Новости чей сын александр македонский

Учёные сходятся во мнении, что в гробнице III, обнаруженной в Вергине, похоронили Александра IV — сына-подростка Александра Македонского. Когда умер Александр, женщина с сыном спокойно жили в Пергаме и надеялись так же тихо продолжать существовать, ни на что не претендуя. Так сын Александр фактически был македонским царем в период с 316 по 309 годы до н.э.

Знаменитые дети из семьи военных

Трилогия "Александр Македонский" Валерио Массимо Манфреди, состоящая из "Сына мечты", "Песка Амона" и "Края света". Александр Македонский — что известно, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Александр Македонский взошел на престол в 20 лет и умер всего через 12 лет, завоевав одну из крупнейших империй древнего мира. Единственным сыном Александра III Македонского был Александр IV Македонский. таким образом она стремилась освободить своему сыну (будущему Александру Македонскому) дорогу к трону.

Александр Македонский трагедия семьи

Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда. Русская Греция Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы, так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов. Все сайты о Греции объединяет в себе проект Greek.

Тоже утверждает и позднейший мусульманский историк Табари 13. В наиболее уважаемом мусульманском толковании на коран «Рухул-баян», в объяснении названия «Зуль-карнайн», приводятся разные соображения, именно: Искандер во время своей жизни доходил до двух рогов солнца, то есть до восхода и до запада, был царем Востока и Запада и получил поэтому название «двурогого» 14 , как Ардашир 15 имел прозвание «долгорукого» потому, что у него всякие решения быстро приводились в исполнение, как бы при помощи двух длинных рук. Когда Зуль-карнайн призывал своих подданных к истинной вере, то голова его склонилась в правую сторону и он умер было, но ожил по велению Божию, а когда снова стал приглашать народ свой к вере, то голова его склонилась в левую сторону, и он снова умер и снова, по милости Божией, ожил. В воспоминании этих двух случаев, он и назван «двурогим». Так и Алия называют «двурогим», потому что у него на голове были две раны: одну рану нанес ему Умар Ибн-Вадд, а другую — Ибн Мульджам Камус. Зуль-карнайн во сне приблизился к солнцу и схватил его за два рога, то есть за два края — восток и запад, — и, когда рассказал об этом сне своему народу, получил прозвание «двурогого» Карасуль-анбия. Во время его жизни сменились два поколения полагая на каждое 36 лет. У него на короне были два рога 16. Он сражался руками и стременами. Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17. В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему. По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости. Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба! Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове. Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове». Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его. Возвратившись домой, Александр позвал к себе своего цирюльника и потребовал объяснений, а тот чистосердечно рассказал царю, как было дело. Царь, удовлетворенный чистосердечным признанием цирюльника, сказал ему: «Нет тайны, которая не сделалась бы явною… Иди, — ты свободен» 20. Очень не трудно заметить, что приведенная легенда весьма близко напоминает древний классический миф о Фригийском царе Мидасе, записанный Овидеем 21. По этому мифу, царь Мидас сначала выпросил себе у бога Вакха силу обращать в золото все, к чему он, Мидас, прикоснется рукой. Но даже пища и питье, до которых касался царь Мидас, превращались в золото и золотую жидкость, — царь голодал. Тогда он раскаялся в своем безумном желании, очистился от греха в реке Пактоле, возненавидел богатство и стал жить просто и умеренно. Часто после того царь бродил по лесам и лугам и стал ревностным чтителем бога лесов и полей, Пана. Но так как и прежде Мидас не далек был разумом, то и еще раз, благодаря своему неразумию, получил от бога неприятный подарок, с которым не разлучался уже до самой смерти. Однажды бог Пан, разыгрывавший перед нимфами своими веселые песни, дерзнул состязаться в музыке с Аполлоном. Тмол, бог горы, избранный обоими соперниками судей, сел на своем почетном месте, и вокруг него собрались нимфы и другие божества той местности, а так же и царь Мидас. Начал бог Пан играть на своей флейте, и Мидас с наслаждением внимал его варварским звукам. Потом выступил соперник Пана, бог Аполлон, увенчанный парнасским лавром.

Кости мужчины и женщины, которые были найдены в гробнице II, принадлежат сводному брату Александра, царю Арридею, и его супруге, известной как "женщина-воин" Адэя Эвридика. Это важное историческое открытие позволяет более детально изучить жизнь и наследие Александра Македонского и его семьи. Ранее ученые уже сообщили о находке гробницы матери Македонского, Олимпиады, которая была казнена в 316 году до н.

Она вдохновляет нас искать свою собственную силу и великолепие, преодолевая трудности и оставляя след в истории. А вы знали, что у Александра Македонского были проблемы в семье?

Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции

Хунзы интересны не только легендой о своём происхождении и языком, но и тем, что среди них очень много долгожителей. Долину реки, где обитает народ, называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни здесь достигает 120 лет. Калаши Калаши — малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндикуша, является, наверное, самым известным «белым» народом Азии. Споры о происхождении калашей продолжаются и сегодня.

Очевидно, что гены калашей уникальны, но точное происхождение этого народа неясно. Сами калыши, впрочем, не сомневаются, что они — потомки самого Македонского. По одной из легенд, Македонский приказал остаться калашам дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся. Верным солдатам не оставалось ничего другого, как осваивать новые земли.

По другой — несколько солдат, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные женщины, естественно, не покинули мужей. Калаши — удивительный народ. Несмотря на многочисленные попытки исламизации, многие калаши сохраняют многобожие.

Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство учёных считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау — это Зевс, а покровительница женщин Дезалика — Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно, либо просит об это дехара — местного шамана.

Александр родился в 356 году до н. По преданию, это произошло в ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской , одно из « Семи чудес света », и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. Гегесий из Магнесии впоследствии дал этому совпадению другое объяснение: «Нет ничего удивительного в том, что храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет» [11]. Царь Филипп , в то время осаждавший Потидею , согласно источникам, получил известие о рождении сына в день взятия города; другие гонцы в тот же день сообщили ему о большой победе македонян в битве с иллирийцами и о том, что его скаковая лошадь оказалась самой быстрой на Олимпийских играх [12]. Впрочем, поскольку всевозможные знамения всегда сопровождали рождение и жизнь великих людей античности [13] , информацию обо всех этих совпадениях учёные признают легендарной [14].

Точный день рождения Александра неизвестен. Плутарх пишет о «шестом дне месяца гекатомбеона , который у македонян называется лой». Многие историки принимают за 1 день гекатомбеона 15 июля, а рождение Александра датируют соответственно 20 июля, но есть мнения в пользу 21 и 23 чисел [15]. В то же время Аристобул из Кассандрии сообщает, что царь прожил 32 года и 8 месяцев [16] , а значит, родился осенью; согласно Демосфену , македонский месяц лой соответствовал не гекатомбеону, а боэдромиону , то есть приходился на сентябрь—октябрь. Поэтому есть ещё одна предположительная дата рождения — период с 6 по 10 октября [17]. Ребёнок был назван в честь его предка Александра I , прозванного «Филэллином» «другом греков» [5] , и здесь мог быть политический подтекст [18]. В течение всего детства царевича его отец постоянно был в походах, так что большую часть времени ребёнок проводил с матерью.

Та была женщиной «тяжёлого нрава», «ревнивой и скорой на гнев» и испытывала к мужу сильную неприязнь [19] ; вероятно, она часто критиковала Филиппа в присутствии сына, из-за чего у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: Филипп вызывал его восхищение и одновременно был ему неприятен [20]. Первым наставником царевича стал родственник Олимпиады Леонид из Эпира , обращавшийся с Александром очень строго тем не менее привязанность к нему Александр сохранил на всю жизнь. Леониду подчинялся ещё один воспитатель, акарнанец Лисимах ; известно, что он называл царевича Ахиллом, а себя — Фениксом. В компании ровесников-аристократов Александр начал получать типичное для своей эпохи образование, включавшее обучение чтению, счёту и письму, гимнастику, музыку, изучение классической литературы в первую очередь поэм Гомера , геометрии, начал философии [21] [22]. Ребёнок был очень вспыльчивым и чувствительным, но при этом проявлял любознательность и прилежание [23]. В источниках есть целый ряд историй, показывающих незаурядные способности юного царевича [24]. Так, однажды Александр принял персидских послов в отсутствие отца и «не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяжённости дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов»; удивлённые послы увидели в мальчике «величие замыслов и стремлений».

В другой раз Александр смог объездить неукротимого коня Буцефала , поскольку понял, что тот просто боится собственной тени. После этого Филипп, согласно Плутарху, воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала! В 343 или 342 году до н. Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза [26] [27] — возможно, чтобы разлучить его с матерью [28]. С этого времени до 340 года до н. Источники не дают чёткой информации о том, чему Аристотель учил царевича [31]. Предположительно Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию [32] [33].

Он основательно познакомился с греческой литературой : известно, что Александр очень любил и часто перечитывал « Илиаду » Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать [34] , хорошо знал « Анабасис » Ксенофонта, трагедии Еврипида , стихи Пиндара , Стесихора , Телеста , Филоксена и других поэтов [28] [35] , « Историю » Геродота [36]. Юность [ править править код ] Не позже 342 года до н. Филипп официально признал сына наследником македонского престола [37]. Весной 340 года до н. Александр, которому шёл тогда шестнадцатый год, был вызван отцом в Пеллу; царь отправился осаждать греческие города Пропонтиды , а сына оставил в столице в качестве регента , но под присмотром опытных полководцев Антипатра и Пармениона. В это время против Македонии восстало фракийское племя медов ; царевич разбил восставших и основал в их землях город Александрополь по аналогии с Филиппополем , который его отец назвал в свою честь [38] [28]. Два года спустя Александр был рядом с отцом, вторгшимся в Среднюю Грецию.

В решающей битве при Херонее он по-видимому, снова опекаемый Антипатром и Парменионом командовал конницей гетайров на левом фланге и возглавил атаку, решившую исход сражения: ему удалось уничтожить фиванский Священный отряд , а потом разгромить весь правый фланг противника [39] [40]. После заключения мира Александр возглавил делегацию, привёзшую в Афины пепел погибших воинов [41]. Несмотря на всё это, взаимоотношения царевича с отцом в те годы оставляли желать лучшего. Исследователи пишут о психологическом отчуждении, связанном с дефицитом общения и позицией Олимпиады; об этом может свидетельствовать тот факт, что Александр считал воспитателя Леонида своим приёмным отцом. По отношению к Филиппу царевич испытывал ревность и зависть, жалуясь друзьям после каждой победы Македонии: «Отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего». Даже имея статус наследника престола, Александр был далёк от государственных дел, и многие вельможи и военачальники его не поддерживали как наполовину эпирца по крови, находящегося под влиянием матери-чужеземки. Положение стало угрожающим для царевича, когда Филипп женился в седьмой раз — на знатной македонянке Клеопатре.

Гипотетический сын, рождённый в этом браке, был бы чистокровным македонянином, а значит, идеальным наследником своего отца; открытое заявление об этом прозвучало уже на свадьбе из уст Аттала , дяди невесты [42] [43] : Аттал… опьянев во время пиршества, стал призывать македонян молить богов, чтобы у Филиппа и Клеопатры родился законный наследник престола. Взбешённый этим Александр вскричал: «Так что же, негодяй, я по-твоему незаконнорождённый, что ли? Филипп бросился на сына, обнажив меч, но по счастью для обоих гнев и вино сделали своё дело: царь споткнулся и упал. Александр, издеваясь над отцом, сказал: «Смотрите, люди! Этот человек, который собирается переправиться из Европы в Азию, растянулся, переправляясь от ложа к ложу». Александр, 9. Царевич уехал вместе с матерью в Эпир, к своему дяде Александру , а оттуда — к иллирийцам , заклятым врагам Македонии.

Известно, что Олимпиада побуждала своего брата начать войну с Филиппом; возможно, её сын сделал такое же предложение иллирийцам. Филипп вскоре прислал к Александру в качестве своего доверенного лица Демарата из Коринфа и добился возвращения сына в Пеллу [45] , но окончательное примирение между ними так и не произошло [46] [47]. Ещё раз отец и сын поссорились из-за переговоров с правителем Карии Пиксодаром 337 год до н. Между ним и македонским царём шли переговоры о союзе, который должна была закрепить свадьба между дочерью Пиксодара Адой и сыном Филиппа II Арридеем.

Но не тут-то было. Македонская пехота воспротивилась: им было не по сердцу, что их царём будет сын азиатки.

Генералам пришлось пойти на компромисс. Решили, что царей будет двое: полуазиатский младенец Александр и чистокровный македонец Филипп Арридей. Но в итоге, империя — конечно же — «пошла вразнос». Ведь ни тот, ни другой царь не способны были выполнять свои обязанности — один из-за своего возраста, другой из-за своего кретинизма. Страну стали растаскивать на части полководцы Александра. В империи началась междоусобная борьба.

И важную роль в начавшемся хаосе сыграли две женщины: царица-мать Олимпиада и жена слабоумного царя Филиппа Арридея — Эвридика. А что же вдова Александра — Роксана? Увы, она была азиаткой. Поэтому никакого значения для македонцев поначалу! Но потом и она внесла свою лепту. Проклятие повешенной царицы Молодая и прекрасная Эвридика стала женой кретина, разумеется, по расчёту.

Она хотела сама быть правительницей — при идиоте-муже это было вполне реально. Поняв, что всё царство Александра генералы ей не отдадут, Эвридика пыталась «застолбить» за собой хотя бы Македонию. Но вот беда: именно там проживала стареющая мать Александра — Олимпиада. И она вовсе не хотела подчиняться какой-то молоденькой наглой «пигалице». Началась «женская война». Поначалу удача способствовала Эвридике.

Но затем беглянка договорилась с интервентами родным братом — царём Эпира , и те помогли ей вернуть престол. Эвридику и её слабоумного мужа-царя схватили. Филиппа Арридея зарезали, а вот его жене мстительная Олимпиада прислала на выбор меч, верёвку и яд. Эвридика пожелала Олимпиаде когда-нибудь встретить такую же смерть — и повесилась. Предсмертное пожелание Эвридики сбылось раньше, чем кто-либо мог подумать… За год своего правления полубезумная Олимпиада замучила всех своими жестокостями. Она почему-то была уверена, что её сыночка Александра отравил кто-то из македонской знати.

По одному лишь подозрению царицы стали хватать людей, пытать их чтобы выбить признание , а затем казнить. Но через год террору старухи пришёл конец. Войска одного из амбициозных генералов — Кассандра — захватили Македонию. Пленную царицу выдали родственникам убиенных ею людей. Те без колебаний забросали злодейку камнями. Впрочем, смерть свою Олимпиада встретила достойно.

Но такой вызов только радовал молодого полководца. Александр форсировал реку и вышел на противоположный берег. В последовавшем хаосе левый фланг персов пал.

А когда Македонский лицом к лицу встретился со своим заклятым врагом Дарием, впоследствии спасшимся бегством, персидских воинов обуял страх и ужас. Битва была выиграна. После сражения при Иссе Александр со своей армией выдвинулся к берегу современного Ливана.

Большинство городов сдались, но остров Тир оказал сопротивление. Македонский начал самую долгую и самую жестокую осаду за всю свою кампанию. Спустя семь тяжких месяцев, когда семь тысяч тиренцев были убиты, а тридцать тысяч попали в плен, стены острова пали.

Участь Тира постигла и город Газа. Александр вступает в Вавилон. Источник: wikipedia.

По прошествии двух лет войны он устремился вглубь материка, к Мемфису. Египтяне были рады поражению своих персидских правителей. Они сдались без боя и приветствовали военачальника с распростертыми объятиями.

В октябре 331 года до нашей эры у персидского селения Гавгамелы произошла одна из важнейших битв в мировой истории. На этот раз неприятель в три раза превосходил числом войска Македонского. Но бесстрашный полководец опять наслаждался опасностью.

Воспользовавшись шансом, Александр прорвался, чтобы напасть на Дария. И опять персидский царь спасся бегством. Впоследствии он был убит одним из своих командиров.

Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии. Другие великие вожди, возможно, удовольствовались бы этим монументальным триумфом, но только не Александр.

Искандар Зуль-карнайн. (Александр Македонский)

Дед Александра Аминта III , принадлежавший к младшей ветви династии и захвативший власть путём убийства предшественника, сохранил своё положение только благодаря лавированию между разными государствами Эллады. Его сын Филипп II смог резко увеличить государственные доходы, создать сильную армию , подчинить князей Верхней Македонии , разбить северных соседей и начать по одному покорять греческие полисы. Женой Филиппа и матерью Александра была эпирская царевна Олимпиада — дочь царя Неоптолема I из династии Пирридов , чьё происхождение возводили к Ахиллу [5] [6]. Таким образом, Александр и по мужской, и по женской линиям считался потомком богов и величайших героев древности. Осознание этого факта существенно повлияло на формирование его личности [7]. Филипп II был женат в общей сложности семь раз, причём жил со всеми жёнами одновременно [8]. Полнородной сестрой Александра была Клеопатра. Арридей был на год старше брата [9] , но страдал слабоумием, так что Александр считался единственно возможным наследником своего отца [10]. Рождение и детство Художник Франсуа Шоммер.

Александр Великий, укрощающий Буцефала. Александр родился в 356 году до н. По преданию, это произошло в ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской , одно из « Семи чудес света », и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. Гегесий из Магнесии впоследствии дал этому совпадению другое объяснение: «Нет ничего удивительного в том, что храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет» [11]. Царь Филипп , в то время осаждавший Потидею , согласно источникам, получил известие о рождении сына в день взятия города; другие гонцы в тот же день сообщили ему о большой победе македонян в битве с иллирийцами и о том, что его скаковая лошадь оказалась самой быстрой на Олимпийских играх [12]. Впрочем, поскольку всевозможные знамения всегда сопровождали рождение и жизнь великих людей античности [13] , информацию обо всех этих совпадениях учёные признают легендарной [14]. Точный день рождения Александра неизвестен. Плутарх пишет о «шестом дне месяца гекатомбеона , который у македонян называется лой».

Многие историки принимают за 1 день гекатомбеона 15 июля, а рождение Александра датируют соответственно 20 июля, но есть мнения в пользу 21 и 23 чисел [15]. В то же время Аристобул из Кассандрии сообщает, что царь прожил 32 года и 8 месяцев [16] , а значит, родился осенью; согласно Демосфену , македонский месяц лой соответствовал не гекатомбеону, а боэдромиону , то есть приходился на сентябрь—октябрь. Поэтому есть ещё одна предположительная дата рождения — период с 6 по 10 октября [17]. Ребёнок был назван в честь его предка Александра I , прозванного «Филэллином» «другом греков» [5] , и здесь мог быть политический подтекст [18]. В течение всего детства царевича его отец постоянно был в походах, так что большую часть времени ребёнок проводил с матерью. Та была женщиной «тяжёлого нрава», «ревнивой и скорой на гнев» и испытывала к мужу сильную неприязнь [19] ; вероятно, она часто критиковала Филиппа в присутствии сына, из-за чего у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: Филипп вызывал его восхищение и одновременно был ему неприятен [20]. Первым наставником царевича стал родственник Олимпиады Леонид из Эпира , обращавшийся с Александром очень строго тем не менее привязанность к нему Александр сохранил на всю жизнь. Леониду подчинялся ещё один воспитатель, акарнанец Лисимах ; известно, что он называл царевича Ахиллом, а себя — Фениксом.

В компании ровесников-аристократов Александр начал получать типичное для своей эпохи образование, включавшее обучение чтению, счёту и письму, гимнастику, музыку, изучение классической литературы в первую очередь поэм Гомера , геометрии, начал философии [21] [22]. Ребёнок был очень вспыльчивым и чувствительным, но при этом проявлял любознательность и прилежание [23]. В источниках есть целый ряд историй, показывающих незаурядные способности юного царевича [24]. Так, однажды Александр принял персидских послов в отсутствие отца и «не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяжённости дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов»; удивлённые послы увидели в мальчике «величие замыслов и стремлений». В другой раз Александр смог объездить неукротимого коня Буцефала , поскольку понял, что тот просто боится собственной тени. После этого Филипп, согласно Плутарху, воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала! В 343 или 342 году до н. Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза [26] [27] — возможно, чтобы разлучить его с матерью [28].

С этого времени до 340 года до н. Источники не дают чёткой информации о том, чему Аристотель учил царевича [31]. Предположительно Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию [32] [33]. Он основательно познакомился с греческой литературой : известно, что Александр очень любил и часто перечитывал « Илиаду » Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать [34] , хорошо знал « Анабасис » Ксенофонта, трагедии Еврипида , стихи Пиндара , Стесихора , Телеста , Филоксена и других поэтов [28] [35] , « Историю » Геродота [36]. Юность [ править править код ] Не позже 342 года до н. Филипп официально признал сына наследником македонского престола [37]. Весной 340 года до н. Александр, которому шёл тогда шестнадцатый год, был вызван отцом в Пеллу; царь отправился осаждать греческие города Пропонтиды , а сына оставил в столице в качестве регента , но под присмотром опытных полководцев Антипатра и Пармениона.

В это время против Македонии восстало фракийское племя медов ; царевич разбил восставших и основал в их землях город Александрополь по аналогии с Филиппополем , который его отец назвал в свою честь [38] [28]. Два года спустя Александр был рядом с отцом, вторгшимся в Среднюю Грецию. В решающей битве при Херонее он по-видимому, снова опекаемый Антипатром и Парменионом командовал конницей гетайров на левом фланге и возглавил атаку, решившую исход сражения: ему удалось уничтожить фиванский Священный отряд , а потом разгромить весь правый фланг противника [39] [40]. После заключения мира Александр возглавил делегацию, привёзшую в Афины пепел погибших воинов [41]. Несмотря на всё это, взаимоотношения царевича с отцом в те годы оставляли желать лучшего. Исследователи пишут о психологическом отчуждении, связанном с дефицитом общения и позицией Олимпиады; об этом может свидетельствовать тот факт, что Александр считал воспитателя Леонида своим приёмным отцом. По отношению к Филиппу царевич испытывал ревность и зависть, жалуясь друзьям после каждой победы Македонии: «Отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего». Даже имея статус наследника престола, Александр был далёк от государственных дел, и многие вельможи и военачальники его не поддерживали как наполовину эпирца по крови, находящегося под влиянием матери-чужеземки.

Положение стало угрожающим для царевича, когда Филипп женился в седьмой раз — на знатной македонянке Клеопатре. Гипотетический сын, рождённый в этом браке, был бы чистокровным македонянином, а значит, идеальным наследником своего отца; открытое заявление об этом прозвучало уже на свадьбе из уст Аттала , дяди невесты [42] [43] : Аттал… опьянев во время пиршества, стал призывать македонян молить богов, чтобы у Филиппа и Клеопатры родился законный наследник престола.

Александр родился в тот самый день, когда в далеком городе Эфессе сгорел удивительный храм богини Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Его строили 120 лет на деньги всех горожан Эфеса. Вообще то известно что храм сжег один из местных жителей Герострат , и когда его спросили для чего это ты сделал, он ответил: -Для славы. Кто меня знал прежде? А теперь каждый будет помнить мое имя. Едва лишь вспомнят о храме, так сразу и скажут: "А поджег его житель Эфеса Герострат"" Вот как некоторые люди жаждут славы и какие преступления готовы совершать ради этого.

Маленький Александр тоже мечтал о славе. Но он хотел прославиться великими делами С детства любил он читать "Илиаду", книгу в которой рассказывалось о богах и героях. И он тоже старался совершать благородные поступки. У Олимпиады и Филиппа было двое детей: сын Александр и дочь Клеопатра. Любовь Филиппа к жене довольно быстро переросла в отчуждение: македонский царь не любил змей и властных женщин. Но так случилось, что только Олимпиада смогла родить ему здорового наследника. По свидетельству античных авторов, его сводный брат Филипп был слабоумным. Других сыновей, о которых историкам точно известно, у Филиппа не было или по крайней мере ни один из них не был готов управлять царством отца.

По обычаям древних греков, Александр до семи лет жил на женской половине дома с матерью и кормилицей. Кормилица Ланика была из знатной македонской семьи, её младший брат Клит Чёрный командовал в войсках Филиппа отрядом всадников. Возвращаясь из боевых походов, Клит часто приходил к сестре, играл с Александром и рассказывал ему о сражениях. Александр рос крепким, ловким и смелым мальчиком. В детстве он всегда побеждал своих сверстников в драках и спортивных состязаниях. Но больше всего он мечтал о войне и победах. Когда во дворец приходили вести о том, что Филипп завоевал какой-нибудь город, Александр сначала радовался, а потом становился мрачным и говорил: -Отец ты совершил все уже подвиги, завоевал все земли! На мою долю ничего уже не остается-сокрушался мальчик.

Однажды в Македонию прибыли послы персидского царя. Вся Пелла вышла смотреть на них. Персы важно сидели на конях, на расшитых золотом попонах, сверкая драгоценным оружием, ослепляя роскошью длинных одежд — красных, зеленых, синих… Все в этих людях было необычно для македонян, все удивляло: и бронзово-смуглые лица, и красные от хны, мелко завитые бороды, и пугающие нездешней чернотой глаза… В царском дворце наступило смятение. Приехали послы, а кто же примет их? Царя нет, царь, как почти всегда, в походе… — Но разве меня тоже нет дома? Послы вымылись с дороги, отдохнули. И когда они были готовы к разговору, Александр, одетый в свое самое богатое платье, принял их со всем достоинством царского сына. Немолодые люди, придворные и советники персидского царя, переглядывались, пряча улыбку.

О чем же будет говорить с ними этот маленький царский сын? Конечно, будет какой-нибудь детский лепет.

Созданная в ходе завоеваний держава вскоре распалась, разделённая между полководцами царя — диадохами.

Тем не менее благодаря походам Александра началось распространение греческой культуры на Востоке, заложившее основу эллинизма. Александр ещё в античную эпоху был признан одним из величайших полководцев в истории. Его имя активно использовалось в политической пропаганде.

В Средние века одной из самых популярных книг в Европе и ряде регионов Азии и Африки стал « Роман об Александре », наполнивший биографию заглавного героя вымышленными эпизодами; в мусульманской традиции Александра начали отождествлять с Зу-ль-Карнайном. В эпоху барокко македонский царь стал популярным персонажем театра и живописи. Биография Римский бюст Александра Македонского, извлеченный из руин Геркуланума, дворец Бленхейм , Оксфордшир , Великобритания Происхождение [ править править код ] Александр принадлежал к династии Аргеадов , которая правила Македонией с начала её истории.

Античные авторы причисляют эту династию к Гераклидам ; согласно легенде, Теменид Каран младший брат царя Аргоса Фидона и потомок Геракла в одиннадцатом поколении [1] либо его потомок Пердикка [2] в VII веке до н. Сын Пердикки Аргей дал своё имя династии. Его отдалённым потомком стал Александр III [3].

До IV века до н. Македония была небольшим и слабым царством, страдавшим от вторжений фракийцев и иллирийцев с севера, от эллинской экспансии с юга; хотя македоняне говорили, по-видимому, на одном из диалектов греческого языка , греки считали их варварами [4]. Дед Александра Аминта III , принадлежавший к младшей ветви династии и захвативший власть путём убийства предшественника, сохранил своё положение только благодаря лавированию между разными государствами Эллады.

Его сын Филипп II смог резко увеличить государственные доходы, создать сильную армию , подчинить князей Верхней Македонии , разбить северных соседей и начать по одному покорять греческие полисы. Женой Филиппа и матерью Александра была эпирская царевна Олимпиада — дочь царя Неоптолема I из династии Пирридов , чьё происхождение возводили к Ахиллу [5] [6]. Таким образом, Александр и по мужской, и по женской линиям считался потомком богов и величайших героев древности.

Осознание этого факта существенно повлияло на формирование его личности [7]. Филипп II был женат в общей сложности семь раз, причём жил со всеми жёнами одновременно [8]. Полнородной сестрой Александра была Клеопатра.

Арридей был на год старше брата [9] , но страдал слабоумием, так что Александр считался единственно возможным наследником своего отца [10]. Рождение и детство Художник Франсуа Шоммер. Александр Великий, укрощающий Буцефала.

Александр родился в 356 году до н. По преданию, это произошло в ночь, когда Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской , одно из « Семи чудес света », и персидские маги сразу интерпретировали этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. Гегесий из Магнесии впоследствии дал этому совпадению другое объяснение: «Нет ничего удивительного в том, что храм Артемиды сгорел: ведь богиня была в это время занята, помогая Александру появиться на свет» [11].

Царь Филипп , в то время осаждавший Потидею , согласно источникам, получил известие о рождении сына в день взятия города; другие гонцы в тот же день сообщили ему о большой победе македонян в битве с иллирийцами и о том, что его скаковая лошадь оказалась самой быстрой на Олимпийских играх [12]. Впрочем, поскольку всевозможные знамения всегда сопровождали рождение и жизнь великих людей античности [13] , информацию обо всех этих совпадениях учёные признают легендарной [14]. Точный день рождения Александра неизвестен.

Плутарх пишет о «шестом дне месяца гекатомбеона , который у македонян называется лой». Многие историки принимают за 1 день гекатомбеона 15 июля, а рождение Александра датируют соответственно 20 июля, но есть мнения в пользу 21 и 23 чисел [15]. В то же время Аристобул из Кассандрии сообщает, что царь прожил 32 года и 8 месяцев [16] , а значит, родился осенью; согласно Демосфену , македонский месяц лой соответствовал не гекатомбеону, а боэдромиону , то есть приходился на сентябрь—октябрь.

Поэтому есть ещё одна предположительная дата рождения — период с 6 по 10 октября [17]. Ребёнок был назван в честь его предка Александра I , прозванного «Филэллином» «другом греков» [5] , и здесь мог быть политический подтекст [18]. В течение всего детства царевича его отец постоянно был в походах, так что большую часть времени ребёнок проводил с матерью.

Та была женщиной «тяжёлого нрава», «ревнивой и скорой на гнев» и испытывала к мужу сильную неприязнь [19] ; вероятно, она часто критиковала Филиппа в присутствии сына, из-за чего у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: Филипп вызывал его восхищение и одновременно был ему неприятен [20]. Первым наставником царевича стал родственник Олимпиады Леонид из Эпира , обращавшийся с Александром очень строго тем не менее привязанность к нему Александр сохранил на всю жизнь. Леониду подчинялся ещё один воспитатель, акарнанец Лисимах ; известно, что он называл царевича Ахиллом, а себя — Фениксом.

В компании ровесников-аристократов Александр начал получать типичное для своей эпохи образование, включавшее обучение чтению, счёту и письму, гимнастику, музыку, изучение классической литературы в первую очередь поэм Гомера , геометрии, начал философии [21] [22]. Ребёнок был очень вспыльчивым и чувствительным, но при этом проявлял любознательность и прилежание [23]. В источниках есть целый ряд историй, показывающих незаурядные способности юного царевича [24].

Так, однажды Александр принял персидских послов в отсутствие отца и «не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяжённости дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов»; удивлённые послы увидели в мальчике «величие замыслов и стремлений». В другой раз Александр смог объездить неукротимого коня Буцефала , поскольку понял, что тот просто боится собственной тени. После этого Филипп, согласно Плутарху, воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!

В 343 или 342 году до н. Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза [26] [27] — возможно, чтобы разлучить его с матерью [28]. С этого времени до 340 года до н.

Источники не дают чёткой информации о том, чему Аристотель учил царевича [31]. Предположительно Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию [32] [33]. Он основательно познакомился с греческой литературой : известно, что Александр очень любил и часто перечитывал « Илиаду » Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать [34] , хорошо знал « Анабасис » Ксенофонта, трагедии Еврипида , стихи Пиндара , Стесихора , Телеста , Филоксена и других поэтов [28] [35] , « Историю » Геродота [36].

Юность [ править править код ] Не позже 342 года до н. Филипп официально признал сына наследником македонского престола [37].

Язгулинцы верят, что Александр и похоронен здесь, в гробнице в местности, носящей название Каменный мост. В тексте легенды Македонский зовется «шах Искандар Зыркарнай». Это имя — искаженное арабское Искандер Зулькарнайн, «Александр Двуроги». Непонятное арабское слово превратилось в языке язгулямцев в Зыркарнай которое можно перевести как «имеющий золотой карнай». Карнай — это музыкальный инструмент, похожий на карпатскую трембиту Ягнобцы Ягнобцы — малочисленный народ, живущий в ягнобской долине в западном Таджикистане. Этот народ является носителем уникального на сегодняшний день языка, близкого одному из диалектов мертвого согдийского языка. Ближайшим живым родственником языка ягнобцев является осетинский язык.

Ягнобцы верят, что они являются потомками Александра Македонского. По местному преданию, Александр, проходя по Зеравшану, посетил соседний с Ягнобом Фальгар и остановился в селении Тагфон. Точных доказательств достоверности этой легенды нет, но известно, что ягнобцы являются потомками жителей Согдианы, покоренной Македонским. Исследователь востока Макисм Андреев писал: «Можно предположить, что ягнобцы были в свое время оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе». Минангкабау Ещё один народ, представители которого считают себя потомками Александра Македонского, называется минангкабау. Такое непростое для произношения самоназвание переводится как «победить буйвола». У Минангкабау есть легенда, что в XIII веке, когда в страну пришли яванские войска, старейшины предложили решить территориальный спор при помощи схватки двух быков. Яванцы выставили на бой взрослого буйвола кабау, а минангкабау — молодого голодного теленка, к голове которого были привязаны наточенные ножи.

Родственники царя

  • Искандар Зуль-карнайн. (Александр Македонский)
  • Олимпиада Эпирская - великая мать, которую избегал Александр Македонский
  • Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
  • Смотрите также

Потомки Александра Македонского

Современные греки являются прямыми наследниками этой цивилизации, и их язык, религия и культура имеют корни в эпоху Александра Македонского. Еще одним народом, который может быть связан с Александром Македонским, являются пакистанцы. В ходе своих завоеваний Александр добрался до долины реки Инд, где встретил сопротивление местных племен. В результате смешения греческих и местных культур возникла греко-бактрийская цивилизация, которая существовала на территории современного Пакистана и Афганистана. Генетические исследования, проведенные учеными из Университета Кембриджа, показали, что современные пакистанцы имеют генетические связи с древними греками, что может указывать на их связь с Александром Македонским.

С другой стороны, новый регент Полиперхон вступил в союз с бабушкой Александра IV Олимпиадой, которая защищала интересы своего внука. Теперь противоборствующие стороны объединились вокруг двух правителей — царей, которые оба были пешками, не имевшими реальной власти.

В 318 году до н. Он взял с собой Александра IV и Роксану. Олимпиада сыграла решающую роль в это время: она помогла Полипрхону отнять Македонию у Кассандра. Особенно впечатляюще было то, как армия Эвридики перешла на сторону Олимпиады: солдаты отказались сражаться с матерью и сыном Александра Македонского. Они были казнены в 317 году до н. И царства Диадохов в 301 и 200 годах до нашей эры.

Однако это был ещё не конец Кассандра. В следующем году ему удалось отвоевать Македонию. Он захватил Олимпиаду в Пидне с намерением казнить её, хотя одним из условий капитуляции было сохранение ей жизни. Поскольку солдаты отказались причинить вред матери Александра Македонского, Олимпиада была передана семьям её жертв, которые убили её. Их содержали в цитадели Амфиполя с человеком по имени Главкийс в качестве тюремщика. Кассандр приказал, чтобы с мальчиком обращались как с обычным человеком, без всяких почестей.

Мальчик, всё ещё номинально являвшийся правителем, находился в плену, пока диадохи сражались друг с другом за куски империи его отца. Третья война Диадохов закончилась в 311 году мирным соглашением между Птолемеем, Кассандром, Антигоном и Лисимахом. Тот же договор включал примечание о том, что Кассандр должен был удерживать свои территории только до тех пор, пока Александр IV не достигнет совершеннолетия. Это свидетельствует о том, что, по крайней мере номинально, мальчик всё ещё считался царём Македонии. Монета Кассандра, отчеканенная после 310 года до нашей эры, изображает Александра или Кассандра в плаще из львиной шкуры и с надписью Царь Кассандр на греческом языке на реверсе. На момент заключения договора мальчику было одиннадцать или двенадцать лет, и он приближался к возрасту, в котором от него можно было ожидать исполнения королевских обязанностей.

Македонцы, лояльные династии Аргеадов, хотели, чтобы Александр IV правил от своего имени и без регента. Это представляло очевидное препятствие для Кассандра и его амбиций. На данный момент у него был только один способ сохранить свою власть: уничтожить мальчика и любые другие следы семьи Аргеадов, чтобы не осталось родственников Александра Македонского, которые могли бы унаследовать царство. Диодор утверждает, что мальчик и его мать были убиты их тюремщиком Главцием по приказу Кассандра. Точная хронология этого события неизвестна, но вполне вероятно, что оно произошло где-то в 310 или 309 году, хотя об этом стало известно только позже. В разных частях империи продолжали отсчитывать годы правления Александра IV вплоть до 305 или 304 года.

Предполагаемый сводный брат Александра IV Геракл также был убит вместе со своей собственной матерью примерно в то же время, либо незадолго до Александра IV, либо после него. Анализ останков подтвердил, что они принадлежали мальчику в возрасте от тридцати до пятнадцати лет, что соответствовало возрасту Александра на момент его смерти.

Воплощение силы, мудрости и красоты, этот прославленный герой остается даже в наши дни навсегда вписанным в историю человечества. Она вдохновляет нас искать свою собственную силу и великолепие, преодолевая трудности и оставляя след в истории.

К Амону, отождествляемому с Зевсом, по древним сказаниям, во все времена обращались за советом великие люди, преимущественно греки, как например: Персей и Геракл 31 , а также царица Семирамида, египетский царь Бокхорис, Крез, царь Лидийский, затем полководцы Кимон, Алкивиад и Лизандр. О посещении Амона Гераклом Геродот рассказывает так: «Однажды Гераклу сильно захотелось посмотреть на Зевса, а Зевс вовсе не желал, чтобы тот видел его; наконец, так как Геракл продолжал настаивать, Зевс схитрил: он снял руно с барана, покрыл им себя, а отрезанную голову барана держал перед лицом и в таком виде показался Гераклу.

С этого времени египтяне изображают Зевса с головою барана и называют его Амоном. Фивяне не приносят баранов в жертву по той же причине: бараны у них считаются священными животными. Только раз в год, в праздник Зевса, они убивают одного барана, снимают с него руно, надевают его точно так же, как надевает на себя божество на изображении Зевса, и потом подносят к нему другое изображение, Геракла. Устроивши это, все присутствующие у храма плачут по барану и за сим хоронят его в священной гробнице 32. Около 200 лет до Александра Македонского, Персидский царь Камбиз хотел покорить оазис Сива, но этот дерзкий поход не удался: отряд Камбиза заблудился в пустыне и погиб до последнего человека, а сам Камбиз отправился с остальным войском в Эфиопию 33. Александр Македонский также считал себя сыном Зевса.

Юстин И Плутарх рассказывают, что мать Александра Олимпиада, жена Македонского царя Филиппа, сама будто бы созналась мужу своему, что родила Александра не от него, Филиппа, а от большого дракона 34 , и когда отпускала сына в поход, сообщила ему тайну его рождения и внушала ему гордиться своим происхождением. Поэтому Александр, после сражения при Иссе в ноябре 333 г. Александр был с радостью встречен жителями этой страны, измученной продолжительным персидским игом 35. Страбон 36 со слов Каллисфена рассказывает, что Александра побуждали к походу в оазис Сива, к Амонову оракулу, не только жажда славы, так как он знал о неудавшемся походе Камбиза и о путешествиях Персея и Геракла, но и желание узнать от знаменитого оракула свою будущую судьбу и уверится в своем происхождении. Когда Александр прибыл в оазис, то главный жрец Амона дозволил ему войти в храм в обыкновенной одежде, а оракул ясно высказал при этом, что Александр — сын Зевса. По словам Оросия 37 , Александр, когда прибыл к храму Амона, то предварительно сам лично переговаривал с жрецами относительно ответов, какие они должны были давать ему при торжественном вступлении его в храм главного египетского божества.

Поэтому, когда Александр вошел в храм, то главный жрец приветствовал его, как сына бога Амона и предсказал ему владычество над все миром и непобедимость до смерти. Когда же Александр спросил, не избежал ли кто-нибудь из убийц его отца заслуженной кары, то жрец ответил, что у Александра нет смертного отца и что убийцы Филиппа все погибли. В храм входил один Александр и выслушал все ответы бога из уст жреца, тогда как спутники Александра оставались вне храма и должны были довольствоваться тем, чем Александр захотел с ними поделиться. В письме к своей матери Александр обещал передать ей секретные сообщения оракула при личном свидании 38. Стоя пред храмом Амона, спутники Александра получили разрешение вопросить оракул, и на вопрос: должны ли они воздавать царю божеские почести? Получили утвердительный ответ.

После того Александр сделал богатые приношения богу Амону и жрецам и отправился в обратный путь. По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab.

IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона. И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра.

Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14. Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа.

Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене. Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия.

Александр Македонский: трагедия семьи

По её приказу Клеопатра была убита солдатами прямо в покоях своей матери, которую тут же принудили удавиться. Александр при этих событиях не присутствовал, а потому позднее разыграл публичную сцену негодования в связи с трагедией семьи мачехи. На этом тема была закрыта. Оставался самый грозный противник — полководец Аттал, который срочно выехал к армии в Азии и который находился в подозрительных сношениях с греческими городами, особенно с Афинами. Аттал был убит особым порученцем царя.

Позднее, отправляясь в свой великий поход, Александр приказал вырезать всех оставшихся в живых родичей царицы Клеопатры и Аттала. Весной 334 г. Рассказывать о походе не будем, равно как о политических интригах, преследовавших македонского завоевателя всю его жизнь. Сосредоточим внимание на его семейных делах.

А здесь никак не обойтись без ближайшего друга Александра с его отроческих лет — Гефестиона 356—324 гг. Большинство историков сходятся во мнении, что Александр Великий вообще не любил женщин, и единственной любовью его жизни оставался командир личной гвардии царя Гефестион. У древних авторов встречаем такие высказывания: «Когда Александр украсил венком могилу Ахилла, Гефестион также украсил Патроклову могилу, желая дать понять, что любим Александром, подобно тому, как Патрокл был любим Ахиллом» или «Александром… управляли бедра Гефестиона». Женился же царь якобы по-спартански: для продолжения рода или в сугубо политических целях.

Как бы там ни было, в 327 г. Александр Македонский вступил в брак с плененной им четырнадцати- или шестнадцатилетней бактрийской афганской княжной Роксаной ок. Вскоре она родила мальчика, который умер во время индийского похода. Смерть младенца вызвала охлаждение в отношениях между царственной четой.

По сей причине, вернувшись из Индии, в 324 г. Александр поступил как восточный владыка — не разводясь с Роксаной, взял себе в жены вначале дочь персидского царя Дария — Статиру, а затем дочь персидского царя Артаксеркса III — Парисат. Чтобы породниться с Гефестионом царь в один день сыграл две свадьбы — свою со Статирой и своего возлюбленного с младшей сестрой Статиры — царевной Дрипетидой. Осенью того же года во время одного из пиров Гефестион внезапно заболел и через неделю умер.

Споров об этой смерти в исторической науке много. Судя по описаниям синдромов болезни, молодой человек был отравлен стрихнином, но такого яда древние европейцы не знали. Возможно, что его привезли из Индии.

В исторических хрониках указано, что Филипп был убит в 336 году до нашей эры вместе с супругой Клеопатрой и новорожденным ребенком. Считается, что преступление совершили по приказы предыдущей жены Филиппа Олимпиады — таким образом она стремилась освободить своему сыну будущему Александру Македонскому дорогу к трону. В гробнице II лежали останки мужчины и женщины, которая при жизни часто ездила верхом. По мнению ученых, они принадлежали сводному брату Александра царю Арридею и его супруге, «женщине-воину» Адее Эвридике.

Начало правления [ править править код ] Греция и Македония в 336 году до н. Гибель отца Александр использовал для того, чтобы расправиться со всеми потенциальными источниками угрозы для своей власти. Двоих Линкестидов представителей княжеской семьи из Линкестиды в Верхней Македонии , Арравея и Геромена , распяли на крестах у могилы Филиппа [52] [53]. Был убит Аминта , двоюродный брат и зять Александра; один источник сообщает о родном брате царя Каране , которого тоже убили [54] ; Аттал был казнён по обвинению в измене [52] , и его участь разделили все ближайшие родственники мужского пола. Наконец, Олимпиада принудила к самоубийству последнюю из жён Филиппа, Клеопатру, а её новорождённую дочь приказала убить. В результате у Александра не осталось потенциальных врагов внутри Македонии [55] [56]. Знать и народ новый царь привлёк на свою сторону отменой налогов, не обращая внимания на пустую казну и 500 талантов долга [57]. На момент прихода Александра к власти Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию , но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря, ранее контролировавшееся независимыми греческими полисами. В зависимом от него положении находились Эпир там правил шурин и зять Филиппа, обязанный ему престолом , Фессалийский союз Филипп был его тагом и Коринфский союз , включавший всю остальную Грецию, кроме Спарты , и признавший Филиппа своим гегемоном с широкими полномочиями [58]. Греки формально подчинялись не Македонии, а её царю и после гибели последнего сочли себя независимыми. Враги Македонии в Афинах открыто радовались убийству Филиппа, а Фивы и Амбракия попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны [59]. В этой ситуации Александр действовал решительно. Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы изъявили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократору в предстоявшем походе на персов; многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны [60] [61] [62]. Александр: — Проси у меня что хочешь! Диоген : — Не заслоняй мне солнца! По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца» [63]. Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном» [64]. Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии , чтобы она предсказала его судьбу, и услышал в ответ: «Ты непобедим, сын мой! Александр прервал пифию словами: «Ни слова больше! Тем временем на севере готовились к войне войне иллирийцы и трибаллы. Царь решил нанести упреждающий удар: весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Правитель последних Сирм укрылся на острове Певка на Истре. На северном берегу реки собрались войска племени гетов , и Александр счёл это вызовом [65] : на подручных плавучих средствах он переправил армию через Истр, разбил гетов и тем самым лишил трибаллов последней надежды на успех [66]. Приняв капитуляцию этого племени, Александр двинулся в Иллирию. Там он осадил крепость Пелион , был окружён врагами, но смог прорваться, а потом обманным манёвром выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил [67] [68] [69]. В ходе этого похода март—май 335 года до н. Александр продемонстрировал незаурядный полководческий талант, умение импровизировать и не менее важную способность надёжно контролировать достаточно большие и разнородные воинские контингенты. Фор даже называет эту кампанию «быть может, самой блестящей и стремительной» [70] в биографии Александра. Царь смог полностью обезопасить северные границы Македонии на последующие годы, пополнил свою армию фракийскими, иллирийскими и трибалльскими воинами, захватил ценную добычу. Но в Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб. Поверив в эту новость, фиванцы восстали и осадили македонский гарнизон под командованием фрурарха Филоты в Кадмее ; поддержавшие их афиняне начали переговоры о союзе с персами, а полисы Пелопоннеса двинули свои войска к Истму. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинулся на юг: на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней [71] [72] [73]. Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться. В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил этот город. Комбинированным ударом снаружи и из Кадмеи фиванцы были разгромлены [74] , а на улицах произошла настоящая резня, в которой погибли 6 тысяч горожан. Решать судьбу города Александр предоставил своим греческим союзникам. Те постановили разрушить Фивы, оставив только Кадмею, земли разделить между соседями, а население обратить в рабство. Всего было продано 30 тысяч человек; на вырученные деньги примерно 440 талантов Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны [57]. Больше никто не сопротивлялся Македонии. Греки, поражённые быстрой победой царя и судьбой древнего города, в ряде случаев сами привлекали к суду политиков, призывавших к восстанию. Александр ограничился требованием к афинянам изгнать одного оратора и вернулся в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию [74] [75]. Восточный поход: от Граника до Киликии См. Горгием , Эсхином , Исократом. И греки, и македоняне были в этом заинтересованы в связи с перспективой завоевания новых земель и захвата богатой добычи. Кроме того, греки могли вывести на завоёванные территории новые колонии и таким образом избавиться от излишков населения, оппозиционеров и смутьянов; Македония же, возглавив объединённую армию в восточном походе, упрочила бы свою власть над Элладой. Поэтому царь незадолго до своей гибели переправил в Малую Азию часть армии во главе с Атталом и Парменионом. Официальной целью начавшейся таким образом войны было отмщение персам за сожжение греческих святилищ в 480 году до н.

Это произошло в 323 году до нашей эры, в Вавилоне. После смерти Александра Великого, началась борьба за власть. Македонская армия провозгласила царём умственно отсталого сына Филиппа от третей жены Филинны , как Филиппа Арридейского. Олимпиада не могла допустить этого и с эпирским войском вторглась в Македонию 317 г. При виде разъярённой Олимпиады, македонские воины перешли на её сторону, а царствующего Филиппа Арридея и его жену Эвридику убили. Кроме них были убиты их сторонники. По словам Юстина, Олимпиада учинила кровавую расправу. За это она была наказана, её приговорили к суду. Но родственники казнённых, не дождавшись суда, забили её до смерти камнями. Популярные статьи.

В Греции нашли гробницу сына Александра Македонского

Александр Македонский – полководец античности, сын царя Филиппа II, представитель династии Аргеадов. Александр Македонский (356–323 до н. э), царь Македонии (с 336 до н. э.), выдающийся полководец. Александр — сын македонского царя Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады (была одной из семи или восьми жен Филиппа). Александр Македонский – «cын Зевса». Македонскому, харизматичному и талантливому полководцу, потребовалось всего лишь одиннадцать лет, чтобы изменить мир. Александр был сыном македонского царя Филиппа II Македонского и Олимпиады, дочери эпирского князя Неоптолема. Мать Александра Македонского, "приложившая руку" к убийству сотен людей на пути к абсолютной власти своего сына.

Смотрите также

  • Родственники царя
  • По теме Потомки Александра Македонского
  • Обнаружены останки отца и братьев Александра Македонского
  • 8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер
  • Александр Македонский - биография императора полководца

Как сегодня выглядят потомки Александра Македонского

Александр I Македонский - Alexander I of Macedon Древняя Македония как правило ассоциируется с именем Александра Македонского, прозванного Великим, чье грозное имя и подвиги незаслуженно затмили его отца и основателя всех его побед Филиппа II.
Александр Македонский трагедия семьи Несмотря на то что прямые потомки Александра Македонского не смогли удержать власть, его культурное и генетическое наследие продолжает жить в современных народах.
Олимпиада / Мать Александра Македонского / Колдунья или мать Бога? / Уроки истории / Изначально считалось, что в царских гробницах находились отец, сын и старший сводный брат Александра Македонского.

8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер

Александр III Великий, известный также как Александр Македонский (лат. Alexander Magnus) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Александр Македонский родился в македонской столице Пелла. Согласно местной легенде, минангкабау являются потомками одного из сыновей Александра Македонского. РИА Новости, 02.03.2024.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий