О том, как из интернет-кафе и компьютерных клубов выросла огромная индустрия, что происходит с сегментом сегодня, какие перспективы ждут отечественных геймеров и как запустить собственный бизнес в этой сфере, рассказывает Антон Василенко. В Подмосковье следователи завели уголовное дело по статье о покушении после нападения на компьютерный клуб во Фрязино. Сооснователь CyberX Дмитрий Семинов взял интервью у франчайзи CyberX собственника компьютерного клуба.
Плюсы и минусы компьютерного клуба
- Игровые компьютерные клубы INSPOT в Москве рядом с вами, круглосуточные кибер клубы INSPOT
- 10 лучших компьютерных клубов в Москве: цены, адреса на карте рядом со мной, время работы, отзывы
- Как компьютерные клубы выживают в карантин? Рассказывает владелец московской сети — Игромания
- На Лиговском открылся портал в компьютерное прошлое — Новости Санкт-Петербурга ›
- За три года компьютерные клубы в России стали популярней в два раза
«А помните, как все сидели в компьютерных клубах?» Что сейчас с этим в России
Российские геймеры забили до отказа компьютерные клубы Российские геймеры снова засели в компьютерных клубах. Их популярность за последние три года резко выросла, как и их количество. На это повлияли многие факторы: отголоски изоляции после пандемии, удорожание «железа» для «тяжелых» игр, а также отсутствие дома дорогостоящих консолей. Помимо этого, такие заведения привлекают посетителей продажей алкоголя, кальянами и едой.
Популярность киберспорнивных клубов Российские геймеры массово идут в компьютерные клубы. С 2019 по 2023 гг. Об этом пишут « Ведомости » со ссылкой на исследование разработчика решений для киберклубов Langame.
Увеличивается и количество самих клубов. Если в 2019 г.
С бесконечностью они погорячились. Но об этом расскажу позже.
Но в реальности при том же количестве посадочных мест, что и на старте, таких результатов можно достичь только при увеличении стоимости аренды часа В финмоделях франшиз меня интересовала заявленная проходимость, оборот бара и расходы на коммуналку. Точные данные я не получил, но понял, как в общем работает этот бизнес. После этого я составил примерный бизнес-план: прикинул, сколько компьютеров нужно купить, какая должна быть площадь помещения, сколько времени потребуется, чтобы окупить затраты. В итоге я допустил ошибки: не учел сезонность этого бизнеса, неправильно оценил аренду.
Но об этом тоже позже. Я сравнил свой бизнес-план и предложения франшиз, и понял, что платить взнос и роялти бессмысленно. Покупать франшизу есть смысл, только если это сильный бренд. Например, тот же «Макдональдс».
У компьютерных клубов силы бренда нет — есть пара названий на слуху, но не настолько, чтобы люди шли туда из-за бренда.
В соревновании участвовали все клубы сети. Команда из нашего города дошла до финала, немного не хватило для победы», — говорит руководитель клуба.
CyberX в Екатеринбурге — это маленькое пространство на 20 компьютеров и две зоны с игровыми приставками. Своей визитной карточкой клуб называет периферийную аппаратуру от Logitech и HyperX. Его основатель бизнесмен Алексей Ганюшин с детства играл в компьютерные игры, но о создании клуба задумался только в 2019-м: увидел тренд и решил попробовать.
В геймерском пространстве есть open space, несколько приватных зон с более мощными компьютерами и место для перекуса с кухней. В центре помещения установлен огромный экран, где показывают стрим одной из международных игр. Напротив него на пуфиках спят геймеры — они играли всю ночь и теперь отдыхают.
Раньше тут вообще стояли диваны и чуть ли не каждое утро ребята устраивали лежбище. Диваны мы решили убрать», — рассказывает Алексей Ганюшин. Но это так не работает.
Клуб всегда нужно держать в тонусе и обновлять, потому что технологии быстро меняются. Если не проводишь мероприятия и не делаешь их рентабельными, клуб может загнуться. В свое время у многих заведений просто не было денег на обновление компьютеров и атмосферы.
По его словам, самое сложное в работе клуба — выстраивать маркетинг и сохранять лояльность посетителей. Один из самых заметных местных компьютерных клубов — Provoda. Он открылся в декабре 2020-го.
Основатель и владелец заведения Владислав Карнаух — популярный стример Dumbazz с 3,8 миллиона подписчиков. И тут все слилось воедино. На самом деле я давно хотел открыть свой киберклуб и сделать его одним из самых лучших в городе.
Хотелось обустроить такое пространство, где будет удобно всем геймерам. Я считаю, что у нас получилось», — заявляет основатель Provoda. Компьютерный клуб вмещает около 70 игроков, здесь установлено 55 машин и три игровые приставки.
Есть несколько пространств, рассчитанных на разные цели: Solo-room для одного человека, Bootcamp-зоны для команды или для компании друзей, Lounge-зона с несколькими PS5, которые пока сложно купить в магазине, и Open space как для одиночных игроков, так и для большой компании. Как и в других клубах, в Provoda есть несколько тарифов: час игры обойдется в 100—200 рублей — стоимость зависит от зала. Если оплачивать пакеты в несколько часов, сумма будет меньше.
Мы не особо часто проводим турниры, а позиционируем себя как пространство, где каждый геймер будет чувствовать себя комфортно», — объясняет Владислав Карнаух. Чем современные клубы отличаются от клубов девяностых и почему они снова стали популярны Фото: Анна Коваленко, 66. RU Все опрошенные руководители компьютерных клубов одинаково отвечают на вопрос, почему этот вид досуга снова стал популярен.
Во-первых, тренд связан с удорожанием комплектующих: видеокарты стоят все больше и не каждый может себе их позволить. Например, одна не самая новая видеокарта может обойтись в 200 тысяч рублей.
Например, по Dota 2. Клуб работает круглосуточно и без выходных. Цена зависит от дня недели и времени суток — например, утром дешевле, вечером дороже.
Впервые в РФ количество компьютерных клубов превысило число кинотеатров
Кристина считает, что средняя окупаемость компьютерного клуба около 1 года. В наших компьютерных клубах вы найдете. Компьютерный клуб Ingame: Кузьминки 24/7. Здесь, на первом этаже в нежилом помещении молодая предпринимательница открыла круглосуточный компьютерный клуб и любезно согласилась об этом рассказать в подробностях. В воскресенье, 28 апреля, в сети компьютерных клубов CyberX будет организован турнир по «Миру танков» в формате 1×1. В России увеличилась общая аудитория компьютерных клубов в два раза за период с 2019 по 2022 год. Горожане, живущие рядом со сквером Крячкова, год пытаются добиться, чтобы элитный компьютерный клуб сделал вентилятор более тихим.
Компьютерный клуб загорелся в Москве
Лучшие компьютерные клубы Москвы | В центре Москвы горит компьютерный клуб в полуподвальном помещении жилого дома. |
Надо делать бизнес. Как открыть компьютерный клуб | Решения на РБК+ Екатеринбург | Разборки со стрельбой устроили неизвестные у компьютерного клуба в Екатеринбурге в ночь на 29 августа. |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛУБ ЛИШИЛ ЖИТЕЛЕЙ ПОКОЯ
Владельцам заведений за прошлый год удалось привлечь около 2,8 млн посетителей. Читайте также В России появился первый киберспортивный судья международной категории При этом число кинотеатров на 1 января 2024-го составило лишь 2297 штук. Ранее в Госдуме озвучивалась цифра в 2278 заведений.
С подушечками под шею и спину. В контейнерах мы сидели на стульях, которые сами же и притащили со школы, в обмен на пару бесплатных часов за монитором. У меня дома есть хорошее игровое кресло, на котором можно и поспать, и скататься в супермаркет. Но как работающий человек я очень долго взвешивал брать ли его, или нет, хотя стоило оно всего 15к. Клавиатура, мышь и коврик Девайсы с RGB-подсветами, и всеми свистоперделками. Если мышь — то с кучей кнопок, а если коврик, то на весь стол. Но самый главный прикол — это механическая клавиатура.
Те, кто однажды попробовал знают, что мир не будет прежним. Я пишу этот абзац на мембранке, а мои пальцы плачут от безысходности. Наушники Тоже с подсветкой, каким-то долби диджитал и торчащим микрофоном. В моем детстве из наушников торчал только скотч, а микрофон был прямо в проводе. Обстановка напомнила мне концепцию любого бара или ресторана. Или концепцию как таковую — а это то, чего не было в клубах моего времени. Ты не просто играешь — тебе приятно играть, точно так же, как приятно кушать в окружении фешенебельного интерьера, музыки и милых официанток. А ещё vip-комната для отдельной команды где девайсы, круче, свистопердельнее, а кресла не только массируют спину, но и могут подстраховать в игре, если вы вдруг не справляетесь. Всё девайсы можно купить и к себе домой: взрослые люди могут себе это позволить.
Но реалии таковы, что не всем подросткам финансово доступны такие плюшки, да ещё и полным комплектом — оформить одно игровое место клуба стоит больших денег. Я собирал комп своей мечты в 9 классе целых 1,5 года, и не думаю что у ребят в нынешнем веке это работает как-то иначе. Он не твой, но гештальт вроде бы теперь закрыт. Не знаю кто вместо ночного клуба пойдет в компьютерный, но по словам парня с ресепшена таких хватает — особенно среди любителей консолей. На этом можно было бы и заканчивать, но при общении с администратором я узнал, что этот клуб — франшиза. И тут мне стало ещё интереснее: каким образом ПК-клубы проделали путь от контейнеров до бизнеса, в котором реально заинтересованы предприниматели. Ошибка 2 — Верить в смерть индустрии С этой ошибкой сталкивался не только я. Она распространена и на самом vc. Да, я дикий не фанат этой соцсети, как и продуктов Mail.
Да, мне не нравится ни их политика, ни их сервисы. Но это то, чем пользуются миллионы людей по всей стране, притом так же активно, как мы пользуемся Telegram. И если в вашем окружении нет таких людей как и в моём , это не значит, что это ни для кого не работает. Так вот, компьютерные клубы существовали всегда, хотя и медленно вымирали: в некоторых регионах можно было найти хотя бы парочку мест для поиграть.
Новый способ пытки: компьютерный клуб против сна мирных жителей Житель многоэтажки в Новосибирске пожаловался на шум охлаждающего оборудования. Горожане, живущие рядом со сквером Крячкова, год пытаются добиться, чтобы элитный компьютерный клуб сделал вентилятор более тихим.
Недовольные жители направили свои претензии во множество инстанций, дойдя даже до администрации президента России.
Другой молодой человек получил травмы полегче, ему диагностировали закрытую черепно-мозговую травму и ушибы лица и также отправили в медицинское учреждение. Подозреваемых задержали, ими оказались трое мужчин 35, 34 и 36 лет, — все в состоянии алкогольного опьянения. Клуб оборудован камерами видеонаблюдения, видеозаписи с которых будут изъяты. Было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство». Двоих из задержанных задержали и поместили в ИВС, еще одного опросили и отпустили.
Компьютерные клубы вернулись в Петербург
Все новости с меткой компьютерный клуб за сегодня и 2016 год. Все самое интересное: последние свежие события, лента новостей за последний час Вы можете найти на страницах " до сих пор существуют??" "я в компьютерном клубе был последний раз в конце 90х начале 2000х) думал их уже нет)" "Компьютерные клубы еще существуют? Причин популярности компьютерных клубов несколько, замечает старший преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов. Прародителями компьютерных клубов стали научные и оборонные предприятия ушедшего в историю Советского Союза.
Назад в 1990-е. Российские геймеры забили до отказа компьютерные клубы
Прохладный воздух заставляет людей оставаться там дольше, особенно это работает летом. Всем приятно находиться в чистом помещении. В некоторых компьютерных клубах в обязанности администраторов входит уборка, и речь не только про чистые полы. В клубе может быть достаточно грязно, как это обычно и бывает. Если в компьютерном клубе игровая аппаратура чистая, а не залита литрами газировки и не засыпана крошками от чипсов, к тебе будут приходить чаще, чем в место, больше похожее на старый холодильник. Отдых от отдыха. Согласитесь, неудобно несколько часов подряд сидеть за стулом.
И спину ломит, и голова от компьютера болит. Для этого в компьютерных клубах ставят диваны. Они стоят и в отдельных комнатах, и у стоек администрации. Выпрямить спину, полежать, а иногда даже поспать — все это разрешено. Ну, а после отдыха можно опять сесть за компьютер. Мало у кого есть 100 тысяч на хороший компьютер, но у каждого найдутся 100 рублей на пару часов игры с качественным «железом».
Обычно одно рабочее место в компьютерном клубе стоит около 500 тысяч рублей, но оно очень быстро окупается. Свобода от родителей.
Первая часть будет посвящена зарождению компьютерных клубов.
Вторая — их упадку. А для третьей мы разберем причины, почему они возвращаются из небытия. Три точки на таймлайне компьютерных клубов — рассвет, закат и новый рассвет — определяют две тенденции: мода, которой стараются следовать геймеры, а также ряд определенных ситуаций с экономикой и технологическим процессом в нашей стране.
В далеких 2000-х гейминг и Интернет только начинали плотно закрепляться в обществе. Но существовали некоторые условности, которые не позволяли исследовать мировую сеть или с комфортом проводить время в онлайновых играх. Одна из них — слабая развитость интернета в стране.
Даже сейчас далеко не во всех уголках нашей необъятной родины можно встретить стабильную и высокую скорость подключения к сети, а тогда это было доступно лишь в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Интернет тогда был очень дорогим и крайне медленным — для скачивания одной! К тому же, подключение осуществлялось через телефонный модем, который имел особенность прекращать работу, когда на домашний телефон поступал чей-то звонок.
После этого стала появляться мода на мультиплеерные игры, которые требовали постоянный интернет и хорошую скорость. Подобное удовольствие было далеко не в каждой квартире, поэтому бывалым геймерам приходилось пользоваться услугами компьютерных клубов, которые на волне этого приобретали неслыханную популярность. Не было ничего лучше и веселее, чем завалиться с друзьями после уроков в местных «Орков» популярный клуб в Москве и устроить зарубу на Dust2 в CS 1.
Или еще лучше — слинять с этих самых уроков и играть с такими же прогульщиками. С течением времени в компьютерных клубах начали формироваться постоянные клиенты, местные авторитеты и даже целые киберспортивные команды. Многие приходили в клуб не столько поиграть, а пообщаться с друзьями или посмотреть видео на YouTube.
Еще один российский разработчик Smartshell, предоставляющий ПО для компьютерных клубов, которое входит в реестр отечественного ПО и является резидентом Фонда "Сколково", также сообщил ТАСС о 450 российских клубах, которые перешли на софт компании.
В детстве у меня никогда не было компьютера, так как рос в не очень обеспеченной семье, поэтому играть у меня получалось, только приходя в гости к кому-то. Проводником в мир игр был для меня мой друг Никита. Он очень увлекался играми и у него был компьютер, после школы мы часто приходили к нему и играли до самого вечера, пока не звонила мама и не говорила, чтобы я шел домой. У Никиты, такое ощущение, что были игры со всего света и на любой случай жизни.
Но по неизвестной мне причине, мой взор упал именно на CS. Сейчас я уже понимаю, что практически все мои знакомые любили стрелялки, ну и я тоже не хотел выделяться. Окунаясь в прошлое, я вспоминаю, с каким возбуждением я ждал конца уроков, чтобы пойти поиграть. В детстве все выглядело просто обалденно! У меня не укладывалось в голове, как вообще можно сделать такую хорошую графику для компьютерной игры. Все действия — прыжки, стрельба, бег и так далее — были для меня вершиной визуального мастерства.
Играя, я чувствовал себя главным персонажем, который каждый раз должен победить всех врагов. Я тогда не очень понимал механику игры, и просто бегал и пытался убить всех. Для меня это было как некая разгрузка. Сейчас же, садясь за компьютер, я планировал испытать похожие эмоции, но, к сожалению, такого не произошло. Да, было безумное чувство ностальгии, но, как ни странно, не к самой игре, а ко времени, когда все это происходило. Игра уже не казалась такой плавной, красивой, просчитанной.
Это и не удивительно, ведь прошло очень много времени, и появились новые игры с новыми движками, на которых игры выглядят как интерактивное кино. Но что хочу выделить, все действительно было как раньше. Такие же компьютеры, такие же игры, такая же графика. Игра даже почти не подлагивала, чему я очень удивился. В общем — мне понравилось. Конечно, лично я не буду ходить в этот клуб часто, максимум ещё разок.
Молчат сотрудники компьютерного клуба в Челябинске, возле которого убили подростка
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 20 июня 2022, 16:28 Эксперты сообщили, что в России половина компьютерных клубов перешла на отечественное ПО Компания - разработчик систем для управления клубами Langame уточнила, что в России на начало 2022 года было открыто более 2 тыс. Около 1 тыс.
Разработчики убрали большое количество декоративных предметов, которые ранее были раскиданы по всей карте. Также убрали арку на миде, к которой до этого было много претензий от игроков. Ранее в CS 2 без костылей было невозможно запустить матч с друзьями. Игроки могут просматривать демо-записи матчей, в которых было много жалоб на читерство, и выносить свой вердикт.
А если в доме нет хорошего телевизора, то еще и его. К стандартным потребностям современной молодежи добавляется и новая — потребность в общении. Если раньше интернет и общение в нем было в новинку, то сейчас этим уже никого не удивить. Общество не стоит на месте, и современные игроки прекрасно понимают, что с ним нужно уметь взаимодействовать.
С интернет-друзьями не получится затусить у кого-то на квартире или устроить прогулку в местный парк. Уловив эту тонкую истину, многие бизнесмены занимаются возрождением компьютерных клубов. И, надо сказать, сейчас они выглядят даже лучше и привлекательнее. Сейчас даже название «компьютерный клуб» ушло в историю. Стало модно говорить «киберспортивная арена». Только в Москве есть минимум пять подобных площадок, которые расположены в торговых центрах или в собственных помещениях. В них стоят мощные компьютеры с широкоформатными мониторами, каждое место оборудовано набором дорогих игровых девайсов и мощным интернетом. И мы не зря упомянули условный God of War — консоли на этих аренах тоже есть. Нередко в подобных заведениях проводятся любительские или профессиональные чемпионаты, что тоже способствует росту их популярности.
Вот и получается, что компьютерные клубы сейчас стали даже нужнее, чем добрых 20 лет назад. Купить домой хороший компьютер для многих современных геймеров — пока что недостижимая цель, а играть ведь хочется. Да и потребность в реальном общении интернет никогда не займет.
Таким образом, наша возрастная целевая аудитория постоянно расширяется. Мы это связываем с тем, что возможности проявить, показать себя из-за различных санкционных ограничений достаточно сильно сократились, а киберспортивный турнир — место, где это можно сделать, будучи в любом возрасте, поэтому люди стали нами сейчас гораздо активнее интересоваться, — рассказал Руднев «Московской газете». В общем и целом, средний чек в киберспортивном клубе остается одним из самых низких на потребительском рынке в России, поэтому мы ожидаем только роста количества гостей. Управляющий компьютерного клуба Gosu Cyberzone Кирилл Дубаларь отметил принципиальную разницу между компьютерными клубами в 90-е и сегодня.
В девяностые люди посещали компьютерные клубы, так как у многих не было дома компьютеров. Клубы тогда были в таком состоянии, что цель визита была не в том, чтобы расслабиться и «потусить», а только чтобы просто познакомиться с компьютером. Сейчас компьютерные клубы — это уже скорее социальные центры. Посетитель придет, чтобы в первую очередь поиграть с друзьями», — говорит Дубаларь. Эксперт отметил, что многие сегодня собирают компьютеры: «Раньше было меньше людей, готовых купить компьютер за 300-400 тысяч рублей. Сейчас их гораздо больше, также выросла капитализация рынка. Больше делают турниров с гигантскими призовыми фондами, собирают стадионы, «Игромир» никогда не был таким массовым, как в позапрошлом году — отрасль сильно развивается».
Похожие статьи
- Компьютерные клубы вернулись в Петербург
- Как компьютерные клубы вновь стали популярны
- Почему это может быть выгодно
- Читайте также
Аналитика: Количество компьютерных клубов в России превысило число кинотеатров
Компьютерный клуб загорелся в Москве | Первый компьютерный клуб появился в здании Павелецкого вокзала в Москве. |
Компьютерный клуб загорелся в Москве | 360° | В наших компьютерных клубах вы найдете. Компьютерный клуб Ingame: Кузьминки 24/7. |
Геймер после погрома в интернет-клубе снёс светофор и кидался на прохожих | Новости по тегу: Компьютерный Клуб. |
За три года компьютерные клубы в России стали популярней в два раза | Интернет-издание – это онлайн-газета, которая ежедневно представляет своим читателям последние новости России и Санкт-Петербурга. |
Как открыть компьютерный клуб
Первый компьютерный клуб появился в здании Павелецкого вокзала в Москве. Руководитель портала Langame Павел Голубев рассказал, что в 2023 году количество компьютерных клубов и киберарен в России превысило число кинотеатров. Разборки со стрельбой устроили неизвестные у компьютерного клуба в Екатеринбурге в ночь на 29 августа. Рассказываем, почему компьютерные клубы переживают свой расцвет и что привлекает туда посетителей.
Мужчины, которыми не хватило места в компьютерном клубе на Космонавтов, избили посетителей
Клуб «Кибер Кот» открыл 26-летний петербуржец Андрей Котов, бывший бармен, а в настоящем по совместительству администратор фотостудии, и Дарья Дроздова, главный дизайнер клуба. Здесь всё сделано как в детстве: стены в плакатах, компьютеры в стикерах. Но всё же дети уже выросли, и поэтому мы здесь пьем пиво, а вскоре появятся и снеки, мясо, чтобы насладиться можно было вдвойне, — рассказывает Андрей Котов. В «Кибер Кот» приходят мальчики и девочки, давно повзрослевшие и ставшие врачами, юристами, программистами и другими специалистами, некоторые собираются компаниями или приводят детей показать им игрушки своего детства. Сам Андрей Котов говорил нам, что дети с неистовым любопытством играют в иногда очень странные для них игры.
Бывают, конечно, и те, которые выключают компьютер через несколько секунд, не понимая, как в такое можно играть, но большинству все-таки нравится, ведь это что-то очень необычное для них. Атмосфера и антураж компьютерного клуба навевает теплые воспоминания и настраивает на игру. Фото: Кирилл Павлов Кирилл Котов справа рассказывает о своём клубе. Здесь всё, чего у меня не было в детстве.
До 18 лет у меня не было своей комнаты. Но я рос на американских фильмах, ютубе, музыке Avril Lavigne, и мне хотелось, чтобы у меня была своя комната, везде были бы постеры, компьютеры, барчик. Я очень хотел минибар после 18 лет. С детства я хотел открыть что-нибудь, и вот получилось вот так, — поделился с нами Андрей Котов.
Но и наши стажёры нашли игрушки, в которые сами рубились лет десять назад. Им стало интересно разобраться, остается ли то же впечатление от процесса игры, как и раньше, или у этой идеи вообще нет смысла… Кирилл Павлов, 20 лет Фото: Кирилл Павлов — Как только я зашёл в клуб, меня моментально накрыло огромной и тяжелой волной ностальгии. Все выглядело так, как будто я попал в комнату к подростку из типичного старого американского фильма, на которых я вырос. Все эти плакаты, сама атмосфера, квадратные компьютеры… На них было множество игр, но мое внимание сразу привлекла легенда моего детства — CS:1.
В детстве у меня никогда не было компьютера, так как рос в не очень обеспеченной семье, поэтому играть у меня получалось, только приходя в гости к кому-то. Проводником в мир игр был для меня мой друг Никита. Он очень увлекался играми и у него был компьютер, после школы мы часто приходили к нему и играли до самого вечера, пока не звонила мама и не говорила, чтобы я шел домой. У Никиты, такое ощущение, что были игры со всего света и на любой случай жизни.
Но по неизвестной мне причине, мой взор упал именно на CS.
Встречаемся мы у вывески. Девушку зовут Анна, ей 37 лет.
В Москве отучилась на финансиста и теперь трудится по выбранной профессии. Как же получилось, что корпоративный финансист внезапно решил открыть свое дело?
С учетом средней посещаемости клуба за месяц гость может потратить в среднем 1500—2000 руб. К основным драйверам посещения киберклубов Голубев относит их атмосферу, возможность социализироваться и «мощное железо». Всего в российских киберклубах установлено 60000 компьютеров и 4000 консолей. Например, в 119 российских киберклубах стоят вендинговые аппараты, в 12 есть своя кухня, в 98 можно купить алкоголь, а в 285 — кальяны. Кроме того, почти половина клубов разрешает гостям приходить со своей едой 739 клубов и курить электронные сигареты и вейпы 607 клубов. Кроме того, в 1781 клубе продаются консоли, в большинстве случаев — Playstation. Опрошенные «Ведомостями» представители киберклубов подтвердили, что их доходы растут.
О положительной динамике по выручке заявил и управляющий компьютерного клуба Cyberline Глеб Григорьев, не приведя абсолютных показателей: «Выручка нашей сети клубов растет в основном за счет того, что мы масштабируем свой бизнес, а также наблюдаем естественный прирост за счет увеличения аудитории». После изоляции, сопровождавшей пандемию, многие офлайн-развлечения вновь стали очень востребованы, при этом кальянные, бургерные и бары россиянам уже приелись, рассуждает он. Также среди причин — отсутствие у большей части россиян дорогих консолей Xbox и PS, а значит, и доступа к играм, которые больше подходят для консолей или еще не вышли на ПК, заметил эксперт.
Между тем ряд игроков говорят о росте посещаемости клубов «в отдельных регионах». Обе сети при подсчетах не учитывали локации, открытые менее года назад. Но почти те же причины могут и подталкивать аудиторию клубов к росту. Дело в том, что военные действия на Украине привели к остановкам прямых поставок игровых ПК и консолей, комплектующих и физических копий игр — как из-за официальных санкций, так и по желанию поставщиков.