Новости айдар файзрахманов биография

Айдар Файзрахманов считает, что настало время, когда нужно приложить максимум усилий, чтобы Госансамбль фольклорной музыки РТ участвовал во всех культурно-массовых мероприятиях, которые проходят в мире, — не только в Европе, но и в Азии и Африке. На стихи известных татарских поэтов Айдар Файзрахманов написал песни «Туган жиреннэн китмэ» (Г. Афзал), «Эллэ курешэбез, эллэ юк», «Яшэу барыбер кызык» (И. Юзеев). В 2002 году стал художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ.

Айдар Фәйзрахманов

И народ после этого мне начал читать похвалу: «Спасибо, Айдар-абый, за то, как ты читаешь эти стихи! Сам поставил, сам вел. И прозу читал наизусть, и все стихи, которые я нашел и которые были посвящены Ильгаму Шакирову. Публика была без ума. И четвертая ветвь, наверное, самая весомая, эпопеи тукаевского лауреатства — наши гастроли по популяризации татарского фольклора.

Было непросто. В 2003 году Асхат Сафин, в то время директор Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, и художественный руководитель Ильгам Шакиров позвали меня. Они искали руководителя фольклорного ансамбля, который был создан уже в 1999 году. Сначала я взял тайм-аут на целый месяц… — Вы были просто артистом на тот момент?

Всегда на трех-четырех работах трудился параллельно. Я пришел через месяц и говорю: «Нет». Ильгам-абый: «Как? Все уже знают в министерстве.

Министр Ильдус Тарханов уже знает. В какое положение ставишь? Если за этот год я почувствую, что не тяну эту работу, то ухожу. Вы ни слова — сразу разрываем контакт».

И пошло-поехало. Я забыл, что такое год, два, три… И так с 2002-го уже 17-й год руковожу. Где-то за 40 стран уже, в некоторых из них мы побывали по 4—5 раз, а то и 10. Про Европу вообще не говорю.

В Германии только, наверное, раз 10 были, во Франции, Нидерландах… И самое отрадное: я не хвалюсь, но всегда смотрю на наших ребят, когда они выступают, и наблюдаю за публикой. Во-первых, они любуются нашими красавицами-девушками. У нас очень красивый народ. Я горжусь татарским народом.

С этим чувством всегда возвращаюсь, с этим чувством продолжаю работать. Что бы ни говорили о татарском народе, как бы ни говорили… Иногда ко мне подходят поэты, когда видят наши выступления, и отмечают: «А ты передаешь энергетику татарскую». На меня все смотрят и говорят: «Кыпчак». Да, я это чувствую, мне это не надо говорить.

Я и есть кыпчак, я степной народ. Это моя энергетика. У себя дома в деревне, если делаю что-то по хозяйству, одним делом не занимаюсь — бегом-бегом: и баню топлю, и в огороде копаю, и тут же сажаю, тут же поливаю, и по дому еще успеваю делать. Всю жизнь был таким.

Это мое воспитание, наверное. Очень люблю трудиться. Это папа, это мама. Относительно труда — особенно это папа.

Когда мне было 9 лет, взял в руки косу, мы по 10 гектаров косили сена, по 10 гектаров в колхозе косили горох, ходили на сенаж. Это очень большой труд, поэтому я такой сухой, жилистый. И моя работа привела меня туда, где я есть сейчас. Главное достижение — ансамбль и репертуар, который создан за это время, плюс это и костюмы, и инструменты.

Всегда говорят: «Что у татар есть из инструментов? Ничего нет. Курай…» Есть, они были! Горловое пение: я мечтаю возродить его, а оно было у татар.

Попросил у ансамбля «Караван-сарай» еще в те годы башкирский курай. Мне говорят: «Айдар-абый, нет. Для этого надо было башкиром родиться». Говорю: «Покажи мне, как надо».

Очень трудный инструмент. Но я баянист, такое чувствую. Я был первым татарским певцом, который вытащил на эстраду башкирский курай, был одним из первых, кто вытащил на татарскую эстраду тальянку. Да, Фан Валиахметов пел, конечно, под тальянку, но он ее не использовал в такой современной подаче, а я ее вплетал в аранжировку — и везде у меня тальянка, и народ принимал.

Даже не скажу, что это эстрада. Это не эстрада, а просто массовое увлечение пением. У нас кто поет? Бизнесмен поет, врач поет и получает звание «Заслуженный артист Республики Татарстан», «Народный артист Республики Татарстан».

А почему мне не дают заслуженного работника сельского хозяйства? Знаете, сколько я картошки вскопал и вырастил? А мне не дают. Прежде всего образование.

Меня поражает, когда говорят: «Чтобы петь, зачем образование? Разве с Иосифом Кобзоном кого-то сравнишь, с Ренатом Ибрагимовым кого-то сравнишь, с Аллой Пугачевой кого-то сравнишь? Имею не только возможность, но и право оценивать: у меня два музыкальных вуза за плечами. Я окончил музыкальный факультет пединститута как преподаватель музыки, а также Казанскую государственную консерваторию как оперно-камерный певец.

Проработал 27 лет в театре имени Джалиля, пел с очень большими певцами, ездил на гастроли, работал с именитыми режиссерами. Что вы думаете о данном феномене? Почему молодой человек собирает дворцы спорта? Я ничего такого не говорю, Муртазин — хороший музыкант, но слово «феномен» нужно еще оправдать, он должен продержаться хотя бы 10—15 лет.

У нас народ очень любит новаторство, клюет на что-то новое. Там клев хороший, он туда и клюнул… А Элвин Грей пускай поет! Даже в том, что мне не нравится, нахожу позитивные вещи: эти ребята поют на татарском языке, а это все равно лучше, чем если бы только один Айдар Файзрахманов пел на татарском, а все остальные — на русском. Да и молодежь сейчас совсем другая… — Чем отличается, скажем, от вашего поколения?

Они в интернете, в мировом пространстве общения. Здесь не только исполнение Элвина Грея, но и его внешний вид людям импонирует, его умение держать себя на сцене. Сейчас выпусти к ним какого-нибудь молодого Ильгама Шакирова, он выйдет, споет сногсшибательно, уйдет, но на них это не произведет впечатления. Но мы должны, учитывая формат нынешнего времени, уметь выжать оттуда что-то полезное для народа, языка, нашей культуры.

Меня тоже упрекают, говорят мне: это же не фольклор! Конечно, это не «Бурановские бабушки», это не из Лаишево «Каравон», а на основе фольклора подан материал, который воспринимается и молодежью, и стариками, и татарами, и русскими, и иностранцами. Мне стоя аплодировали в Прибалтике, а арабы меня в 2016 году четыре раза пригласили к себе. Только возвращаюсь, через два месяца они опять зовут наш фольклорный ансамбль.

Я спрашиваю: «А почему? У меня нет хулиганства, все заняты делом. Меня поражает, что я, 65-летний бабай, смог вовлечь молодых в эту область. Очень доволен нашей командой.

Да, большая текучка, иногда теряю ребят. Видят хороших исполнителей и выдергивают их, предлагая хорошие деньги. Естественно, они уходят. У меня нет таких возможностей.

Это человек, который охватывает всю нашу республику. Ему надо данный корабль вести, а это очень сложно. Есть люди, инстанции… Я, кстати, сколько ни обращался к Рустаму Нургалиевичу, до сих пор к нему на прием не попал. Но, если даже такого не случилось, это не говорит о том, что я от государства, от президента Татарстана не вижу внимания.

Когда мы Минниханова встречаем, он со мной здоровается и спрашивает, как дела. Я отвечаю, что хорошо. Он видит, что у меня хорошо, что у меня команда работает. Иногда, например в прошлом году, президент нам просто выделил определенное количество денег на пошив костюмов.

У меня есть грант, и у Анатолия Ивановича Шутикова есть грант. Это грант, который мы используем для пошива костюмов, часть используем для зарплаты ребятам, часть — для выпусков DVD — и CD -дисков. Поэтому на государство я не могу жаловаться. Мы знакомы очень давно, знаю, какая она пришла к нам в Татарстан.

Приволжский федеральный округ Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 года за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений. Айдар Фаттрахманович мастерски владеет гармошкой, баяном и кураем. Значительную чать его репертуара занимают татарские народные песни и произведения известных композиторов — С.

Большое спасибо, что в их число включили и меня и пригласили к себе. В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне. Видеозаписи, отражающие значимые события из его жизни, стали прекрасным дополнением к мероприятию. Зритель то грустил, то радовался и благодарил артиста за талант, искренность и любовь к национальному творчеству.

У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар. Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае. Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»? Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу. Почему так получается? У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана. Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля. Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура. Значит, мы просто плохо представлены. Сегодня у нас время греев, тямаевых. Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах. Люди поражаются моей памяти. Мне, например, было бы стыдно на сцене рассказывать какие-то непристойные шутки про женщин, пошлый юмор. А у нас на эстраде это звучит. Иногда из-за этого ухожу с концерта в филармонии — стыдно перед зрителем. Я написал музыку к некоторым из их текстов, таким образом, продлил стихам жизнь. Людям это очень нравится. Сегодня художественное слово воспринимается даже лучше, чем песня. Зритель слушает, затаив дыхание. Даже спать ложился с книгой. А сейчас я не знаю артиста, который собирал бы залы на поэтические вечера. Разве в Камаловском театре нет таких актеров?.. Говорят, молодые татары отдаляются от родной культуры, это действительно так? Молодые артисты нашего ансамбля — положительные со всех сторон, и поведение у них хорошее. Ты сам должен быть примером. Какой я сам — такой и мой ансамбль. Мои ребята разделяют мои взгляды, на сцене все видно как на ладони, сцена — как зеркало. Стараемся что-то изменить. Я на эти вещи стараюсь смотреть трезво. Побывал в 55 странах. После 4 класса я учился в русской школе. Из-за этого мое отношение к моему татарскому миру, моей нации не изменилось, стало только еще более осознанным. Всей душой, всей своей сущностью, всем художественным миром я татарин. Я без всякого стеснения говорю об этом. Конечно, и у меня есть недостатки в этом плане. Я стараюсь их не показывать и избавиться от них. Невозможно отрицать музыку других народов, мы должны принимать новое. Но в то же время нам следует сохранить наше аутентичное звучание, нам нельзя терять его основу. Мы — уникальная для всего мира, выдающаяся нация. Куда бы я ни поехал, тоскую по своему родному Татарстану и возвращаюсь сюда с безмерной радостью. Не понимаю тех, кто оставил нашу родную землю и променял его на чужие края. А ты что-нибудь сделал ради процветания родной земли? Какой ты вложил труд, чтобы сделать свой родной край еще лучше? На вашем столе ее портрет. Как вы пережили уход вашей жены? В те дни, когда она болела, было предчувствие ее скорой смерти? Она умерла у меня на руках. Не жил с таким чувством, что потеряю ее.

Горе в семье Айдара Файзрахманова

За эти годы он подготовил одаренных исполнителей классического и народного плана. На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. В 2002 году по приглашению руководства филармонии Айдар Фатхрахманович становится художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. За прошедшие 10 лет им подготовлены десятки различных программ, проведены сотни концертов.

Сегодня, благодаря активной и грамотной деятельности художественного руководителя, татарский музыкальный фольклор в исполнении ансамбля звучит по всему миру.

Так, несколько лет назад ансамбль получил от немецких исследователей записи песен военнопленных татар времен Первой мировой войны, сохранившиеся в тюремных архивах в виде грампластинок. Сегодня мы работаем и с архивными материалами, и с тем, что иногда нам приносят люди — любители или полупрофессиональные исполнители. Наша единственная проблема — это дефицит времени, потому что необходимо распределять его между гастролями, издательской деятельностью, выступлениями на радио и телевидении, общением с публикой. Тем не менее я с гордостью могу сказать, что сейчас в репертуаре ансамбля свыше 130 песен, 16 танцев, 11 инструментальных номеров. И каждый год репертуар обновляется». В ближайших планах — большое количество выступлений, в том числе и перед детской аудиторией. Мы беседуем с ними, приглашаем на сцену, даем в руки инструменты, рассказываем о музыке. Это своего рода концерты-уроки, рассчитанные на детей любой национальности.

Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта, ведущего телевизионных музыкальных программ Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений. После окончания Казанского государственного педагогического института и Казанской государственной консерватории обладателя двух дипломов с отличием Айдара Файзрахманова приглашают солистом-вокалистом в Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. С 2000 года А. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. За эти годы он подготовил одаренных исполнителей классического и народного плана.

Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений. После окончания двух высших учебных заведений — Казанского государственного педагогического института 1976 и Казанской государственной консерватории 1981 , обладателя двух дипломов с отличием, Айдара Файзрахманова приглашают солистом-вокалистом в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Прервавшись на время для службы в рядах Советской Армии 1981-1983 гг. За годы работы в оперном театре им создана целая плеяда сложных партий в знаменитых операх и музыкальных спектаклях. С огромным успехом выступает А. Файзрахманов и как эстрадный певец, исполняя татарские народные песни часто под собственный аккомпанемент тальянка, баян, курай.

Айдар Файзрахманов набережные челны сабантуй 2023 молодцы.

В настоящее время руководимый им ансамбль прилагает большое усилие для того, чтобы прославить на весь мир татарские народные песни и танцы, музыкальные инструменты, национальные костюмы. Невозможно перечислить страны, в которых они выступали, их свыше сорока… Каждый артист в коллективе поет, танцует, играет на музыкальных инструментах, Айдар Файзрахманов и сам с ними поет, танцует, что вызывает искреннее восхищение. Наш земляк очень красиво, проникновенно читает стихи, чем также завоевывает зрительскую любовь. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Мать Бибинур и отец Фатхрахман были учителями. Отец играл на гармони, пел, мать славилась певицей, любила рассказывать стихи, писала сама. Шагая по тропе, Айдар нередко затягивал песни, декламировал стихи.

Еще в школьные годы выступал в разных фестивалях, конкурсах, завоевывал звание лауреата, участвовал на радио-телепередачах.

С 2000 года А. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. За эти годы он подготовил одаренных исполнителей классического и народного плана.

На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. В 2002 году по приглашению руководства филармонии Айдар Фатхрахманович становится художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики.

Да, я это чувствую, мне это не надо говорить. Я и есть кыпчак, я степной народ.

Это моя энергетика. У себя дома в деревне, если делаю что-то по хозяйству, одним делом не занимаюсь — бегом-бегом: и баню топлю, и в огороде копаю, и тут же сажаю, тут же поливаю, и по дому еще успеваю делать. Всю жизнь был таким. Это мое воспитание, наверное. Очень люблю трудиться.

Это папа, это мама. Относительно труда — особенно это папа. Когда мне было 9 лет, взял в руки косу, мы по 10 гектаров косили сена, по 10 гектаров в колхозе косили горох, ходили на сенаж. Это очень большой труд, поэтому я такой сухой, жилистый. И моя работа привела меня туда, где я есть сейчас.

Главное достижение — ансамбль и репертуар, который создан за это время, плюс это и костюмы, и инструменты. Всегда говорят: «Что у татар есть из инструментов? Ничего нет. Курай…» Есть, они были! Горловое пение: я мечтаю возродить его, а оно было у татар.

Попросил у ансамбля «Караван-сарай» еще в те годы башкирский курай. Мне говорят: «Айдар-абый, нет. Для этого надо было башкиром родиться». Говорю: «Покажи мне, как надо». Очень трудный инструмент.

Но я баянист, такое чувствую. Я был первым татарским певцом, который вытащил на эстраду башкирский курай, был одним из первых, кто вытащил на татарскую эстраду тальянку. Да, Фан Валиахметов пел, конечно, под тальянку, но он ее не использовал в такой современной подаче, а я ее вплетал в аранжировку — и везде у меня тальянка, и народ принимал. Даже не скажу, что это эстрада. Это не эстрада, а просто массовое увлечение пением.

У нас кто поет? Бизнесмен поет, врач поет и получает звание «Заслуженный артист Республики Татарстан», «Народный артист Республики Татарстан». А почему мне не дают заслуженного работника сельского хозяйства? Знаете, сколько я картошки вскопал и вырастил? А мне не дают.

Прежде всего образование. Меня поражает, когда говорят: «Чтобы петь, зачем образование? Разве с Иосифом Кобзоном кого-то сравнишь, с Ренатом Ибрагимовым кого-то сравнишь, с Аллой Пугачевой кого-то сравнишь? Имею не только возможность, но и право оценивать: у меня два музыкальных вуза за плечами. Я окончил музыкальный факультет пединститута как преподаватель музыки, а также Казанскую государственную консерваторию как оперно-камерный певец.

Проработал 27 лет в театре имени Джалиля, пел с очень большими певцами, ездил на гастроли, работал с именитыми режиссерами. Что вы думаете о данном феномене? Почему молодой человек собирает дворцы спорта? Я ничего такого не говорю, Муртазин — хороший музыкант, но слово «феномен» нужно еще оправдать, он должен продержаться хотя бы 10—15 лет. У нас народ очень любит новаторство, клюет на что-то новое.

Там клев хороший, он туда и клюнул… А Элвин Грей пускай поет! Даже в том, что мне не нравится, нахожу позитивные вещи: эти ребята поют на татарском языке, а это все равно лучше, чем если бы только один Айдар Файзрахманов пел на татарском, а все остальные — на русском. Да и молодежь сейчас совсем другая… — Чем отличается, скажем, от вашего поколения? Они в интернете, в мировом пространстве общения. Здесь не только исполнение Элвина Грея, но и его внешний вид людям импонирует, его умение держать себя на сцене.

Сейчас выпусти к ним какого-нибудь молодого Ильгама Шакирова, он выйдет, споет сногсшибательно, уйдет, но на них это не произведет впечатления. Но мы должны, учитывая формат нынешнего времени, уметь выжать оттуда что-то полезное для народа, языка, нашей культуры. Меня тоже упрекают, говорят мне: это же не фольклор! Конечно, это не «Бурановские бабушки», это не из Лаишево «Каравон», а на основе фольклора подан материал, который воспринимается и молодежью, и стариками, и татарами, и русскими, и иностранцами. Мне стоя аплодировали в Прибалтике, а арабы меня в 2016 году четыре раза пригласили к себе.

Только возвращаюсь, через два месяца они опять зовут наш фольклорный ансамбль. Я спрашиваю: «А почему? У меня нет хулиганства, все заняты делом. Меня поражает, что я, 65-летний бабай, смог вовлечь молодых в эту область. Очень доволен нашей командой.

Да, большая текучка, иногда теряю ребят. Видят хороших исполнителей и выдергивают их, предлагая хорошие деньги. Естественно, они уходят. У меня нет таких возможностей. Это человек, который охватывает всю нашу республику.

Ему надо данный корабль вести, а это очень сложно. Есть люди, инстанции… Я, кстати, сколько ни обращался к Рустаму Нургалиевичу, до сих пор к нему на прием не попал. Но, если даже такого не случилось, это не говорит о том, что я от государства, от президента Татарстана не вижу внимания. Когда мы Минниханова встречаем, он со мной здоровается и спрашивает, как дела. Я отвечаю, что хорошо.

Он видит, что у меня хорошо, что у меня команда работает. Иногда, например в прошлом году, президент нам просто выделил определенное количество денег на пошив костюмов. У меня есть грант, и у Анатолия Ивановича Шутикова есть грант. Это грант, который мы используем для пошива костюмов, часть используем для зарплаты ребятам, часть — для выпусков DVD — и CD -дисков. Поэтому на государство я не могу жаловаться.

Мы знакомы очень давно, знаю, какая она пришла к нам в Татарстан. За это короткое время она сумела понять, что к чему. Когда она работала в архиве, был всемирный форум архивных работников, Аюпова позвонила мне: «Айдар-абый, я больше никого не могу показывать. Пожалуйста, придите и выручите». Я пришел, дал им где-то получасовой концерт, она мне утром звонит: «Айдар-абый, огромное спасибо!

Я после этого часа полтора-два учила всех танцевать по-татарски». Мне после присуждения премии имени Тукая откуда только не звонили и не писали, даже из Калифорнии, [связывались со мной и] в «Фейсбуке». В последние годы я очень плотно занялся соцсетями. Я очень мощный блогер «ВКонтакте»: меня посещают 3 тысячи человек. Нынче начал «Фейсбук», у меня великолепный «Инстаграм».

Получил около тысячи поздравлений… — Вы сами ведете соцсети или кто-то вам помогает? Выкладываю Ильгама Шакирова и получаю за это огромную благодарность. Когда выкладываю свои старые записи, у них все переворачивается, люди возвращаются, благодарят… Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению. Но самое главное — я пока скачу на коне с этими ребятами.

Я на поле битвы… «Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению» Фото: Владимир Зотов — Кстати, о старых записях. Но достаточно посмотреть на YouTube ваше исполнение «Мин сине шундый сагындым», чтобы понять, что с джаз-бендами наши артисты прекрасно выступали и в 70—80-е… — Все это было, да. Потом был шикарный ансамбль эстрадно-симфонический у нас под руководством Рустема Утэя. Все хлынули на сцену!

Появилась доступность сцены. Взял веник, поднялся и паришься там. Нет, это показатель искусства. На сцену имеет право выходить человек, которому есть что сказать. Даже у человека, который поднимается за трибуну, должна быть определенная культура общения с людьми, а здесь мы все хлынули на сцену.

Раньше это был профессионал, а здесь самодеятельность. Теперь у нас получилась профсамодеятельность. Это новое определение, которое я могу дать нашей стране. Художественные советы — где они?

В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне. Видеозаписи, отражающие значимые события из его жизни, стали прекрасным дополнением к мероприятию. Зритель то грустил, то радовался и благодарил артиста за талант, искренность и любовь к национальному творчеству.

Будучи профессором кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КФУ, Айдар Файзрахманов вот уже на протяжении 20 лет является руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан.

68 лет исполнилось заслуженному артисту России, народному артисту Татарстана Айдару Файзрахманову.

Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. Айдар Файзрахманов отметил свой 65-летний юбилей в ТатгосфилармонииПодробнее. Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт. Один из апологетов такого подхода — недавно отметивший день рождение Айдар Файзрахманов. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета.

Айдар, мы гордимся тобой!

Видео автора «TSC | MIRRA MEDIA GROUP» в Дзене: Айдар Файзрахманов красиво играет на баяне. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. Айдар Файзрахманов слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Мероприятие предполагает насыщенную программу, которая включает в себя теоретическую часть в виде лекций, общение со зрителями в формате «вопрос-ответ», практическое занятие, а также концертную программу. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Для сохранения богатого наследия Файзрахманов издал две книги о татарском фольклоре под названием «Онытырга мөмкин түгел».

Айдар Файзрахманов награжден Орденом Дружбы

Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь? Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому. У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар. Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю.

В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае. Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»? Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре.

Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу. Почему так получается? У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана. Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля.

Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура. Значит, мы просто плохо представлены. Сегодня у нас время греев, тямаевых. Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах. Люди поражаются моей памяти.

Мне, например, было бы стыдно на сцене рассказывать какие-то непристойные шутки про женщин, пошлый юмор. А у нас на эстраде это звучит. Иногда из-за этого ухожу с концерта в филармонии — стыдно перед зрителем. Я написал музыку к некоторым из их текстов, таким образом, продлил стихам жизнь. Людям это очень нравится. Сегодня художественное слово воспринимается даже лучше, чем песня. Зритель слушает, затаив дыхание. Даже спать ложился с книгой. А сейчас я не знаю артиста, который собирал бы залы на поэтические вечера. Разве в Камаловском театре нет таких актеров?..

Говорят, молодые татары отдаляются от родной культуры, это действительно так? Молодые артисты нашего ансамбля — положительные со всех сторон, и поведение у них хорошее. Ты сам должен быть примером. Какой я сам — такой и мой ансамбль. Мои ребята разделяют мои взгляды, на сцене все видно как на ладони, сцена — как зеркало. Стараемся что-то изменить. Я на эти вещи стараюсь смотреть трезво. Побывал в 55 странах. После 4 класса я учился в русской школе. Из-за этого мое отношение к моему татарскому миру, моей нации не изменилось, стало только еще более осознанным.

Всей душой, всей своей сущностью, всем художественным миром я татарин. Я без всякого стеснения говорю об этом. Конечно, и у меня есть недостатки в этом плане. Я стараюсь их не показывать и избавиться от них. Невозможно отрицать музыку других народов, мы должны принимать новое. Но в то же время нам следует сохранить наше аутентичное звучание, нам нельзя терять его основу. Мы — уникальная для всего мира, выдающаяся нация.

Приволжский федеральный округ Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 года за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений.

Айдар Фаттрахманович мастерски владеет гармошкой, баяном и кураем. Значительную чать его репертуара занимают татарские народные песни и произведения известных композиторов — С.

Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет.

Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли? Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души.

Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь? Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни.

Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому. У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар. Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае. Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»?

Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу. Почему так получается?

У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана. Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля. Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура. Значит, мы просто плохо представлены. Сегодня у нас время греев, тямаевых.

Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах. Люди поражаются моей памяти. Мне, например, было бы стыдно на сцене рассказывать какие-то непристойные шутки про женщин, пошлый юмор. А у нас на эстраде это звучит. Иногда из-за этого ухожу с концерта в филармонии — стыдно перед зрителем. Я написал музыку к некоторым из их текстов, таким образом, продлил стихам жизнь. Людям это очень нравится.

В них вошли песни и романсы собственного сочинения. В историко-этнографическом музее «Казан арты» ценными экспонатами хранятся вышеназванные книги Айдара Файзрахманова, его аудио-видео диски, фотокарточки разных лет, афиши, подаренный им сценический костюм. В отделе литературы и искусств имеется экспозиция, посвященная его творчеству и биографии. Будучи деревенским мальчишкой с тонкой душой, я с малых лет впитывал в себя мелодии народных песен, впитывал все увиденное и услышанное: как отец искусно играл на гармони, мама пела своим красивым мелодичным голосом, как старшие братья и сестры, соревнуясь между собой, учились играть на баяне.

Край поэтов и писателей — Заказанье, сельские вечера, время сенокоса, уборочная страда, Сабантуи, школьная дорога — все они, наверное, пустили свои ростки в душе ребенка, подростка, молодого юноши. Очень рано научился играть на гармони, петь, в семь лет взял в руки баян, вечерами играл для сельской молодежи, отслужил в армии, получил два высших образования, прошел школу театра оперы и балета, гастролировал по европейским, азиатским странам, странам Африки, но в сердце всегда жило и живет любовь к своему народу, восхищение им. Я влюблен в его благородство, трудолюбие, мелодичную музыку», — пишет Айдар Файзрахманов о себе. В настоящее время руководимый им ансамбль прилагает большое усилие для того, чтобы прославить на весь мир татарские народные песни и танцы, музыкальные инструменты, национальные костюмы.

Айдар Файзрахманов: «Слова моей жены воспринял как ее последнюю волю»

После окончания Казанского государственного педагогического института и Казанской государственной консерватории обладателя двух дипломов с отличием Айдара Файзрахманова приглашают солистом-вокалистом в Татарский государственный академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. С 2000 года А. Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. За эти годы он подготовил одаренных исполнителей классического и народного плана.

На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. В 2002 году по приглашению руководства филармонии Айдар Фатхрахманович становится художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан.

Что вы думаете о данном феномене? Почему молодой человек собирает дворцы спорта?

Я ничего такого не говорю, Муртазин — хороший музыкант, но слово «феномен» нужно еще оправдать, он должен продержаться хотя бы 10—15 лет. У нас народ очень любит новаторство, клюет на что-то новое. Там клев хороший, он туда и клюнул… А Элвин Грей пускай поет! Даже в том, что мне не нравится, нахожу позитивные вещи: эти ребята поют на татарском языке, а это все равно лучше, чем если бы только один Айдар Файзрахманов пел на татарском, а все остальные — на русском.

Да и молодежь сейчас совсем другая… — Чем отличается, скажем, от вашего поколения? Они в интернете, в мировом пространстве общения. Здесь не только исполнение Элвина Грея, но и его внешний вид людям импонирует, его умение держать себя на сцене. Сейчас выпусти к ним какого-нибудь молодого Ильгама Шакирова, он выйдет, споет сногсшибательно, уйдет, но на них это не произведет впечатления.

Но мы должны, учитывая формат нынешнего времени, уметь выжать оттуда что-то полезное для народа, языка, нашей культуры. Меня тоже упрекают, говорят мне: это же не фольклор! Конечно, это не «Бурановские бабушки», это не из Лаишево «Каравон», а на основе фольклора подан материал, который воспринимается и молодежью, и стариками, и татарами, и русскими, и иностранцами. Мне стоя аплодировали в Прибалтике, а арабы меня в 2016 году четыре раза пригласили к себе.

Только возвращаюсь, через два месяца они опять зовут наш фольклорный ансамбль. Я спрашиваю: «А почему? У меня нет хулиганства, все заняты делом. Меня поражает, что я, 65-летний бабай, смог вовлечь молодых в эту область.

Очень доволен нашей командой. Да, большая текучка, иногда теряю ребят. Видят хороших исполнителей и выдергивают их, предлагая хорошие деньги. Естественно, они уходят.

У меня нет таких возможностей. Это человек, который охватывает всю нашу республику. Ему надо данный корабль вести, а это очень сложно. Есть люди, инстанции… Я, кстати, сколько ни обращался к Рустаму Нургалиевичу, до сих пор к нему на прием не попал.

Но, если даже такого не случилось, это не говорит о том, что я от государства, от президента Татарстана не вижу внимания. Когда мы Минниханова встречаем, он со мной здоровается и спрашивает, как дела. Я отвечаю, что хорошо. Он видит, что у меня хорошо, что у меня команда работает.

Иногда, например в прошлом году, президент нам просто выделил определенное количество денег на пошив костюмов. У меня есть грант, и у Анатолия Ивановича Шутикова есть грант. Это грант, который мы используем для пошива костюмов, часть используем для зарплаты ребятам, часть — для выпусков DVD — и CD -дисков. Поэтому на государство я не могу жаловаться.

Мы знакомы очень давно, знаю, какая она пришла к нам в Татарстан. За это короткое время она сумела понять, что к чему. Когда она работала в архиве, был всемирный форум архивных работников, Аюпова позвонила мне: «Айдар-абый, я больше никого не могу показывать. Пожалуйста, придите и выручите».

Я пришел, дал им где-то получасовой концерт, она мне утром звонит: «Айдар-абый, огромное спасибо! Я после этого часа полтора-два учила всех танцевать по-татарски». Мне после присуждения премии имени Тукая откуда только не звонили и не писали, даже из Калифорнии, [связывались со мной и] в «Фейсбуке». В последние годы я очень плотно занялся соцсетями.

Я очень мощный блогер «ВКонтакте»: меня посещают 3 тысячи человек. Нынче начал «Фейсбук», у меня великолепный «Инстаграм». Получил около тысячи поздравлений… — Вы сами ведете соцсети или кто-то вам помогает? Выкладываю Ильгама Шакирова и получаю за это огромную благодарность.

Когда выкладываю свои старые записи, у них все переворачивается, люди возвращаются, благодарят… Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению. Но самое главное — я пока скачу на коне с этими ребятами. Я на поле битвы… «Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то.

Но время идет, к сожалению» Фото: Владимир Зотов — Кстати, о старых записях. Но достаточно посмотреть на YouTube ваше исполнение «Мин сине шундый сагындым», чтобы понять, что с джаз-бендами наши артисты прекрасно выступали и в 70—80-е… — Все это было, да. Потом был шикарный ансамбль эстрадно-симфонический у нас под руководством Рустема Утэя. Все хлынули на сцену!

Появилась доступность сцены. Взял веник, поднялся и паришься там. Нет, это показатель искусства. На сцену имеет право выходить человек, которому есть что сказать.

Даже у человека, который поднимается за трибуну, должна быть определенная культура общения с людьми, а здесь мы все хлынули на сцену. Раньше это был профессионал, а здесь самодеятельность. Теперь у нас получилась профсамодеятельность. Это новое определение, которое я могу дать нашей стране.

Художественные советы — где они? Они должны быть. На рынок идет человек торговать своим мясом: извини, если у тебя лицензии нет, ты почему отравляешь народ? А здесь народ отравляешь духовно, у тебя лицензии нет!

Людей ведь еще воспитывать надо. Я бы не стал таким, если бы не получил должного образования. А ты наших ребят воспитывай со школьных лет… Человек на классическую музыку не потянется, если он не получит образования или достойной пропаганды этой музыки. Никогда не придет туда!

Я до третьего курса консерватории был ориентирован на татарскую эстраду. После третьего, когда у нас был создан оперный класс, когда начал слушать Паваротти, Карузо и так далее, все во мне перевернулось. Ну и обстоятельства помогли. В 1981 году меня вдруг в общежитии находит директор оперного театра Масгут Габдрахманович Имашев.

Он меня в 12 часов ночи поднял: «Мне сказали, что в консерватории есть такой парень. Айдар, я пришел к тебе. Пожалуйста, срочно надо». Оказалось, что немедля необходимо полететь в Ташкент, там труппа оперного театра, такие корифеи, как Сара Садыкова, Фахри Насретдинов, Раиса Билялова и так далее.

В общем, эти глыбы. Надо полететь туда, выручить. А я на профессиональном уровне играл, аккомпанировал на баяне. Слетал, все нормально, приехал.

Думаю: сейчас у меня появился шанс попасть в оперный театр. Но не тут-то было! Где-то к весне, в апреле, раз — и Имашева увольняют с поста директора оперного театра. Моя мечта вроде бы на этом закончилась.

И вдруг в мае встречаюсь с главным дирижером театра Виталием Куценко и вторым режиссером, они мне говорят: «Айдар, завтра к 10:00 приходи в оперный театр». Пришел, они меня сразу встретили у служебного входа и повели в кабинет только что пришедшего месяц тому назад Рауфаля Сабировича Мухаметзянова. Разговор такой: «Вот молодой парень нынче заканчивает консерваторию, мы думаем, что он будет очень полезен у нас в театре». Директор сказал, что ему нужны артисты на вторые партии.

А мне хоть на третьи, хоть на десятые, лишь бы попасть в оперный театр! Мухаметзянов спрашивает: «У меня есть ставка такая. Женат или нет? Он меня спрашивает: «А что ты еще умеешь делать?

Так что можно у Бигичева спросить». На второй день Рауфаль Сабирович навел справки. Меня оформили. То, что я аккомпаниатор, сыграло очень большую роль.

Меня сразу кинули… Тогда работали бригадой. Через три года я стал самым популярным певцом в Татарстане. Лет 5—10 я продержался так.

Собирется около 50 стран мира — это будут арабские страны и страны Европы, а Татарстан там представлит Россию», — заметил руководитель ансамбля. В планах на сезон, по словам Файзрахманова, провести большой концерт в честь юбилея филармонии. Сначала мы думали, что не будем проводить такой гала-концерт наших коллективов, но потом пришли к мнению, что эту дату нельзя пройти просто так. И где-то в феврале, с приглашением российских мастеров высокого ранга и с участием наших мастеров и наших коллективов, мы хотим провести такой концерт, чтобы привлечь внимание публики к нашим коллективам и обратить внимание руководства республики на то, что Татарская государственная филармония имеет свою широкую аудиторию», — рассказал он. Художественный руководитель ансамбля фольклорной музыки РТ также напомнил о работе по культурному просвещению подрастающего поколения.

Пока мы охватили десять районов, после Нового года планируем охватить еще десять.

Значительную чать его репертуара занимают татарские народные песни и произведения известных композиторов — С. Садыковой, Р. Яхина, Л. Батыр-Болгари, Р. Ахияровой, М.

Айдар Файзрахманов презентует книгу

Ансамбль появился в 1999 г., через три года его возглавил народный артист РТ, известный оперный и эстрадный певец, профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КГПУ Айдар Файзрахманов. Айдар Файзрахманов отметил свой 65-летний юбилей в ТатгосфилармонииПодробнее. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий