Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой.
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» | последние новости сегодня на |
Какого числа день памяти Александра Невского в 2023 году | Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. |
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
Святой Александр Невский | В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. |
ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых | Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. |
Главная страница - Заступник земли русской: Александр Невский | В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. |
Как стать святым и «именем России» | Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной II и до сих пор покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами вручается за особые заслуги перед отечеством в дипломатической и миротворческой. |
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского | "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. |
Современные чудеса святого Александра Невского
Он добавил, что этот факт никак не умаляет заслуг Александра Невского как талантливого полководца, одержавшего победу в противостоянии с крестоносцами. Напомним, на круглом столе прозвучали также доклады сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области. В заключение слушателям и участникам представили выпуск программы «Истфакт» «В поисках Вороньего камня».
Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Удивительно, что и в советские годы чтилась память Александра Невского: 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Во время Невской битвы 1240 год ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.
Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского Автор А. Карпов, историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий» Портал «Слово» Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Он родился в 1220 году 1 , в городе Переяславле-Залесском, и был вторым сыном Ярослава Всеволодовича, в то время переяславского князя. Его мать Феодосия, по всей видимости, была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного, или Удалого 2. Очень рано Александр оказался вовлечен в бурные политические события, развернувшиеся вокруг княжения в Великом Новгороде — одном из крупнейших городов средневековой Руси. Именно с Новгородом будет связана большая часть его биографии. В первый раз Александр попал в этот город еще младенцем — зимой 1223 года, когда его отца пригласили на новгородское княжение.
Однако княжение оказалось недолгим: в конце того же года, рассорившись с новгородцами, Ярослав с семьей вернулся в Переяславль. Так и будет Ярослав то мириться, то ссориться с Новгородом, а затем то же повторится и в судьбе Александра. Объяснялось это просто: новгородцы нуждались в сильном князе из близкой к ним Северо-Восточной Руси для того, чтобы он мог защитить город от внешних врагов. Однако такой князь правил Новгородом слишком круто, и горожане обычно скоро ссорились с ним и приглашали на княжение какого-нибудь южнорусского князя, не слишком досаждавшего им; и все бы хорошо, но тот, увы, не мог защитить их в случае опасности, да и заботился больше о своих южных владениях — вот и приходилось новгородцам вновь обращаться за помощью к владимирским или переяславским князьям, и все повторялось заново. Вновь князя Ярослава пригласили в Новгород в 1226 году. Спустя два года князь опять покинул город, но на этот раз оставил в нем в качестве князей своих сыновей — девятилетнего Федора своего старшего сына и восьмилетнего Александра. Вместе с детьми остались бояре Ярослава — Федор Данилович и княжеский тиун Яким. Им, однако, не удалось совладать с новгородской «вольницей» и в феврале 1229 года пришлось бежать с княжичами в Переяславль.
На короткое время в Новгороде утвердился князь Михаил Всеволодович Черниговский, будущий мученик за веру и почитаемый святой. Но южнорусский князь, правивший отдаленным Черниговом, не мог защитить город от угрозы извне; к тому же в Новгороде начались жестокий голод и мор. В декабре 1230 года новгородцы в третий раз пригласили Ярослава. Тот спешно приехал в Новгород, заключил договор с новгородцами, но пробыл в городе лишь две недели и вернулся в Переяславль. На княжении в Новгороде вновь остались его сыновья Федор и Александр. Новгородское княжение Александра Так, в январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой, когда все уже было готово к свадебному пиру.
Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца. Вероятно, Александр принимал участие в отцовских походах например, в 1234 году под Юрьев, против ливонских немцев, и в том же году против литовцев. В 1236 году Ярослав Всеволодович занял освободившийся киевский престол. С этого времени шестнадцатилетний Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. Начало его княжения пришлось на страшную пору в истории Руси — нашествие монголо-татар. Погибли многие князья, в том числе дядя Александра великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и все его сыновья. Великокняжеский престол получил отец Александра Ярослав 1239. Происшедшая катастрофа перевернула весь ход русской истории и наложила неизгладимый отпечаток на судьбы русских людей, в том числе, конечно, и Александра.
Хотя в первые годы княжения ему и не пришлось непосредственно столкнуться с завоевателями. Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей.
Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли. Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!
По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке.
Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси.
На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову.
Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю. Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен.
Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите».
Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».
На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом.
Западные и северные пределы захватывались орденами крестоносцев и шведами. Молодой князь малой дружиной победил на притоке Невы войско шведов, за что в народе его и прозвали «Невский». На Чудском озере он разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества, вел гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключал торговые соглашения с немецкими городами.
В течение всего периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность, благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожженные города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обет монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу. Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины.
Также в ансамбль входят два пьедестала с военными трофеями и два подсвечника. Старую, малую, раку поместили внутрь новой.
Батальные барельефы на раке Рака была не только святыней для верующих, но и важной достопримечательностью города, на которую обращали внимание иностранные путешественники. Раку вскрыли и передали в Эрмитаж в советское время Демонтаж изголовья раки в 1922 году Общественное достояние После революции, в 1922 году, в рамках антирелигиозной кампании и изъятия церковных ценностей гробницу Александра Невского публично вскрыли. Чиновники рассчитывали не только изъять драгоценности, но и развеять чудотворный ореол вокруг раки. Саму же серебряную конструкцию и вовсе хотели отправить на переплавку. Вывоз из Александро-Невской лавры церковных ценностей на фото малую раку достали из большой Общественное достояние Однако музейные работники убедили большевиков сохранить раку как памятник мирового художественного значения, и ее передали в Эрмитаж, где она и находилась в постоянной экспозиции с перерывом лишь на эвакуацию во время Второй мировой войны. Сами мощи после революции были переданы в музей религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе Петербурга, но в 1989 году возвращены в Александро-Невскую лавру.
Монументальный комплекс гробницы Александра Невского в Эрмитаже О возвращении раки в лоно церкви впервые заговорили в 2000 году.
Как стать святым и «именем России»
Об этом сообщается на сайте ПЦУ. Александра Новгородского Невского , в схиме Алексея, 23 ноября», — говорится в сообщении. Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году.
В развернувшейся идеологической войне новгородские летописцы припомнили, что основатель династии московских государей был новгородским князем. Это означало старшинство Господина Великого Новгорода по отношению к Москве. Подвиги, приписанные Александру, должны были представить новгородцев защитниками и хранителями Руси и её духовных скреп. Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки. Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине 16-го века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник.
Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами всего там их более 16 тысяч. Житие Александра Невского [Лицевой летописный свод 16-го века]. Wikimedia Commons Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть. Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба. Очевидно, что такое «неуважение» к последующей деятельности Александра обусловлено стремлением обойти неудобные моменты его биографии, связанные с захватом великокняжеского трона и сотрудничеством с Ордой.
В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича. В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда. Востребованный Романовыми Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского. Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I , который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем. Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая.
И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве.
Эта победа имела историческое значение, но возникает вопрос. В то время страна была оккупирована татаро-монголами, и святому князю Александру, как и всем русским князьям, приходилось ездить к хану, привозить подарки. Почему же он не вступил в борьбу с татаро-монголами? Конечно, потому, что сила новгородской дружины была несоизмерима с силой восточной армии, но еще и потому, что князь Александр Невский, несмотря на свой молодой возраст, сумел прозреть, откуда исходит настоящая опасность. Восточные завоеватели интересовались только материальным фактором. Им нужна была дань, и они ее собирали, но они совсем не вмешивались во внутреннюю жизнь. Им было безразлично, в какого бога верят русские, кому они поклоняются, каковы их внутренние государственные и религиозные устроения и обычаи. Им важно было собирать дань, и этим ограничивалась их роль как оккупантов.
А вот тем, кто пришел с Запада, была нужна не наша дань — им были нужны наши души, наш разум, наша политическая воля. И эту опасность прозрел молодой князь Александр Невский и понял, с кем нужно бороться, не жалея жизни своей. Не имея шансов победить, он наголову разгромил шведов, и это была действительно большая победа, оградившая землю Русскую от оккупации, которая могла нанести урон ее духовной жизни.
Окончательное оформление образ Александра Ярославича получил в десятитомном «Лицевом своде», который был создан под руководством Ивана Грозного в его резиденции в Александровской слободе. Почти каждая страница «Лицевого свода» украшена миниатюрами всего там их более 16 тысяч. Житие Александра Невского [Лицевой летописный свод 16-го века].
Wikimedia Commons Цель этого сборника, как следует из его названия, — свести воедино все местные летописи и создать полную и, что особенно важно, единственно «правильную» версию истории, которая обосновывает идею, что Москва — преемница Руси Киевской и Владимиро-Суздальской, а правящая династия в лице Ивана Грозного — единственная легитимная власть. Персонально Александру Ярославичу в «Лицевом своде» посвящено целых 196 миниатюр в двух томах — больше, чем всем остальным русским князьям. Но удивляет даже не количество посвящённых Александру иллюстраций, а то, что создателей свода совершенно не интересуют следующие за Ледовым побоищем двадцать лет его жизни. А ведь это были наиболее важные годы: Александр становится великим князем Киевским, а потом и великим князем Владимирским, то есть из рядового удельного князя превращается в политика национального масштаба. Очевидно, что такое «неуважение» к последующей деятельности Александра обусловлено стремлением обойти неудобные моменты его биографии, связанные с захватом великокняжеского трона и сотрудничеством с Ордой. В царствование Ивана Грозного началась и монументальная пропаганда образа Александра Ярославича.
В построенном по указанию царя храме Василия Блаженного была помещена большая икона «Святой Александр Невский с деянием», где изображены 32 его прижизненных подвига и посмертных чуда. Востребованный Романовыми Пришедшие к власти цари из династии Романовых продолжили чествование Александра Ярославича, хотя, в отличие от Рюриковичей, не были его прямыми потомками. Романовым, взошедшим на престол в результате победы над поляками, тоже нужен был символ борьбы с Западом. При них около 1630 года в Московском Кремле был воздвигнут первый на Руси храм во имя святого Александра Невского. Новую смысловую нагрузку образ Александра Ярославича получает при Петре I , который объявляет его «небесным покровителем» Петербурга царствующей династии и Российской империи. Пётр Алексеевич был первым из русских царей, сделавшим Александра и своим официальным небесным покровителем.
Первый российский император считал, что родился с Александром в один день — 30 мая. И даже сына, родившегося в 1691 году, Пётр назвал в честь покровителя правда, Александр Петрович умер в младенчестве. В 1710 году у впадения в Неву речки Чёрной Пётр лично выбрал место для строительства монастыря в честь Александра Невского. К летописной Невской битве это место отношения не имеет, так как устье реки Ижоры, где она состоялась, находится от него в сорока километрах. Но Петру нужен был монастырь в самой столице, а не в её дальнем пригороде. В 1723 году Святейший синод постановил перенести мощи Александра из Владимира в Александро-Невский монастырь в действительности останки, которые монахи Рождественского монастыря выдавали за мощи князя, погибли при пожаре ещё в 1491 году.
Маршрут был устроен так, чтобы ковчег с ракой следовал через крупные населённые пункты. Весь этот путь кортеж под охраной почётного воинского эскорта двигался в окружении духовенства, скопления народа, нищих и юродствующих.
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской» | Программа передач, главные новости дня, комментарии экспертов. Уникальные съемки военной техники и фильмы об армии. |
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского? | Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды. |
Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский | Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. |
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского | Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение. |
Просветительский онлайн-проект «Путь святых». Святой Александр Невский | 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма. |
С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
Каждый день в 8:30 перед святыней будут совершаться молебен с акафистом и Божественная литургия, в 12:00 — молебен с акафистом, в 16:30 — молебен с акафистом и всенощное бдение. Затем святыня будет принесена в Городец, где пробудет до 14 ноября. Принесение святыни приурочено к 800-летию святого князя Александра Невского. В общей сложности ей смогли поклониться сотни тысяч верующих из более 100 городов и населенных пунктов в России и Беларуси. Первому, историческому крестному пути, было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя. Он прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург. Южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России.
Он охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии. В его маршруте насчитывается 12 епархий на российской земле и 15 епархий — на белорусской. Среди российских регионов, где встречали ковчег с мощами благоверного князя, — Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Рязанская, Липецкая, Воронежская и Курская области. В каждом населенном пункте собиралось множество жителей и паломников. Справка: На протяжении последних нескольких лет велась активная подготовка к отмечаемому в 2021 году 800-летию со дня рождения прославленного угодника Божия, великого русского полководца и государственного деятеля — святого благоверного князя Александра Невского. Во исполнение определения Священного Синода и благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархиях на территории Российской Федерации и Республики Беларусь организован крестный ход с честными мощами благоверного князя. По благословению Святейшего Патриарха крестный ход начался 12 июня сразу в четырех направлениях: — исторический крестный путь, которому было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя, прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург; — южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; — восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь — административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России; — крестный ход по Центральной России и Республике Беларусь, путь которого завершается 14 ноября в городе Городец, этот крестный ход начался в Давидовой пустыни в Подмосковье, охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии.
Почему великого князя мы почитаем святым? В год 800-летия великого князя этот вопрос — на уроках в лицее, в беседах с прихожанами — возникал не раз. А я такой человек, что всегда хочу дойти до самой сути. Поэтому мы с отцом Артемием, настоятелем нашего храма, и посчитали: если вопрос есть, надо постараться на него ответить. Скажу сразу: кроме того что человек, которого хотят канонизировать, должен обладать определенными духовными качествами, святым его должны признать в первую очередь люди. Если они приходят на его могилу с молитвами, если получают утешение и помощь — это главное свидетельство святости, которое уже затем узаконит чином канонизации Православная церковь, — говорит автор книги. С Александром Невским так и произошло.
Когда митрополит Кирилл объявил о кончине князя, сказав при этом: «Закатилось солнце Земли русской», народ выдохнул: «Ужо погибаем». К могиле князя, к мощам его люди шли с первых дней кончины Александра Ярославича. Это сейчас некоторые любители «альтернативной истории» могут назвать Невского своего рода коллаборационистом, который, будучи великим полководцем, не пошел биться с мечом против монголов и Великой степи, а поехал к Батыю договариваться о выплате дани. В те же времена народ понимал смертельную угрозу нашествия монголов. Напомним: до битвы на Куликовом поле, когда Орда ослабла, а Русь поднялась, от года смерти Александра Невского оставалось еще более ста лет. Орда могла выставить от 40 до 50 тысяч хорошо вооруженных, закаленных в битвах жестоких всадников.
Но благоверный князь ответил: «В вашем учении не нуждаемся и не примем его». Тогда римские папы стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей, но новые походы были также безуспешны, как и прежние. Умер благоверный князь в 1263 году на пути домой из Орды, где он выхлопотал для русских некоторые послабления, например, добился их освобождения от несения службы в татарских полках. В дороге святой Александр опасно заболел. Предчувствуя кончину, он принял иноческое пострижение с именем Алексий. Умер святой Александр Невский 6 декабря по новому стилю. О его смерти во Владимире узнали следующим образом. Когда митрополит всея России Кирилл молился о Руси и ее великом князе, он увидел, как ангелы возносят душу святого Александра на небо. Во время совершения чина погребения произошло чудо. Когда эконом митрополита Кирилла Севастиан приблизился ко гробу и хотел разнять руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее разрешительную молитву, то благоверный князь сам простер свою руку, принял свиток и затем снова сложил руки крестообразно на груди.
В торжественном мероприятии приняли участие глава городского округа Калининграда О. Аминов, начальник музея-памятника «Спас на Крови» сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» И. В экспозицию выставки вошла икона XIX века «Святой благоверный князь Александр Невский» из собрания Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а также портрет императора Петра I, при котором почитание святого князя приобрело общегосударственное значение. На литографии Анри Дюрана изображен монастырь Александра Невского, куда в 1724 году были перенесены мощи святого. Также на выставке представлен уникальный портрет Александра II работы художника А. Стрелковского, недавно поступивший в фонды петербургского музея.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
последние новости сегодня на «Общенациональное значение имя Александра Невского приобрело при Петре Великом», – говорится в видеофильме «Александр Невский – небесный покровитель Санкт-Петербурга», подготовленном Президентской библиотекой. Русский народ хранит память об Александре Невском, а Православная церковь объявила его святым и почитает как защитника земли русской. Святой благоверный князь Александр Невский совершил много важных деяний, одержал немало побед над врагом, который своей возможной оккупацией земли Русской мог принести духовную погибель, изменить духовный, религиозный, культурный код страны.
Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора. В ноябре исполняется 760 лет со дня завершения земного пути Александра Невского, а в 2024 году в Русская православная церковь будет широко отмечать 300-летие перенесение мощей святого благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию в 2024 году 300-летия перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского.
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
У памятника святому Александру Невскому Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга и обратился к собравшимся на площади с Первосвятительским словом. Подробнее о святом Александре Невском читайте в книгах: Святой Александр Невский – защитник земли Русской / автор предисловия А. Салтыков. Память об Александре Невском сама превратилась в поле битвы. 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день праведной кончины святого благоверного князя Александра Невского, в храме во имя Феодоровской иконы Божией Ма. Новости посвященные мероприятиям. связанным с Александром Невским. Лучше всего понимала подвижничество Александра Невского Русская православная церковь, канонизировавшая его в 1547 году одним из первых русских святых.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
И, тем не менее, у православных славянских народов, у сирийцев и арабов, даже у христиан Западной Европы неразделенного периода — есть общие единые святые, признаваемые вне всякого политического контекста, исторического нарратива или острого дискуссионного поля. И папа римский Григорий Великий, который в пух и прах разносил «константинопольскую идеологию первенства», такой же святой для Восточной церкви, как, например, патриарх Фотий — является святым для Западной Церкви, хотя в политическом измерении именно он помешал амбициозным планам римского папы распространить его власть на Балканах. Даже когда рухнула Османская империя, когда угнетенные православные народы получили свободу, никто из них не занимался чисткой календаря, исключая из него каких-нибудь греческих святых, которые недостаточно сопротивлялись или даже содействовали укреплению власти Османов. А помните, были такие заклятые идеологические враги как Нил Сорский и Иосиф Волоцкий? Так вот, несмотря на то, что идеология одного победила — оба во святых. И никому в голову не приходило заметать под коврик слова, тексты и мысли проигравшей стороны. А все почему? Да потому что подлинная Церковь Христова определяет святость жизни человека не по лозунгам очередного Майдана, не по геополитическим установкам светской власти, не по контекстам очередной идеологии, а по критерию евангельской Правды. Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны.
А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование. И там, где Православная Церковь играет хоть какую-то роль в жизни народа, она будет поставлена перед этим выбором — Господь или Госдеп.
Ковчег сопровождал наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов. Перед встречей митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, заботой и попечением оргкомитета по перенесению ковчега со святыми мощами великого князя Александра Невского, в год 800-летия со дня его рождения мы встречаем сегодня святыню в нашем богоспасаемом граде.
Народная память особо отмечает святого князя, который сказал: «Бог не в силе, а в правде». Русский народ всегда в своем сердце искал правду о Боге. Через это усердие святой благоверный Александр Невский, который жил в очень непростое время иноземного пленения и междоусобной брани, как правитель и воин сумел призвать благословение Божие на свои труды. И сегодняшнему Отечеству и народу очень важно сохранить этот духовный стержень, в своей жизни дать место промыслу Божию, призывать благословение Господне на свои благие труды во славу Божию, нашего Отечества, Матери Церкви», — сказал управляющий Нижегородской епархией. Ковчег установили в центре Александро-Невского кафедрального собора, после чего митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию. Ему сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, наместник Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий Куксов , первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, благочинные округов и другие клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая Кутепова , а также ученики Александро-Невской православной гимназии. По завершении Божественной литургии глава Нижегородской митрополии обратился к собравшимся со святительским словом. Архипастырь поблагодарил организаторов за предоставленную нижегородцам возможность поклониться мощам святого благоверного великого князя Александра Невского. Управляющий Нижегородской епархией напомнил, что святой благоверный князь Александр Невский был не только правителем Русской земли, воином, дипломатом, но и монахом: «Из жития мы знаем, что он не проводил время в уединении, посте и особой молитве, а занимался государственным устроением в то время, когда Русская земля была в иноземном ордынском пленении, во время междоусобной брани.
Он не ушел в пустыню, не уединился, а участвовал в военных походах, будучи в Орде, претерпевал унижения ради Господа, своей земли и народа. В то тяжелое время святой князь Александр Невский помнил, что Русская земля оказалась между молотом и наковальней, с Востока шли ордынцы порабощать русский народ, а с Запада — опасность смены православной веры на католическую. Ее представители говорили: «Если вы откажетесь от православной веры, то получите и денежную поддержку, и военную». В ответ на это Александр Невский поехал на поклонение в Орду, к язычникам.
Подвиг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС не подлежит забвению. О них мы должны помнить всегда!
Кульминацией православного праздника сегодня стала церемония освящения саркофага Александра Невского, который до этого находился в Эрмитаже. Это первый этап: музей передал внешний серебряный саркофаг и внутренний деревянный ковчег в Лавру.