Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви.
Добро пожаловать!
Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре | Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. |
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей | | «Театральный журнал» | 22 апреля, в рамках 43-го Фестиваля русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова, артисты Камерного музыкального театра Санктъ-Петербургъ Опера представят зрителям лирическую оперу в двух действиях Родиона Щедрина Не только любовь. |
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь" | Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером | В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». |
Полюбил бы, коли захотела
Полюбил бы, коли захотела | Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. |
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные // Новости НТВ | Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими». |
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ | По словам Щедрина, причина провала в том, что опера опередила своё время. |
Не только любовь - Санкт-Петербург Опера | Но в целом опера не сложилась. Щедрин сделал много богатых оркестровок, из-за которых слова практически невозможно разобрать. |
В МАМТе поставили оперу Родиона Щедрина "Не только любовь" | Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. |
Не только любовь
Колхоз - особенные условия жизни. Там изгою нет места. А бросивший вызов общим правилам - именно им и станет. И это не бойкот, как у американцев фильм "Мосты графства Медиссон" , там отвергают состоятельную женщину, которая может спокойно уехать, куда хочет, где ее никто не знает, и жить дальше. У членов колхоза не было паспортов до 1974 года, а, значит, они не могли менять место жительства по своему усмотрению, да и денег на это не было. Володя Гаврилов Александр Трофимов смог уехать учиться, значит, получил паспорт и мог выбирать, где ему жить. Потому он и ходит гоголем, зазнается, песенки модняцкие распевает, табачком душистым хвастается. Это вам не махорка!
Сколько в его вокальной партии узнаваемых мелодий! И никаких частушек! Что-то из опереточных мотивов, что-то из знакомых песенок. Он вальяжный, немного нахальный, мнит себя столичным парнем, удачливым! Выбился в люди! Стал городским резонером. Потому и от тяжелой и грязной работы крестьянской пытается отлынивать.
Но и это ширма! За душой тоже ничего нет. Все бедны, никому никто ничего дать не может, кроме душевного тепла деньги и богатство - ничто, любовь - это всё! Даже мужчин нет, кроме совсем молодых. Этот сюжет не может быть встроен в современность. Разве что в апокалиптическую антиутопию. В опере герои живут вопреки обстоятельствам.
Любят, и радуются, и шутят, и надеятся.
Герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли в Большом театре, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, а в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, осуществленную гениальным Вацлавом Нижинским. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса.
Партитура была создана всё с той же присущей Щедрину стремительностью: за пару месяцев. Однако, как это нередко бывает, планы театра изменились, и «Конёк» — вкупе с Первым фортепианным концертом — стал только лишь частью дипломной работы автора. Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году. К тому времени Щедрин уже был достаточно известен и уже два года счастливо женат на Майе Плисецкой, с которой впервые встретился в гостях у Лили Брик, а продолжил знакомство в репетиционных залах Большого театра. Все партитуры — и об этом также упоминалось неоднократно — были посвящены композитором его жене.
При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. И первые две написал тоже по заказу Большого театра. Самая первая — «Не только любовь» по мотивам так называемой деревенской прозы Сергея Антонова — была поставлена всего через год после «Конька», и в ней тоже была «прописана» партия танцевальная для Майи Плисецкой: она называлась Девушка с веткой черёмухи. Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского.
Статьи | Премьера
Он сам стал за пульт в день премьеры; оркестр, хор и солисты — почти все они выпускники Академии молодых певцов — демонстрировали похвальную слаженность исполнения, искренний энтузиазм и поразительную четкость артикуляции. Особенно порадовал хор: монотонные прицокивания, заклички, протяжные песни, ярые частушки, сквозь лихость которых просвечивает надрыв и отчаяние нищей, изголодавшейся русской деревни, едва оправившейся после жестокой войны, — все вместе создавало приподнятое настроение, живую атмосферу спектакля, оказавшегося на диво удачным. Ее звонкое и яркое меццо лилось вольно и свободно; бесспорный артистический дар и пластичность позволили естественно проживать роль, создавая характер поистине трагический. На Сергеевой, как на прочном гвозде, держался весь спектакль, созданный режиссером из Ярославля Александром Кузиным это его первый опыт работы в опере , художниками Александром Орловым и Ириной Чередниковой, оформившими спектакль бюджетно и лаконично, что весьма уместно на сцене Концертного зала Мариинки.
Режиссер Евгений Писарев сохранил оригинальную трактовку места и действия, его работа с мизансценами солистов и разводка массовых сцен на протяжении всего спектакля убеждала. Если по драматургии напрашивалась, допустим, реакция Варвары, например, на то, что Володя постепенно начинает разгадывать смысл ее центральной песни, — она была ровно на том музыкальном моменте, каком нужно. Лишь изредка и довольно аккуратно режиссер «вписывал» свои отдельные находки. Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки. Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой. И пусть она уверяет саму себя словами «полюбил бы, коли захотела», ей приходится от своих чувств отказаться. Сходство очевидно в теме неразделенной любви и сознательном отказе от собственного счастья, которое было так близко, но невозможно. Невероятно хорошо в новой постановке выглядел хор, как и все герои, симпатично и не вычурно одетый художником по костюмам Марией Даниловой. Артисты хора, репетировавшие под руководством Станислава Лыкова, продемонстрировали потрясающую музыкальность: идеальную дикцию, интонационную точность, динамическую гибкость. И столь же удачным получился результат работы над хореографией, за которую отвечал Сергей Землянский. Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно. Однако нельзя сказать, что оркестр звучал с должной степенью тонкости и музыкальным разнообразием. Гениальность щедринских тембровых и динамических «изюминок» можно было бы расслышать и воплотить гораздо изящнее, несмотря на то, что жанровая драматургия оперы постепенно меняется от лирико-комической почти до экспрессионистской, что требует ближе к финалу более напористого и мощного звучания — но точно не в каждой сцене.
Впечатления были настолько долгоиграющими, что отразились и в опере «Не только любовь» 1961 года, и в концерте «Озорные частушки» двумя годами позже. В опере отражена целая гамма женских чувств, вдохновленных источником либретто — рассказами писателя-горожанина Сергея Антонова. Напоминаем, что театр предлагает целый абонемент «Ко дню рождения Родиона Щедрина».
Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена | Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. |
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман | Музыкальная станция онлайн | «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
"Не только любовь" вернулась в Москву
Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972.
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка за 50 лет существования произведения.
Яркий, самобытный спектакль, в котором переплетаются светлая лирика и ирония, "сочный" жанровый юмор и высокий драматизм, создан режиссером Юрием Александровым, художником Вячеславом Окуневым и исполнен блестящим созвездием артистов театра "Санктъ-Петербургъ Опера". Это спектакль - на любой вкус.
Постановщик Евгений Писарев позволяет себе лишь некоторую вольность в финале, делая его открытым: примирения увлекшегося было Варварой пижона Володи и его невесты Наташи положенное по либретто не происходит, герой в отчаянии убегает прочь, а главная героиня кружится, словно в забытьи, под проливным дождем, будто смывая с себя морок любовного наваждения, в который сама дала себя увлечь. В остальном постановочная команда строго следует первоисточнику — на сцене серые будни послевоенной неустроенности, телогрейки и кирзовые сапоги, веселенький ситчек выходных платьиц колхозниц костюмы Марии Даниловой , сельскохозяйственный инвентарь, дощатые скамейки и грубо сколоченные ящики.
Не переиначивая содержания оперы, не изобретая эпатирующую концепцию, Писарев занимается настоящим театром — подробно разрабатывает характеры героев, делая их яркими и точными, дает четкие актерские задачи и лепит убедительные образы. Застегнутая поначалу на все пуговицы, а позже становящаяся вулканом страстей Варвара, опереточный фанфарон Володя в белом костюме, робкая Наташа с косичками, основательный как пенек бригадир трактористов Федот Петрович. При этом Писарев умно выстраивает мизансцены, грамотно разводит массовку, переключает планы — смотреть спектакль как драматическое действо не менее интересно, чем вслушиваться в тембрально богатый и разнообразный звуковой мир Щедрина. Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле.
Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова. Есть и почти античный хор-комментатор, не только задорно голосящий частушки, но и с балконов, словно волю богов, обрушивающий на Варвару ответы на вопросы, которые она боится задавать сама себе и все же задает — и героиня слышит свою совесть и поступает по ней. Вкрапления-новации, не предусмотренные ни либретто, ни партитурой, незначительны и лишь обогащают спектакль. Например, зритель видит финал «Кубанских казаков», демонстрируемых в сельском клубе: фильм смотрят всем колхозом и радостно аплодируют героям, обретшим счастье в образцовом советском фильме — режиссер тем самым дает четко понять, что в его истории такого позитива точно не будет.
Или позывные сигналов точного времени из радиоточки — ими начинается одна из картин, обозначая утро в колхозе. Они добавлены деликатно и, скорее, подчеркивают пиетет постановщика к оперному жанру и его традициям. Успех любой оперы, как бы гениально она ни была поставлена, в значительной степени зависит от музыкального воплощения.
Ее музыка продиктована этими обстоятельствами и не могла бы возникнуть ни до, ни после. В ней много мелодий знакомых песен, но они переиначены в атональной манере, как и жизнь этих людей - все не так, как хочется.
Родион Щедрин сам говорит о своих неизгладимых впечатлениях от советской послевоенной деревни 1951-1953 годов, где только-только все начинало налаживаться. И лишь в привязке в этому времени в опере все может быть правильно понято и воспринято. Но дело не в сюжете. Он стар, как мир, - она, Варвара Васильевна, полюбила чужого жениха, отучившегося и поработавшего в городе Володю Гаврилова, младше себя, он, вроде, ее тоже приветил, но она ушла в сторону и не стала разбивать чужую жизнь. И пожалела молодую девушку-невесту, и чувство долга возобладало.
Все-таки она - председатель колхоза. Она в ответе за хозяйство, и за людей. Можно легко вспомнить сходные истории: и полное совпадение - американский фильм "Эпоха невинности", и частичное - новелла Стефана Цвейга "24 часа из жизни женщины", американский фильм "Охраняя Тесс". Впрочем, любовная линия в опере - это лишь направляющие линии всей картины, которая складывается совсем из другого. Из конкретных обстоятельств и всего множества людей, участвующих в происходящем.
Эту историю без потери главного, выраженного в музыке, нельзя перенести ни на американское ранчо, ни на космический корабль, ни в современный офис, ни в фермерское хозяйство. Там не будет главного - уникальных экстремальных условий физического выживания, которые делают людей сильными, сплачивают, диктуют особые законы сосуществования. Колхоз - особенные условия жизни. Там изгою нет места. А бросивший вызов общим правилам - именно им и станет.
И это не бойкот, как у американцев фильм "Мосты графства Медиссон" , там отвергают состоятельную женщину, которая может спокойно уехать, куда хочет, где ее никто не знает, и жить дальше. У членов колхоза не было паспортов до 1974 года, а, значит, они не могли менять место жительства по своему усмотрению, да и денег на это не было. Володя Гаврилов Александр Трофимов смог уехать учиться, значит, получил паспорт и мог выбирать, где ему жить. Потому он и ходит гоголем, зазнается, песенки модняцкие распевает, табачком душистым хвастается. Это вам не махорка!
Сколько в его вокальной партии узнаваемых мелодий!
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю. Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович. К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году. Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве. К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году. Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". Представляем Вам новую премьеру оперы "Не только любовь", которая перенесет вас в атмосферу советской колхозной деревни после Великой Отечественной войны. |. «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» ЩЕДРИНА: на удивление классная опера про колхоз. Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века.
Опера «Не только любовь»
Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. Родион Щедрин Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий. Начало спектакля — в 18:00. Вход свободный!
Влюблённые встречаются тайком, ведь у Володи есть невеста Наташа, его ровесница.
Сельский любовный треугольник разражается конфликтом, а финал печален и не оставляет надежды. Премьеру исполнили в Большом театре зимой 1961-го, вызвав глубокое неприятие со стороны чиновников по культуре. Как говорит сам Щедрин, «откровенно фрейдистские мотивы» оперы вызывающе контрастировали со спектаклями советского репертуара, их маршами, развевающимися флагами и прочими атрибутами эпохи.
Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось.
Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. Что получилось оценит зритель». Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции. Перепечатка материалов разрешается с обязательным указанием доступной для индексирования гиперссылки на перепечатываемый материал, указанием автора и даты публикации.