Петербургский режиссер Алексей Балабанов снимет фильм о молодости Иосифа Сталина.
«Балабанову даже думать тяжело было о «Брате-3»
Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь» | Режиссер: Алексей Балабанов Главные роли: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Григорий Сиятвинда. |
У каждого свой Балабанов: о наследии режиссера спорят спустя 10 лет после его смерти | И тогда о конкретном фильме, работе с Балабановым и жизни с ним рассказывают тот же Сельянов, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Алексей Чадов, сыновья режиссера. |
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым | В субботу, 18 мая, пришла новость о смерти известного кинорежиссера Алексея Балабанова. |
Все фильмы Алексея Балабанова | Канобу | Сегодня 61 год мог исполниться Алексею Балабанову — одному из главных постсоветских режиссеров, поэту аутсайдеров и неудачников. |
Балабанов, Алексей Октябринович
Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | На киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о режиссёре Алексее Балабанове с его последним интервью. |
Продюсер Балабанова рассказал о нереализованных проектах культового режиссера - Ведомости | Вдова Алексея Балабанова считает, что желание обрести трезвый образ жизни стало для режиссера губительным. |
Сыграл в свою смерть. Как жил и во что верил Алексей Балабанов | Аргументы и Факты | Реквием» — документального фильма актрисы и режиссера Любови Аркус, посвященного ее другу режиссеру Алексею Балабанову. |
«Балабанову даже думать тяжело было о «Брате-3». Люди. Нация | Работа в кино В 1983-1987 гг. Алексей Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. |
Новый Крест Балабанова тут же становится кодом Петербурга. Как его найти
Балабанов Балабанов любил работать с одними и теми же актёрами — много раз снимал Виктора Сухорукова , Сергея Маковецкого , Ирину Ракшину и других, но в этом фильме профессиональных актёров не было вообще. В главной роли снялся давний друг режиссёра, бывший военный Александр Мосин. В компании людей, идущих на дно, но надеющихся волшебным образом обрести счастье, он сыграл бандита. На роль проститутки режиссёр взял дебютантку — студентку режиссёрского факультета Алису Шитикову, непрофессиональный актёр был и в роли молчаливого старика. Сам Балабанов появился в камео, а мальчика-предсказателя сыграл его сын Пётр. Балабанов Мало какой фильм Балабанова обходился без русского рока. Не стала исключением и эта притча. Весь саундрек к фильму составлен из песен группы «АукцЫон», а роль пьющего музыканта сыграл Олег Гаркуша.
Создатели в ответ на обвинения в чернухе лишь пожимали плечами: не мы такие — жизнь такая. С первого «Брата» Балабанов работал как порядочный реалист. Даже «Морфий» отрезвляюще реалистичен. В режиссерской «дилогии канунов» впервые отчетливо проявляется тяга Балабанова к историософским построениям и многозначительным вопросам о судьбах страны. Довольно экономный по хронометражу «Груз 200» всего 85 минут — настоящая находка для интерпретатора. Тут головокружительно много соблазнительных мотивов, которые наталкивают на далеко идущие выводы. Тут вам и титульная история про маньяка в погонах критики безошибочно увидели в девушке, изнасилованной полицейским, образ терзаемой России , и сюжет о том, как профессор научного атеизма обретает веру в дряхлеющей империи, и образ анархистского города-солнца, и Афганская война, и обещание светлого будущего. Как назвать имперцем человека, который снял «Груз 200»? И как назвать либералом человека, который снял «Войну»? В скандальном выпуске «Закрытого показа» с Гордоном, в котором прошла телевизионная премьера «Груза 200», Балабанов сказал, что он ничего не выдумывал, а лишь показал то, что и так лежит на поверхности. От этого, кажется, несложно интуитивно прийти к разгадке парадокса режиссера: в своем кинематографе он пульсирует тысячей правд. Так, от модерниста, работающего по лекалам мастеров, Балабанов приходит к чисто постмодернистской маске, в которой при должном желании можно увидеть и искренность, и иронию. В балабановском кино все не так однозначно, поэтому и Россия у него оказывается страной победившего постмодерна, в которой история о полицейском насилии выглядит карикатурой. По той же причине и Данила Багров — поборник правды — изображен наивным, как юноша. Он еще не вполне разобрался и с собой, и с миром вокруг. Известно, что в Бодрове-младшем Балабанов видел соратника, хотя и относился к некоторым его решениям например, примкнуть к антипутинской кампании Березовского снисходительно. В фильмографии Балабанова это, пожалуй, одна из самых интимных картин, проникнутая ощущением скорого конца. Кино, как оказывается в финале «Морфия», — это не всегда лекарство, это еще и наркотик, который медленно убивает. Фильмы Балабанова, как считается сегодня, лишь работали на его укрепление. Но как тогда примирить «Кочегара», в котором главным героем оказывает представитель малого народа, или неснятую «Реку» о якутском лепрозории с имперскостью Балабанова? Кувшинова предлагает ответ: все фильмы Балабанова, так или иначе, о маленьком человеке. Наблюдая за ним, он волей-неволей воспроизводил отжившие культурно-политические паттерны. Эстетически «Кочегар» — буквально компендиум режиссерских находок Балабанова за двадцатилетнюю карьеру. Это самый минималистичный и аскетичный по форме фильм из всех, что он снял. В нем Балабанов действительно дает нашего «Таксиста» и вновь рассказывает абсолютно зрительскую историю — о возмездии ветерана, прошедшего афганскую войну. Насилие в нем обоснованно, герой хорошо понятен, пафос нарочито снижен. Хотя сам Балабанов говорил, что ни разу не досматривал «Сталкера» до конца скучно , «Я тоже хочу» — очевидный парафраз фильма Тарковского. Знавшие Балабанова лично говорили, что он был однозначно православным человеком, но его православие смешивалось с верой в инопланетян и паранормальное. Последний фильм Балабанова, как утверждал он сам, сделан в жанре «фантастического реализма». Мистическая история о странничестве в поисках счастья рассказана Балабановым раздражающе простым языком, воодушевляющая клиповость «Брата» и «Жмурок» в последних фильмах режиссера сменяется гипнотизирующими мелодиями «Аукцыона» и гитариста Дидюли. Буквализм постановщика на закате карьеры достигает апофеоза. В финале «Я тоже хочу» Балабанов появляется сам — в эпизодической роли режиссера, которого не принимает Колокольня счастья. В «Я тоже хочу» Балабанов, на тот момент много рассуждавший об уходе из жизни, видимо, пытался заговорить смерть.
Здесь он снимает два полнометражных фильма «Счастливые дни» и «Замок». Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым. Фото: showbizzz. Кинокартину встретили с восхищением и зрители, и кинокритики. После этого режиссёр снял фильм «Про уродов и людей», в котором рассказана история о производителя порнографии в Российской империи. Несмотря на щекотливую тему фильм удостоили премии «Ника». Сам режиссёр считает эту картину лучшей среди своих работ. В начале нулевых Алексей снимает фильм «Брат 2» — продолжение уже успешного «Брата». Действие криминальной драмы происходят в Москве и в США. Это был настоящий режиссёрский прорыв, ведь мало кто до этого снимал серьёзное российское кино в Штатах. Спустя два года погиб Сергей Бодров. Это сильно сказалось на самочувствии Балабанова. Он тяжело переживал потерю друга. Чтобы вытащить мэтра из депрессии продюсер Сергей Сельянов начал приносить сценарии, написанные другими авторами. До этого режиссёр писал сюжеты исключительно сам. Так на свет появилось две картины — «Жмурки», о лихих 90-х, и мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно». Балабанов, Панин и Дюжев на съёмках фильма «Жмурки». Из-за обилия жестоких сцен насилия картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и на тот момент уже не малоизвестный Алексей Серебряков.
Даже пальто в картине у Сухорукова не собственное, а с плеча жены Балабанова. Но никто не видит, что застежка на нем — женская. Свою последнюю квартиру — на 14-й линии Васильевского острова — Балабанов купил на гонорары недавно. К тому моменту Сухоруков из коммуналки уже съехал. Он не любил капитализм — Почему Балабанов отказался снимать «Брата-3»? Но дело-то не в Бодрове! Ситуация в стране была такая, что все ждали «Брата-3». Сухоруков даже сценарий написал к фильму: привез Балабанову на читку. А тот отказал. Сказал, что не знает времени, описанного в сценарии, но будет не против, если Витя или кто-то другой снимет сам. Прячется всю дорогу в бочке с солярой. В порту выныривает из нефтяного пятна — весь в мазуте, но с белозубой улыбкой, и говорит: «Ну, здравствуй, Россия! После его смерти на сберкнижке осталось не много — сто тысяч рублей или двести. Не хотел тратить жизнь на зарабатывание денег. И не любил людей, которые живут ради денег. Ему Сельянов, продюсер, во всем помогал. Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил. Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил. У жены сил не было. Умер, стоя на коленях — Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории? Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких.
Названа точная причина смерти Алексея Балабанова
Авторы фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…» — журналист и медиаидеолог Марина Леско, российский режиссер-документалист Константин Смилга, продюсер и генеральный директор медиагруппы «Красный квадрат» Илья Кривицкий. Почитатели таланта Алексея Балабанова смогут увидеть фильм до официального выхода на экраны кинотеатров 5 октября. Специальные предпоказы для широкой публики и дискуссии о кино пройдут в знаковых для Алексея Балабанова местах: 3 октября в 19:00 — кинотеатр «Аврора», Санкт-Петербург 4 октября в 19:30 — «Континент Синема», Екатеринбург 4 октября в 19:00 — Центр культуры «Рекорд», Нижний Новгород.
Мать, доктор медицинских наук, в 1973-1989 гг. В 1981 г. Алексей Балабанов окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков ныне Нижегородский государственный лингвистический университет им.
Впоследствии, в интервью 2004 г. В 1990 г. Военная служба В 1981-1983 гг.
Алексей Балабанов проходил офицерскую службу в рядах Вооруженных сил СССР - в частности, в 339-м военно-транспортном авиационном полку в составе 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Военно-воздушных сил. Входил в экипажи самолетов в качестве бортового переводчика английский язык. Выполняя служебные задания, посещал Афганистан, Сирию, Эфиопию и другие страны.
Работа в кино В 1983-1987 гг. Алексей Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. Заочно обучаясь в ВКСР в экспериментальной мастерской Льва Николаева и Бориса Галантера, снял короткометражные фильмы "Раньше было другое время" 1987 и "У меня нет друга, или One step beyond" 1988 с участием уральских рок-музыкантов.
Его дипломной работой стал документально-игровой фильм "Настя и Егор" о певице Насте Полевой и гитаристе Егоре Белкине. С 1990 г.
Картина получила Гран-при фестиваля "Кинотавр" и множество других наград.
Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре - две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада. Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства.
Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию "Ника" в номинации "Лучший фильм". На этот раз действия разворачивались в России и США.
Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина "Война", рассказывающая о событиях в Чечне. В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту.
Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи. Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой.
Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.
В 2007 году герой нашей статьи снял драму "Груз 200", в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров. Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма "Кочегар" про якутского ветерана войны в Афганистане.
Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди.
Об отношениях с семьёй Балабанов практически не говорил на публике. В 2002 году на режиссёра свалилась трагедия. Под ледяной лавиной в горах Северной Осетии погиб Сергей Бодров со всей съёмочной группой. Актёр из «Брата» не первый год пробовал себя как режиссёра, а с Балабановым советовался. Шок от потери друга разделил жизнь режиссёра на «до» и «после». Как позже вспоминал друг семьи Сергей Сельянов: «Смерть Бодрова была его собственной смертью без переносного смысла. Какую-то его часть точно отрубило тем ледником». Горе Балабанов стал топить в алкоголе.
Соседи по Васильевскому острову Петербурга регулярно видели его страшно пьяным. Но кинотворчество продолжалось, что не могло не отражаться на здоровье режиссёра.
Алексей Балабанов (режиссер) – последние новости
Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу» | Новости личной жизни Алексея Балабанова Вся информация о персоне. |
Исполнилось10 лет со смерти выдающегося российского кинорежиссера Алексея Балабанова | За свою карьеру Алексей Балабанов снял два десятка картин, но всенародную известность ему принесли фильмы "Брат" и "Брат-2". |
Алексей Балабанов - биография, причина смерти, фото режиссера | Байопик об Алексее Балабанове задумали год назад, когда при подготовке выставки-путешествия «Балабанов» обнаружились неопубликованные ранее фрагменты интервью режиссера. |
В Электротеатре прошел специальный показ фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…» | Перед 200 собравшимися в зрительском зале гостями выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова «Брат-2», руководитель киностудии «Лендок» Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. |
На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова | Телеканал Санкт-Петербург | В цикл бесплатных показов войдут фильмы Балабанова, а также важнейшие дебюты режиссеров, когда-то начавших свой путь в игровом кино благодаря кинокомпании СТВ: Бакура Бакурадзе, Сергея Дворцевого, Алексея Мизгирева и других. |
В Электротеатре прошел специальный показ фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…»
Он смотрит на нее и говорит: «Это опухоль». И я начал хохотать. Потому что мне показалось очень смешно. Он был такой перепуганный, это было так органично, что я его утвердил, о чем не жалею. Отлично роль сыграл. Пережитки такие молодости. Мне черно-белое кино всегда нравилось. Я цветного кино всегда боялся. Цвет… с ним же надо бороться.
Тем более «Голод» был черно-белый. Все хорошие картины, которые я видел, все были черно-белые. Первая картина, мне кажется, должна быть черно-белая. Потом, когда уже начинаешь в изображении разбираться, уже можно что-то делать. У меня же не получилось во втором фильме с цветом, с Кафкой. Я пытался там бороться, но считаю, что не получилось. Первый фильм удачный, его сразу в Канны взяли. Конечно, я не ожидал — никто не ожидал.
Канны для меня были… В смокинге, приемы. С Базом Лурманом познакомился, за одним столом сидели на официальном приеме. Потом вместе на закрытии были. Он тогда еще австралийский режиссер был, мы вместе на Золотую камеру выдвигались. Strictly Ballroom — хорошее, энергичное кино. Он по-французски не понимал. А нас в зал не пустили, потому что мест не хватило. Мы стояли в фойе.
И там сказали по телевизору: «Баз Лурман, Strictly Ballroom». Хороший режиссер. И теток с собой штук восемь привез. Нас на три дня пустили туда. Ко мне товарищ приехал из Голландии, художник-постановщик, Сережа Корнет. Из Свердловска тоже. Он к тому времени уже в Голландию уехал и там художником работал. Ну, он узнал про Канны и приехал ко мне.
И мы с ним там вдвоем рассекали. Он сейчас преуспевающий художник, в Китае жил, кучу развлекательных центров поставил в Европе. У меня постпродакшн был в Гамбурге. Но после того как фильм провалился в Европе, он нигде не пошел. Получил несколько призов у нас на национальных фестивалях, вот и все. Фильм неудачный. Самый мой неудачный фильм, на мой взгляд. Второй фильм обычно у режиссеров не получается.
Эйфория существует… Алексей Балабанов — Сельянов еще не был вашим продюсером тогда, но он соавтор сценария «Замка». Роман же незаконченный, как обычно у Кафки. Он говорит: «Ты знаешь, тут не хватает одного колена. Надо просто взять и дописать». И придумал еще треть. Я за Кафку дописал роман. Это единственное достижение этого фильма, чего там есть интересного. Все эти превращения, перевертыши, этого всего у Кафки нет, это я придумал.
А Сельянов мне подсказывал. Я не прав был, я ошибся, конечно. Там должен был быть другой конец. Должен был мальчик сказать: «Папа, пошли домой». Я долго думал, но решил по-другому сделать и оказался неправ. Я же был в Праге, видел, где он это писал. Там комната вот такой величины, замкнутое пространство на улице Алхимиков, где его сестра жила. Он к ней приходил и писал.
Как в коробке сидишь. Я понял, откуда у него клаустрофобия такая в произведениях. Они фактически во всех моих фильмах есть. Вот я придумал такие музыкальные машинки, эти валики как пластинки были. У Кафки этого нету. Люди-то все любят в кино сниматься на самом деле, но про это не говорят. Согласился сразу. Он и в «Трофиме» согласился сразу.
Я из Москвы артистов вызвал на пробы — все-таки буржуйские деньги. Я вот жалею, что я Мишу Ефремова не взял тогда. Он приезжал. Я взял Колю Стоцкого, ошибся с главным героем сильно. Миша бы сыграл интересно, мне кажется. Я ошибся, понял, что я ошибся, сразу понял. Дальше уже по-другому было. Дальше было кино без денег.
Это было кино с деньгами. Можно было очень хорошее кино сделать, если бы мозгов было побольше. На первом кино не было денег — вот такое кино получилось. А здесь павильоны были, звук был стерео, в Гамбурге, все было. Кроме мозгов. Артист он хороший был, я его и раньше видел в разных фильмах. Я знал, что он хороший, не пробовал его, я уже больше проб не делал никогда. Я разговаривал с артистом и решал, может он играть роль или нет.
В общем, это более плодотворный путь, чем дурацкие пробы. В «Трофиме» еще были деньги. Паровоз, стоящий на вокзале… положить доски на платформу — это все недешево. Костюмы начала века. Непростое кино. Сельянов создал компанию СТВ, чтобы снимать «Время печали еще не пришло», а я как-то так повернулся под руку, по старой памяти. Я к нему ходил, когда «Замок» снимал, а он сидел и вентиляторы рекламировал, потому что надо было как-то выживать, чтобы за комнату хотя бы платить. У него был стол, стул — и все.
И вентилятор стоял. Я у него попросил вентилятор, чтобы создать иллюзию ветра на крупном плане. Взял вентилятор, а ему оторвали штучку какую-то, он на меня наорал тогда. А потом он уже запустился с картиной. Потом был «Трофим», а потом на «Кинотавре» был «Кавказский пленник», и я с Сережей Бодровым познакомился. Он мне очень понравился тогда. А кино не понравилось, потому что мне Меньшиков не нравится. И вообще слабый фильм.
Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну давай». Я ему рассказал идею «Брата». Все практически бесплатно работали. Фильм был очень дешевый, очень быстро сделали. Всё в Петербурге, всё на своих квартирах, везде друзья снимались. Света Письмиченко по старой памяти снялась, в «Замке»-то она получала деньги.
Витя Сухоруков тоже по старой памяти. В общем, как-то собрались и сделали кино вместе. Он меньше ста тысяч стоил, включая пленку и съемочную технику, которую бесплатно давали. Я просто придумал про бандитов кино. Это была старая идея — бандитов и музыкантов соединить. Всё из своей жизни, я и с теми общался, и с другими. Я знал эти миры.
Актриса Светлана Письмиченко вспоминала, что после этой трагедии Алексей мрачнел все больше, и все мрачнее становились его фильмы. Даже комедия «Жмурки» получилась «черной» Маковецкий вспоминал, что съемки комедии «Жмурки» немного помогли Балабанову прийти в себя. Но и этот фильм получился совсем не добрым. Первый же съемочный день был сорван, потому что машина, в которой должны были происходить съемки, попала в аварию. Режиссер не находил себе места, считая, что это — очередной знак. Впоследствии он сам говорил отцу Рафаилу, что ему «придется отвечать за то, что он «поубивал» столько народа». Смерть постоянно ходила рядом с Балабановым В восьмидесятые Алексей дважды чуть не утонул. Потом пережил две серьезных автоаварии. Ему посчастливилось вернуться живым из Афганистана и Анголы. Песни «Батька Махно», «Атас! Актриса Ирина Ракшина говорила, что судьба подкладывала Балабанову невероятно жуткие испытания для того, чтобы он их пережил и на основании этого чудовищного опыта снял следующее гениальное кино. Балабанов и Тарковский - загадочные совпадения Кадр из фильма"Сталкер" 1979 г. Казалось бы: что тут схожего? А сама идея фильма. И в той, и в другой истории герои ищут место, где исполняются желания. И на пути поисков счастья их ждут опасности и испытания. Сквозь творчество Тарковского тоже проходит трагическая череда гибели актеров. Схожесть между двумя режиссерами можно найти еще и в том, что оба умерли в возрасте 54 лет. Прощание режиссера: в фильме и наяву Коллеги и друзья Алексея Октябриновича не сомневаются: картину «Я тоже хочу» режиссер задумал, чтобы показать с экрана собственную смерть и попрощаться. Немногим удается это сделать, а сделать так, как это реализовал Балабанов, и вовсе не удавалось никому. Кстати, двухсотлетняя колокольня, у которой был снят последний кадр последнего балабановского фильма, где показаны последние минуты жизни режиссера, рухнула на сороковой день после его смерти.
Тогда оно было посвящено актеру Сергею Бодрову. Как сообщает Gazeta. SPb , помимо личности актера, Балабанов говорил и о фильмах, и своей жизни, и людях, а также предсказал свой ранний уход. Тогда материала вышло на четыре часа.
Теперь кажется, что это все неслучайно. Истинные русские таланты начинают вымирать. Они вымирали и на рубеже прошлых веков под влиянием кошмарных перемен. Но то, что недоумертвила большевистская революция, доумертвляет наше сегодня. Страшно осознавать, с кем мы останемся. Страшно понимать, что подлецов в нашей стране будет все больше, а истинных талантов — все меньше. К сожалению, истинно русского Балабанова испугался и Запад — это видно по Каннскому фестивалю. Канн, искатель гениев, не мог не оценить Балабанова. После того как тут показали его дебютный фильм «Счастливые дни» и два года подряд в конце нулевых демонстрировали его картины «Про уродов и людей» и «Брат» который закрывал вторую по значимости программу «Особый взгляд» и вызвал вселенский восторг — я был тому свидетелем , казалось, что Балабанов войдет в узкий круг каннских избранников. Не сложилось. Канн вдруг объявил Балабанова провокатором — особенно после фильма «Груз 200». Хотя другого — подлинного — провокатора фон Триера продолжал привечать тоже, как выяснилось, до поры до времени. Ладно, Канн. Помоги, Господь, России. Если ты есть. Текст переопубликован с небольшими изменениями, обусловленными временем. Я был не прав. Тем не менее Балабанов угодил в психологический переплет. Очень многие новые режиссеры в то наивное время верили, будто стоит им добиться похвалы критики и пары-тройки зарубежных фестивалей — и путь наверх обеспечен. Но ни Берлин, ни Венеция, ни даже Канн с Торонто не гарантировали путь к успеху. Не говоря уже про нашу кинотусовку. Ерунда ерундой, но я убежден, что это время быстрого слома — перехода от СССР к России и от гособеспечения к свободному кинорынку при полном развале киносистемы старого ветхого типа и постепенной утрате тогдашней публикой желания ходить в кино — погубило множество режиссерских талантов. Особенно в ситуации, когда им напевали в уши: ты гений, старик, мы тебя сейчас представим там-то и там-то — и ты в мировых дамках. Печально, но факт: многие таланты нашей эпохи перемен не пошли дальше первого, максимум второго фильма. Печально вспоминать фамилии, но список способен ужаснуть. Балабанову хватило здравого смысла не купиться после «Счастливых дней» на первые похвалы. Может, потому, что его и ругали. Но и Балабанова, судя во всему, подкосил тогдашний кризис нашего кинематографа, особенно деструктивный на фоне того, что ожидалось прямо противоположное. После «Счастливых дней» он снимает за пять с лишним лет лишь новеллу «Трофим» в альманахе 1995 года «Прибытие поезда» Хван — Месхиев — Балабанов — Хотиненко , весьма крутую, но почти бесполезную. Ведь альманах, который должен был стать вызовом «папиному кино» и манифестом нового отечественного кинопоколения, оказался быстро забыт. Хотя и несправедливо. Может, «Замок» воспринимался бы иначе одно подглядывание в глазок за чиновным монстром чего стоит, тем более что монстра изобразил сам Алексей Герман — старший! Ханеке отразил то, что Балабанов упустил: поэтика Кафки — прежде всего сны. Поэтому герой «Замка» — землемер — никак не может достичь цели своего путешествия, собственно замка, в который его наняли. Это ведь навязчивый кошмар снов — не ты стремишься к цели, но твоя цель словно бы вытягивает тебя на себя, но тебе постоянно что-то мешает. И это действует угнетающе. При этом ты замкнут в какой-то узкой комнате и упорно собираешь чемодан, который отчего-то никак не можешь собрать. Поэтому у Ханеке все снято на крупных планах — это фильм без пространства. В снах нет пространства. Когда я пересказывал «Замок» в трактовке Ханеке бывшему главному актеру Анатолия Васильева Григорию Гладию, много ставившего Кафку на сценах Нового и Старого Света, тот был в восторге: да-да, так все и должно быть! Но что «Замок»? В 1998-м Балабанов сотворил свой главный артистический фильм, созданный эстетического совершенства ради: «Про уродов и людей». Судя по интервью, близкие Балабанова считают этот фильм его величайшим кинодостижением. И это действительно ни на что в мире не похожая картина. Я-то считаю, что Балабанов стал собой, только расставшись с иллюзиями сделать элитарную карьеру и преодолев внутри себя тех же «Уродов». Увлекшись идеей стать режиссером для масс. Причем таким что редкость для режиссеров подобного типа , кто и массовое кино делает по-настоящему артистичным. Собственно, он пришел к подобной идее даже годом раньше. Еще в 1997-м на закрытии уже упомянутой каннской программы «Особый взгляд» был показан его «Брат». Но о «Брате», вопреки хронологии творчества Балабанова, мы поговорим позже. Автор этих строк пишет не справку для энциклопедии. А пытается определить принципиальное изменение в темах, стиле, идеологии Балабанова, которые в итоге и сделали его тем, кем он стал. Поэтому я предлагаю перескочить сразу в 1998-й — в конец элитарного периода в творчестве Алексея Октябриновича, после которого он окончательно переключился на идеологическое социальное кино. В некоем Вообще-Городе времен изобретения кинематографа действуют порнографы. Они снимают порку. Значительную часть фильма зритель видит со спины голых красавиц Динару Друкарову и Анжелику Неволину, игравшую и в «Счастливых днях». Они красиво стоят на коленях, пародийная бабка-Яга сечет их розгами, а нанятый порнографами фотограф, ставший затем оператором, снимает, снимает. Сначала на примитивную фотокамеру, а затем на допотопную кино-. В фильме много и других невероятных персонажей и откровений, Балабанов заставил вспомнить о своих давних кумирах Беккете и Кафке.
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
Сергей Сельянов, основатель кинокомпании СТВ и продюсер многих фильмов Алексея Балабанова, рассказал в интервью «Ведомостям» о нереализованных проектах режиссера. Режиссер Алексей Балабанов — фигура для российского и мирового кинематографа сколь важная, столь и неоднозначная. Юрий Дудь опубликовал на своем Youtube-канале видео, посвещенное Алексею Балабанову. О возможных причинах смерти Алексея Балабанова много говорилось в новостях, эта новость стала большим потрясением для ценителей его работ. Как Алексей Балабанов перешел от ранних документальных зарисовок и модернистских экранизаций к народным боевикам? На первой встрече Алексей Балабанов создавал впечатление умного, сообразительного человека, который хорошо знает, что хочет, однако пока мало умеет.
Балабанов — жив
Вышел фильм Алексея Балабанова, в котором он предсказал свою смерть. Оглушительный успех и всесоюзную славу режиссер Алексей Балабанов узнал после выхода его картины «Брат». Напомним, что Алексей Балабанов, известный российский режиссер, автор фильмов "Брат" и "Брат 2", "Груз 200", "Про уродов и людей" и многих других, умер в 2013 году на 55-м году жизни. заявил режиссер Алексей Герман-младший после смерти Балабанова.
Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу»
В старших классах Алексей Балабанов вместе со своим другом Евгением Горенбургом создали музыкальную группу Кери. 25 февраля мог отмечать очередной день рождения Алексей Балабанов (1959-2013), один из самых стильных режиссеров новой России. Как Алексей Балабанов перешел от ранних документальных зарисовок и модернистских экранизаций к народным боевикам? У Алексея Балабанова был ряд проектов, которые по разным причинам не были запущены в производство, рассказал в интервью «Ведомостям» основатель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Режиссер Алексей Балабанов Вдова Балабанова раскрыла истинную причину его смерти.
Итоги недели: прощание с Алексеем Балабановым
Получив диплом переводчика, Алексей пошел в армию, где в составе воинской части выполнял задачи в странах Азии и на Африканском континенте, а также участвовал в Афганской войне. Те события и рассказы сослуживцев впоследствии легли в основу одного из самых тяжелых и мрачных фильмов режиссера — «Груза 200». Какие еще картины сценариста стали культовыми, что навсегда изменило его жизнь и приблизило уход? Обо всем этом в 65-й день рождения, который Балабанов никогда не отметит — в нашем материале. В то время город переживал расцвет андеграундной культуры, и в местной тусовке Алексей познакомился с группой «Наутилус Помпилиус», чья музыка впоследствии не раз играла в лентах постановщика. В 1985-м Балабанов снял первый художественный фильм «Раньше было другое время», где в ресторане на фоне поющего Вячеслава Бутусова разворачивались конфликты случайных людей. Но легко ли в дальнейшем было лавировать между творчеством и личной жизнью?
С женой Ириной Балабанов познакомился в Москве в гостях у общих знакомых. Это казалось любовью с первого взгляда — едва только Ира вошла на порог, постановщик отвесил ей комплимент, а в конце вечера — в шутку сделал предложение. Ирина не скрывала, что отношения с творцом не всегда давались ей легко Потом молодых людей разметало по разным городам на полтора года, но едва только Балабанов позвал Ирину к себе, она забыла девичью гордость и помчалась за возлюбленным в Свердловск. Девушка поступила на философский факультет Уральского университета, а Алексей — на отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве. Из-за этого после свадьбы супругам предстояла долгая разлука, однако стипендии Ире хватало, чтобы раз в два месяца летать в столицу. В одну из таких поездок Ирина забеременела, чему несказанно обрадовался Балабанов.
Положение она переносила легко, так что до последнего навещала супруга — то в Москве, то в Киеве, где он снимал документальную ленту «О воздушном летании в России». Ирина не унывала, ведь понимала, что вышла замуж за творца. После окончания Высших курсов Алексей заявил, что хочет жить в Москве или Петербурге, что жена поддержала.
После съемки Балабанов пригласил их в гости, сел на любимый диван, показал фильм, которым он гордится. Тогда и состоялся настоящий разговор по душам, а камера в это время продолжала снимать.
В итоге получился уникальный эффект — как будто ты сидишь рядом с великим режиссером, и он вместе с тобой вспоминает счастливые и грустные моменты своей жизни, рассуждает о Боге, вспоминает друзей, ну и, конечно, говорит о кино. Как оказалось, это стало одним из последних и по сути — пророческим интервью режиссера. Жители любимого режиссером города на Неве смогут увидеть фильм еще до начала официального проката. Это, по задумке создателей киноленты, должно стать данью уважения Алексею Балабанову.
Но я уважаю чужие чувства", - заявила Васильева.
Вдова Балабанова подтвердила, что выбрала бы провести 20 лет с человеком, который горит и делает, чем 50 лет с человеком, который не горит. Он счастлив сейчас, это мы все страдаем", - сказала женщина о Балабанове. Также Васильева заявила, что ее "ангелы отвели" наблюдать воочию смерть мужа. И я решила, что надо поехать. И дальше началась свистопляска с пробками, их никогда раньше не было.
Мы приехали часа через два, а когда я ехала, я уже знала, что его нет.
Биография Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. Проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии, летал в страны Африки и Азии. Работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.