Новости что такое эллада

прекрасные острова плавали в Море, греясь на Солнце, подобно "незасеянному полю на пару", что ждет своего часа, чтобы начать историю Древней Эллады? Смотреть что такое «Эллада» в других словарях. Эллада, известная также как Греция, является одной из самых известных и удивительных стран в мире. новости космоса. Дельфы – античный город у подножия горы Парнас (Фокида, центральная часть Греции), известный благодаря оракулу, определявшему многие решения в политической и религиозной сферах древней Эллады.

Почему греки называют Грецию Эллада (Ελλάδα)? Сейчас отвечу!

Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города — Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм — сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания Фукидид , Аристотель , Плутарх связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея. Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени чаще всего к 13 в.

Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий — земледельцев геоморов , ремесленников демиургов и знати евпатридов. Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения. Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии т. Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона 594—593 до н. Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов.

Римская копия начала 2 в. Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв.

Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв. Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами — их единственным занятием было военное дело. Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного илоты или зависимого периэки слоя и осталась вне этой корпорации. Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов.

Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. Классическая эпоха 500—336 до н. Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. Ещё в середине 6 в.

Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города. Самос 522 до н. Затеянный им скифский поход около 512 до н. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков — финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря. Древняя Греция в 5—4 вв.

Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политический гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранических режимов, — с другой, вызвали возмущение ионийских греков [Ионийское восстание, 500—494 до н. Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн 500—449 до н. Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греческой цивилизации и обеспечили ей всемирно-исторический успех. В борьбе с персами мир греческих общин продемонстрировал высокую степень политической организации подтверждение тому — создание общеэллинского союза в 481 до н. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиатские владения персов.

В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов победы при Марафоне в 490 до н. Греческий воин и персидский лучник. Изображение на краснофигурной амфоре. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Победа в греко-персидских войнах имела важные последствия для развития греческих полисов как в сфере социально-экономической, так и в политическом отношении.

Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность в рудниках и каменоломнях , в различные ремёсла, где к концу 5 в. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов служанок, поваров, флейтисток и др. Даже в государственной жизни широко использовался труд рабов в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских. Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье около 476 до н.

Они жили в особых казармах, носили традиционную одежду пёстрые шаровары, кафтан, башлык и сохраняли привычное вооружение лук и небольшой меч , а их главной обязанностью было поддержание порядка в общественных местах, для чего их снабжали дополнительным орудием — бичом. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражданского общества. Благодаря рабству значительная часть свободных людей в греческих городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличительным признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга схолэ. Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, научный трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям.

В Новое время через латинское посредство schola это слово стало обозначением главного образовательного учреждения — школы. Бюст Перикла. С успехами в войнах с персами было связано и другое важное явление в жизни древнегреческого общества — развитие демократии в передовых в экономическом отношении полисах. Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политический строй, опирающийся на понятие народного суверенитета и соответствующие институты — народное собрание, государственный совет Совет 500 и народный суд гелиэя.

Для граждан обеспечивалось не только политическое равноправие, но и реальная возможность участия в общественной и политической жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл , деятельность которого приходится на 460—429 гг. Усилиями его лидера — Афин — этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского государства и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе. Разгром афинской армии на Сицилии во время Пелопоннесской войны.

Афинские претензии на политическое лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны другого сильного государства — Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократических тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греческие общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греческих полисов произошло размежевание: если развитые морские полисы главным образом ионийские тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины дорийцев и эолийцев симпатизировали олигархическому строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политический раскол дополнялся экономическим соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза — Коринфом и Мегарами, а также идеологическим противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии.

Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война 431—404 до н. В этом конфликте победа осталась за второй: Пелопоннесский союз не только сумел измотать Афины, слишком понадеявшиеся на свою финансовую и морскую мощь, но и привёл их к полному военному разгрому. Поражением окончилось вторжение афинян в Сицилию 415—413 до н. Одна из главных причин поражения Афин — непрочность созданного ими державного единства, Афинского морского союза, который развалился вскоре после неудачи в Сицилии. Сказались также неровность и непоследовательность афинского руководства войной.

На заключительном этапе талантливому, но непоследовательному военно-политическому лидеру афинян Алкивиаду с успехом противостоял наделённый твёрдой волей спартанский флотоводец Лисандр , победитель при Эгоспотамах. Большую роль при этом сыграло вмешательство Персии в греческие дела. В конце войны персы финансировали строительство спартанского флота, благодаря чему спартанцы добились решающего перевеса. По миру, заключённому в 404 г. Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала никакой принципиально новой политической системы в Греции.

Для множества морских полисов, входивших в Афинский морской союз, торжество Спарты означало только смену гегемона вместо Афин — Спарта. Истощённые войной греческие города вступили в полосу длительного и острого социально-политического кризиса. Он был подготовлен исподволь предыдущим экономическим развитием: рост крупного рабовладельческого хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников. Длительная Пелопоннесская война усугубила этот процесс, стимулировав спекуляцию, рост крупных состояний, с одной стороны, и разорение мелких хозяйств — с другой. Имущественная дифференциация содействовала социальному расколу, так что, по словам Платона, в каждом греческом полисе образовались два противостоящих друг другу лагеря — бедных и богатых, готовых истребить друг друга.

Кризис социальный углублялся кризисом политическим. Обнищавшая масса граждан требовала вспомоществования от полисного государства, а естественный в таких условиях переход от народного ополчения к наёмной армии предъявлял дополнительные требования к государственной казне. Да и сам переход к использованию наёмных отрядов был чреват опасностью для полисного государства ввиду очевидной нелояльности наёмников. Упадок финансового и военного ведомства сопровождался упадком суверенных органов власти: народное собрание и суды становились ареной сведения социальных счётов, а вместо принципиальных политических лидеров трибуну в народном собрании заняли ораторы-демагоги. К этому добавился ещё и кризис традиционной полисной идеологии.

Знамением времени стала массовая аполитичность, т. В среде простого народа развивалось увлечение утопическими мечтаниями о мире всеобщего равенства и достатка эти настроения нашли яркое отражение в пьесах афинского комедиографа Аристофана «Законодательницы» и «Богатство» , тогда как полисная элита мечтала о сильном единоличном правителе, способном положить конец внутренним смутам и объединить страну ради завоевательной кампании на Востоке выразителем этих идей стало творчество крупнейшего афинского ритора-публициста Исократа. Сражающиеся гоплиты. Рельеф на Монументе нереид, Ксанф Турция. Эти монархические и панэллинские устремления поддерживались также нездоровой внешнеполитической ситуацией.

В конце 5 в. Морские полисы, испокон веков тяготевшие к демократии, а также ряд континентальных общин, в том числе и пелопоннесские города, начали тяготиться спартанским диктатом и в конце концов выступили против Спарты т. Коринфская война , 395—387 до н. Гегемония Спарты была уничтожена, но обозначилась новая проблема для греков — растущее вмешательство Персии. Поддерживавшая Спарту в Пелопоннесской войне, Персия затем оказалась в лагере её греческих недругов.

Когда воюющие в Греции стороны измотали друг друга, персидский царь Артаксеркс II властно вмешался в межгреческий конфликт и продиктовал условия т. Анталкидова или царского мира, завершившего Коринфскую войну, а затем снова стал поддерживать уже обессиленную Спарту в качестве противовеса другим греческим государствам, в первую очередь беотийским Фивам и Афинам. Эти два полиса также заявляли претензии на первенство в Элладе. Возглавившие Беотийский союз Фивы нанесли ряд поражений Спарте особенно сильное — при Левктрах в 371 до н. Однако, когда к Спарте присоединились Афины, Беотийский союз настолько ослабел в борьбе с противниками, что после битвы при Мантинее в 362 г.

Точно так же неудачей закончилась и попытка Афин вновь занять положение греческого лидера. Им удалось восстановить в 378 г. Второй Афинский союз практически распался, и это подвело черту под гегемонистскими притязаниями Афин. К 350-м гг. Бюст Филиппа II.

Римская копия 1 в. Музеи Ватикана.

Большинство античных памятников Греции относится именно к этому периоду. Наиболее выдающиеся образцы классической древнегреческой архитектуры сконцентрированы в античных городах-музеях Дельфы, Олимпия и Эпидавр, острове-музее Делос и греческой столице Афины. Самый замечательный из классических ансамблей — Афинский Акрополь Аттика — господствует над городом и его окрестностями. Акрополь расположен на высокой скале Пиргос, имеющей длину 300 м и ширину до 150 м. Здесь находятся четыре величайших шедевра древнегреческого искусства, созданные из белоснежного мрамора, — Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Ники Аптерос. Постройка Акрополя выполнялась в V в.

Центральной доминантой ансамбля является Парфенон — храм богини Афины, соединяющий черты дорического и ионического ордеров, что демонстрировало единство греческих полисов. В прошлом в храме находилась статуя Афины, выполненная из слоновой кости и золота, а также сокровищница Морского союза греческих городов, во главе которых стояли Афины. Ансамбль Акрополя открывают Пропилеи ворота с пятью проходами, выполненные в дорическом и ионическом ордерах. При входе находится небольшой ионический храм Ники Аптерос «Бескрылой победы». За Пропилеями ранее возвышалась величественная статуя АфиныВоительницы. Еще один ионический храм — Эрехтейон — был построен в той части Акрополя, где, по преданию, произошел спор Афины и Посейдона, и посвящен этим богам. В одном из портиков храма место колонн занимают кариотиды фигуры женщин. Дельфы — античный город у подножия горы Парнас Фокида, центральная часть Греции , известный благодаря оракулу, определявшему многие решения в политической и религиозной сферах древней Эллады.

К дельфийскому оракулу, находящемуся в сокровенной части дорического храма Аполлона, имели доступ только жрицы-пифии. Также в храме находился священный камень — омфал «пуп земли». Сохранились также развалины многочисленных сокровищниц, театра, стадиона. К началу V в.

До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес. Основная статья: Наука в Древней Греции Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне, были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний что находились, как правило, в руках жрецов , а о развитии профессиональной науки. Непреходящее значение имеет античная философия.

В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека. Традиция считает Фалеса первым греческим философом, астрономом и математиком. Он совершил дальние поездки для получения знаний. Его именем открывается перечень « семи мудрецов », ему приписывают много крылатых фраз: «Познай самого себя», «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Сильнее всего необходимость, потому что она имеет власть над всем», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает». Первоосновой всего сущего Фалес считал воду — «умную и божественную». Фалес стоит у истоков в демифологизации мира: Зевса он считал мировым разумом, богов — действующими в мире силами. Фалес стал основателем стихийно-материалистической школы философии. Наиболее видными представителями этой школы были Анаксимандр , который дал первые формулировки сохранения материи; Анаксимен , согласно учению которого все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в неё возвращается; Демокрит , отстаивавший атомистическую «атомос» — неделимый концепцию строения мира. В становлении диалектики огромную роль сыграл Гераклит , в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем — Сократ.

Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма , одним из крупнейших философов всех времен. Фреска Афинская школа , Рафаэль Санти Аристотель — самый знаменитый философ в истории человечества, в своём учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов , является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура своей задачей видела освобождение человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должен сохранять человек в противовес изменяющемуся миру. Основной добродетелью стоики считали понимание то есть знание того, что есть добро и зло , мужество и справедливость. Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота. Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Древний Египет, Финикию, разные города балканской Греции, побережье Чёрного моря, где собирал, в частности, сведения о скифах. Главный труд Геродота — « История », которая посвящена важнейшему политическому событию греческой истории — греко-персидским войнам. Несмотря на то, что «История» не всегда отличается целостностью и полной научностью, факты, которые приводятся в ней, преимущественно достоверные.

Именно Геродот даёт первое в античной литературе системное описание жизни и быта скифов. Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов — Аполлон. Богом собственно медицины стал Асклепий , причем немало ученых сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный искусный врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ, самые известные — Книдская город Книд и Косская на острове Кос. Представителем последней был Гиппократ , живший в классическую эпоху.

Его высота больше 2000 метров над уровнем моря. Общая площадь Афона составляет более 335 кв.

Высота самой горы составляет 2033 метра. Согласно легенде во время морского путешествия Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн сбились с курса во время сильного шторма, после долгих мучений пристали к подножию Афона. Красота спокойного убежища поразила Богородицу, она попросила Господа сделать это место ее земным уделом. По преданию именно по завету Матери Божией ни одна женщина не может ступать на Афон. Законодательно запрет был введен в 1045 году византийским императором Константином IX Мономахом. А в 1953 году указом президента Греции предусмотрено даже тюремное заключение от 2 месяцев до одного года за нарушение запрета. На Святой Горе кроме монастырей располагаются 12 скитов, кельи, каливы, кафисмы и исихастерии. Мы прикоснемся к истории некоторых монастырей, приоткроем завесу тайны и уединения мест, которые многим только предстоит познать.

Великая Лавра основана в 963 году. Расположена обитель на юго-восточной стороне вершины Афона. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы Афанасий Афонский. При Лавре имеется 17 храмов. На северо-восточной стороне Афонского полуострова расположен Ватопед. Монастырь был основан в 972 - 985 годах. Ватопед длительное время занимает второе место среди всех монастырей на святой горе.

Здесь хранятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Монастырь Хиландар основан в 1197 году. Расположен он в живописных долинах на северо-востоке Афона. Своим появлением монастырь обязан сербскому королю Стефану I Немани и его сыну Радко. После монашеского пострига оба приняли православное христианство и с именами Симеон и Савва возродили некогда заброшенную Хиландарскую пустынь. Самой главной святыней монастыря является икона Божией Матери Трихерусса, в русском произношении звучит как Троеручица. Объясняет появление иконы легенда, согласно которой Иоанн Дамасский был жестоко оклеветан императором-иконоборцем Леоном III, после чего сарацинский князь велел отрубить святому руку.

Древняя Греция: цивилизация Гомера и Платона

После монашеского пострига оба приняли православное христианство и с именами Симеон и Савва возродили некогда заброшенную Хиландарскую пустынь. Самой главной святыней монастыря является икона Божией Матери Трихерусса, в русском произношении звучит как Троеручица. Объясняет появление иконы легенда, согласно которой Иоанн Дамасский был жестоко оклеветан императором-иконоборцем Леоном III, после чего сарацинский князь велел отрубить святому руку. Святой Иоанн пришел к иконе Богоматери и попросил исцеления. Всю ночь, проведя в молитвах, наутро Иоанн увидел, что кисть срослась, вместо кровавой раны виднелся едва заметный тонкий шрам. В память об этом чуде святой Иоанн приложил кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне. Центр полуострова венчает Ксиропотам. По словам насельников обитель была основана в далеком 10 веке.

В церкви хранится один из самых ценных артефактов - самая большая в мире частица Честного Креста Господня, на котором видно отверстие от гвоздя. Возле побережья Афона находится монастырь Зограф. Обитель расположена глубине полуострова. Главными святынями Зографа являются нерукотворный образ великомученика Георгия и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной. Дохиар расположен в живописном месте, на юго-западном побережье Афонского полуострова. Монастырь основан во второй половине десятого века святым Евфимием, сподвижником святого Афанасия Афонского. Одной из главных святынь монастыря считается икона Божией Матери Скоропослушница. Монастырь Ставроникита из всех монастырей святой горы является самым маленьким по размеру.

Располагаясь на восточной стороне полуострова, он защищен с одной стороны Иверским монастырем, а с другой - обителью Пантократор. Исторические вехи свидетельствуют, что обитель появилась на свет на рубеже 10-11 столетия. Многое пришлось пережить святыне Афона: упадок и возрождение, предательство и преданность. При монастыре хранится чудесный артефакт 13-14 веков - икона святого Николая. Ионический архипелаг — группа островов в западной и юго-западной части Греции. Остров Корфу - самый северный из Ионических островов и второй по величине. В христианском мире Керкира, как его называют местные жители, поистине место сосредоточения духовного начала. Главным храмом в городе является церковь святого Спиридона Тримифунтского.

Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов. Римская копия начала 2 в. Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв. Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами — их единственным занятием было военное дело. Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного илоты или зависимого периэки слоя и осталась вне этой корпорации.

Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов. Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. Классическая эпоха 500—336 до н. Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. Ещё в середине 6 в. Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города. Самос 522 до н. Затеянный им скифский поход около 512 до н. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков — финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря.

Древняя Греция в 5—4 вв. Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политический гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранических режимов, — с другой, вызвали возмущение ионийских греков [Ионийское восстание, 500—494 до н. Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн 500—449 до н. Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греческой цивилизации и обеспечили ей всемирно-исторический успех. В борьбе с персами мир греческих общин продемонстрировал высокую степень политической организации подтверждение тому — создание общеэллинского союза в 481 до н. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиатские владения персов. В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов победы при Марафоне в 490 до н. Греческий воин и персидский лучник. Изображение на краснофигурной амфоре. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Победа в греко-персидских войнах имела важные последствия для развития греческих полисов как в сфере социально-экономической, так и в политическом отношении. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую промышленность в рудниках и каменоломнях , в различные ремёсла, где к концу 5 в. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов служанок, поваров, флейтисток и др. Даже в государственной жизни широко использовался труд рабов в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских. Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье около 476 до н. Они жили в особых казармах, носили традиционную одежду пёстрые шаровары, кафтан, башлык и сохраняли привычное вооружение лук и небольшой меч , а их главной обязанностью было поддержание порядка в общественных местах, для чего их снабжали дополнительным орудием — бичом. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражданского общества. Благодаря рабству значительная часть свободных людей в греческих городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличительным признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга схолэ.

Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, научный трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям. В Новое время через латинское посредство schola это слово стало обозначением главного образовательного учреждения — школы. Бюст Перикла. С успехами в войнах с персами было связано и другое важное явление в жизни древнегреческого общества — развитие демократии в передовых в экономическом отношении полисах. Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политический строй, опирающийся на понятие народного суверенитета и соответствующие институты — народное собрание, государственный совет Совет 500 и народный суд гелиэя. Для граждан обеспечивалось не только политическое равноправие, но и реальная возможность участия в общественной и политической жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл , деятельность которого приходится на 460—429 гг. Усилиями его лидера — Афин — этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского государства и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе.

Разгром афинской армии на Сицилии во время Пелопоннесской войны. Афинские претензии на политическое лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны другого сильного государства — Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократических тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греческие общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греческих полисов произошло размежевание: если развитые морские полисы главным образом ионийские тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины дорийцев и эолийцев симпатизировали олигархическому строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политический раскол дополнялся экономическим соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза — Коринфом и Мегарами, а также идеологическим противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии. Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война 431—404 до н. В этом конфликте победа осталась за второй: Пелопоннесский союз не только сумел измотать Афины, слишком понадеявшиеся на свою финансовую и морскую мощь, но и привёл их к полному военному разгрому. Поражением окончилось вторжение афинян в Сицилию 415—413 до н. Одна из главных причин поражения Афин — непрочность созданного ими державного единства, Афинского морского союза, который развалился вскоре после неудачи в Сицилии.

Сказались также неровность и непоследовательность афинского руководства войной. На заключительном этапе талантливому, но непоследовательному военно-политическому лидеру афинян Алкивиаду с успехом противостоял наделённый твёрдой волей спартанский флотоводец Лисандр , победитель при Эгоспотамах. Большую роль при этом сыграло вмешательство Персии в греческие дела. В конце войны персы финансировали строительство спартанского флота, благодаря чему спартанцы добились решающего перевеса. По миру, заключённому в 404 г. Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала никакой принципиально новой политической системы в Греции. Для множества морских полисов, входивших в Афинский морской союз, торжество Спарты означало только смену гегемона вместо Афин — Спарта. Истощённые войной греческие города вступили в полосу длительного и острого социально-политического кризиса. Он был подготовлен исподволь предыдущим экономическим развитием: рост крупного рабовладельческого хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников. Длительная Пелопоннесская война усугубила этот процесс, стимулировав спекуляцию, рост крупных состояний, с одной стороны, и разорение мелких хозяйств — с другой.

Имущественная дифференциация содействовала социальному расколу, так что, по словам Платона, в каждом греческом полисе образовались два противостоящих друг другу лагеря — бедных и богатых, готовых истребить друг друга. Кризис социальный углублялся кризисом политическим. Обнищавшая масса граждан требовала вспомоществования от полисного государства, а естественный в таких условиях переход от народного ополчения к наёмной армии предъявлял дополнительные требования к государственной казне. Да и сам переход к использованию наёмных отрядов был чреват опасностью для полисного государства ввиду очевидной нелояльности наёмников. Упадок финансового и военного ведомства сопровождался упадком суверенных органов власти: народное собрание и суды становились ареной сведения социальных счётов, а вместо принципиальных политических лидеров трибуну в народном собрании заняли ораторы-демагоги. К этому добавился ещё и кризис традиционной полисной идеологии. Знамением времени стала массовая аполитичность, т. В среде простого народа развивалось увлечение утопическими мечтаниями о мире всеобщего равенства и достатка эти настроения нашли яркое отражение в пьесах афинского комедиографа Аристофана «Законодательницы» и «Богатство» , тогда как полисная элита мечтала о сильном единоличном правителе, способном положить конец внутренним смутам и объединить страну ради завоевательной кампании на Востоке выразителем этих идей стало творчество крупнейшего афинского ритора-публициста Исократа. Сражающиеся гоплиты. Рельеф на Монументе нереид, Ксанф Турция.

Эти монархические и панэллинские устремления поддерживались также нездоровой внешнеполитической ситуацией. В конце 5 в. Морские полисы, испокон веков тяготевшие к демократии, а также ряд континентальных общин, в том числе и пелопоннесские города, начали тяготиться спартанским диктатом и в конце концов выступили против Спарты т. Коринфская война , 395—387 до н. Гегемония Спарты была уничтожена, но обозначилась новая проблема для греков — растущее вмешательство Персии. Поддерживавшая Спарту в Пелопоннесской войне, Персия затем оказалась в лагере её греческих недругов. Когда воюющие в Греции стороны измотали друг друга, персидский царь Артаксеркс II властно вмешался в межгреческий конфликт и продиктовал условия т. Анталкидова или царского мира, завершившего Коринфскую войну, а затем снова стал поддерживать уже обессиленную Спарту в качестве противовеса другим греческим государствам, в первую очередь беотийским Фивам и Афинам. Эти два полиса также заявляли претензии на первенство в Элладе. Возглавившие Беотийский союз Фивы нанесли ряд поражений Спарте особенно сильное — при Левктрах в 371 до н.

Однако, когда к Спарте присоединились Афины, Беотийский союз настолько ослабел в борьбе с противниками, что после битвы при Мантинее в 362 г. Точно так же неудачей закончилась и попытка Афин вновь занять положение греческого лидера. Им удалось восстановить в 378 г. Второй Афинский союз практически распался, и это подвело черту под гегемонистскими притязаниями Афин. К 350-м гг. Бюст Филиппа II. Римская копия 1 в. Музеи Ватикана. Историческое развитие древней Македонии отличалось своеобразием. Расположенная вдали от культурных центров Эллады, она долго сохраняла традиции патриархального быта.

Сохранялась царская власть, тем более что страна подвергалась вторжениям соседних воинственных варваров — фракийцев и иллирийцев , отражение которых требовало консолидированных усилий всего народа. Многочисленное земледельческое население страны было естественной основой для сильного ополчения. Последнее не только составляло военную силу государства, но и являлось суверенным органом власти: утверждало нового царя, исполняло роль верховного суда по делам об измене. Постепенно Македония сближалась с эллинским миром. Особенно значительную роль в этом плане сыграло правление царей Александра I около 498 — около 454 до н. Тетрадрахма Филиппа II, серебро. На аверсе — изображение Зевса; на реверсе — изображение всадника. С именем последнего связан ряд важных преобразований и реформ: окончательное формирование сильной постоянной армии, введение в монетное дело системы биметаллизма т.

Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.

Движение Therissos свергло принца Джорджа, и политик Александрос Заимис был назначен на его должность Верховного комиссара. Победный исход Балканских войн и манипуляции тогдашнего премьер-министра Элефтериоса Венизелоса ускорили развитие событий в 1913 году. Султан отказался от всех прав на остров сначала с «Лондонским договором» в мае, а затем со специальным договором о 1 ноября 1913 г. Официальная уния состоялась 1 декабря 1913 г. Источник: edaily.

Что такое эллада по истории. Культура Древней Эллады

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика — жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницею Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому посвящались здесь спортивные Олимпийские соревнования.

Место главного святилища Аполлона — Дельфы , где находился известный дельфийский оракул оракул — место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, или именно прорицания божества , как считали греки здесь находился отмеченный особым камнем центр Земли. Человечные, проникнутые гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии.

В эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес. Наука Основная статья: Наука в Древней Греции Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему.

Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне, были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний что находились, как правило, в руках жрецов , а о развитии профессиональной науки.

Непреходящее значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.

Традиция считает Фалеса первым греческим философом, астрономом и математиком. Он совершил дальние поездки для получения знаний. Его именем открывается перечень « семи мудрецов », ему приписывают много крылатых фраз: «Познай самого себя», «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Сильнее всего необходимость, потому что она имеет власть над всем», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает».

Первоосновой всего сущего Фалес считал воду — «умную и божественную». Фалес стоит у истоков в демифологизации мира: Зевса он считал мировым разумом, богов — действующими в мире силами. Фалес стал основателем стихийно-материалистической школы философии.

Наиболее видными представителями этой школы были Анаксимандр , который дал первые формулировки сохранения материи; Анаксимен , согласно учению которого все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в неё возвращается; Демокрит , отстаивавший атомистическую «атомос» — неделимый концепцию строения мира. В становлении диалектики огромную роль сыграл Гераклит , в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем — Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма , одним из крупнейших философов всех времен.

Фреска Афинская школа , Рафаэль Санти Аристотель — самый знаменитый философ в истории человечества, в своём учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов , является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура своей задачей видела освобождение человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души.

Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должен сохранять человек в противовес изменяющемуся миру. Основной добродетелью стоики считали понимание то есть знание того, что есть добро и зло , мужество и справедливость. Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота.

Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Древний Египет, Финикию, разные города балканской Греции, побережье Чёрного моря, где собирал, в частности, сведения о скифах.

Это интересно! Для того чтобы сказать «нет», грек не мотает головой из стороны в сторону, а кивает вверх-вниз — так, как сделал бы белорус, выражая согласие. Каждый год Грецию посещает в 1,5 раза больше людей, чем в ней живёт. В письменном греческом языке нет знака вопроса «? Чтобы было понятно, что предложение вопросительное, в конце его ставится точка с запятой «;».

Греция занимает третье место в мире по производству оливок. Некоторые оливковые деревья, посаженные здесь ещё в 13 в. Вечный город Афины — один из самых старых городов на планете. Многие важные для истории люди тысячи лет назад ходили по тем же улицам, по которым сегодня можешь пройтись и ты. Это удивительное место, где с головой окунаешься в древность… …Поспорили как-то бог моря Посейдон и богиня мудрости Афина, кто будет покровителем города. Собрали они на суд остальных богов, а те решили, что власть отдадут тому, кто принесёт городу более ценный дар.

Ударил Посейдон трезубцем в скалу — и тут же из неё забил источник. Ударила Афина копьём о землю — и выросло на этом месте оливковое дерево. Решили боги, что дар Афины ценнее, и отдали ей власть над городом. С тех пор называется он Афины... Неподалёку от Афин есть город Дельфы. В нём находится «пуп Земли».

Оказывается, Зевса, как и современных географов, интересовало, где находится центр планеты. С горы Олимп он выпустил двух птиц: одну на восток, а другую на запад. Обе они приземлились на скале возле Дельф. Тогда приказал Зевс поставить здесь монумент «Омфал» в виде конуса со сглаженной вершиной он стоит до сих пор и назвал это место «пупом Земли». Чудеса прошлого Чтобы защитить города от нападения врагов, их строили на холме. Афины — не исключение.

Холм Акрополь, или Верхний город, — визитная карточка Афин. Он по сей день остаётся главным местом в городе и хорошо виден с любой его точки. Рядом с Акрополем находится необычный музей: полы в нём стеклянные и прозрачные, а прямо под ними расположились раскопки древнего города. По ним можно «походить». На высшей точке Афин сохранился древний Парфенон — символ Греции. Он строился как храм богини Афины.

Потом стал собором, затем — мечетью, а ещё позже был частично разрушен и в наше время отреставрирован.

Греками жителей Эллады звали римляне. Олимп существует Самый высокий горный массив в Греции — Олимп, известный всем любителям мифологии. По легендам, именно здесь жили древнегреческие боги, во главе которых стоял громовержец Зевс. Пик Олимпа — вершина Митикас, её высота — 2917 метров над уровнем моря. Подняться на Олимп могут все желающие. Есть несколько маршрутов: и для новичков, и для опытных путешественников. По легенде, именно здесь родился главный древнегреческий бог Зевс. Его мать Рея укрылась в ней от своего мужа — титана Кроноса.

Он проглатывал своих детей из страха: по предсказанию, его должен был свергнуть один из сыновей. И только спрятанному Зевсу удалось избежать этой участи, чем он впоследствии и воспользовался: сверг своего отца Кроноса. В некоторых путеводителях пещера называется Психро — в честь деревни, расположенной неподалёку. Фото: Наталья К. Археологи нашли в ней статуэтки, посвящённые богу-громовержцу, древние алтари и религиозные украшения. Историки считают, что в этой пещере поклонялись Зевсу в течение двух тысяч лет. Сейчас все эти ценности выставляют в музеях. Внутри пещеры оборудован маршрут протяжённостью 250 метров, спускаться предстоит на 65 метров вниз. В конце пути — большое подземное озеро, подсвеченное для атмосферы.

Греки — фанаты кофе Греки любят пить кофе — это важный ежедневный ритуал почти для каждого местного жителя. Пьют его медленно, размеренно, обычно сидя в компании на улице — этот процесс может длиться часами. Именно в Греции придумали фраппе. Считается, что в 1957 году на Международной торговой выставке в Салониках один из сотрудников Nestle хотел приготовить себе кофе с молоком, но не смог найти кипяток, а потому налил холодной воды. Традиционная закуска к кофе — спанакопита. Это слоёный пирог со шпинатом, фетой, луком и зеленью. Найти такой пирог можно в любом уличном кафе. Греки построили знаменитые города Италии У итальянских городов Неаполь, Таранто и Сиракузы греческое происхождение. Их основали более 3000 лет назад греческие переселенцы.

В античные времена эти итальянские города были частью так называемой Magna Graecia — Великой Греции — области древнегреческих колоний. Сиртаки не народный греческий танец Сиртаки — один из самых известных танцев мира, негласный символ Греции. Многие считают, что он народный, но это не так. Движения были специально созданы для фильма «Грек Зорба», который вышел на экраны в 1964 году. В основе сиртаки лежат три традиционных греческих танца: хасапико танец греков-воинов , хасапосервико быстрый вариант хасапико и древний народный танец сиртос, в котором люди берутся за руки и образуют цепочку или круг. Сиртаки начинают танцевать медленно, постепенно темп нарастает и движения становятся очень быстрыми. Основа мировоззрения местных жителей выражается фразой «сига-сига», что в переводе означает «потихоньку».

В 1980 году Греция повторно присоединилась к военному союзу НАТО в 1974 году она вышла из него в знак протеста против оккупации северного Кипра. Членом Евросоюза Греция стала 1 января 1981 года. В Македонском вопросе Греция до сих пор остаётся непреклонной в своём решении не признавать Республику Македонию за попытку последней заявить свои права на историко-культурное наследие Македонии. В декабре 2008 года в Афинах вспыхнули массовые беспорядки, которые быстро охватили и всколыхнули всю Европу. Причиной беспорядков было давно нарастающее недовольство экономическим положением, которое значительно осложнялось в связи с начавшимся в том же году Всемирным экономическим кризисом. Поводом к развёртыванию массовых акций протеста, которые нередко перерастали в погромы и беспорядки, стало убийство 6 декабря 15-летнего подростка патрульным афинской полиции. С весны 2010 года настоящим испытанием для правительства стали почти непрерывные общенациональные забастовки, беспорядки и теракты [11]. В 1983 году законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путём прямых выборов. Файл:Hellenic Parliament from high above. Законодательная власть принадлежит Парламенту , однопалатному представительному органу, который избирается путём всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В его состав должно входить не менее 200 и не более 300 человек. Палата собирается один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии в целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений. Законодательная деятельность осуществляется, как правило, в ходе пленарных заседаний. Однако часть законопроектов рассматривается и принимается на секциях, число которых не может превышать 2. Конституция определяет, по каким вопросам законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций. Законопроекты, принимаемые парламентом, должны быть ратифицированы президентом, а президентское вето может быть преодолено признано недействительным абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.

20 самых интересных фактов о Греции

В Элладе (как называют свою страну местные жители) интересные достопримечательности и культурные памятники можно найти буквально в каждом городе и посёлке. Эллада (греч. Ελλάδα) — самоназвание греками своей страны. Греция (Греческий: Ελλάδα, Эллада, [eˈlaða]), официально Греческая Республика,[9][а] также известен как Эллада,[b] это страна, расположенная в Юго-Восточная Европа.

Эллада или Греция? :)

Древняя Греция, Эллада (῾Ελλάς), древняя страна на юге Балканского полуострова с примыкающим с востока Эгейским архипелагом, населённая древнегреческими племенами (в основном совпадает с территорией современной Греции). Греческие добровольцы со всей страны везут в пострадавшие от пожаров районы гуманитарную помощь. Фема Эллада нередко объединялась с фемой Пелопоннес под властью одного стратига. Санкции США не сработали: Китай продолжил выкупать запрещенные видеокарты NVIDIA, Honda разрабатывает технологию с ИИ, которая поможет слабовидящим насладиться пейзажами. 6. Греки гордо именуют себя эллинами, а свою страну называют Элладой, напоминая миру о том, что являются потомками одной из великих древних цивилизаций.

Древняя Греция

Фема Эллада нередко объединялась с фемой Пелопоннес под властью одного стратига. Синонимы: Смотреть что такое "Эллада" в других словарях. Для своей эпохи Эллада была державой с богатой культурой и развитой наукой. В Элладе (как называют свою страну местные жители) интересные достопримечательности и культурные памятники можно найти буквально в каждом городе и посёлке. Эллада и архаика что такое, сходства и если можно написать про орденую систему период архаика. Кроме этого Эллада превратилась в предмет постоянных притязаний со стороны эллинистических государств.

Прекрасная Эллада, или Греция — одна из древнейших стран мировой культуры

Древняя Греция — Рувики: Интернет-энциклопедия Каждое такое город-государство было полностью политически независимо, наподобие нынешней обширной монархии или республики, или неуклонно стремилось к такой независимости.
Греция - Greece Почему греки называют Грецию Эллада (Ελλάδα)?
10 заблуждений о Древней Греции - Лайфхакер Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне, были продолжены учеными Древней Эллады.
Небанальная Греция: 15 интересных фактов о древней стране Что такое секта и почему вы давно состоите в десятках из них. Недавно поступила совершенно дикая новость, закончившаяся в итоге относительным хэппи эндом, если не считать культурный и психологический шок.

Небанальная Греция: 15 интересных фактов о древней стране

Иоанн Каподистрия, первый президент Греции Основная статья: История современной Греции Греческая революция Свою независимость от Османской империи Греция получила в 1830 году , после национально-освободительной войны 1821—1829 годов. Первым президентом независимой Греции стал Иоанн Каподистрия. Однако, вскоре в Греции была установлена монархия и был приглашён на престол несовершеннолетний Оттон Баварский из династии Виттельсбахов. Восстание 3 сентября 1843 заставило короля Оттона предоставить Конституцию и основать представительское Национальное собрание.

Но, в 1863 году Оттон был свергнут, а на греческий престол был приглашён датский принц Вильгельм, который стал Георгом I. В честь его коронации Великобритания подарила Греции Ионические острова. В 1877 году по инициативе Харилаоса Трикуписа, наиболее яркой фигуры греческой политики того времени, король был лишён права влиять на Национальное собрание путём выдвижения вотума недоверия премьер-министру страны.

В последующие годы политическая борьба между королём Константином I и премьер-министром Элефтериосом Венизелосом расколола греческое общество накануне Первой мировой войны. После завершения последней Греция вступила в войну с Турцией , возглавляемой тогда Мустафой Кемалем Ататюрком. Эта война привела к потере Грецией части территории и массовому обмену населением между двумя странами в рамках подписанного 24 июля 1923 года Лозаннского мирного договора.

Хотя немецкие войска были выведены с территории страны в 1944 году в результате наступления советской армии , с 1942 года в Греции празднуют день отказа Италии как общенациональный праздник — день Охи. В Гражданской войне 1946 года Коммунистическая партия Греции потерпела поражение. В 1949 году в Греции восстановлена монархия, которая была окончательно отменена 21 апреля 1967 года , после военного переворота «чёрных полковников», поддерживаемых Соединёнными Штатами Америки.

После свержения военной хунты в 1975 году была принята новая Конституция, в страну из Парижа вернулся предыдущий премьер-министр Константинос Караманлис, а по результатам всенародного референдума монархия была упразднена и Греция стала парламентской республикой. В 1980 году Греция повторно присоединилась к военному союзу НАТО в 1974 году она вышла из него в знак протеста против оккупации северного Кипра. Членом Евросоюза Греция стала 1 января 1981 года.

В Македонском вопросе Греция до сих пор остаётся непреклонной в своём решении не признавать Республику Македонию за попытку последней заявить свои права на историко-культурное наследие Македонии.

Дорийцы и другие пришедшие с ними греческие племена стояли на более примитивной стадии развития, чем ранее расселившиеся на юге Балканского п-ова ионийцы и ахейцы. Дорийское завоевание вызвало падение культуры и привело, в частности, к забвению древней линейной письменности. Признаками упадка отмечена общественная жизнь даже в тех областях Эллады, которые непосредственно не были затронуты дорийским вторжением например, Аттика. Принятое в историографии двойное наименование этого периода обусловлено как состоянием источников, так и отношением к ним современных учёных. Одни справедливо отмечают, что в исторической традиции греков почти не сохранилось упоминаний о сколько-нибудь значимых событиях этого времени, за исключением отдельных сообщений об основании новых поселений на малоазийском побережье. Отсюда принятое у части современных историков название этого периода — «тёмные века». При этом нередко внимание учёных сосредоточивается на не слишком богатых археологических находках, преимущественно керамике. Другие полагают, что для реконструкции социальной жизни греков в этот период можно привлечь данные гомеровского эпоса, вследствие чего появляется понятие гомеровской эпохи.

Проблема гомеровского эпоса, т. Споры ведутся относительно личности легендарного творца этих поэм Гомера , о жанре самих произведений и достоверности сообщаемых в них сведений. Всё же можно утверждать, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы в 8 в. В результате комбинирования данных гомеровского эпоса с данными археологии создаётся достаточно достоверная картина жизни и быта греков той эпохи — это было время застоя. После гибели микенских центров ведущей социальной ячейкой стала независимая сельская община, верхушку которой составляла родоплеменная знать. Знатные семьи владели лучшими и большими по площади участками земли теменосами , тогда как простые общинники имели меньшие наделы клеры. Знатные люди, возглавлявшие общину, именуются у Гомера басилеями. Это могли быть единоличные вожди или небольшие группы знатных лидеров. Все дела в общинах решала знать аристократия , между тем как крестьянская масса была практически бесправна.

Из этой массы постепенно выделялись более крепкие хозяева, «мужи многоклерные», и бедняки, потерявшие свои наделы, — «мужи бесклерные», вынужденные поддерживать своё существование трудом батрака. Ещё ниже этих батраков — фетов — стояли нищие и, наконец, рабы. Упоминания о нищих и рабах достаточно часты у Гомера, что свидетельствует о далеко зашедшем процессе имущественной и социальной дифференциации. Сосуды геометрического стиля. Период застоя был относительно недолгим. Население в массе своей осталось прежним, сохранившим как основные технологические навыки возделывания почвы, обработки дерева и металла, изготовления керамических изделий , так и культурные традиции религиозные представления и мифологические сказания. Сохранилась значительная часть древней знати в Аттике, Малой Азии , которая была носителем обретённых ранее интеллектуальных ценностей. Гибель дворцовых центров обернулась, с одной стороны, культурным регрессом, с другой — стала предпосылкой нового развития, поскольку сельские общины избавились от тягостной опеки древних монархий и порождённых ими бюрократий. Наконец, появилась важная технологическая новация — знакомство греков с пришедшей с востока из Малой Азии техникой обработки железа.

Уже в 10 в. Хотя основным видом занятий оставалось земледелие, формировались как особые отрасли ремесло и торговля. Обмен, который первоначально носил натуральный характер, начал производиться посредством меновых единиц, которыми служили крупный рогатый скот, отдельные ремесленные изделия треножники, котлы, металлические брусья и даже предшественники монеты — небольшие желудеобразные слиточки золота, т. Из массы деревенских посёлков начали выделяться более крупные обычно в приморской области, рядом с естественной гаванью , которые становились первыми городами в новом социологическом смысле, т. Такие протогорода археологически прослеживаются на малоазийском побережье и близлежащих островах Смирна, Хиос , а у Гомера примерами таких ранних городов служат: в «Илиаде» в песне ХХIII — безымянный город, где земледелец или пастух может приобрести железо для изготовления необходимых орудий труда; в «Одиссее» VI—VIII — город сказочных мореходов феаков, располагающий гаванями и арсеналами с корабельными принадлежностями. К концу этого периода стремительно развиваются торговые отношения между формирующимися у греков новыми городами, с одной стороны, и древними передневосточными центрами городами Лидии , Сирии, Финикии — с другой. Восточная культура оказала сильное воздействие на греков. На рубеже 10—9 вв. Процесс усвоения новой письменности был столь стремителен, что уже через столетие оказалось возможным составить письменную версию гомеровских поэм.

Существует точка зрения, определяющая распространение алфавитного письма у греков и запись гомеровских поэм более поздним временем. Архаическая эпоха 800—500 до н. На рубеже 9—8 вв. В особенности бурно развивались города Ионии, области на западном побережье Малой Азии, где активно происходило взаимодействие греческой и передневосточной цивилизаций. Воздействие восточной культуры ощущалось как в материальной, так и в духовной сфере: формирование города сопровождалось у греков развитием новых архитектурных форм, новациями в изобразительном искусстве, науке и Чернофигурная амфора с изображением кузни. Музей изящных искусств, Бостон. Чернофигурная амфора с изображением кузни. Экономический прогресс нашёл своё выражение в более конкретных формах — в совершенствовании ремёсел, опиравшихся на новую технологическую базу железо , в развитии внутренней и межгородской торговли, что привело к успехам в мореплавании и кораблестроении изобретение якоря, специализация типов кораблей, военных и торговых, и т. Согласно античной традиции, первыми стали чеканить монету правители Лидии в Малой Азии , от них в 7 в.

Чернофигурная амфора с изображением обувной мастерской. Однако экономический прогресс на первых порах обернулся социальными метаморфозами и трудностями для широких слоёв населения. Торговля и деньги разъедали традиционное земледельческое хозяйство, приводили к сильнейшей имущественной дифференциации. Основываясь на тексте поэмы Гесиода «Труды и дни» рубеж 8—7 вв. Крестьянство страдало от растущего малоземелья, от долгов и долговой кабалы. Всё это оборачивалось обострением социальных отношений в каждой общине. Протестное движение крестьянства смыкалось с выступлениями городского населения, как правило утратившего связь с древними родоплеменными структурами и потому стоявшего вне политической жизни. Народ демос выступал против политического засилья родовой знати, требуя радикальных экономических и политических реформ. Результатом этого общественного брожения стало широкое демократическое движение, нередко именуемое в литературе «архаической революцией».

Основными моментами этого движения на ранней и поздней стадиях были законодательные реформы. На ранней стадии они нередко проводились особыми социальными посредниками — эсимнетами, которых община наделяла чрезвычайными полномочиями. Первые реформы состояли в составлении письменных законов, упорядочении судопроизводства, установлении гарантий личной свободы и в этой связи облегчении положения должников, наконец, в реорганизации политического строя, целью которой было если не полное устранение из политической жизни родовой знати, то, по крайней мере, ограничение её роли и передача важнейших полномочий институтам рождающейся демократии — народному собранию, государственному совету и народному суду. Переиздание закона Драконта об убийствах. Эпиграфический музей Афин. Важными сопутствующими явлениями были колонизация и тирания. Во многих общинах избыточное аграрное население более или менее организованно выселялось в заморские колонии. На развитие колонизационного процесса также влияли интересы торговли и ремесла, заинтересованность ведущих городских кругов в налаживании торгового обмена с периферийными народами. Ещё одной причиной служили политические распри, в особенности недовольство младших аристократических семей или отдельных знатных отпрысков своим положением и желание поправить его участием в заморской авантюре.

Основание греками колоний в 8—6 вв. В силу такого размаха, а также ввиду важных последствий для жизни греческой метрополии этот процесс получил название Великой греческой колонизации. Храм Аполлона, Кумы Италия. Когда же недовольные своим положением отказывались покидать родину и ситуация обострялась, возникали условия для выступления сильной личности, честолюбивого демагога, который увлекал массу недовольных различными обещаниями и при их поддержке захватывал власть. Так появилась раннегреческая тирания само слово, очевидно, было заимствовано греками у восточных соседей, из Лидии или Фригии , для обозначения нетрадиционной монархической власти. Тиранические режимы известны во многих городах Балканской Греции: в Коринфе — правление Кипсела и его потомков, в Сикионе — Орфагора и его преемников, в Мегарах — Феагена , в Афинах — Писистрата и его сыновей. На греческом Востоке оставили след в традиции правления Фрасибула в Милете и Поликрата на Самосе , на греческом Западе, в Сицилии, — жестокая тирания Фалариса в Акраганте и правление в Геле и Сиракузах последовательно сменявших друг друга братьев Дейноменидов — Гелона, Гиерона I и Фрасибула. Тираны, как правило, были выходцами из аристократической среды, но, преодолевая сопротивление прочей знати, обрушивались на неё с репрессиями. Их политика приводила к уменьшению слоя древней аристократии, к падению её политической роли.

В этом заключалось историческое значение раннегреческой тирании: по-своему она подготавливала будущее торжество демократии, хотя окончательное утверждение последней было обусловлено предварительным устранением самой тирании. Памятник афинским гражданам Гармодию и Аристогитону, совершившим в 514 до н. Национальный археологический музей, Неаполь. Заключительным моментом этого достаточно длительного процесса явились реформы, в результате которых обрёл окончательную форму новый тип социально-политической организации — гражданская городская община, город-государство, полис. Само слово «полис» семантически аналогично русскому «город». Оно может последовательно обозначать примитивное городище , служившее убежищем для племени, более развитый протогород и город как центр ремесла и торговли, общину населяющих его граждан и, наконец, образованное этой общиной государство. Особенностями полиса были: во-первых, корпоративное единство уроженцев данной области — свободных граждан, чёткое правовое разграничение между ними и чужеземцами — неполноправными переселенцами или вовсе бесправными, но всё более умножавшимися в числе рабами; во-вторых, элементарное, обусловленное самим ландшафтом единство города и примыкающей сельской округи, связанных взаимовыгодным обменом продуктов и обеспечивающих автаркичное, самодовлеющее существование общины; в-третьих, политическая независимость такого организма, присущее ему качество самостоятельного государства; в-четвёртых, характерная для граждан идеологическая общность, закреплявшая их противостояние остальному населению гражданский патриотизм, любовь к отеческой земле, почитание домашнего очага и могил предков, культивируемое гражданами в своей среде равенство перед законом [исономия] и равное право на политическую активность, на выступление [исегория]. Совокупность этих качеств придавала греческому полису исключительную жизнеспособность и устойчивость, так что он мог продолжать существовать даже после утраты политической независимости, в качестве автономной единицы большого территориального государства — эллинистической монархии или Римской державы. Исторически различаются два типа полиса — демократический и олигархический.

Классической моделью первого были Афины, второго — Спарта. Различие в процессе их формирования изначально определялось ситуацией, связанной с дорийским завоеванием. В Аттике, которую дорийцы обошли стороной, процесс образования государства носил имманентный характер, тогда как в Спарте большую роль сыграло именно завоевание. После временного упадка и децентрализации древнего политического сообщества в Аттике возобновилось поступательное политическое развитие, опорой для которого стало возникновение близ древней цитадели нового города — Афин. Начавшееся объединение аттических земель отражено в традиции как древний синойкизм — сселение части населения, в первую очередь знатных семейств, в один центр и возникновение общеаттических органов власти. Часть античного предания Фукидид , Аристотель , Плутарх связывала этот синойкизм с инициативной ролью легендарного аттического героя и царя Тесея. Однако общая мифологическая и хронографическая традиция относит Тесея ещё к микенскому времени чаще всего к 13 в. Одновременно с развитием города шло образование первоначальных сословий — земледельцев геоморов , ремесленников демиургов и знати евпатридов. Разложение сельских общин, обеднение крестьянства, страдавшего от долгов и малоземелья, привело в Афинах, как и повсюду в Греции в архаический период, к обострению социальной обстановки и началу демократического движения.

Его провозвестниками стали распря в среде самой аристократии т. Главными этапами формирования афинского демократического полиса стали реформы Солона 594—593 до н. Основная масса народа — коренное население Аттики — отстояло свою свободу и сформировало гражданский коллектив, чётко отграниченный от чужеземцев — переселенцев метеков и рабов. Римская копия начала 2 в. Национальный музей Прадо, Мадрид. Иная картина наблюдается в Спарте. Завоевание дорийцами Лаконики привело к порабощению местного ахейского населения, что было закреплено первоначальной законодательной реформой, связанной с именем Ликурга. Традиция приписывает этому легендарному законодателю, жизнь которого относят ко времени рубежа 9—8 вв. Продолжение дорийцами Лаконики завоевательной политики привело в 8—7 вв.

Таким образом, в Спарте завершилось формирование особого варианта полисной, корпоративной структуры: гражданскими правами пользовались только потомки дорийцев-завоевателей, спартиаты; за ними закреплялись в наследственное пользование участки земли с прикреплённым к ним земледельческим населением, полукрепостными-полурабами илотами. Привилегированный статус спартиатов подчёркивался тем, что они не должны были заниматься ни земледелием, ни ремёслами — их единственным занятием было военное дело. Коренное отличие спартанского полиса от Афин заключалось в том, что в Спарте гражданская корпорация включала в себя только дорийцев-завоевателей, между тем как основная, гораздо большая по числу масса местного населения, занятая производительным трудом, была низведена на положение подневольного илоты или зависимого периэки слоя и осталась вне этой корпорации. Отсюда особая жёсткость корпоративного строя в Спарте; по существу гражданское общество здесь являло собой военный лагерь, всегда готовый к подавлению любого демократического движения, и в первую очередь восстаний илотов. Отсюда же целенаправленная внешняя политика Спарты, ориентированная на создание дружественного блока государств, одинаково заинтересованных в сохранении консервативных социально-политических традиций. К концу 6 в. Классическая эпоха 500—336 до н. Формирование греческих городов-государств в основных чертах завершается к исходу 6 в. Ещё в середине 6 в.

Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греческие города.

Он стал первым, содержащим как согласные, так и гласные, а его заглавные литеры «альфа» и «бета вита » образовали само слово «алфавит». Греческие буквы используются в качестве математических, физических и астрономических символов. Многие европейские имена содержат древнегреческие корни. Александр означает «защитник», Андрей — «мужественный храбрец», Анжела — «вестница», Георгий — «земледелец», Григорий — «бдительный», Евгений и Евгения — «благородные» и пр. Отличием греческих мужских имен является окончание «ос» — Георгиос, Димитриос, Константинос, Николаос. Законодательство Греции разрешает указывать в паспорте разговорную и уменьшительную форму имени. Цветовая комбинация флага впервые использовалась на щите мифологического героя Ахилла, одного из основных персонажей «Илиады» Гомера VIII в.

Существует несколько древних мифов, связанных с возникновением Олимпийских игр, но о том, кто именно их основал, сведений нет. Однако принято считать, что первые спортивные игры в Олимпии были проведены в 776 г. Они были запрещены последним императором единой Римской империи, христианином Феодосием I. На тот момент их насчитывалось 282. Современные Олимпийские игры впервые были организованы в Афинах в 1896 г. Местом их проведения выбрали древний стадион Панатинаикос. Два из семи чудес античного мира находились в Греции. Это — 12-17-метровая статуя Зевса в Мраморном храме Олимпии V в.

В XXI в. В одном из них планируется возведение при входе в гавань 150-метровой статуи, превышающей оригинал в 4 раза. Внутри предусматривается размещение культурно-развлекательного центра, смотровой площадки и светового маяка. Солнечных дней в Греции насчитывается более 250 в году на островах — 300. Это позволяет местным жителям активно использовать солнечные батареи и существенно экономить на электричестве. Атомных электростанций здесь нет, энергию поставляют ТЭЦ, работающие на добываемом в карьерах угле, а также ветряки. Жара заставляет греков подниматься в 5—6 утра и устраивать в самый солнцепек традиционную сиесту 2-3-хчасовой послеобеденный сон. Для туристов подобный режим не слишком удобен, так как большинство магазинов и ресторанов днем закрывается.

Представляет собой руины многочисленных храмов, театра и стадиона, построенных в период с 8 века до н. В прилегающем археологическом музее собраны все самые интересные находки. Олимпия Олимпия - один из самых известных археологических объектов Греции, место где были проведены первые Олимпийские игры.

Этот древний город расположен в западной части Пелопонесса и известен руинами древнего стадиона, храмов Зевса и Геры. В археологическом музее хранится множество интересных древних артефактов. Эпидавр Эпидавр - древнегреческий город в северо-восточной части полуострова Пелопонесс.

Известен руинами храма Асклепия и древним театром, построенным в 4 веке до н. Театр сохранился очень хорошо. Он известен своей акустикой и до сих пор используется для выступлений.

Храм Посейдона Храм Посейдона - руины древнегреческого храма на самой южной оконечности полуострова Аттика в 70 км от Афин. Это сооружение было построено в 5 веке до н. При этом первый храм был разрушен персами.

Согласно мифам именно в этом месте царь Эгей спрыгнул в море, когда подумал, что его сын Тесей убит. Делос Делос - мифическое место, где родились Артемида и Аполлон. В древние времена остров считался священным.

Сейчас это музей под открытым небом, где можно посмотреть на древнегреческие руины. Гора Афон Гора Афон - вершина в северо-восточной Греции, которая является одной из самых значимых православных святынь. По легенде в 49 году н.

Она так была поражена красотой этого места, что попросила Бога отдать его в удел. С этого времени гора называется Святой и считается земным уделом Девы Марии. Представляет собой огромный монастырский комплекс, в котором хранится множество христианских святынь.

Монастыри Метеоры Монастыри Метеоры - комплекс православных монастырей в северо-западной части Фессалии, построенных на вершинах живописных скал из песчаника. По данным учёным на вершинах скал с 14 по 16 века было построено 24 монастыря. До нашего времени сохранилось только 6 монастырей.

Монемвасия Монемвасия - средневекая византийская крепость, расположенная в юго-восточной части Пелопоннеса. Построена в 6 веке и использовалась византийцами, венецианцами и османами. Загорохория Загорохория - район на северо-западе Греции, который известен красивыми пейзажами и очаровательными старыми каменными деревнями их насчитывается 46.

Одной из главных достопримечательностей этого региона является ущелье Викос. Патмос Патмос - большой старинный монастырь святого Иоанна Богослова на острове Патмос. Считается, что здесь в пещере Иоанн написал книгу Апокалипсиса.

Археологические объекты на карте Проживание Греция - одна из самых популярных стран мира, входящая в ТОП-20 в мире по турпотоку. Здесь можно найти огромное количество вариантов для проживания от дорогих отелей и шикарных вилл до небольших современных гостиниц и недорогих хостелов. Стоимость проживания и предложений жилья полностью зависит от сезона и популярности места курорта.

Самый высокий сезон - июль - сентябрь. Кухня Греческая кухня представляет собой синтез традиционных кулинарных традиций с заметным итальянским и турецким влиянием. Традиционная греческая кухня - это множество овощей, злаков и трав, рыба и морепродукты.

Одним из главных ингредиентов является оливковое масло и томатная паста. Любой приём пищи сопровождает хлеб и вино. Популярная еда: Сувлаки - небольшие шашлыки.

Греческий салат - смесь помидоров, огурцов, сыра фета и лука с добавлением оливок, зелёного перца и орегано, заправленное оливковым маслом. Жареный осьминог. Мусака - запечённое слоёное блюдо с баклажанами, фаршированным мясом, томатами и белым соусом.

Тиропита - сырный пирог. Стифадо - тушёная говядина в соусе.

Полезная информация о Греции

  • Ответы : Что такое Эллада
  • Культура Древней Греции
  • "Античная география". Греция: Великая Эллада
  • Новости Эллады сегодня — последние новости и события —
  • Почему греки называют Грецию Эллада (Ελλάδα)? Сейчас отвечу!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий