Традиционно Таинство Соборования проводят в храме, исключением может стать приход батюшки в дом к немощным православным.
Как происходит соборование
- О таинстве Соборования
- Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
- Как не надо
- Таинство Соборования в вопросах и ответах /
- Рекомендации настоятеля полный текст
О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства. Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют.
Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться. Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло. Лучше всего подойдет рубашка, у которой можно расстегнуть верхнюю пуговицу — чтобы помазать грудь чуть выше солнечного сплетения. Рукава не должны быть длинными, чтобы не испачкать их, когда будут помазывать с двух сторон кисти рук. Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши.
Не стоит приходить в замшевой обуви.
Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. Сколько длится соборование, куда девать маслице после окончания таинства и другие. Что такое соборование, для чего оно нужно? Соборование, называемое еще Елеосвящением елей — это масло , это церковное Таинство, которое проводится либо в храмах в определенные дни чаще всего Великим постом , либо на дому обычно для смертельно больных людей, которые сами не могут прийти в храм на исповедь и причастие. Часто еще приглашают священника на соборование на дому, если человек не смертельно болен, но не может сам по немощи своей прийти в храм. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. На самом деле Соборование призывает благодать на больного человека, помогает ему помочь вспомнить свои грехи и быть прощенному Господом, а вследствие этого часты и случаи выздоровления, потому как часто наши болезни — следствие как раз наших грехов. Но это не обязательно.
Иногда наоборот, люди думают, что если пособоровали больного, обязательно должен выздороветь, и спрашивают потом — а вот мы пригласили священника, он соборовал больного, а тот умер. Бывает и так, на все воля Божья, но вы можете утешиться тем, что ваш близкий человек умер после покаяния, а это для его души спасение. То есть, пригласив для этого Таинства священника домой, вы сослужили большое доброе дело своему близкому и облегчили ему участь в вечной жизни. Итак, по определению православного Катехизиса наставления в православной вере , Елеосвящение с греч. Итак, таинство совершается для исцеления, либо же ослабления болезней, притом не только телесных, но в первую очередь духовных. Часто бывает, что при соборовании больной припоминает под воздействием Божьей благодати и рассказывает священнику о каком-то грехе, который он не исповедовал, а тот подсознательно может быть его мучил. И освободившись, раскаявшись в нем, человек получает исцеление и идет на поправку. Почитать еще: как приступить к исповеди , как правильно исповедоваться.
По идее, семеро священнослужителей должны помазать семь раз человека. Но в современной практике обычно такое невозможно, поэтому это выполняет один священник. Для чего нужно Соборование? В посланиях святого апостола Иакова говорится, что если кто болеет, пусть позовет служителей церковных для того, чтобы помазать его маслом во исцеление души и тела. Должен ли болящий быть верующим? Да, это — важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным. В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи.
По свидетельствам тех, над кем оно проводилось, облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди. Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир. Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо: быть крещёным верующим христианином старше 7 лет; находиться в сознании не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении. Женщин не соборуют во время менструации. Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний — недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий. Подготовка к таинству К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине.
Таинство Соборования в вопросах и ответах
Соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Его предназначение В христианской традиции существуют некоторые таинства, которые очень важны для верующих. Одним из таковых можно считать соборование, или елеосвящение. Истоки этого обряда уходят еще в евангельские времена, однако сам ритуал в сегодняшней интерпретации значительно изменен. Чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует узнать, в чем его предназначение. Главная цель таинства - это исцеление. Причем исцеление не только телесных недугов, но и душевных. Также во время обряда происходит отпущение грехов, о которых человек мог забыть и не исповедаться. Считается даже, что соборование в чем-то сродни исповеди. Это таинство называется по-разному. Изначально это было елеосвящение, так как для обряда использовался елей, которым помазывался человек. В дальнейшем его стали называть не иначе, как таинство соборования.
А все дело в том, что исполняют обряд несколько священников семь , т. Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда В чем же суть соборования? Чтобы разобраться, необходимо углубиться в историю. Как уже упоминалось, истоки таинства следует искать в евангелиевском времени, в частности речь идет о периоде, когда жил Иисус Христос. Его действия по исцелению больных и нашли свое отражение в обряде соборования, или елеосвящения. В дальнейшем такие чудесные деяния продолжили его апостолы. Первые обряды исцеления происходили путем возложения рук, однако через некоторое время в послании, который написал апостол Иаков, можно было прочесть, что болящий может позвать служителей церкви, чтобы они помолились и помазали его елеем во имя Господа. Если страждущий человек имеет веру, то он исцелится, и все грехи простятся ему имеется в виду те, о которых он забыл. В современном варианте таинства возложение рук заменилось помазыванием елеем, а в память о старинном обряде на лоб больного кладут Евангелие. Первые процедуры елеосвящения на Руси были совсем несложны, читались всего лишь псалмы и несколько молитв.
К тому же обряды проводились в основном дома. Лишь с шестого века это таинство начало приобретать тот вид, который оно имеет сейчас. Когда проводится соборование Что еще нужно знать о таком обряде, как соборование? Как пройти его. Когда именно оно проводится. Для больных прихожан, которые не могут посетить храм и выстоять службу, разрешается проведение ритуала на дому в любой из оговоренных со священнослужителями дней. Существуют также традиционные дни соборования. Они припадают на время Великого поста или Рождественского. Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства.
К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется. Кто может собороваться?
Однако Соборование — это Таинство, которое овеяно рядом предубеждений и суеверий, в которых мы попробуем разобраться. Прежде всего, необходимо отметить, что Таинство Соборования — это священнодействие, в котором через освященный елей масло человеку преподаются благодатные дары, исцеляющие душу и тело. Таинство называется Соборованием, так как данное священнодействие совершается несколькими священниками собором священников , однако Соборование может быть совершено и одним священнослужителем, при этом действенность Таинства не зависит от количества священнодействователей.
Соборование еще имеет наименование Елеосвящения или Последование Святого Елея. Есть устойчивое мнение, которое утверждает, что к Таинству Соборования могут приступать только люди непосредственно находящиеся в предсмертном состоянии или в состояние очень тяжелой болезни. Данное предубеждение в прошлых столетиях было распространено на католическом Западе, да и само Таинство Соборования именовалось там Предсмертным помазанием. Такое понимание Соборования проникло в православный мир и довольно сильно утвердилось среди многих священников и мирян Русской Церкви. Понимание Елеосвящения как священнодействия для умирающих противоречит Преданию Православной Церкви, Соборование — это таинство, преподаваемое для исцеления души и тела, для выздоровления, а не для смерти.
Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Если человек болен, он может собороваться чаще. Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии.
В христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. К соборованию могут прибегать те, кто страдает духом от смерти близких, от горя, чтобы собраться с силами и не отчаиваться. Вопрос: Можно ли соборовать детей? Ответ: Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.
Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет.
Обычно это не один день, а несколько, так как желающих исцелить душу много. Обо всем этом следует узнать в выбранном храме, так как еще и не во всех проводятся подобные таинства. К слову сказать, узнавайте наперед и о том, чтобы перед соборованием не проводилась вычитка одержимых, так как это совсем не приветствуется. Кто может собороваться? Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Собороваться может каждый христианин, достигший семилетнего возраста. Более младшим этот ритуал проходить не разрешают.
Однако некоторые священнослужители считают, что в исключительных случаях, когда ребенок болен, это вполне уместно. Также нельзя проходить соборование женщинам во время критических дней. Поэтому, если все же так случилось, то лучше воздержаться от этого обряда. Многие люди уверены, что к этому таинству прибегают в случае, когда человек лежит на смертном одре. На самом деле это не так. Обряд проводят не только над человеком, который болен или в скором времени покинет сей бренный мир. Ведь что такое соборование как пройти этот обряд - обсудим чуть ниже? Это не последняя исповедь и отпущение грехов перед переходом в мир иной, и уж тем более не отпевание, Боже упаси!
Да, в первую очередь это таинство проходят болящие, однако при проведении ритуала на дому священным елеем помазывают не только того, кто в этом особо нуждается, но и всех домочадцев, благословляя их. Поэтому не стоит подвергать себя страху о скорой кончине. Очень многие болящие после соборования поправлялись или им становилось значительно лучше. Умершие же уже христиане и те, кто находится без сознания, к таинству не допускаются. Итак, как уже упоминалось, собороваться могут совершенно здоровые люди, однако не чаще, чем раз в год обычно в Великий Пост. Это таинство освобождает от забытых грехов, а также лечит от душевных болезней. Но следует помнить, что само соборование не заменит исповеди и причастия. Подготовка к обряду У некоторых верующих возникает вопрос перед тем, как пройти соборование: как готовиться к этому обряду?
Особых приготовлений не требуется. Однако верующий перед таинством должен причаститься и исповедоваться. То же самое необходимо сделать и после завершения обряда. Как видим, исповедь является неотъемлемой процедурой. Если вы вдруг решили, что все грехи будут отпущены, стоит лишь пройти соборование, то это не так. На самом деле человеку следует искренне раскаяться в том, что он когда-нибудь что-нибудь неосознанно совершил. Также перед соборованием священнослужители подготавливают специальные предметы, которые понадобятся во время таинства. Человеку же, который пришел в храм, следует приобрести свечу.
Поститься не обязательно кроме тех случаев, когда соборуются во время Великого поста. Что необходимо для совершения обряда Обычно для проведения обряда в домашних условиях и в храме необходимы следующие предметы: покрытый чистой тканью скатертью столик в церкви используется аналой ; зерна пшеницы допускаются и другие злаки , помещенные на блюде символизируют саму жизнь, а также обновление, как физическое, так и духовное ; сосуд для освящения елея; семь палочек, которые нужно обернуть ваткой; растительное масло обычно оливковое, которое для древних имело особую ценность ; немного красного вина символизирует кровь Господню.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Елеосвящение именуется Соборованием, потому что совершается оно обычно соборно — несколькими священнослужителями (по чину их должно быть семь, но в практике может совершаться и меньшим числом). Соборуемся по правилам Во время Великого поста во многих храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия).
Как и зачем христиане проводят соборование?
Для того чтобы принять участие в этом таинстве, Вам следует узнать расписание соборования в храме (обычно это бывает в Великий пост). Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно!). это обязанность любого православного христианина.
Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона
Если мы посмотрим на последование Елеосвящения, то действительно можем найти в молитвах этого таинства особые прошения о том, чтобы Господь простил нам забвенные грехи, однако это не значит, что специализация Соборования — это прощение забытых прегрешений. В Таинстве Святого Елея мы просим не только о прощение забвенных грехов, но и о прощении всех грехов, которые отчасти могут являться причиной телесных недугов. Грех — это болезнь души и в Таинстве Елеосвящения мы испрашиваем у Бога благодать, исцеляющую душу и тело. Существует мнение, которое предписывает перед Соборованием, обязательное участие в Таинствах Исповеди и Причастия, однако это не является обязательным моментом. Без какой-либо особой подготовки к Елеосвящению могут приступать все православные христиане, за исключением младенцев и детей до семи лет, которые еще не имеют грехов. Однако участие в Таинствах Евхаристии Причащения и Покаяния Исповеди до или после Соборования, можно только приветствовать. В больших городских приходах в течение Великого поста Соборование может совершаться один раз в неделю или даже более одного раза, так некоторые особо «благочестивые» прихожане приступают к Таинству Святого Елея по два, три и более раз, такой подход является неверным. Мы можем приступать к Елеосвящению и несколько раз в течение года при обострении тяжёлого и опасного заболевания , но приступать к этому священнодействию каждую неделю Великого поста — это просто не понимание смысла этого таинства, граничащее с суеверием.
Для христианина главное — общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье — не самоцель. Сила трех Таинств Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении. Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов — это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться Иак. Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно — он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью. И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф. Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище — соединяется со Христом в жизнь вечную.
У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Прощаются ли в Таинстве Елеосвящения забытые грехи? Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами? Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди.
Кому-то данная свыше благодать приносит небольшое облегчение, другие исцеляются полностью, третьим даются силы для перенесения тяжкой немощи. Всего в православии семь Великих таинств, среди которых крещение, причащение, венчание, миропомазание, покаяние, священство. Об этих обряды слышали практически все, тогда как о том, что такое соборование в церкви и как к нему готовиться, многие имеют слабые представления или ошибочно считают этот обряд предсмертным очищением от грехов. Но у таинства Соборования совсем другая цель — оздоровление для дальнейшей жизни, а не для смерти. В случае, если собороваться приходится умирающему человеку — для ухода в мир иной с чистой совестью. Елеосвящение проводил сам Иисус Христос и научил этому своих учеников-апостолов. Елей — масло, которым мазал Иисус больных и страждущих. Считается, что в момент помазания тела освящённым маслом на человека снисходит Божья благодать, способная исцелять человеческие немощи. В Послании от Иакова 5,14-15 говорится о помазании елеем для исцеления болящих и прощения грехов. Но болезни подразумеваются не столько физические, сколько духовные и душевные, ведь они и приводят к греху и последующим болезням. Поэтому и излечиваться сначала надо духовно. На исповеди человек раскаивается за те грехи, которые он помнит, но о многих поступках человек забывает или не придаёт особого значения. Соборование отпускает, в том числе, и несознательные грехи. Соборование от слова «собор» - «собрание» проводится одновременно несколькими священниками, в идеале их должно быть семь. Но в малых приходах такой собор бывает невозможным, и таинство может совершать один-два или другое число священнослужителей. Число 7 имеет символическое значение для церкви. Именно поэтому во время елеосвящения, кроме определённых молитвословий, прочитываются семь отрывков из Евангелия и семикратно, после каждого отрывка, мажут тело елеем. Обычно соборуют во время великого поста накануне Пасхи, перед Великим Четвергом или Субботой Страстной недели, на Крестопоклонной седмице. Соборуют также и во время рождественского поста. Можно совершать обряд в другое время, предварительно получив благословение от духовника и договорившись о времени проведения. Допускается к таинству любой православный христианин, искренне раскаявшийся и надеющийся на исцеление и спасение своей души. Дети после 8 лет могут быть допущены после благословения духовника, если они страдают серьёзными болезнями. В большинстве случаев Соборование проводят после 16-18 лет, когда человек осознаёт свои грехи, испытывает муки совести и способен искренне раскаяться.
Соборование: какие грехи прощаются?
Как готовиться Соборование - это по сути продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку "В помощь кающемуся" и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки. После этого следует причаститься. Только это нужно делать заранее. Сразу после Причащения собороваться нельзя. Потому что получится, что человек помазыванием как бы дополняет Причащение.
Но Тело и Кровь - это Сам Бог, которого мы принимаем в себя, поэтому не правильно Причащение дополнять чем-либо.
Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи.
Изначально Соборование — это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика ставшая впоследствии обычаем разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства. В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении.
Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика. Смысл этого исключения — причину, по которой телесно здоровые люди, вопреки прямому предназначению Елеосвящения как таинства для больных, стали принимать в нем участие, — можно найти у святителя Симеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается — помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя». В другом месте блаженный Симеон, рассуждая о том, что приступающим к исповеди прегрешений перед духовными отцами предписывается совершать дела милосердия как, например, выкуп пленных, забота о больных, беспомощных, сиротах , добавляет: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца.
Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев». Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона XV в. Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов см. Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы.
Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канонаили епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» 163-е правило. Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви.
В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, — факультативно Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое — в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе — в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви».
К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.
Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами.
Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование — таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы. Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет? Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы — дети до 7 лет — не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет. Бытовой вопрос, если позволите. После соборования остается масло, которое использовалось в этом таинстве. А что с этим маслом потом делать? И зачем оно вообще нужно? Этим маслом можно помазываться например, помазывать больные места , можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо.
Если сегодня человеку малоцерковному но знакомому с русской литературой предложить собороваться или соборовать болящих родственников, он может отпрянуть в смущенном испуге. Это и понятно: в старину слова «уже соборовали» означали «кончается». Но изначальная и главная цель соборования — исцеление от болезни. Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела — это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов или их следствий. Поэтому главный смысл таинства cоборования в том, что при помазании человека освященным елеем маслом призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов. Амвросий Оптинский. В Оптиной пустыни таинство cоборования было принято проводить еженедельно в течение года. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — временем особой борьбы с грехом — соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». История таинства Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» берет начало в евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем.
Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда
- Как проходит Соборование?
- Кто может собороваться
- Соборование - таинство больных и здоровых
- Соборование: какие грехи прощаются?
- Восстать от одра болезненнаго
- Таинство Соборования
Как проходит Соборование?
- Смысл — в исцелении души и тела: зачем проводится церковное таинство соборования
- Евангельские и исторические упоминания о возникновении обряда
- История таинства
- Что такое Соборование — Введенский женский монастырь г.Иваново
- Что такое Соборование? Что такое Соборование? | Аргументы и Факты
О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
– Во многих храмах Соборование достаточно часто проводят не только Великим, но и Рождественским постом. Елеосвящение именуется Соборованием, потому что совершается оно обычно соборно — несколькими священнослужителями (по чину их должно быть семь, но в практике может совершаться и меньшим числом). Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками. В нашем храме Таинство Соборования проводится во все многодневные посты в течение года. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Таинство Соборования (Елеосвящения) в нашем храме совершается в дни Рождественского и Великого постов согласно расписанию.
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
Такая практика имела место в истории Церкви. Однако это является предрассудком и католическим заблуждением — соборование совершается над больными, в том числе и не смертельными болезнями. Предрассудок и то, что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу. Поэтому совершать это таинство желательно не при явно приближающемся исходе человека, но во время болезни, с верой, что дни болящего будут продлены для исправления. Вот что говорит св. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если сотворил грехи, отпустятся ему Иак. Однако ошибочно думать, что соборование даже на смертном одре может заменить покаяние. Святитель Арсений Уральский пишет, что соборование может быть «навершением» покаяния, избавляя от забытых и неосознанных прегрешений, но скрывать грехи в надежде на сие таинство — значит совершать лукавство. Святитель Арсений, епископ Уральско-Оренбургский Следует сказать, что если больному случится преставиться ко Господу во время совершения елеосвящения, то таинство следует прекратить.
В этой молитве призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Торжествующая Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, и просит Господа о его исцелении и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякого зла». По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые и грехи, совершенные по неведению для прощения осознаваемых грехов установлено Таинство Исповеди.
В Таинстве Соборования целительное свойство придается не елею, а молитве! Елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости по-гречески елей — значит также милость. В Таинстве используются: красное вино, смешанное с елеем растительное или оливковое масло как символ, что милость Божия дается нам ради Христа, пролившего свою кровь за нас на Кресте.
Таинство не гарантирует человеку немедленного исцеления после Соборования. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Когда причащаться после соборования?
Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу.
Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри.
Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после — приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим.
Как использовать рис и масло после соборования? Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно , в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой.
Но стоит помнить, что идет Великий пост. Молитвы специально-подготовительные читать не нужно. Но лучше это все же сделать — в среду на Литургии Преждеосвященных Даров Исповедь и Причастие , в субботу или воскресенье Исповедь на Всенощном бдении или Литургии.
В день Соборования причащаться не надо, но можно исповедоваться напомним, Литургия у нас в 10:00 начинается, а Соборование — в 14:00. Подготовиться и причаститься нужно будет в ближайшее время следующие после Соборования среду или воскресенье. Если есть возможность, можно принести в жертву на храм и вино красное, сухое или кагор , так как при освящении в елей вливается вино. Но одежда должна быть свободной, чтобы священник мог помазать руки, шею, верхнюю часть груди декольте глубокое не нужно. Платок у женщин, соответственно, должен быть повязан так, чтобы не мешал помазанию.