Афиша Plus - 7 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Первые режиссерские работы Юрий Соломин поставил в 1980 году, а в 1988-м был избран художественным руководителем Малого театра. Актер Юрий Соломин, несмотря на свой почтенный возраст, не оставил работу в Малом театре, где с 1988-го занимает пост художественного руководителя. Как оказалось, без театра 86-летний артист не представляет своей жизни, ведь именно в нем он проводит.
Юрий СОЛОМИН
Он был очень хороший художник у нас в Чите, и он рисовал на каких-то бумажках кадры, кадры. А я уже их прочитывал. И вот мы устраивали такое… И нам доставалось от педагогов, что мы не слушаем. Но вот таким образом я стал артистом, а он — художником. Он был в Союзе художников у нас. Потом я как-то приезжал после училища, ещё просил Владьку, чтобы он следил за могилой отца, и вот он ее подкрашивал. Хороший парень. После первого курса, после второго, после третьего курса училища. Ехал шесть суток на поезде. Всё было очень сложно, денег было не так много, отец болел очень сильно, он уже лежал, когда я заканчивал.
К тому времени и Виталий тоже стал поступать в училище. Хотя он человек очень спортивный был, занимался спортом: боксом, коньками, хоккеем, но проявился он вот так. Елизавета Ивановна — А почему вы в Москву уехали поступать? Я увидел фильм «Малый театр и его мастера» в 49 году. И меня потрясли и театр, и артисты, и театральное училище имени Щепкина. А больше я не знал куда. По физике и химии я не был специалистом. По литературе, истории — да, а это — нет. И вот, она такая была...
Вся такая из себя... Подойдет к окну на четвертом этаже, смотрит туда... Я чего-то пишу, весь в мелу... Она не глядя поворачивается: «Ну, ладно, хватит». Шла к столу, брала ручку, открывала журнал и так же, не глядя на меня: «Тебе тройки хватит? RU Когда я получил диплом об окончании школы, свернул его в трубочку и пошел на почту. И вдруг навстречу мне Елизавета Ивановна. А у меня вот здесь, сейчас не видно, был огромнейший жировик, такой красно-синего цвета. И она смотрит на меня и говорит: «С такой рожей?
Там, напротив почтамта, с другой стороны штаба округа, был какой-то госпиталь. А муж у нее был главный хирург госпиталя. И она меня за руку ведет через площадь. Заходит, ее все знают, меня тоже пропустили с ней. Она ребятам говорит: «Позовите мне мужа, пусть побольше хирургов возьмет». И вот я с этой рожей. Мне говорят: «Ложись». Я лег на операционный стол, и вот ее муж и несколько хирургов вырезали мне.
Врачи больше месяца бились за жизнь пациента, но он не приходил в сознание. Второй инсульт отправил Виталия Соломина в могилу. Я на даче уснул, — вздыхает Юрий Мефодьевич. Смотрю, стоит отец Мефодий Викторович, умерший еще в 1960 году, и грустно улыбается. Я сел. Закрыл глаза и подумал: «Господи! Неужели это правда? И в этот момент не стало Виталия. Потому что через несколько минут мне сообщили, что младший брат умер. И стало ясно: папа приходил за Виталей, а заодно дал мне знать, что теперь они вместе. Поэтому я верю, что однажды в лучшем из миров мы встретим всех своих ушедших любимых….
Вскоре у них появилось место в общежитие. Супружескую кровать от двух соседей отделяла только театральная ширма. Позже Юрий и Ольга переселились в крохотную, но отдельную комнатку на Арбате. Условия оставляли желать лучшего, но это была победа — свой уголок! Именно в этой комнатке на Арбате семья Соломиных пополнилась еще одним человеком: у них родилась дочь Даша. Дочка, внучка и дача с дворнягами Ради дочери Ольга оставила карьеру в театре. В воспитание Даши она вложила всю душу, а та в ответ пошла по стопам своих творческих родителей и окончила консерваторию. Сейчас она преподает в Лондоне, а 32-летняя внучка Соломина, Александра, тоже пианистка, воспитывает двоих сыновей — правнуков актера — Федора и Юрия. Позже, освоившись с ролью матери, Ольга Соломина стала преподавать актерское мастерство в родном Щепкинском училище. Она, как и Юрий, нашла себя в роли педагога — и с удовольствием передавала свои знания другим. Несмотря на трудности, в доме всегда царила любовь — супруги были выше бытовых сложностей. От пережитых лишений их любовь становилась только крепче. Юрий признавался, что за всю жизнь ни разу не ссорился со своей женой: не было никакой нужды ругаться, ведь она во всём его поддерживала. Споры в их семье касались только методик преподавания актерского искусства.
Его похоронят на Троекуровском кладбище. Соболезнования в связи со смертью Юрия Соломина в разговоре с RT выразила первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она отметила, что Соломин — «один из самых любимых артистов и останется таким на десятилетия, пока будут идти его фильмы». Они были сложными и материально, и, особенно, нравственно. Все эти годы ему удавалось выдержать эту нравственную планку. И Малый театр всегда был нравственным ориентиром для тысяч зрителей и для нас, коллег, конечно», — отметила она. Директор Гильдии актёров кино России Валерия Гущина назвала Юрия Соломина «интеллигентным, очень красивым, действительно высокообразованным» человеком и подчеркнула, что его талант «неизмерим словами». Собеседница RT вспомнила, как молодёжь встречала Юрия Соломина в Доме кинематографистов четыре года назад. И он разговаривал с ними не сидя, а именно стоя, выражая уважение к тем, кто собрался его послушать. Это было просто потрясающе, просто потрясающе! Мы потеряли действительно величайшего художника, великого человека, великого творца. Светлая память», — заключила Гущина. По словам бывшего чемпиона UFC, телеведущего и актёра Олега Тактарова, Юрий Соломин был высоким профессионалом и в то же время очень отзывчивым человеком. Когда актёр помогает тебе на площадке, сразу видно класс. Это такая внутриактёрская вещь — она много говорит о человеке.
Адъютант искусства. Жизнь и театральный роман Юрия Соломина
Именно они раскрыли Соломина как драматического артиста. Юрий был прирожденным психологом, и это умение полностью растворяться в своих героях лишний раз подтверждало наличие недюжинного таланта. За свою долгую театральную карьеру Соломин переиграл массу персонажей, ведь он участвовал в пяти десятках постановок. Его герои были очень разноплановыми, и в каждом из них чувствовалась частичка души самого артиста. Юрий Соломин очень любил творчество Антона Чехова , его даже за глаза прозвали «чеховским» артистом. Среди самых лучших работ на сцене этого театра Юрий считает «Дядю Ваню». Когда Юрий Соломин начал свою режиссерскую деятельность, то его репертуар состоял в основном из классических произведений.
Он ставил «Чайку», «Бесприданницу», «Трех сестер», «Ревизора». В 1988-м Юрий Соломин получил должность художественного руководителя своего родного театра, и занимает ее до сих пор. Фильмы Кинематографическая биография Юрия Соломина тоже складывалась отлично. Его фильмография на сегодняшний день состоит из пятидесяти успешных проектов. Дебютом стала картина «Бессонная ночь», вышедшая в 1960-м. В этой ленте он сразу получил роль главного героя Павла Каурова, прибывшего в Сибирь на работу.
Юрий Соломин в фильме «Бессонные ночи» В 1965-м на суд зрителей было представлено уже три картины. Самой заметной среди них стала лента «Сердце матери», где ему довелось стать Дмитрием Ульяновым. В 1966-м вышло продолжение этой ленты, получившее название «Верность матери». Ключевой персонаж достался Юрию в комедии «Музыканты одного полка», рассказывающей о противостоянии Белой и Красной армий. В следующей картине под названием «Погоня», Соломин примерил на себя милицейскую форму, и в должности майора милиции преследовал браконьера. В 1967-м копилка образов артиста пополнилась отрицательным героем — Соломин стал фашистским офицером в картине «Сильные духом».
Спустя два года режиссер Михаил Калатозов пригласил Юрия в советско-итальянский проект «Красная палатка», рассказывающий о буднях покровителей Арктики. Актерский состав был очень сильным, в него входили известные советские и зарубежные артисты. В этой ленте Соломину досталась роль инженера из Италии Феличе Трояни. А вот настоящий успех пришел к артисту только спустя два года, в 1971-м, когда на экраны вышла картина «Адъютант его превосходительства». Соломин предстал перед зрителями красным разведчиком Кольцовым, и имя исполнителя этой роли вмиг стало известно и в Союзе, и далеко за границей. Юрий Соломин в фильме «Адъютант его превосходительства» После этого приглашений на съемки стало намного больше.
В следующем проекте, получившем название «Инспектор уголовного розыска» Юрий стал следователем Головко. В картине «Кочующий фронт» Соломину предложили сыграть корнета, в ленте «Моя жизнь», он стал доктором медицины. Затем зрители увидели фильм «Четвертый», где роль ключевого персонажа исполнил Владимир Высоцкий , а образ иностранного журналиста очень тонко передал Юрий Соломин. Критики пришли к единогласному выводу, что лучшими работами Юрия Соломина стали картины «Хождение по мукам» и «Летучая мышь». В последнем фильме Был задействован и младший брат Юрия — Виталий.
Несмотря на трудности, в доме всегда царила любовь — супруги были выше бытовых сложностей. От пережитых лишений их любовь становилась только крепче. Юрий признавался, что за всю жизнь ни разу не ссорился со своей женой: не было никакой нужды ругаться, ведь она во всём его поддерживала. Споры в их семье касались только методик преподавания актерского искусства. Никогда супруги не кичились ни именем, ни благосостоянием, которого они достигли, испытав лишения. Хорошее место. Там их кормят. Чтобы отдохнуть, я всегда еду на дачу. Не в Крым или за границу, мне достаточно на несколько дней к своим «ребятам». Как они меня встречают! Столько радости, и лая, и визга, и лизания, — делился Юрий Соломин в одном из своих интервью. Верность с большой буквы Скромность — не единственная отличительная черта семьи Соломиных. Юрий, поступив на службу в Малый театр в 1957 году, ни разу не изменил ему, продолжая работать там до самой кончины, только уже в роли режиссера и художественного руководителя. Юрий Мефодьевич не сменил ни театр, ни любимую женщину — вместе они прожили 62 года.
Приезжал на дачу и там проводил с ними все время. Он даже артистов сравнивал с собаками. Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас… И, более того, я учусь у них мастерству! И студентам своим, и молодым артистам я советую самым внимательным образом наблюдать за повадками кошек и собак — это очень помогает в нашем ремесле», — так говорил сам Юрий Соломин. И своих студентов и учеников все время подталкивал к тому, что мы должны все знать, всюду проникать, всем интересоваться» С Виктором Павловым, Виктором Низовым и Элиной Быстрицкой в спектакле «Горе от ума». Если его персонаж любил, то он любил как Соломин, если у его героя поднималось давление, то и у Соломина тоже. В этом плане Юрий Мефодьевич — настоящий русский артист, и того же он добивался от актеров своей труппы. Он очень не любил формальность, никогда не играл спектакль одинаково: шел от ситуации, от обстоятельств, был стремительнее всех. Как Фамусов, держал руку на пульсе всего, что происходит. Малый театр для Соломина был не просто домом, а всей его жизнью. Всем сердцем болел за артистов. Многим оказывал финансовую поддержку, помогал снимать квартиры. Да ведь и у него самого жизнь поначалу не идеальной была, Соломин рассказывал, в каких тяжелых условиях они жили с супругой Ольгой Николаевной, когда были совсем молодыми. Как долго он ждал роли, сколько в массовках играл… Через все это он сам лично прошел, поэтому старался много помогать. Малый театр — один из немногих, где остались традиции, передающиеся из поколения в поколение, многовековая сценическая культура, идущая от Щепкина. Здесь необыкновенная аура, в ней ощущается намоленность места и дух великих артистов, которые работали на этой сцене на протяжении двух веков. Я благодарен Юрию Мефодьевичу за многое, а самое главное, за то, что он когда-то оценил меня и дал мне шанс». Я всегда интересуюсь человеком, к которому иду: узнала, что Соломин очень любит мед, и привезла бочонок от своих родственников с Алтая, прямо с пасеки. Захожу в кабинет художественного руководителя — сразу строгий оценивающий взгляд, считывающий, сканирующий все… Я вручила мед, Юрий Мефодьевич очень обрадовался, сказал, что ему из Забайкалья Соломин родился в Чите. На что я ответила: «Наш, алтайский мед вас не разочарует». Дальше пошли проверки. Говорю: «Я могу задавать вопросы? Какие спектакли Малого театра вы смотрели? Перечисляю увиденные, и где-то на восьмом названии Соломин говорит: «Спасибо, достаточно». Выбирает из спектаклей не самый новый и спрашивает: «А можете сказать мне, как художественному руководителю, что в этой постановке показалось вам сильной стороной, а что слабой? Для Юрия Мефодьевича было безмерно важно внимание к Малому, он воспринимал людей через внимание к своему театру. И так получилось, что в театр Быстрицкая больше не вернулась. Юрий Мефодьевич не прощал некоторых вещей, каким бы заслуженным ни был актер» Вера Васильева в спектакле «Пиковая дама». Фото: Photoxpress. Он не уставал вспоминать свой сложный приезд с папой в Москву, поступление в театральное училище, часто говорил о том, как Вера Пашенная ему помогла в непростой момент, когда Соломин уже был готов вернуться в Читу. Это действительно так: в Москве у него не было знакомых. И, безусловно, настоящая сибирская закваска, твердость духа и сила характера помогли ему удержаться. Юрий Мефодьевич сохранял связь с родным Забайкальем: к нему часто приезжали земляки, он их радушно принимал и сам в родные места ездил, когда мог. И я даже не уверена, что он считал себя москвичом… Мне кажется, сердцем оставался там. У Юрия Мефодьевича было особое человеческое обаяние. При этом он не кокетничал, подавал себя мягко, очень интеллигентно. У него была врожденная харизма, данная природой, когда ничего не нужно предпринимать для того, чтобы нравиться. В одной из постановок этот артист — по мнению Юрия Мефодьевича — не справился с ролью, и Соломин его снял. Несмотря на то, что актер был учеником, они дружили. Ничто не могло заставить Юрия Мефодьевича заниматься кумовством. Вот это меня потрясло. Мы все «связаны» друзьями, учениками, общими знакомыми, часто опускаются руки — ну пусть уже будет так, соглашусь, лишь бы не портить отношения. У Соломина подобного случиться не могло. И еще расскажу одну историю. И однажды она решила уйти в академический отпуск.
На фоне их ссоры появилась много слухов о причинах конфликта. Но каждый упорно хранил молчание, не рассказывая правду. Также Юрия и Виталий Соломины не разу не рассказывали, являются ли они братьями на самом деле. У журналистов появились сомнения по поводу родства актеров из-за слов Юрия Мефодьевича. Однажды он заявил, что Виталий на него ни капли не похож, к тому же у них совершенно разные характеры.
Круче! И без стеснения. Юрий Соломин о войне, бюрократии и счастье
Я сейчас очень дорожу ими. На этом месте построили пятиэтажку, и мама с отцом получили в ней квартиру, на Ленинградской, Виталька там вырос с ними. Мама меня заставляла. Я ноты все знаю, я знаю музыку прекрасно, у меня хорошая память, но… И Виталька тоже сбежал. Он же моложе был меня на 6 лет. А мне уже было 18, я учился в десятом классе. Мама мне кричит: «Юрка-Юрка, иди достань Витальку, он не хочет заниматься». Я говорю: «А где он? RU Это комедия, если сделать, такая комедия!
И я лез, брал палку и лез. Виталька кричит: «Не хочу, не хочу-у-у». Потом она и от него отстала, потому что Виталька занимался спортом очень хорошо. Я учился в пятой школе, она была мужская. Виталька в четвертой учился. Четвёртая сначала была женская школа. Пятая находилась там же, где и сейчас находится на Профсоюзной, выше Петровской. А с первого класса я начал учиться в школе, которая была прямо рядышком с железнодорожным вокзалом.
Это была деревянная одноэтажная школа, там был садик. Нет ее уже, снесли. Но уже в третьем—четвертом классах учился в пятой, где был эвакогоспиталь. В этом госпитале я даже выступал когда-то перед ранеными, когда учился не то в первом, не то во втором классе. У нас была учительница Наталья Павловна Большакова. Видите, помню! Она столько хорошего сделала для всех. И для меня тоже.
Это моя первая учительница. RU А потом была химичка, Елизавета Ивановна. Она же завуч школы, она же классный руководитель, такая очень жёсткая женщина. У меня тоже очень много воспоминаний о ней. Была учительница литературы. Она маленькая такая, часто ходила в пришкольном парке. И когда проходили поэтов, она всегда говорила: «Соломин, вот давай выучи». Я говорю: «А что?
И потом, когда был русский язык или литература, она спрашивает: «Ну как? И Пушкина, и Лермонтова, и современных авторов, и так далее. А потом, один раз, это был, наверное уже класс восьмой, и мы проходили Толстого — «Война и мир», «Воскресенье».
Он умилил комиссию, и они допустили его ко второму туру, но вопрос о зачислении оставался открытым. Папа посоветовал обратиться напрямую к председателю экзаменационной комиссии народной артистке Вере Пашенной с вопросом, есть ли у него шансы попасть к ней на курс. Примадонна театральной сцены внимательно посмотрела на парня и сказала: «Оставайся». Творческий путь в театре Четыре года обучения пролетели, как один миг. В 1957 году после дипломного спектакля Юрий Соломин был приглашен в труппу Малого драматического театра, о котором мечтал с самого детства. Каждое из этих имен вписано золотыми буквами в историю искусства и культуры России.
Работа и общение с великими мэтрами сформировали мировоззрение молодого артиста и помогли его становлению. С Игорем Ильинским в спектакле «Ревизор» Упорство и удивительная работоспособность помогли ему стать ведущим актером МДТ в самом начале карьеры. Начиная с обучения в училище и до наших дней биография Юрия Соломина связана с Малым драматическим театром. Будучи студентом 2-го курса, он впервые вышел на легендарную сцену в спектакле «Иван Грозный». Он не отказывался от ролей, играл главных и второстепенных персонажей. Переломной в судьбе артиста стала роль Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор». Юрий Соломин отличается глубокой проработкой образов на уровне психологии. Этот природный дар ни разу не дал повода критикам усомниться в таланте актера. В его репертуаре 50 спектаклей, входящих в репертуар МДТ.
Любовь к классической драматургии мэтр пронес через всю свою творческую жизнь. Начиная с 1980 года он выступает в качестве режиссера. Представители классической театральной школы скептически относятся к новомодным веяниям. Они подвергают критике компиляцию из литературных текстов, считая искажение авторских фраз моветоном. С этим согласны многие деятели культуры, в том числе Юрий Соломин. Он выступает за чистоту и сохранение литературного текста, предложенного автором. Доносить свое видение классических пьес нужно с помощью инструментов режиссуры, а не за счет переписывания всего произведения. Юрий Соломин поставил спектакли по пьесам Чехова, Островского, Гоголя. В 2021 году ожидается премьера «Буратино».
В театре встал вопрос о переносе даты показа, когда стало известно о госпитализации мэтра в связи с заражением КОВИД-19. Но художественный руководитель и режиссер МДТ не стал переносить премьеру, и продолжил руководить репетиционным процессом в режиме онлайн прямо из больничной палаты. Юрий Мефодьевич Соломин возглавляет художественный совет Малого драматического театра с 1988 года. В 2019 году Министерство культуры РФ подписало с ним бессрочный контракт, поэтому он может служить художественный руководителем, пока сам не решит уйти.
Нет, они у меня самые настоящие дворняги. Мы с женой всегда дворняг подбирали, даже когда у нас не было квартиры и мы снимали угол на Сретенке. Однажды, помню, притащила Ольга пса, мы его подлечили. Гариком назвали. А потом и другие стали появляться таким же образом. Собаки были всё время, жили подолгу — лет по четырнадцать. А когда мы уже обзавелись квартирой, мне на шестидесятилетие подарили породистую собаку, немецкую овчарку. Я с детства мечтал об овчарке. Еще когда я жил в Чите, я посмотрел фильм «Джульбарс». И мне так захотелось быть пограничником в Средней Азии — чтобы собака такая была со мной, чтобы она ловила басмачей и спасла старика, как в фильме... Это все романтика юности. А как началась ваша актерская история? В Чите я ходил в Дом пионеров. Там у нас было много кружков: хоровой, танцевальный, художественный, кройки и шитья. Я остановился на драматическом. Это был год сорок четвертый-сорок пятый, в то трудное время о детях очень заботились. В вашем детстве был какой-нибудь спектакль, который вас потряс? А тогда ведь еще война шла. Мы были ошеломлены, я раза два или три ходил его смотреть. Вот представьте себе: вбегают разбойники, пробегают через весь зал с песнями, криками, с собаками. Собаки лают… Потрясающий был спектакль. И вот около двадцати лет назад я нашему режиссеру, Виталию Иванову, говорю: «Виталий, поставь, пожалуйста, «Снежную королеву» так, чтобы дети запомнили ее навсегда, как я в свое время…». Он сделал немного по-другому: без собак, зато есть Сказочник, хорошая музыка. Спектакль этот и сегодня собирает аншлаги. И «Снежная королева» из детства вдохновила вас на актерские подвиги. Насчет актерства я тогда еще не решил, но всё это мне очень нравилось. В Доме пионеров я еще ходил в кукольный кружок, и первой моей ролью был Барсук. А потом в драматический кружок стали набирать младшую группу, меня и еще нескольких ребят пригласили. Режиссер ставил «Бежин луг» Тургенева. Очевидно, получилось неплохо, раз нас выставили на смотр художественной самодеятельности, мы тогда получили какую-то премию. У меня даже книга сохранилась — почему-то «Иван Грозный», — там подписано: «Участнику смотра за роль такую-то в «Бежином луге». Это было для меня мощным толчком. Юрий Мефодьевич, а как вы, парень из провинции, решили ехать в Москву? Вот смотрите, Вадим. Мы с друзьями, само собой, убегали с уроков, бегали на первые сеансы в кино. Помню, в кинотеатре «Комсомолец» народу никого не было, и мы сидели не на стульях, а на их спинках. Смотрели разные военные фильмы, «Кубанские казаки»... Я случайно попал на фильм, который назывался «Малый театр и его мастера». Это был документальный фильм к юбилею Малого театра. И тогда я увидел Жарова, Ильинского, Пашенную, Царёва, Владиславского… И меня совершенно потрясло такое количество великих артистов в одном театре… Понятно. И тогда у вас появилась цель — Малый театр, всё точно и конкретно. Именно, всё точно и конкретно. И я запомнил: «Малый театр и его мастера», театральный вуз при Малом театре, Неглинная, дом 6. В 53-м году я окончил школу и, когда уже получил все документы, проходя мимо почты, отправил их по этому адресу. А потом поехал в Москву. Один или с родителями? С отцом, у него был бесплатный железнодорожный билет. Мы ехали семь суток, и все эти дни я много думал, учил какие-то басни и… очень боялся. В Москве нам жить было негде, мы остановились у знакомых в Монино. А потом произошло нечто невероятное. Совершенно очевидно, что есть какая-то сверхъестественная сила — с каждым годом я в нее всё больше верю, — она-то и привела меня сюда. Поскольку все мои документы были здесь, в училище при Малом театре, я пришел поступать. Отец сидел в скверике у Большого театра, ждал меня. И вдруг его обокрали — забрали всё: документы, обратный билет... Можете себе представить? Хорошо, что отца в нашем городе многие знали. Он на вокзале встретил читинцев, те позвонили домой, и отца послали в Министерство железнодорожного транспорта около Ярославского вокзала, мол, там дадут билет. К этому времени я уже прошел два тура на курс к Вере Николаевне Пашенной, остался третий тур и конкурс. И вот я прибегаю к отцу, он мне всё это рассказывает и говорит: «Поехали домой, мы не можем больше ждать — денег нет»… И тут вы проявили настойчивость? Не совсем. Отец посоветовал мне пойти прямо к Пашенной и рассказать ей, какая произошла неприятность. И я пошел! Она посмотрела на меня и говорит: «Ну оставайся». Я и остался. Указывает на портрет. Вот она, Вера Николаевна. А это ее учитель — Ленский Александр Павлович.
Личная жизнь Юрия Соломина О преданности Соломина Малому театру слагают легенды, но мало кто помнит, что преданным он был и в личной жизни. Ещё в детстве он мечтал жениться раз и прожить с любимой до конца дней. Так и получилось — его судьбой стала Ольга Николаева, с которой он познакомился ещё студентом театрального училища. Впервые они увиделись на уроке хореографии, когда опоздавшая милая девушка села рядом с Соломиным, а затем у них завязался разговор. Год спустя состоялась роспись, а вот на свадьбу денег не хватило. В 2017-м уже широко пара отметила бриллиантовую свадьбу. Девушка гастролировала по разным странам, а одно время вместе с мужем даже жила в Великобритании. Соломин затем стал дедушкой внучки Александры, которую заботливый дедушка обожал — она тоже выросла дипломированной пианисткой. Отметим, что жена Юрия Соломина скончалась в 2019 году. Ольга Николаевна долгие годы преподавала актёрское мастерство в Щепкинском училище, а также руководила курсом. Состояние здоровья Юрия Соломина Друзья и коллеги говорят, что здоровье Юрия Соломина подкосила смерть жены. Несмотря на востребованность в жизни и театре, режиссёр перестал находить смысл в существовании без любимой супруги. Появились болезни, такие как гипертония, атеросклероз, а также болезни сердца. По настоянию врачей он регулярно проходил обследования и занимался здоровьем, но силы стали покидать его в начале 2020-х, когда проблемы стали хроническими. Поэтому мало кто поверил в серьёзность проблемы, когда 6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич потерял сознание у дома, когда шёл к машине. Позже врачи поставили диагноз: инсульт. Целый месяц медики стабилизировали состояние режиссёра Малого театра, его даже перевели из реанимации в обычную палату. Со временем он вернулся в строй — речь вернулась, он узнал родных, а также коллег по театру. После Нового года его должны были выписать. Замечательный, добрый, обаятельный человек, располагающий к себе. То, что артист хороший — это все знают, в кино видели. Он очень дружил с Лавровым. Они были просто как два друга. Но когда один в Москве, другой в Петербурге — это всегда сложная дружба между двумя городами. Мы много ездили в Англию, Францию, часто пересекались с его семьёй. Виделись с его отцом, матерью. С Юрием мы снимались не раз. Он и его брат Виталий — талантливые актёры, из хорошей семьи. Культура у них была ленинградская. Юра — талантливый человек, руководил театром одним из самых лучших в Москве и в России, — сказал Георгий Штиль в беседе с 78.
Адъютант искусства. Жизнь и театральный роман Юрия Соломина
Юрий Соломин на интервью с главредом Екатериной Шайтановой. После смерти брата Юрия Соломина обвинили в том, что он исключил из репертуара Малого театра все постановки Виталия. Знаменитый актер театра и кино, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин 18 июня отметит 85-летний юбилей. Так в 1960 году всесоюзный зритель впервые увидел спокойную, вдумчивую, очень располагающую и задушевную игру молодого Юрия Соломина. Юрий Соломин — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия. Юрий Соломин отмечен множеством наград: Народный артист, Герой труда, дважды лауреат Государственной премии, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Юрий Соломин: биография, личная жизнь и здоровье народного артиста СССР
Пришел проститься с Юрием Соломиным и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Юрий Соломин: как нищий мальчик из читинской семьи превратился в худрука Малого театра и одного из самых знаменитых актеров в стране. Главная» Новости» Юрий соломин последние новости о здоровье на сегодня. Многие десятилетия Юрий Мефодиевич является «честью и совестью» Малого театра. А сегодня он принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры». Юрия Соломина похоронили рядом с женой согласно его воле. Актер Юрий Соломин, несмотря на свой почтенный возраст, не оставил работу в Малом театре, где с 1988-го занимает пост художественного руководителя. Как оказалось, без театра 86-летний артист не представляет своей жизни, ведь именно в нем он проводит.
Мастер Малого театра. Вспоминаем творческий путь Юрия Соломина
Он был почти уверен в успехе всей этой затеи, тем более что от родителей он уже получил предварительное одобрение. Юрий Соломин. Узнав, что он собрался ехать в Москву, чтобы стать артистом, она задала ему совсем не тактичный вопрос: «С такой рожей? Всё дело в том, что на лице Юрия Соломина был огромный жировик сине-красного цвета, прямо под левым глазом. Сам он в силу возраста и юношеской беспечности даже не задумывался о том, что он помешает ему исполнить свою мечту о театральной сцене, а вот Елизавета Ивановна тут же поняла: это слишком серьёзное препятствие, от которого зависит, может быть, вся дальнейшая жизнь её ученика. Учительница взяла Юрия Соломина за руку и куда-то повела. Вечная благодарность Юрий Соломин. Как оказалось, её муж — главный хирург. В госпиталь Елизавету Ивановну пропустили сразу же, её там все знали.
И Юрий Соломин с удивлением и некоторой опаской наблюдал за происходящим. Учительница попросила позвать мужа, а с ним вместе и других хирургов. Разговаривала она так, словно ничуть не сомневалась в исполнении своей просьбы. Вскоре появились врачи, посмотрели оценивающе на Юрия и велели ему лечь на стол. Навсегда запомнил он сказанные Елизаветой Ивановной слова: «Сделайте так шрам, чтобы не видно было потом, когда он в кино будет сниматься». Юрий Соломин до сих пор удивляется тому, как Елизавета Ивановна узнала, что он станет в будущем сниматься в кино. Но он и сегодня, когда Елизаветы Ивановны давно нет в живых, с благодарностью вспоминает её слова. И едва сдерживает слёзы говоря о ней, жёсткой, властной, но человечной и понимающей.
Они встретились уже в середине 1960-х, когда Юрий Мефодьевич был с Малым театром на гастролях в Одессе. Каким же было его удивление, когда женщина представилась. Это была она, его классный руководитель и учитель химии Елизавета Ивановна. Конечно, они встретились.
Расписались они на четвёртом курсе.
Свадьбу отпраздновали скромно — на свадебное платье и застолье денег не было. Поэтому, расписавшись, отправились вдвоём в кафе, заказали по порции мяса и по стакану чая с пирожком. Так и отпраздновали начало супружеской жизни. Первое время снимали угол у какой-то безумной старухи — в подвале на Петровском бульваре, потом руководивший Малым театром Михаил Иванович Царёв добился, чтобы молодой актёрской чете выделили место в общежитии. Незадолго до рождения дочки они получили отдельную комнату в огромной коммуналке на Арбате, с единственным туалетом в конце длинного коридора и крошечной кухней без окон и вентиляции.
А спустя время им выделили собственную двухкомнатную квартиру в 28 метров. Тогда им казалось, что это хоромы. Правда, чтобы добраться до этих хором, нужно было отстоять в очереди на автобус, а потом два часа трястись в переполненном салоне. К тому времени Соломина уже узнавали на улице, и народ в автобусе с любопытством поглядывал, на спящего стоя знаменитого актёра. Право на прыжок …Судачили, что он с ревностью относился к успеху младшего брата Виталия, известность к которому пришла значительно раньше, чем к нему.
Злые языки утверждали, что отношения между звёздными родственниками были довольно сложные. И последние 10 лет жизни Виталия Соломина они практически не общались. В своё время актёр Малого Борис Клюев сетовал, что Юрий Соломин, уже будучи худруком, не даёт постановок своему талантливому брату и вообще относится к нему жёстко. Сам Юрий Соломин уверял, что все разговоры об их ссорах с Виталием — чистые выдумки. Так или иначе, но Виталий Соломин, приехавший покорять Москву по следам старшего брата, практически всю свою жизнь проработал именно в Малом театре, худруком которого был Юрий Соломин.
Он стал первым руководителем Малого, которого на эту должность выбрала труппа. Некоторые корифеи, правда, были против его назначения. Так, знаменитая актриса Руфина Нифонтова опасалась, что новый руководитель будет орать на всех. С улыбкой? Говорят, он был жёстким, но справедливым руководителем.
Ну она не стала глубоко копаться, почему я не выучил — она поняла. Вообще были хорошие люди педагоги. Он был очень хороший художник у нас в Чите, и он рисовал на каких-то бумажках кадры, кадры. А я уже их прочитывал. И вот мы устраивали такое… И нам доставалось от педагогов, что мы не слушаем. Но вот таким образом я стал артистом, а он — художником.
Он был в Союзе художников у нас. Потом я как-то приезжал после училища, еще просил Владьку, чтобы он следил за могилой отца, и вот он ее подкрашивал. Хороший парень. RU — Часто приезжали после школы? После первого курса, после второго, после третьего курса училища. Ехал шесть суток на поезде.
Всё было очень сложно, денег было не так много, отец болел очень сильно, он уже лежал, когда я оканчивал. К тому времени и Виталий тоже стал поступать в училище. Хотя он человек очень спортивный был, занимался спортом: боксом, коньками, хоккеем, но проявился он вот так. Елизавета Ивановна — А почему вы в Москву уехали поступать? Я увидел фильм «Малый театр и его мастера» в 49-м году. И меня потрясли и театр, и артисты, и театральное училище имени Щепкина.
А больше я не знал, куда. По физике и химии я не был специалистом. По литературе, истории — да, а это нет. И вот она такая была… Вся такая из себя… Подойдет к окну на четвертом этаже, смотрит туда… «Соломин, к доске». Я туда иду, Юрка Князькин, Володька Попов они потом учились в МАИ, инженерами стали подсказывают, руками машут… Я чего-то пишу, весь в мелу… Она, не глядя, поворачивается: «Ну ладно, хватит». Шла к столу, брала ручку, открывала журнал и так же, не глядя на меня: «Тебе тройки хватит?
RU Когда я получил диплом об окончании школы, свернул его в трубочку и пошел на почту. И вдруг навстречу мне Елизавета Ивановна. А у меня вот здесь, сейчас не видно, был огромнейший жировик, такой красно-синего цвета. И она смотрит на меня и говорит: «С такой рожей? А муж у нее был главный хирург госпиталя. И она меня за руку ведет через площадь.
Заходит, ее все знают, меня тоже пропустили с ней. Она ребятам говорит: «Позовите мне мужа, пусть побольше хирургов возьмет». И вот я с этой рожей. Мне говорят: «Ложись». Я лег на операционный стол, и вот ее муж и несколько хирургов вырезали мне.
В поворотных моментах что-то всегда происходит. Какая-то неестественная сила ведёт меня. Я бы сказал: естественная сила.
Когда приходишь в церковь, ставишь свечу, молишься… Видимо, тогда и происходит единение с Богом. Стараюсь вывести вас на высокую ноту, а вы всё о земном. И я понимаю, почему. Просто у вас всё едино — высокое и земное. Наверное, это и есть гармония. А совесть — это и есть голос Бога, Его воля. Расскажу случай. Было это уже после войны.
Бедность, голодно — сами знаете. Под вечер, катаясь с ледяной горки, неожиданно нашёл тридцатку, а это были заметные деньги. Вокруг никого. Принёс домой, отдал бабушке. Теперь, когда вспоминаю об этом, становится как-то неуютно: тебе, мол, привалило, а от кого-то убыло. Я понимал, что не виноват. Оставлять на снегу было бы глупо, и отдать некому. А совесть всё равно напоминает о себе… Меня теперь коллектив ругает: «Почему ты мало играешь?
Я все прекрасно понимаю: есть зритель, которому не до этих тонкостей, он просто хочет видеть актёра. Но я стараюсь всё же соблюдать меру. Лишнего не надо. Во всём. И в жизненных обстоятельствах, и в материальных каких-то моментах. Можно сказать, что, придя к вере, вам не пришлось особо как-то себя ломать, переделывать? Это было органично, естественно и спокойно. Словно вошёл в свою среду обитания.
Дочка наша уже крестилась сама, а внучку мы крестили. Она теперь уже вполне самостоятельный в церковном отношении человек. Когда-то говорили, что уйдут из жизни «белые платочки» — бабули — и с ними уйдёт Церковь. А теперь внуки навёрстывают упущенное нами. Иначе нам не выстоять бы в житейских бурях. И у вас бури? Далеко не всем нравится, что у театра есть определённые правила жизни и он их строго придерживается. Раньше это называли шефством.
Люди нынешнего века это слово, скорее всего, понимают иначе, связывая его со словом «шеф». Мы стараемся жить по-старому. У нас очень хорошие отношения и со школами, и с армией, с Церковью, само собой. Каждый год 7 января обязательно проходит Патриаршая ёлка, теперь к нам ещё и Даниловский монастырь обращается. Всё, разумеется, бесплатно. Так четыре комиссии проверяли нас нещадно в течение полугода! Мы говорим, что делаем это бесплатно. И оттого не верят.
Интервью Юрия Соломина назвали исповедальным
Интервью Юрия Соломина В 1988 года Соломина избрали новым художественным руководителем Малого театра. «Юрий Мефодьевич Соломин проработал в Малом театре шестьдесят лет, и это уникальная история. Худрук Малого театра Юрий Соломин — о поступлении в Щепкинское, главных людях в жизни и современных шоу. Юрий Соломин прошёл нелёгкий творческий путь, он стал одним из наиболее востребованных актёров в кинотеатральной сфере и добился всеобщей любви. С 1988 года Юрий Соломин является художественным руководителем Малого театра. Знаменитый актер театра и кино, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин 18 июня отметит 85-летний юбилей.
Биография Юрия Соломина: личная жизнь, слухи о смерти, фото
Вся жизнь Юрия Соломина была связана с Малым театром, поэтому, получив диплом в 1957 году, он сразу же был принят в труппу. Народный артист СССР Юрий Соломин остается в реанимации в тяжелом состоянии, сообщили РИА Новости в медучреждении. В 1988 Юрий Соломин был назначен художественным руководителем Государственного академического Малого театра России. Юрий Соломин: кто он такой, чем прославился, интересные факты из биографии актера. Юрий Соломин познакомился со своей будущей женой еще в Щепкинском училище, куда поступил в начале 1950-х годов.