Новости художник александр пономарев

“В плакате я делала упор на свои эмоциональные ощущения от работ художника. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года.

Партнеры АПКМ

  • Культ цикличности
  • Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery
  • Навигация по записям
  • Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее
  • Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности - МК

Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!

Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест" В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест».
Корневое зрение В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка.
Александр Пономарев Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве.

Александр Пономарев

Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. В залах музея появятся две инсталляции с кораблями.

Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем.

Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.

Послушать рассказ художника можно в новом выпуске подкаста «С искусством на Т», а в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - увидеть макеты работ, о которых шла речь.

На сегодняшний день в галерее хранится девять работ современного художника. Увидеть чудо инженерной мысли — стеклянный корабль — жители и гости столицы могут до 14 января следующего года. На днях в Новой Третьяковке открыли выставку «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Пермь». В Москву привезли 77 экспонатов, рассказывающих об религиозном искусстве и работах выдающихся авангардистов.

В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва»

Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах. Как у Пономарева выхвачены образы того времени и того места: человек честно рисовал перестроечную вакханалию. Александр Пономарев родился в 1957 г. в Днепропетровске. Александр Пономарев родился в 1957 г. в Днепропетровске.

«Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке

Сам художник описывает их как красочные иглы, с помощью которых он вышивает наряд, соответствующей его творчеству. Разноцветные подводные лодки под руководством Пономарева всплывали в самых неожиданных местах еще с середины 1990-х. Например, в 2006 году подводная лодка была замечена в Париже в фонтане Тюильри, еще через год — буквально проломила лед напротив Храма Христа Спасителя. Однако самым эффектным считается появление судна в водах Гранд-канала в Венеции. Такие арт-объекты Пономарева призваны изменить привычный взгляд на подводные лодки, ведь главное их свойство — скрытность, а в проектах художника они сбрасывают камуфляж и становятся заметными. Когда: 8 июня — 31 июля 2022 Где: Зубовский бульвар, 2, первый корпус Билеты:.

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 30 сентября 2015, 13:36 Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Инсталляция художника Александра Пономарева "Ветрувианский человек", отсылающая к изображению витрувианского человека Леонардо да Винчи, преобразила фасад главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак. ГМИИ им.

Мы ходили по лесу, писали с натуры. Это была достаточно большая практика, что было очень важно для меня как для будущего профессионального художника. Это я сейчас уже прекрасно понимаю. И при этом меня всегда манило море, его просторы, романтика и все такое, я мечтал стать моряком. В те годы мне казалось, что настоящие приключения могут случиться либо с летчиками, либо с моряками. Но небо было для меня как-то дальше и непонятней. А море жило во мне. Конечно, моя мама всегда мечтала, чтобы я стал архитектором, так как мои родители были строителями. Я же поступил в Высшее инженерное морское училище, которое в конечном итоге и сформировало меня как мужчину и как специалиста. Мы там получали три образования — инженерное, морское и военное. Это было в прекрасном городе Одесса, что возле Черного моря. За время учебы в мореходке моя любовь к искусству отнюдь не уменьшилась. Когда мы во время практики плавали по заграницам, в каждом иностранном порту я в первую очередь, в отличие от других курсантов, бежал в музеи смотреть на живопись. Но все-таки тогда моей основной профессией была профессия моряка. Я ходил на самых разных кораблях, даже на подводных лодках. Когда я делал очередной проект на Венецианской биеннале, то в каталоге поместил фотографию, где видно, как мы входим в Венецию в Гранд-канал на парусном судне «Товарищ». Это был год примерно 1974-й. Прекрасное время было. Тогда я впервые попал в собор Фрари и увидел «Ассунту». Теперь у меня такая традиция — как только оказываюсь в Венеции, сразу иду в этот собор смотреть на гениальное произведение Тициана. Мы же, моряки, — суеверный народ, очень любим традиции, талисманы. Это такие суда, которые крутятся по всему земному шару, перевозят бананы, и другие фрукты и овощи из Латинской Америки в Европу, из Сингапура в Австралию и так далее. Я не прекращал рисовать, особенно акварели. И конечно же, как было положено в те годы, бани оформлял, резьбу делал — в общем, занимался народным морским творчеством. Но все равно, хотя денег было очень мало, да и ходить по заграничной земле разрешалось только группами по трое, я платил за всех свои деньги, и мы с ребятами добирались до какого-нибудь европейского города, шли в музеи, приобщались к мировым шедеврам. Они, как правило, плевались, а я с удовольствием смотрел.

Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений. За несколько месяцев с момента открытия выставки в Государственной Третьяковской галерее её посетили сотни гостей, а интерес к творчеству современного художника привлёк журналистов и представителей архитектурных СМИ. Экскурсию по выставке в рамках пресс-тура проводил сам автор. Он рассказал о смысле её названия и о представленных в экспозиции макетах, каждый из которых знакомит с проектами, созданными Александром Пономарёвым в разных частях света, такими как "Уроборос" в Египте, "Голос в пустыне" в Марокко, "Подводное небо" в Японии и многих других. Также Александр детально представил историю создания центрального объекта выставки - стеклянного корабля под названием "Хрупкость плывущего мира".

Музей Москвы

На фоне египетских пирамид установленные мной замкнутые в петлю ладьи переворачиваются, и находящиеся между ними песочные часы в виде двух пирамидок постоянно сеют песок нашего человеческого личного времени. Вообще, плато Гиза — это то место, где все стихии сталкиваются. Земля, песок, огонь солнца, бесконечное свечение воздуха. Здесь как раз возникает тот самый незримый алфавит, о котором говорили греки. И это очень важно. Именно поэтому «Уроборос» был установлен на панно, на котором я разместил тексты древних египтян. Считалось, что если кто-то их прочтет, то сможет с правого берега Нила перейти на левый берег, то есть победить стихию смерти и опять возвратиться к этой жизни. Подводное небо, остров Хонжима, Япония, 2016 Ваша работа «Уроборос» и многие другие поражают своим масштабом и сложностью исполнения. Не проще ли было бы отдать предпочтение более камерным формам? Каждый художник должен выбирать пространство, адекватное своему художественному жесту. Я вовсе не страдаю гигантоманией.

Просто так сложилось, что в молодости я плотно столкнулся с океаном и неоднократно огибал наш земной шар. И эта бесконечность водного пространства постепенно переместилась внутрь меня, что и определило в последствии мой творческий метод и художественные предпочтения. У меня очень много друзей. Великолепных, замечательных, чудесных художников, которые во время работы не покидают пределов своей мастерской. Это их пространство, где они создают свои шедевры. Мне же нужно строить подводные лодки, бороться с техническими проблемами, постоянно путешествовать. Для меня это естественно. Многие, когда смотрят на мои работы, говорят мне: «Как ты это вообще мог сделать? Когда я их делал, об этом просто не думал. Я нахожусь в постоянном перемещении, следую за своими стихиями, и это, наверное, помогает мне сохранять свои принципы, интеллектуальную независимость, индивидуальность, не поддаваться влиянию тусовки, не иметь никаких комплексов.

В саду у волчих стай, музей Лувр, Париж С художественной точки зрения я могу конкурировать с любой звездой современной арт-сцены. Не с точки зрения рынка, потому что у нас рынка так и не образовалось. Но когда я захожу на настоящей раскрашенной подводной лодке в Гранд-канал Венеции, и все высыпают посмотреть, что делает этот сумасшедший парень, то переплюнуть это довольно сложно. Первая Антарктическое биеннале, Антарктида, 2016 В 2017 году мне удалось сделать первую биеннале современного искусства в Антарктиде.

Церемония награждения состоится вечером 27 февраля. Последние проекты Пономарева получили широкое освещение. Его инсталляция "Волна", составлявшая часть экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 2007 года, заслужила лестные отзывы критиков, так же как и его совместная с Арсением Мещеряковым работа "Душ".

Армада «пьяных кораблей» появляется на художественных ярмарках и биеннале , демонстрируя силу искусства в самых различных и неожиданных местах от Баренцова моря до Арктики. В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая.

Пушкина, Лувр, Центр Помпиду. Почти все его инсталляции связаны с водой и кораблями. Воду художник использует во множестве объектов в разных формах: это и жидкости, в которых плавают небольшие модели подводных лодок и субмарин, и пар, который превращается в лед.

В печатном номере

  • Alexander Ponomarev
  • В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым | АиФ Томск
  • Что еще почитать
  • Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее
  • Художник — Александр Пономарёв
  • Что еще почитать

В Музее Москвы открывается выставка российского художника Александра Пономарева

В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера.

Монологи. Александр Пономарев

Выставка «Без берегов» в Музее Москвы | Вести Москвы Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев?
Картины художника Александр Пономарёв Александр Пономарев в прошлом – офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки.
Монологи. Александр Пономарев Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
Антарктическая биеннале, демаскировка подводных лодок и «полоскание пепельных лун» - Устная история Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске.

Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+

В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. Александр Пономарев (1957 г.р.) – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году.

От «Икара» до «Уробороса». Гид по выставке Александра Пономарева в Музее Москвы

Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах. В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева».

Последние события

  • Александр Пономарев
  • Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
  • Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
  • Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
  • Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
  • Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии

В Музее Москвы открывается выставка российского художника Александра Пономарева

Расписанные им подводные арт-лодки всплывали в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а инсталляции стояли рядом с египетскими пирамидами. Работы Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. Он классический моряк-путешественник и свободный, романтический художник и поэт. Его тоска по дальним странам, сочетание видео, инсталляции, звука, работа с разными стихиями создают в пространстве музея ощущение свободы, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. Инсталляции Пономарева в классических архитектурных формах нашего Красного зала читаются по-новому. Такое сочетание современного искусства и архитектуры мы привыкли видеть, например, на биеннале в Венеции». Во-первых, просторные залы отлично подходят для демонстрации крупных объектов, а во-вторых, здесь есть внутренний двор.

Именно в нем разместился первый экспонат — «Икар». Гигантская ландшафтная инсталляция из цемента и металла выглядит легкой и воздушной, хотя на самом деле весит три тонны. Своим полым фюзеляжем, бывшим когда-то канализационным баком, и узкими крыльями «Икар» напоминает живое существо. Блестящая кинетическая конструкция снабжена датчиком движения и начинает махать крыльями, если подойти к ней поближе. Сотрудники музея уже прозвали аппарат «птичкой». Крылья «птички» украшены шариками из муранского стекла — они отражают небо и символизируют стремление возвыситься над миром.

А еще «Икар» сразу вызывает ассоциации с орнитоптером «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Говорит об этом и второе название инсталляции — «Понолет», — тоже образованное от фамилии автора и глагола «летать». Плавание и полет — одно и то же, но вода и воздух имеют разную плотность. Ландшафтная инсталляция символизирует способность и желание любого человека взлететь, потому что главная суть человеческой души — путешествие, полет в любой ситуации», — говорит художник.

Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале. Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Александр Пономарев. Там же состоялась презентация I Антарктической биеннале — детища художника. В марте 2017 года она с успехом состоялась: на борту ледокола «Академик Вавилов» 100 участников экспедиции провели две недели.

Если честно, никогда этого не делал. Я всегда придерживался концепции древних греков, которые не разделяли труд художников и тех, кого сегодня можно было бы назвать инженерами. Кстати, нередко у них это были одни и те же люди. Все мои главные творческие концепции от Арктической биеннале до «Цента искусств Свободных стихий» как раз о том, что это разделение бессмысленно. Северный след Леонардо, Северный ледовитый океан, 1996 Любая конструкция — это система иерархических смыслов, которые можно равно применить и в технике, и в искусстве. Когда я говорил о себе, как о художнике инженере, я имел в виду проектную направленность своей деятельности. Проектная направленность предполагает несколько этапов творческой работы, первый из которых, естественно, созерцание. Когда ты начинаешь работать с каким-то объектом, ты должен изучить его, понять его онтологию. Но в отличие от просто созерцателя, художник — это все-таки деятель. Поэтому следующим этапом у меня всегда становится построения системы операций и процедур взаимодействия с этим объектом. Это может быть инсталляция, или другой арт-объект, с которым ты работаешь. Кстати, чем менее функциональным ты хочешь его сделать, тем сложнее его создавать. Обычный инженер, если он конструктор, тоже занимается творчеством, но создает исключительно утилитарные проекты для того, чтобы ими пользовались люди. Самолет, чтобы летал, корабль, чтобы плыл. Художник-инженер создает неутилитарные объекты, чтобы осмыслить мир. Под Тицианом, Венеция, 2009 Ведь очень часто художник работает, в отличие от инженера, с абсолютно абстрактными вещами, типа пространства, времени, эмоций. И он должен придумать для них новые формы воплощения. И как только возникают эти формы, появляется их иерархия. То есть то, о чем я уже говорил выше. Пластическая иерархия для художника, музыкальная для композитора, смысловая иерархия речи для поэта или писателя и так далее. И в этом смысле все они инженеры. Ведь если, например, какой-то человек скажет вам: «Какая прекрасная музыка у меня в голове. Как она звучит! А вот если этот человек напишет свою симфонию, то он уже буде художником, инженером, создателем. Уроборос, плато Великих Пирамид, Гиза, 2021 В течение своего долгого творческого пути вы нередко работали с природными стихиями, будь то вода, ветер или бескрайние арктические льды.

Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе.

Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности

Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее - Аэроэлектромаш В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой.
Антарктическая биеннале, демаскировка подводных лодок и «полоскание пепельных лун» - Устная история Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом».

Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+

Это динамическая конструкция, которая состоит из двух соединенных лодок — аллюзия на «солнечные ладьи» бога Ра, которые были найдены археологами в тайнике у подножия пирамиды Хеопса в Гизе. Лодки разделены песочными часами в форме двух стеклянных пирамид и керамическим основанием с изображением уробороса — змеи, кусающей свой хвост. Инсталляция Пономарева создана в рамках Биеннале современного искусства Forever is Now 2021, которая пройдет на плато Гиза. Художник рассказал «Культуромании» о том, как родился этот проект и как он был воплощен. С чего начался для вас «Уроборос»?

По сути дела, все мои корабли — солнечные, потому что мы — люди Солнца, солнечной энергии — и в прямом, и переносном смысле. Солнце — это и есть главный двигатель жизни. И если художник чувствует солнечный ветер, то ему и попутный ветер всегда сопутствует. С чего начался «Уроборос»?

С погружения в территорию, координаты, пространство, с возвращения в детство, с возвращения в увлечение Древним Египтом, пирамидами, разными теориями — научными, псевдонаучными и альтернативными. Предшествовало ли «Уроборосу» путешествие по египетской пустыне? И как раз уроборос является той границей, которая отделяет океан воображения, хаоса от нашего реального океана, от времени. Вокруг этого все и закрутилось той самой петлей уробороса.

По египетской пустыне не ездил, но по африканской путешествовал — и воспоминания все время присутствуют и в моих стихах, и в моих работах.

Как принимает современная аудитория подобную форму общения? Об этом и о многом другом узнаем в программе «Культурное время». Ведущая: Елена Минская.

Дилеммы — где кончается искусство и начинается нечто иное — для Пономарёва не существует. Всё иное, понимаемое под реальностью, от искусства неотделимо и сопряжено с ним, вписано в его мореходные карты и прочую геолокацию. Но именно эпика мирового океана становится выразительной доминантой его творчества. Морская романтика «хождения по водам», ставшая принципиальной страницей его биографии, системообразующей для сложения его творческой навигации, моделирования художественного образа. Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки.

Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может. Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам. Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий