Новости евфимий великий

К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. Евфимия Великого, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). О преподобном Евфимии узнал архиепископ Симеон и, призвав его к себе, назначил на должность эконома архиепископского дома. Главная Новости Общество Сегодня в русской православной церкви день памяти Преподобного Евфимия Великого.

2 февраля. Чтим память преподобного Евфимия Великого

Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель.

Обычно они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы.

Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря.

После смерти архиепископа преподобный удалился в Хутынский монастырь, а через некоторое время был назначен игуменом обители Рождества Пресвятой Богородицы на Лисьей горе. Вскоре святой был избран архиепископом Новгородским. После принятия высокого сана святитель Евфимий предался подвигам служения еще с большим усердием, заботясь теперь не только о спасении своей души, но уже о душах вверенной ему Господом паствы. За время своего архиерейства владыка Евфимий много усилий приложил к строительству и восстановлению храмов. Пахомий Логофет с великим восторгом писал об усердии святителя к обновлению ветхих церквей и к сооружению новых: «Если хочешь видеть нечто малое от великих, прииди к соборному храму Святой Софии, Премудрости Божией, и возведи окрест очи твои; там увидишь пресветлые храмы святых, подобно звездам сияющие и словно горы вокруг стоящие, его рукою созданные. Не гласом, но самым делом они возвещают разнообразную красоту свою. Сие мне даровал архиепископ Евфимий, говорит одна из церквей; другая гласит: таким благолепием он меня украсил; третья поведает: меня также от основания воздвиг он.

Отданный матерью во исполнение обета Церкви и воспитанный еп. Мелитинским Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был посвящен в пресвитеры. Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преп. Евфимий на 30 году жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим. Оттуда, поклонившись Св. Рядом подвизался преп. Затем оба монаха ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню недалеко от Иерихона , поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки — сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преп. Феоктист, а духовником был преп. Преподобный учил братию прежде всего послушанию и соединению богомыслия с телесным трудом.

Господь даровал св. Евфимию дары прозорливца и целителя. Исцелив сына арабского военачальника Аспевета, преподобный обратил его и с ним множество арабов в христианство.

Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула.

Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси , творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело. Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Иувеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи.

Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал.

Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского

Не хотел Евфимий от княжьего стола к делам духовным возвращаться, советы давал и посредничать спешил. Евфимий получил образование в городском монастыре и рано принял иночество. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.

2 февраля - день памяти Ефимия Великого

18 апреля 2023 года Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля отмечали один из главных праздников монашеской обители — день памяти преподобного Евфимия, архимандрита. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития. Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь. Евфимий получил образование в городском монастыре и рано принял иночество.

Евфимий I (Вислень)

Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений. В 1456 году владыка Евфимий вместе с посадником Федором Патрикеевичем примирил Новгород и Псков с великим князем Московским.

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)

Приходившие к святому нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе, где и остановился. Там впоследствии было погребено его святое тело. Преподобный Евфимий скончался в 473 году в возрасте 97 лет. В это время начиналось время метелей, которое было крайне неприятным для крестьян. Иногда разыгрывалась такая вьюга, что целыми днями нельзя было не только отправиться в дорогу, но и выйти за ворота. Считалось, что о том, будет ли метель, можно узнать по поведению домашних животных. Например, если кошка скребет пол или куры хвостами вертят, то надо готовиться к сильному ветру со снегом. Метели, вихри считались существами одушевленными — в них показывалась нечистая сила. Вихровой, обитающий в вихре, иногда представал перед людьми мужчиной, однако его можно было прогнать, бросив в вихрь нож. В вихре могли прятаться также леший, черти, души умерших неестественной смертью.

Считалось, что когда ветер завывает в трубе, это плачет покойник, если буря срывает крыши — это выражение гнева умерших.

Евфимию было открыто время его кончины. Перед смертью он сказал братии: «Приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы».

Он должен быть послушным и смиренным и помнить о смертном часе. Ему следует бояться суда и огня вечного и искать Царства Небесного». Святитель учил молодых иноков сосредоточивать свои мысли на Боге, занимаясь физическим трудом.

Мы не должны зависеть от незнакомцев». Святитель требовал от монахов молчания в храме во время службы и за трапезой. Когда он увидел молодых монахов, постящихся больше других, он сказал им, чтобы они отсекли свою волю и соблюдали установленное правило и время поста. Он призвал их не привлекать внимание к своему посту, а есть умеренно.

В эти годы святой Евфимий обратил и крестил многих арабов. Среди них были сарацинские предводители Аспебет и его сын Теревон, которых святой Евфимий исцелил от болезней. Аспебет получил имя Петра в крещении и впоследствии был епископом среди арабов. Молва о чудесах, совершенных святителем Евфимием, быстро распространилась.

Отовсюду приходили люди, чтобы исцелиться от своих недугов, и он исцелял их. Не выдержав человеческой известности и славы, преподобный тайно покинул монастырь, взяв с собой только своего ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Руба и поселился на горе Марда, недалеко от Мертвого моря. В поисках уединения святой исследовал пустыню Зиф и поселился в пещере, где некогда скрывался Давид от царя Саула.

Святой Евфимий основал при пещере Давида монастырь и построил церковь. За это время святой Евфимий обратил многих иноков от манихейской ереси, исцелял больных и изгонял бесов. Посетители стали нарушать покой пустынника. Так как он любил тишину, святой решил вернуться в монастырь преподобного Феоктиста.

По пути он нашел тихое ровное место на холме, и он остался там. Здесь должна была располагаться лавра преподобного Евфимия, а небольшая пещера служила его кельей, а затем могилой. Святитель Феоктист отправился с братией к преподобному Евфимию и просил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился на это. Однако он обещал посещать воскресные службы в монастыре.

Святитель Евфимий не желал иметь никого рядом, Господь повелел ему в видении не прогонять приходящих к нему за спасением душ своих. Через некоторое время вокруг него снова собралась братия, и он организовал лавру по образцу Фаранской Лавры. В 429 году, когда святому Евфимию было пятьдесят два года, патриарх Иерусалимский Ювеналий освятил лаврский храм и поставил в нем пресвитеров и диаконов. Сначала лавра была бедна, но святитель верил, что Бог позаботится о Своих рабах.

Однажды к лавре пришли около 400 армян, направлявшихся к Иордану. Увидев это, святой Евфимий призвал эконома и велел ему накормить паломников. Управитель сказал, что в монастыре не хватает еды. Святитель Евфимий, однако, настаивал.

Придя в кладовую, где хранился хлеб, управитель нашел много хлеба, а также наполненные винные бочки и кувшины с маслом.

Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами.

Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт.

Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г. В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших. Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты». Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей подобно городским улицам , внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены; вокруг них построено было много келлий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие.

Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб — «часозвоня» с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. Это самое высокое здание в Новгороде — 23 сажени высоты, с него прекрасно виден весь город, открывается дивный вид на Ильмень озеро, Волхов и окрестные монастыри. Башня сохранилась доныне. Много и других зданий соорудил святитель, например, каменную духовницу, назначение которой неизвестно, сторожку и пр. Среди забот об украшении храмов Божиих не забывал святитель Евфимий наставлениями согрешающих среди пасомых своих. Памятуя слова апостола: «научи, накажи и запрети», святитель сначала действовал на согрешившего кротостью; не исправляющихся запрещал с гневом на устах, а сердцем молился об исправлении их; обличал проступки и богатых и знатных, незаконные браки, и никто ничем не мог заставить его умолкнуть и прекратить обличения, пока не наступало исправление.

В то время не было в Новгороде правды и правого суда; своеволие новгородцев вызвало гнев великих князей, много причиняло скорбей и трудов святителю — посреднику между паствою и князьями; много раз приходилось владыке посещать и псковскую свою паству для благословения и наставления. Псковская Церковь, подчиненная в то время Новгородскому архиепископу, доставила немало хлопот и огорчений святому Евфимию. В 1435 году он прибыл в Псков, как жалуется местный летописец, не в установленное время, но когда захотел сам. Это вызвало неудовольствие во Пскове. Псковичи просили владыку остаться до недели Православия и совершить торжественную литургию с чином Православия. Но владыка почему-то не пожелал исполнить эту просьбу и потребовал подати, которые собирались с духовенства и мирян.

Псковичи отказали ему. Не понравилось последним и то, что святитель не думал считаться со стариной: поставил в Псков наместника и печатника из новгородцев, а не из псковичей, которые судили по-своему. Неповиновение пасомых так огорчило святителя, что он, пробыв всего одну неделю, покинул Псков. Одумавшиеся князь, посадники и бояре псковские нагоняют владыку в пути, бьют ему челом, просят вернуться, что он и исполнил. Псковичи дали владыке подати. Но споры его духовенства — «софьян» — с псковичами закончились схваткою.

Это еще более огорчило святого Евфимия, и он уехал, отказавшись от поднесенных ему даров. Раздор прекратился в 1447 году, когда псковские послы прибыли в Новгород, били челом владыке и всему Новгороду о заключении мира по старине, и целовали крест.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий