Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). 133. Понятие агнатического и когнатического родства.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Что позволяло ему говорить таким образом? Во-первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui - "свои", тогда как отец семейства - sui iuris "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, a власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.

Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах. Личные отношения между супругами в браке с властью мужа cum manu : 1. Но она давала сама на это согласие; 7. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака; 10. Имущественные отношения между супругами в браке без власти мужа sine manu : 1. Отцовская власть Отцовская власть patria potestas , первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи в связи с развитием рабовладельческих хозяйств , развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста. Способы установления отцовской власти: 1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке. Узаконение отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака : 1 последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2 путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3 путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

Агнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическая семья Семья в Древнем Риме была моногамной под моногамией подразумевается наличие у главы семьи одной жены. Основой для такого типа семьи служила власть её главы. Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти. Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе. В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью.

Опекунами и попечителями не могли быть — несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др. Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами. А несовершеннолетние мальчики до достижения 14 лет, девочки — до 12 лет ;.

Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство

На устном туре оказалась тема, которую я совсем недавно изучал с преподавателем, поэтому я с успехом смог выступить перед жюри. В остальном преподаватели АПО помогли мне натренировать типовые задания, изучить важную теорию и рассказали, как подходить к анализу текста. Я занималась сразу по двум направлениям: литература и обществознание, и хочу сказать, что ни один из уроков не прошёл для меня зря. Разумеется, кредо любого олимпиадника — самостоятельная подготовка, а потому на своём олимпиадном пути я прочитала бессчётное количество книг, научных статей и исследований, но Школа АПО помогла мне систематизировать мои знания, существенно их дополнить, а также познакомить меня с форматом олимпиад, не говоря уж о тёплой атмосфере, царящей в коллективе, и о моральной поддержке со стороны кураторов, преподавателей и одногруппников. Ирина Барнёва Ученица Лицея 1 г. Подольск Преподаватель Донат Кузнецов зажигает сердца! После пар появляется желание ещё больше учиться и познавать тайны исторической науки.

Когда учитель горит своим делом, когда он добр и открыт, на уроках царит комфортная обстановка и дружественная атмосфера Мария Тяпкина Ученица Школы 48 г.

Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа. Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio. В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице. Вступлению в брак препятствовало не только родство, но и свойство.

Свойство affinitas — это отношения между одним из супругов, с одной стороны, и родственниками другого супруга, с другой стороны. Так, после смерти сына его отец не мог жениться на своей невестке, поскольку, по мнению римлян, она занимала по отношению к нему положение дочери.

Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство. Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях.

Выделялось родство по прямой восходящей и нисходящей и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства. Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы.

В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства.

Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей.

Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую. Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза. Условия вступления в брак Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима.

При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина.

Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина.

Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными.

Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Римское право Агнатическое и когнатическое родство.
Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.
24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство агнатическое и когнатическое родство в римском праве.
Семейное право древнего Рима. Когнатическое и агнатическое родство это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови.
Римская семья. Агнаты и когнаты Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью.

ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО

которое следует из общности крови. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье. Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, то есть агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, то есть становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями например, она уже не могла стать наследницей после их смерти. Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки. Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки.

Родство агнатов различалось по линиям и степеням.

Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы.

Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось.

Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы.

Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната агнатки в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа или свекра, если он был и становилась когнат- кой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын с разрешения отца. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в т. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то, несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и при отсутствии агнатов призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucins Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом, patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима под влиянием хода его политической истории , одновременно с последовательным изменением форм собственности и освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием uis gentium, хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерло, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание недвижимой вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом. Владельческая защита данным интердиктом не давалась тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получил недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватчик недвижимости просил защитить его владение от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом; — interdictum utrubi — для защиты владения движимой вещью. Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т.

В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним. При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения — uti possidetis для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами; — interdictum unde vi — по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим.

Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями за время после отнятия владения и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение. Особенности защиты добросовестного владения Добросовестное владение возникало, когда обладатель вещи не имел права владеть вещью, так как у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет этого права. Основание владения, единожды возникнув, не могло измениться: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер.

Качество владения было существенно для его правового признания: из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право — владение юридическое, в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенными таких стремлений в силу полезности оснований возникновения. Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными, и перечень их в римском праве был исчерпывающим. Добросовестным считался: — захват брошенного, но неиспользуемого участка земли италийской исторической для Рима , когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по неопределенным причинам; — приобретение вещи без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало перед лицом закона происшедшее отчуждение переходом собственности; — владение по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь не знал, что приобретает эту вещь у несобственника по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести права собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем.

Ситуации, когда возникала необходимость обосновывать добросовестность своего обладания, были связаны со случаями претензий со стороны третьих лиц, прежде всего условных собственников вещи, выпустивших ее из своего фактического владения когда-то и теперь предъявляющих претензию на возвращение вещи или возмещение. Имея в своем основании фактическое господство лица над вещью, владение имело перед лицом права защиты несомненный приоритет: «Любой владелец уже тем, что он является владельцем, имеет больше прав, чем тот, кто не владеет». Презумпция добросовестности и законности вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказывать заявляющей о своих правах на вещь стороне.

Против посторонних лиц защищалось даже порочное владение: только подлинный собственник вещи имел право предъявить иск о возвращении украденного, а не кто-то третий, случайно узнавший о наличии пропавшей вещи у кого бы то ни было. Юридическое владение было сформировано преторским правом, поскольку нормы квиритского права не создавали предпосылок для защиты несобственников. При условии «нетайного, ненасильственного и не по аренде» обладания вещью претор предоставлял владельцу правовую защиту посредством интердиктов и Публицианова иска actio Publiciana.

При приобретении вещи без соблюдения необходимых формальностей что не давало основания для защиты требования о собственности на вещь исками строгого права претор предоставлял защиту, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность в римском праве — правовое господство лица над вещью.

Элементы права собственности: — dominium — право на законное правомерное господство лица над телесным объектом; — proprietas — право, принадлежащее собственнику, право на принадлежность вещи данному, а не другому лицу. Содержание права собственности: — право владения ius possidendi — условное или материальное обладание лица вещью, начиная с возможности держать в руках до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания; — право использования ius utendi — употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, использование как самой вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление — как непосредственно личное, так и через других лиц; — право распоряжения ius abutendi — возможность распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом передав вещь третьему лицу. Виды собственности: — индивидуальная — обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым статусом; — публичная — обладателем было юридическое лицо — корпорация публичного права или государственная казна находившаяся на особом положении ; — общая condominium — одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц; 2 от объекта права: — общественная коллективная — распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания; — частная, когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию; 3 от происхождения и степени обладания: — квиритская — древнейший вид собственности.

Субъектом мог быть только римский гражданин. Могла быть приобретена путем манципации или мнимого судебного спора. Объектом могли быть только вещи, способные участвовать в обороте; — преторская бонитарная.

Возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По закону получалось, что, несмотря на передачу вещи и уплату приобретателем ее цены, вещь оставалась в собственности отчуждателя. В некоторых случаях отчуждатель, несмотря на то что он продал вещь приобретателю, заявлял виндикационный иск о возврате вещи, ссылаясь на то, что передача вещи была совершена незаконным образом.

В этих случаях претор включал в формулу иска эксцепцию, что вещь должна быть присуждена истцу только при условии, что он не продавал ее ответчику. Приобретатель становился собственником вещи, вещь прочно закреплялась в его имуществе in bonus ; — провинциальная — распространялась на провинциальные земли, которые принадлежали римскому народу на праве общей собственности по правузавоевания. Одна часть провинциальных земель составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам.

С данной собственности взимались платежи в пользу государства, их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов; — перегринская — собственность, принадлежащая перегринам. Получала защиту в эдиктах перегринских преторов. Институт совместной собственности Совместная собственность сособственность имела место, когда одна и та же вещь принадлежала не одному, а нескольким лицам одновременно сособственникам.

Институт совместной собственности предполагал право собственности каждого из сособственников на всю вещь в целом, ему принадлежала не доля вещи, а долевое право на всю вещь. Одновременно существовали собственность на всю вещь в нераздельности и собственность на определенную ее долю, принадлежащую каждому из общих собственников. Право совместной собственности могло возникать: — у товарищей — на материальную прибыль или ценностные вещи, полученные в результате деятельности товарищества; — у наследников — при совместном наследовании; — при смешении вещей.

На вещь, полученную в результате смешения, устанавливалось право совместной собственности лиц, которым принадлежало право собственности на вещи до смешения. Если же были смешаны однородные сыпучие тела например, зерно одного сорта , то каждому собственнику принадлежало право на то количество, которое принадлежало ему до смешения; — при обнаружении клада — у нашедшего и хозяина земли в том числе государства. Если один из сособственников отказывался от права собственности, то право другого участника расширялось и это право начинало осуществляться полностью.

Доли каждого из сособственников могли быть неодинаковы. Управление общей вещью производилось с согласия всех сособственников. Всякого рода изменения и улучшения вещи, а также ограничения прав собственности производились с их общего согласия.

Доходы и плоды, получаемые от эксплуатации вещи, присваивались сособственниками пропорционально их долям. Каждый сособственник мог самостоятельно распоряжаться своей долей, пользоваться общей вещью поочередно , принимать меры сохранения за общий счет невозмещение понесенных расходов влекло переход права собственности , предъявлять иски о защите права собственности и владения. Каждый из участников общей собственности мог в любое время потребовать раздела собственности, отчуждать и обременять свою долю.

Недопустима была отмена права раздела навсегда, за исключением общей стены, подъезда и колодца. Для раздела сособственности участнику по его просьбе предоставлялся иск. Судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав.

Этим оно отличалось от судебного решения по делу о праве собственности. Например, если двое лиц не желали сохранять право сособственности на имущество, полученное в наследство, и не могли в связи с этим договориться о разделе, они имели право обратиться в суд с иском о разделе. Суд обязан был или установить для каждого из них право собственности на конкретную часть их имущества, или при невозможности раздела передать имущество одному из них, возложив на него обязанность возместить другому соответствующую денежную сумму.

Это уже новые права собственников. До суда они имели долю в праве общей собственности, после суда — индивидуальное право собственности на половину имущества. При разделе сособственности судья руководствовался собственным усмотрением, но оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене иск о разделе наследства; иск о проведении границ.

Способы приобретения права собственности Первоначальные способы приобретения права собственности: — оккупация — захват бесхозной вещи. Вещь, не изъятая из оборота и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит с намерением себе присвоить; — отыскание клада. Клад в древнем цивильном праве — составная часть вещи, в которой он спрятан, а потому принадлежащая собственнику этой вещи.

Начиная со II в. Если самостоятельная вещь присоединяется к другой вещи так, что превращается в ее составную часть, она в силу утраты самостоятельного существования поступает в собственность того, кому принадлежит главная вещь, а собственник основной вещи обязан выплатить собственнику присоединенной вещи ее двойную стоимость. Имеет место при посевах, возведении строений, в случаях намыва земли к берегу публичной реки.

В случае написания на чужом материале скриптура право собственности на вещь принадлежит собственнику материала, а в случае живописи на чужом материале — художнику; — смешение вещей — нельзя указать, какая из вещей поглотила другую. Возникает право общей собственности лиц, имевших право собственности на каждую из вещей до смешения; — спецификация — переработка одной вещи в другую. По праву Юстиниана, если несмотря на переработку вещи можно вернуть ей первоначальный вид, то она принадлежит собственнику материала, если же нет — переработчику с условием возмещения собственнику материала всех убытков; — приобретение плодов.

Плоды являются собственностью того, кому принадлежит плодоносящая вещь, за исключением случая узуфрукта; — приобретение по давности владения приобретательская давность — признание собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока. В эпоху XII Таблиц приобретательская давность usucapio была установлена для земельных участков — 2 года, для остальных вещей — год. Условия приобретения права собственности по давности по Юстиниану: добросовестное владение вещью на законном основании, срок владения — 3 года в отношении движимых вещей, 10 и 20 лет — в отношении недвижимых; способность вещи к приобретению по давности, коей не обладали изъятые из оборота и краденые вещи.

Производные способы приобретения права собственности: — манципация — форма передачи наиболее ценных манципированных вещей и права собственности на них. Совершалась путем произнесения определенных формул в присутствии 5 свидетелей и весовщика; — in jure cessio — мнимый судебный процесс, где приобретатель якобы истец заявлял о том, что ему принадлежит некая спорная вещь. Отчуждатель якобы ответчик при этом молчал или соглашался с истцом.

Претор констатировал право истца и выдавал соответствующий документ; — традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью перехода права собственности на нее. Элементы: переход владения вещью по воле отчуждателя; право передающего вещь на ее отчуждение; соглашение сторон о том, что владение передается с целью перенесения права собственности на вещь; — по судебному решению; — по предписанию закона. Способы прекращения права собственности Как индивидуализированное право право собственности предопределялось жизненной и правовой судьбой субъекта права, предметом права вещью.

Утрата собственности могла происходить вследствие изменения фактически-физических обстоятельств, связанных с материальной судьбой субъекта и объекта права влекущих и правовые последствия , так и вследствие изменения чисто правовых обстоятельств, квалифицирующих положение субъекта, объекта права и собственно режим вещного права. Право собственности прекращалось вследствие: 1 исчезновения субъекта права смерти физического лица, прекращения существования корпорации, прекращения самостоятельного существования государства — влекло прекращение права собственности на конкретную вещь; 2 умаления статуса собственника — гражданского или сословного, причем право собственности не сохранялось, даже если в новом статусе лицо имело потенциальную возможность сделаться собственником по нормам другого, неримского права; 3 ограничения права собственности по содержанию, превращения его в другое вещное право вследствие тех или иных юридических последствий залога, возникновения совместной собственности ; 4 дереликции — добровольного отказа лица от права собственности на вещь например, выбросив вещь ; 5 гибели вещи — как физической, так и юридической. Физическая гибель предполагала полное уничтожение вещи вино выпито, хлеб сожжен или приведение ее в такое состояние, когда она утрачивала свои определяющие качества статуя рассыпалась на куски мрамора — собственность на статую прекращалась, но по праву спецификации возникало новое право собственности на мраморное крошево и т.

Юридическая гибель предполагала изъятие вещи из гражданского оборота но решению магистрата или суда; 6 возвращения в естественное состояние; 7 побега диких зверей; 8 соединения вещей — присоединения какой-либо вещи к другой так, что присоединяемая вещь становилась составной частью этой другой вещи, присоединенная вещь поступала в собственность того, кому принадлежала другая вещь например, посевы, насаждения, строения поступали в собственность того, кому принадлежала земля ; 9 передачи права собственности на вещь путем традиции. Традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь. Традиция — абстрактная сделка, т.

Элементы традиции: — переход владения вещью к приобретателю по воле отчуждателя; — наличие у передающего права на отчуждение вещи таким правом наделен собственник, но иногда и несобственник, например залоговый кредитор ; — согласие сторон на то, что владение вещью передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь; — отсутствие запрета на отчуждение у передающего вещь; 10 отчуждения вещи другому лицу в порядке частноправовых сделок например, путем сделки купли-продажи ; 11 изъятия вещи у собственника помимо его воли например, конфискация вещи, физическая потеря вещи, похищение ее, уничтожение вследствие правонарушений со стороны третьих лиц. Защита права собственности Была необходима при утрате владения собственником и при наличии незаконных препятствий в осуществлении права пользования вещью. Способы защиты права собственности: 1 виндикационный иск rei vindicatio основное средство защиты права собственности — вещный иск, применявшийся для возвращения вещи в законное обладание собственником из чужого незаконного владения.

Предъявлялся невладеющим собственником владеющему несобственнику по месту обнаружения вещи. Истец заявлял о своем праве собственности на вещь; ответчик не обязывался к обоснованию своего права, он должен был себя заявить только как фактический владелец, и вне зависимости от способа получения вещи в свое фактическое владение ответчик пользовался правовой защитой, т. Виндикационный иск предъявлялся независимо от того, добросовестно или недобросовестно владение.

Добросовестный владелец, который приобрел вещь в добросовестном заблуждении например, кормление забредшей во двор чужой скотины , отвечает за состояние вещи только со времени предъявления иска. Плоды от вещи, потребленные до этого момента, он не возмещает, а возвращает лишь наличные плоды. Ему возвращаются понесенные издержки и затраты на содержание вещи.

Недобросовестный владелец отвечает за гибель вещи до начала процесса даже при наличии легкой небрежности, а после начала процесса — независимо от формы вины, если не докажет, что гибель вещи произошла бы и у истца. Плоды от вещи он возмещает не только фактически полученные, но и те, которые мог бы получить собственник при проявлении надлежащей заботливости. Виндикационный иск предполагает доказывание истцом своего права собственности.

При недоказанности ответчик мог обвинить истца в намеренном бесчестии со всеми предусмотренными правом последствиями. При доказательстве права собственности на вещь она без специальных судебных распоряжений, но в порядке исполнения судебного решения переходила во владение прежнего собственника; 2 Публицианов иск actio in rem Publiciana — исходивший из фикции, что истец стал собственником по давности, дававшей ему преимущество даже перед собственником. Доказыванию подлежало лишь добросовестное владение.

Применялся для защиты бонитарной собственности. Он не мог применяться против собственника, а против владельца — лишь при наличии старшинства; 3 негаторный иск actio negatoria — иск, отрицающий право ответчика на незаконное посягательство на осуществление права собственника. Применялся для защиты собственником своего права использовать и распоряжаться вещью исключительно по своему усмотрению с соблюдением законных ограничений.

Мог предъявляться против любого нарушителя права. Истец обосновывал свое право собственности на вещь, отрицая права других лиц на нее, претендуя на все предоставленные правом и традицией правомочия в отношении этой вещи и отрицая аналогичные права других. Обязанность доказывания правоты своих действий лежит на ответчике.

Негаторные иски предъявлялись в связи с претензиями по поводу использования чужих вещей на сервитутом праве. Ответственность заключалась в обязательстве прекратить незаконные действия, препятствующие осуществлению собственником своих прав. Имущественные права на чужие вещи: понятие и виды Имущественные права на чужие вещи имели место, когда право собственности на вещь принадлежало другому лицу и несобственник имел ряд прав в отношении данной вещи.

Это были права на вещи, принадлежащие лицам, не являющимся собственниками этих вещей. Лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, поэтому права на чужие вещи называли ограниченными вещными правами. Виды прав на чужие вещи: 1 сервитут — вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе собственнику.

Установление сервитута не исключало полномочий собственника, а лишь ограничивало их использование. Свойства сервитута: — обязанность, связанная с вещью, когда любой собственник земельного участка был обязан терпеть известные действия или подчиняться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка; — принципиальная неделимость — нельзя сделать объектом обязательства часть права проезда, прохода, прогона, водопровода, так как пользование ими неделимо; 2 узуфрукт — личное право лица на пользование чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением в целости сущности вещи. Сущность узуфрукта — одному лицу узуфруктарию принадлежали отдельные, связанные с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как титул и право распоряжения оставались у ее собственника.

Объект узуфрукта — любая плодоносящая и непотребляемая вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею, не меняя ее хозяйственного назначения; 3 квазиузуфрукт — личное обязательство перед собственником наследником. Легатарий должен был гарантировать собственнику наследнику восстановление такого же количества таких же вещей после своей смерти или умаления правоспособности.

Он получал право собственности на вещи, которыми мог располагать по своему усмотрению. Наследодатель мог ограничить продолжительность вещного права легатария. Конструкция квазиузуфрукта давала возможность преодолеть такие свойственные праву собственности ограничения, как недопустимость конечного срока или резолютивного условия; 4 право пользования usus — право пользоваться вещью, но без права пользования ее плодами право жить в доме habitatio , право пользования рабочей силой раба или животного operae servorum vel animalium.

В остальном режим права пользования похож на узуфрукт; 5 суперфиций — отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользоваться этим строением; 6 эмфитевзис — отчуждаемое и передаваемое по наследству право долгосрочного пользования и извлечения плодов из недвижимого имущества за определенную плату; 7 залог — право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Цель залога — обеспечение исполнения обязательства. Сущность залога — кредитор, которому была заложена вещь, имел право в случае неисполнения должником своего обязательства распорядиться этой вещью независимо от того, принадлежит ли данная вещь еще должнику или нет, и преимущественно перед другими требованиями иных лиц.

Сервитуты: понятие и виды, способы установления и прекращения, защита сервитутного права Сервитут — вещное право пользования чужой вещью. Виды сервитутов: 1 предиальные от слова preadium — имение , или земельные. Их назначение — восполнить недостающие участку блага и свойства.

Устанавливаются на земельный участок. Обязательное условие — существование двух участков: господствующего и служащего. По общему правилу господствующий и служащий земельные участки должны быть соседними, но в позднейшем праве достаточно того, чтобы фактически пользование одним участком происходило в интересах другого.

Виды предиальных сервитутов: — городские — устанавливаемые в пользу застроенных участков. Виды: положительные — право пользования служащим строением в качестве подпоры для господствующего право опереть балку о стену соседа или вделать ее в стенку соседа, право возводить коптильню рядом с двором соседа, отвод дождевой воды на крышу или двор соседа ; отрицательные — имевшие своей целью не допустить изменений в служащем участке, которые сделали бы пользование господствующим участком менее удобным или менее приятным; — сельские — устанавливаемые в пользу полевых, незастроенных участков. Виды: дорожные iter — право переходить и проезжать через соседний участок; via — право провозить тяжести; actus — право прогонять скот и проезжать ; водные aquae ductus — право провести воду с соседнего участка; aquae haustus — право черпать воду на соседнем участке ; пастбищные сервитуты; 2 личные — принадлежащие определенным лицам персонально: — узуфрукт — право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целостности сущности вещи.

Может быть пожизненным или на определенный срок. Он не передается по наследству, не отчуждается, допускается сдача внаем, но после смерти держателя сервитута право нанимателя прекращается. Узуфруктуалей обязан пользоваться вещью в соответствии с ее хозяйственным назначением, принимать меры к сохранению вещи; — узус — право пользования вещью без права пользования ее плодами.

Разрешалось использовать столько плодов, сколько необходимо пользователю для удовлетворения своих личных потребностей; — habitatio — право пожизненного проживания в чужом доме или его части; — право пользования рабочей силой раба или животного. Способы установления сервитута: — по воле собственника служащей вещи как односторонним актом воли, так и по договору; — по суду; — по давности. Сервитут утрачивается: — с гибелью вещи, которая служит ее предметом.

К физической гибели приравнивается юридическая. В случае разделения земельного участка на части предиальный сервитут связывается с каждой частью, т. Если разделен служащий участок, то сервитут обременяет каждый из образованных участков; — со смертью субъекта только личные сервитуты ; — если сервитут соединяется с правом собственности; — вследствие отказа от него; — в случае неосуществления в течение 10 и 20 лет.

Сервитутное право защищается абсолютным иском actio confessoria , противоположным собственническому негаторному иску. Эмфитевзис и суперфиций Эмфитевзис и суперфиций относились к числу прав на чужие вещи и представляли собой вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей. Оба эти права сходны с сервитутами в том отношении, что как сервитуты, так и суперфиций и эмфитевсис являлись правами пользования чужой вещью.

Однако отличительным критерием суперфиция и эмфитевзиса от сервитутов служила широта содержания и долгосрочность их действия. Эмфитевзис emphyteusis от слова «насаждать» — долгосрочная наследственная аренда земельного участка, право пользования чужой сельскохозяйственной землей для ее обработки. Этот институт развился в период империи как форма использования пустующих земель.

От предиального сервитута эмфитевзис отличался широтой содержания, от личного — наследственным характером. Эмфитевта обязан платить оброк vectigal, canon без сбавки при случайном ухудшении объекта или недороде и подати, содержать участок в надлежащем состоянии. Эмфитевзис устанавливался путем договора аренды на 100 и более лет аренда на срок до 99 лет не создавала на дальнейшее ограничений правам номинального собственника легата и давности.

Прекращался при несоблюдении обязанностей эмфитевтой нанесение большого ущерба, неуплата 3 года оброка или налогов , причем последующее исполнение не могло предотвратить выселения, при отказе и при погасительной давности. Собственник имел actio emphyteuticaria иск в защиту собственника земли. Суперфиций superficies — наследственное и отчуждаемое право пользования чужой городской землей для возведения на ней строения, право бессрочного пользования земельным участком, на котором была произведена застройка, либо по договору с собственником, либо если собственник не оспорил в свое время неправомерности застройки его участка.

По существу это был городской вариант эмфитевзиса, поскольку обязанность использования участка под сельскохозяйственную обработку предполагалась только для сельской местности. Суперфициарий обязан уплачивать собственнику земли solarium плату за землю с ответственностью за предшественников и подати. Он имел право закладывать вещь и обременять ее сервитутами, не нарушая интересов собственника земли, а отчуждать — с согласия собственника.

При прекращении суперфиция сохранялось право собственности на строительные материалы, строение же поступало в пользу собственника земли.

Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом. Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб».

Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия.

Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать. Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина.

Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться.

В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье.

Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин. Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку.

Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа.

Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей способов узаконения: Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; Путем последующего брака родителей; Путем издания специального императорского указа.

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов: Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта. Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: Усыновлять мог, как правило, мужчина; Усыновитель должен быть persona sui iuris Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории.

Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей: право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; право оставить новорожденного безнадзорным; право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; продать сына или дочь в рабство; право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей. С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени, т. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного признания право- и дееспособности подвластных детей. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium.

Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну. В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным установление «натуральных» обязательственных отношений между членами одной семьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например, военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и исключениями.

С начала 4 века н. Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери. Развитие завершилось постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному. Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти. Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки manumissio , который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно- правовым за нарушение обязанности родителя в отношении детей ; или по силе частного права. После emantipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына. Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека tutela над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство cura над безумными, над минорами, над расточителями.

Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой. Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по гражданскому праву, будет недействительно. Список источников и литературы Новицкий И. Римское право. Омельченко О. Основы римского права. Новицкого и проф. Черниловский З. Лекции по римскому частному праву.

Косарев А. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Описание предмета: «Социология» Социология фр. Societas — общество и греч. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка.

Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.

Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной. Воля главы семьи.

В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой divortium получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа repudium , так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей. Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат. Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции. Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного. В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев. Личные и имущественные отношения между супругами Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз. На жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены, что выразилось неравенством партнёров внутри римского права. Личные и имущественные отношения между супругами были различны в браке cum manu и sine manu. В браке cum manu жена после того, как стала чужой своей старой семье, переходила в подчинение власти мужа. Власть мужа в принципе не отличалась от власти отца над своими детьми. Муж при помощи иска, который был подобен виндикации, мог истребовать покинувшую дом жену. Также он мог продать её в кабалу и наложить на неё любое наказание вплоть до лишения свободны. Жена приравнивалась в области имущественных отношений к рабам и детям, так как была лишена правоспособности в данной области. Всё имущество жены после перехода из старой семьи доставалось мужу. В прочем, всё нажитое во время брака также переходило во владения мужа. Несмотря на то, что положение жён было бесправным, римские обычай и традиции смягчали их в области семейных отношений. В качестве примера можно привести римские обычаи, которые обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников. В отличие от брака cum manu, брак sine manu не изменял юридического положения жены. Она остаётся in patria potestate, но это наступает, если она была под властью отца до брака. В результате этого имущество, которое принадлежало ей до брака, остаётся у неё, но, если при этом она была persona sui iuris. В браке sine manu действовал принцип, при котором имущество делилось между супругами. Муж был вправе распоряжаться доходом, но не имел права присвоить это имущество себе без специального разрешения супруги или его прежнего домовладыки. Если муж злоупотреблял в управлении имуществом, то прежние родственники имели право предъявить мужу требования и даже иски о восстановлении имущества. Форма брака делилась на две категории брачных имуществ при особом правовом положении: приданое dos и брачные дары dos propter nuptias. К приданому относились вещи и иные части имущества, предоставляемые мужу женой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В период республики, когда все браки были cum manu, такой категории, как приданое, не было. Этому способствовало отсутствие особого соглашения между супругами. Когда в силу вошли браки и sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. И примерно за два века до нашей эры в правила начало входить устное соглашение, при котором муж был обязан возвратить приданое в случае прекращения брака. При Юстиниане были упрощены правила возврата приданого. С его времён жена и её наследники получали иск, который свидетельствовал о возвращении приданого. По нему приданое передавалось полностью, но вычитались суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой подарок жене от мужа в ходе заключения брака. Таким образом, жена обеспечивалась в случае потери супруга. Преподносить брачные дары или нет — право каждого супруга, но такой обычай был одним из правил общественного приличия. В случае, если муж не сделал жене так называемые подарок, то она была не в праве обратиться с претензией на своего мужа. Изначально, дарение совершалось до брака, потому что дарения между супругами запрещались, поэтому носило название предбрачным даром. Но при Юстиниане было разрешено дарение и во время брака, которое обрело своё новое название — donatio propter nuptias.

Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение.

Римское право

Семейное право древнего Рима. Когнатическое и агнатическое родство По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону.
Общая характеристика римского семейного права - Римское частное право (2013) Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.

Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима

  • Олимпиада — место встречи молодых и талантливых
  • Римское право
  • 21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
  • Когнатическое родство
  • Олимпиада — место встречи молодых и талантливых
  • Агнатское и когнатское родство

Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.

Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство

3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. § 43. агнатическое и когнатическое родство.

Римская семья. Виды родства.

133. Понятие агнатического и когнатического родства. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Агнатическое и когнатическое родство. Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий