Новости битва на реке сити юрий всеволодович

сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая. Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества. Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал.

Где была битва на реке Сить?

Впервые летописи упоминается и город Юрьевец, названный его именем Юрия Всеволодовича. Великий князь владимирский Юрий Георгий II Всеволодович повелел на месте явления ему чудотворной иконы Георгия «лес сещи, храм и город Юрьевец срубить». В Юрьеве-Польском построен Георгиевский собор, считавшийся жемчужиной, «лебединой песней» белокаменного древнерусского зодчества. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до нашествия монголов. Великий князь Юрий Всеволодович в сражении с монголами. Миниатюра из летописи Из состава Владимирского княжества выделилось Стародубское княжество, занимавшее территорию по среднему течению Клязьмы ниже Владимира. Территория Руси к 1237 году включала в себя около 50 княжеств. О них можно узнать подробнее в историческом парке "Россия-Моя история". К моменту нашествия монголов на Руси существовало более 250 городов. Владимирское войско во главе со старшим сыном Юрия Всеволодом не смогло остановить монголов под Коломной погибли владимирский воевода Еремей Глебович и младший сын Чингисхана Кулькан. Осада города Владимира началась 3 февраля 1238 года и длилась восемь дней.

Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева. Тогда же, ок.

Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок. Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел.

Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест.

У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр.

Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов.

Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св.

Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер.

Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы. Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников. Свой тыл Дорож считал безопасным. Селения с русскими воинами одновременно были окружены.

Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон. Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим. Это была жестокая битва. Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя». Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие. Одновременно с наступлением из устья Сити второй оперативный некоузский отряд Бурундая напал на обозы в Княгинине и Семеновском и начал громить их укрепления в Семеновском по преданию, был монастырь.

Этот некоузский отряд еще раньше обнаружил засадный полк и напал на него основными силами. Засада не получилась. Запасный полк первым после полка Дорожа принял удар при следовании на помощь к селу Семеновскому. Битва разгоралась. Возможно, князь Юрий дал команду, а скорее, командир третьего полка правой руки сам направил часть своих воинов на помощь к Семеновскому через Сить. Битва ожесточилась у д. Игнатово у Семеновского.

В это время третий северный отряд окружения напал на Великое Село, окружил его и уничтожил вместе с людьми Великое Село не возродилось , а затем ударил по полку правой руки в с. Покровском и начал теснить воинов с берега на лед Сити. С другого берега, от Княгинино, Семеновского и рядом стоящей деревни Игнатово, тоже стали теснить русских воинов на лед Сити. У князя Юрия, предположительно, было около 15000 воинов, причем более половины составляли плохо обученные ополченцы. Крестьяне тоже участвовали в битве, но они были в лучшем случае с вилами и обычными топорами. У Бурундая во всех отрядах, участвующих в Ситской битве, было не менее сорока тысяч всадников. Примерно две тьмы он довел до Воскресенского на Сити.

Около одной тьмы составлял второй некоузский оперативный отряд и около одной тьмы было в третьем ярославском отряде. Превосходящие силы Бурундая окружили русские войска по частям, сжимая кольцо окружения, и к вечеру того же дня полностью уничтожили оба полка: центральный, во главе с князем Юрием, в районе Станилово — Юрьевская — Красное, и северный полк правой руки, в районе Семеновское — Игнатово — Покровское. Князь Юрий погиб в деревне Юрьевская. В районе Семеновское — Игнатово — Покровское битва разгорелась раньше, чем в самом стане Юрия в Станилове, поэтому летописцы, возможно, верно утверждают, что Юрий разделил свои войска, послав часть на помощь северному полку, и тем ускорил свою гибель. Поэтому именно здесь могла быть самая ожесточенная битва, ибо в ней участвовали весь полк правой руки, запасный полк и часть войск центрального полка. Здесь окруженные по частям русские воины с обоих берегов были оттеснены на лед Сити превосходящими силами, где скопилось столько сражавшихся, что лед не выдержал и проломился. Сохранилось предание об огромном количестве трупов с обеих сторон в проломах льда, они остановили течение реки, образовав плотину.

Это место стало называться «плотища».

Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево.

Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман.

Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы.

Василько Константинович был воин от бога, ратное дело знал досконально, и потому кого, как не его, было ставить на самое опасное направление. Ростовский князь сразу оценил все преимущества данной местности — используя земляные валы древнего городища, здесь можно было создать надежную линию обороны, а потому по его приказу местные мужики взялись за топоры и стали валить деревья, делая непроходимые засеки и завалы на пути монгольской конницы. Понимая всю серьезность положения, Василько выслал дозоры не только к устью Сити, но и дальше по Мологе, до места ее впадения в Волгу, хотя конные разъезды могли уходить и значительно дальше по волжскому льду. Другого пути с севера, кроме как по рекам, у монголов в этот район не было, поскольку, по рассказам старожилов, раньше в этих местах были дремучие и непроходимые леса. Земляные валы Юрьева-Польского. XII в. Фото автора Между тем великокняжеская рать продолжала движение вдоль реки к югу — ратники расходились по деревням и теплым избам, сам Георгий Всеволодович с пешими полками остановился в районе Станилово — Рубцово — Игнатово, а ярославский полк князя Всеволода прошел еще пару километров вверх по реке и встал в районе деревни Роково Раково. Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия?

Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем. Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать. Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам. Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами. Подняв дружину и собрав по всей волости ополчение, князь выступил на Сить по маршруту Углич — Ордино — Кой, откуда свернул в район села Воскресенского, а затем по льду реки к Божонке.

Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Для того чтобы оценить все стратегические преимущества этой небольшой деревеньки, нужно просто внимательно изучить карту, и тогда многое станет понятным. Если идти от Коя на Божонку или Станилово, то зимой это можно сделать только по скованному льдом руслу Сити, поскольку вокруг, кроме лесов, раскинулись и непроходимые болота — к югу от села Воскресенского Солодихинское, а к северу Максиха-Зыбинское, откуда вытекает речка с характерным названием Болотея. Впрочем, часто этим словом обозначается весь этот болотистый регион со всеми его топями, лесами и мелкими речушками, где абсолютно невозможно развернуться монгольской коннице для правильного сражения. Мало того, с юга и запада Божонка прикрыта Моховым болотом, и подступиться к ней можно только с севера, но там путь преграждают многочисленные речки и ручьи — правда, сейчас стояла зима, и это делало возможной атаку врага именно с той стороны. А потому вполне вероятно, что, когда до князя Владимира дошли слухи о взятии Твери и осаде Торжка монголами, он мог распорядиться строить там засеки и лесные завалы, чтобы заранее укрепить позиции на случай вражеской атаки. На это также указал краевед города Углича В. Бородулин: «Для противодействия коннице, а также для обороны нужно было выбрать местность с резко пересеченным рельефом и поросшую лесом, чтобы конники татар вынуждены были вести бой в пешем строю, а это уже давало большое преимущество русским ратям. Таким местом на Сити было ее нижнее течение. Здесь легко было построить и разного рода оборонительные сооружения».

Опасаясь появления орды именно со стороны Твери и Торжка, в деревне Шелдомеж была выставлена застава, откуда велось наблюдение за всей прилегающей местностью — как я уже отмечал, об этом рассказывают местные легенды. Таким образом, расположение русских войск на реке Сить прослеживается довольно четко — в деревне Божонка, в верхнем течении, стоял полк Владимира Угличского, и максимум, сколько в нем могло быть ратников, с учетом того, что князь поднял на ноги всю свою волость, так это около 1000 человек. В среднем течении реки, у деревни Роково Раково , стоял ярославский полк Всеволода Константиновича, а за ним в районе Станилово — Игнатово — Рубцово пешая рать Георгия Всеволодовича.

Сражение на реке Сить

Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю. Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи.

Брат последнего Василько попал в плен и также затем был убит. Из князей смогли спастись только третий Константинович - Владимир, а также брат Юрия Святослав. Героическая борьба русского народа обескровила монголов. Свой следующий крупный поход на Запад они начнут только через два с половиной года.

Юрий ожидал помощи от своих братьев и племянников. Но все войска соединить не успели. Смогли создать общее войско лишь Юрий, брат Святослав и трое племянников - детей брата Константина- Владимир , Всеволод и Василёк. Войска из Киева и Новгорода не подошли. Монголо-татары напали неожиданно, Юрий только начал строить свои полки а войско его было большое, около 9 тыс. Итоги битвы Большие потери с обеих сторон, русское войско погибло почти всё, в том числе и князь-Юрий Всеволодович, его брат Святослав погиб в плену и племянник Всеволод. Развеялись последние надежды на возможность дать сопротивление врагу.

Бурундай достиг больших успехов по завоеваниям в северной части Руси. Обратите внимание! Сражение стало началом монголо-татарского ига. Успех монголов в Руси только разжигал их жажду новых завоеваний. Поэтому войска уходили все глубже на территорию государства, сжигая все города на своем пути. После того, как монгольские войска вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, князь Юрий оставил в столице сыновей. Пунктом его назначения стала река Сить. Там он планировал собрать войска. Батый, после взятия Владимира, направил свои войска на Торжок и Тверь. Но часть из них с темником Бурундаем он отослал к месту сбора русских войск. Отряд Бурундая добирался до места назначения около 3-х недель. За это время Батый со своим войском преодолел лишь половину того пути, который преодолел отосланный отряд. Кратко о ходе битвы Большинство источников, в том числе и Википедия, говорят, что сражение состоялось 4 марта 1238 года. Но некоторые историки сомневаются в правильности этой даты. По другим источникам, битва на реке Сить состоялась 1 марта 1238 года. Есть и те, кто считает правильной датой сражения 2 марта. Такие выводы делаются на основе расчетов и заключениях о движении монгольских отрядов по территории России. Бурундай подобрался к реке со стороны Углича. Монголы перешли в наступление. Русские войска были застигнуты врасплох. Они были расквартированы по находившимся поблизости селениям. Солдаты не успели как следует подготовиться к сражению, поэтому не смогли дать достойный отпор. Перед битвой князь Юрий заручился поддержкой своих братьев, но они не пришли ему на помощь. Русские войска находились в селениях, растянувшихся на 100 км. Как монголам удалось взять их в кольцо?

Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках.

Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем.

А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити.

Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы. Василько Константинович был воин от бога, ратное дело знал досконально, и потому кого, как не его, было ставить на самое опасное направление. Ростовский князь сразу оценил все преимущества данной местности — используя земляные валы древнего городища, здесь можно было создать надежную линию обороны, а потому по его приказу местные мужики взялись за топоры и стали валить деревья, делая непроходимые засеки и завалы на пути монгольской конницы. Понимая всю серьезность положения, Василько выслал дозоры не только к устью Сити, но и дальше по Мологе, до места ее впадения в Волгу, хотя конные разъезды могли уходить и значительно дальше по волжскому льду.

Другого пути с севера, кроме как по рекам, у монголов в этот район не было, поскольку, по рассказам старожилов, раньше в этих местах были дремучие и непроходимые леса. Земляные валы Юрьева-Польского. XII в. Фото автора Между тем великокняжеская рать продолжала движение вдоль реки к югу — ратники расходились по деревням и теплым избам, сам Георгий Всеволодович с пешими полками остановился в районе Станилово — Рубцово — Игнатово, а ярославский полк князя Всеволода прошел еще пару километров вверх по реке и встал в районе деревни Роково Раково. Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия? Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем. Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать.

Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам. Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами. Подняв дружину и собрав по всей волости ополчение, князь выступил на Сить по маршруту Углич — Ордино — Кой, откуда свернул в район села Воскресенского, а затем по льду реки к Божонке. Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Для того чтобы оценить все стратегические преимущества этой небольшой деревеньки, нужно просто внимательно изучить карту, и тогда многое станет понятным. Если идти от Коя на Божонку или Станилово, то зимой это можно сделать только по скованному льдом руслу Сити, поскольку вокруг, кроме лесов, раскинулись и непроходимые болота — к югу от села Воскресенского Солодихинское, а к северу Максиха-Зыбинское, откуда вытекает речка с характерным названием Болотея.

Впрочем, часто этим словом обозначается весь этот болотистый регион со всеми его топями, лесами и мелкими речушками, где абсолютно невозможно развернуться монгольской коннице для правильного сражения.

Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве епископ Ростовский Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов.

Там, при великом плаче всего народа, похоронили его в соборном храме.

Существуют две версии того, по какому маршруту князь прибыл во Владимир: прямиком из Киева или через Новгород. При втором варианте, переход Ярослава в Новгород мог стать фактором, который удержал Батыя от похода на главный город северо-западный город Руси. После гибели Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить Ярослав стал старшим князем среди Юрьевичей и по праву занял владимирский престол. В этот период сформировался внешнеполитический курс, который сегодня отождествляется с Александром Невским: признание господства монголов при противодействии западной экспансии. В 1239 году владимирцы ходили на Смоленск и изгоняли оттуда литовцев.

Тем временем второму пришествию монголов в Рязанскую землю Ярослав не препятствовал. В 1242 году Ярослав отправил помощь своему сыну Александру Невскому на Чудское озеро для битвы с ливонцами. В 1243 году Ярослава первым из русских князей вызвали в Золотую Орду. Батый утвердил его в статусе великого князя Владимирского и Киевского, признал старейшиной всех русских князей. Ярослав остаться править на севере, отправив на Днепр своего наместника. Они являются основой для существования национального мифа.

Слово «миф» здесь обозначает не художественный вымысел, а коллективные представления о том, откуда есть пошли страна и народ. Такая конфигурация власти сохранялась вплоть до 1246 года, когда Ярослав Всеволодович был отправлен Батыем в столицу Монгольской империи Каракорум. Верховный хан Гуюк подтвердил его ярлык на великое княжение.

Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжествои Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество» , что стало одной из причин отказа Батыя идти на Новгород.

Комментарии:

  • 21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов | Место силы. Золотое кольцо
  • Битва на реке Сити — Википедия с видео // WIKI 2
  • Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода
  • Содержание

Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович

Испытание, Тобою ниспосланное, тяжело мне! Ты лишил меня, как некогда Иова, всего, что у меня было. Жена и дети мои погибли. Взяты Тобою и люди, вверенные Тобою же моей державе.

Что же делать мне? Но эта кровь множества людей, не повинных в наших грехах? Господи, Господи!

Ты призвал к Себе это множество новых мучеников: почто же меня единого сохранил посрамленным? Всемилостиве Господи! Не лишай и меня, грешного и недостойного, Твоего участия в их славе, сподоби и меня пострадать со Христом, как они пострадали, ради имени Твоего святого, Отца, и Сына, и Святого Духа.

Но да будет воля Твоя святая, яко благословен еси во веки. Погребение Лежавшее на поле брани обезглавленное туловище в великокняжеской одежде и доспехах было найдено и идентифицировано епископом Ростовским Кириллом, который посетил берег реки Сить и помолился за упокоение душ непогребённых русских воинов.

Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя».

Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г.

Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь.

Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем.

А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман.

Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы.

Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы. Василько Константинович был воин от бога, ратное дело знал досконально, и потому кого, как не его, было ставить на самое опасное направление. Ростовский князь сразу оценил все преимущества данной местности — используя земляные валы древнего городища, здесь можно было создать надежную линию обороны, а потому по его приказу местные мужики взялись за топоры и стали валить деревья, делая непроходимые засеки и завалы на пути монгольской конницы. Понимая всю серьезность положения, Василько выслал дозоры не только к устью Сити, но и дальше по Мологе, до места ее впадения в Волгу, хотя конные разъезды могли уходить и значительно дальше по волжскому льду. Другого пути с севера, кроме как по рекам, у монголов в этот район не было, поскольку, по рассказам старожилов, раньше в этих местах были дремучие и непроходимые леса.

Земляные валы Юрьева-Польского. XII в. Фото автора Между тем великокняжеская рать продолжала движение вдоль реки к югу — ратники расходились по деревням и теплым избам, сам Георгий Всеволодович с пешими полками остановился в районе Станилово — Рубцово — Игнатово, а ярославский полк князя Всеволода прошел еще пару километров вверх по реке и встал в районе деревни Роково Раково. Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия? Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем.

Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать. Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам.

Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами.

На поле брани епископ Кирилл нашёл обезглавленное тело князя. Голову отыскали позже, и она чудесным образом присоединилась к телу. Проведённые в ХХ веке исследования мощей подтвердили, что голова князя находится на своём месте, хотя имеется след отсечения. Великий князь Георгий Всеволодович был причислен Церковью к лику святых, день его памяти 4 17 февраля.

Завязалась долгая и кровопролитная битва. Летописи писали: «Битва была великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода». Не сохранилось подробного описания хода сражения и точного места, где оно состоялось.

Это породило спор между историками. Часть из них — А. Преображенский, Н. Надеждин, С. Мусин-Пушкин, Л. Сабанеев указывают место её около селений Юрьевское, Красное, Лопатино в среднем течении Сити на территории Некоузского района Ярославской области. Но мы, сонковчане, более склонны считать верным утверждение о том, что битва была в верховьях Сити — у селений Божонка и Могилицы. В своём «Хронологионе», составленном в середине XVIII века, он отметил, что битва на реке Сить «во время пленения России от безбожного царя Батыя» произошла «в пределах Бежецких, возле крепости Божни где нынче село Боженки ».

Здесь же сообщаются сведения о смерти великого князя Георгия Всеволодовича. Позднее, спустя почти сто лет, версию П. Воинова поддержал известный русский историк, академик Российской академии наук, профессор Михаил Петрович Погодин. В 1848 году он совершил путешествие по реке Сить. Начал его от села Сабурово, останавливался в селе Богоявленское, посетил красивую церковь Богоявления в этом селе. Достигнув Божонки, Михаил Петрович не мог не выразить своего восхищения от открытия. В своих «Путевых заметках» он записал: «Найдя село Божонка, я как будто лег на лавры и не мог ничему уделять внимания». Мнение профессора Погодина о месте Ситской битвы разделили ученые М.

Иванин, А. Гацисский, А. Кисловский, Н. Овсянников и другие. Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото. Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь.

В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно. В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия — Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ молодого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет. В Ростове у него остались жена и два сына — Борис и Глеб.

Сражение на реке Сить

Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. От места Ситской битвы до реки Ширенки (через Мышкин) около 100 километров. Ситская битва не была организованным сражением двух войск.

СИ́ТСКАЯ БИ́ТВА 1238

Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. Юрий Всеволодович. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало.

Предыдущие выпуски

  • Ситская битва
  • Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь
  • 2 комментариев к “Битва на реке Сити”
  • Дни памяти

Основная навигация

  • Ход событий
  • Битва на реке Сити - Традиция
  • Дни памяти
  • 21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов | Место силы. Золотое кольцо

Сражение на реке Сить

Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения. Великий Владимирский князь Юрий Всеволодович погиб в битве с монголо-татарами 785 лет назад. Великий князь Юрий Всеволодович ранее начал новый сбор войск на реке Сити.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий