Синод освободил митрополита Илариона от должности главы Отдела внешних церковных связей РПЦ. Столь сильной и эмоциональной была реакция на версии Сергея Чапнина о причинах отставки митрополита Илариона, что и мы публикуем их здесь.
Голоса о Церкви: версии Чапнина о причинах отставки Илариона
Он был отправлен в Венгерско-Будапештскую епархию, насчитывающую чуть более десятка приходов. Судя по всему, новость об отставке стала для Алфеева неожиданной. А было сказано только то, что этого требует нынешняя общественно-политическая ситуация. Можете считать, что дорога сделала очень крутой поворот, я в него не вписался и оказался на обочине. Но это лучше, чем если бы я съехал в кювет, машина бы моя перевернулась и взорвалась», — позже признался митрополит. В околоцерковных кругах гадали: считать ли релокацию митрополита наказанием или специальной миссией в Европе.
Особенно он остановился на событиях в Одессе, которые привели к массовому недовольству русскоязычного населения и спровоцировали, в свою очередь, события на Донбассе. Затем он сказал о расширении НАТО на Восток: о том, что НАТО приблизилась к Санкт-Петербургу на расстояние нескольких минут подлетного времени, а если бы Украина вступила в НАТО, то и к Москве приблизилась бы на расстояние нескольких минут подлетного времени если речь идет о боеголовках, ядерных или иных. Наконец, он сказал о самом главном: о том, что его паства находится по обеим сторонам конфликта, что его сердце болит за то, что происходит. Примерно в таком духе было изложено Патриархом его видение происходящих событий. На что Папа ответил так, как это достаточно корректно представила на тот момент ватиканская служба новостей. Как свидетель и участник того разговора, я хорошо помню, что атмосфера была очень дружественная, не было несогласия между Папой и Патриархом или недовольства с той или иной стороны. Это была братская беседа. Хотя, возможно, стороны остались при своих взглядах. Грачева: Папа Римский Франциск, давая интервью Corriere della sera, говорит о том, что он призывал Патриарха говорить не языком политиков, а на языке Иисуса. Возможно ли в нынешних острых обстоятельствах, в контексте происходящей на Украине специальной операции, обсуждать эти события на языке Иисуса? Митрополит Иларион: Пастырь всегда воспринимает происходящие события с христианской точки зрения, через призму святого Евангелия. Именно поэтому оценки, которые дает пастырь, всегда отличаются от тех оценок, которые дают политики. Ведь сценарий политических событий и сценарий военных действий пишутся без участия Церкви. То, что может Церковь, она делает, прежде всего, чтобы помогать людям. Мы видим, какую огромную работу развернула под руководством Патриарха Русская Православная Церковь для помощи страждущим, прежде всего для помощи тем беженцам, которые оказались сейчас на территории России, а их уже больше миллиона. Мы видим, какую огромную работу сейчас проводит с внутренне перемещенными лицами Украинская Православная Церковь на территории Украины. Мы видим, как Поместные Православные Церкви, в частности, в Польше и Румынии, откликаются на беду, постигшую людей, которые оказались беженцами, и как они помогают беженцам. Вот, собственно, та работа, которую может вести, должна вести и ведет Церковь в условиях политического противостояния. А влиять напрямую на ход переговоров или на ход военных действий Церковь, конечно, не может. Грачева: Давайте перейдем к другим свежим новостям. Верхняя палата парламента Белоруссии одобрила поправки, которые расширяют перечень применения смертной казни: теперь она грозит, согласно этим поправкам, за покушение на акт терроризма, а также за покушение на убийство иностранца, государственного или общественного деятеля. Надо, наверное, напомнить нашим телезрителям, что Белоруссия на сегодняшний день — единственная страна в Европе, где не отменена смертная казнь. Все события, которые происходят в Белоруссии на законодательном, законотворческом уровне, интересны, потому что Белоруссия — союзное с Россией государство. Как Вы прокомментируете данную инициативу Верхней палаты парламента, поправки, которые уже одобрены? Митрополит Иларион: У Русской Православной Церкви есть официальная позиция относительно смертной казни, которая выражена в официальном документе, принятом в 2000 году — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Церковь может только напоминать о той ответственности, которую несут судебные и исполнительные органы за жизнь каждого человека. Почему смертная казнь опасна? Хотя бы потому, что всегда существует возможность судебной ошибки. В истории нашего огромного государства, которое включало и Россию, и Украину, и Белоруссию, в истории Советского Союза был период, когда массово совершались смертные казни, а потом государству пришлось реабилитировать людей, которые были несправедливо казнены. Дело в том, что эта реабилитация не может помочь человеку, которого лишили жизни. Хотя бы один этот фактор должен заставить законодателей задумываться о том, что может произойти судебная ошибка, в результате которой человек будет несправедливо осужден, лишен жизни, а потом окажется, что исправить ошибку уже невозможно. Грачева: В Соединенных Штатах Америки целая волна митингов прошла с участием звезд, публичных лиц США, которые протестуют против отмены поправки 1973 года, когда женщины в Штатах получили право сами выбирать, могут они сделать аборт или нет. Изданию «Политика» стало известно о том, что было внутреннее голосование Верховного суда, согласно которому можно отменить это право на аборт, действовавшее на территории США последние 50 лет. Если подобное решение все-таки вступит в силу и власти США не поддадутся на это протестное движение, как Вы прокомментируете эту по-настоящему революцию в США? Митрополит Иларион: Православная Церковь приветствует любые законодательные инициативы, направленные на сохранение жизни человека, и если такое решение будет принято, мы со своей стороны будем его приветствовать. Но надо понимать следующее: речь совсем не идет о том, что по всей стране, во всех штатах Америки отменят аборт.
Для справки: деятельность Иллариона, на тот момент викария правящего архиерея епархии, митрополита Сурожского Антония Блума , вызвала острое недовольство значительной епархиального духовенства. В конце концов с критикой своего викария выступил и сам митрополит. В результате епископ Иларион был отозван из епархии и некоторое время спустя назначен епископом Венским и Австрийским - с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией. Однако за что именно наказан Иларион, пока непонятно. Он не исключает, однако, что мотивы могли быть политическими, что отставка произошла по просьбе недовольных Иларионом светских властей. Такое поведение казалось санкционированным самим патриархом - "чтобы был какой-то незапятнанный человек, который был бы выездным, не под санкциями, который мог бы встречаться с западными политиками и религиозными деятелями".
В телеграмме выражается поддержка решениям Св. Синода: «Полагаю своим христианским долгом выразить благодарность Св. Синоду РПЦ за принятые четкие канонические решения по разбойному сборищу т. УПЦ от 27 мая сего года. Православие, каноническую православную Церковь и на Украине не одолеют врата ада. Изменой, трусостью и обманом не защищают веру и свои жизни. Единство полноты Русской Православной Церкви аксиома, а не предмет «размышления». Прибави им зла, прибави им зла славным земли. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». На заседании Св. С одной стороны, это — логичное решение, привязывающее границы церковной юрисдикции к границам государственным, Крым в церковном отношении вернулся в РПЦ напрямую. Однако, с другой стороны, в нынешних условиях это решение, очевидно, приведёт к росту конфронтации с УПЦ, а также лишит Московскую Патриархию рычагов влияния на ситуацию в УПЦ МП хотя и небольших рычагов, но все-таки при отсутствии иных и этими разбрасываться не стоило бы. Находясь формально в составе УПЦ МП, крымские епархии могли бы влиять на ситуацию в Украинской Церкви, выражая своё несогласие с какими-то решениями, поддерживая тех сторонников канонического строя, которые есть внутри УПЦ. Поэтому возникает сомнение в своевременности принятого решения, которое, самое главное, в нынешних условиях вызовет только рост напряжённости и отчуждения УПЦ от Московского Патриархата. Ну и «вишенка на тортике» — жёсткая отставка митрополита Илариона со всех постов в Московской Патриархии и направление его, по сути, в ссылку в Венгрию. Здесь всё показательно и символично. Во-первых, митрополита Илариона назначили на мизерную и финансово несостоятельную Будапештскую и Венгерскую кафедру, которая была в последнее время закреплена «в качестве нагрузки» за митрополитом Рязанском Марком. Синод снял эту обузу с митрополита Марка и назначил туда митрополита Илариона, не дав ему никакой другой должности, которая позволяла бы ему безбедно существовать. Во-вторых, митрополит Иларион уже занимал Венгерскую кафедру в начале своей архиерейской карьеры в 2003-2009 годах. То есть его нарочито вернули «в первобытное состояние». Правда, тогда кафедра была побольше и побогаче, включала в себя Австрию, и носил владыка титул епископа Венского и Австрийского только временно управлявшего приходами Будапештской епархии и оставался при этом в должности Представителя РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе.
Митрополит Иларион освобожден от должности главы Отдела внешних церковных связей РПЦ
Лайк, подписка, колокольчик на ютуб-канал www. Митрополит Иларион — правящий архиерей Будапештской и Венгерской епархии РПЦ, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор философии, доктор богословия.
Напомним, что Архиерейское совещание Русской православной церкви 19 июля одобрило документ Синодальной библейско-богословской комиссии об искажении православного учения о Церкви в Константинопольском патриархате и передало его на утверждение Синода. В нем заявляется неправомерность притязаний Константинопольского патриархата на первенство не только чести, но и власти, среди поместных православных Церквей.
Темой выступления стали межхристианские отношения. Обратившись, в частности, к теме православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы.
Если даже ближайшие ученики Спасителя сомневались в том, что Он говорил, сомневались, может быть, в силе Его чудес и усомнились в самом главном совершенном Им чуде — в воскресении, то вполне естественно, что и другие люди сомневаются. Владыка, а когда вы пишете книги, ваша вера, она как меняется? Она становится глубже, вы какие-то вещи для себя открываете? Вы же когда пишете, это не то что, так сказать, все ясно — вы сели, записали. Это тоже процесс какой-то — и какого-то взросления в вере, может быть, становления? Я никогда не пишу книги для других людей. Я не пишу книги по принципу: вот, я для себя все уяснил, а теперь я другим расскажу. Сам процесс написания книги — для меня это всегда процесс узнавания. Вот когда я писал книги об Иисусе Христе, я фактически заново перечитал, переосмыслил, пережил всю евангельскую историю на какой-то совершенно новой глубине, чем до того момента, пока я взялся за эту книгу. Потом вот об апостоле Павле я писал. Опять же, до того я что-то, конечно, о нем знал, я читал его послания. Но только после того как я вник во всю эту историю, изучил контекст его жизни, заново перечитал — уже с разными комментариями — его послания, для меня он как-то по-новому открылся. И вот когда я эти книги пишу, то я для себя что-то все время открываю. Это помогает мне, конечно, мою веру глубже понять и глубже узнать. Но как бы уже побочным продуктом является сама книга, которую потом читают другие. Владыка, я не могу вас не спросить, поскольку мне тоже очень близок, смею надеяться, и очень интересен апостол Павел: что нового вы в нем увидели, когда писали… то есть я понимаю, и книгу я читал, ну вот, если так резюмировать для наших зрителей, что для вас было самым важным в этом новом открытии апостола Павла? Вы знаете, для меня самым важным было то, что, я думаю, именно апостол помог ранней христианской общине понять, что Иисус Христос создал новую религию. Ученикам Спасителя после Его воскресения это было непонятно. Они долгое время еще продолжали ходить в храм Иерусалимский, они продолжали по субботам ходить в синагоги. Да и сам Павел, он же свою проповедь в каждом городе начинал с синагоги. Он шел в синагогу, он проповедовал. Он дожидался того момента, пока его оттуда либо выгонят, либо палками побьют. То есть реакция всегда была отрицательной. Но, он всю жизнь надеялся. И он даже в своих посланиях эту надежду — мы, наверное о надежде будем говорить в следующем сегменте… Да, да, будем говорить. Вот у апостола Павла была надежда на то, что весь Израиль спасется. Он эту надежду в Послании к Римлянам очень ярко выражает. Но действительность была иной. То есть его проповедь среди иудеев не имела никакого успеха. А проповедь среди язычников, наоборот, имела успех. И вот апостол Павел был человеком, который в апостольскую общину вошел извне, не был ее частью. Наоборот, он был гонителем. Его долгое время не принимали, не верили в его искренность. И он постоянно в своих посланиях должен был доказывать, что он все-таки апостол, хотя он и не был призван Христом при жизни, но что Христос его призвал потом и что он даже более других апостолов потрудился. Но именно Павлу принадлежит вот эта заслуга, по сути дела, именно он показал ранним христианам, что христианство — это не какое-то ответвление иудейской традиции, а что это совершенно новая религия. И он создал богословский базис для этой религии. Вот если мы посмотрим, например, на наше богослужение. Всякий раз, когда я совершаю литургию Василия Великого и читаю эти поразительные, длинные молитвы-анафоры — ведь эти молитвы, они буквально сотканы из слов и выражений апостола Павла. То есть он сформировал наше богословие, он сформировал наше богослужение. И то, что апостолы своими глазами видели, и то, что евангелисты описали, — именно он осознал богословское значение этих событий, и он по сути дела создал все христианское богословие. Надежда Я хотел бы о молодежи у вас спросить вот что. У нас есть такой стереотип в молодежной среде, насколько я понимаю, среди той молодежи, которая не ходит в Церковь и боится, может быть, не хочет, вот им кажется, что, если они придут, им скажут: «Это не ешь, это не носи, такую музыку не слушай, там с тем не танцуй» и так далее. И есть такое представление, что Евангелие, Церковь — это про прошлое и про то, каким человек был или есть сейчас. Мне всегда в этом виделась такая большая ложь, потому что, мне кажется, что Евангелие не про то, каким человек был, каким я был или даже не какой я сейчас, а про то, каким я могу стать. Вот, во-первых, хотел спросить: согласны ли вы с этим? И во-вторых, если да, то почему мы на этом не делаем акцент? Если все Евангелие устремлено в будущее и человека устремляет в будущее, а представление такое, что это что-то такое outdated, так сказать. Я согласен с вашим пониманием. И я всегда очень огорчаюсь, когда о Церкви говорят исключительно как о хранительнице традиций. Вот мы слышим, что роль Церкви в нашем обществе важна, потому что Церковь помогает сохранить традиции или Церковь помогает возродить забытые традиции. Так, как будто бы Церковь — это музей, куда складывают всякие древности. И вот чтобы эти древности там не запылились или чтоб их не украли, Церковь их бережно хранит. Церковь действительно является хранительницей традиций. Но она не для этого была создана. А она была создана, как вы говорите, для того, чтобы менять людей к лучшему. И вот в этом смысле Церковь, будучи глубоко укоренена в прошлом и в истории, она обращена не к прошлому, а к настоящему и будущему. Прежде всего, конечно, она обращена к настоящему, потому что она помогает понять человеку, кто он такой. Оно помогает человеку осознать себя таким, какой он есть, поставить себя перед Богом, осознать свои грехи. А затем начинается, когда это осознание происходит, начинается процесс внутреннего перерождения человека. И процесс этот происходит не потому, что он начинает себе в том или в другом, или в третьем отказывать, и не потому, что Церковь ему то или другое, или третье запрещает, а потому, что он сам начинает выходить на какой-то совершенно новый уровень самопонимания, понимания окружающей действительности и понимания той реальности, которую мы именуем Богом. Владыка, вот в этой связи, как мне кажется, у меня еще вот такой вопрос. У нас уже не первый выпуск программы, и я получаю какую-то реакцию от зрителей. Причем нередко реакция такая: вот зачем вы позвали этого человека, а зачем вы позвали этого, он там такое сказал, это вот православный так говорить не может. И получается такая странная штука, что есть какой-то образ, какие-то рамки, то есть если православный, значит, он по набору вопросов должен говорить только определенные вещи. Как вы думаете, это проблема восприятия зрителей? Потому что я пытаюсь объяснить, что у нас же программа называется не «Икона», а «Парсуна», там люди разные, и люди, естественно, находятся в пути, они ошибаются, и мы не представляем гостя и все его слова как истину в последней инстанции. Вот все-таки это, скажем так, скорее, наша ошибка, нужно, так сказать, подбирать гостей безукоризненных или это что-то в восприятии избито, все есть какое-то такое, не вполне верное? Я не знаю, понятен ли, так сказать, мой вопрос. Я думаю, что вы, как хозяин передачи, можете приглашать всех, кого вы хотите. Но тут надо понимать, конечно, что человек, каждый человек, особенно если это публичный человек, он себя тем или иным образом проявляет в публичном пространстве. И всякий раз, когда люди видят того или иного человека, за ним тянется шлейф того, что он сделал, того, что он сказал, того, что он спел. И конечно, люди не могут воспринимать этого человека в отрыве от его основной деятельности. Мы сейчас говорили об апостоле Павле. Ну это же тоже, так сказать, живой человек. Вот представьте, — не в плане сравнения гостей с апостолом — приходит апостол Павел. Зрители смотрят и говорят: «Это тот, который гнал христиан? Как вы можете его звать в свою программу! Так именно и говорили в апостольской общине: «Это тот, который гнал христиан? Как вы можете верить, что он теперь обратился». И ему не верили. Но ему пришлось потратить значительное время на то, чтобы доказать, причем доказать не просто на словах, а делами доказать, что он реально обратился, что он стал реальным последователем Христа. И только время убедило окружающих, что он действительно апостол. Причем, я думаю, что окончательно это произошло после его смерти и только после того как его послания стали распространяться, их стали читать в Церквах, и все осознали какое колоссальное значение он имеет для Церкви, и какую роль он сыграл в становлении христианской Церкви. Владыка, мы говорим о надежде. Вот мне кажется, что антоним надежды — это уныние. А вам знакомо это чувство? Я бы сказал, что чувство уныния в том виде, в каком его описывают авва Дорофей, Евагрий-монах и другие аскетические писатели, мне не знакомо. Может быть, это связано с тем, что я все время очень занят. Вот тот же Евагрий говорил, что монах должен всегда быть чем-то занят. Потому что если он ничем не занят, то к нему подкрадывается бес уныния. Вот мой рабочий график такой, что в нем для беса уныния не остается совершенно никакого пространства. Владыка, а вот как пастырь — вы видите эту проблему, среди пастырей, скажем, это серьезная тема, вообще, серьезная проблема для наших людей сегодня? Я думаю, что это проблема серьезная. Но люди сейчас скорее мыслят эту проблему не в категориях уныния, а в категориях депрессии. И вот я думаю, что депрессия — это состояние, которое свойственно очень многим людям. Причем у нее есть разные градации. Есть клиническая депрессия, которая просто лечится медикаментами или требует врачебного вмешательства. А есть такие стадии и степени депрессии, которые человек, может быть, даже сам не сознает, что это проблема, но вот он живет в состоянии этой депрессии либо какими-то периодами, либо постоянно, и он не знает, как с этим бороться. И вот мы все чаще и чаще, к сожалению, слышим сейчас о самоубийствах, причем о подростковых самоубийствах. О том, что даже влюбленные пары кончают собой по каким-то соображениям, которые они, видимо, откуда-то почерпнули или откуда-то узнали. А может быть, потому что депрессия от одного переходит к другому, потому что она заразительна, как и многие другие болезни. И вот я думаю, что депрессия — это очень большая проблема современного человека и это очень большая пастырская проблема.
Голоса о Церкви: версии Чапнина о причинах отставки Илариона
последние новости по тегу: митрополит Иларион. Обращения митрополита Илариона. Памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Главная» Новости» Митрополит иларион алфеев последние новости за что уволили. Митрополит Иларион (Григорий Валерьевич Алфеев) был руководителем этого отдела с 2009 года. Синод РПЦ на своем заседании 7 июня постановил освободить митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ.
Митрополита Илариона сняли с должности руководителя отделом внешних церковных связей
Исключить из него Илариона», — сообщается на официальном интернет-портале правовой информации. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания, Документ подписан президентом РФ Владимиром Путиным 5 июля. Митрополит Иларион был назначен на новую должность 7 июня. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Действительно, популярных и влиятельных иерархов в последнее время в церкви осталось мало. Умерли о. Всеволод Чаплин и о. Димитрий Смирнов, был лишен сана о. Андрей Кураев. Фигура митрополита Илариона — интеллектуала, талантливого композитора , человека с непередаваемой харизмой и рафинированного интеллигента оставалась самой яркой звездой на небосклоне РПЦ. И вот, неожиданно его заменяют на митрополита Антония Антона Севрюка , лично принявшего монашеский постриг от Патриарха и начавшего свою головокружительную карьеру с должности руководителя его секретариата. Несмотря на внушительный послужной список, в том числе работы за рубежом, митрополиту Антонию далеко до популярности своего предшественника.
Все-таки на этих должностям Иларион трудился более 13 лет, и не было никаких сомнений, что все это время он входит в ближний круг патриарха Кирилла. Слова, которые приводит Иларион, прямо исключают только одну из трех версий, украинскую. Вторая и третья версии остаются, но решающей роли они не сыграли. Ответ на вопрос о внезапном изгании митрополита Илариона из Москвы лежит в иной плоскости — не церковно-дипломатической, не образовательной, не архипастырской. Что же тогда это может быть? Остаются только два варианта: финансовые нарушения и прямое указание из Кремля. Оба варианта возможны, поэтому стоит их рассмотреть. Версия четвертая, «Финансовая» На протяжении многих лет митрополит Иларион был не только дипломатическим, но и отчасти финансовым центром Московской патриархии. Он контролировал все деньги, которые передавали для православных католические и протестантские церкви и благотворительные организации. Его помощники превратили Общецерковную аспирантуру в прибыльный коммерческий проект. Он запустил издательство, которое выпускало учебники для семинарий, но находилось в частных руках. Митрополит Иларион получал постоянную финансовую поддержку от государственных корпораций, крупных банков, фармацевтических компаний… Вполне возможно, что патриарх Кирилл проверял финансовую деятельность Илариона. Такие проверки могут быть как гласными, так и негласными. Хорошо известно, что святейший крайне болезненно реагирует на информацию, что руководители церковных учреждений распоряжаются церковными деньгами без его санкции или открыто используют свое положение для работы со спонсорами по серым схемам, не ставя его в известность. Именно поэтому в разные годы патриарх Кирилл жестко уволил главного редактора издательства Московской патриархии протоиерея Владимира Силовьева, директоров художественно-производственного предприятия «Софрино» Евгения Пархаева и митрополита Ростовского Меркурия Иванова. Долгие годы митрополит Иларион был на особом положении. Остальные деньги искал и всегда успешно находил сам митрополит Иларион. Возможно, именно поэтому он считал, что патриарх будет снисходительней относиться к его коммерческим проектам. Однако времена меняются. Тех денег, которые патриарх Кирилл собирал в виде «церковных налогов», ему уже не хватает, и изгнание Илариона — это знак всему епископату. С одной стороны, финансовая дисциплина в Церкви будет еще более жесткой, а с другой, поскольку никакой финансовой отчетности патриарх не публикует, коррупция останется на высоком уровне.
Священническое служение 21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха. В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай. В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии. С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. В 1993 году окончил аспирантуру при МДА. В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии. Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.
Что будет дальше?
Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели.
В 2002 году рукоположен во епископа. В 2003 году назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархиями. В 2009 году решением Священного Синода назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси и возведен в сан архиепископа. Автор более 600 публикаций по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений отцов Церкви с греческого и сирийского языков.
Для справки: деятельность Иллариона, на тот момент викария правящего архиерея епархии, митрополита Сурожского Антония Блума , вызвала острое недовольство значительной епархиального духовенства. В конце концов с критикой своего викария выступил и сам митрополит. В результате епископ Иларион был отозван из епархии и некоторое время спустя назначен епископом Венским и Австрийским - с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией. Однако за что именно наказан Иларион, пока непонятно. Он не исключает, однако, что мотивы могли быть политическими, что отставка произошла по просьбе недовольных Иларионом светских властей. Такое поведение казалось санкционированным самим патриархом - "чтобы был какой-то незапятнанный человек, который был бы выездным, не под санкциями, который мог бы встречаться с западными политиками и религиозными деятелями".
Как пишет издание, за восемь лет ипотечная задолженность высокопоставленного священнослужителя достигла 440 тыс. Помимо построенного за чужие деньги храма в Альтее, он через созданный им фонд владеет храмовыми зданиями и служит старостой прихода, а его жена — казначеем. Правда, деньги своему ростовскому кредитору Николаю Горелову он так и не вернул. Сейчас 77-летний ростовчанин остался без средств к существованию, так и не сумев через суд вернуть свои 13,5 млн рублей. За время после освящения храма, находящегося в частной собственности Боцко, из-за его конфликтного характера в нем сменилось пять настоятелей. Вышестоящий пример Как полагают журналисты, моду в обладании несметного имущества и роскошной недвижимости в РПЦ задает ее глава. Будучи в 1997 году на теперешнем посту Илариона, он ввез в Россию табачных изделий, не облагавшихся акцизными сборами, на 7 млрд рублей. Состояние патриарха Кирилла оценивается в 4 — 8 млрд рублей. Причем хранить он их предпочитает в швейцарском банке, а также в Австрии и Италии. Серафимовича, 2 , «объект Скит» в Одинцовском районе Московской области, охраняемый ФСО, с непрозрачной структурой собственности, более 20 резиденций, формально принадлежащих РПЦ, личное шале под швейцарским Цюрихом.
Что будет дальше?
И вот, неожиданно его заменяют на митрополита Антония Антона Севрюка , лично принявшего монашеский постриг от Патриарха и начавшего свою головокружительную карьеру с должности руководителя его секретариата. Несмотря на внушительный послужной список, в том числе работы за рубежом, митрополиту Антонию далеко до популярности своего предшественника. В этом сквозит ощущение ревности к популярности митрополита Илариона со стороны церковных властей, которые, увы, не считают нужным объяснять причины своих решений пастве. А зря, потому что общественность вынуждена домысливать то, что ей просто необходимо знать. Всеведущий о. Андрей Кураев — и тот не знает, чем стал неугоден попавший в опалу митрополит.
Единственное, что смог предположить о. Андрей — это проявленная митрополитом Иларионом излишняя осторожность в оценке спецоперации на Украине.
В 1989 г. В 1993 г. В 1991-1993 гг. В 1992-1993 гг. В 1995 г. С 1995 г. В 1995-1997 гг. В 1996 г.
С января 1996 г. В 1996-2004 гг. В 1997-1999 гг. На Пасху 2000 г.
В завершающей части передачи митрополит Иларион отвечал на вопросы телезрителей. Передача имела многомиллионную аудиторию в разных частях света. За 13 лет существования передачи вышло более 550 выпусков общим хронометражем более 200 часов эфирного времени. Последний выпуск вышел 5 июня 2022 года [141]. Музыкально-композиторская деятельность[ править править код ] Епископ Венский Иларион с протопресвитером Панайотом Авгеропулосом в Базилике святого Павла в Торонто , где была впервые в Северной Америке исполнена оратория «Страсти по Матфею» По собственному признанию: «когда мне было 20 лет, я был настроен очень радикально. Отошел от музыки и думал навсегда. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В какой-то момент, видимо, период радикализма миновал, я начал позволять себе понемногу слушать классическую музыку. Хотя активно ей все равно не занимался. Но в 2006 году что-то во мне вдруг поменялось — и я стал писать музыку» [18]. В 2006—2007 годах написал «Божественную литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. В течение 2007—2008 годов «Страсти по Матфею» были исполнены в Москве и Риме [144] [145] , а также в Мельбурне [146] [147] [148] и Торонто [149] [150]. По окончании всех концертов публика аплодировала стоя. С 2007 по 2020 годы оратория была исполнена более 150 раз [151]. Премьерное исполнение «Рождественской оратории» в Вашингтоне также завершилось овациями стоя [152] [153]. Это делает его одним из наиболее исполняемых современных композиторов [157]. Музыку митрополита исполняют ведущие российские оркестровые и хоровые коллективы, в числе которых Большой симфонический оркестр имени Чайковского , Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова , Российский национальный оркестр , Национальный филармонический оркестр России , симфонический оркестр Мариинского театра , Центральный симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Государственный академический хор имени Свешникова , Государственная Академическая хоровая капелла имени Юрлова , хор Государственной Третьяковской галереи, Московский Синодальный хор , хор Мариинского театра, камерный хор Смольного собора Санкт-Петербурга, Патриарший хор храма Христа Спасителя, хор Сретенского монастыря , хор Академии хорового искусства имени Попова , хор музыкального колледжа при Московской государственной консерватории [158]. В 2011 году митрополит Иларион совместно с Владимиром Спиваковым создал Московский Рождественский фестиваль духовной музыки [159] , ежегодно проходящий в январе в московском Международном доме музыки. Митрополит Иларион и Владимир Спиваков стали художественными руководителями фестиваля. В 2012 году совместно со скрипачом Дмитрием Коганом создал Волжский фестиваль духовной музыки [160]. В 2018 году совместно с ректором Московской государственной консерватории А. Соколовым создал Великопостный фестиваль духовной музыки [161] , проходящий ежегодно в Большом Зале Консерватории и на других площадках [162].
Версия первая, «украинская» Она предполагает, что митрополит Иларион был уволен за полный провал московской церковной политики в Украине. Действительно, решения Собора Украинской православной церкви, состоявшегося 27 мая, последовательно и довольно бескомпромиссно антимосковские. Это и выражение «несогласия» с позицией патриарха Кирилла в оценке войны, и выход из административного подчинения Московскому патриархату, и декларация о создании своих собственных приходов за пределами Украины, прежде всего в Западной Европе, для пастырской работы с беженцами и эмигрантами. Все три решения для патриарха Кирилла очень болезненные: публичную критику своих действий, тем более от священников и епископов, он терпеть не может; выход Киева из подчинения — это его ночной кошмар на протяжении многих лет; «параллельные» украинские приходы в Европе станут сильным ударом по приходам РПЦ, так как большинство прихожан там последние годы были именно украинцы. По должности за работу с Украиной в Московской патриархии отвечал митрополит Иларион. И предположение, что именно он назначен крайним за этот провал, выглядит логично. Однако Иларион не настолько самостоятельная фигура, чтобы проводить в Украине самостоятельную политику. Все шаги, все свои действия он согласовывает с патриархом, а чаще всего просто действует по его указанию. Не стоит забывать, что до назначения Илариона председателем ОВЦС эту должность занимал сам патриарх в то время митрополит Кирилл, и именно он сформировал контуры церковной политики Москвы в отношении Киева, которой Иларион неукоснительно следовал. Слухи, будто Иларион якобы уговаривал патриарха Кирилла дать автокефалию УПЦ и тем самым вызвал его гнев, выглядят очень привлекательно и работают на имидж Илариона, но вряд ли стоит воспринимать серьезно. Нигде и никогда Иларион не выступал как самостоятельная фигура — он всегда «работал по минимуму», то есть добросовестно выполнял все поручения патриарха, не проявляя никакой инициативы и не желая Кирилла чем-либо прогневать. Версия вторая, «антивоенная» Она предполагает, что Иларион неслучайно стойко хранил молчание и не высказывался в поддержку «специальной военной операции» в Украине. На самом деле он против войны и не согласен ни с Путиным, ни с патриархом и якобы даже сказал об этом где-то в узком кругу. Естественно, патриарху донесли. Патриарх разгневался и принял решение об изгнании Илариона. На основании доносов патриарх Кирилл и прежде не раз принимал крутые кадровые решения. Эта версия хоти и опасная по нынешним временам, но, пожалуй, самая выгодная для репутации Илариона, особенно на Западе. По всей видимости, он уже в январе знал, что готовится война против Украины. За месяц до начала российской агрессии в своей еженедельной программе на «России-24» Иларион обронил неожиданную фразу: «Мы также знаем, что и в Америке, и в Украине, и в России есть политики, которые считают, что война — это правильное решение в данной ситуации. В Америке в этом заинтересовано, в частности, оружейное лобби. В Украине в том, чтобы начались полномасштабные военные действия, заинтересованы политические силы, которые потеряли власть и на этом хотели бы ее себе вернуть.
КАК Я СТАЛ МОНАХОМ. МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)
Синод снял Илариона с должностей и назначил митрополитом Венгерским Иларион станет управляющим Будапештско-Венгерской епархией. Митрополит Иларион (1966 г.р.) возглавлял ОВЦС тринадцать лет – с 2009 года. Судя по всему, новость об отставке стала для Алфеева неожиданной. Григорий Валериевич Алфеев — митрополит Волоколамский Иларион — продолжает традиции русского просвещения, сочетая служение церкви со светлой творческой деятельностью. Очень рекомендовал бы синоду вернуть Илариона в Россию.
Митрополит Иларион заявил, что не обсуждал политических вопросов с Папой Римским
Сегодня глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) получил из рук президента Путина государственную награду — орден Александра Невского. Митрополит Иларион (Григорий Валерьевич Алфеев) был руководителем этого отдела с 2009 года. Во-вторых, митрополит Иларион уже занимал Венгерскую кафедру в начале своей архиерейской карьеры в 2003-2009 годах. Синод РПЦ на своем заседании 7 июня постановил освободить митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) от обязанностей председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ.
«Специальная церковная операция»: приняты знаковые решения (в том числе по митр. Илариону)
Во-вторых, митрополит Иларион уже занимал Венгерскую кафедру в начале своей архиерейской карьеры в 2003-2009 годах. Митрополит Иларион — архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, богослов. последние новости по тегу: митрополит Иларион. Митрополит Иларион — архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, богослов. Митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Алфеев) рассказал, что не знает всех причин, которые привели к его отстранения с поста руководителя отдела внешних церковных. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) был внезапно уволен со всех должностей — без вынесения какой-либо благодарности «за понесенные труды».
Нарастают слухи о причинах высылки митрополита Илариона
Главная» Новости» Владыка илларион последние новости. Митрополит Иларион исключен из Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Митрополит Иларион (Григорий Валерьевич Алфеев) был руководителем этого отдела с 2009 года. Новости о служении митрополита Илариона Алфеева в разных странах В 2018 году митрополит Иларион посетил Сербию.