Для нескольких поколений российский и советских людей в XX веке он надолго стал символом царского произвола, жестокости и бездарности. На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. В эту категорию входят репрессированные, учтенные в специальной базе данных Свято-Тихоновского Богословского института, "За Христа Пострадавшие". В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане. Приведем только несколько примеров судеб новомучеников и исповедников XX века.
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству. И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров. Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало? Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью... Всего лишь?
Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти? И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие. Те, древние мученики, как правило, стояли перед выбором: отречься от Христа или погибнуть. Им предлагали принести жертву языческим богам.
Даже не обязательно было в этих самых богов верить, достаточно было совершить пустое формальное действие, какое совершали тысячи: высыпать горсть благовоний на языческий алтарь, тем самым присоединиться к государственному культу, доказать свою благонадежность. Если христиане не шли на этот шаг, их убивали. О чем говорили революционеры с митрополитом перед тем, как повели его на расстрел? Уговаривали его признать, пусть даже формально, советскую власть, вывесить красный флаг над домом? Или искали тайник с золотом?
Или просто оскорбляли и били его? В нашем мире это так и останется тайной. Но мы знаем, что во множестве других случаев жертвам не предлагался никакой выбор: их убивали просто за то, что они принадлежали прежде к «эксплуататорским классам», были богатыми, успешными, сильными... Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями, — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим» а на самом деле просто очередному ограблению ради текущих нужд партии и правительства. Но в огромном большинстве своем это были люди, которых просто убили для того, чтобы их не было на свете.
Даже если бы они тогда принесли жертвы новым идолам, это вряд ли избавило бы их от смерти.
Ливия только одна из стран, которая пострадала в результате цветной революции. По классической схеме подобные события развивались в Сирии и Ираке, Тунисе и Египте. При поддержке Западных политиков оппозиция этих стран сначала ведет неустанную борьбу за демократические преобразования, а затем свергает «диктаторский режим». Именно по этому сценарию развивались событий в некогда благополучной Сирии и ряде других государств, в которых до сих идет передел территорий. Тут обращает на себя внимание один важный момент: Ливия, как и Сирия — государства, прочно связанные с историей христианства. Именно здесь большое число храмов и древних захоронений. Ливия в первые века христианства являлась пастырской землей Александрийской Православной Церкви.
Коптская церковь тоже долгие века присутствовала на ливийских землях. Эти факты только подчеркивают наличие глубокой связи христианства с Ливией и прочими странами Ближнего Востока. Стоит вспомнить о разграблении храма св. Георгия в Триполи. За несколько лет он не единожды подвергался нападениям, а в сентябре 2012 его обстреляли. Неизвестные вандалы проникли внутрь и испоганили храм. Новомученики ХХI века: смерть за веру В истории христианства много примеров мужества и стойкости духа. Верующие шли на смерть с именем Христа на устах.
Они до конца оставались преданы своей Церкви. С падением режима Каддафи и последующим за этим событием хаосом, радикалы стали беспощадно уничтожать христианское население. Причем казнь невинных людей многие западные СМИ и сейчас пытаются представить, как борьбу оппозиции с неугодной властью. Ничем не оправданная жестокость преподносится в подобных изданиях, как реакция этой самой оппозиции на поддержку христианами правящего режима. То есть христиан ликвидировали исключительно за их веру. Занимая очередные территории, радикалы в первую очередь начинают уничтожать все, что чуждо их религиозным убеждениям.
В 1915 году был призван в армию и учился в Николаевском училище, которое окончил в 1916 году, и служил при этом училище в чине прапорщика до 1917 года. После демобилизации из армии в 1917 году вернулся в Киев и поступил снова в духовную академию в качестве помощника инспектора и секретаря по студенческим делам, где служил до закрытия академии в 1919 году. В 1919-1925 годах учительствовал в разных школах Киева, а в 1925 году выехал в Москву и постригся в монашество в Покровском монастыре. Рукоположен в сан иеромонаха, был проповедником в монастырском храме. В 1928 году 4 месяца находился под арестом. Эту кафедру он возглавлял три года до своего первого ареста в 1931 году. Проходил по сфабрикованному чекистами групповому Арзамасскому делу «церковников» в качестве руководителя так называемой «контрреволюционной» организации. Сам суд над епископом состоялся 23 сентября 1932 года, в итоге приговорён к 8 годам заключения. Для церковного служителя это было очень тяжкое обвинение. Это последнее обвинение было основано на соответствующих газетных публикациях. Конечно, надо учесть, что подобные факты как обвинение в педофилии могли и выдумываться ведущими следствие чекистами, чтобы представить такого врага, как иерарх Русской Церкви, в наиболее омерзительном свете и скомпрометировать его среди священно-церковнослужителей и мирян. Тем не менее, такая информация,- независимо от ее правдивости,- после ее обнародования на "суде" над владыкой стала предметом церковного разбирательства. Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из "Нижегородской Коммуны" за 14 сентября N 214, за 18 сентября N 218 и за 20 сентября N 219". Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.
Другой тропарь Сойдясь сегодня, люди благоверные, восхвалим двоицу новосибирских новомучеников Николая и Иннокентия, ибо они в годину лютых гонений от безбожников пострадали и венчались нетленными венцами от Пастыреначальника Христа, и ныне, предстоя Престолу Вседержителя, Его как благого Бога молят утвердить страну нашу в православии и единомыслии, умирить мир и спасти души наши. Кондак Веру Христову как щит приняв в сердце, святые новомученики, не убоялись вы клеветы человеческой и лютых страданий, но посреди мучений Бога призвали.
Христианские Новомученики и история России в XX столетии
Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот. Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр.
Сергий Зверев , архиеп. Михаил Гусев , прот. Николай Романовский , прот. Парфений Брянских , еп.
Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот. Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак.
Нестор Панин , прот. Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот. Августин Беляев , архиеп.
Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим. Серафим Гущин , иером. Иоанн Сперанский , прот.
Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот. Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот.
Алексий Никологорский , прот. Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот.
Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот.
Сергий Знаменский , прот. Сергий Руфицкий , прот. Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум.
Александр Серебров , прот. Вениамин Зыков , архидиак. Геннадий Ребеза , архим. Герасим Сухов , иером.
Димитрий Куклин , прот. Иаков Передерий , прот. Иоанн Малиновский , прот. Иоасаф Крымзин , игум.
Иоасаф Удалов , еп. Константин Михайловский , прот. Митрофан Кванин , иером. Михаил Дмитрев , прот.
Петр Мамонтов , иером. Порфирий Гулевич , еп. Сергий Махаев , прот. Александр Сахаров , прот.
Алексий Аманов , прот. Алексий Никатов , прот. Арсений Дмитриев , игум. Владимир Медведюк , прот.
Евтихий Качур , игум. Иларион Писарец , иером. Иоанн Сарв , прот. Иоанникия Кожевникова , игум.
Макарий Кармазин , еп. Иоасаф Жевахов , еп. Алексий Бенеманский , прот. Герасим Мочалов , иером.
Илия Громогласов , прот. Борис Воскобойников , еп. Александр Левицкий , прот. Михаил Богородицкий , прот.
Серафим Остроумов , архиеп. Александр Вершинский , прот. Варлаам Попов , прот. Виктор Смирнов , прот.
Григорий Воинов , прот. Иоанн Тарасов , прот. Иоанн Янушев , прот.
Адриан по расспросам нашел виденное ему место. В это время неожиданно Пафнутий был вызван в Москву и поставлен в архимандриты Чудова монастыря, а Адриан основался в найденном им месте с тремя другими иноками. Но местность эта понималась водой в весенние разливы на продолжительное время, и когда Адриан стал помышлять о переселении, то явился ему неизвестный старец, который возвестил ему, чтобы он не безпокоился о месте, что оно ему назначено на берегу реки Монзы и что он узнает о нем по исцелению двух больных. По этим указаниям Адриан перенес обитель на берег реки Монзы, при впадении ее в реку Кострому. Здесь Адриан пользовался наставлениями и примером преподобного чудного Ферапонта и по его указанию, сделав заблаговременно большие запасы хлеба, пропитал не только братию монастыря, но и безотказно оказывал пособие требовавшим хлеба окрестным жителям в великий голод, бывший в 1601 году. При жизни Адриана нападали на пустынную обитель литовцы около 1612 года и хотели сжечь ее, для чего, разложив посреди обители огонь, сами удалились, — но огонь потух, и обитель, уцелев, приняла под кров свой молитвенников, которые разбежались при приближении неприятеля. Преподобный Адриан преставился 5 мая 1619 года. Мощи его почивают в Благовещенском храме упраздненной с 1764 года обители его, обращенной в приходскую церковь. Преподобный Макарий Белевский 22 января 1622 г. По рукописным святцам значится, что священноинок Макарий, начальник Жабынского монастыря Введения Пресвятой Богородицы, на реке Оредеже в Олонецком уезде, преставился в 1622 году 22 января. Преподобный Макарий тут же называется Белевским новым чудотворцем. Мощи его почивают под спудом. Преподобный Киприан 2 октября 1622 г. Святой блаженный Киприан жил на небольшом острове при устье реки Уводи, в Ковровском уезде, ходил молиться за семь верст в храм Воскресения и в попечениях о спасении души своей отказался от благ мирских, проводил жизнь в суровых подвигах поста и молитвы, а чтобы утаиться от молвы людской, юродствовал, то есть для большинства казался полоумным. Он скончался 2 октября 1622 года. Мощи его почивают в Воскресенской церкви. В память его построен храм, место, где он спасался, называется Киприяновой пустынью. Святая Иулиания, княжна Ольшанская 6 июля 1624 г. На камне, положенном сверх гроба, высечен был герб князей Ольшанских, а на гробе прибита была серебрянная доска с тем же гербом и надписью: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девою на 16-м году от рождения». Открыли гроб: благообразная лицом княжна лежала как бы живая в шелковом платье, обложенном золотым позументом, на шее — богатое ожерелье, на руках — золотые зарукавья, на пальцах — дорогие перстни, на главе — девичий венец золотой с жемчугом, в ушах — золотые серьги с каменьями. Гроб был перенесен и поставлен в углу большой церкви; истлевшая одежда на княжне была заменена новой. В 1617 году некоторый посетитель выразил желание поклониться святой княжне, ему открыли мощи ее, к которым он приложился, по-видимому, с великим благоговением. Едва вышел этот человек из храма, как закричал страшным, диким голосом и пал мертвым. Осмотрели умершего и нашли, что он похитил дорогой перстень с руки княжны. Похититель, как оказалось, был еретик-социнианин, не верующий в Божество Сына Божия и в Святую Троицу. По распоряжению блаженного архипастыря Петра Могилы, коему являлась святая княжна с упреком за малое внимание к ее святым мощам, была устроена новая рака, новое лучшее одеяние, и мощи с торжеством перенесены на новое приличнейшее место. По распоряжению того же митрополита определено праздновать в Печерской Лавре память княжны Иулиании 6 июля. Преподобный Вассиан Тиксенский, или Тотемский 12 сентября 1624 г. Преподобный Вассиан, в мире Василий, уроженец села Стрелицы близ города Тотьмы, в мирском быту был швецом портным , имел жену и двух сыновей. В Тотемском монастыре принял он монашество и два года пробыл в нем, проходя подвиг послушания под руководством Ферапонта, с благословения которого он поселился в 50-ти верстах от Тотьмы на реке Тиксне при церкви святителя Николая, в 20-ти саженях от которой устроил себе хижину и стал подвизаться в ней в посте и молитве, посещая неупустительно храм Божий во время богослужений. По благословению наставника своего он носил на теле вериги, на плечах цепь, по поясу железный обруч, на голове под куколем железную шапочку и в таком одеянии подвизался 13 лет. В келью к себе он никого не принимал, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал через оконце. Предузнав близящуюся кончину свою, он исповедался, приобщился Святых Христовых Таин и 12 сентября 1624 года тихо отошел в жизнь вечноблаженную. Только по кончине его узнали, какими железами обложено было тело его. На месте его подвигов основалась по смерти его обитель Спасская, в честь нерукотворенной иконы. Мощи преподобного покоятся в храме, ныне обращенном в приходскую церковь. Почитание святого началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Блаженный Прокофий Вятский, Христа ради юродивый 21 декабря 1627 г. Прокофий Вятский, современник преподобного Трифона Вятского, взяв иго юродства ради Христа, нес его до смерти. Претерпев до конца всякое уничижение от людей, всякое лишение и злострадание во плоти, он блаженно почил 21 декабря 1627 года. Мощи его почивают в Успенском Трифоновом монастыре, источая исцеления. Преподобный Иринарх Соловецкий 17 июля 1628 г. Преподобный Иринарх принял пострижение в Соловецкой обители и смиренной подвижнической жизнью привлекал многих, искавших спасения. В 1614 году он по царской грамоте сделан игуменом Соловецкого монастыря. Для всего северного края влияние Соловецкого игумена было важно и благодетельно, на него была возложена забота защищать далекий север от шведов и датчан. Нападения от шведов всегда надо было опасаться, а датчане, пользуясь смутным временем, требовали всю Лапландию от России. Много было забот игумену Соловецкому по управлению многочисленным монастырем для ограждения его от внешних напастей, для поддержания духовной жизни в иноках, вверившихся ему ради спасения своей души, но не менее того было ему трудов и для ограждения края от нападений неприятельских: по повелению царя Михаила предписывалось привести все крепостные строения монастыря в полное оборонительное состояние по случаю войны. Восточная сторона монастыря была ограждена второй каменной стеной с двумя огромными башнями, внутри монастыря построены два корпуса для военных людей, на северной и южной стороне проведены глубокие рвы. В сумском и кемском острогах сделаны новые укрепления. Датчане в 1623 году явились на четырех военных кораблях у карельского острова, ограбили русских промышленников и удалились, не отважившись на большие предприятия. Под руководством Иринарха образовалось несколько великих подвижников веры, из них преподобный Елеазар, получив благословение своего блаженного игумена, устроил скит и отшельническую жизнь. По ходатайству игумена патриарх Филарет прислал грамоту на построение храма в скиту, а царь Михаил прислал церковную утварь. Во время управления обителью преподобный Иринарх отличался снисходительной кротостью к другим и строгостью к себе. Последние два года жизни, удалившись от управления монастырем, преподобный старец проводил дни свои в безмолвии и непрерывных молитвах отшельничества. Он мирно скончался 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени. Святость его жизни свидетельствуется многими чудесными знамениями. Жители севера в борьбе с природой призывают на помощь святого молитвенника своего Иринарха. Преподобный дионисий, архимандрит троице-сергиевой лавры 12 мая 1633 г. Уроженец города Ржева, в крещении Давид, преподобный Дионисий с детского возраста отличался сердечной простотой, кротостью и твердым терпением от сверстников, с которыми никогда не разделял не только шалостей, но и самых игр — непрестанно имея на устах имя Божие. Грамоте он учился охотно и успешно. По желанию родителей своих, переселившихся в город Старицу, Давид за благочестивую жизнь удостоен был священства; имел двоих детей, которые, как и супруга его, скончались после шести лет его семейной жизни. Тогда он поступил в Старицкую обитель и принял монашество. Стремясь к понятию святой истины, Дионисий много занимался чтением и дорожил книгами, для приобретения которых сам выезжал на Московский рынок. Высокий ростом и стройный — в один из таких приездов на рынок он подвергся укоризне некоторого дерзкого. Вместо того, чтобы оскорбиться, Дионисий принял укоризну, как достойно заслуженную, оправдал укорившего, и когда тот, понуждаемый присутствующими, хотел просить прощения, то Дионисий, бывший тогда казначеем Старицкой обители, скрылся. В 1605 году он был посвящен в архимандрита того же монастыря. Блаженный патриарх Гермоген ставил в пример другим Старицкого архимандрита, который «никогда не оставляет церковной службы и всегда — на царских собраниях». Когда в народе возникли неудовольствия, возбужденные приверженцами литовскими и другими недобрыми людьми против царя Василия Иоанновича Шуйского, Старицкий архимандрит содействовал патриарху Гермогену, убеждал их словом Божиим помнить христианские обязанности. Однажды изменники отчизны, насильно схватив патриарха, со всякими ругательствами привели на лобное место и здесь простерли дерзость свою до того, что толкали святителя, бросали в него грязью и песком; в эту трудную минуту один лишь Дионисий не отступал от патриарха и, сострадая ему, увещевал народ опомниться, убояться Бога и отстать от преступного безчинства. Кротость и смирение Дионисия, исполненного даров благодати, вели его к служению высшему, предопределенному ему Самим Царем царей и Зиждителем Богом. В 1610 году святейший патриарх Гермоген и царь Василий Иоаннович избрали Дионисия архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, только что освобожденной от осаждавших ее поляков, в руках которых еще оставалась Москва и которые неистово свирепствовали в окрестностях ее. Вступив в управление Лаврой, Дионисий ввел строгий внутренний порядок во всяком деле и труде; участвуя во всех работах, подавал сам пример братии, к которой был приветлив, терпелив, назидателен, безгневен, рассудителен, наказателен к виновным, но и скор к помилованию. К божественной службе тщательный, он занимался и в келье частыми молитвословиями, сам пел и читал на клиросе, имея способность к этому и дивный голос, был ревностный обновитель храмов Божиих, строгий блюститель уставов церкви, мудрый советник и распорядительный правитель великого строения, ему вверенного, как в делах Лавры, так и в великом деле освобождения отечества от обладания поляков, в котором принял живое деятельное участие как сотрудник и пособник келаря лаврского Авраамия Палицына. Заметим, что Дионисий с великими внутренними качествами соединял и необыкновенную телесную красоту и величие: благолепное лицо и возвышенный стан, русые волосы, окладистая борода украшали всегда величественно-радостное лицо его. Лавра в это время была прибежищем несчастных. Все стремились к ней за помощью духовной и материальной. Изувеченные, замученные пытками, обожженные на огне, с содранными на голове волосами, с вырезанными из спины ремнями кожи, без рук, несчастные жертвы поляков умирали по дорогам и лесам безпомощно. Собрав всю братию и слуг Лавры, Дионисий словом Божиим убедил их явить делом евангельскую любовь к ближним, к страждущим, и с твердостью, откинув леность и скупость, каждому делать все, что может, на служение ближним. Монастырские слуги единодушно объявили готовность содействовать братству трудом и достоянием своим без пощадения себе, братия же решились по убеждению Дионисия сверх служения больным по своему умению и силам, довольствоваться овсяным хлебом и водой, чтобы сберечь пшеничный и ржаной для больных. Учреждены объезды по дорогам и лесам, чтобы отыскивать и свозить безпомощных, изнемогших страдальцев, их размещали в Лавре и в подмонастырских слободах, в домах для этого отведенных, а частью и вновь выстроенных на иждивение монастырское. Днем и ночью безпрерывно занимались священнослужители напутствием умиравших и погребением их, а простые иноки поданием помощи болящим, непрестанно вновь прибывавшим, и уходом за ними. Соборный ключарь Иван Наседка пишет, что он со священником Иоанном, по распоряжению Дионисия, ходили по окрестным слободам и в течение тридцати недель погребли более 3000 человек; он же с братом своим Симоном похоронил до 4000 мертвецов, «и как теперь помню, — говорит он в написанном им житии святого Дионисия, — что в один день похоронили в струбе на Клементьевке, у Николы Чудотворца 860 человек, да в другом убогом доме 640 и на Терентьевой роще 450… да зимою и весною погребал я всякий день тех, которые не хотели быть положенными в убогих домах, и ежедневно случалось до шести и более похорон, а в одной могиле иногда не клали по одному человеку, но не менее трех, а иногда и до пятнадцати; все сии беды продолжались полтора года». С этой частной заботой Дионисий соединял заботы и о целом Государственном здании отечества. Он вел обширную переписку, и грамоты его были исполнены болезнования о всем государстве Московском, о междоусобице, в которой восстали отец на сына и сын на отца и брат на брата; оплакивая измену православной вере, он выставлял клятвопреступную измену лучших людей польских и литовских, целовавших Животворящий Крест в том, чтобы на Московском царстве быть королевичу Владиславу в православной нашей истинной вере и им до одного человека уйти с королем от Смоленска в Литву — и во всем солгали. Дионисий и келарь писали в Рязань, на север, в Ярославль и Нижний, писали в Пермь и другие города, умоляя о поспешнейшем сборе ратных людей на спасение веры и отечества. Между тем Ходкевич прибыл с новыми войсками на помощь полякам к Москве. Пожарский медлил в Ярославле, опасаясь смут и заговоров в русском стане под Москвой. Дионисий послал келаря Авраамия Палицына убедить Пожарского отвергнуть страх и положиться на Бога, и наконец, 11 августа 1612 года, близ Лавры, на горе Волкуше, Дионисий благословлял воинство, шедшее на брань в то время, когда бурный противный ветер смущал сердца воинов. Дионисий молился Господу, призывая к молитве и воинство. Господь обрадовал их чудным внезапным изменением ветра, который подул в тыл войску, как напутственное веяние благословения воинам от дома Живоначальной Троицы и святых мощей угодников Божиих. Келарь Лавры Авраамий был отпущен с Пожарским под Москву и с тех пор находился безотлучно при войсках, водворяя мир и тишину посреди враждовавших Пожарского с Трубецким. В сражении на Девичьем поле, по его увещанию, удалившиеся в свои окопы казаки бросились через Москву-реку в помощь войску русскому, бившемуся с поляками — разбили и прогнали врагов. Кремль и Китай-город оставались еще в руках врагов. В казаках возникли новые неудовольствия: жаловались на нищету свою, укоряя вождей в богатстве, ими набранном, и грозили умертвить их и бежать. Архимандрит и келарь, не колеблясь, собирают последние сокровища Лавры — ризы и стихари, саженные жемчугом, и посылают их казакам, умоляя не покидать отечества. Казаки умилились, возвратили обители ее пожертвования и поклялись понести все трудности и лишения. Китай-город был взят приступом, а Кремль сдался. Дионисий в числе всего освященного Собора принял участие в благодарственном пении, совершенном на лобном месте. По освобождении отечества, восшедший на престол царь Михаил Феодорович, по просьбе Дионисия, подтвердил права Лавры, повелев возвратить на свои места разбежавшихся земледельцев — и деятельностью Дионисия начали изглаживаться мало-помалу следы разорения в обители. Одновременно с этими трудами сильному духом благодатным Дионисию Судьбами Божиими суждено было вступить в новый подвиг — подвиг исповедничества святой веры. В 1616 году царь поручил ему со старцем Арсением и священником Иоанном пересмотреть требник, напечатанный в 1602 году, и проверить его с греческими подлинниками и древними славянскими списками. Ошибок оказалось множество, и иные крайне грубые. Положили ошибки исправить — их насчитывалось более сорока. Представили Крутицкому митрополиту Ионе, который, с бывшим при нем собором, обвинил Дионисия в ереси и осудил на заточение в дальний монастырь, но так как враги не были еще изгнаны окончательно из отечества и проезда не было, то и возвращен был Дионисий с пути обратно в Москву, где был заперт в Новоспасский монастырь. Велено было его бить и мучить сорок дней в дыму на полатях и сверх служб церковных заставлять класть ежедневно по тысяче поклонов. Мужественный воин Христов к этой наказательной епитимии приложил еще ежедневных тысячу поклонов, добровольно приносимых. Наложили пеню в 500 рублей, которой — не заплатил, потому что ничего не имел; подвергался многообразным оскорблениям, в оковах железных водимый к допросу на Патриарший двор или возимый на худой лошади, при чем чернь бросала в него грязью и каменьями, как в еретика, уличенного в ереси. Все беды и напасти в веке сем не суть беды, а милость Божия, но вот беда — быть вечно мучиму в геенне огненной». Целый год нес Дионисий этот крест свой — пока правда превозмогла. Наступило патриаршество Филарета Никитича, родителя царского. С востока прибыл в Москву Иерусалимский патриарх Феофан и предложил соборно рассмотреть дело Дионисия. Призванный к ответам Дионисий, в присутствии обвинителей своих, был спрошен и, по ясным и правильным ответам своим, признан не только невинным, но и правым и с честью возвращен в обитель свою. Патриарх Феофан посетил Лавру. Встретил его Дионисий вне монастыря с крестным ходом, со святыми иконами, с зажженными в руках свечами и кадилами дымящегося фимиама. Все окрестное народонаселение сопутствовало шествию. Патриарх прослезился, после вечерни по просьбе Дионисия благословил трапезу, потом присутствовал при всенощном бдении, наутро перед литургией окроплял святой водой святые иконы и прикладывался как к ним, так и к святым нетленным мощам угодника Божия и чудотворца Сергия, которого святой лик, по приказанию патриарха, архимандрит открывал святейшему, вслух всех произнесшему похвалу преподобному Сергию и молитвенное благодарение Господу, дарующему верующим упование спасения молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых. Слова патриарха переводил толмач. За литургией, которую совершал сам патриарх, последовала трапеза. Святейший Феофан ничего не вкушал, проливая обильные слезы. Дионисий с братией скорбели; поняв их недоумение, святейший поспешил успокоить их, объяснив, что слух о скорбях, постигших святую Лавру и архимандрита Дионисия от врагов, гонителей их за Христа, за правую веру, достиг и до всех церквей восточных. Все эти бедствия были известны и ему. Ныне же видев, что страдания эти послужили многим во спасение, он, как был общником скорби их, так ныне сделался начальником их радости. Плакал с плачущими и радуется с радующимися. Затем патриарх пожелал видеть тех иноков, которые принимали участие в сечах и боях с врагами отечества. Ему было представлено более 20 человек; между ними первенствовал Афанасий Ощерин, старец, украшенный пожелтевшими сединами. С ним вступил патриарх в беседу и на вопрос святейшего, какому подвигу старец дает преимущество — уединенной ли молитве или подвигу перед всеми людьми? Все же сие было не нашим произволом, но повелением пославших нас на службу Божию». Патриарх, встав от трапезы, поцеловал старца, благословил его и всю дружину иноков-воинов и отошел на отдых. На другой день после литургии поднесены ему были дары, из коих, оставив нечто себе, остальное отдал в дом Святой Троицы и на милостыню. Затем велел петь конечный молебен Пресвятой Троице и, подойдя к раке великого чудотворца, снял с себя клобук, отер им колена и ноги преподобного Сергия до подошвы и подложил под плесна его, со многими слезами приникнув ко гробу; потом взял клобук из-под ног чудотворца, поцеловал и дал поцеловать Дионисию, стоявшему при нем с открытой головой, на которую святейший возложил руку свою. Архидьякон возгласил: «Вонмем! Оба клироса пропели по его приказанию: «Спаси, Христе Боже, отца нашего архимандрита Дионисия! Братия и весь народ поклонились ему до земли. Несмотря на это торжество, являвшее величие архимандрита Дионисия, враг рода человеческого не оставлял возбуждать против него злобу и клевету. Дважды был он оклеветан перед царем и патриархом. Первая клевета последовала от присланного в Лавру подначального чернеца Рафаила, знавшего, что патриарх Филарет был гневен на Дионисия по наветам клеветников. Вызванный в Москву Дионисий был оправдан, а клеветники сосланы в заточение. Вторую клевету взвел на него эконом Лавры, по проискам которого блаженный муж был ввержен в темное и смрадное место, где пробыл тайно три дня в заточении. Не довольствуясь этим, эконом возбуждал патриарха против Дионисия тайными грамотами, обвиняя его в искательстве патриаршества, и дошел до такого исступления, что однажды на соборе дерзнул бить архимандрита по ланитам и с безчестием запер настоятеля в келью, из которой не выпускал четыре дня. Государь, услышав о том, царской властью приказал освободить страдальца и, будучи в обители, сам перед всей братией делал изыскание о случившемся, но преподобный Дионисий все покрыл любовью, всех представил себе доброхотами, винил себя одного и тем преложил гнев царский на милость, к общему изумлению всех бывших при царе бояр; с тех пор самодержец не принимал никакой клеветы на святого. Время кончины преподобного близилось: он изнемогал в силах, но не ослабевал в подвиге, присутствовал при богослужениях и еще накануне смерти литургисал, а в самый день кончины присутствовал у утрени и обедни. В вечерню, надев клобук и мантию, хотел идти в церковь. Братия не пускали его из кельи, видя его в испарине, но это было уже конечное изнеможение, чувствуя которое он стал просить схимы. Послали донесение патриарху, испрашивая его благословения, но, видя конечное изнеможение старца, начали пострижение. Прежде нежели были окончены последние молитвы, Дионисий, до того стоявший на ногах, сел, немногим из братий преподал благословение и, перекрестив свое лицо, возлег на ложе, закрыл глаза, сложил на груди крестообразно руки и отошел душой в блаженную вечность. Это было 10 мая 1633 года. Патриарх Филарет сам отпевал его. Многие явления и исцеления свидетельствовали избранника Божия. Из учеников Дионисия особенно замечателен был Дорофей. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Дорофей, великий трудник бысть ученик святого Дионисия Радонежского и преставился в л. Дорофей был великий труженик-подвижник, много трудился для раненых и больных, в уходе за которыми проводил ночи без сна, в непрестанной денно-нощной деятельности. Подвижничество его подвергало его насмешкам. Заметил это Дионисий и строго посмотрел на меня. Для нас беда открывать мирянам наши тайны.
Мы еще добавили одну категорию лиц. Это — явившие милосердие в те тяжелые времена чаще всего женщины , добровольно поехавшие в изгнание за своими духовными отцами, мужьями, женихами. Они не попадают под определение Закона о репрессиях и реабилитации. Но не будь репрессий, не было бы и добровольных изгнанниц. В Законе достаточно полно перечислены виды репрессий. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в. По поводу второго вопроса заметим, что в процитированной статье Закона перечислены категории репрессированных: «лица, признававшиеся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным3 или иным признакам». Таким образом, пострадавшими за Христа, в соответствии с Законом, можно считать тех, кто принадлежал Русской Православной Церкви и кого государство признало социально опасными из-за этого. Мы при сборе сведений и наполнении базы данных трактуем данную позицию так: если в обвинении написано «церковно-монархическая» или «церковная контрреволюционная организация» и т. После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос — сколько пострадало согласно Закону 1991 г. Игумен Дамаскин Орловский пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом». Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям — собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но — нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять. Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных. Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам. Мы считаем это обосновывается ниже , что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам график репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности репрезентативности этой выборки. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г. Одним из результатов работы в начале 1990-х гг. Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа. Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А. Надо сказать, что написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий практически невозможно хотя есть и такие попытки , многочисленные умозрительные прогнозы привели к бездне грубых ошибок можно привести много примеров, но это может быть темой отдельного доклада о типовых ошибках. Каждому, пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три-пять раз преуменьшающие реальные.
Преподобномученица Антонина Степанова, 15 декабря 44. Мученица Вера Графова, 15 декабря 45. Мученица Мария Журавлева, 15 декабря Новомученики Луховицкие Память Луховицких новомучеников — 1-я суббота после 21 ноября 1. Священномученик Николай Кандауров, 17 февраля 2. Священномученик Сергий Любомудров, 21 февраля 3. Священномученик Иоанн Калабухов, 26 февраля 4. Священномученик Михаил Попов, 26 февраля 5. Преподобномученица Евдокия Архипов, 14 марта 6. Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 9. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 10. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11. Священноисповедник Феодосий Ганицкий , епископ Коломенский, 3 мая 12. Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13. Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17. Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4. Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5. Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4. Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5. Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8. Священномученик Алексий Никитский, 28 февраля 9. Священномученик Симеон Кулямин, 28 февраля 10. Священномученик Петр Марков, 21 февраля 11. Священномученик Иоанн Кесарийский, 16 ноября 12. Священномученик Петр Косминков, 16 ноября 13. Священномученик Симеон Кречков, 16 ноября 14.
Новомученики российские 20 века кратко
Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове протоиерей Кирилл Каледа дал интервью порталу В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских. От Московской епархии Новомученик Михаил Александрович Новосёлов – издатель религиозно-философской библиотечки и почетный участник Всероссийского поместного собора 1917-18 г.г: (по некоторым сведениям – тайный епископ Марк), в особенности известный российскому. Решением Синода РПЦ по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века”.
Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 20 декабря.
молите Бога о нас! Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. Новомученики и исповедники XX века. Житие священномученика Григория Златорунского. Новомученикам и исповедникам Российским. На «СПАСе» есть огромная библиотека фильмов и проектов о мучениках гонений XX века. Смотрите многосерийный проект «Новомученик дня с Юрием Батуриным» в соцсетях и на сайте телеканала.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян. Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА. 20 лет назад произошло одно из самых замечательных событий в истории Русской Православной Церкви – Юбилейный Архиерейский собор канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Состав Собора
- Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
- История новомучеников — не о сопротивлении, а о любви - Православный журнал «Фома»
- Новомученики России
- Новомученики и исповедники Российские 20 века: кто такие, собор русской церкви - список
- Святой русский купец
- Блаженны вы, когда будут поносить вас
Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?
Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. это великое благо. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Новомученики и исповедники XX века. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия.
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви
Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». Новости > Новинки каталога > «Новомученики и исповедники Московские. Западное викариатство». Духовенство русской православной церкви в хх веке Биографическая база данных и собрание материалов. В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ.