22 октября Конституционный суд Польши фактически полностью запретил аборты в стране. В Польше вступило в силу спорное постановление, которое накладывает почти полный запрет на аборты. Люди протестуют против решения Конституционного трибунала Польши, вводящего почти полный запрет на аборты, перед зданием парламента в Варшаве. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о готовности внести в Сейм (парламент) законопроект о легализации абортов до 12-й недели.
Польский премьер пытается отменить запрет на аборты
Кто-то не может двигаться, у других умственное развитие останавливается в младенчестве. Я считаю, что, несмотря на мнение церкви, есть право личности, которая делает свой выбор. Если человек готов довериться своему духовнику — это его выбор. Но когда появляется некая вещь сверху, которая должна касаться всех, — это очень нехорошо», — добавил профессор. Принимать решение о рождении ребенка должна мать или оба родителя, но не власть или церковь, считает Сломинский. Святой отец может запрещать что угодно, но мучиться будет не он, а мать и ребенок. Не стоит забывать, что, помимо постоянной заботы, лечение или уход за детьми-инвалидами часто требуют огромных материальных затрат. Поляки в массе своей далеко не самые состоятельные в мире люди.
Строгость в отношении прерывания беременности уже подтолкнула полячек ездить прерывать беременность в соседнюю Белоруссию, сказал профессор. После очередного ужесточения законов рождаемость в стране может снизиться, зато число подпольных или сделанных за рубежом абортов вырастет. Протесты и задержания После решения о запрете абортов в Польше начались протестные акции. Демонстранты бросали камни в полицию, та применила слезоточивый газ. Некоторых митингующих задерживала полиция. Почти на 90 человек в полиции составили протоколы и передали дела в суд.
Влиятельная католическая церковь, поддерживающая запрет абортов, стала отдельным объектом гнева протестующих При этом слабая и разобщенная польская оппозиция в организации акций протеста играет разве что эпизодическую роль. Координацию массовых выступлений попытался взять на себя «Общепольский страйк женщин» — неформальная организация, созданная после предыдущей волны протестов против запрета абортов в 2016 году. В последнее время масштаб акций немного уменьшился, соглашается в разговоре с Би-би-си одна из координаторов ОСЖ писательница Клементина Суханова. Но это вовсе не значит, что протесты в Польше затухают.
Им кажется, что его можно замять… Но и мы не настолько глупы, чтобы во время эпидемии выводить людей на улицы каждый день, это было бы безответственно. Поэтому мы тоже пока притихли, понимая, что за пару недель или месяц мы своих целей не достигнем. Мы играем в длинную. Мы ведем переговоры об организации общих забастовок с профсоюзами. Мы все это видим в долгой перспективе», — рассказывает Суханова Би-би-си. Тактика протестующих в ближайшее время будет простой, объясняет она: каждый понедельник — «блокады улиц, дорог, важных зданий, всего на свете». В остальные дни активисты по всей Польше проводят менее масштабные акции и флешмобы. При этом социологи обращают внимание: серию акций протеста против этого решения отличает ее масштабность — большие и маленькие акции прошли более чем в 600 польских городах и селах по всей стране. Каждая четвертая! А это значит, что аборт — это часть их жизни.
И если посмотреть на структуру этих абортов, то в большей степени это будут села и маленькие городки», — говорит в интервью Gazeta Wyborcza социолог Марцин Дума. Поэтому не стоит удивляться тому, что на нынешние протесты вышли даже жители сельских регионов юго-восточной Польши, считающихся электоральной базой правящей партии «Право и справедливость». Я никогда в жизни не участвовала ни в каких протестах, и таких, как я, очень много, — рассказывает Би-би-си Марина, жительница 10-тысячного городка Любачов, расположенного в считанных километрах от украинской границы. Я ужасно разозлилась». На протесты вышли не только крупнейшие города Польши, но и маленькие городки и села «Церковь лезет во все сферы нашей жизни. У моих детей открываешь учебник по любому предмету — а там папа Иоанн Павел II. Правительство не сделало ничего, чтобы избежать второй волны коронавируса. И в этой ситуации они делают что? Указывают, что женщине делать с ее телом! В ее городке на спонтанный марш против решения Конституционного суда вышли около тысячи человек — каждый восьмой житель.
Прошли через центр, поскандировали кричалки возле резиденции местного епископа и разошлись — но не навсегда. В «Фейсбук»-группе, созданной после этой акции, время от времени девушки — иногда речь идет о школьницах — договариваются с подругами нарисовать плакаты и постоять с ними час-другой на центральной площади своего городка, не обращая внимания на обидные замечания прохожих. Это там они к протестам привыкли. А тут — на следующий день после акции ты приходишь на работу и слышишь от сотрудника: «Убийца детей». Приходишь к бабушке в гости — а она тебе рассказывает, что ксендз [католический священник] в воскресенье назвал всех активисток грешницами.
Во времена Советского Союза случайно забеременевшие женщины и девушки старались подручными способами вызвать у себя выкидыш. Часто это приводило к последующему бесплодию или даже к смерти. Фото: unsplash.
RU - Конституционный суд Польши признал противоречащим конституции закон о прекращении беременности из-за врожденных пороков у плода, сообщает агентство Associated press. Это решение последовало за ходатайством "правых" депутатов. Они заявили, что аборт по причине врожденных пороков у плода нарушает положение польской Конституции о защите жизни каждого человека.
Власти Польши отложили введение запрета на аборты по медицинским показаниям на фоне протестов
В Конституционный суд с соответствующей просьбой обратилась группа депутатов, которые считают, что аборт по такой причине — неуважение к норме о защите человеческой жизни. Суд, в свою очередь, признал неконституционным решение о том, что женщина прерывает беременность из-за патологий плода. Об этом сообщают западные средства массовой информации. Как пояснили в суде, из-за инвалидности плода ему прямо отказывают в праве на жизнь.
В то же время сторонником компромисса считается президент Анджей Дуда, а его дочь Кинга вообще открыто критиковала решение Конституционного суда. Глава государства заявил, что закон не может требовать от женщины героизма и подал на рассмотрение в парламент свой законопроект: в нем предлагается разрешить аборты плода с патологией, неизбежно ведущей к его смерти. Таким образом прервать беременность при синдроме Дауна все равно бы не вышло. Предложение не устроило ни одну из сторон: ни представителей католической церкви, ни консервативных политиков, ни протестующих.
Они подловили нас в такой болезненный момент. Поэтому мы и разозлились так сильно», — отметила Михник. Она добавила, что с началом протестов возобновила тренировки по боксу и присоединилась к группе, которая выискивает на акциях крайне правых радикалов. Министерство здравоохранения даже выпустило специальное разъяснение: до публикации решения новые запреты не действуют. Однако многие больницы все равно с большой вероятностью откажут женщине, обратившейся за помощью, отмечает глава неправительственной Федерации по делам женщин и планирования семьи Кристина Кацпура. По ее словам, официально причиной назовут коронавирус, заполненность больницы или отсутствие оборудования. Еще одним серьезным препятствием называют движение пролайферов, «защитников жизни».
Активисты, выступающие за полный запрет абортов, часто проводят свои акции возле клиник: устраивают молитвенные стояния, пригоняют фургоны с плакатами, приходят с транспарантами и громкоговорителями. В итоге больницы пытаются не привлекать к себе внимание, а женщины не могут получить полагающуюся по закону услугу. Однако для актрисы и певицы Каролины Микулы отстаивание права распоряжаться своим телом — теперь уже обычное дело. В 2017 году во время выступления во Вроцлаве в качестве протеста она частично разделась и выкрасила свои грудь и лицо в белый и красный — цвета национального флага. Этой осенью Микула также не осталась в стороне: во время акции протеста вместе с подругой разделась до пояса и стояла на крыше машины на оживленном перекрестке в Варшаве. При этом она держала сигнальную ракету и показывала средний палец. Если я хочу стоять голой перед людьми, я буду это делать, потому что это мой выбор».
Подруга Микулы, с которой они разделись на акции, недавно прошла курс физиотерапии после двойной мастэктомии.
В польских клиниках медики легально сделают аборт только в том случае, если вы докажите наличие законных на то оснований: беременность в следствие изнасилования или реальная угроза жизни и здоровью матери. Однако, как показывает практика, получить документальное подтверждение этих фактов не так просто. Существует множество случаев, когда при наличии реальных рисков и угроз врачи все же сохраняли женщинам беременность до последнего.
Заканчивалось это часто трагически. Именно поэтому сейчас все более популярным в РП становится понятие «абортивного туризма», масштабы которого сложно представить. Ежегодно все больше и больше беременных женщин выезжают из Польши в другие страны, скрывая истинную цель поездки, чтобы там сделать аборт. Спрос на столько велик, что в специализированных клиниках Германии, Австрии и Словакии начали нанимать в штаб польскоязычных сотрудников, в том числе и консультантов горячих телефонных линий.
Делается это все в строжайшей тайне, ведь если польские правоохранительные органы узнают о такой махинации, у родственников беременной могут возникнуть серьезные проблемы. К примеру, в 2012 году был случай, когда после поездки польки в Украину на аборт, ее парень получил полгода тюремного заключения за «склонение» девушки к аборту. Молодой человек был сопровождающим в поездке, а также оплатил операцию. Сеть поддержки полек, которые хотят сделать аборт в РП, за последнее время очень усилилась.
Существуют так называемые «абортные дома», в которых можно узнать всю достоверную и актуальную информацию об абортах, о том, как выехать в другую страну для хирургического прерывания, как заказать «нужные» таблетки, а также получить моральную и психологическую поддержку. Некоторые организации даже финансируют аборты тем, кто в этом нуждается. Тут работают активисты и волонтеры, являющиеся противниками абортивного законодательства Польши. Подобные организации также стали создавать в других странах, где есть большое количество польских мигрантов.
Сколько стоит прерывание беременности? Не нужно объяснять, что помимо оплаты самой операции, будут также расходы на приобретение медикаментов для восстановления после аборта и, конечно же, саму поездку. В зависимости от выбранной страны, стоимость процедуры может существенно отличаться. К примеру, в Германии сумма составит от 1000 до 3000 злотых на стоимость влияет выбранный метод проведения аборта.
В Украине, куда с данной целью ежегодно приезжают не меньше польских женщин, прерывание беременности обойдется гораздо дешевле — от 200 до 1000 злотых. Многое также будет зависеть от выбранного города, конкретной клиники и т. Поэтому стоит предварительно тщательно изучить информацию, позвонить на горячие номера для уточнения нюансов, взвесить все за и против, и только после этого делать выбор в пользу той или иной клиники. Наказание за аборт в Польше Сейм 01.
Мы уже писали о том, что отдельные американские штаты воспользовались пандемией как предлогом временно запретить проведение абортов, а теперь тревожные новости приходят из и без того консервативной Польши. Польский закон об абортах до этого уже являлся одним из самых жестких в Европе — прерывание беременности было разрешено только в случае серьезной угрозы жизни и здоровью матери, тяжелых патологий плода, и беременности, возникшей вследствие изнасилования или инцеста. Теперь, невзирая на массовые акции протеста, правительство страны решило сделать закон еще жестче и запретить аборты, связанные с пороками развития плода. Поправки к закону уже были приняты в первом чтении, несмотря на бурный общественный протест.
В Варшаве 50 тысяч человек приняли участие в марше против абортов
Согласно закону женщина имеет право прервать беременность в трех случаях, а именно: — беременность угрожает жизни или здоровью женщины; — беременность наступила в результате изнасилования; — обнаружение у плода тяжелого и необратимого дефекта либо неизлечимую болезнь, которая поставит под угрозу жизнь плода. В первом и третьем случаях, согласно закону, легально провести аборт можно до тех пор, пока плод недостаточно развился, чтобы жить вне утробы матери. Во втором случае, срок аборта ограничен до окончания 12-ой недели беременности и только в случаях подтверждения прокурором факта преступления. Конституционным судом был отменен третий пункт, т. Данная поправка вызвала возмущение у граждан Польши и повлекла за собой массовые протесты. В 1997 году парламентом была одобрена поправка в «Закон о планировании семьи», которая позволяла провести операцию по прерыванию беременности в случае бедственного материального положения матери, но Конституционный трибунал Польши посчитал, что данное изменение противоречит конституции, после чего легальный статус абортов вернулся к положению 1993 года. Стоит отметить, что Польша является одной из самых религиозных и консервативных стран в Европе и по данным государственной статистики в 2014 году аборт сделали всего 970 женщин — однако даже специалисты признают, что на деле проводимых операций намного больше. Женщины идут на любые риски и соглашаются провести операцию в других странах, нелегальных абортариях, либо самостоятельно прерывают беременность. Одним из символов протеста стала вешалка для одежды — инструмент, с помощью которых во многих странах прерывалась беременность. Система легальных абортов настолько усложнена, что даже при наличии законных оснований для проведения операции разрешение от медицинского работника получить сложно, так как врачи не хотят нести ответственность и быть привлеченными к суду.
Абортный туризм — это одна из разновидностей медицинского туризма. Абортный туризм развивается, когда на определенной территории прерывание беременности запрещено или ограничено.
Операцию девочке провели в Варшаве после того, как тетя пострадавшей обратилась в польский фонд, поддерживающий женщин в вопросе абортов. Министр здравоохранения Адам Недзельский заявил, что был шокирован отказом врачей в Подляшье. Активисты накануне вновь потребовали смягчить закон об абортах в стране, так как, по их мнению, врачи прикрываются «ширмой религиозных убеждений», чтобы избежать возможного судебного преследования.
Плюс нужно помнить, что после несделанного аборта судьба ребёнка может развиваться по-разному. Если он остаётся с матерью, нужно удостовериться, что проблемы, из-за которых она думала об аборте, устранены и не помешают материнству. Второй вариант — усыновление. На практике этот процесс для матери куда более болезненный и травматичный.
А если ребёнок попадает в детский дом? Насколько государство заботится о сиротах? Да и в целом легальный аборт безопаснее, чем процесс родов. В каких странах сейчас самая сложная ситуация с абортами, где законодательство суровее всего? При этом данная проблема есть и развитых странах: Мальта является единственной страной в Евросоюзе, в которой аборты полностью запрещены.
В Финляндии, Великобритании, Индии, Японии аборты можно делать только по социальным и экономическим причинам. Есть ещё ряд стран и регионов в частности, некоторые штаты США , где существуют ограничения. Где и какими действиями за последние годы женщинам удалось добиться отмены запрета или ограничения права на аборт? Многие годы это была настоящая борьба, и изменения стали происходить после нескольких широко освещённых случаев смерти, в том числе очень молодых девушек, у которых не было возможности выехать за границу, чтобы сделать аборт. До этого основное мнение, которое бытовало в сознании религиозной части ирландцев, — это то, что абортов в стране нет и запрет этому помогает.
Но аборты всё равно были и всегда становились риском для женщин, равно как и тайные роды.
Женщины организовывают автомобильные протесты, прикрепляют плакаты и наклейки на велосипеды, устраивают одиночные пикеты с соблюдением необходимой дистанции и делают посты в социальных сетях. Новый закон об абортах лоббирует польская организация «Жизнь и семья», которая хочет «устранить евгеническую предпосылку, которая на практике означает отбор и разрешение на убийство детей с подозрениями на болезни и инвалидность».
Представители оппозиции считают, что ужесточение законодательства об абортах является отвлекающим маневром. Лидер оппозиционного объединения Барбара Новицка заявила, что правящая партия хочет создать шумиху вокруг поправок к закону, чтобы отвлечь внимание общественности от таких серьезных проблем, как недостаток защитных масок и необходимого медицинского оборудования.
Власти Польши отложили введение запрета на аборты по медицинским показаниям на фоне протестов
С 1993 года аборты в Польше запрещены, за исключением беременности в результате изнасилования или инцеста, при высокой вероятности пороков развития плода или угрозе жизни матери. В 2020 году Конституционный суд Польши запретил прерывать беременность из-за патологий, приравняв такие аборты к нацистским преступлениям. Иными словами, фактический запрет на проведение абортов в Польше стал весьма логичным шагом в политике, проводимой консерваторами. Правительство Польши отложило введение запрета на аборты по медицинским показаниям, пишет The Guardian. «Если руководство Польши запрещает аборты по ниям, значит, оно готово взять на себя ответственность за реабилитацию детей с особенностями и обеспечить поддержку их семьям. «Решение суда практически полностью лишает жительниц Польши возможности легально сделать аборт в собственной стране», – считают эксперты.
Чё происходит в Польше?
Сегодня согласно действующему законодательству аборты в Польше запрещены за исключением следующих трех случаев. 15 апреля 2024 года в марше против абортов в столице Польши Варшаве приняли участие 50 000 человек, сообщает издание «Евроньюс». 27 января в Польше вступил в силу запрет на аборты по причине врождённых заболеваний плода.
Запрет на аборты в Польше: в стране массовые акции протеста
Суд, в свою очередь, признал неконституционным решение о том, что женщина прерывает беременность из-за патологий плода. Об этом сообщают западные средства массовой информации. Как пояснили в суде, из-за инвалидности плода ему прямо отказывают в праве на жизнь. По мнению представителей правосудия, это недопустимо.
В 2019 году группа из сотни депутатов Сейма от четырех партий, в том числе и от правящей «Право и справедливость», обратилась в суд с просьбой признать такие аборты неконституционными. Суд проанализировал положения закона 1993 года о планировании семьи, защите человеческого плода и условиях, позволяющих прервать беременность. Как сообщает в своем телеграм-канале польская журналистка Паулина Сигень, после решения конституционного суда люди вышли на улицы Варшавы и устроили спонтанный марш протеста.
Кроме того, Туск поднял вопрос о средствах экстренной контрацепции. Соответствующие поправки были внесены в фармацевтический закон — правительство Польши уже направило его в парламент, пишет РАР. Согласно изменениям, теперь девушки от 15 лет и старше смогут покупать такие препараты в аптеках без рецепта.
Последнее слово остается за главным врачом или воеводским консультантом, в то время как дежурные врачи редко принимают окончательное решение, не желая брать на себя ответственность за аборт. Их опасения нередко безосновательны , но в иерархической системе медики предпочитают не рисковать. Согласно польскому законодательству, стимуляция преждевременных родов может расцениваться как прерывание беременности, а действия врачей — как «пособничество» незаконному аборту, который карается тремя годами лишения свободы. Однако закон сформулирован так, что обвинить в «пособничестве» могут не только врачей, но и активисток, которые доставляют польским женщинам из-за границы средства экстренной контрацепции. При этом врачи неоднократно бездействовали, даже когда возникала угроза жизни женщины, а это как раз прямое нарушение закона. В случае с Доротой протоколы нарушались неоднократно, считает юристка семьи погибшей Йоланта Будзовска. Врачи утаили от Дороты, что шансы сохранить беременность при диагностированном маловодье обычно минимальны. Они оставили без внимания симптомы воспалительного процесса, а также не провели дополнительных обследований, хотя известно, что при маловодье высок риск развития инфекции и сепсиса, несущих угрозу жизни. В трагической статистике гибели женщин прослеживается еще одна закономерность: большинство пациенток умерло в больницах маленьких городов. Как правило, это были районные центры в сотнях километров от крупных агломераций. В них проживает 40 процентов населения Польши — это самый высокий показатель негородского населения в ЕС. И как раз эта категория составляет костяк электората правящей консервативной партии «Право и справедливость», которая форсировала ужесточение абортного законодательства. Кроме того, директор больницы, в которой погибла Дорота, оказался членом другой консервативной партии — «Солидарная Польша» Solidarna Polska , которая последовательно выступала за запрет абортов и «защиту христиан». Немалую роль в ограничении репродуктивных прав играет и католическая церковь, которая десятилетиями лоббировала ужесточение абортного законодательства а в 1956 году выступала против их разрешения. В стране действует «оговорка по совести», которая позволяет врачам отказаться от проведения операции по религиозным убеждениям. В январе 2023 года по этой причине в двух государственных больницах небольшого городка в Подляском воеводстве в аборте отказали 14-летней девушке, изнасилованной собственным дядей. За прерыванием беременности пациентке пришлось обращаться к медикам в Варшаве. Абортный туризм как польский феномен Первая беременность Сильвии окончилась кесаревым сечением, поэтому ожидание второго ребенка было сопряжено с риском. Из-за рубца на матке сосуды плаценты вросли в стенку мочевого пузыря — это опасная патология, которая во всем мире считается веским основанием для прерывания беременности. Однако польские врачи предложили Сильвии «подождать и посмотреть, как будет развиваться плод». Женщина не стала рисковать — она обратилась в неправительственную коалицию «Аборт без границ». Активисты бесплатно помогли Сильвии сделать аборт в частной клинике в Нидерландах. Фото с митинга противниц закона о запрете абортов. Варшава, июнь 2023 года. Фото: Евгения Разлатая Гласная По данным организации «Аборт без границ», с октября 2021-го по октябрь 2022-го около 44 тысяч женщин из Польши смогли прервать беременность благодаря помощи активистов. Это на 10 тысяч больше, чем в 2020—2021 годах. Интересно, что государственная статистика за тот же период упала в 10 раз. Согласно ей, в 2021 году в Польше провели всего 107 абортов, хотя годом ранее их было больше тысячи. Судя по данным последнего отчета «Аборта без границ», 40 процентов обратившихся к правозащитникам женщин нуждались в операции из-за осложнения или патологии в развитии плода. После поправок 2021 года прервать беременность на этих основаниях в Польше пациентки уже не могли. Ева работает в польской службе поддержки канадской организации «Женщины в сети» Women on Web — одной из 10 НКО, которые в 2019 году объединились в международную коалицию «Аборт без границ». На гранты стран ЕС и частные пожертвования коалиция предоставляет женщинам из Польши доступ к аборту дома и в других странах. Ежедневно Ева получает три-четыре запроса на помощь — заявки приходят через форму на сайте. Далее активистка собирает анамнез для врачей, которые проверяют уже готовую заявку. На основе анамнеза выбирают процедуру аборта — медикаментозный или хирургический. Организация ежегодно вывозит тысячи пациенток на хирургический аборт в европейские страны с либеральным абортным законодательством. Таблетки для медикаментозного аборта, которые позволяют провести процедуру без хирургического вмешательства, женщины обычно получают по почте и принимают дома самостоятельно. До трех лет за доставку таблеток Польский закон не предусматривает наказания для женщины, которая перенесла аборт. Однако недавний случай Йоанны из Кракова, который в июле спровоцировал серию протестов по всей Польше, говорит об обратном. Женщина приняла таблетки для медикаментозного аборта, а через неделю позвонила своему психиатру, поскольку испытывала тревогу и стресс. При этом она уточнила, что решение об аборте приняла по причинам, не связанным с ментальным здоровьем. Однако во время звонка, несмотря на возражения Иоанны, психиатр вызвала скорую помощь — из-за «суицидального состояния» пациентки, которая ко всему прочему «сделала аборт». Вместе с врачами домой к женщине приехала полиция так положено в случае, если есть угроза самоубийства. Полицейские проигнорировали тяжелое состояние женщины и сразу стали расспрашивать ее про аборт, а именно — где и у кого она купила таблетки. В больнице они отобрали у Йоанны ноутбук, потребовали «снять всю одежду, сесть на корточки и прокашляться». Для такого «личного досмотра» они вызвали наряд женщин-полицейских, несколько раз проигнорировав требования врачей покинуть больничную палату. Возбуждено дело сразу по двум статьям: подталкивание к суициду и подстрекательство, а также помощь в проведении аборта. При этом неизвестно, кого именно подозревают в преступлении. В последние годы этот закон стал политическим — по нему за распространение препаратов для фармакологического прерывания беременности преследуют активисток. Однако обычно правозащитники замалчивают эти истории из соображений безопасности. Так поступила Ева из «Женщин в сети», когда на нее завели уголовное дело по статье о «пособничестве». Из-за страха потерять основную работу, которая давала социальные гарантии и пенсию, активистка не пошла к журналистам. Ева отказалась комментировать, в каком году и по какой статье на нее завели дело, и также попросила не раскрывать ее фамилию. По словам активистки, уголовное дело заставило ее «действовать вдвойне осторожно». Пока единственная польская активистка, которая намеренно придала огласке свое дело, — это 48-летняя Юстина Выджиньска, мать троих детей.
Запрет абортов в Польше: мораль или политика?
Фото: Анна Ефимова Гласная Согласно исследованию профессоров Ягеллонского университета Инги Коралевска и Катажины Желиньска, польский консервативный дискурс после 2016 года противопоставляет два образа — матери и феминистки. Феминистки же — «неправильные» женщины и враги истинного «польского образа жизни», основанного на принятии католичества и отвержении ценностей западного общества. Можно быть либо порядочной женщиной, либо феминисткой — третьего не дано. Этими дискурсами активно пользуются лояльные власти общественные организации. Одна из таких — ультраконсервативный правовой аналитический центр Ordo Iuris. Он добился отмены уроков сексуального просвещения в польских школах, а также собрал почти 500 тысяч подписей в поддержку законопроекта о полном запрете абортов, который спровоцировал первый масштабный протест в октябре 2016 года.
Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона». Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов. Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации. После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу».
Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток. Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов. Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин. Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом.
Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии. Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин». Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона. Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин.
Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей. Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции. В маленьком городе другого храма может не быть. Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело.
Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде. Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница. Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права. У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины.
Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму. Когда профсоюз добился мирной передачи власти новому правительству, встал вопрос о «выплате долга». Надпись на плакате: «Польша убивает». Фото: Анна Ефимова Гласная По словам активистки Вероники Щмегельска, в Польше об этой истории обычно вспоминают как о противостоянии «либеральных» сторонников «Солидарности» и церковных консерваторов. Однако это был договор между политиками и церковью, и все они без исключения были консерваторами.
Действительно, женщин в «Солидарности» было столько же, сколько и мужчин — порядка пяти миллионов , но никогда они не занимали руководящих должностей и не принимали решений. Когда они потребовали снять запрет абортов с повестки дня, лидеры профсоюза, среди которых тоже не было ни одной женщины, обвинили их в «аморальности». В профсоюзе разгорелся конфликт. В разных городах Польши сформировалось около 30 женских активистских групп. Они организовали массовые протесты и собрали более миллиона подписей под петицией против криминализации абортов.
В те дни на улицах мелькали плакаты: «Это Польша, а не Ватикан! Несмотря на видимый успех, у польских женщин не было структурных возможностей продолжать протест: нужно было зарабатывать и обеспечивать семью. На фоне экономических и политических трансформаций девяностых общество переживало ретрадиционализацию гендерных отношений и многим импонировал образ «традиционной» семьи, где женщина занимается исключительно домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги, говорит Малгожата Копка. Такой образ жизни, с одной стороны, одобряла церковь, а с другой — порицали коммунисты, водрузившие на женщин «двойную нагрузку» общественного и семейного труда. К тому же «семейственность» создавала фундамент для позитивной идентичности: в отличие от ненавистных коммунистических времен, у женщин в этот период наконец появилась возможность самостоятельно выбирать, посвятить себя карьере или дому.
Даже если проверку реальностью эта возможность почти никогда не выдерживала. Смена парадигмы Неоднозначная роль, которую церковь сыграла в запрете абортов, не мешает активисткам использовать религиозные мотивы. Смерть Дороты вывела на улицы жителей десятков польских городов в июне 2023. Да не пополнится этот список». Постепенно в публичной сфере формируется образ мучениц и невинных жертв драконовского закона.
Такое изображение женщины характерно для Польши, отмечают социологи Катажина Желиньска и Инга Коралевска. Жертвующая собой Дева Мария — главный женский образ в польской культуре. Но исследовательница коллективной памяти в Центральной и Восточной Европе, профессор Центрально-Европейского университета в Вене Андреа Пето полагает , что в данном случае религиозный нарратив идет на пользу обществу. Через отсылку к национальной культуре он помогает осмыслить и пережить трагические события, которым невозможно найти рационального объяснения.
Женщины организовывают автомобильные протесты, прикрепляют плакаты и наклейки на велосипеды, устраивают одиночные пикеты с соблюдением необходимой дистанции и делают посты в социальных сетях. Новый закон об абортах лоббирует польская организация «Жизнь и семья», которая хочет «устранить евгеническую предпосылку, которая на практике означает отбор и разрешение на убийство детей с подозрениями на болезни и инвалидность». Представители оппозиции считают, что ужесточение законодательства об абортах является отвлекающим маневром. Лидер оппозиционного объединения Барбара Новицка заявила, что правящая партия хочет создать шумиху вокруг поправок к закону, чтобы отвлечь внимание общественности от таких серьезных проблем, как недостаток защитных масок и необходимого медицинского оборудования.
Если кратко, закон об абортах приняли в 1993 году. И он очень жесткий. Тогда в нем перечислялись три условия легальности аборта: если беременность представляет угрозу жизни или здоровью матери, если медицинское освидетельствование покажет наличие у плода тяжелого и необратимого дефекта, угрожающего его жизни, если беременность наступила в результате изнасилования или инцеста. Последствия таких ограничений не заставили себя долго ждать. В итоге в Польше возникло явление «абортивного туризма». Так называются поездки в другие европейские страны, которые вынуждены совершать женщины, чтобы прервать беременность. А еще из-за таких ограничений женщины начали делать аборты нелегально. И как это обычно бывает, у закона появились сторонники и противники. Левые партии выступают за либерализацию законодательства и разрешение проводить аборты по «социальным причинам». А вот правые и консервативные круги требуют ужесточить законодательство и полностью запретить проведение абортов в Польше. В чем основные проблемы этого закона? Для понимания вопроса приведем немного цифр. Ежегодно в Польше проводится около тысячи легальных операций по прерыванию беременности. А вот группы по защите прав женщин указывают, что число абортов среди полек, проводимых подпольно или в других странах, достигает 80—120 тысяч.
Несмотря на ранее введенные ограничения, количество абортов в стране, где живет 38 миллионов человек, увеличилось с 499 в 2008 году до 1110 в 2019 году, причем в последнем случае почти все аборты 1074 были связаны с генетическими нарушениями у детей, чаще всего — с синдромом Дауна. Это обстоятельство также стало одним из аргументов в пользу нового запрета, рассказал уполномоченный по правам ребенка в Польше Миколай Павляк. Конституционный суд Польши уже давно признал человеческую жизнь ценностью, охраняемой конституцией с момента появления, то есть и до рождения, напомнил он. Сейчас в год делается около тысячи абортов, причина огромной части которых — синдром Дауна.
Суд Польши фактически запретил женщинам делать аборты
добавила Марта Лемпарт. В Польше могут полностью запретить аборты. Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов прокомментировал запрет на аборты, недавно введённый в Польше. Конечно, в Польше им отказали в аборте, что стало для них шоком, поскольку в Украине аборты легальны. «Решение суда практически полностью лишает жительниц Польши возможности легально сделать аборт в собственной стране», – считают эксперты.