Новости кто такой иван мазепа

Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. Одним из национальных героев Украины является гетман Мазепа, олицетворяющий собой предательство, измену и стяжательство.

Мазепа: путь от героя до предателя

В 1686 году к России отошла лишь левобережная часть Малороссии, а Правобережье осталось в составе Речи Посполитой. Замечу, что если на левом берегу Днепра воцарились спокойствие и мир, то на правом — лишь уменьшились масштабы войны. Польско-казачьи разборки не прекращались ни на один год. Недруги малороссийского гетмана Ивана Самойловича, в числе которых был и генеральный есаул Мазепа командир полка наемников , подают Голицыну донос на своего начальника. Тот якобы поджег степь, дабы помешать продвижению царского войска. Князю и его воеводам тоже надо было найти виноватого. Василий наябедничал правительнице Русского государства царевне Софье, и через две недели Самойлович был лишен гетманской булавы, окончив свои дни в ссылке. Его избранию сильно способствовал Василий Голицын. Иван Степанович немедленно отблагодарил князя, дав ему 10 тысяч рублей, изъятых у Самойловича.

Кто же был Иван Мазепа? Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы, — три. Гетманом войска Запорожского его царского величества — четыре. Так охарактеризовал Мазепу украинский историк Олесь Бузина. Характеристика немного упрощенная, но в целом справедливая. О деятельности Мазепы можно написать многотомный авантюрный роман, который будет читаться на едином дыхании. Я же остановлюсь лишь на нескольких эпизодах его жизни.

Начну с того, что ни Самойлович, ни Мазепа не пользовались любовью или даже доверием населения. Причем это не мог не отметить и известный украинский националист, историк Михаил Грушевский: «Зная народное неудовольствие и недоверие, они не доверяли даже казакам и наряду с казацкими полками заводили себе наемные полки из всякого сброда — так называемых сердюков и компанейцев; просили также у московского правительства московского войска для Украины». Мазепе досталась лишь левобережная часть Малороссии. Если бы гетман был великим патриотом Украины, он бы, наверное, сделал все, чтобы объединить ее. И в качестве верного подданного российской короны он обязан был сделать то же самое, то есть приложить все старания, дабы присоединить Правобережье. Однако гетман не был ни патриотом Украины, ни верноподданным московских самодержцев. Он преследовал исключительно личные интересы. А между тем Правобережье было готово, как перезревшее яблоко, само упасть к ногам царя.

К 1686 году значительная часть Правобережья оказалась под властью самозваных казацких полковников. Наибольшую известность среди них приобрел Семен Гурко, получивший прозвище Палий, то есть поджигатель. Он сделал своей резиденцией город Фастов или, как его тогда называли, Хвастов. В 1688 году Палий обратился в Москву с просьбой о принятии его в русское подданство, но царевна Софья, занятая дворцовыми интригами, испугалась войны с Польшей и отказала полковнику. С 1694 года Мазепа начал всячески интриговать против Палия. Фастовский правитель был слишком популярен на обоих берегах Днепра, а Ивану Степановичу в общем и целом было плевать и на православие, и на народ малороссийский, его основная цель заключалась в удержании гетманской булавы. Поэтому Мазепа пытался всеми средствами дискредитировать потенциального соперника.

Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император. И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т. В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви. Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы! Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»… И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо.

Мать Ивана Мария Магдалина была уважаемой, образованной женщиной со своими политическими взглядами. В течение всей жизни она была советчицей сына. Последние 13 лет жизни была игуменьей Киево-Печерского монастыря. Образование С детских лет Иван Мазепа получил отличное образование. В имении отца он обучался верховой езде и владению саблей, изучал различные науки. Затем стал студентом Киево-Могилянской коллегии. Способный ученик увлекается трудами римских и греческих философов, тяготеет к европейской литературе, владеет несколькими иностранными языками. По окончании учебы отец посылает Ивана на пажескую службу к польскому королю. При дворе Иван Мазепа проявляет себя образованным, подающим надежды шляхтичем. Его отправляют получать дальнейшее образование в университетах Западной Европы. За годы учебы он успел посетить Италию, Францию Германию и Голландию. Будущий украинский гетман очаровывал людей с первого взгляда. Не только сила его мысли, но и льстивые речи и внешние качества были его козырями в момент подъема по карьерной лестнице.

Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII. Несмотря на то что гетман интригами и хитростью смог добиться высокого положения и накопить огромное состояние, он был человеком морально нечистоплотным, политически близоруким и обладал достаточно скромными интеллектуальными способностями. Кроме того, у него довольно рано начали проявляться возрастные изменения психики», — рассказал Павел Кротов. По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой , имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам. Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства. Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой. Мазепа был, конечно, талантливым интриганом, но то, что его сейчас пытаются на Украине поднимать на щит, выглядит с учётом исторической реальности по меньшей мере странно», — отметил эксперт. Он никогда всерьёз с ним не считался и не видел его равноправным союзником», — отметил историк. Воссоединившись со шведским войском, Мазепа двинулся под командованием Карла на восток. Он принимал участие в грабежах и массовых убийствах жителей Малороссии, уничтожении ряда населённых пунктов.

Как гетман Мазепа царя Петра предал

А выбор был предопределен. Польский король стал изысканно шантажировать Мазепу, требуя незамедлительного перехода гетмана с запорожским войском на сторону польско-шведской коалиции. То, что Мазепу застигли врасплох, говорит тот факт, что гетман привел в стан Карла не более 3 тыс. К тому же прибывшие казачки не были настроены воевать ради высоких идеалов свободы, про которые им наплел гетман, и вскорости стали разбегаться; а те, что задержались в шведском лагере, принялись пьянствовать и воровать. Как пишет Костомаров: «…и с первого раза поразили шведов своим бурлатством и дикостью: когда в первый раз их позвали в палатку Мазепы на обед, то «попылы ся плюгаво» и начали тянуть со стола дорогую посуду». Кто-то сделал замечание, что негоже грабить, и «лыцари» тотчас поставили моралиста на ножи. Сохранность своих обширных уделов — вот немудреная доктрина беспокойных казачьих атаманов. Потому за ними и закрепилась слава слуг «на все четыре стороны». Мазепе важно было уловить тенденции в Северной войне и прислониться к более удачливой стороне. Но из своего провинциального займища Батурина сложно определиться с хозяином. Не видна была вся перспектива событий.

И Иван Степанович — «искусная, ношенная птица» в самый решающий момент дал маху. Ему с чего-то почудилось, что про его воровские письма Лещинскому проведал тяжелый на руку Петр Алексеевич, и он «порвался как вихрь» к горячему «свейскому» парню. Потом уже, чтобы как-то объяснить свою измену кому охота прослыть заурядным иудушкой , насочинял Иван Степанович безмерное количество универсалов, где живописал неправды, которые чинил царь и его челядь по отношению к непорочной Малороссии. Пожалуй, что Мазепа замирился бы с Петром: уж очень отходчив был царь — ни одна голова не слетела с плеч малороссийских атаманов, бегавших по несколько раз от Карла к Петру, следуя природной привычке всегда быть готовым к измене. Через полковника Галагана Мазепа пытался снестись с царем, обещая тому в знак примирения передать в царские руки захваченных в плен Карла и его главных генералов. Петр «на те кондиции, чрез помянутого господина полковника предложенные, соизволил» дать Мазепе гарантии амнистии. Но опять беглец не удержался от двойной игры — на всякий случай. Царские люди перехватили гонца Мазепы к Лещинскому с «прелесным письмом», и звезда гетмана окончательно закатилась. И «помре» он вскорости после Полтавы точная дата смерти Мазепы также неизвестна «в великой скорби и тузе». Руководство Украины назойливо пристаёт к шведам с просьбами увековечить в камне военно-политический союз меж Мазепой и Карлом XII, и даже шире: украинско-шведский союз.

Не так давно в Киеве побывал шведский король. К нему опять подступился главный хранитель трипольских черепков с просьбой помянуть Мазепу установкой в Стокгольме памятника.

Оружие и амуницию получить не удалось, поскольку Меншиков стремительным рейдом захватил Батурин, склады сжёг, а орудия отбуксировал в Глухов. Но что получилось в итоге? В итоге: Карл рванулся на Украину, потерял корпус Левенгаупта с обозом в битве при Лесной, ввязался в осаду Полтавы и дождался Петра с главными силами отреформированной русской армии: «И злобясь видит Карл могучий Уж не расстроенные тучи А нить полков блестящих, стройных Послушных, быстрых и спокойных, И ряд незыблемый штыков» вы знаете откуда это. Повернув в сентябре 1708 года на Украину, в сторону Стародуба, шведская армия рассчитывала на помощь своих потенциальных союзников - запорожцев, крымских татар и турок, однако в итоге оказалась в изоляции. Генеральное сражение продолжалось всего полчаса, за которые картечь ста или даже двухсот — историки к единому мнению не пришли русских пушек смела первые ряды шведов, заставив остальных обратиться в бегство. На переправе черед Днепр у Переволочной главные силы шведов просто сдались русским драгунам под командованием Меншикова. Уже при подсчёте пленных оказалось, что их вдвое больше, чем русских конников… Предательство Мазепы сыграло против того, для которого он старался.

Если бы Пётр хотел заманить Карла в полтавскую ловушку вряд ли у него получилось бы лучше. Другое дело, что Пётр, над которым довлел опыт Нарвы, заманивать вовсе не хотел и сам был в шоке от лёгкости одержанной победы. Так что мы имеем в итоге? Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал «жизнь за царя» точнее — за короля. При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой вполне можно приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией. Или, точнее, как то, что украинцы тоже имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая ужа теряла статус империи. Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга. Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным.

Допустим, в Москве проигнорировали всю предысторию Мазепы, включая службу у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана. После описанной выше перемоги в Москве он делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины. Когда на него стучали, то доносы с извинениями возвращали назад. Трагедию Кочубея и Искры замечательно описал Александр Сергеевич, присовокупив в комментариях к «Полтаве», что под «вельможами» в тексте имеются в виду «тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей». Согласно общепринятому мнению, Кочубей раскрыл замысел гетмана перебежать к шведам и пытался предупредить об этом Петра Но ведь они не сами так решили! Они действовали по указанию Петра и Меншикова, которые Мазепе полностью доверяли!

Понятное дело, что все дальнейшие работы — это его оснащение. Я думаю, что в ближайшее время мы узнаем, что у них там будет", - прокомментировал спуск корабля Леонков. Он подчеркнул, что у ВМС Украины в распоряжении имеется всего один корвет, тогда как у российского флота есть и конкурирующие с ним корветы, и подводные лодки.

Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г. Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13]. I, стр. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме. Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе — это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви. Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение. И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16]. Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором. В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями — Черниговским Иоанном Максимовичем и Переяславльским Захарией Корниловичем. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн Максимович , будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных? Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом по крайней мере, кафедральном храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? Третий аргумент. Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе. Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева [18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца? Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора? Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т. Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим.

Мазепа: путь от героя до предателя

В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Марию, дочь Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [6] [7]. Переписка Мазепы с Марией частично сохранилась. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Его любимая книга — « Государь » Макиавелли.

Костомаров пересказывает записки Паска, польского придворного, служившего разом с Мазепою при дворе Яна-Казимира. По его известиям, в 1661 году Мазепа, оговорил перед королем своего товарища Паска. Паска арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удален от двора. В следующем 1662 году Пасек, на забывая причиненного ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, Мазепа схватился за оружие. Свидетели не приняли сторону Мазепы, потому что не любили и не уважали его. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны».

Он призвал к себе Паска и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Паск в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни, истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своем старом отце, жившем в своем имении, в селе Мазепинцах.

В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семен Половець помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом писарем. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Сирко Иваном Дмитриевичем [12]. Схватившие Мазепу запорожские казаки переправили его левобережному гетману Самойловичу. Самойлович поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил ему звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына.

Мазепа лестью и унижением снискал к себе его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее вляние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 1687 года на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Костомаров прямо упоминает «его интриги, употребленные им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына.

Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу кн. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [13]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [15].

Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался.

Когда в 1689 году на трон взошел молодой и энергичный Петр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать великих людей. Стареющий гетьман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба. В начале 1690-х ему пришлось хлопотать над усмирением восстания так называемого Петрика на Украине [10]. В 1691 — 1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против московской власти. Истинный «самостийщик» был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков. Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону, и вошёл на Украину из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков.

К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни». Но уже подступивши к пограничным городам Украины, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик. Петрик предпринимал ещё несколько попыток, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы.

Однако после смерти сына Хмельницкого началась череда измен, часть гетманов просили поддержки Польши и Крымского ханства.

Затем власть над Украиной поделили между собой два гетмана: гетман Левобережья Иван Самойлович, к оторый служил р усскому царю, и гетман Правобережья Петр Дорошенко, у которого служи л Мазепа. В 1674 г оду Ма зепа отправился с диплом атической миссией в Крым и Турцию, но был взят в плен запорожцами и чуть не убит за то, что от Петра Дорошенко «пер едавал» для сул тана пятнадцать левобережных казаков, а запорожцы сочли это за страшное преступление и приговорили Мазепу как исполните ля мис сии к смерти. Легенда гласит, что его спас кошевой атаман Иван Сирко, передав левобережн ому гетману Ивану Самойловичу. Но и здесь Мазепа прослужил недол го. По словам историков, используя свое великолепное образование, дипломатический талант, харизму и обаяние, он вошел в доверие к князю Голицыну, который командовал царскими войсками, и сделал донос на Самойловича, после чего того сместили.

Так Мазепа стал украинским гетма ном Левобережная Украина , территория имела определенную автономию, но находилась под властью русского царя. Мазепа: предательство ц аря Про Мазепу можно сказать, чт о он с тал рекордсменом по пребыванию в должности гетмана Запорожского войска. Русская власт ь нео днократно его награждала и всячески выделяла. В 1700 году царь наградил его орденом Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденным незадолго до этого. После начала Северной войны гетман Мазепа усердно выполнял пр иказы Петра I, отправляя казачий конт ингент на войну, которая шла в Прибалтике, Польше и Белоруссии, а также на строительство Петербурга.

Царь безоговорочно доверял гетману и не верил неоднократным доносам против Мазепы. Затем наступила череда неудач русского царя в Северной войне: в 1704 году Швеция овладела Варшавой, а в 1706 году Карл XII нанес поражение союзнику России — саксонскому и польскому королю Августу II, который был вынужден отказаться от короны. Русская армия была бессильна помочь союзнику и, преследуемая шведской армией, поспешно бежала из-под Гродно во избежание разгрома. Мазепа стал все больше и больш е убеж даться в слабости русского царя, который пытался дипломатическим путем добиться мира со Швецией, и за спиной Петра I стал вести переговоры со шв едским королем. Мазепа счел это вторжение самы м удоб ным случаем, чтобы переметнуться на сторону Швеции.

Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был. По согласному мнению биографов, Мазепа всю жизнь оставался человеком не украинской, а скорее польской культуры и польского уклада.

Известия о его юности, которые трудно проверить методами исторической науки, представляют молодого авантюриста и искателя приключений. Здесь есть и вызванные задиристостью ссоры с товарищами, и роман с замужней женщиной с последующей расправой со стороны ревнивого мужа, и бессистемное образование учился где-то в Европе, затем в Киево-Могилянской академии, затем опять «где-то» философии. Он покидает королевскую службу в 1663 году по мнению многих историков, с тайной миссией содействовать возвращению всей Украины под власть Польши , служит у правобережного гетмана Петра Дорошенко. В 1674 году гетман посылает Мазепу на раду в Переяслав с грамотой о принятии подданства царю Московскому, и в том же году направляет его в Крым и Турцию — просить помощи и покровительства у извечного врага православных. Характерная деталь: «в подарок» султану Мазепа должен был доставить пятнадцать невольников-христиан. Этой дипломатической поездке не дано было осуществиться: Мазепа был захвачен в плен запорожцами — сторонниками московского правительства.

Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр. Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху. В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты. Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру... После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение.

В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности.

Но, как бы там ни было, в 1664 году Ян Казимир послал войско на Левобережную Украину, Мазепа оставил корпус и отправился в родное село своего отца. В 1665 году после смерти отца Иван Мазепа занял его должность и стал подчашием Черниговским. Мечтая о политической карьере, он вступает в брак с богатой вдовой Анной Фридрикевич, которая вскоре умирает и оставляет ему огромное состояние и полезные связи.

Отец Анны Семен Половец, будучи генеральным обозным, осуществляет протекцию своему зятю и устраивает его на службу к гетману Дорошенко. При «турецком» гетмане уверенный и хитрый Мазепа становится ротмистром надворной армии и позже писарем. В качестве презента султану передает невольников— левобережных казаков. В Крыму его разбивает Иван Сирко, но не убивает его, а передает Самойловичу. Сработал дар убеждения людей, некоторые источники утверждают, что пламенная речь Мазепы спасла ему жизнь. Иван Мазепа, биография которого полна крутых поворотов судьбы, стал присматривать за детьми Левобережного гетмана, а чуть позже за верную службу был назначен есаулом.

Самойлович часто посылал Мазепу в Россию, здесь они и снискал расположение царского фаворита князя Голицына. Гетманство В июле 1687 года Мазепа при участии своих покровителей был избран гетманом Левобережной Украины, а его предшественник Самойлович вместе с родней и свитой был отослан в Сибирь. Некоторые источники утверждают, что Мазепа дал взятку Голицыну за помощь, другие опровергают это факт. И тем не менее, в 1689 году, когда на российский трон взошел юный Петр, между ними завязалась тесная дружба.

Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»

Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. Иван Степанович Мазепа (Иван Мазепа-Калединский) (1639 – 1709) – гетман Украины, государственный, политический деятель. етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день.

Как гетман Мазепа царя Петра предал

Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Мазепа, Иван Степанович, Колединский по прозванию, гетман, малоросс. шляхтич; воспитывался при польск. королев. дворе; из-за романич. истории бежал в Украину и скоро возвысился среди казач. старшин. Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники.

Иван Мазепа: предатель или гетман?

Упрощенно позицию сторонников «пересмотра» анафемы можно представить так: термин «анафема» — то есть полное исключение из общины, отлучение от Церкви а не «проклятье», как на католический манер считают некоторые — не следует смешивать с т. И хотя второе тоже можно назвать отлучением, служит оно наказанием за меньшие проступки, нежели ересь или раскол за это положена «большая» анафема. Раз Мазепа был отлучен то есть Церковь высказалась о Мазепе как о человеке окончательно отпавшем от церковного организма ошибочно — значит и анафему нужно аннулировать как ложную: служить по Мазепе панихиды и молиться как за члена Церкви — полагают сторонники «пересмотра». К слову сказать, вопрос о панихиде по Мазепе служение которой равнозначно снятию анафемы в начале XX века был даже вынесен киевским митрополитом Антонием Храповицким на рассмотрение Поместного собора 1917-1918 года, но собор не успел тогда дать окончательного решения, впрочем, не отвергнув и самой идеи снятия анафемы.

Не дождавшись соборного решения в восемнадцатом году митрополит Антоний служил панихиду самостоятельно, что стало в свою очередь прецедентом для сторонников отмены анафемы. А я хотел бы в первую очередь отделить Мазепу — человека, от Мазепы — символа, которым он стал уже в двадцатом веке. Со времени Центральной Рады — украинского независимого правительства в годы гражданской войны — Мазепу начали героизировать, так что он стал превращаться в знамя украинского сепаратизма.

И с одной стороны, мы действительно должны признать, что в вопросе об анафеме был допущен политический момент. К тому же: Мазепа крупный ктитор, он перестроил Киево-Печерскую Лавру, собор Святителя Николая в Печерске, собор Богоявленского монастыря на Подоле, построил множество храмов не только в Киеве, но и по всей Украине… Только вот строительство храмов было по сути типичным уровнем благочестия для тогдашней казачьей элиты. Кроме того мы знаем, что уже пожилой Мазепа сожительствовал с дочерью Кочубея, даже практически совратил эту молодую девушку, являвшуюся ему крестной дочерью, он погубил и оклеветал своего предшественника гетмана Самойловича!

Ее взгляд на Гетмана Ивана Мазепу и его роль в европейской истории — результат многолетних трудов в архивах, осмысления введённых ею в научный оборот тысяч новых исторических документов.

Четыре дня Карл оставался в нерешительности. По приказу царя Петра русские войска разоряли собственную страну так же, как раньше — Речь Посполитую. Шведы страдали от голода, лошади падали от бескормицы. Его армия поворачивает на юг и движется на город Стародуб, не дождавшись идущего из Риги 16-тысячного корпуса генерала Левенгаупта. Вследствие чего тот 21 сентября у деревни Лесная был наголову разбит русскими войсками, и лишь его остатки численностью около 6500 человек 12 октября соединились с королевской армией.

Когда к гетману пришла весть, что Карл от Смоленска повернул на Украину, он воскликнул: «Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собою внутрь Украйны впровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу! И он не без оснований предполагал, что война будет бедствием для Украины. Был у него, однако, и личный мотив. Ведь разорение припишут не королю или царю, а ему лично. Поэтому даже в случае победы Петру придется менять гетмана. А претендент уже был - Александр Меншиков давно метил в гетманы и всеми правдами и неправдами лез в малороссийские дела.

В октябре 1708 года Мазепа сделал окончательный выбор. Его посланцы предложили военный союз Карлу XII. Грушевский писал: «В каком смысле было установлено между ними гетманом и королем. Швеция и другие союзные государства «ни с целью освобождения, ни с целью опеки, ни с какими иными видами не должны претендовать на власть над Украиной и войском Запорожским или на какое-нибудь верховенство, не могут собирать каких-нибудь доходов или податей. Не могут захватывать или занимать своими гарнизонами украинских крепостей, какие были бы оружием или трактатами добыты у Москвы. Должны сохранять Украину в целости и не позволять кому-нибудь другому поработить ее. Должны свято сохранять целость границ, неприкосновенность свобод, прав и привилегий, чтобы Украина на вечные времена пользовалась свободно своими правами и вольностями безо всякого ущерба».

Вроде бы Мазепа оказывается борцом за «вильну Украйну». Увы, сей документ — позднейшая фальшивка, и далеко ходить за доказательствами не надо. Есть сотни неопровержимых свидетельств о том, как круто обращался Карл с польскими магнатами и самим королем Речи Посполитой Станиславом Лещинским. Так что даже после четырех «Полтав» самовлюбленный и презирающий всех шведский монарх никогда бы не подписал подобного договора с Мазепой. Вместе с ним к Карлу перешло, по разным данным, от полутора до пяти тысяч казаков. Надо отдать должное оперативности Меншикова, который уже 31 октября осадил Батурин. Представители немногочисленного гарнизона Батурина чуть более четырех полков заявили, что они остаются подданными Петра, но русских солдат, ни тем паче самого Александра Даниловича, в город не пустят.

Царским войскам удалось ворваться в Батурин благодаря помощи старшины Прилуцкого полка Ивана Носа. По приказу Меншикова солдаты перебили не только мазепинский гарнизон, но и всех жителей города. Сама гетманская столица была сожжен дотла. Кстати, через два дня после этой расправы Меншиков получил приказ Петра: «Батурин в знак изменникам понеже боронились другим на приклад сжечь весь». С остальными городами, где откажутся впустить русские войска, царь приказал поступать, как с Батуриным. В итоге вся Малороссия, за исключением запорожских казаков, осталась верна Петру.

В результате сановники Головкин и Шафиров доложили царю: гетман ни в чем не виноват, его оговорили. Кочубей и передавший его донос полковник Искра были выданы Мазепе, их жестоко пытали - говорят, выясняли судьбу зарытых ими сокровищ, - а в июле 1708 года обезглавили. Вскоре Петр пригласил обласканного им гетмана привести казачье войско под Стародуб. Это нарушало планы Мазепы, и он сказался тяжело больным. Не доверявший ему Меншиков решил лично проверить состояние гетмана, и тому пришлось срочно бежать к королю Карлу, который как раз вступил в пределы Украины. Мазепа приказал следовать за собой всем казакам, но из двадцати тысяч с ним отправились только две. Мазепа повел шведов к своей хорошо укрепленной столице - городу Батурину, на левом берегу реки Сейм, где их ждали провизия, сено и большие запасы пороха. Но Петр действовал быстрее: по его приказу армия Меншикова подступила к городу и взяла его без особых хлопот: нашелся местный житель, показавший потайной ход в крепость. После короткого боя восьмитысячный гарнизон был целиком вырезан, а замок сгорел вместе с укрывшимися там мирными жителями. Вернувшись в столицу со шведским войском, Мазепа застал там ужасную картину: «задымленные мельницы, развалины зданий, человеческие трупы, которые были наполовину сожжены и залиты кровью». Меншиков тем временем двинулся на Запорожскую Сечь, атаманы которой поддержали Мазепу. Казачья вольница тоже была сожжена, по Днепру пустили плоты с повешенными запорожцами. В канун суровой зимы шведы остались без провианта и приюта. Им пришлось отбирать добро у населения, что вызвало настоящую партизанскую войну. Король Карл буквально штурмом брал запершиеся от него украинские города. Всех сопротивляющихся он приказывал убивать, а пленных отдавал Мазепе, что не спасало их от голода и холода. В результате число сторонников Мазепы непрерывно таяло; многие переходили к новому гетману Скоропадскому, назначенному русскими властями. Украинцев смутила и церковная анафема, провозглашенная Мазепе в городе Глухове киевским митрополитом Иоасафом в присутствии царя Петра. В тот же день состоялась «гражданская казнь» предателя - его чучело протащили по улицам и сожгли. В утешение король Карл заключил с бывшим гетманом договор о назначении его «князем Украины» и передаче ему после победы южнорусских городов. Пока же сама Украина «временно» передавалась в полное распоряжение шведов. Впрочем, Карл не слишком доверял своему союзнику и даже не пустил его казаков на поле Полтавской битвы - вдруг ударят в спину? Смерть Мазепы Знаменитое сражение поставило жирную точку под совместными планами короля и гетмана. После него раненый Карл бежал с остатками войска к Днестру, прихватив с собой Мазепу. Беглецы укрылись в Бендерах у турецкого паши, который уже согласился было на предложение русского посла Толстого выдать предателя за 300 тысяч ефимков. Но власти в Стамбуле запретили сделку: у них созрел план сделать Мазепу своим ставленником в Украине. Но было поздно - тяготы бегства доконали старого гетмана. Карл XII, присутствовавший на отпевании своего последнего союзника, ненадолго пережил его. С трудом вырвавшись из пут турецкого «гостеприимства», он вернулся на север и там был убит в бою шальной пулей, пущенной сзади, - шведам надоела бестолковая воинственность их короля.

Биография Мазепы for Dummies

На этом череда «смены мастей» для Ивана Степановича не закончилась. Стоило лишь пару лет спустя могуществу его кремлевских благодетелей пошатнуться, — Мазепа кинулся к занявшему русский престол Петру Алексеевичу и сумел убедить молодого царя, что является его самым преданным слугой. Император-преобразователь попался-таки в Мазеповы сети. Петр I оставил этого «конфидента» гетманом Малороссии, пожаловал ему обширные земельные владения, десятки тысяч крепостных, не скупился на денежные подарки… В итоге Мазепа к концу 17-го столетия стал одним из самых богатых европейских вельмож. Молодой государь решил отметить своего верного соратника и еще одним, совсем уж эксклюзивным по тем временам образом. В 1698 году по указу Петра был учрежден первый российский знак высшего отличия — орден Андрея Первозванного. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. Проныра-гетман продолжал благоденствовать под крылом российского монарха. Однако потом настало время вновь вернуться к любимой его игре и в очередной раз сменить покровителя. С этим шведским королем Петр I, желая обеспечить России выход к Балтийскому морю, начал воевать еще в 1700 году.

Военная кампания затянулась, войска шведов, признанные одними из лучших в Европе, весьма удачно действовали против недавно сформированной российской регулярной армии. Мазепе показалось, что война с северным соседом будет Петром скоро проиграна. А раз так — нечего оставаться на стороне неудачника! Иван Степанович сумел наладить контакты со шведским королевским двором, получил возможность через своих тайных посланников вести переписку с самим королем. В 1708 году, когда Северная война подошла к, казалось бы, катастрофическому для русской стороны рубежу, Мазепа уже в открытую переметнулся к шведам. При этом он наобещал Карлу XII, что передаст для его армии большие запасы продовольствия, оружейных припасов, собранные в Малороссии, а также приведет с собой огромное гетманское войско, не желающее воевать за русского царя. Однако эти посулы оказались далеки от реальности. Вместе с Мазепой на сторону противника перешли лишь отряды численностью от 3 до 7 тысяч запорожских казаков. Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа безвестно пропал, и сумневаемся мы того для, не по фикциям ли каким неприятельским».

Еще бы, ведь совсем недавно гетман, посылая письма царю, говорил в них о своей бесконечной преданности: «Не могут меня никогда ни стрелы, ни огонь разлучить от любви пресветлейшего всемилостивейшего государя моего». Однако факт предательства подтвердился и вызвал сильнейший гнев у российского монарха. Конечно же, Петр I сразу распорядился избрать нового предводителя запорожских казаков, им стал полковник Иван Скоропадский.

А раз так — нечего оставаться на стороне неудачника! Иван Степанович сумел наладить контакты со шведским королевским двором, получил возможность через своих тайных посланников вести переписку с самим королем. В 1708 году, когда Северная война подошла к, казалось бы, катастрофическому для русской стороны рубежу, Мазепа уже в открытую переметнулся к шведам. При этом он наобещал Карлу XII, что передаст для его армии большие запасы продовольствия, оружейных припасов, собранные в Малороссии, а также приведет с собой огромное гетманское войско, не желающее воевать за русского царя. Однако эти посулы оказались далеки от реальности. Вместе с Мазепой на сторону противника перешли лишь отряды численностью от 3 до 7 тысяч запорожских казаков.

Когда до императора Петра I дошла информация о предательстве Мазепы, он поначалу даже не хотел в это верить: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа безвестно пропал, и сумневаемся мы того для, не по фикциям ли каким неприятельским». Еще бы, ведь совсем недавно гетман, посылая письма царю, говорил в них о своей бесконечной преданности: «Не могут меня никогда ни стрелы, ни огонь разлучить от любви пресветлейшего всемилостивейшего государя моего». Однако факт предательства подтвердился и вызвал сильнейший гнев у российского монарха. Конечно же, Петр I сразу распорядился избрать нового предводителя запорожских казаков, им стал полковник Иван Скоропадский. А чтобы искоренить все следы подлого перебежчика, царь велел перенести резиденцию гетманов Левобережной Украины из прежнего «мазеповского» Батурина в город Глухов. Но всего этого было мало. Император очень хотел покарать самого предателя. Но поскольку Мазепа, находившийся теперь в стане шведов, был недосягаем, устроили его заочную казнь. Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года.

На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил». Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост. Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице. Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе. Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I.

Поэтому некоторые факты из личной жизни знаменитого гетмана и по сей день служат предметом для горячих дискуссий. Сплетни, легенды и домыслы, безусловно, наложили свой отпечаток и на сведения об отношениях Ивана Мазепы с женщинами. Однако обо всем этом и другом - по порядку... Иван Мазепа - гетман Войска Запорожского. Родился Иван Мазепа 1639-1706 в родовом хуторе Мазепинцы, невдалеке от Киева. Его отец был шляхтичем и казацким атаманом. Рос Иван в бурные годы Богдана Хмельницкого, поэтому мятежные события той эпохи не могли не повлиять на формирование характера будущего воина, от природы обладавшего острым аналитическим умом и прагматическим мышлением. Мать его была также знатного рода, именно от нее он взял дивную красоту и тонкую романтическую натуру. Поэтому, и не мудрено, что в юного красавца влюблялись не только девушки, но и замужние женщины. И что интересно, такая противоположная двойственность натуры каким-то загадочным образом весьма органично уживались в одной личности. Правда или вымысел о любовных похождениях Мазепы Иван Мазепа. Наибольший интерес к его персоне вызвали скандальные романы с красивыми женщинами. Так, по одной из легенд, повествующих о любовных похождениях Мазепы, польский шляхтич Фальбовский застал свою жену в объятиях обнаженного Мазепы. Разъяренный муж тут же приказал привязать соперника как есть — без одежды — к лошади и пустить ее вскачь на все четыре стороны. Лошадь стремглав понеслась по полям, а там уже Мазепу спасли местные крестьяне. Первым этот сюжет описал французский писатель Вольтер в своей «Истории Карла XII», взяв его из мемуаров одного из придворных короля Карла. Поэтому совершенно не исключено, что поляк не мог простить давнишнего противника и просто придумал эту историю или же существенно преувеличил реально существующий факт. К слову сказать, лорд Джордж Байрон после прочтения этой истории у Вольтера вдохновился на написание поэмы «Мазепа», а вслед за ним и французский писатель Виктор Гюго написал одноименную поэму. Многие историки этот сюжет считают местью клеветнического характера, а грешную связь престарелого гетмана с молодой крестницей Матреной Кочубей, не более, чем плодом фантазии литераторов того времени; да и то, что влиятельная вдова княгиня Анна Дольска была любовницей Мазепы, напрочь отрицают. Хотя в действительности родственница польского короля Станислава Лещинского действительно гетману нравилась как женщина.

Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры. Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее. Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали». Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой. Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку. Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки. Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю. Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным. Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу. Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно». Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов.

Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства

Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра. В Киево-Печерской лавре самозваная ПЦУ организовала панихиду по Ивану Мазепе. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. Иван Степанович Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский ( на украинский язык не подразумевает признания его существования в качестве отдельного естественного языка. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий