легендарной балерине Майе Плисецкой. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. Валерий Гергиев (Фото спектакля из группы театра ВКонтакте) В первый день весны любимый театр представил невероятно лирическую любовную историю. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая. Не будет урожая, не будет жизни. Классический оперный любовный треугольник здесь тоже демонстрирует удивительное слияние бытового реалистического конфликта с высотами истинной трагедии. Молодой паренек Володя, легкомысленный балабол, избалованный вниманием девок, появляется перед более чем скромными односельчанами, как Сергей Сергеевич Паратов — в белом костюме и элегантных туфлях. Кирилл Матвеев создает очень яркий характер обаятельного пустомели, который своей асоциальностью рушит шаблоны жесткой системы деревенского сообщества. Варвара влюбляется в Володю. И эта любовь — не что иное, как страсть, «химия», эротическое влечение. Музыка буквально захлебывается от страстных интонаций, сочных гармоний, выразительных мелодических оборотов. Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа — ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано. Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества.
Родион Щедрин написал для певцов выразительнейшие партии, в которых речитативность предельно сплетена с мелодизмом. Композитор, следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, предъявляет эталонный музыкальный язык, который свойствен лучшим образцам академической музыкальной драмы ХХ века, не теряющей связи с классической оперой. Певцы здесь именно поют, а не рвут связки скачками на резкие интервалы, как этого часто требуют современные композиторы, которые не любят ни певцов, ни слушателей.
Горе, постигшее Наташу, чувствующую предательство, певица достаточно правдиво передала в песне из третьей картины. Володя Гаврилов — «балаболка душистая», жертва любви Варвары. Он имеет только неприличное нахальство и «городскую» спесь. Владислав Мазанкин Володя эффектно изобразил приезд своего героя в деревню, был идеально глуп и нерасторопен при знакомстве с Варварой. Снискал шквал аплодисментов в издевательской «Песне про ёлочку» «В лесу родилась ёлочка, в лесу она жила, потом влюбилась в мальчика и в город с ним ушла». По совету разведёнки Катерины в блистательном исполнении Натальи Кочубей Володя пригласил на танец Варвару Васильевну. Образу посчастливилось не рассыпаться и в сложном финале с перипетией чувств. Пел Владислав, соответствуя своему образу: академическим голосом старался как бы подражать фольклорному звукоизвлечению и, самое главное, при этом не опустился до плохой эстрады. Самый «живой» момент спектакля — «художественная самодеятельность» во второй картине. Масштабная хоровая сцена строится по сюитному принципу: череда быстрых танцев в том числе знаменитой кадрили сменяется частушками про любовь с рефреном: «А мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы-ы-ы, а мы их сами сочиняем, сами композиторы-ы-ы». К сожалению, ярким действо не стало, исполнение артистов хора выглядело несколько стеснительным, лишь только вышеупомянутая разведёнка Катерина своим шармом вытягивала ситуацию. Потрясающе звучал оркестр под управлением Максима Валькова, музыкальный план во многих случаях был на высоте. Одна из сложностей в партитуре заключается в необходимости подражать народным инструментам. Музыканты мастерски справились с этой и многими другими задачами, играли собранно, подчеркивали детали, сохраняли нужный баланс.
Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой. Любовный треугольник почти как в «Аиде» — женщина, облеченная властью пусть и на уровне колхоза, а не древневосточной деспотии , любит и желает быть любимой, ее объект — всех привлекающий тенор, соперница — нежное безвольное сопрано. Финальное разрешение коллизии отдаленно навевает воспоминания о «Евгении Онегине» — долг превыше всего, а сила натуры главной героини проявлена в верности раз избранному пути. Колхозные реалии спустя шесть десятилетий уже никого не шокируют — видали мы и не такое на оперной сцене: режиссерский театр нас приучил ко многому. Тем более что в данном случае режиссер оставляет все на месте — на сцене пашня чернозема и перспектива высоковольтных ЛЭП на фоне затянутого тучами вечно дождевого неба сценография Максима Обрезкова. Постановщик Евгений Писарев позволяет себе лишь некоторую вольность в финале, делая его открытым: примирения увлекшегося было Варварой пижона Володи и его невесты Наташи положенное по либретто не происходит, герой в отчаянии убегает прочь, а главная героиня кружится, словно в забытьи, под проливным дождем, будто смывая с себя морок любовного наваждения, в который сама дала себя увлечь. В остальном постановочная команда строго следует первоисточнику — на сцене серые будни послевоенной неустроенности, телогрейки и кирзовые сапоги, веселенький ситчек выходных платьиц колхозниц костюмы Марии Даниловой , сельскохозяйственный инвентарь, дощатые скамейки и грубо сколоченные ящики. Не переиначивая содержания оперы, не изобретая эпатирующую концепцию, Писарев занимается настоящим театром — подробно разрабатывает характеры героев, делая их яркими и точными, дает четкие актерские задачи и лепит убедительные образы. Застегнутая поначалу на все пуговицы, а позже становящаяся вулканом страстей Варвара, опереточный фанфарон Володя в белом костюме, робкая Наташа с косичками, основательный как пенек бригадир трактористов Федот Петрович. При этом Писарев умно выстраивает мизансцены, грамотно разводит массовку, переключает планы — смотреть спектакль как драматическое действо не менее интересно, чем вслушиваться в тембрально богатый и разнообразный звуковой мир Щедрина. Как тонкий психолог режиссер не перебарщивает и с реализмом в этом, казалось бы, сугубо реалистическом спектакле. Здесь есть и образы-метафоры: танцующие под дождем девушки пластика Сергея Землянского или бегающий весь спектакль по сцене в воинской каске деревенский дурачок Андрюша выразительная мимическая работа Андрея Альшакова.
Это обещание было дано 1 декабря 2023 года, и уже в середине марта этого же года одно из самых сложных и значимых произведений русской оперы будет представлено на Исторической сцене. На данный момент оно будет показано в Москве в рамках гастролей Мариинского театра. Мусоргский превзошел себя, углубившись в архивы, чтобы создать либретто на основе документов, рассказывающих об эпохе беспорядков и кровавых мятежей стрельцов. Ныне Валерий Гергиев, можно сказать, является лучшим интерпретатором этой оперы. Фестиваль, задуманный скрипачом Вадимом Репиным для Новосибирска, не только расширил культурное пространство в Сибири концерты проводятся в Новосибирске, Красноярске и других городах , но также проник в центральную Россию, время от времени устраивая лучшие программы в Самаре, Санкт-Петербурге и Москве. Как эхо одиннадцатого фестиваля в столице пройдет камерный вечер Вадима Репина и пианиста Николая Луганского. Дуэтные и ансамблевые концертные программы с участием музыкальных звезд всегда являются уникальным событием, особенно в случае, когда каждый из исполнителей известен как талантливый музыкант, бережно относящийся к стилю и эпохе музыкальных произведений. В одной из таких программ великое внимание уделено трем важным произведениям, олицетворяющим виртуозность и мастерство на рубеже XIX и XX веков: сонаты для скрипки и фортепиано композиторов Дебюсси, Грига и Франка. Второй вечер концертной серии посвящен симфоническим произведениям под названием «Великие инструментальные концерты». С участием Государственного симфонического оркестра имени Светланова Вадимом Репиным будет исполнен Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева, а во второй части концерта зазвучит Пятая симфония Петра Чайковского, даря слушателям великолепное музыкальное переживание.
Добро пожаловать!
И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие). Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами.
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба». А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина.
Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки.
Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера.
В Большом театре «Не только любовь» сняли с репертуара после четырёх представлений. Интерес к этому сочинению возродился в 2010-х годах — — это название можно найти в афишах, например, Мариинского театра и театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Приглашение режиссёра драматического театра выглядит вполне концептуально: сюжет оперы подчёркнуто прозаичен и интимен. Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин.
В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта.
Перед окончанием хора звучат две ее отрывистые, «говорком» фразы: «Голубоглазый какой. Что, товарищ председатель. Приглянулся он тебе?. Первую из них композитор назвал «Маленькой кантатой». В ожидании праздничного вечера девушки сидят на завалинке, «как воробьи на проволоке». Звучат девичьи частушки — веселые, задорные: Основной мотив хора чередуется с отдельными репликами — частушками солистов, образуя единое музыкальное построение.
Подражая балалайке, пение сопровождают отрывистые аккорды струнных, «переборы» деревянных духовых, ксилофона, арфы, фортепиано. Вторая сцена — «Колхозная самодеятельность». Теплый летний вечер. С добродушным юмором композитор подсмеивается над духовым деревенским оркестром, нередко фальшивящим. Громко и тяжеловесно ухает медь, приглашая молодежь танцевать50. Кадриль — вершина комического в опере Щедрина. Одновременно это и завязка драматического действия. Кадриль звучит степенно, неторопливо.
В высоком регистре, pianissimo вьется ажурная мелодия — сначала у скрипок pizzicato , а затем у деревянных духовых staccato. В народной музыке подобный кружевной узор «плетет» обычно духовой инструмент например, свирель : Многократное сопоставление нарочито примитивного громогласного вступления духового оркестра и изящной мелодии танца создает комический эффект. Средняя часть кадрили — Сольный танец трактористки — основана на веселом частушечном напеве. В оркестре проходит подлинная мелодия каргопольских припевок. Порученная флейте-пикколо, она как бы имитирует высокий голос исполнительницы. Последующие куплеты частушки исполняются двумя флейтами-пикколо. Дублировка мелодии трубой выделяет кульминацию танца. Сопровождение темы воспроизводит характерное «треньканье балалайки» ремарка композитора: quasi balalaika.
По указанию композитора под демпферы фортепиано кладут лист бумаги или на струны помешают треугольник, благодаря чему клавишный инструмент имитирует звук балалайки «препарированное», или подготовленное, фортепиано. С основной мелодией резко контрастирует вариант темы, энергично исполняемый тромбоном. Мощный, тяжеловесный звук тромбона вносит черты юмора в этот хрустально-прозрачный напев. В репризе кадрили возникает драматическая ситуация: Володя оставляет Наташу и танцует с Варварой Васильевной. Возникшее в душе Варвары Васильевны смятение композитор передает включением в спокойную мелодию танца тревожных, «разбросанных» звуков у деревянных духовых. А затем у первых скрипок появляется страстная лирическая мелодия: ходы на увеличенные, резко диссонирующие интервалы придают музыке большую экспрессию. Танец все убыстряется. Тревожные возгласы отдельных деревянных духовых инструментов дополняют акцентированные синкопы меди, восходящие по звукам хроматической гаммы, звучность достигает fortissimo.
Кадриль заканчивается на высокой ноте напряжения: тайное становится явным для всех. Чтобы как-то разрядить создавшуюся обстановку, девушки просят Варвару Васильевну спеть. Песня и частушки Варвары Васильевны занимают центральное место в ее характеристике, хотя лейтмотив героини пронизывает всю ее партию. Как отметил сам композитор, «тема животрепещущая — о женщине, чувствам которой не дали раскрыться и война и трудные послевоенные прозаические заботы и которая вдруг с особой силой и остротой ощутила в себе вот эту полноту неистраченных чувств». Здесь лейтмотив приобретает черты определенного жанра — песни, причем песни народной лирической, частушки-страдания. Подобно Марфе в опере Мусоргского «Хованщина», Варвара Васильевна скорбит о своей женской доле, о неудавшемся личном счастье. Только в Песне с наибольшей полнотой композитор раскрыл всю глубину этого образа, нарисовав незабываемый портрет обездоленной в любви простой русской женщины: Начало Песни — печальный лирический двутактный распев, ограниченный ходами на терцию и кварту. Прозвучав в ля миноре, зачин без изменения повторяется терцией ниже — в фа миноре.
Неизменный повтор первой фразы, где каждый звук соответствует слогу, придает мелодии повествовательный характер, напоминая доверительный рассказ о чем-то глубоко сокровенном. Поэтому секундовая интонация, подчеркнутая неожиданным ходом на октаву вверх и оттенком forte, воспринимается как всплеск отчаяния, крик души. В эту кульминационную фразу композитор вносит тонкую выразительную деталь: в то время, как голос пропевает слова «все цветы» на звуки фа-ми-фа, в оркестре у скрипок звуки ми и фа «застревают», образуя щемящую малую секунду. Это придает напеву оттенок боли и страдания в последующих куплетах диссонантное звучание образуют флейты, гобои, трубы. Как отголосок на piano звучит следующая фраза с теми же словами. Смягчает звучание и замена острого хода на секунду терцовым мелодическим оборотом. В роли Варвары Васильевны — Л. Захаренко Нисходящее прерывистое движение, pianissimo в последнем двутакте наполняют мелодию какой-то скрытой тревогой, подобно затухающим раскатам так внезапно прозвучавшего грозового удара.
Сопоставление двух контрастных элементов лейтмотива—диатоники и хроматических интонаций — послужит основой дальнейшего развития этой темы.
"Не только любовь" вернулась в Москву
11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене. «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь».
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
Он обладал гениальным ощущением оркестрового звучания. Щедрина называют королем современного оркестра, мастером оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. На первый взгляд материал его произведений может показаться обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Это была первая работа композитора в оперном жанре. Герои советского колхоза переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен.
Постановка в Большом театре была освистана: публика не оценила «колхозные страдания», остальные постановки советского времени тоже признаны неудачными. Труппа «Санкт-Петербург Оперы» взялась за дело в 2014 году, не имея никаких идеологических и цензурных ограничений, но и у нее спектакль получился на мой взгляд неудачным, а в конце попросту скучным. Хоть я и не засыпал, но третье отделение досидел с трудом, второй раз посмотреть не тянет. Вообще-то, если кто не знает, Родион Щедрин — великий русский композитор кланяюсь в пояс. И в его опере полно великолепных номеров, которые с успехом исполняются на разных подмостках и живут насыщенной концертной жизнью. Но в целом опера не сложилась. Щедрин сделал много богатых оркестровок, из-за которых слова практически невозможно разобрать.
Вневременную связь подчеркивает и подзаголовок оперы — лирические сцены, словно из оперы Чайковского. Композитор эти отсылки и не скрывал: "Пишу колхозного "Евгения Онегина", — говорил Щедрин. Очень много параллелей, которые разгадывать очень интересно, и до последнего момента ты в это погружаешься и находишь какие-то детали", — признался главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Послевоенная разруха и тяжелый быт, и тут же простые деревенские радости — народные гуляния, песни, надежда на лучшее будущее. Композитор ввел частушку в "серьезную оперу", тогда это считалось невозможным новаторством.
Однако музыка Щедрина вовсе не похожа на песню Кирилла Молчанова «Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Стилистика этого композитора — совершенно иная, особая, ярко-индивидуальная. Масштабность и подробная проработка драматургии соединяется с потрясающим чувством времени, идеальной расстановкой кульминаций. Как в хорошем голливудском фильме ты ни на минуту не расслабляешься и следуешь за непрерывно развивающейся композиторской мыслью. И, конечно, огромная заслуга в этом принадлежит маэстро Коробову, который уверенно и вдохновенно ведет за собой оркестр, хор, солистов и зрителей, не давая отвлечься. Сюжет оперы на первый взгляд кажется вполне бытовым. Но лишь на первый. Новое поколение мужчин, на месте выкошенных войной, еще не взросло. Колхозом руководит 28-летняя Варвара, одинокая, сильная, как будто лишенная эмоций, взявшая на себе бремя колоссальной ответственности. Лариса Андреева в этой роли не копирует типажи из советского кино про колхозы. Красивая, высокая, сильная, она, скорее, напоминает образ жрицы, царицы или богини, которая запрещает себе человеческие слабости во имя долга. Максим Обрезков и Ася Мухина нарисовали тревожную картину, сознательно лишив ее буколических красот: голая земля, готовая к посевной, высоковольтная линия электропередач, уходящая к горизонту, тяжелые тучи в небе и бесконечный ливень, не дающий возможность сева. И это не просто бытовая проблема неких далеких от нас советских колхозников. Тема поднимается до уровня языческого мифа, в котором люди живут в абсолютной гармонии и единстве с природой. Не будет сева, не будет урожая.
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
Станиславского и Вл. Немировича-Данченко состоится премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Режиссером-постановщиком спектакля по приглашению театра выступил Евгений Писарев. Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем постановки.
Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этого произведения очень сложная сценическая судьба». А сам композитор признается, что всегда немного стыдился своей оперы «Не только любовь», хотя, казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни. Герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли в Большом театре, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, а в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, осуществленную гениальным Вацлавом Нижинским.
Чуть поодаль угрожающе топорщит острые выгнутые зубья заржавелая борона: вот-вот заграбастает, затащит под кляклую, размокшую землю убогий послевоенный уют, закопает запретную мечту председательши колхоза Варвары Васильевны о простом бабьем счастье. Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева. Он сам стал за пульт в день премьеры; оркестр, хор и солисты — почти все они выпускники Академии молодых певцов — демонстрировали похвальную слаженность исполнения, искренний энтузиазм и поразительную четкость артикуляции. Особенно порадовал хор: монотонные прицокивания, заклички, протяжные песни, ярые частушки, сквозь лихость которых просвечивает надрыв и отчаяние нищей, изголодавшейся русской деревни, едва оправившейся после жестокой войны, — все вместе создавало приподнятое настроение, живую атмосферу спектакля, оказавшегося на диво удачным.
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм.
Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре
Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали. К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух. Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей.
Надо признать, перед музыкантами стояла сложнейшая задача: опера соединяет и противопоставляет две линии: бравурный праздник и трагическую любовь. К тому же эти линии ещё и жёстко разведены по действиям, после антракта уже нет задорных танцев и разудалых частушек, и заканчивается опера многозначной разомкнутой сценой. Центральная героиня оперы — Варвара Васильевна. Она влюбляется в приехавшего из города Володю Гаврилова, но считает, что как председатель колхоза не имеет права на проявление сердечных чувств.
Тем более у Володи есть невеста Наташа. Исполнительница партии Варвары Лариса Поминова выполнила все формальные требования, ответственно отработала спектакль, но многогранный образ героини, похожей сразу и на Кармен, и на Татьяну Ларину, и на Любашу, и даже на Нонну Мордюкову в кинофильме «Простая история» и Екатерину Фурцеву министра культуры СССР , передать не удалось. Весьма рыхло артистка прозвучала в первой картине, когда унимала драку и влюбилась в Володю. Была более органична в неожиданном для всех и для себя самой участии в художественной самодеятельности, удачно выстроив трансформацию образа от неприступного начальника до звезды сельского клуба.
И совсем неудовлетворительным в актёрском плане стал финал, где трагические сцены смятения, к сожалению, выглядели комично.
Фото: spbopera. Для режиссера Юрия Александрова центральной темой спектакля является любовь, вечная и актуальная, независимо от того, в какой обстановке изображается. Щедрин присутствовал на премьере и вспоминал о разочаровывающем спектакле 1961 года, где постановка получилась провальной, потому что создатели боялись элементов эротики.
Для него это был дебют в оперном жанре — и дебют амбициозный. В основу либретто, созданного Василием Катаняном, легли рассказы и повести Сергея Антонова — в числе прочих, «Тётя Луша», «Дело было в Пенькове» и «Поддубенские частушки». Последний текст подсказал композитору формат: ключевая роль в музыкальном строе отведена именно частушке. Получилось образцовое произведение «Новой фольклорной волны» — своеобразного эквивалента «деревенской прозы» в академической музыке тех лет. Сценическая судьба оперы с самого начала не задалась: её не приняла ни публика, ни подавно официальная критика. В Большом театре «Не только любовь» сняли с репертуара после четырёх представлений.
Лишь спустя десятилетие первым верный подход к материалу нашел Борис Покровский — с этой удачи и началась история его Камерного музыкального театра 1972. С тех пор к этой опере периодически обращаются театры, ставилась она и в МАМТе в 1981-м, однако назвать ее репертуарной и очень популярной, хорошо знакомой публике, было бы большим преувеличением. Все годы советской власти, начиная с революционных лет, перед композиторами компартией ставилась задача создания современного, актуального оперного репертуара: такого, в котором и сюжеты, и сама музыка были бы не про богов и королей, как в старой опере, а про строителей коммунизма, про советских людей. На этом пути было наломано немало дров вспомним хотя бы знаковые всесоюзные «погромы» 1936 и 1948 годов , хотя и удачи тоже случались. Казалось бы, Щедрин взял самую что ни на есть актуальную советскую тему — про колхоз, про советскую деревню послевоенной поры, и раскрыл ее, вслед за Сергеем Антоновым автором рассказов — литературных источников либретто Василия Катаняна тоже очень по-советски: главная героиня оперы председатель колхоза Варвара Васильевна, несмотря на любовные терзания, вышла у него натурой очень цельной и в итоге разрешающей нравственную коллизию в строгом соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма — общественное превыше личного. И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли. Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера. Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей. Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью. Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Но вместе с тем она не порывает с оперными традициями и формами, а талантливо их развивает, к тому же содержит и узнаваемые оперные клише, столь любимые публикой.
Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре
Не только любовь. Фестиваль музыкальных театров России | Премьера состоялась опера 29-летнего композитора после премьеры в 60-х признания не получила – после пары показов в Большом театре ее сняли. |
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина | «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». |
«Не только любовь». Опера Родиона Щедрина | Александр Филюрин. Ежедневные заметки | «Не только любовь» — опера Родиона Щедрина в трёх актах с эпилогом, на либретто В. Катаняна, по рассказам Сергея Антонова («Тётя Луша» и другие). |
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко представили лирическую оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина. |
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь»
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера | первую оперу Родиона Щедрина. |
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером. Новости | «Музыкальная карта» | "Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. |
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки | Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. |
Telegram: Contact @mariinsky_theatre | Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века. |
ВОРКНЕТ - новостной народный сервис №1 | И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». |
"Не только любовь" вернулась в Москву
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь» | Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. |
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ | «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. |
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к | Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. |
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена
спектакль Александра Кузина, который даже довозили до. В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой.
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе
"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. 13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
В «Санкт-Петербург опера» прошла премьера спектакля «Не только любовь» Родиона Щедрина. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году. "Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года.