Проблемы, поднятые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера.
Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Автор показывает, что власть может быть злоупотреблена и привести к коррупции и насилию. Власть должна быть основана на справедливости и законности, а не на личных интересах и желаниях. Вариант 2 Роман Мастер и Маргарита Михаила Булгакова — это произведение, которое затрагивает многие вечные проблемы, которые актуальны и по сей день. Например, в романе Мастер и Маргарита Маргарита помогает Мастеру, который находится в тюрьме, и это считается злом в глазах общества, но на самом деле это добро, потому что она помогает человеку, который нуждается в помощи. В романе Мастер и Маргарита Мастер выбрал свой путь, который привел его в тюрьму, но он несет ответственность за свои поступки и готов принять любые последствия. В романе Мастер и Маргарита показано, как религия может быть использована властью для подавления свободы и прав человека. В романе Мастер и Маргарита показано, как любовь может привести к измене и предательству, как это произошло с Мастером и его возлюбленной. В романе Мастер и Маргарита показано, как власть может быть злоупотреблена, как это произошло с Понтием Пилатом, который приговорил Иешуа к смерти, несмотря на то, что он знал о его невиновности.
Становится понятным смысл фокусов в Варьете — поднимается вопрос о вечных проблемах человечества. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. В конце представления сатана приходит к выводу: «Н что же… они- люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоединения той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой.
Жажда духовной свободы у этих «испорченных квартирным вопросом» москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей. Свита сатаны как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется.
Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизодами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлости, а также гордыне и душевной глухоте. Однако, так уж слепо и глухо нынешнее поколение? Впервые я прочитала роман «Мастер и Маргарита», когда мне было лет тринадцать. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде.
Помните, Мастер удивляется, что Берлиоз не узнал сатану. Говорит Бездомному: ладно, вы человек невежественный, но он-то Берлиоз что-то читал.
Ведь приходит Воланд к ним подобно тому, как Мефистофель приходит к Фаусту. Но не узнали, не поклонились, за что оба наказаны. Наказаны по-разному. Многие думают, что если человек служит сатане, получает от него подарки. Получает ценой продажи души, но только до тех пор, пока ему нужен, а потом человека просто убивают. Сатане ведь нужно только убивать людей: сначала душу, а потом и тело. Подробнее Уже на первых страницах «Мастера и Маргариты» дан ключ ко всему произведению.
Берлиоз отрицает Христа, сам факт Его существования, Его историчность, а значит, не дает возможности появиться антихристу. Бездомный же радостно соглашается на подмену. Сначала пишет пасквиль на Христа, потом соблазняется рассказом об Иешуа. Он обрастает ложью, поэтому до поры до времени оказывается нужен сатане. Дело в том, что если просто отрицать Христа, это зияющее пустотой место будет возвращать человека к поискам. А чтобы накрепко отлучить людей от Христа, вместо Него надо подсунуть какое-то подобие, фальшивку. В этом смысл романа — подделку предлагают и ее с радостью принимают.
Почему я считаю этот роман таким важным именно для христиан? Потому что он про нас. Ведь не только атеисты предлагают фальшивку, но посмотрите, сколь часты такие предложения фальшивок в самой христианской среде: религиозная пошлость, многочисленные ереси. Ничто не вытесняет Христа так сильно и успешно, как ложное представление о Нем. Если ты убежден, что Он такой, как ты Его вымыслил, истинный к тебе не явится. Книга об этом! Что пугает людей?
Они имеют ложные представления о себе, а когда подходит определенный час, узнают, что они другие, ужасные, нуждающиеся в прощении и спасении. И это происходит одновременно с тем моментом, когда они узнают, какой Христос. Только в Его свете мы видим себя такими, каковы мы на самом деле, а какими могли бы быть. Обманываясь же в Христе, человек неизбежно будет обманываться в себе. Более сильной книги об этом я не читал имею в виду художественную литературу. Может сатана правдиво рассказывать о Боге? Конечно, нет.
Отец лжи может только лгать, что и делает булгаковский Воланд. Или читатели хотят поверить Воланду? Так можно и Гете осуждать за то, что у него Фауст беседует с Мефистофелем, а потом и Самого Бога за то, что Он спорил с сатаной, который пытался завладеть Иовом. Есть такое пошлое понимание христианства, будто все христиане должны быть хорошими. Такое «благочестие» не верит, что кому мало прощают, тот мало любит. Я много читал о Булгакове и был поражен, как часто люди стремятся его осудить. Например, называют наркоманом, морфинистом.
Да, был у него период зависимости от морфия, но что этому предшествовало? Как возникла зависимость? Он, будучи врачом, отсасывал через трубку дифтерийные пленки из горла больного ребенка и заразился. Ввел себе противодифтерийную сыворотку, и это вызвало сильную аллергию: начался зуд, выступила сыпь, распухло лицо. В лечебных целях ему сделали несколько уколов морфия, и это неожиданно привело к зависимости, с которой он потом справился. То есть изначально он, выполняя свой врачебный долг, жертвовал собой. Уверен, что те, кто его высокомерно осуждают как наркомана, не имеют и доли его мужества и сами никогда так не поступили бы.
Михаил Булгаков — Да, эта история — пример готовности положить душу за други своя. И нет никаких сомнений в том, что Булгаков, сын профессора Духовной академии, учившийся в дореволюционной гимназии, в отличие от советских читателей его романа, прекрасно знал и Писание, и богословские и литургические нюансы. Когда человек приходит в Церковь, он, скорее всего, уже много читал о вере, слышал Евангелие по крайней мере, у меня такой опыт , но оживает всё услышанное и прочитанное не в один день. Знать и быть — разные вещи. Знания о Боге у Булгакова были с детства, но долго это в его жизни хранилось под спудом, а потом вера стала оживать, стала естественной и нужной, поэтому он мог свободно пользоваться этим багажом. Он знал, что почем. Он шире меня понимает христианство.
Он так выписывает своего Иешуа, что тот ни в одной черточке не совпадает со Христом. Сделал бы он его слегка похожим — это уже была бы овечья шкура на двойнике, а у него полная, неприкрытая подмена, он его сделал вообще другим! Я бы так не смог. И знание литургии… Все ли прихожане знают, что когда мы во время Херувимской выходим с Чашей, это называется Великий вход? А Булгаков пишет, когда сатана выходит на бале: великий выход. И таких деталей очень много. Чтобы полностью понять роман, читателям надо заинтересоваться христианством, многое о нем узнать: и о службе, и об облачениях, и об устройстве храмов.
Но вы, если я вас правильно понял, думаете, что он, когда писал роман, душой был со Христом? Ведь кающийся грешник с Ним? Ничто фальшивое не связано с истинной жизнью, со Христом, и в романе всё поддельное, карикатурное остается в руках сатаны, в его временной державе. Несколько деталей в романе ясно говорят о том, что в нем есть Христос, молча принимающий плевки и насмешки. Помните, за что ругали Мастера? За апологию Христа. Конечно, никакой апологии в его романе не было, и увидели ее там критики по причине своего невежества, но намек на Христа есть, и это больше всего возмутило большевистских критиков.
Берлиоз и Бездомный начинают свой разговор с того, что их главный враг Христос, поэтому Его не должно быть даже в памяти народа и якобы теперь уже нет. Подробнее Кроме того, все действия романа согласованы со Страстной седмицей. Всё, что было со Христом на Страстной, имеет свою противоположность в ершалаимских главах и в бесчинствах Воланда на всяких представлениях перед аборигенами. Сопоставления эти непосредственны. А главное для меня — в романе есть рука, которой человек наносит на себя крестное знамение.
Он личность, и в процессе чтения его книги и узнавания его сокровенного человека становится мне другом. Это не значит, что я во всем с ним соглашаюсь — иногда, наоборот, спорю, но личность автора мне интересна, я пытаюсь понять его внутренний мир. Ведь настоящий художник не просто самовыражается, но делится с нами собой, целым неповторимым миром. Так уже через свою веру я постепенно переосмысливал прочитанные ранее произведения. Про каждое из них могу сказать, какие ощущения оно вызывало раньше и насколько эти ощущения малы, пошлы и бедны по сравнению с тем ощущением, когда начинаешь доверять автору, слышать его голос и его веру. Не со всеми авторами в результате получилась такая взаимность. Книги для меня разделились на развлекательные, авторы которых занимались самолюбованием, и те, где авторы, как и я, искали жизнь, находили и теряли, падали и вставали. В своей книге я пишу, что есть произведения великие, но для меня как бы мертвые. Мертвые, потому что в них нет признания утраты жизни, а значит, нет места другому. Людям церковным можно сказать, что там нет места для Христа и для них. А есть живые произведения, которые запечатлевают путь человека, его поиски смысла, поиски истины, поиски себя настоящего. То есть для меня ценны произведения, в которые автор вносит то, что имеет в своем ищущем сердце. А бывает, что писатель просто манипулирует образами, не прилагая сердца. С литературной точки зрения эти произведения могут быть талантливы, но для меня они не имеют ценности. А вот произведения, в которых я вижу автора, его поиски подлинного в преодолении ложного, фальшивого, для меня бесценны. Например, мне в свое время очень понравился «Тихий Дон». Казалось: как там всё закручено, какие трагедии, какая боль! А потом понял, что это боль людей, которые не имеют и не ищут никакого исхода. Они страдают от конкретных обстоятельств или от внешней идеологии, но понятия о добре и зле, о свете и тьме в себе и в каждом человеке там просто нет. Есть личные беды, личные страдания, чисто человеческие переживания, кто-то признается, что был злым, но нет того пути, на котором душа ищет, где она согрешила, где жила, а где пала и как может преодолеть свое предательство. Есть калейдоскоп событий, а мыслей о главном нет ни у одного из героев. Вообще не рассматриваются в романе такие вопросы, как суд над своими отношениями, поэтому я не чувствую никакой связи с его героями. А для меня произведение живое, когда возникает диалог с героями или — опосредованно — с автором. Не вижу, как он может возникнуть. Например, Григорий Мелехов мечется между «нравится» и «не нравится», но я нигде не заметил, чтобы он задавал себе вопрос «предаю я или не предаю? Мне как раз кажется, что произведение правдивое. Вечная жизнь — это не существование, а нераздельная взаимность двух душ. В свое время роман меня потряс, но сегодня мне нечего из него взять. Как описание судьбы государства, судьбы народа, это, безусловно, выдающаяся книга, но я считаю, что одна человеческая душа дороже целого государства, поэтому там, где нет ни одной души, которая ищет вечности, борется за вечность, желает открыть двери, чтобы в нее, в душу, вошла непреложная правда, я вижу описание не жизни, а существования, постепенной гибели отдельных индивидов. Я уважаю людей, которые не нашли жизнь, но заметили, что жизнь из них утекает, и скорбят, что она утекает, понимаю, что могу встретиться с этими людьми. Кто старается цепляться за живое, для меня, безусловно, значим, и Бог его обязательно примет и спасет, соединит с Собой и ближними. Но герои «Тихого Дона», на мой взгляд, не таковы. Они просто об этом не думают, не считают это ценностью. Повторяю: это роман не о жизни, а о существовании, в котором нет поиска жизни, поэтому сегодня он мне неинтересен. Его деятельное присутствие начинается с момента, когда герои начинают замечать свою неправду и тяготиться ей, тем более — когда они встают на путь поиска покаяния. Есть такие произведения у Гоголя, у Салтыкова-Щедрина, у Достоевского. В этих произведениях с Ним в своем сердце спорят люди, гонят Его, в Него плюют. Возьмите «Господ Головлевых». Говорили, что это обличение крепостничества, а на самом деле Иудушка имя-то какое! Но прочитайте последние три страницы романа. Ожил Иудушка, и воскресли все, кого он мучил и убивал, потому что его простили. Он спрашивал: Ты что, всё можешь простить? Это кардинальный вопрос для каждого человека. Вопрос, обращенный лично к Спасителю. И «Ревизор» Гоголя — произведение, в котором незримо стоит Христос. Знаете, кто там изображает Христа? Понимаю, что такое мнение многих возмутит, шокирует, но ведь именно через Хлестакова, через пресмыкательство всех перед ним Гоголь показывает, до какой низости люди могут довести свою совесть. А извращенная, глупая совесть — это тоже не что иное, как постоянное поругание и убийство Христа. Такую же низость мы видим в «Мертвых душах». Всё это пролог к произведениям Булгакова — не просто так он считал себя учеником Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Еще известно, что он очень любил оперу Гуно «Фауст», но написана эта опера по поэме Гете, а гетевский «Фауст» — продолжение книги Иова. Старый спор в новых декорациях. И у Булгакова прямое продолжение, причем не только в «Мастере и Маргарите», но и в «Белой гвардии». Мало кто замечает, что эти два романа Булгакова глубоко связаны между собой — из одного ужаса безбожия вырос другой. Будто все христиане должны быть хорошими — Известно, что в церковной среде многие считают «Мастера и Маргариту» сатанинским романом, который православному человеку читать не следует. Одна знакомая, учившаяся в православной гимназии, даже рассказывала мне, что там на уроках литературы его не проходили, хотя в школьной программе по литературе он есть. Наверное, вы тоже не раз слышали такие отзывы о романе? Удивительно, до чего слепы люди. Какой сатанизм, если на первой же странице сатанисты показаны карикатурно? Встречаются два литератора на Патриарших прудах. Они сатанисты? Да, оба, может быть, сами того не сознают, но служат они сатане. Один написал грязные стишки про Христа, а другой говорит, что Его просто не было, Он миф, и пытается это идеологически обосновать. Правда, когда вождь чертей приходит, они его не узнают и не кланяются ему. Помните, Мастер удивляется, что Берлиоз не узнал сатану. Говорит Бездомному: ладно, вы человек невежественный, но он-то Берлиоз что-то читал. Ведь приходит Воланд к ним подобно тому, как Мефистофель приходит к Фаусту. Но не узнали, не поклонились, за что оба наказаны. Наказаны по-разному. Многие думают, что если человек служит сатане, получает от него подарки.
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» поднимается ряд проблем, среди которых ценность жизни, верность, любовь. Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе ова «Мастер и Маргарита». Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас. Статья автора «Маша Солнцева» в Дзене: Одной из главных причин того, что роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы, стала демонстрация автором ряда вечных проблем.
Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита»
Вечные проблемы в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс | Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас. |
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны | Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” Вечные проблемы романа мастер и маргарита. |
Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" - примеры сочинений | Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. |
Вечные проблемы в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс | Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. |
Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита" - примеры сочинений
вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения. Нравственные, философские, любовные вопросы и вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
И именно этим занимается в романе тот, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд и его свита наносят поистине сокрушительные удары по московской бюрократии, жадным и мелочным обывателям, подлым чиновникам. Но способно ли зло искупить само себя? Это еще один вопрос, еще одна проблема, которую поднимает Булгаков и которая не решена и поныне. Но в «Мастере и Маргарите» ряд героев, совершивших зло, в конце концов получают прощение. Прощение — завершающий этап искупления зла. И наконец, вечная проблема не только романа, но и всех людей на земле — это проблема настоящей любви. История Мастера и Маргариты показывает, как во имя любви можно продать душу сатане и тем самым победить зло и обрести «вечный дом».
Эти люди думают только о себе, своем благосостоянии и будущих отпусках. Они трусливы, поскольку следуют только указам властей, а познать истину им страшно и неинтересно. Даже после смерти Берлиоза они не сильно расстраиваются, ведь это очередной повод выпить и обсудить личные «проблемы». Так, автор призывает нас быть человечнее, задуматься о своем внутреннем мире и о близких нам людях. Еще одна проблема, выявляемая при прочтении романа, это испорченность материальными благами. На представлении Воланда в Варьете люди жадно хватают деньги, любезно предоставленные свитой мага. Они — жители Москвы — не задумываются о честности этого «заработка».
Проекция на наш мир Сейчас многие живут вопреки этому закону, предаваясь каждодневной суете и воображая её своим смыслом жизни. Когда приходит время умирать, оказывается, что никто не был готов к этому, хотя осознавал неотвратимость смерти и располагал временем, чтобы как следует подумать о ней. Может оказаться и ещё хуже а для кого-то, может, лучше , когда смерть придёт внезапно, не дав осмыслить собственную кончину. Жизнь с постоянным напоминанием себе о смертности человеческого тела нужна не только для того, чтобы ценить время и быть счастливым, но и чтобы спокойно и без сожаления отдать душу в старости. Раскаяние умирающего и думы о бессмысленно прожитой жизни меньше причиняют боль, чем телесные страдания. Только тот, кто имел случай «близко познакомиться» с тем светом, испытав клиническую смерть или чудом миновав опасность, понимает истинные ценности и смысл жизни. Он дорожит временем, не подгоняя его и не расходуя на всякие пустяки. Но тем, кто расходует его на зарабатывание денег или развитие карьеры, может показаться, что такой человек, наоборот, занимается тратой времени, если просто наслаждается природой или путешествует по миру. Призыв к внимательному отношению Возможно, с помощью той сцены автор хотел побудить людей к внимательному отношению к себе и окружающему миру. Наверно, у всех бывали случаи, когда внимательность к происходящему притуплялась. Мало того, что это сулит множеству благоприятных возможностей остаться незамеченными, так ещё и может представлять опасность для самого человека. Никто не застрахован от неловкой руки водителей или внезапного появления карманников.
Одной из таких проблем является вопрос о свободе воли. В романе присутствуют персонажи, которые сталкиваются с ограничениями своей свободы воли. Например, Мастер страдает от того, что его творчество не признается и не понимается окружающими, и он не может свободно выражать свои идеи. Маргарита, в свою очередь, вынуждена жить в обществе, которое не признает ее свободу выбора и вынуждает ее следовать определенным нормам и правилам. Другой вечной проблемой, затронутой в романе, является вопрос о справедливости. В романе присутствуют персонажи, которые страдают от несправедливости окружающего мира. Например, Мастер страдает от того, что его творчество не признается и не понимается окружающими, и он не получает заслуженного признания.
Анализ и проблематика романа «Мастер и Маргарита»
Проекция на наш мир Сейчас многие живут вопреки этому закону, предаваясь каждодневной суете и воображая её своим смыслом жизни. Когда приходит время умирать, оказывается, что никто не был готов к этому, хотя осознавал неотвратимость смерти и располагал временем, чтобы как следует подумать о ней. Может оказаться и ещё хуже а для кого-то, может, лучше , когда смерть придёт внезапно, не дав осмыслить собственную кончину. Жизнь с постоянным напоминанием себе о смертности человеческого тела нужна не только для того, чтобы ценить время и быть счастливым, но и чтобы спокойно и без сожаления отдать душу в старости. Раскаяние умирающего и думы о бессмысленно прожитой жизни меньше причиняют боль, чем телесные страдания. Только тот, кто имел случай «близко познакомиться» с тем светом, испытав клиническую смерть или чудом миновав опасность, понимает истинные ценности и смысл жизни. Он дорожит временем, не подгоняя его и не расходуя на всякие пустяки.
Но тем, кто расходует его на зарабатывание денег или развитие карьеры, может показаться, что такой человек, наоборот, занимается тратой времени, если просто наслаждается природой или путешествует по миру. Призыв к внимательному отношению Возможно, с помощью той сцены автор хотел побудить людей к внимательному отношению к себе и окружающему миру. Наверно, у всех бывали случаи, когда внимательность к происходящему притуплялась. Мало того, что это сулит множеству благоприятных возможностей остаться незамеченными, так ещё и может представлять опасность для самого человека. Никто не застрахован от неловкой руки водителей или внезапного появления карманников.
Персонажи романа олицетворяют различные моральные установки и ценности, а на фоне их противостояния Булгаков воссоздает идею борьбы между добром и злом, светом и тьмой. Роман демонстрирует, что категории добра и зла относительны, а их проникновение друг в друга неизбежно. Зло может быть оправдано, а добро может быть скрытым и непонятным.
Еще одной вечной проблемой, затронутой в "Мастере и Маргарите", является проблема свободы и человеческого выбора. Персонажи романа вынуждены принимать сложные решения, их судьбы зависят от их выбора. Мастер и Маргарита, несмотря на сопротивление со стороны общества и сил тьмы, выступают за свободу духа и независимость мысли.
Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается в псих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант. Любовь Немаловажная вечная тема, которая никогда не утихнет в сердцах людей — это любовь. Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. Маргарита уходит от мужа, принимает сторону Воланда ради жизни с Мастером.
Примечательно, что Дьявол не обманул ее, как принято на стороне зла. Он наградил ее за честный труд и самоотверженность вечным покоем рядом с Мастером. Но фоне развивающихся «гражданских браков» и замужеств по расчету, настоящая любовь Мастера и Маргариты — редкость. Последние записи:.
Свободу Мастера со временем подавляет страх. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой.
Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби». Судьба Мастера — это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М. Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью.
Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск до двух недель — на рассказ-новеллу, до одного года — на роман , вкусно и дёшево поесть. Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов — тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком. Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.
Вот она, вечная проблема-роман Мастер и Маргарита
Зло может быть оправдано, а добро может быть скрытым и непонятным. Еще одной вечной проблемой, затронутой в "Мастере и Маргарите", является проблема свободы и человеческого выбора. Персонажи романа вынуждены принимать сложные решения, их судьбы зависят от их выбора. Мастер и Маргарита, несмотря на сопротивление со стороны общества и сил тьмы, выступают за свободу духа и независимость мысли. Роман подчеркивает значение любви и веры в успешный выбор, несмотря на все сложности и преграды. Таким образом, вечные проблемы, затронутые в романе "Мастер и Маргарита", включают в себя проблему роли искусства, борьбы добра и зла, а также проблему свободы и выбора.
А для меня произведение живое, когда возникает диалог с героями или — опосредованно — с автором.
Не вижу, как он может возникнуть. Например, Григорий Мелехов мечется между «нравится» и «не нравится», но я нигде не заметил, чтобы он задавал себе вопрос «предаю я или не предаю? Мне как раз кажется, что произведение правдивое. Вечная жизнь — это не существование, а нераздельная взаимность двух душ. В свое время роман меня потряс, но сегодня мне нечего из него взять. Как описание судьбы государства, судьбы народа, это, безусловно, выдающаяся книга, но я считаю, что одна человеческая душа дороже целого государства, поэтому там, где нет ни одной души, которая ищет вечности, борется за вечность, желает открыть двери, чтобы в нее, в душу, вошла непреложная правда, я вижу описание не жизни, а существования, постепенной гибели отдельных индивидов.
Я уважаю людей, которые не нашли жизнь, но заметили, что жизнь из них утекает, и скорбят, что она утекает, понимаю, что могу встретиться с этими людьми. Кто старается цепляться за живое, для меня, безусловно, значим, и Бог его обязательно примет и спасет, соединит с Собой и ближними. Но герои «Тихого Дона», на мой взгляд, не таковы. Они просто об этом не думают, не считают это ценностью. Повторяю: это роман не о жизни, а о существовании, в котором нет поиска жизни, поэтому сегодня он мне неинтересен. Его деятельное присутствие начинается с момента, когда герои начинают замечать свою неправду и тяготиться ей, тем более — когда они встают на путь поиска покаяния.
Есть такие произведения у Гоголя, у Салтыкова-Щедрина, у Достоевского. В этих произведениях с Ним в своем сердце спорят люди, гонят Его, в Него плюют. Возьмите «Господ Головлевых». Говорили, что это обличение крепостничества, а на самом деле Иудушка имя-то какое! Но прочитайте последние три страницы романа. Ожил Иудушка, и воскресли все, кого он мучил и убивал, потому что его простили.
Он спрашивал: Ты что, всё можешь простить? Это кардинальный вопрос для каждого человека. Вопрос, обращенный лично к Спасителю. И «Ревизор» Гоголя — произведение, в котором незримо стоит Христос. Знаете, кто там изображает Христа? Понимаю, что такое мнение многих возмутит, шокирует, но ведь именно через Хлестакова, через пресмыкательство всех перед ним Гоголь показывает, до какой низости люди могут довести свою совесть.
А извращенная, глупая совесть — это тоже не что иное, как постоянное поругание и убийство Христа. Такую же низость мы видим в «Мертвых душах». Всё это пролог к произведениям Булгакова — не просто так он считал себя учеником Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Еще известно, что он очень любил оперу Гуно «Фауст», но написана эта опера по поэме Гете, а гетевский «Фауст» — продолжение книги Иова. Старый спор в новых декорациях. И у Булгакова прямое продолжение, причем не только в «Мастере и Маргарите», но и в «Белой гвардии».
Мало кто замечает, что эти два романа Булгакова глубоко связаны между собой — из одного ужаса безбожия вырос другой. Будто все христиане должны быть хорошими — Известно, что в церковной среде многие считают «Мастера и Маргариту» сатанинским романом, который православному человеку читать не следует. Одна знакомая, учившаяся в православной гимназии, даже рассказывала мне, что там на уроках литературы его не проходили, хотя в школьной программе по литературе он есть. Наверное, вы тоже не раз слышали такие отзывы о романе? Удивительно, до чего слепы люди. Какой сатанизм, если на первой же странице сатанисты показаны карикатурно?
Встречаются два литератора на Патриарших прудах. Они сатанисты? Да, оба, может быть, сами того не сознают, но служат они сатане. Один написал грязные стишки про Христа, а другой говорит, что Его просто не было, Он миф, и пытается это идеологически обосновать. Правда, когда вождь чертей приходит, они его не узнают и не кланяются ему. Помните, Мастер удивляется, что Берлиоз не узнал сатану.
Говорит Бездомному: ладно, вы человек невежественный, но он-то Берлиоз что-то читал. Ведь приходит Воланд к ним подобно тому, как Мефистофель приходит к Фаусту. Но не узнали, не поклонились, за что оба наказаны. Наказаны по-разному. Многие думают, что если человек служит сатане, получает от него подарки. Получает ценой продажи души, но только до тех пор, пока ему нужен, а потом человека просто убивают.
Сатане ведь нужно только убивать людей: сначала душу, а потом и тело. Подробнее Уже на первых страницах «Мастера и Маргариты» дан ключ ко всему произведению. Берлиоз отрицает Христа, сам факт Его существования, Его историчность, а значит, не дает возможности появиться антихристу. Бездомный же радостно соглашается на подмену. Сначала пишет пасквиль на Христа, потом соблазняется рассказом об Иешуа. Он обрастает ложью, поэтому до поры до времени оказывается нужен сатане.
Дело в том, что если просто отрицать Христа, это зияющее пустотой место будет возвращать человека к поискам. А чтобы накрепко отлучить людей от Христа, вместо Него надо подсунуть какое-то подобие, фальшивку. В этом смысл романа — подделку предлагают и ее с радостью принимают. Почему я считаю этот роман таким важным именно для христиан? Потому что он про нас. Ведь не только атеисты предлагают фальшивку, но посмотрите, сколь часты такие предложения фальшивок в самой христианской среде: религиозная пошлость, многочисленные ереси.
Ничто не вытесняет Христа так сильно и успешно, как ложное представление о Нем. Если ты убежден, что Он такой, как ты Его вымыслил, истинный к тебе не явится. Книга об этом! Что пугает людей? Они имеют ложные представления о себе, а когда подходит определенный час, узнают, что они другие, ужасные, нуждающиеся в прощении и спасении. И это происходит одновременно с тем моментом, когда они узнают, какой Христос.
Только в Его свете мы видим себя такими, каковы мы на самом деле, а какими могли бы быть. Обманываясь же в Христе, человек неизбежно будет обманываться в себе. Более сильной книги об этом я не читал имею в виду художественную литературу.
Еще одной вечной проблемой, затронутой в романе, является проблема свободы и ответственности. Автор показывает, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен быть свободен в выборе своего пути. Однако, свобода не должна приводить к нарушению прав других людей. Также в романе Мастер и Маргарита затронута проблема веры и религии. Автор показывает, что вера может быть разной, но она всегда должна быть основана на духовности и морали. Религия не должна стать орудием власти и приводить к насилию над людьми.
Еще одной вечной проблемой, затронутой в романе, является проблема любви и предательства. Автор показывает, что любовь может быть сильной и прекрасной, но она также может привести к предательству и измене.
Именно с этого и начинается история, из спора о Боге. В книге разрывается тема отношений человека из религии, проблема веры и атеизма. Также присутствует здесь и проблема творчества. Булгаков изображает литературную сферу тех времен, и раскрывает цинизм тех писателей, которые занимаются искусством только для удовлетворения своих материальных потребностей.
Вообще проблема морали является сквозной и требует анализа с точки зрения каждого персонажа книги. Не обошлось и без задевания темы власти. В романе «Мастер и Маргарита» вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия. Это ярко отражается на примере отношений между Иешуа и Понтия Пилата. Ничего не изменилось и после большого промежутка времени. Власть все так же заставляет людей предавать, бояться, врать, отказаться от морали.
И на все это люди идут только, чтобы сохранить собственное благополучие. Итак, указанные выше проблемы являются актуальными и сейчас и заставляют каждого читателя задуматься над ними. Ведь ничего практически не изменилось. Так же идет борьба между добром и злом, между нравственностью и равнодушием. Именно поэтому этот роман проходит сквозь время и будет актуальным в любую эпоху. Люди не меняются, так же как и Проблемы, которые испытывают нравственность, любовь и доброту каждого.
Related posts: Авторская позиция в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — одно из самых сложных для понимания произведений, оно наполнено символами и образами, не все из которых еще разгаданы. Тем не менее, можно разделить роман, грубо говоря, на ряд высказываний по нескольким темам, из них можно сделать... Читать далее... Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М.
Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. Гоголя в... Добро и зло в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо». Так по Гоголю и Достоевскому сатана — это олицетворение зла, а Булгаков... Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень сложное и жестокое.
В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один... Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так... Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — сложное, неоднозначное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше.
Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Добро и зло — одна из центральных тем романа.... Москва 30-х годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Все лучшее, написанное великим русским писателем Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.
Вечные проблемы в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны | В романе «Мастер и Маргарита» он поднимает проблему истинного и ложного искусства на примере разговора Берлиоза и Ивана Бездомного. |
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» :: Умняшка.Ру | Сочинения по литературе булгаков вечные проблемы в романе мастер и маргарита в произведении булгакова мастер и маргарита затрагивается сразу несколько. |
Оформление работы
- Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
- Нравственные проблемы
- Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
- Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»: актуальность, тема нравственности и свободы действий
- Вы точно человек?
Борьба добра и зла
- Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Литерагуру
- Вечные проблемы
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита»
В романе “Мастер и Маргарита” вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия. произведение, с первых же страниц поражающее читателя своей необычностью и глубиной. Пример плана и сочинения "Вечные проблемы" в романе Мастер и Маргарита Булгакова к уроку литературы в школе. Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас. Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла.
Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита»
Найди верный ответ на вопрос«Сочинение на тему: "Вечная проблема в романе Мастер и Маргарита" » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Сочинения по литературе булгаков вечные проблемы в романе мастер и маргарита в произведении булгакова мастер и маргарита затрагивается сразу несколько. Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. В романе "Мастер и Маргарита" вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия. Почему «Мастер и Маргарита» – это роман про нас.
Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы ХХ в. В этом произведении нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для творчества Булгакова. Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита”. Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод. "Мастер и Маргарита" проблема верности и предательства?