Откуда пошло название Украина? Как правильно говорить УкраИна или УкрАина? Куда делись названия Русь, Малороссия, Гетманщина? Статья называлась «Название территории и народа» и в пункте о названии «Украина» там были такие слова. С появлением казаков приднепровские земли стали называться Казацкой Украиной. История Украины об этом вспоминает в песнях – "ой по горам, по долинам, по Казацким Украинам ". Так, Московия стала называться Russia (Россия), а за Русью (Russia, Rossia, Rvssia) закрепилось имя Украина.
Как и зачем Русь превратили в Украину
С этого момента заканчивается героическая эпоха в истории Украины и начинается мемориально-спекулятивная, продолжающаяся до наших дней. В той эпохе центром Украины выступал Полтавский край, Киев принимал косвенное участия, а Львов не принимал вообще никакого, разве что «отец Украины» гетман Сагайдачный был его уроженцем. В составе Империи началась, если так можно выразиться, «деукраинизация» Малороссии, особенно поддерживаемая в малороссийской городской среде, которая помимо традиционного антагонизма города и села, испытывало неприятие оседлого населения к носителям степной культуры казакам. Еще при царе Алексее официально в документах Гетманщина именовалась Малороссией, но наряду с этим широко употреблялось и неофициальное название Украина. Петр I, лишив Малороссию автономии де-факто, убрал из официальных документов название Украина, а Екатерина II, упразднившая автономию де-юре, ввела негласный запрет на любое использование такого названия, но в народе оно продолжало использоваться. Малороссийская казачья служба не была, однако, ликвидирована, вместе с автономией, а была преобразована по образцу казаков-однодворцев Черноземья, в которых превратились рязанские служилые казаки. После завершения Кавказской войны малороссийские казаки, вместе с черноземными однодворцами были переселены на Кавказ и включены в состав Терского казачьего войска для его укрепления. После выселения запорожцев на Кубань и украинских казаков на Терек, казаков на территории современной Украины не осталось, хотя следует принять во внимание то обстоятельство, что расказачивание практиковала и царская власть, и многие украинские казаки были переведены в крестьянское сословие при ликвидации Малороссийского гетманства. А на бывшей территории Запорожского Коша до сих пор есть села, жители которого возводят свое происхождения к запорожцам, то есть определенное казачье наследие современная Украина в себе все-таки сохранила, но оно не имеет ничего общего с той идеологической химерой Козацькой Украины, которую камлает современная украинская пропаганда.
Вообще бывшая территория Коша, получившая название Новороссия, активно осваивалась и заселялась имперской властью. В первую очередь был организован мощный поток переселения из Великороссии, но также имперская власть способствовала переселению представителей балканских народов, страдавших от турецкого гнета. В частности, греческие переселенцы основали на берегу Азовского моря многострадальный город Мариуполь, а сербские - не менее известный сейчас Славянск. Когда на Донбассе был найден уголь, а в Кривом Роге железная руда, то начала развиваться мощная индустрия этого региона, которая до сих пор является его лицом. Казачья старшина активно инкорпорировалась в российское дворянство, а малороссийская интеллигенция в общероссийскую. Ассимиляция, как правило, проходила безболезненно и сейчас многим уже невдомек, что такие великие деятели русской культуры, как Некрасов, Достоевский, Чайковский, Репин, ученые Остроградский, Вернадский и многие другие выдающиеся деятели имеют малороссийские корни. Ассимиляция более успешно проходила в городской среде и среди знати, но практически не затрагивало село, которое сохраняло малороссийское наречие и свою культуру. Но стремившееся создать под впечатлением европейских революций политическую нацию в России царское правительство решило тотально унифицировать русскую этнографию с целью чего начало в первую очередь всеми силами ограничивать использование малороссийского наречия, а также других отличительных черт Малороссии, стараясь ее привести к общерусскому этническому стандарту.
И как ни странно, в общем это не вызвало большого сопротивления в Малороссии, но возникло культурно-просветительское движение в защиту малороссийского наследия, не столько даже этнографического, сколько вообще культурного, которое у Малороссии действительно очень богатое. На волне этого движения появилось Кирилло-Мефодиевское братство среди молодых преподавателей Киевского и Харьковского университетов, в число которых входил будущий русский историк Николай Костомаров, а также к ним примкнул будущий поэт Тарас Шевченко. Братство стояло на панславистских позициях, отвергало сепаратизм и общалось с московскими славянофилами. По каким-то причинам «деятельность», а точнее говоря круг тем кулуарного обсуждения братства начал политизироваться и приобретать либеральную направленность, у Шевченко доходившую до откровенной революционности, в результате чего оно было разгромлено Жандармским управлением, а его члены арестованы и сосланы. Костомаров через некоторое время вернулся к научно-преподавательской деятельности и обогатил русскую историческую науку своими ценными исследованиями и серьезными трудами, всю жизнь оставаясь на с самого начала обозначенной им позиции - самобытная Малороссия в составе единой России. Будучи потомком слободской казачьей старшины, он рассматривал всю Малороссию целиком как прямого наследника Киевской Руси и ее Малороссии население называл «южнорусским народом». Однако, выступая за освобождение Украины от русского самодержавия и крепостничества, он не выступал за освобождение от России как таковой и искренне ненавидел общих врагов России и Украины по войне 17-го века - польских панов. Еще особенность украинства Шевченко состояла в том, что Украиной он считал только Левобережье, то есть историческую Гетманщину, и категорически отвергал претензии Правобережья тоже считать себя Украиной, и по выражению поэта «примазаться к казачьей славе».
В его понимании Украина была феноменом именно казачьей в первую очередь природы, и казаками он считал именно тех, чьи корни уходили в вольное Запорожье, а не тех, кого назначила таковыми польская власть. Стихотворный сборник «Кобзарь» стал первым многотиражным изданием на малороссийском наречии, которое сам поэт предпочитал называть украинским языком, хотя если сравнить язык этих стихотворений с современными литературными нормами украинского языка, то этот язык сейчас скорее назовут суржиком, то есть немного украинизированным вариантом русского языка, что вполне укладывается в представление о малороссийском наречии, как диалекте русского языка. Однако, увидев в стихах Шевченко явную революционную пропаганду, царские чиновники начали тотально запрещать всякое издательство на малороссийском наречии, которое фактически сами и признали украинским языком, а поскольку этим наречием пользовалась и Правобережная Малороссия, и Слобожанщина, то все эти земли в будущем превратились в Украину, причем именно с подачи царской власти, де-факто признавшей малороссийское наречие украинским языком, как того и хотел Тарас Григорьевич. Реакция западных партнеров не заставила себя ждать: во Львове, перешедшем из-под польской власти в австрийскую, через 12 лет после смерти поэта было создано «Научное общество имени Тараса Шевченко», причем на пожертвования проживавших в России представителей малороссийской знати. Сначала общество занималось популяризацией малороссийской культуры и запрещенным в России издательством на малороссийском наречии, но однажды оно начало издавать труды молодого профессора Львовского университета Михаила Грушевского, фактического творца современного украинского национального мифа, вокруг которого возникла кровавая тоталитарная секта, против которой современное российское государство вынуждено проводить военную операцию. Вместо общепринятого в историографии термина «Киевская Русь», он ввел термин «Украина-Русь» и однозначно отождествил Украину с Киевской Русью. Он постулировал этнополитическое единство региона влияния Киева до Рюриковичей как уже сформировавшуюся Украину, которая лишь на некоторое время назвалась Русью, чтобы оцивилизовать дикие болота Приладожья и Верхневолжья, которые по своей природной неблагодарности ее потом и поработили. Украина же в его представлении уходила в седую древность.
На самом деле ничего экстравагантного по тем временам в этой теории не было, так как после открытия феномена родства индоевропейских или «арийских» народов историки всех этих народов пытались вывести свой народ как прямого наследника древних индоевропейцев, а остальные индоевропейские народы, как происходящие от него. Для примера можно почитать труды историка Егора Классена, производившего все индоевропейские народы от русского или польского историка Фадея Воланского, на которого ссылался Классен по части славянского первородства среди индоевропейцев, но который такую центральную роль отводил польскому народу. Над всем этим можно было бы посмеяться как над профессорским чудачеством, если бы это «чудачество» в случае с Германией и Украиной не привело бы к таким тяжёлым политическим последствиям. Другим моментом в учении Грушевского было представление о запорожских казаках, как производного Украины, что на самом деле тоже вполне укладывается в до сих пор актуальное представление о казаках, как о беглых с Украины и России. В представлении Грушевского, а за ним и современных теоретиков Украинства, запорожские казаки произошли от украинцев, а донские от запорожских. Среди российских патриотов сейчас преобладает точка зрения, что донские казаки произошли от русских, а запорожские от донских, что тоже является элементом спора о первичности Украины или России. Точка зрения, что казаки появились сами по себе, точнее в Золотой Орде, но НЕ ОТ Орды, а при взаимодействии с Россией стали донскими, а при взаимодействии с Украиной запорожскими, одинаково отвергается как украинскими, так и российскими идеологами. И если в случае с Украиной, претендующей на моноэтничность, это ещё можно понять, то со стороны постоянно подчёркивающих многонациональность россиян выглядит более чем странно.
То есть идеология украинского национализма родилась во вполне благоприятной среде распространенных на тот момент, да и сейчас, не только среди украинцев исторических мифов. Но до революции исторические мифы были уделом благородной профессорской публики и как-то мало касались простого народа. Недолюбливавшие «москалей» за лишение пусть даже формальной автономии Гетманщины украинские селяне Левобережья тем не менее вполне спокойно жили и старались по возможности своим детям дать именно великорусское образование, а на Правобережье украинская тема волновала только стремившуюся к оригинальности и фронде революционную интеллигенцию, остальной же народ считал себя однозначно русским, даже в сельской местности, где продолжало господствовать малороссийские наречие, и, более того, именно Правобережье стало главным оплотом черносотенно-монархического движения во всей Империи. А на оккупированной Австрией Галичине бурно развивалось русофильское движение за воссоединение в перспективе Галичины с Россией, и многие его деятели по началу искренне считали, что «Научное общество имени Тараса Шевченко» и профессор Грушевский хотят того же самого. Но к сожалению западные политики и русская революционная интеллигенция совершенно игнорировали мнение простого народа, хотя на словах очень за этот «угнетаемый» народ переживали. Австрийские спецслужбы в лице своих польских офицеров начали активно вытеснять русофильское движение в Галичине украинским ещё до Первой мировой, а после ее начала стали открыто помещать активистов-русофилов в первые в мировой истории концлагеря под предлогом их сочувствия враждебной стране. На территории Малороссии активно развивающееся революционное движение помимо социальных, выдвигало этнические лозунги борьбы за счастье угнетенного украинского народа, хотя сам народ в большинстве своем был ещё не в курсе насчёт своего «украинства». После событий февраля 1917 в Киеве собралась Центральная Рада — изначально как конференция украинских национальных партий, которые при этом все были и революционными.
Конференция решала вопросы политической организации украинского национального движения в условиях общероссийских политических изменений, но видя полную неадекватность Временного правительства, имеющего к тому же общую с Центральной Радой революционную природу, в одностороннем порядке провозгласила украинскую автономию в составе России. Временное правительство, не обладавшее ни нужной легитимностью, ни авторитетом, ни профессионализмом было вынуждено признать Центральную Раду наряду с другими национально-революционными образованиями на окраинах, кругами казачьих войск, а также Советом всяческих депутатов и Солдатскими комитетами в армии. Тем не менее Временное правительство смогло отвергнуть претензии Центральной Рады на Новороссию, признав за ней только Малороссию. После большевистского переворота в октябре 1917 Центральная Рада объявила о независимости Украины, как и Круг Войска Донского объявил о независимости Дона. Начала формироваться украинская армия под руководством Симона Петлюры, который идейно был последователем профессора Грушевского и социализма эсэровского толка.
Вот они и вырезали большую часть людей, живших в тех краях. Скажете, что в Северо-Восточной Руси тоже крови много пролилось? Да, так и есть, но современные украинские территории пострадали в этом плане намного сильнее. Это говорит о том, что исконного населения там практически не осталось, заселялись окрестности Киева заново, причем русскими.
До середины XVII века Малороссия жила на уровне, соответствующем окраине государства, периодически переходила в руки: поляков; татар; турок. В результате к моменту воцарения Алексея Михайловича в 1645 г. Но вот в чем тонкость — подобное смешение не может не оставить следа в менталитете малого народа, следовательно, к этому же времени начинается формирование особого диалекта, ныне называемого украинским языком, и некоторых культурных элементов. Что касается попыток самоопределения предков нынешних украинцев в отдельную нацию, то происходить это начало в первой половине XVIII века, до этого они полностью идентифицировали себя с русскими, хоть и позиционировались этаким обособленным обществом. Считается, что Богдан Хмельницкий во второй половине XVII столетия пытался создать независимое государство на территории нынешней Украины, но сделать этого не смог, в результате чего земли эти оказались окончательно подчинены России.
Но случилась Февральская революция, сделанная предателями и честолюбцами при активной помощи Антанты. Именно при Временном правительстве появились первые «ростки» украинского сепаратизма. Потом украинские националисты-социалисты раньше большевиков заключили свой Брестский мир, представляя по меткому выражению Троцкого «комнату, в которой жили в Бресте».
После чего вся эта националистическая «демократия» приехала в Киев в немецком обозе. Так в половине апреля почти вся Украина была оккупирована немцами». И когда им нужно было, исходя из своего расклада, поменять власть в новом государстве они это сделали. Вместо республики с Радой, появилась не менее марионеточная монархия, во главе с гетманом Скоропадским. Роспуск германцами Рады выглядел так: « 28 апреля все лидеры Центральной Рады выступили с резкими осуждениями действий немцев на Украине. Один только Грушевский продолжал сидеть, а лейтенант, видя это неисполнение своего приказа, ничего не предпринял. Впоследствии это поведение Грушевского киевляне объясняли тем, что он был заранее осведомлен немцами, а лейтенант имел соответствующие инструкции… Лейтенант потребовал чтобы ему указали министров: внутренних дел - Ткаченка, военного - Жуковского, иностранных дел - Любинского, земледелия - Ковалевского и высшего чиновника, министерства внутренних дел - Гаевского. В зале оказались только Любинский и Гаевский, которые были немедленно арестованы и уведены.
Затем участники заседания были проверены, обысканы и им было разрешено опустить руки. Немцы удалились.
Одни ведут счёт с древних веков, другие считают, что её придумали сто лет назад.
Специалисты чётко разделяют мифы от исторических фактов и делят историю на несколько этапов. Это средневековое государство восточных славян достигло расцвета в середине XI века при князе Ярославе Мудром. Оно было одним из сильнейших в Европе.
А дочь Ярослава Мудрого Анну даже выдали замуж за французского короля. Но украинские учебники монополизировали историю Украины и считают киевских правителей исключительно своими. От Литвы до Польши Миниатюра Радзивиловской летописи.
Некоторые современные украинские земли в XIV веке попали под власть Литовского княжества. Там жили казаки. Они охраняли южные польские границы.
Казаки были православные, и потому их отношения с польской католической властью не складывались. В 1654 году произошло историческое событие, которое назовут Переяславской радой и в честь которого учредят праздник Воссоединения России и Украины. Подробный материал об этом — по ссылке ниже.
Официальное название Украины — Дикое Поле или Бывшая УССР
«Украина» — название государства Украина, а также историческое название ряда территорий. Название Украина состоялось, но оно, как лозунг сепаратизма, вызывало неприязнь властей и Польши и России по той причине, что сепаратизм стал открытой политикой Войска Запорожского. Украина станет новым краем Россией. Прекрасное небо, простирающееся над этим народом, его веселый нрав, музыкальность, плодородные нивы и т. д. когда-нибудь воспрянут ото сна. Для большинства, название Украина происходит из местности, обозначенной как "окраина империи". 8 июня 1995 года Президент Украины Леонид Кучма и Председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз, действующий от имени парламента, подписали Конституционный договор в качестве переходного документа до момента принятия новой конституции страны.
Откуда название УКРАИНА? Русь, Малороссия, Гетманщина. История Украины
Затем в русско-литовских договорах XV в. А в русских летописных сводах и княжеских «докончаниях» неоднократно встречались мордовские, татарские, казанские, немецкие и иные «украины». Также там упоминалось и о постоянном пребывании «воинских людей на государевой служе на украйне», которые стерегли эти земли от набегов крымских татар. Сам же термин «Малороссия» возник примерно в середине XIV в.
Впервые оно упоминается в Ипатьевской летописи 1187 года в связи со смертью на Переяславщине князя Владимира Глебовича, позднее - в летописях 1189 и 1213 годов. Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского, Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVI века в письменных источниках слово оукраина употреблялось в значении «пограничные земли» без привязки к какому-либо определенному региону с четкими границами. Как сообщается в словаре Брокгауза и Ефрона, после того как в конце XVI века Южная Русь в составе Великого княжества Литовского вошла в Речь Посполитую, часть ее территории, простирающаяся от Подолья на западе до устья Днепра «очаковского поля» на юге и включающая в себя большую часть земель будущей Екатеринославской губернии на востоке, стала в этом государстве неофициально именоваться Украиной. Связано это было с приграничным расположением этих территорий в польском государстве: так, польский автор истории восстания Хмельницкого Самуил Грондский около 1660 года писал: «Латинское margo граница, рубеж по-польски kraj, отсюда Украина - как бы область, расположенная у края польского королевства».
Оно закрепилось за Средним Приднепровьем - территорией, контролируемой казаками. Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами называли и служилую польскую шляхту на этих территориях.
Польша до второй мировой войны и после карта.
Подарки Украине территории. Территориальные подарки Украине от России. Изменение территории Украины.
Присоединяемые территории Украины к России. Карта административного деления Российской империи до 1917. Карта губерний Российской империи 1914.
Карта России до революции 1917. Границы России до 1917 года карта. Карта Украины до 1939 года.
Карта Украины до 39 года. Территория Украины до 1939 года карта. Украина в границах 1939 года карта.
Украина до 1654г. Украина в границах 1654. Карта карта Новороссия Малороссия Украины.
Новороссия Малороссия Галиция. Украина гилияина Новороссия мулороссия. Украина деление Малороссия Новороссия.
Украина до 1922 года территория. Украинские территории в Российской империи. Территория Украины в Российской империи.
Территория Крымского ханства. Украинцы в Российской империи. Карта украинской ССР 1939.
Карта украинской ССР 1939 года. Карта украинская ССР до 1939. Малороссия и Новороссия на карте Российской империи.
Украина Галичина Новороссия Малороссия. Карта Украины Малороссия Новороссия Галиция. Территориальные подарки Украине.
Подарки царей Украине. Карта украинской народной Республики 1918. Карта УНР 1919.
УНР 1918 год карта Украины. Новороссия Екатерина 2 карта. Малороссия на карте Российской империи.
Украина Малороссия Новороссия Галиция. Новороссия Малороссия Великороссия. Подарки русских царей Украине 1654-1917 карта.
Донецко Криворожская и Одесская Республики. Донецко-Криворожская Советская Республика карта. Донецко-Криворожская Советская Республика 1918 год.
Украинская ССР 1922. Карта украинской ССР 1950 года. Карта Украины 1921.
Декоммунизация Украины карта. Декоммунизация Украины границы. Бывшие территории Украины.
Однако Арестович уверен, что учреждение «Крымской платформы» и принятие закона о праздновании Дня украинской государственности в День Крещения Руси нанесло «крупный цивилизационный удар» по Москве на дипломатическом фронте. Советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович globallookpress. И мир устроен сложным образом: даже если мы сейчас всё это закроем, введём военное положение, как говорят, то всегда в политике, да и в жизни, должен возникать вопрос: «Хорошо, сделаем, чтобы что? Какие последствия? Практику торговли между конфликтующими государствами он назвал неудивительной, подчеркнув, что от разрыва отношений может быть много негативных последствий для общества и государства. В качестве примера такого прагматичного подхода он привёл сохранение дипломатических отношений между Тегераном и Багдадом во время ирано-иракской войны.
А то, не скрою, были вопросы. Во-вторых, дарю — Укрусь. Не благодарите». В свою очередь, член комитета Совета Федерации по международным делам от Республики Крым Сергей Цеков назвал подобное предложение «совершенно примитивной попыткой решить сложнейшие внутренние проблемы, которые есть на Украине». Они такими заявлениями пытаются что-то исправить», — отметил он в комментарии RT. По мнению Цекова, чтобы претендовать на статус передовой страны, Украине сначала нужно восстановить общую историю, сделать русский язык наряду с украинским государственным и полностью восстановить отношения с Россией.
Так, Владимир Зеленский, выступая 24 августа на военном параде по случаю 30-летия независимости страны, сообщил о введении нового праздника — Дня украинской государственности, который будет отмечаться в День Крещения Руси 28 июля. До этого президент заявил, что официальное и «исторически справедливое» название этой даты — «День Крещения Киевской Руси — Украины». И это не просто знак препинания.
В поисках идентичности: почему в Киеве заговорили о переименовании страны в Русь-Украину
Современная территория Украины обычно именовалась в московских источниках Польскóй Украиной (от слова «поле», а не от страны Польши, так как до 1569 года она входила в состав Литвы). В Литве и Польше эти земли также назывались Украиной. «Русь-Украина» при всей кажущейся смехотворности, выглядит в конечном итоге более реалистичной в силу компромиссности Кремля с Западом и потому более опасной для нашей страны. 1990-е: как Украина становилась независимой.
В поисках идентичности: почему в Киеве заговорили о переименовании страны в Русь-Украину
Почему Украина названа Украиной? тэги: название страны, украина. Если русский нарицательный термин был "укрАина", то образованное от него польское имя собственное стало "украИна". 1 Употребление слова «Украина» в источниках и литературе. Недавно стало известно, что в результате вышеприведённых событий до сих пор не были проведены мероприятия по официальному узакониванию государственных границ Украины. русский язык этимология украина, украинец Название Украина происходит от древнерусского слова «ѹкраина» (приграничная область, земля у края), которое изначально применялось к разным пограничным землям Руси и древнерусских княжеств, в то время как. Недавно стало известно, что в результате вышеприведённых событий до сих пор не были проведены мероприятия по официальному узакониванию государственных границ Украины.
В каком году Украина стала называться Украиной?
Украиной стали называть, постепенно отделив Подолье, земли верхового и низового казачества. На рубеже XIX и XX веков термин Украина как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне. Сегодня нам и в голову не приходит вопрос: а как же называлась Западная Украина, когда еще Украинского государства не было? С появлением казаков приднепровские земли стали называться Казацкой Украиной. История Украины об этом вспоминает в песнях – "ой по горам, по долинам, по Казацким Украинам ".
Как произошло слово «украинцы»
При этом себя краковчанами столицей Польши до 17 века был Краков , а Польшу Краковией поляки не называли. Я об этом писал здесь. А свою Юго-Западную Русь назвали "Украиной". Слово «украина» - «окраина» издавна известно и в русском, и в польском языках.
Но с конца 16 века, когда Россия уже утвердилась как самостоятельное государство, в польских текстах вместо всегдашнего «Русь» начинает употребляться слово "Украина". Изменение названия пояснил Самуил Грондский, польский автор истории восстания Хмельницкого около 1660 г. Одно из первых употреблений этого термина - в 1596 г.
Вот молодой пан Жолкевский на фрагменте знаменитой картины Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом», тот, что слева, с перьями. К середине XVII в. Украина - устоявшийся польский термин для всей территории Малой Руси.
Так, познанский воевода Ян Лещинский в своем меморандуме от 2 июля 1658 г. Ян Лещинский.
Какие земли входили в состав Украины в 1922 году? Бывший украинский премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина, ставшая в 1922 году одной из республик СССР, не имела в своём составе Харькова, Херсона, Одессы, Донецка, Луганска, Крыма и Львова и получила все эти земли «полностью бесплатно», находясь в составе Советского Союза. Какие области России входили в состав Украины? При этом присоединённые области не имели национальной автономии как таковой. Читайте также В каком году появился CountryHumans? Когда Львовская область присоединение к Украине?
Однако его племяннику Владимиру Глебовичу сохранить за собой Переяславский стол в конечном итоге удалось. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии. Победителем в борьбе за наследство Андрея Боголюбского стал его младший брат Всеволод Юрьевич, получивший впоследствии прозвище Большое гнездо. Владимир Глебович Переяславский выступал на его стороне и в 1177 г.
Дальнейшая судьба князя тесно связана событиями и героями «Слова о полку игореве». В 1183 г. Однако у него возникает конфликт за право возглавить поход с будущим главным героем «Слова» Новгород-Северским князем Игорем Святославичем. Рассорившись с ним Владимир поворачивает назад и разоряет владения своего конкурента, фактически нанеся удар в спину русскому князю, пошедшему на степняков. В 1184 г. Половцы были разбиты, а их хан Кобяк с братьями и сыновьями попал в плен к русским.
Владимир Глебович принял участие в отражении ответного нападения половецкого хана Кончака. В 1185 году в свой печально знаменитый поход на половцев выступил князь Игорь. Вероятнее всего он начал его с того, что отомстил Владимиру Глебовичу за разорение Северских городов атакой на Переяславскую землю. Об этом мы знаем со слов самого Игоря Святославича, вложенных в его уста автором Ипатьевской летописи. От кого произошли древние укры и кто произошел от нихУкраина - очень древняя страна. Ее народ существует более 140 тыс.
А уж трипольцы и кочевники степей - те вообще заложили основы цивилизации и государственности. Но главное - здесь жили укры! Разбив Игоря, половцы хана Кончака напали на пограничное Переяславское княжество, осадив Владимира Глебовича в его столице. Под стенами города развернулся яростный бой, князь повел свою немногочисленную дружину на вылазку. В решающий момент сражения, переяславцы увидели своего князя, окруженного врагами, и бросились из города к нему на поддержку, отбросив половцев. Однако угроза городу минула только тогда, когда на призыв Владимира к нему поспешили другие князья.
Всё Правобережье по нему отходило к Турции, а Левобережье оставалось за гетманом Дорошенко, который присягнул турецкому султану Мехмеду IV. В те времена было уже три гетмана — протурецкий, пропольский и промосковский. Объединить Гетманщину удалось в 1668 году протурецкому гетману Петру Дорошенко, осуществившему удачное покушение на левобережного гетмана Ивана Брюховецкого: 7 июня 1668 года Дорошенко и Брюховецкий встретились на Сербовом поле близ Диканьки. Здесь казаки Брюховецкого сами схватили своего гетмана и отдали его Петру Дорошенко. Дорошенко приказал приковать Брюховецкого к пушке, пока над ним будет идти суд, но при этом будто бы случайно сделал движение рукой. Толпа приняла этот знак как смертный приговор, накинулась на Брюховецкого и забила его. После этого страшно изуродованный труп отвезли в Гадяч и там похоронили со всеми гетманскими почестями.
Однако 1676 году Дорошенко сдался в плен московским войскам и был назначен воеводой в Вятку. С тех пор Тем не менее, поляки продолжали назначать своих гетманов вплоть до начала XVIII века, но их власть распространялась только на незначительную часть Правобережья. На русском же берегу Днепра в 1668-72 годах гетманом был Демьян Многогрешный. Демьяна Многогрешного схватила и обвинила в измене сама генеральная старшина, потребовав от Москвы его наказания, но когда Москва, плохо верившая в действительную измену гетмана, сослала его в Сибирь в угоду казачеству, та же самая старшина стала распространять слух о невинном заточении Многогрешного. Судьбу Многогреного разделил и следовавший за ним Иван Самойлович, которого сослали по доносу Ивана Мазепы, обеспечившего себе таким способом гетманскую булаву. В течение полустолетия, прошедшего со времени смерти Богдана Хмельницкого, до измены Мазепы Москва была измотана непрерывными гетманскими интригами, «замятнями», переходами на польскую сторону. Не успевала вводить воевод, как через некоторое время приходилось выводить их снова.
Всё это происходило на фоне антирусской пропаганды, развёрнутой назначенным поляками львовским униатским епископом Иосифом Шумлянским. В случае отторжения Украины от Москвы, поляки метили сделать его митрополитом Киевским. Шумлянский создал целый агитационный аппарат и когда, при царевне Софье, в Кремле начались смуты, он при поддержке поляков отправил на Украину армию монахов, снабженных письменной инструкцией, дававшей указания, как сеять порочащие Москву слухи. Инструкция предписывала запугивать казаков готовящимся искоренением их со стороны Москвы и обнадеживать королевской милостью. Мазепа Мазепа и его писарь Орлик провозгласили, что казаки не являются русскими, а якобы происходят от хазар, взятых в плен Святославом и приведённых на Днепр. Он с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского, в Горках. Мазепа и Карл XII К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек.
Примечательно, что современные цвета украинского флага, Flag of Ukraine. Во время Полтавской битвы казаки Мазепы для отличия от казаков, сохранивших верность Петру I, повязали двуцветные шарфы шведских драгун. Однако шведы потерпели поражение и Мазепа, который в 1709 году был заочно «награждён» за предательство русского царя «Орденом Иуды», изготовленным по приказу Петра I в единственном экземпляре, бежал в Турцию. Русской Православной Церковью Мазепа был предан анафеме за измену, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Уже 22 сентября 1709 года Мазепа умер в Бендерах, принадлежавших тогда Турции. Новым гетманом был избран Иван Ильич Скоропадский. Гетманщина просуществовала до 21 ноября 1764 года, пока не была упразднена Екатериной II.
Инициатором её упразднения стал глава гетманской канцелярии в Малороссии при последнем гетмане Кирилле Разумовском Григорий Николаевич Теплов. Это он написал на имя императрицы знаменитый документ «О непорядках, которые происходят от злоупотребления прав и обыкновений, грамотами подтвержденных Малороссии». Дело в том, что казачья старш;на, являвшаяся по существу всё той же шляхтой, устроила в гетманщине полнейший беспредел — земли селян эти перекрасившиеся шляхтичи нагло отжимали, селян облагали неподъёмным оброком, а селянок невозбранно насиловали. Вслед за гетманщиной 3 августа 1775 года была упразднена и Запорожская Сечь. Запорожцы праздновали зеленые святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошел незаметно через все предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков, и те после двухчасовых переговоров сдались. Запорожскую старш;ну, приравнявши к российскому дворянству, наделили армейскими чинами и землей.
Причем, землю оставляли ту, которой знатные казаки владели до ликвидации Сечи. А кому не доставало до положенных на дворянское рыло полутора тысяч десятин, еще и прирезали! Чтоб не обидно было. Некоторые «по знакомству» не остановились даже на полутора тысячах. Атаман Вершацкий, например, оттяпал себе на Днепре 7950 десятин. Атаман Кирпан — 11912. А есаул Пишмич «приватизировал» почти двенадцать с половиной тысяч!
Так что, Сечь, как говорится, приговорили ко всеобщему удовольствию. Многие прибарахлившиеся «братчики» даже облизывались на радостях. Простые же запорожцы, по замыслу Потемкина, должны были по доброй воле поступить в гусарские и пикинёрские полки. Но тут он явно недооценил тот исторический фактор, который позднее Шевченко называл «невозмутимым хохлацким упрямством». Служить в каких-то там гусарах запорожцы явно не желали, не в силах расстаться с шароварами ради узких рейтуз. Вместо этого часть казаков дала деру за Дунай, образовав Задунайскую Сечь, воевавшую впоследствии на стороне турок, а остальные разбрелись по плавням, таская из тины карасей и дожидаясь очередной перемены политического курса. В 1792 г.
Присоединение Приазовья После взятия Петром I в 1696 голу Азова , всё Приазовье перешло в состав России и до 1711 года входило в состав Азовской губернии. В состав губернии вошли и землидонских казаков - будущая Область Войска Донского. Западной границей губернии стала река Берда, протекающая по нынешней Запорожской области. По Прутскому мирному договору Россия должна была отдать Азов и небольшой кусок окружающей территории туркам, но северное Приазовье осталось за Россией и продолжало входить в состав донских казачьих земель, организационно вошедших в Екатеринославское наместничество. Однако после упразднении наместничества земли от Кальмиуса до реки Берда вошла в состав образованной в 1803 году Екатеринославской губернии вместе со станицей петровской и всем Петровским юртом и потерявшими оборонное значение крепостями Петровской Захарьевской и Алексеевской. Присоединение Правобережья Всё это время Правобережье оставалось в руках поляков, и граница с Польшей проходила сразу за Киевом по реке Ирпень. Народ, тогда всё ещё называвшийся русским, терпел там жестокие притеснения со стороны поляков.
Особенно доставалось диссидентам — православным, не вступившим в унию. В 1768 году Россия, защищая права зарубежных соотечественников, потребовала уровнять диссидентов в правах с католиками, и сейм вынужден был удовлетворить это требование. С решением сейма не согласились польские дворяне Правобережья. По призыву краковского епископа Каетана Солтыка они 29 февраля 1768 года собрались в Баре не пивном, а в местечке Бар на реке Ров в нынешней Винницкой области и составили Барскую конфедерацию против польского короля Станислава Августа Понятовского. Свою войну против короля конфедераты начали нападения на русские сёла, в ходе которых творили ужасающие зверства не только над православными, но и над униатами. Во время богослужений они внезапно нападали на церкви, запирали их снаружи и сжигали заживо прихожан и священников. В ответ на это русское население подняло восстание.
Во главе восставших встал запорожец Максим Железняк. В короткое время небольшой отряд запорожцев и других охотников, с которыми Железняк в апреле 1768 вышелиз Мотронинского леса, возрос до весьма значительных размеров. Гайдамаки вешали на одном дереве вместе поляка, еврея и собаку, и делали на дереве надпись: «лях, жид да собака — всё вера однака». Везде на своем пути избивая поляков, евреев и униатских священников, главный отряд гайдамаков под начальством Железняка прошёл через Медведовку, Жаботин, Смелу, Черкассы, Корсун, Канев, Богуслав, Каменный Брод, Лисянку и Умань. Ни барские конфедераты, ни восставшие гайдамаки поначалу не вели боевых действий против правительственных войск. Они занимались лишь взаимной резнёй. Поэтому русские и польские регулярные войска совместными усилиями принуждали к миру и тех, и других.
Однако конфедераты обратились за помощью к туркам и французам, и если французы ограничились лишь моральной поддержкой, то турки, польстившись на обещание конфедератов отдать им Подолию и Волынь и даже отдать никогда не принадлежавшую полякам Астрахань, вступили-таки в войну. На стороне барско-турецкой коалиции выступило Крымское ханство и даже Дубровник — город-государство на территории нынешней Хорватии. В составе турецких войск против нас воевали и протурецкие казаки-некрасовцы, жившие сначала на Кубани, принадлежавшей тогда Крыму, а впоследствии переселившиеся на Дунай. Со стороны России, кроме регулярной армии и флота, боевые действия вели отряды донских, терских, малороссийских и запорожских казаков, в том числе флотилии запорожцев, а также калмыки. Непосредственным поводом к войне послужило то, что 18 июня 1768 года отряд Железняковцев под предводительством сотника Василия Шило, преследуя конфедератов, выбитых из приграничного Юзефграда, вошёл в город Балта в нынешней Одесской области, находившийся тогда в составе Крымского ханства, и устроил там еврейский погром. В ответ на вопрос коменданта Балты Якуба-аги, по какому праву гайдамаки ведут себя так на чужой территории, те предъявили подложную грамоту от Екатерины II, якобы разрешавшей бить поляков и евреев. И хотя в грамоте неграмотными казаками были старательно выведены никому не понятные кракозябры, а царская печать была поставлена нажатием на сургуч русским рублём с двуглавым орлом, крымцы, знавшие только арабскую графику, поверили в её подлинность.
Когда же Якуб-ага, заявив о том, что турки и татары это совсем не евреи и даже не поляки, стал настаивать на прекращении безобразий, то казаки вместо того, чтобы убраться восвояси, засунули ему в задний проход его полковничью булаву-буздыган, которую он демонстрировал как знак своей власти над вверенной ему территорией. Крымский хан Кырым-гирей был страшно оскорблён. Евреи же Крымского ханства после этого погрома устроили сбор средств по всей Европе на лоббирование снятия турецкого великого визиря Мухсинзаде Мехмед-паши и назначение вместо него Хамза-паши, чтобы последний сподвигнул султана на объявление войны. Султан Мустафа III первоначально отказался воевать с русскими, и тогда великий визирь Силахдар Махир Хамза-паша самочинно арестовал русского посла действительного статского советника Алексея Михайловича Обрескова и заключил его в Семибашенный замок Едикуле. После такого демарша Екатерина вынуждена была объявить туркам войну. Турков даже не спасло ни спешное увольнение великого визиря ни обещание выпустить их крепости посла Обрескова его, правда, так и не выпустили до 1771 года, пока его не выкупили вскладчину австрийский и прусский послы. Войну нам пришлось вести на два фронта — помимо турок нам противостояли и конфедераты, на стороне которых с 1770 года воевали французские наёмники во главе с генерал-лейтенантом Шарлем Дюмурье.
При этом Суворов уничтожил 500 солдат противника, не имея ни одного убитого в своём отряде. Остальные были рассеяны по окрестностям.
Почему Украину назвали Украиной? История Украины
В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой. Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають».
Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков — основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне — стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. А 8 января 19 января по новому стилю состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.
Руина Однако воссоединение Южной Руси с Северной Русью, объединённой под главенством Москвы, вызвало со стороны Москвы введение единоначалия, и, несмотря на то, что за гетманом и панством сохранялись огромные привилегии, своеволие панства было существенно ограничено — паны не могли отправляться в военные походы без согласования с Москвой и не могли вести самостоятельную внешнюю политику. Поэтому сразу после смерти Хмельницкого гетманскую власть захватил Иван Выговский, сместивший его сына Юрия. Выговский был поляком, которого Богдан Хмельницкий выкупил за лошадь из татарского плена. Впоследствии Выговский стал при Хмельницком генеральным писарем.
Выговский взял курс на посторенние олигархической республики, где главную роль играли крупные землевладельцы. В только что присоединённой Малороссии началась гражданская война: Запорожцы во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание, а панство призвало на подмогу крымского хана расплачиваясь с ним «живым товаром», — населением разорённых городов и местечек. Масла в огонь подливали и поляки. Они стали распускать слухи, что москали заставят всех ходить в лаптях, а казачьи полки переформируют в драгунские.
В сентябре 1658 года Иван Выговский подписал Гадячский договор, возвращавший Войско Запорожское под власть польской короны. Несмотря на одержанную над русскими войсками при помощи поляков и крымцев победу при Конотопе, Выговский у власти так и не удержался — один за другим казацкие полки переходили на сторону Москвы, и вскоре Выговский был изложен и бежал в Польшу. Гетманом был провозглашён Юрий Хмельницкий, тут же объявивший себя сарматским князем. На следующий год на Киевщину вновь вторглись поляки.
Потерпев от них поражение в битве под Слободищем, Юрий Хмельницкий был вынужден присягнуть Польше. Тогда казаки избрали новым гетманом Якима Сомко. С тех пор у войска Запоржского было два гетмана — левобережный и правобережный. Вскоре Сомка сменил Иван Брюховецкий, который, стремясь к усилению личной власти, также изменил Москве.
Тем временем, прибрать к рукам Южную Русь решили турки. Они захватили Подолье и навязали польскому королю Михаилу Вешневецкому, происходившему из того же рода, что и основатель Запорожской Сечи, Бучачский мир. Всё Правобережье по нему отходило к Турции, а Левобережье оставалось за гетманом Дорошенко, который присягнул турецкому султану Мехмеду IV. В те времена было уже три гетмана — протурецкий, пропольский и промосковский.
Объединить Гетманщину удалось в 1668 году протурецкому гетману Петру Дорошенко, осуществившему удачное покушение на левобережного гетмана Ивана Брюховецкого: 7 июня 1668 года Дорошенко и Брюховецкий встретились на Сербовом поле близ Диканьки. Здесь казаки Брюховецкого сами схватили своего гетмана и отдали его Петру Дорошенко. Дорошенко приказал приковать Брюховецкого к пушке, пока над ним будет идти суд, но при этом будто бы случайно сделал движение рукой. Толпа приняла этот знак как смертный приговор, накинулась на Брюховецкого и забила его.
После этого страшно изуродованный труп отвезли в Гадяч и там похоронили со всеми гетманскими почестями. Однако 1676 году Дорошенко сдался в плен московским войскам и был назначен воеводой в Вятку. С тех пор Тем не менее, поляки продолжали назначать своих гетманов вплоть до начала XVIII века, но их власть распространялась только на незначительную часть Правобережья. На русском же берегу Днепра в 1668-72 годах гетманом был Демьян Многогрешный.
Демьяна Многогрешного схватила и обвинила в измене сама генеральная старшина, потребовав от Москвы его наказания, но когда Москва, плохо верившая в действительную измену гетмана, сослала его в Сибирь в угоду казачеству, та же самая старшина стала распространять слух о невинном заточении Многогрешного. Судьбу Многогреного разделил и следовавший за ним Иван Самойлович, которого сослали по доносу Ивана Мазепы, обеспечившего себе таким способом гетманскую булаву. В течение полустолетия, прошедшего со времени смерти Богдана Хмельницкого, до измены Мазепы Москва была измотана непрерывными гетманскими интригами, «замятнями», переходами на польскую сторону. Не успевала вводить воевод, как через некоторое время приходилось выводить их снова.
Всё это происходило на фоне антирусской пропаганды, развёрнутой назначенным поляками львовским униатским епископом Иосифом Шумлянским. В случае отторжения Украины от Москвы, поляки метили сделать его митрополитом Киевским. Шумлянский создал целый агитационный аппарат и когда, при царевне Софье, в Кремле начались смуты, он при поддержке поляков отправил на Украину армию монахов, снабженных письменной инструкцией, дававшей указания, как сеять порочащие Москву слухи. Инструкция предписывала запугивать казаков готовящимся искоренением их со стороны Москвы и обнадеживать королевской милостью.
Мазепа Мазепа и его писарь Орлик провозгласили, что казаки не являются русскими, а якобы происходят от хазар, взятых в плен Святославом и приведённых на Днепр. Он с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского, в Горках. Мазепа и Карл XII К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. Примечательно, что современные цвета украинского флага, Flag of Ukraine.
Во время Полтавской битвы казаки Мазепы для отличия от казаков, сохранивших верность Петру I, повязали двуцветные шарфы шведских драгун. Однако шведы потерпели поражение и Мазепа, который в 1709 году был заочно «награждён» за предательство русского царя «Орденом Иуды», изготовленным по приказу Петра I в единственном экземпляре, бежал в Турцию. Русской Православной Церковью Мазепа был предан анафеме за измену, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Уже 22 сентября 1709 года Мазепа умер в Бендерах, принадлежавших тогда Турции.
Новым гетманом был избран Иван Ильич Скоропадский. Гетманщина просуществовала до 21 ноября 1764 года, пока не была упразднена Екатериной II. Инициатором её упразднения стал глава гетманской канцелярии в Малороссии при последнем гетмане Кирилле Разумовском Григорий Николаевич Теплов. Это он написал на имя императрицы знаменитый документ «О непорядках, которые происходят от злоупотребления прав и обыкновений, грамотами подтвержденных Малороссии».
Дело в том, что казачья старш;на, являвшаяся по существу всё той же шляхтой, устроила в гетманщине полнейший беспредел — земли селян эти перекрасившиеся шляхтичи нагло отжимали, селян облагали неподъёмным оброком, а селянок невозбранно насиловали. Вслед за гетманщиной 3 августа 1775 года была упразднена и Запорожская Сечь. Запорожцы праздновали зеленые святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошел незаметно через все предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков, и те после двухчасовых переговоров сдались.
Запорожскую старш;ну, приравнявши к российскому дворянству, наделили армейскими чинами и землей. Причем, землю оставляли ту, которой знатные казаки владели до ликвидации Сечи. А кому не доставало до положенных на дворянское рыло полутора тысяч десятин, еще и прирезали! Чтоб не обидно было.
Некоторые «по знакомству» не остановились даже на полутора тысячах. Атаман Вершацкий, например, оттяпал себе на Днепре 7950 десятин. Атаман Кирпан — 11912. А есаул Пишмич «приватизировал» почти двенадцать с половиной тысяч!
Так что, Сечь, как говорится, приговорили ко всеобщему удовольствию. Многие прибарахлившиеся «братчики» даже облизывались на радостях. Простые же запорожцы, по замыслу Потемкина, должны были по доброй воле поступить в гусарские и пикинёрские полки. Но тут он явно недооценил тот исторический фактор, который позднее Шевченко называл «невозмутимым хохлацким упрямством».
Служить в каких-то там гусарах запорожцы явно не желали, не в силах расстаться с шароварами ради узких рейтуз. Вместо этого часть казаков дала деру за Дунай, образовав Задунайскую Сечь, воевавшую впоследствии на стороне турок, а остальные разбрелись по плавням, таская из тины карасей и дожидаясь очередной перемены политического курса. В 1792 г. Присоединение Приазовья После взятия Петром I в 1696 голу Азова , всё Приазовье перешло в состав России и до 1711 года входило в состав Азовской губернии.
В состав губернии вошли и землидонских казаков - будущая Область Войска Донского. Западной границей губернии стала река Берда, протекающая по нынешней Запорожской области. По Прутскому мирному договору Россия должна была отдать Азов и небольшой кусок окружающей территории туркам, но северное Приазовье осталось за Россией и продолжало входить в состав донских казачьих земель, организационно вошедших в Екатеринославское наместничество. Однако после упразднении наместничества земли от Кальмиуса до реки Берда вошла в состав образованной в 1803 году Екатеринославской губернии вместе со станицей петровской и всем Петровским юртом и потерявшими оборонное значение крепостями Петровской Захарьевской и Алексеевской.
Присоединение Правобережья Всё это время Правобережье оставалось в руках поляков, и граница с Польшей проходила сразу за Киевом по реке Ирпень. Народ, тогда всё ещё называвшийся русским, терпел там жестокие притеснения со стороны поляков. Особенно доставалось диссидентам — православным, не вступившим в унию. В 1768 году Россия, защищая права зарубежных соотечественников, потребовала уровнять диссидентов в правах с католиками, и сейм вынужден был удовлетворить это требование.
С решением сейма не согласились польские дворяне Правобережья.
Согласно этой «Зраде» Украина под названием Малороссия и самоназванием Гетманщина получила статус московского протектората с даже более широкой, чем у Дона автономией. Россия была вынуждена вступить в затяжную войну с Польшей, которая окончилась с небольшим перевесом в ее России пользу: в частности, Россия смогла получить имеющий столь большое символическое значение Киев. Однако, польская верхушка сумела сделать выводы из поражения и в первую очередь отодвинула от власти иезуитов и вернулась к более веротерпимой внутренней политике.
Видя неизбежность самоорганизации православного населения, она создала так называемую Правобережную Гетманщину во главе с гетманом-изменником Выговским на пока еще подконтрольной территории. Целью создание этой Гетманщины была попытка привлечь левобережную старшину на свою сторону перспективой перехода Левобережной Гетманщины снова под власть Польши, но с сохранением предоставленной Москвой автономии. И надо сказать, что расчёт оказался верным: среди левобережной старшины началось брожение, переросшее в Руину - затяжную гражданскую войну на Украине, когда простой народ и казаки в конечном счете защитили решение Переяславской рады от интриг старшины. Надо правильно понять, что представляла из себя казачья старшина.
Обычно Руину объясняют бунтарским духом казаков, но дело в том, что старшина состояла как раз не из казаков, а из шляхты, и вела себя точно также, как и московская аристократия в Смутное время или, например, петербургская при Восстании Декабристов. Казаки же, как раз выступили на стороне Москвы. Очень показателен в этом смысле конфликт правой руки Богдана Хмельницкого природного казака Ивана Богуна и сына Богдана Юрия, такого же родовитого шляхтича как его отец, пытавшегося перейти на сторону Польши. Вообще, сам институт старшины совершенно не свойственен демократическому духу казаков, а появился вследствие их включения в феодальную систему.
Бунтарский дух днепровских казаков толкал их скорее на поддержку Булавина, Разина и Пугачева, выступавших против власти не с прозападных позиций, а с как раз антизападных, то есть власть, по их мнению, была слишком прозападна. Обычно ликвидацию украинской автономии путают с разгоном Запорожской Сечи, что свидетельствует о крайней запутанности вопроса в историографии, в том числе и украинской, которая спекулятивно включает Запорожский Кош в состав исторической Украины, хотя Украина, как уже было отмечено, представляла из себя именно симбиоз казаков и славян, а Запорожская сечь была чисто казачьим феноменом. Во время восстания Богдана Хмельницкого Запорожский Кош его поддержал, но в Переяславской Раде участия принимать не стал и сохранил свою независимость. Позднее запорожские казаки поддерживали восстания Разина и Булавина, и многие их участники смогли найти убежище в Сечи.
В 1720 году войска Петра I разгромили независимую Сечь и завоевали центральную часть территории Коша, а остальное было тут же подобрано Крымским ханством, бывшим номинальным хозяином этих земель. В 1734 году Сечь была воссоздана с позволения императрицы Анны Иоанновны, но уже в составе Империи и с предельно урезанной территорией Коша, которую смог удержать Петр I, и получила в истории название Новая Сечь. Именно из Новой Сечи запорожцы были переселены сначала на Днестр, а потом на Кубань, положив начало знаменитому впоследствии Кубанскому казачьему войску. Ликвидирована Сечь была по причине поддержки восстания Пугачева.
После измены Мазепы Империя ввела прямой административный контроль над Украиной и институт Гетманства превратился в декорацию, но после того, как среди казаков была массовая поддержка Пугачева, правительство Екатерины II упразднила Украинское Гетманство, называвшееся на тот момент Малороссийским, и Слободское войско, введя на их территориях, также как и на причерноморских и приазовских бывших землях Запорожского Коша, всё-таки отвоеванных у Крымского ханства вместе с самим Крымом, стандартную губернскую систему Империи. С этого момента заканчивается героическая эпоха в истории Украины и начинается мемориально-спекулятивная, продолжающаяся до наших дней. В той эпохе центром Украины выступал Полтавский край, Киев принимал косвенное участия, а Львов не принимал вообще никакого, разве что «отец Украины» гетман Сагайдачный был его уроженцем. В составе Империи началась, если так можно выразиться, «деукраинизация» Малороссии, особенно поддерживаемая в малороссийской городской среде, которая помимо традиционного антагонизма города и села, испытывало неприятие оседлого населения к носителям степной культуры казакам.
Еще при царе Алексее официально в документах Гетманщина именовалась Малороссией, но наряду с этим широко употреблялось и неофициальное название Украина. Петр I, лишив Малороссию автономии де-факто, убрал из официальных документов название Украина, а Екатерина II, упразднившая автономию де-юре, ввела негласный запрет на любое использование такого названия, но в народе оно продолжало использоваться. Малороссийская казачья служба не была, однако, ликвидирована, вместе с автономией, а была преобразована по образцу казаков-однодворцев Черноземья, в которых превратились рязанские служилые казаки. После завершения Кавказской войны малороссийские казаки, вместе с черноземными однодворцами были переселены на Кавказ и включены в состав Терского казачьего войска для его укрепления.
После выселения запорожцев на Кубань и украинских казаков на Терек, казаков на территории современной Украины не осталось, хотя следует принять во внимание то обстоятельство, что расказачивание практиковала и царская власть, и многие украинские казаки были переведены в крестьянское сословие при ликвидации Малороссийского гетманства. А на бывшей территории Запорожского Коша до сих пор есть села, жители которого возводят свое происхождения к запорожцам, то есть определенное казачье наследие современная Украина в себе все-таки сохранила, но оно не имеет ничего общего с той идеологической химерой Козацькой Украины, которую камлает современная украинская пропаганда. Вообще бывшая территория Коша, получившая название Новороссия, активно осваивалась и заселялась имперской властью. В первую очередь был организован мощный поток переселения из Великороссии, но также имперская власть способствовала переселению представителей балканских народов, страдавших от турецкого гнета.
В частности, греческие переселенцы основали на берегу Азовского моря многострадальный город Мариуполь, а сербские - не менее известный сейчас Славянск. Когда на Донбассе был найден уголь, а в Кривом Роге железная руда, то начала развиваться мощная индустрия этого региона, которая до сих пор является его лицом. Казачья старшина активно инкорпорировалась в российское дворянство, а малороссийская интеллигенция в общероссийскую. Ассимиляция, как правило, проходила безболезненно и сейчас многим уже невдомек, что такие великие деятели русской культуры, как Некрасов, Достоевский, Чайковский, Репин, ученые Остроградский, Вернадский и многие другие выдающиеся деятели имеют малороссийские корни.
Ассимиляция более успешно проходила в городской среде и среди знати, но практически не затрагивало село, которое сохраняло малороссийское наречие и свою культуру. Но стремившееся создать под впечатлением европейских революций политическую нацию в России царское правительство решило тотально унифицировать русскую этнографию с целью чего начало в первую очередь всеми силами ограничивать использование малороссийского наречия, а также других отличительных черт Малороссии, стараясь ее привести к общерусскому этническому стандарту. И как ни странно, в общем это не вызвало большого сопротивления в Малороссии, но возникло культурно-просветительское движение в защиту малороссийского наследия, не столько даже этнографического, сколько вообще культурного, которое у Малороссии действительно очень богатое. На волне этого движения появилось Кирилло-Мефодиевское братство среди молодых преподавателей Киевского и Харьковского университетов, в число которых входил будущий русский историк Николай Костомаров, а также к ним примкнул будущий поэт Тарас Шевченко.
Братство стояло на панславистских позициях, отвергало сепаратизм и общалось с московскими славянофилами. По каким-то причинам «деятельность», а точнее говоря круг тем кулуарного обсуждения братства начал политизироваться и приобретать либеральную направленность, у Шевченко доходившую до откровенной революционности, в результате чего оно было разгромлено Жандармским управлением, а его члены арестованы и сосланы. Костомаров через некоторое время вернулся к научно-преподавательской деятельности и обогатил русскую историческую науку своими ценными исследованиями и серьезными трудами, всю жизнь оставаясь на с самого начала обозначенной им позиции - самобытная Малороссия в составе единой России. Будучи потомком слободской казачьей старшины, он рассматривал всю Малороссию целиком как прямого наследника Киевской Руси и ее Малороссии население называл «южнорусским народом».
Однако, выступая за освобождение Украины от русского самодержавия и крепостничества, он не выступал за освобождение от России как таковой и искренне ненавидел общих врагов России и Украины по войне 17-го века - польских панов. Еще особенность украинства Шевченко состояла в том, что Украиной он считал только Левобережье, то есть историческую Гетманщину, и категорически отвергал претензии Правобережья тоже считать себя Украиной, и по выражению поэта «примазаться к казачьей славе». В его понимании Украина была феноменом именно казачьей в первую очередь природы, и казаками он считал именно тех, чьи корни уходили в вольное Запорожье, а не тех, кого назначила таковыми польская власть. Стихотворный сборник «Кобзарь» стал первым многотиражным изданием на малороссийском наречии, которое сам поэт предпочитал называть украинским языком, хотя если сравнить язык этих стихотворений с современными литературными нормами украинского языка, то этот язык сейчас скорее назовут суржиком, то есть немного украинизированным вариантом русского языка, что вполне укладывается в представление о малороссийском наречии, как диалекте русского языка.
Однако, увидев в стихах Шевченко явную революционную пропаганду, царские чиновники начали тотально запрещать всякое издательство на малороссийском наречии, которое фактически сами и признали украинским языком, а поскольку этим наречием пользовалась и Правобережная Малороссия, и Слобожанщина, то все эти земли в будущем превратились в Украину, причем именно с подачи царской власти, де-факто признавшей малороссийское наречие украинским языком, как того и хотел Тарас Григорьевич. Реакция западных партнеров не заставила себя ждать: во Львове, перешедшем из-под польской власти в австрийскую, через 12 лет после смерти поэта было создано «Научное общество имени Тараса Шевченко», причем на пожертвования проживавших в России представителей малороссийской знати. Сначала общество занималось популяризацией малороссийской культуры и запрещенным в России издательством на малороссийском наречии, но однажды оно начало издавать труды молодого профессора Львовского университета Михаила Грушевского, фактического творца современного украинского национального мифа, вокруг которого возникла кровавая тоталитарная секта, против которой современное российское государство вынуждено проводить военную операцию. Вместо общепринятого в историографии термина «Киевская Русь», он ввел термин «Украина-Русь» и однозначно отождествил Украину с Киевской Русью.
Он постулировал этнополитическое единство региона влияния Киева до Рюриковичей как уже сформировавшуюся Украину, которая лишь на некоторое время назвалась Русью, чтобы оцивилизовать дикие болота Приладожья и Верхневолжья, которые по своей природной неблагодарности ее потом и поработили. Украина же в его представлении уходила в седую древность. На самом деле ничего экстравагантного по тем временам в этой теории не было, так как после открытия феномена родства индоевропейских или «арийских» народов историки всех этих народов пытались вывести свой народ как прямого наследника древних индоевропейцев, а остальные индоевропейские народы, как происходящие от него.
Там сказано: «Плакали за ним все переяславцы… За ним и Украина сильно тужила». В этом произведении раскрыты понятие "Украина", история названия и развития страны.
А через два года, в 118-м, было сказано о князе Ростиславе, который наведался «в Украину Галицкую». Вопрос об Украине Почему Украину назвали Украиной? Этот вопрос с давних времен интересовал ученых, но однозначного ответа на него нет и сегодня. Одни исследователи объясняли происхождение словом "край" — очень удалённая от центра частичка территории, околица, у края — приграничная территория. Другими словами - край, краина в обозначении родной край, близкая по духу страна, родимая земля.
Происхождение названия Украина имеет разные корни. Вот ещё один взгляд — Украина, вроде, происходит от слова "украять" отрезать. Другими словами, значение слова Украина как названия государства — кусочек земли, украяный отрезанный от целого, который вскоре стал цельным свободной страной. Есть разные версии. Происхождение названия Украина связано с изречениями: край, краина страна.
Хотя видимой связи нет. Когда появилось название Украина? Есть разные мысли. Как исследовали происхождение названия учёные - неизвестно, но сам процесс возникновения понятия «Украина» был долгим по времени и имел несколько этапов. Край, а не окраина Слово «край» по значению "отрезок, кусок земли" знали ещё со времён старославянского языка.
И сегодня это слово существует во многих славянских языках, потому что славянские племена всегда имели земли, которые отделялись природными границами — рекой, лесом, болотом. Потому это слово имело также значение — крайняя часть территории, начало либо окончание земли племени. Откуда пошло название Украина, очень интересно. В старославянский период родилось слово краина страна в значении — территория, что принадлежит племени. Рядом со словом «край» в старославянском языке существовало слово «украй», что значило — отрезок от куска, отдалённый кусок земли, крайний рубеж отдалённой части территории племени.
Краина И всё-таки почему Украину назвали Украиной? Вопрос очень интересный. Уже позднее среди восточных славян от изречения «украй» через суффикс —ин появилось слово Украина, которое имело значение — отдалённый кусок земли, отдалённая территория племени. И всё же почему Украину назвали Украиной? Слово "краина" по значению — земля племени, вскоре стало значить — земля феодального княжества, а потом — земля Руси.
Поэтому поменялось и обозначение самого слова Украина: на место начального — отдалённая часть земли племени, пришло значение — сопредельная часть земли феодального княжества, а уже потом — часть земли Руси.
В польских документах с конца XVI в. Причём в таком именовании не было никакого этнического оттенка, а сами жители исконной Руси и польские, и московские подданные по-прежнему именовали себя русскими. Похожие вопросы.
Общие сведения
- Совет от России
- Доисторический период и античные времена
- Сколько лет Украине в 2024 году
- История Украины как государства
- Основные даты из истории становления независимости Украины. Справка - ТАСС