Новости что такое купец

Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. Новости Новости.

Что такое купец

Купцам первой гильдии разрешалось вести с другими странами владеть морскими судами. Купцы второй гильдии получили право владеть речными судами и так же, как и их «коллеги» из первой гильдии могут быть владельцами фабрик и заводов. Купцам третьей гильдии разрешалось вести мелкую торговлю, заниматься ремеслом, иметь тракторы и постоялые дворы. Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию.

В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли. В начале XIX века в России начинают зарождаться капиталистические отношения. Сельскохозяйственная продукция производилась в целях сбыта.

Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX в. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились. Манифест от 1 января 1807 г. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён, или родственников.

Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме "начальника семейства" вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраял 1809 г.

Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство.

Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя.

Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Лицо, принадлежащее к купеческому сословию дореволюц. Гончаров был из купцов. Торговое судно, в отличие от военного мор. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Одоевский, «Импровизатор», 1833 г. Татищев, «Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову», 1723 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.

Часто таких называли посадскими людьми. Однако это было ошибкой, потому что посадские занимались в основном ремеслом и земледелием и в меньшей степени торговлей. После переписи 1722 года была образована сословная группа «торгующие крестьяне».

Они могли официально прикрепиться к городскому посаду, торговать наравне с местными. Таможенный указ Российской империи предписывал всем сословиям торговать только продукцией собственного производства и некоторыми другими товарами по списку. В то время, как купцы такого ограничения не имели.

В 1760 году торговля официально была закреплена за купцами, все остальные сословия этого права были лишены. Купеческое сословие было закреплено в 1785 году Жалованной грамотой Екатерины Второй. Ревизская сказка о купцах Астраханский архив Купеческая деятельность За купечеством была закреплена монополия на торговлю.

Дворяне не часто претендовали на такой «бизнес», поскольку он был связан со значительными издержками, ведь инфраструктура в Российской империи была значительно неразвита, а покупка и доставка товаров была довольно опасным мероприятием. Поскольку Российская империя значительно расширилась на Восток в 17-18 веках, торговая деятельность приобрела значительные масштабы. Доставка товаров к месту продажи была делом сложным, часто доступной только крупным оптовым купцам.

Самым распространенным методом поставки товаров был перевоз в несколько этапов. Например, закупается товар у производителей и отправляется в определенный населенный пункт. Там его перекупает другой оптовик, везет в следующий населенный пункт, где снова продает.

В 18 веке основные грузовые потоки состояли из зерновых культур, пенька, лен, скот, соль, лес. С появлением крупного Уральского производства значительно возросли объемы речных перевозок металлопродукции железо, оружие. Перевозки осуществлялись гужевым способом на санях и телегах и на судах по морю и рекам.

В 19 веке купечество было увлечено благотворительностью и коллекционированием. Некоторые купцы перечисляли средства на строительство социальных объектов из корыстных побуждений: получить звание «Почетный гражданин», медаль или иные награды. Другие купцы действовали из глубоких религиозных чувств.

Значение слова «купец»

Купец и Купечество #купцы В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее.
СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ. | пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать.

Купеческая жизнь

Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности. О поколении купечества конца XIX в. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» Бурышкин, 1991:141.

Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией.

Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991:202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество.

Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч.

Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения.

Необходимо было снарядить в путь 300-400 ладей, для этого нанимали плотников и других ремесленников. На каждую ладью для охраны нанимали 20-40 воинов. В письменных источниках есть свидетельства о связи русских купцов с германскими городами, торговым союзом Ганза. Поэтому основной формой торговли на Руси была караванная торговля. Караван — это не только способ перемещения товаров, но и активная торговля им по пути следования. Караванная торговля осуществлялась в двух видах — водном на ладьях, ушкуях, стругах, барках и сухопутном на лошадях, волах, верблюдах.

Купцы и ремесленники стали перемещаться в новые торговые районы. Вслед за экономическим спадом, Киевская Русь начинает утрачивать и политическое значение. Монголо-татарское завоевание затормозило процесс развития ремесла и торговли. Однако с объединением русских земель вокруг Москвы торговля вновь расцвела. Она велась по трем основным направлениям — южному — с Крымом, а через него с городами Средиземноморья, восточному — волжскому, с Нижним Новгородом и Астраханью и западному — через Смоленск и Новгород с Великим княжеством Литовским, Польшей, Чехией, немецкими землями. С середины XI в. Процесс юридического обособления этого сословия был длительным и окончательно завершился лишь в XVIII в. На ряду с профессиональными купцами на рынках средневековых русских городов присутствовала многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников.

Ремесло усложнялось и все больше отдалялось от сельского хозяйства. Ремесленники стали производить товары не только на заказ, но и более крупными партиями для продажи на рынках. Крупные купцы владели торговыми лавками в разных городах, владели винокуренными заводами, мельницами, кожевенными предприятиями. Например, собирали торговые пошлины, вели монопольную торговлю от лица государства, выполняли роль переводчиков и помощников послов. Часто купеческие объединения создавались вокруг православных храмов.

Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе. Одежда, носимая купцами, отличалась специфическими деталями, такими как небольшой стоячий воротник, карманы и специфические застежки.

Поддевки делались из черного или синего сукна, их также дополняли различные детали и украшения. В Российской империи купцы находились в более привилегированном положении, чем крестьяне и городские обыватели-мещане.

Теперь главным событием в торговой жизни становятся ярмарки, на которых купечество закупает оптовые партии товаров, а потом, разделив их на небольшие партии, с разносчиками направляют их в деревни и села. Часто товары не продавали, а меняли — на ту же пушнину, рыбу, кожи и хлеб.

Иркутске во весь год от приезжающих разных городов и в разныя числа бывают с начала октября месяца, а зачинаются от приезду как водяным, так и сухим путём летом и зимою обыкновенно; а товары приходят на дощаниках разного продукту: воск, медь, холст, сукна сырмяжные, шубы овчинныя, юфть и прочия разных родов пушныя товары, а именно белки разных родов, лисицы, соболи, бобры, выдры, росомахи, рыси, горностаи, ушканы, песцы, недопески и прочие; потом же и разные шёлковые и полотняные, також и прочие всякие мелочные товары», — сообщала Иркутская земская изба в Петербург. Крупное же купечество сколачивало капиталы на внешней торговле. В 1765 году в Иркутске было 850 купцов, из которых полсотни самых зажиточных занимались внешней торговлей, и в первую очередь — с Китаем. Основная масса импортных товаров реализовывалась потом на ярмарках уже за пределами Сибири.

При этом иркутские купцы вынуждены были конкурировать в русско-китайской торговле с купцами из Европейской России. И это была неравная борьба: например, в 1699 году китайских товаров «иркутской покупки» в основном хлопчатобумажных и шелковых тканей местные купцы вывезли из Иркутска «на Русь» всего на 7,7 тыс. Как следует из книги росписи частных товаров, отправлявшихся в казённом караване 1703 г. До 1703 года основные караванные пути из Китая пролегают через Нерчинск, но потом маршрут меняется и основная роль в торговле с Китаем переходит от Нерчинска к Селенгинску и Иркутску.

Китайские товары впоследствии продаются на московский ярмарке, а Иркутск, наряду с Тобольском и Енисейском, становится крупнейшим торговым центром Сибири. Глазунов, Ф. Чечеткин, Т. Бречалов, П.

Глава 8 Купечество

Они брали большие подряды. Например, наш железнодорожный вокзал строил купец первой гильдии из Нижнего Новгорода. А Шадрины относились к купцам второй гильдии. Ассортимент, который имелся у них в магазинах, в первую очередь, продовольствие, продукты питания, колониальные товары чай, кофе, специи, соль и все такое. Винно-водочная продукция и кумышковарение Говоря об ассортименте товаров, который был в магазинах Шадрина, многие упоминают о винно-водочных изделиях. Но Шадрины алкоголем не торговали. Были крепкие напитки, на которые, как и сейчас, государство давало определенное разрешение - акциз. И были вина, уступающие по крепости.

У нас эта торговля была сосредоточена в руках Поклевского-Козелла. Он не присутствовал здесь лично, торговля велась через приказчиков. Там продавались импортные вина, — рассказывает историк-краевед. По словам Фомичева, население Надеждинска предпочитало напитки покрепче. Во-вторых, никто не отменял самогоноварения. Раньше его называли кумышковарением, потому что ставили напиток в определенной таре, которая называлась кумышка. Государство за такие вещи не преследовало и грехом это не считалось, — отмечает Игорь Алексеевич.

Иван Матвеевич Шадрин в 1897 году осел в Надеждинске. Он был родоначальником династии Шадриных на территории нашего поселка. По мере развития инфраструктуры появлялись торговые заведения. А он одним из первых сосредоточил в руках практически всю торговлю необходимыми товарами. Ему отвели лучшие места в лучшей части заводского поселка. В тот период существовали такие тенденции. Если человек занимался торговлей, ему и в голову не приходило укрываться от налогов — люди вели честный бизнес как правило, это купечество.

А, значит, и налоговая база была. Деньги шли в Верхотурское земство. Земство отчисляло определенные средства обратно, то есть, деньги возвращались. Поэтому общественное собрание предоставило Шадрину такое хорошее место для торговли. Магазин Шадрина был построен за счет собственных средств — капитал со стороны не привлекался. Магазин находился на центральном проспекте, в том месте, где сейчас автовокзал - торговая точка стояла со стороны улицы Агломератчиков. Усадьба же Шадрина была сразу за зданием нынешнего автовокзала.

У Льва Дзюбинского была идея поставить памятник борцам за власть Советов — к 1987 году, к 70-летию революции. Место было знаковое — Народный дом там был, демонстрации тем маршрутом проходили. Но до реализации этих планов так и не дошло, - рассказывает Фомичев. Место, где располагалась усадьба Шадрина, отмечено на первой карте Надеждинского поселка, составленной в 1897 году. Рядом с усадьбой — торговые лавки. Это место можно назвать центром торговли Надеждинского поселка. Их торговые лавки были по всему Северному Уралу, в том числе, в Филькино, — рассказывает Фомичев.

Игорю Алексеевичу удалось отыскать в архивах цены на продукты в магазинах Шадриных, которые действовали в 1911 году: мука пшеничная — 1 р. Люди, которые обладали специальностью, зарабатывали больше. Простые рабочие зарабатывали до 34-35 рублей. Чтобы понять, что это была за сумма... На деньги, которые получали наши рабочие, можно было иметь небольшую квартиру с прислугой. Прислуга — это приготовление пищи, уборка помещения, стирка и все такое. Даже в 30-е годы партноменклатура жила с прислугой.

Кто-то из них выписывал своих дальних родственников из деревни и так далее, и тому подобное.

Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок.

Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы».

Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс.

Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь. Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х. Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой по тем временам технологии, в частности металлические устройства. Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы «три железных замка, в просторечии называемые русскими». В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов.

Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. Так, из «Памяти, как продать товар русской в Немцах», известной по тексту «Торговой книги» 1570—1610, видно, что продажа русского «уклада» и других металлических изделий «в Немцах» была обычным делом и в XVI—XVII вв. Торговали и оружием. Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50—70 лошадей, груженых как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями.

Вывозили они из Сибири пушнину. Так, в 1649—50 было вывезено 169 сороков и 7 шт. На службе у Босовых было 25 приказчиков. Они ор-ганизовывали в Сибири собственные ватаги, т. Высокую прибыль давала также продажа в Сибири иноземных и русских изделий. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер «первоначального накопления» имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева.

Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность. Его богатство оценивалось в сер. Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по р.

Усу до позднейшего Ставрополя. Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов. Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод. Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье р.

Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью г. Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А. Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в сер. XVIII в. Все эти фамилии перешли в XIX в. Купеческая семья В 1785 российские купцы получают от Екатерины II особую жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение.

Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс.

Купеческое свидетельство Кустодиев, Борис Михайлович. Купчиха за чаем.

Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери.

Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени.

Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел права вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя.

Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т.

Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота. В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы , и создаются пароходства.

В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов. Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород.

В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе. Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др.

Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т. Участие купечества в общественной жизни Городовое самоуправление регулярно изменялось в XVIII—XIX веке: «Учреждение о губерниях» 1775 года , «Устав благочиния» 1782 года , «Городовое положение» 1785 года , реформа 1822 года. Существовало большое количество выборных должностей: депутаты для составления обывательских книг, депутаты квартирной комиссии, счетчики, таможенные целовальники, винные и соляные приставы, смотрители запрещенных товаров и т. Многие купцы хотя бы один раз в жизни исполняли какую-либо общественную обязанность.

В городах Сибири жило мало дворян, и практически все купцы исполняли по нескольку раз общественные обязанности [1]. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские думы законодательный орган и управы исполнительный орган.

Она, опять же по выражению Ключевского, «создала целую эпоху в нашей истории», провозгласила идею абсолютной ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Именно Екатерина провозгласила принцип «не запрещать и не принуждать». Калужский купец. Более того, скажем, Екатерина разрешила продавать товары не только в рядах и гостиных дворах, но и в собственных небольших лавках при домах.

Но это недовольство Екатерина II компенсировала тем, что существенно улучшила правовое положение купечества. Во-первых, она освободила купцов от рекрутской повинности: вместо того чтобы ее отбывать, они получили возможность заплатить, сначала порядка 360 рублей за рекрута, а потом — 500. Еще одним важным шагом были городские реформы 1775—1785 годов, которые во многом изменили положение купечества и сделали его сословием в более строгом значении этого слова, позволили в дальнейшем четче контролировать его численность и состав. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства. Согласно изданной Екатериной II Жалованной грамоте городам, каждый мог записаться в гильдию — в зависимости от объявленного капитала. В первую гильдию — при капитале от 10 до 50 тысяч, во вторую — от 5 до 10 тысяч и, наконец, в появившуюся третью — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.

Здесь очень важен следующий момент. И более того, жалобы или доносы на то, что купец записался в первую гильдию, на самом деле не имея достаточно денег, даже не принимались. В дальнейшем надо было стимулировать купечество не только записываться в гильдии, но и соответствовать своему статусу. Поэтому Екатерина отписала купцам целый ряд льгот. Скажем, купцы первой гильдии могли вести торговлю как в пределах, так и за пределами империи, как оптом, так и более мелкими партиями, и для этой цели они могли иметь морские суда.

История русского купечества

Что такое купец: ответы тут А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов.
Налогообложение купечества - Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz.
"Честный" купеческий миф: pbs990 — LiveJournal Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность.
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин Купцы занимались торговлей, а также промысловой деятельностью.
Персональный сайт - Купцы Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек.

Купец – это кто? Русский купец

Денежные единицы на Руси. Гостиные дворы, торговые рядя и лавки. Волжский торговый путь в XVI веке, время в пути и товары с Востока. Роль купечества в развитии товарных отношений Древней Руси Всем известно, что купечество — это торговое сословие, то есть это люди, для которых торговля стала основным видом деятельности. С давних времен торговые отношения сводились к простому натуральному обмену. Появление и развитие денег и товарно-денежных отношений связано с развитием товарного производства. Тогда посредником между товаром и потребителем выступает рынок. Торговля была известна еще со времен Древнерусского государства. В письменных документах того времени часто встречается слово «гость», которым называли купцов, ведших торговлю с заморскими странами или другими княжествами. В центре каждого из них имелся торг — специальная площадь, где сбывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. Торг делился на ряды, специализировавшиеся на каком-то одном товаре или группе родственных товаров.

Ученые считают, что первыми товарами для торговли стали излишки дани, получаемой князьями с подвластного населения. Времена года и торговый календарь Как только замерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы собирались в дорогу и на всю зиму отправлялись в глубь страны. Там они скупали излишки продукции промыслов и ремесел. Весной купцы собирались в большие торговые караваны и отправлялись по рекам и морям на юг или север. По данным историков ежегодно к Царьграду Константинополю отправлялось 100-120 русских торговых судов, способных перевести 200 тонн груза. В них гарантировалась защита русских купцов от произвола местных властей, освобождение от уплаты торговых пошлин. Купцы того времени умели обращаться с оружием, чтобы защитить себя и свой товар. Символами русского купечества того времени можно считать весы и меч.

Литература: Этимологический словарь славянских языков. Выпуск 13.

Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Leiden — Boston: Brill, 2010. Orel V. Handbook of Germanic Etymology.

Хорошо это было или плохо, но купечество не погибло. Богатые и добрые Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством. Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич 1843—1901 дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую». То же самое можно сказать о совсем немалом числе русских предпринимателей. В этом особый менталитет отечественного торговца. Русский купец — это в большинстве случаев благодетель и покровитель. Фамилии крупнейших купцов-меценатов, память, оставленная ими, в российской истории занимают особое место. Кто не знает купца Третьякова, основателя художественной галереи его имени. Каждому, кто хоть немного знаком с историей России, известны имена и деяния лучших представителей этого сословия — Мамонтовы и Морозовы легендарный Савва Морозов , Найденовы и Боткины, Щукины и Прохоровы. Большое количество больниц, домов призрения, театров и библиотек России были построены на средства купцов. Образы положительные и отрицательные Однако в русской литературе образ торговца скорее негативный.

Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество , а не только купцы, проникнуто идеей лёгкой наживы. В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В романе Василия Нарежного « Российский Жилблаз » 1814 год один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг. Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин. Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению. В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках , и так далее. Вероятно, прототипом Костонжогло в «Мёртвых душах» Н. Гоголя стал известный откупщик поручик Бенардаки, с которым Гоголь был хорошо знаком. В 1845 году появляется «Соломея» А. В этом произведении купцы уже осознают собственную значимость. Дворянство вытесняется успешным купечеством. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию». Некрасов в соавторстве с А. Панаевой в 1848 — 1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей. В 1859 году И. Гончаров , сам сын симбирского купца, публикует роман « Обломов ». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом, как «свой». В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества. Пословицы и поговорки о купцах Купец божится, а про себя отрекается.

ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА

что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. Несмотря на то, что купцы, даже первой гильдии, по своим привилегиям не дотягивали до дворянства, со временем это динамично развивающееся сословие по своей роли в обществе стало не менее значимо. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

Купеческие семьи: как это было в Российской империи?

Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Разница между купеческими и дворянскими хозяйствами состояла в том, что в дворянских деревнях постройки, сады, лес сохранялись, а у купцов вырубались наголо. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина – более 3 рублей в неделю.

Зачем в России возрождать купечество

Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком.

Выпуск 58. Российское купечество

К первым двум гильдиям относились зажиточные торговцы в зависимости от размера капитала. К третьей гильдии были причислены, называемые до 1722 года «подлые люди» разнорабочие. Зачисление в ту или иную гильдию происходило в зависимости от объявленного капитала по-современному — уставный капитал. В 1786 году для третьей гильдии был установлен капитал в 1000 рублей.

Такие купцы могли держать таверну и лавку, постоялый двор, заниматься мелкой розничной торговлей и ремеслами. Ко второй гильдии относились купцы с 5000 рублей уставного капитала. Они владели мелкими речными судами, кроме того могли заниматься производством, то есть иметь заводы и фабрики.

Они занимались оптовой торговлей. Первая гильдия купечества являлась элитной и самой богатой. В 1785 году их объявленный капитал начинался от 10000 рублей.

Купцы первой гильдии обладали полной свободой перемещения, в том числе и за границу. Они имели морские суда и занимались международной торговлей. Купцы были полностью освобождены от рекрутской повинности, а также от телесных наказаний.

Мещане и крестьяне стремились получить разрешение на торговлю. Им было нужно было оплатить торговый сбор. Налоги в начале 18 века составляли 40 алтын.

После принятия Жалованной грамоты в 1785 году налогообложение начало резко увеличиваться. В результате разорившееся купечество вынуждено было переходить в обратно в более низкое сословие. Каждый купец уплачивал взносы в гильдию.

Естественно, подобные увеличения налоговых сборов отсеивали неспособных платить по счетам. Купечество никогда не было большим сословием, там наблюдалась большая «текучка кадров».

Таким образом, купцы были гостями, как они у нас в старину и назывались; гостиный двор еще до сих пор напоминает нам об этой старине. Куначество Первоначально, когда только начали завязываться между народами сношения, очень важно было, чтобы попавший в среду чужого народа человек нашел себе защиту. Весь народ такой защиты не оказывал, а потому нужно было обратиться к отдельным лицам. Отдельные лица вступали в договор, чтобы защищать друг друга и давать друг другу приют, когда один приедет в область народа, к которому принадлежит другой.

Они были друг для друга гостями, или, как у нас иногда говорят, кунаками. В самых древних памятниках человеческой письменности мы находим уже следы такого установления, и те же явления наблюдаем в жизни диких народов. Только у диких народов соблюдается это куначество еще очень слабо. Гостя угощают и охраняют до тех пор, пока он находится в доме, а лишь только он вышел из хижины, с ним не церемонятся иногда так же, как и со всяким другим, совершенно чужим человеком: его так же могут ограбить, как и другого. Купцы, понятно, могли появиться только тогда, когда уже куначество было довольно надежно. Только тогда им было возможно надеяться на то, что товары их не будут разграблены; а то не из чего было бы хлопотать, если бы товары легко могли пропасть для купца без всякой пользы.

Ему и без того нередко приходилось терять свои товары на пути, потому что грабить еще не перестали, а купцы представляли довольно лакомый кусочек.

Денежные единицы на Руси Первые деньги у восточных славян появились еще до образования государства. Первоначально роль денег играли меха пушных зверьков — куны. В последствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили название мехов — ногата, куна, резана. Для оплаты крупных покупок в Древней Руси использовали слитки серебра — гривны. Первоначально слово «гривна» означало шейный обруч, затем оно приобрело значение, соответствующее определенному количеству серебра. Гривна серебра — весовая денежная система, а гривна кун — счетная. Постепенно, по мере объединения русских земель вокруг Москвы, вся страна покрывается сетью крупных и мелких торговых центров — торжков и ярмарок. Происходит унификация денежной системы. В XVI в.

Рубль как денежная единица не существовал, был лишь счетным понятием также как полтина, гривна и алтын , которое выражалось определенным количеством серебряных монет: 100 копеек, 200 денег, 400 полушек. Гостиные дворы принадлежали казне и представляли собой комплекс построек, где купцы за определенную плату могли остановиться на ночлег, складировать свой товар и совершать торговые сделки. В рядах торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах. Постепенно формируются новые торговые пути и складываются новые торговые отношения, расширяются традиционные торговые связи с Востоком. Обычно этот путь занимал 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда, и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря. В Россию с востока везли шелковые ткани камка, тафта, атлас, бархат и хлопчатобумажные ткани бязь, пестрядь , ковры, хлопок, пряности, сухофрукты, орехи, рис, рис, ладан, мыло, драгоценные и цветные камни, жемчуг, лошадей, овец. Все эти трудности заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами. Вы познакомились со второй лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь».

В 1894 году после смерти отца дела фирмы перешли к сыну Дмитрию Алексеевичу, которому в то время было тридцать девять лет. Продолжая дело, начатое отцом, он был избран гильдейским старостой. Кроме того, Дмитрий Алексеевич состоял почетным членом Александровской общины сестер милосердия в Москве. Расторгуев продолжал традиции рода и в качестве мецената. За свои труды в области благотворительности он был награждён орденами Святого Станислава второй и третьей степени.

В 1898 году за большие услуги по попечительству общества о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, Д. Расторгуеву высочайше был пожалован орден Анны третьей степени. За другие благотворительные дела Дмитрий Алексеевич был награждён несколькими золотыми медалями для ношения на шее: на Андреевской, Анненской, Станиславской и Владимирской лентах. Все награды — яркие свидетельства того, что благотворительность для Д. Расторгуева являлась важной стороной образа его жизни.

В начале прошлого века Д. Расторгуев после приобретения земли с вековым лесом основал дачный посёлок, а затем и железнодорожную станцию, назвав её своим именем. Поблизости поселились известные люди того времени: главный инженер железной дороги Громов, его помощник Тимофеев, купец Феоктистов. Купцы Простодушевы имели в Расторгуеве два дома, а купец Сысоев — целых шесть, в которых впоследствии разместился детский туберкулёзный санаторий. Дмитрий Алексеевич только в наших местах имел значительную недвижимую и движимую собственность около села Тарычево.

У него было 124 десятины земли, из которых сорок десятин находилось под лесом. В имении у купца были две двухэтажные деревянные дачи, скотный двор на двадцать голов скота, четыре деревянных конных двора на сорок лошадей и др. Фирма Расторгуевых существовала до 1917 года. В 1920 году в бывшем имении был создан совхоз «Расторгуево», вошедший в Горкинскую группу совхозов. Вернёмся к разговору о кодексе чести как основе купеческих торговых отношений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий