Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками.
Свадебные традиции и обычаи
Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения. Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением. В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной.
Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку. Венчание в церкви Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених — мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны. Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам.
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились. Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно. Посещение царского двора В этот день новобрачный, если он имел к царю доступ, после посещения родителей невесты являлся во дворец со всем поездом, состоявшим тоже из лиц, имевших приезд ко двору. Государь принимал их, сидя в шапке. Все кланялись в землю. Государь милостиво спрашивал их о здоровье такой вопрос считался большою милостью , поздравлял жениха с законным браком, благословлял его с женою образами и жаловал подарками, состоявшими обыкновенно в соболях и разных материях или в серебряных сосудах. А в заключение приказывал подать всем по кубку романеи да по ковшу вишневого меда. Все выпивали и уезжали домой. Новобрачная не ездила с мужем к царю, а посылала к царице и к царевнам подарки, шитые золотом и серебром тафтяные убрусы. Царицы и царевны, принимая эти знаки челобитья, спрашивали об их здоровье. Если же невеста не сохранила девства, то жених не смел являться царю на глаза. На третий день после брака начиналось пиршество у родителей невесты. При окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гости дарили их. На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми. По окончании пиров дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства. Герберштейн говорит, что жених должен был в течение целого года непременно отдарить всех, подаривших ему подарки, после свадьбы, а если не успевал, то должен был отдаривать вдвое, судя по ценности каждого подарка. Если же жених не отсылал принятых вещей к ценовщикам, то отдаривал по желанию тех, которые ему дарили. В эти послесвадебные дни пиршеств невеста почти ничего не говорила, кроме обыкновенных форменных речей, потому что малословность и пристойная молчаливость в то время считались достоинством женщины. Но зато все другие женщины, приглашенные на свадебное пиршество, пользовались большею свободою, чем когда-либо, и часто случалось, что дело доходило до безумия. Все это весьма понятно объясняется: женщины, в обыкновенное время скромные и целомудренные, на свадьбе напивались, позволяли себе смелые выходки и даже невольно впадали в грешки среди общей суеты. Обряды для второбрачных Свадебные обряды были одинаковы как у первобрачных, так и у тех, которые женились или выходили замуж в другой и третий раз.
Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами. Дружка, свидетель, шафер, тамада Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего. Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха. Именно дружка возглавлял свадебный поезд, отвозил жениха и невесту в церковь. Он же был заводилой во время застолья. В Советском Союзе с середины 50-х и до 2000 года при регистрации брака в ЗАГСе необходимо было присутствие свидетелей, которые вслед за женихом и невестой расписывались в официальных документах. Возникла традиция украшать этих участников церемонии лентами с надписями «Свидетель» и «Свидетельница». Часто свидетель со стороны жениха брал на себя роль дружки или тамады — активно участвовал в организации свадьбы или даже вел ее. С 2000 года присутствие свидетелей при официальной регистрации брака не обязательно, но раз уж традиция просуществовала так долго, почему бы и сейчас не предложить брату или лучшему другу жениха стать дружкой и взять на себя часть функций, что, конечно, сделает событие теплее — ведь близкий друг или родственник уж точно знает и историю знакомства молодых, и их предпочтения и желания. К примеру, без преувеличения главной была роль дружки в популярной и сегодня традиции выкупа невесты. Свадьба в Удмуртии выкуп невесты Когда свадебная процессия приближалась к дому невесты, девушки закрывали на замок ворота или входную дверь. Между ними и дружкой проходили шуточные разговоры — это было веселое словесное состязание. Когда жениха пускали в дом, то он должен был выкупить место за столом, чтобы сесть с невестой. Жених отгадывал загадки и отдавал девушкам деньги. Сначала их вручали жениху сразу после выкупа. Невеста обходила гостей, предлагая вино и подарок. Сейчас многие молодожены также дарят подарки гостям, называя их бонбоньерками. Это свадебная европейская традиция, когда гостям дарят коробки с конфетами. Туда обычно входили постельные принадлежности, полотенца, скатерти, половики, женская одежда и обувь, домашняя утварь. В зависимости от достатка могли включить и шубу, шерстяные платье и так далее. Приданое становилось личным имуществом женщины. Приданое невесты Одарив всех поезжан, невеста подносила две рюмки вина жениху. Жених чокался с невестой, стараясь, чтобы вино из его рюмки перелилось в рюмку невесты. Это должно было обеспечить главенство в дом. После выкупа жених одаривал и невесту. Невенчанный брак считался незаконным а родившиеся в таком браке дети — незаконнорожденными и не получали наследства. Не венчали в субботу, вторник и четверг, поскольку брачная ночь приходилась бы на канун постных дней среда и пятница и воскресный праздничный день. Лучшим днем для венчания была первая половина дня Светлого христова Воскресенья. Не проводили венчание также все дни многодневных постов и двунадесятых и престольных праздников, праздников были запретными для венчания. Регистрировались не только браки, но и рождение детей, а также смерти прихожан. Родословная семьи может стать прекрасным подарком на свадьбу и стать семейной реликвией, которая передается следующим поколениям.
Но благословение родителей сохранилось как красивый ритуал, дань уважения отцу и матери. Выкуп невесты на Руси Раньше выкуп невесты являлся своеобразным экзаменом для жениха на его зрелость и самостоятельность. Будущему мужу нужно было показать всем свои финансовые возможности. Сегодня этот обычай стал интересной свадебной забавой, где жениху предлагают решать разные задачи и головоломки. Если ему не удается найти правильный ответ, приходится выкупать невесту деньгами или конфетами. Сговор После удачного сватовства обе стороны вступали в, так называемый, сговор, обсуждали многочисленные организационные и финансовые вопросы. Сегодня аналогом этого процесса можно считать брачный контракт, который заключают супруги при вступлении в совместную жизнь, договариваясь о семейных правах каждого. Но, справедливости ради следует сказать, что особой популярностью брачный контракт не пользуется. Большинство пар идут под венец без каких либо обязательств. Свадебное застолье на Руси Свадебное застолье на Руси происходило по строгим канонам. Молодых у порога встречали родители, а их головы обильно посыпали зерном. Считалось, что такое действо принесет в молодую семью счастье и благополучие. Затем новобрачных нужно было накормить хлебом-солью.
Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба
После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор. Мы привыкли уже к нашим свадебным традициям и порою не отдаём отчёта в их самобытности и неповторимости. В современном прочтении в свадебном обычае перемешались православные традиции, светские обряды и даже отголоски язычества.
Традиции свадьбы в России
- Иванова С.
- Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
- Свадебные обычаи и традиции в России
- Русская свадьба — традиции и обряды -
- Свадебные обряды и традиции в России Часть 2
- Благословение
Свадебные традиции в России
Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. необычайно красивых, торжественных, трогательных мероприятий. современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
Они просили примерить туфлю по очереди. Та, кому она приходилась в пору забирала обувь, требуя от жениха выкуп. Действо было призвано удостоверить собравшихся в состоятельности жениха. Сегодня же туфельку крадут мужчины со стороны невесты, а вот «переговорщиком» выступает свидетельница.
Молодого мужа ещё раз после выкупа невесты ожидают каверзные конкурсы и задания. После того, как туфелька «отбита» у коварных похитителей, жених в неё ставит бокал и выпивает.
Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба. Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов.
А истории, рассказанные участниками акции в письмах, будут опубликованы на официальных страницах социальных сетей Тульского филиала ГИМ. Выставка приурочена к Году семьи и стала главным выставочным проектом в филиале музея в 2024 году. Многие из них за прошедшие десятилетия были забыты и утрачены, сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции", - отметил в ходе открытия выставки губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
Многие из них за прошедшие десятилетия были забыты и утрачены, сегодня очень важно сохранять и чтить свою историю, передавать из поколения в поколение семейные традиции", - отметил в ходе открытия выставки губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Ранее в пресс-службе Тульского филиала музея ТАСС сообщали, что на выставке будет представлено более 270 подлинных экспонатов, связанных с русскими свадебными традициями и обрядами. Это, в том числе иконы XVII века, праздничные костюмы, предметы из приданого невест, ковши из дерева, стекла и металла разных исторических периодов, живописные полотна, документы из фондов Госархива Тульской области. Экспозиция будет работать с 26 апреля по 26 августа.
В большинстве случаев они уже не несут в себе сакрального смысла, а являются лишь данью прошлым временам. Помолвка по старому порядку сговор. Под этим словом понимается объявление всем друзьям, родственникам и просто знакомым о том, что свадьба состоится. Как раньше, так и в настоящее время после помолвки начинались основные приготовления к бракосочетанию — определялась конкретная дата, заготавливались нужные продукты. Это был один из важных свадебных обрядов русского народа. Девичник и мальчишник молодечник. Девушки собирались со своими подружками, а юноши — с друзьями.
Однако раньше эти мероприятия носили другой характер, предполагалось, что жених и невеста во время них должны очистить душу и тело перед свадьбой. Делалось это в бане, причем со стороны невесты в это время проливалось много слез, и звучали бесконечные завывания, поскольку того требовал русский свадебный обряд. Выкуп невесты. Жениху приходилось доказывать, что он достоит выбранной девушки. Для этого он проходил всяческие испытания, подготовленные родней и подружками невесты. Сейчас этот обычай практически не изменился — отличия только в испытаниях для юноши. Ему все так же приходится проявлять свою ловкость и смекалку, а в некоторых случаях еще и платить выкуп.
Похищение туфельки невесты. На некоторых свадьбах в разгар застолья можно встретить розыгрыш — обувь виновницы торжества похищается, а искать пропажу предстоит новоиспеченному главе семейства. Раньше этот русский народный свадебный обряд был немного другим — невеста сама отдавала свою туфельку на примерку подружкам, а та, которой обувь подходила по размеру, требовала от жениха выкуп. Танец молодых. Это одна из немногих традиций, которая дошла в неизменном виде до наших дней. Танец обычно устраивался в конце празднования, а за молодыми наблюдали все друзья и родные. Многие русские народные свадебные традиции и обычаи чтят по сей день.
И танец молодых не является исключением. Резюме Никто не заставляет современные пары следовать давним свадебным традициям русского народа, ведь по сути, это пережитки прошлого. Их нужно помнить и чтить, но соблюдать — необязательно. Если жених и невеста все же решат применить к своему торжеству такой эффектный ход, то им стоит убедиться, что их все поймут правильно. Русская культура всегда славилась своей богатой историей с множеством традиций и обычаев. У современных молодоженов часто появляется желание вернуться к истокам, и это похвально, поскольку нельзя забывать собственные корни.
Свадебные обряды и традиции
Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. это не только знакомство представителей старшего поколения со стороны жениха и невесты, но и обсуждение будущей свадьбы, принятие решения о материальных затратах с обеих сторон. Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов. История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет. Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. Свадебные обычаи в России 5. Такие ритуалы, как прощание с печкой и плач на могиле родни безвозвратно утеряны вместе с печками. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл.