Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день.
Как правильно помянуть родственника на годовщину смерти
Дни особого поминовения усопшего | Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела. |
Поминальные дни 2023 • Дни поминовения усопших | «Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. |
Почему поминать раньше даты можно, а позже - нельзя
Поминание на 40 дней после смерти организуется с целью помощи умершему обрести новую жизнь. Согласно мнению представителей православия, покойного нужно поминать ежегодно со дня его кончины. О смерти, погребении и поминовении усопших Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Поминки после похорон, на 9 и 40 дней, в годовщину смерти: правила и рекомендации проведения с соблюдением обычаев и традиций поминовения усопших.
Родительские субботы в 2024 году: когда поминать усопших родственников
Как правильно поминать умершего через 9 дней? | Аргументы и Факты | Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. |
Как поминать усопших - смысл, правила, запреты | Православиум | В целом поминки на 9 день после смерти призваны оказать помощь душе умершего и успокоить его родственников. |
Поминки у православных и мусульман: суть и правила обряда | Как стоит вести себя на 3, 9, 40 день после смерти человека? |
9 дней после смерти — что делать и как поминать усопшего | Поминки неслучайно проводятся в конкретные даты – на 3, 9 и 40 день после смерти. |
Как правильно провожать НА ТОТ СВЕТ душу умершего? Какие ошибки делают близкие? | Как следует поминать усопших и на какие даты приходятся родительские субботы в 2024 году, рассказывает |
О смерти, погребении и поминовении усопших
Это третий, девятый и сороковой дни после кончины, а также поминовения усопших по православному календарюВсе родительские субботы можно условно разделить на две группы. Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам.
Как похоронить и поминать своего близкого?
Сразу после смерти душа человека — без пристанища. Потом душа призывается на Небеса для поклонения Господу Богу. На 9 день после смерти Вторые поминки устраивают на 9 день после смерти, когда собираются лишь самые близкие. Даже накрывать стол не обязательно; важно, чтобы была освященная в церкви кутья. В этот день правильно будет посетить кладбище, прибраться на могиле и помолиться за усопшего. Следует посетить могилу, освятить кутью и, по возможности, заказать в церкви службу. В годовщину смерти Следующими днями поминовения будут годовщина смерти , день рождения и именины. А вот родительская суббота для христиан — тот день, когда визит на кладбище считается долгом перед предками. В иных религиях обряд поминовения организован по-другому.
Поминая усопшего, принято собираться за скромным и регламентированным столом, причем РПЦ не приемлет алкоголя на поминках. Одежда аккуратная, строгая, неброских цветов.
С собой принято приносить панихиду в виде конфет и печенья, живые цветы, искусственные венки для украшения могилы. Во время посещения могилы желательно зажечь лампаду, чтобы божественный огонь осветил путь усопшему в ином мире, и помог избавиться от земных грехов.
Многие родственники перед кладбищем отправляются в церковь, где заказывают сорокоуст за покойного, ставят свечи и молятся за его душу. Поминальные обряды в церкви имеют огромное значение для покойного, и заказывать их можно не только в дату смерти усопшего, но и в специально отведенные дни, называемые родительскими субботами. Последним этапом в обряде по случаю даты смерти является организация поминального обеда, которую Вы можете доверить ритуальному агентству «Эдем» в Днепре. Поминальная трапеза в нашем кафе будет приготовлена с учетом православных традиций, включает специальную сервировку, и Вам не нужно будет самостоятельно заниматься закупкой продуктов и приготовлением блюд.
В каких случаях можно сдвинуть дату поминок Перенести дату поминок можно, если на, то есть серьезные причины: Дата приходится на будний день, и родственники не могут прийти в назначенный час. Дата приходится на крупный православный праздник. Кто-то из близких родственников болен, или имеет другая не менее веская причина для переноса даты поминок. Рождение ребенка или крестины.
Одним из наиболее частых причин для переноса даты поминок является работа, которую невозможно перенести.
Православная Церковь каждому дню в седмице отводит свою роль. Памяти Святых и почивших посвящена суббота. Молитва не проводится только в том случае, если поминальная дата совпадает с каким-либо важным церковным праздником. Они получили название: родительские субботы.
Как правило, это различные продукты — хлеб, пироги, мука, сахар, сладости, овощи, фрукты, крупы. Запрещено приносить алкоголь, мясо и мясные изделия.
Если на 9, 40 день или годовщину смерти не получается устроить поминальный обед, люди задаются вопросом о возможности его переноса. У священнослужителей сформировалось свое мнение по этому поводу. Служители церкви акцентируют внимание на том, что панихиду лучше заказывать день в день, чтобы почтить память усопшего и упокоить его. Поминальный же обед может быть устроен в любой день, так как он является лишь земной данью памяти близкому человеку, ушедшему на Небеса.
Для души человеческой важно, чтобы в день смерти за ее упокой помолились близкие и родные, что также можно делать и в другие дни. Что такое поминальный обед и для чего он нужен Традиция поминать память усопшего в современном мире приняла немного иную трактовку и у многих вызывает ассоциации именно с обедом, — приемом пищи, во время которого все близкие и родные собираются, чтобы вспомнить ушедшего и почтить его память. Изначально еда на поминках была скудной, дабы выразить скорбь и проявить уважение к усопшему, однако со временем менталитет и отголоски культуры православных христиан трансформировали поминки в более масштабное мероприятие, на которое собирались люди со всего поселка или города.
Дни поминок и дни поминовения
После смерти принято поминать умершего. Проведение поминок через 1 год после смерти имеет глубокий символический смысл. Как стоит вести себя на 3, 9, 40 день после смерти человека?
Как провести поминки на 1 год: основные правила
Существует традиция непоминовения усопших в Православных храмах на престольные праздники. То есть на храмовый праздник. Отсутствуют заупокойные прошения на божественной литургии и тогда, когда в храмах совершается служба святого Василия Великого. Эта литургия служится только десять раз в году: в несколько воскресений Великого поста, на страстной седмице , в навечерия Рождества Христова и Крещения и на память святого Василия Великого.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время предшествовавшего прощальному паломничеству хаджжа, руководить которым посланник Глава 1575: Какое бы время ни настало, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже. Глава 1575: Какое бы время ни настало, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже. Об изъяснении видов добродетели и о том, какое значение и какое преимущество каждого из них Слово 80.
Об изъяснении видов добродетели и о том, какое значение и какое преимущество каждого из них Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем, а добродетель ума смиряет душу и очищает ее от грубых губительных мыслей, чтобы не ими занималась она Слово 88. Об изменении света и тьмы, какое бывает в душе во всякое время, и об уклонении ее к десным или шуим Слово 88. Об изменении света и тьмы, какое бывает в душе во всякое время, и об уклонении ее к десным или шуим Взглянем, возлюбленные, в душу свою во время молитвы, есть ли в нас при чтении стихов внимательное молитвенное созерцание. Оно бывает следствием истинного безмолвия. Какое богопротивное дело устроили евреи во время пребывания Моисея на горе Синай и как они были за это наказаны? Когда Моисей отправился на гору Синай на свидание с Богом и долго оставался там, уже привыкшие во всем полагаться на пророка израильтяне растерялись и стали 20.
Я все время откладываю исповедь и причастие, так как прекрасно знаю, что и после исповеди буду совершать те же грехи. Вопрос:Я все время откладываю исповедь и причастие, так как прекрасно знаю, что и после исповеди буду совершать те же грехи. Кроме того, во многих грехах я О свидетельстве, какое воздавали св. Апостолы воскресению Иисуса Христа и какое может давать всякий христианин IV, 33 О свидетельстве, какое воздавали св. Апостолы воскресению Иисуса Христа и какое может давать всякий христианин IV, 33 — Не словом только, — замечает св. Златоуст, — но и силою Апостолы засвидетельствовали о воскресении, как и Павел говорит: и проповедь моя не в Я все время откладываю исповедь и причастие, так как прекрасно знаю, что и после исповеди буду совершать те же грехи, что делать?
Я все время откладываю исповедь и причастие, так как прекрасно знаю, что и после исповеди буду совершать те же грехи, что делать? Поминки же за столом Поминки Поминки Схоронили молодого парнишку — перевернулся на тракторе: пьян был, понятное дело. Сидим за столом, поминаем: безутешные родители, двое братьев, соседи, знакомые. Как водится, со всех сторон самые разные разговоры, а о покойном вспоминают, когда наступает пора в Слово 80. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2. О том, что вышепоказанныя дела иноческия надлежит совершать в свое время и должным образом Слово одиннадцатое.
О том, что вышепоказанныя дела иноческия надлежит совершать в свое время и должным образом 149. Какое правило дает преподобный Нил для вышеизъясненных трудов иночества? Правило и заповедь о соблюдении для каждою дела — приличнаго времени, Глава 13: О том, что во всякое время нужно бодрствовать и спать лишь столько, сколько требуется для поддержания тела; и о том, что начавшие совершать подвиг должны разными ухищрениями приучать себя к бодрствованию Глава 13: О том, что во всякое время нужно бодрствовать и спать лишь столько, сколько требуется для поддержания тела; и о том, что начавшие совершать подвиг должны разными ухищрениями приучать себя к бодрствованию 1. Из жития преподобного ЕфремаНочи часто заставали Ефрема Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.
Отвечает иеромонах Дорофей Баранов , клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке. Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.
Читать еще: Можно ли поминать конфетами Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога. Приходя на могилу, даже самого известного человека тем более, если он нам так дорог мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего. Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон? Отвечает иеромонах Дорофей Баранов , клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни.
В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград. Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?
Отвечает иеромонах Дорофей Баранов , клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего. К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.
Можно ли поминать усопших водкой? Саратова Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.
Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.
Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему? Саратова Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.
Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать? Саратова Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе , и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию. Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища? Саратова Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти.
Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет.
Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» Пс. Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.
Поминальные традиции и правила. Можно ли проводить поминки позже или раньше. В православной традиции поминкам уделяется особое внимание. Они назначаются на определённые дни, когда родные и близкие усопшего собираются и молятся за упокой его души. Данная статья расскажет об особенностях проведения поминок и о том, можно ли 40 дней поминать раньше или позже. Когда и зачем поминают Поминальные обычаи берут своё начало из библейских времён.
Ещё в Ветхом Завете есть указания, что помочь душе покойного вознестись на небеса могут людские молитвы и добрые дела. Согласно христианским преданиям, помины следует делать: В день смерти или на следующие сутки, когда душа отделяется от тела. Через 3 дня, что часто совпадает с датой похорон. Всё это время дух присутствует на земле, посещает любимые места, старается завершить начатые дела. На 9-й день, когда человек предстаёт перед творцом. Все 6 дней до этого ангелы сопровождают душу в путешествии по раю и показывают ей небесные блага.
На 40-й день, в который бог принимает окончательное решение, где дух будет обитать до Страшного суда, — в аду или в раю.
Хороший знак в этот день — увидеть голубя. Заморозки в ночь на Радоницу приведут к плохому урожаю. История праздника Радоницы Радоницу отмечали на Руси задолго до принятия христианства. В языческом календаре это был праздник весны и умерших. Радуницами называли богов-покровителей усопших.
Считалось, что после смерти душа человека восходит к богам, переходит в загробный мир и даже получает божественные способности. Люди верили, что, если почитать память предков, те помогут им в жизни. Оттого и пошла традиция поминать усопших яствами именно на кладбищах и оставлять часть угощений умершим близким. На Радоницу готовили особые блюда: вареные яйца их обычно еще красили , кутью и блины. Еду приносили к могилам, поминали, а оставшиеся продукты зарывали в землю. С появлением христианства на Руси традиции изменились, люди стали поминать предков в храмах, а понятие загробного мира стали называть Царствием небесным.
Вскоре настанет третий по значимости праздник в церковном календаре после Пасхи и Рождества — День Святой Троицы. Он отмечается на 50-й день после Пасхи. В 2024 году праздник выпадает на воскресенье, 23 июня.
Эдуард Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого: Храни Вас Бог. Моему ребенку 1. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца. Имя на Виталию.
Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся. Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет? Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом? Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия. Батюшка, у меня три крестника - Александр родился 5 января , Сергий 12 января и Павел 29 июля. Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела?
Татьяна Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении. По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить если крестники малыши еще, конечно в храм ко причастию. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года. Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры или держать из принципа при себе принцип т. Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется. Если я книги матушки Фотинии отнесла в храм, а там пускай что хотят с ними, то и делают, правильно ли я сделала?
У нас бывает такое, что люди приносят иконы и книги в храм, а другие их берут. Екатерина Здравствуйте, Екатерина. Когда что-то полезное, но уже не нужное, приносят в храм, чтобы другие, кто желает или нуждается, воспользовались этой вещью, то это хорошо. А вот сектантскую литературу надо сразу уничтожать, чтобы никто не подхватил заразу. Представьте себе, что оставленную Вами книжонку кто-нибудь возьмет и будет читать с доверием, ведь он же ее в храме взял, а значит, она дозволительна для чтения. Человек этот, если окажется несведущим в православном вероучении, повредится, а грех будет на Вас. Исправьте сделанное, если еще не поздно, и обязательно исповедуйтесь. Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой так как в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда , и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы.
Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи! Павел Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями апофатически : неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений. Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу сущность Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло.
И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно.
Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах". Я недавно наткнулся вот на это видеосвидетельство... Я знаю, что доверять этим свидетельствам нельзя, но всё-таки я хотел узнать, является ли это свидетельство правдой?