя Ушмаль находятся в 62 километрах от Мерида, административного центра штата Юкатан. Руины славятся своими размерами и отделкой зданий.

Современные индейцы майя — это группа близкородственных народов, которые говорят на языках майянской группы, насчитывающей свыше 25 языков. Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента. При этом большинство индейцев является двуязычными, то есть помимо родного языка владеют еще и испанским. В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек.

Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя.

На юго-востоке обнаруженного "ядра" располагалось три площади, на которых были возведены преимущественно внушительные здания. Они были окружены несколькими группами патио. Между двумя главными площадями, отмечает Спраич, находится комплекс, состоящий из различных низких и удлиненных структур, расходящихся от центра в стороны в виде концентрических кругов. Здесь же располагалась площадка для традиционной ритуальной игры с мячом. Юго-восточный комплекс с северо-западной частью соединяла мощная дамба. Она вела к своего рода акрополю, то есть наиболее укрепленной части города, которая располагалась на возвышенности.

Высота городских стен здесь достигала десяти метров. В северной части была найдена пирамида, возвышающаяся над естественным рельефом на 25 метров.

Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя

Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9]. Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н. Основная статья: Архитектура майя Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий.

Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца.

Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа.

Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми».

Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе.

Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя.

Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики.

В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда.

Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом.

В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным.

Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов.

К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя.

Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании.

По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения.

Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем.

В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени.

Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег.

Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты.

И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты».

Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу.

Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось.

К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств.

Именно в этих странах проживают индейцы майя — потомки древних строителей пирамид. Современные индейцы майя — это группа близкородственных народов, которые говорят на языках майянской группы, насчитывающей свыше 25 языков. Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента. При этом большинство индейцев является двуязычными, то есть помимо родного языка владеют еще и испанским. В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек.

Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе.

Ученые утверждают, что обнаруженное поселение играло ключевую роль в региональной истории в период с 250 по 1000 годы. Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев.

Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации

В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. Майя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам.

В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя

Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет. Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Статья «Несгинувшие майя» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 01 февраля 2010 года, 00:00 | VOKRUGSVETA. «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили.

Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн

Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение Статья «Несгинувшие майя» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 01 февраля 2010 года, 00:00 | VOKRUGSVETA.
Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось.
МАЙЯ (Цивилизация) | Энциклопедия Кругосвет Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики.
Древнее поселение майя скрывалось в лесах: сотни поселков занимали 170 000 Га В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя.
20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки.

Археологи обнаружили потерянный город майя

Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. Главная» Журнал кругосветки» Майя: где жили и куда исчезли. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. Кто такие майя, где жили, история, достижения, религия, медицина, науки, письменность, архитектура, технологии, водоснабжение, календарь, цифры, искусство, предсказания, интересные факты о древнем племени загадка упадка цивилизации, индейцы майя сегодня. Он говорит о горной Гватемале, где жили народы киче. Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий