Новости филонов павел художник

О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив. В Медиацентре парка "Зарядье" открылась выставка Филонова, посвященная юбилею художника.

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Павел Филонов — один из самых загадочных художников XX века. Современники Филонова — Малевич, Кандинский, Татлин — известны во всем мире, не только в кругу искусствоведов, но и обычным людям, которые поверхностно интересуются искусством. Павел Филонов называл себя не художником, а исследователем. Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан». Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.

Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета"

Зрителя в потемках подвального зала моментально завораживает движение на картинах Филонова: акцентное освещение полотен высвечивает кинетизм и логику живописи. Архитектура выставки позволяет делать паузы у каждой работы: она походит на реку с ломаным, зигзагообразным руслом, которое бьется то о левый, то о правый «берег», а потом упирается в скалу и делает резкий поворот. Логика погружения в творчество Филонова отражает его концепцию, где важно движение от частного к общему и где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну. Так филоновская идея «мирОвого расцвета» с ударением на второй слог раскрывается постепенно — от маленького карандашного портрета представленного копией в лайтбоксе к большим полотнам с множеством деталей, где сюжет разложен на атомы и молекулы. Таким образом художник показывает не только видимый мир, а выходит за его пределы, пытаясь осмыслить незримые процессы мироустройства. Филонов не просто живо интересовался научными трудами своего времени, будь то теория эволюции Чарльза Дарвина или относительности Эйнштейна, а препарировал их живописными средствами. На базе Института художественной культуры, где он был профессором и вел свой курс, вокруг художника сложилась отдельная школа.

Ее идеи визуализированы на холстах Филонова и изложены письменно в «Декларации мирОвого расцвета», которая начала формироваться еще накануне Первой мировой войны, а окончательно оформилась к 1923 году. Для художника мир — это Вселенная, где каждый атом взаимосвязан с бесконечностью Вселенной, на своих холстах он пытается уловить непрекращающееся движение всего сущего. При этом понятие времени для него относительно. Поэтому в его работах то и дело возникают иконописные образы, как в работе «Святое семейство» или «Богородица с Младенцем». Фото: Мария Москвичева Идеи Филонова довольно объемно изложены куратором выставки из Русского музея Евгенией Петровой, которая и 20 лет назад делала проект к его 120-летию в корпусе Бенуа.

Ее идеи визуализированы на холстах Филонова и изложены письменно в «Декларации мирОвого расцвета», которая начала формироваться еще накануне Первой мировой войны, а окончательно оформилась к 1923 году. Для художника мир — это Вселенная, где каждый атом взаимосвязан с бесконечностью Вселенной, на своих холстах он пытается уловить непрекращающееся движение всего сущего. При этом понятие времени для него относительно. Поэтому в его работах то и дело возникают иконописные образы, как в работе «Святое семейство» или «Богородица с Младенцем». Фото: Мария Москвичева Идеи Филонова довольно объемно изложены куратором выставки из Русского музея Евгенией Петровой, которая и 20 лет назад делала проект к его 120-летию в корпусе Бенуа. И все же в «движимой» экспозиции есть пробелы. Вот текст о художнике, а рядом несколько пустых ниш, куда так и просятся какие-то работы, но их нет. Вряд ли это обусловлено тем, что только в последние несколько десятилетий художника начали заново открывать — по сей день его философия не до конца понята. Но и в этих пробелах есть нечто символичное. Когда-то в Русском музее поставили крест на Павле Филонове, теперь он же его заново открывает. Так, в конце 1929-го в ГРМ открылась выставка Филонова — и тут же закрылась, а еще на этапе подготовки проекта возникли проблемы: каталожную статью о Филонове, написанную ассистентом Николая Пунина Верой Аникиевой, заменили на текст искусствоведа Сергея Исакова, который поставил под сомнение ценность работ художника. На открытии тот же Исаков выступил с осуждающей мастера речью, однако рабочие, прослушав ее, начали смотреть работы и не согласились с искусствоведом.

Это протолюди, вовлечённые в вечный трудовой процесс, и кажется, что их рабочая трудовая сущность первична в этом мире, как все протоэлементы — вода, огонь, ветер, лес. Зрителю не удастся сказать, чем один из персонажей отличается от другого, эти фигуры более или менее однообразны, но ведь и скульптуры в средневековых соборах тоже довольно однообразны и выполнены грубым резцом. Слово «Средневековье» в данном случае условно, строгий Филонов его бы не употребил. Европейское Средневековье — это христианство. Вещи Филонова создают эффект древнего собора, однако при этом храма не христианского, но сугубо языческого. Простота иной бы сказал: примитивность этих образов обусловлена тем, что все лишние эмоции словно бы отсечены — они могли бы оказаться фальшивы. Остаются только упорство и тяжесть труда, въедливость и истовость — и странным образом эти качества, вообще говоря присущие индивидуальным характерам, в данном случае характеризуют обобщённые примитивные типы. В этом сочетании въедливой детали и обобщённого, почти примитивного образа — очарование и притягательная сила Филонова. Его вещи потрясают многодельностью и необыкновенно усидчивой деталировкой; мастер проводил часы, дни и месяцы, усложняя, добавляя, вкрапливая всё новые и новые подробности. Его крупные формы буквально набиты микроскопическими мелкими штрихами и подробностями, подчас напоминая структуру клетки, как мы её видим в микроскоп. Метод филоновского рисования, в котором большая форма дробится на малые, а эти малые формы — на ещё меньшие, получила название «аналитическое» рисование, и появился даже целый ряд адептов этой школы. Интересно здесь то, что данный аналитический метод ничего не анализирует, то есть вообще ничего. Сколь ни тщиться, разглядывая мелкие детали, вписанные в большую филоновскую примитивную форму, вы не отыщете в них никакой информации тем более анализа. Эти большие примитивные формы заполнены такими же примитивными формами, и даже ещё более упрощёнными, — геометрическими телами и точками, квадратами и прямоугольниками. Иногда кажется, что внутри крупных филоновских лесовиков бушует хаос, созданный беспредметным Малевичем. Возникает страннейший эффект — сложности, которая ничего не проясняет, анализа, который ничего не анализирует, детали, которая не детализирует ничего. И это тем более любопытно, что творческий метод Филонова, как его описывал сам мастер, заключался не в уточнении большой формы, как то делает большинство художников мира, но в создании большой формы вокруг форм малых — в том, что художник идёт от частного к общему. В идеологическом плане это совершенно понятно — Филонов деталь низвёл до чёрточки, индивидуальность растворил — это закономерно по отношению к коммунистической утопии. Так поступает и Платонов. Но вот как сугубо рисовальный метод это вообразить трудно — судя по всему, Филонов начинал всякую вещь с абстракции, поскольку его деталь сугубо абстрактна, это всегда беспредметная форма, мелкая загогулина, точка. И то, что мелкая бижутерия абстракций ткёт образ человека, каковой сам художник считает реалистически конкретным, — это само по себе поразительно. Значит ли это, что очищенная от культурных наслоений эмоция абстрактна? Значит ли это, что абстрактная эмоция порождает безличного идола? Неужели именно это хотел нарисовать художник? С точки зрения метода письма— перед нами исключительный парадокс: данная техника заполнение формы абстрактными разноцветными точками буквально воспроизводит приём пуантелизма. Именно так поступали французские художники-дивизионисты, Сёра и Синьяк, они ставили мириады пёстрых точек, усложняя локальный цвет, причём делали это почти механически. Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался— для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей— оскорбительно. Между тем, сходство есть. И в том и в другом случае, мастера ничего конкретного усложнением цвета сообщить не хотели — это имитация сложного письма, разложение цвета на спектр делалось пуантелистами механически, имитируя сложную работу. Фактически, пёстрым конфетти, художники пуантелисты заменили лессировку— трудный метод, в котором цвет пишется поверх цвета прозрачным слоем. Новое время, разрушая цельный образ, разрушило и сложный метод создания сложного цвета. Отныне— сложность имитировали. Перед нами сугубо абстрактное, механическое высказывание о цвете— его можно назвать в том числе и «первичным», поскольку чистый цвет точек пуантелизма — продукт спонтанного письма. Но ведь пуантелизм — ни о чём, а Филонов — о мировом расцвете! Как же так? Первичность ощущений и Платонов, и Филонов именно первичность ощущений брали за необходимую цель работы практически не оставляла возможности почувствовать хоть что-либо заурядно-обыденное — любовь, быт, историю, прошлое и т. В лабораторном «сокровенном человеке» нет деталей, «посторонний» не имеет подробностей биографии, «человек без свойств» не имеет свойств, и описать его свойства нельзя. Они величественны, просты, истовы и терпеливы, они упорны и работоспособны, но внутри у них ничего нет, а тот трезвон форм, которыми они наполнены, есть лишь столкновения первичных элементов: квадрата, призмы, шара. Это до-культурные люди — и они строят «мировой расцвет», как определял своё кредо сам мастер. Филонову принадлежит интересная мистерия написанная в том жанре, в каком работал ранний Маяковский, см. В этой пьесе мистерия написана как пьеса, с действующими лицами и прямой речью существует множество героев — Молодой охотник, Запевало, Раненый солдат, Баба, Насильник и т. Их речь слипается в средневековый сказочный заговор, а они все — в одно большое, гротескное народное тело, сбивчиво говорящее что-то важное, нутряное, но совершенно бессвязное. Это огромное народное тело, заполненное массой плохо различимых между собой элементов, и стало результатом истовой аналитической работы — по созданию первичного, не замутнённого культурой образа. Большая анонимная истовая форма заполнена малыми, неразличимыми и неиндивидуальными — что это? Образ новой истории? Таково будущее мира — тот самый, долгожданный, мировой расцвет? У Владимира Маяковского крайне высоко ценившего творчество Филонова есть замечательная поэма «150 000 000», в которой изображён могучий богатырь Иван, состоящий из ста пятидесяти миллионов людей, однако наивно было бы надеяться, что кто-либо из этих ста пятидесяти миллионов получит право на отдельный голос. Вышесказанное ни в коем случае не должно умалить значение мастера Филонова. Это великий мастер — равный зодчим Средневековья, но совсем другой: он не верил в Бога. Художники пролетарской революции были именно средневековыми мастерами, творившими образы вне образцов и забыв об античных канонах, — они, как и мастера Средневековья, ободравшие мрамор с античных храмов, начинали с нуля. И данный строитель грубого елового антирелигиозного собора закладывал основы будущей жизни. Он, как всякий средневековый мастер, полагал, что должен сгореть, чтобы обогреть будущее. Из его упорной, аналитической как он сам считал , изнурительной работы однажды выйдет конструкция общего характера. Он сам называл свои работы формулами — «Формула пролетариата», «Формула весны», «Формула космоса». С помощью этих формул в которых нет ни числителей, ни знаменателей, ни информации однажды возведут светлое здание будущего — он не сомневался. И созданные им грубые лесовики будут танцевать танец жизни — у Филонова есть даже такая картина: нагие мужчина и женщина танцуют на фоне города, заведённые безликие куклы, автоматы без свойств. Этот танец автоматов должен изображать радость бытия, но более всего картина напоминает классический средневековый сюжет «пляски смерти». В этом вины художника и тем паче умысла нет — новые средневековые мастера собирались честно строить собор; предельно ответственно освободились от культурных клише. Но у «сокровенного человека» может получиться только котлован.

Посетители увидят картины из известного цикла 1910-х годов «Ввод в мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента перерождение человека », абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы. Будут показаны также произведения 1930-х годов на производственные темы — «Ударницы швейной фабрики «Красная заря», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Чтобы посетителям выставки было легче «расшифровать» работы уникального, но трудно понимаемого мастера, организаторы наполнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов.

Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»

Последнее, что приходит на ум, когда читаешь Платонова или смотришь на полотна Филонова,— это слово «вдохновение» — пресловутая пушкинская лёгкость «минута — и стихи свободно потекут» этим художникам неведома. Современники военного коммунизма и продразвёрстки, эти художники «нового общества» работали как разнорабочие: тяжело и помимо вдохновения слова подгоняли друг к другу, как камни, выкладывали краску, словно грузили дрова. Видно по линии Филонова, как трудно движется рука художника, видно, как трудно подбирает слова Платонов. Каждый день и монотонно, но ради великой цели. Эта великая упорная монотонность стала своего рода художественным методом. Нужное другим дело мастера выполняют вопреки всему — даже вопреки внешней красоте искусства, вопреки правилам Буало и представлению о катарсисе. В произведениях Платонова или Филонова не бывает катарсиса, то есть нет некоей точки напряжения, в которой сходятся сюжетные линии и страсти. Повествование равномерно тяжело, холст равномерно расписан — центра нет. Их вещи не красивы хрестоматийной красотой. Если вы станете вспоминать лицо героя Филонова — вам не удастся вспомнить ничего помимо общих черт; индивидуальность стёрта трудом. Остаётся узнать: что же необходимое содержится в трудной работе Филонова и Платонова, ради чего проделан мучительный труд?

В таком случае его творчество — это мучительная правда, выговоренная о страшном времени. Впрочем, прямых обвинений режиму писатель не высказал, он просто описал уничтожающий человека процесс жизни, но хорошо это или плохо — он не сказал; каждый может решить сам. Принято числить Филонова мастером, запрещённым советской властью, — и действительно, запланированная при жизни выставка в Русском музее была отменена, а после смерти работы художника не выставляли. Однако никакой критики строя в картинах Филонова найти невозможно. Другом и почитателем Филонова числился советский мэтр Бродский — тот самый, автор «Ленина в Смольном»; всё это странно — это не биография диссидента. Да, на картинах Филонова изображены грубые люди, тяжело работающие, с безнадёжно уставшими лицами, но разве тяжкий труд противоречит доктрине партии? Подобно грубым скульптурам средневековых соборов, герои Платонова и Филонова предъявляют зрителям своё бытие вне оценочных категорий. Разве герои соборных порталов — мученики и святые — тщатся нам что-то доказать? Это в новое время масляная живопись стала трибуной: герои Гойи взывают к зрителю, требуют соучастия в борьбе, герои Шагала делятся своими страстями. Но люди Платонова и Филонова просто сосуществуют рядом с нами, как живут рядом с нами деревья, как стоят скалы.

Герои Филонова и Платонова не стараются казаться значительнее, чем они есть; так и камень не старается придать своим чертам выражения; камню достаточно того, что он знает сам о себе. Персонажи Платонова и Филонова схожи своими чертами с природой Севера — их лица вычищены холодом и ветром от избыточности. Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт. Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего. Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было. Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения.

Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца. Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать. Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря. Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев. Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд.

Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда. Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность. В том числе трудом является определение внешнего мира. Здесь уместно вспомнить, что Филонов был не только живописцем, но и писателем; причём, подобно Платонову, обращался со словом на особый манер — перегружая слово теми смыслами, какие ему самому открывались в процессе речи. Приведу цитату мастера, так он определял свой метод работы:"Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий. Я называю свой принцип натуралистическим за его чисто научный метод мыслить об объекте, адекватно исчерпывающе, провидеть, интуировать до под-и-сверх сознательных учётов все его предикаты, выявлять объект в разрешении адекватно восприятию". Сказано это на первый взгляд заумно, туманно. Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять.

Поменять — значило очистить от культуры. Культура может соврать, культура повинна во многой лжи; надо освободить линию от воспоминаний о музее, а слово от шлейфа ложных значений. Как выражался сам Филонов опять-таки на своём трудном языке : «Художник не может действовать в чистом разрешении заранее известной старой формой, это обязывает форму быть точной по отношению анализа в объекте, как звук, нота, буква, цифра, слово, речь»… Первичное слово, освобождённое от культурных коннотаций, — вот что ищут художники. Пролетарий, человек труда, желает говорить о себе и своих товарищах на честном рабочем языке. Но такого языка — нет. Мы все существуем внутри культуры и пользуемся её шаблонами, а кто-то может сказать «пользуемся клише» или даже «штампами» для выражения своих даже искренних эмоций. И ничего, живу, здоров» Павел Филонов Выражать себя через присвоение чужого словаря свойственно человеку вообще, а искусство этим пользуется постоянно — совсем не сегодняшний откровенный приём постмодерна впервые разрешил заимствование. Совсем не первым отметил Мандельштам, что «не одно сокровище, быть может, минуя внуков, к правнукам уйдёт».

Сам Филонов указывает, что отец работал кучером, извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщал лишь то, что она брала бельё в стирку. В 1894—1897 годах — ученик городской «Каретнорядной» приходской школы Москва , которую окончил с отличием. За год до этого от чахотки умерла его мать [7] [8] [9]. После переезда в Петербург в 1897 году поступил в живописно-малярные мастерские и по их окончании работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств , а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Льва Дмитриева-Кавказского. В 1905—1907 годах путешествовал по Волге , Кавказу , посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств ; в 1908 году был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой «добровольно вышел» в 1910 году. Пир королей. Участвовал в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 году. В 1912 году написал статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства : антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы , как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Совершал поездки по Италии , Франции и в 1913 году оформлял декорации для постановки трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. В начале 1910-х годов произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Прототипом художника в рассказе Хлебникова «Ка» является Филонов [10] : …Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести... Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби [11]. Филонов написал портрет поэта 1913; не сохранился и иллюстрировал его «Изборник» 1914 [12] , а в 1915 году опубликовал свою поэму « Пропевень о проросли мировой » с собственными иллюстрациями [13]. В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова — и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике последнего — и особенностях звучания, построения литературного языка первого.

Посетители увидят картины из цикла «Ввод в мировый расцвет» 1910-х годов, такие как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента», а также абстрактные композиции, полотно «Головы» и изображения зверей, написанные в 1920-е. На выставке гости смогут познакомиться с творческим наследием художника, которое сохранилось не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Они узнают о том, как Павел Филонов понимал мир, космическое пространство и Вселенную. Чтобы посетителям было легче понять работы художника, организаторы дополнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов.

Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег.

Очевидец незримого

Как и жизнь его картин. Как это часто бывает, творчество авангардиста было признано только через много лет после его смерти. Причем первыми признали его не официальные лица, а подпольные антиквары и контрабандисты. Вплоть до 90-х годов прошлого века только они понимали подлинную ценность картин и рисунков Филонова. Большая часть произведений умершего художника осталась у его сестры, Евдокии. Но в 1970-х годах она почувствовала пристальный интерес к ним со стороны разнообразных подозрительных личностей. И приняла единственно верное, как ей казалось, решение. Передала полотна и графику в Русский музей. Женщина не сомневалась, что там они будут в безопасности. К тому же их не выставили, а убрали в запасники. Что там с ними может случиться?

Куратор выставки - Евгения Петрова Русский музей. Вопрос, означает ли это, что для Павла Николаевича Филонова 8 января 1883 - 3 декабря 1941 не нашлось музейной площадки, невольно напрашивается. Но возможность увидеть "живьем" более шестидесяти работ Филонова столь замечательна, что все вопросы выглядят неуместными. Среди произведений, которые будут показаны в "Зарядье", обещают едва ли не все главные работы мастера: от "Пира королей", "Крестьянской семьи Святое семейство ", знаменитых "Голов", абстрактных работ до вполне реалистических картин 1930-х годов "Ударницы швейной фабрики "Красная заря", "Тракторная мастерская Путиловского завода". Последние две работы, о которых Игорь Грабарь писал, что они "подкупают искренностью и правдивостью", были написаны в 1931-1932 годах.

Вскоре после драмы 1929 года. Тогда огромная выставка Филонова, смонтированная, с выпущенным каталогом, простояла почти год! Свои работы Филонов не продавал. Учеников, которые образуют объединение "Мастера аналитического искусства", учил бесплатно.

Очевидцы записали некоторые комментарии: «Кто был на Германской войне, тот поймет картину Филонова «Германская война»; «Как новое искание выставку надо приветствовать. Не надо смущаться тем, что непонятно». И все же Исаков стоял на своем — выставку закрыли. Художнику пришлось выносить картины на собственных плечах из музея.

С тех пор его больше не выставляли. Оказавшись лишенным средств к существованию и возможности зарабатывать, он не продавал свои картины и преподавал бесплатно. Чудом его сестра сохранила архив и картины. Фото: Мария Москвичева Упомянутая «Германская война» есть и на этой выставке. В ней неистовое движение, тяжелое чувство насилия и ярости, разложенное на атомы. По мощи картина сравнима с «Герникой» Пикассо, хоть и меньше ее размером. Как раз после нее в движении по «руслу» экспозиции происходит поворот, и далее — работы, которые писались в стол. В первой части вместе с революционностью метода Филонова чувствуется глубокая связь с историей и иконописью.

Но вот власть была не очень-то довольна такой самостоятельностью местных авангардистов. Авангардисты — творческие люди. Они изменяют традиционные формы произведения, придавая необычный вид работе, экспериментируют с цветами и формами, чтобы привлечь наибольшее внимание. Даже в тихом Новосибирске есть свои «шумы» С авангардистами всегда были скандалы, всю историю власть вечно с ними борется. Ведь изменения, что-то новое приносит хаос и говорит «пока» спокойной жизни. Можно вспомнить, например, бульдозерную выставку. Да, бульдозерную, так её назвали именно потому, что здесь решили разогнать художников поливочными машинами и тракторами. Такое произошло в 1974 году, когда на опушке Битцевского парка Москва таранили самовольный вернисаж. Фото: commons. Выловили, схватили и повели на допрос начальника картинной галереи Дома учёных Михаила Яновича Хершковича.

Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов

Выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета» 7 малоизвестных полотен Павла Филонова Автопортрет (1921) / Фото.
Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова С 9 декабря в Новосибирском художественном музее в рамках Национального проекта «Культура» будет работать выставка «Павел Филонов и его ученики» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург).

Павел Филонов. Художник мирового расцвета

Более того, отдавал им заказы. Так, иллюстрации к финскому эпосу "Калевала" делали его ученики, о степени своего участия в этом проекте Филонов ничего не говорил. Художник буквально жил впроголодь, отказываясь брать деньги даже от жены, которую страстно любил, - брал взаймы, всегда отдавая деньги. Фото: Пресс-служба Зарядья В 1931-м друзья договорились о заказе для него в "Изогизе" на картину на производственную тему, одновременно упрашивая Филонова принять заказ. Он работал над полотном о заводе "Красный путиловец" с октября 1931 по май 1932, в итоге картину возвратили автору без объяснений. Аскет, бессребреник, человек феноменальной воли, Филонов воспроизводил в своей жизни тип средневекового мастера Человек, который в "Декларации Мирового расцвета" написал: "Я художник мирового расцвета - следовательно только пролетарий", - не только не вписался в "иконостас" мастеров соцреализма, но был фактически фигурой non grata советского искусства.

И дело, может статься, не только в том, что Филонов до голодной смерти в Ленинграде зимой 1941 года оставался аскетичным последователем русского "утопически-религиозного коммунизма", связанного с идеями воскрешения мертвых в работах Николая Федорова. Фото: Пресс-служба Зарядья Филонов, очевидно, стремился соединить новейшие достижения биологии о его знании анатомии человека ходили легенды с интуитивными художественными прозрениями, "сделанность" картины для художника была как результатом исследования, так и органического роста произведения. Его теория аналитического искусства передавалась его учениками, среди которых была, например, Алиса Порет.

Т-ва «Наш век», [1915]. Отсюда — сдвинутость в слове и ритме, рассеянность и децентрализация смысла, абсурдизм и затемнённость содержания, иррационализм и бессвязность, сближающие Филонова с обэриутами, Хлебниковым и Заболоцким раннего периода.

Позднее так же писали о войне Геннадий Гор и Павел Зальцман. Стихи Филонова — это его живопись, выраженная словом: Раненый солдат: Гляд бледн где мне лицо осит глазами спящ мальчик раем станет старым гостем Богу а сестрица молит све- чею Трех-пудовой выбить немцев из окопов подземных проходило и промежало вам невидно чернотою кос и кивом дня положит руку и солдат бородатыи пад ранен а Господь уносит вторую пулю ряд за рядом и помру П. Поэма «Пропевень о проросли мировой». Отрывок Творчество Павла Николаевича противоречиво, многообразно, динамично и плохо поддается классификации. С одной стороны — движение, текучесть, постоянная изменчивость форм, с другой — схематичность и жесткость приемов; с одной стороны - фигуративность, с другой - беспредметность; с одной стороны — абстрактность, с другой — конкретность.

Филонов П. Выработанная художником теория совмещения внешнего и внутреннего, циферблата с механизмом движения часовой стрелки, развернутости глаза в процессе работы одновременно на картину и на себя - было стремлением найти точку равновесия между субъективным и объективным началом, объединить их в единое целое. Павел Филонов вводит принцип двойного действия и ставит в центр время. Именно дление позволяло наблюдать за внутренними процессами, происходящими в художнике, и отражать их в картине, которая писалась годами. В результате она становилась живой, сохранявшей все внутренние сдвиги и внутреннюю эволюцию художника в процессе работы, она начинала жить "Живая голова" , питаясь энергией эволюции художника.

Сам по себе уровень художественного дискурса Филонова, его всеохватность, дает исчерпывающую картину русского мира первой половины 20 века. Но это документ стиля эпохи, по которому можно понять, сколько самонадеянности и смелости было тогда в головах русской художественной элиты. Ниже представлены фото картин Павла Филонова с выставки кликабельно. Женщина в восточной одежде, 1915.

Попробовал он себя и книжной иллюстрации, правда, не очень удачно.

Во время Первой мировой войны Филонов продолжал творить, пока не был мобилизован в армию. До своего призыва он успел написать такие свои работы, как «Германская война» и «Цветы мирового процветания». Осенью 1916 года он был направлен на румынский фронт, но провоевал недолго — после Февральской революции его избрали в дивизионный комитет, а затем и вовсе отправили в Петроград. Советская власть, казалось бы, сняла препоны к творческой деятельности — она на первых порах лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства. В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет». Произведения его оценил по достоинству сам нарком просвещения Анатолий Луначарский — человек образованный, с широким кругозором.

Он сказал, что Филонова трудно понять, но в будущем он станет гордостью страны. Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой. В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата», «Формула периода 1905-1921 годов» и так далее. В 1923 году художник выступил с «Декларацией мирового расцвета», где он развил свои идеи, базируясь на прежних принципах, которым оставался верен до самого конца своей жизни. Власть его продолжала привечать, дала ему мастерскую в Академии художеств, право обучать студентов и даже предложила сделать профессором, но тот отказался от такой чести. По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам.

Филонов со своими учениками оформлял Дом печати в Москве, рисовали декорации к спектаклям театров и к творческим вечерам Владимира Маяковского. В 1929 году ожидалась персональная выставка — желанная мечта любого художника. Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства. Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий. Филонов вновь стал испытывать нужды. Он принципиально не продавал свои картины, хотя ему порой предлагали за них большие деньги.

По его словам, «картины — это мои дети, а детей не продают». Зарабатывал он лишь тем, что создавал на заказ. Так, в 1935 году для морского клуба он написал большой портрет Сталина размером семь квадратных метров. Ещё одна заметная работа того периода - «Первая симфония Шостаковича», созданная по мотивам этого замечательного музыкального произведения, услышанного Филоновым по радио. Арест сыновей так шокировал жену Филонова, Екатерину Серебрякову, старую революционерку, члена «Народной воли», что ту парализовало.

Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»

о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове. Художник Мирóвого расцвета» С16 декабря 2023 года по17марта 2024 года вМедиацентре парка Зарядье пройдет выставка Павел Филонов. В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. В 1912 вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил оппонентом кубизма и изложил свое видение искусства. БЕЗУМИЕ ПАВЛА ФИЛОНОВА Иногда творчество некоторых художников до такой степени не укладывается в общепринятые рамки, что их называют волшебниками, магами, чародеями или же людьми не от мира сего, но при этом мало кому приходит в голову, что эти. Павел Филонов — это особенная фигура русского авангардного искусства. Кажется, что этот художник всегда оставался в стороне от мейнстрима футуризма-конструктивизма.

Русский музей открывает «Школу Филонова»

С 9 декабря в Новосибирском художественном музее в рамках Национального проекта «Культура» будет работать выставка «Павел Филонов и его ученики» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Филонов — самый неразгаданный художник русского авангарда. Филонов родился в крестьянской семье: его мать была прачкой, а отец извозчиком. Образование художник получал в Питере. Афиша Plus - 29 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - С 28 октября 2022 по 28 февраля 2023 года в антикварной галерее на Невском 54 (напротив Александрийского театра) открыта выставка Мастеров Аналитического искусства — последователей П.Н. Филонова.

Читайте также

  • История живописи: Павел Филонов — публикации и статьи журнала STORY
  • Павел Филонов: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров
  • Русский музей открывает «Школу Филонова»
  • Арабский халифат и его распад

Выставка «Павел Филонов и его ученики» открылась в новосибирском музее

Павел Филонов. Человек, который не поддался соблазнам зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.
Открытие выставки «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета» Выставка "Павла Филонов. Художник Мирóвого расцвета" в Москве завершает год 140-летнего юбилея со дня рождения одного из ключевых художников русского авангарда.
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета» Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР.
Русский музей открывает «Школу Филонова» Убедиться в пронзительной гениальности Павла Филонова можно, посетив масштабную экспозицию «Художник мирового расцвета», что работает сейчас в медиацентре парка «Зарядье».

Павел Филонов

В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» проходит выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий