Что татары, что башкиры постепенно теряют свою численность.
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
А как у татар? Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал. Здесь в Татарстана наши исследователи являются часть глобального проекта генетических исследований. Заодно мы что-то узнаём и о себе, это да. В Татарстане несколько тысяч татар изучены. Это уже неплохой результат. Спешить и делать глобальные выводы об этничности на основе генетических исследований пока не стоит. Есть ряд московских исследователей, которые уже делают выводы на основе генетики по татарам.
Их вывод звучит так: «Татары — все разные». Это на самом деле очень смешной вывод. Ведь возможно, что такими выводами фиксируется ситуация, бывшая 10 тысяч лет назад. Мы специально нашли деньги и добыли генетические материалы из внутренней Монголии по маленькому племени татар. Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке. Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар — сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды.
И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере. В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу. В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец.
Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века. Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить. Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама. Или от пророка Ноя-Нуха.
Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима. Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир.
Благодаря связям с востоком, они приняли ислам еще в 920-х годах. Во времена Русского царства и Российской империи они обеспечивали товарооборот со Средней Азией и Китаем. По этой причине у них очень развита и социально одобряется коммерческая жилка. Да и сам народ более энергичный и подвижный. Тогда как башкиры домоседы и более консервативные. Сама Казань всегда являлась одним из общероссийских культурных и экономических центров, тогда как Уфа, которая, хоть и почти не уступает ей по численности населения, долгое время представляла из себя тихий провинциальный город. Поэтому между татарами и башкирами такие же отличия, как между любыми столичными жителями и жителями регионов: одни — деловые, современные и активные, другие — добродушные и спокойные. Башкиры и татары являются разными народами, поскольку они всегда были такими. У татар были Волжская Булгария и Казанское ханство, у башкир — свободная конфедерация степных племен, которые избирали общее руководство только в ходе войны, а в остальное время жили практически автономной жизнью. Привилегированное положение сначала в Золотой Орде, а затем в составе России позволяло им сохранять свое своеобразие неопределенно долго. По воле Аллаха башкиры и татары осели на соседних землях, и как два крыла птицы один без другого не сможет удержаться в полете! Не спроста Аллах это сделал, вдвоем всегда легче преодолевать тяготы и невзгоды, чем в одиночку!
А татары мигрировали под Казань из другого, далекого места, а именно из Монголии. Башкиры живут на Урале испокон веков, они упоминаются с 9 века нашей эры в арабских летописях. Это был кочевой народ угорской группы, к которой также относятся мадьяры и югра.
Чуваши-мусульмане также жили в районе Закамской засечной линии, состоявшей из таких крепостей, как Ерыклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск. В 7159 1651 году «приходили на государеву вотчину на Закамской уезд ногайские мурзы с воинскими людьми и взяли многие деревни и чуваской многой полон». Их случайно встретили башкиры во главе с тарханом Тоимбетом Янбаевым, ехавшие «по своей вере Богу молится». Тогда вместо молений они вступили в бой и «и с теми ногайскими воинскими людьми бились, и многих людей побили, и чуваский многой полон отбили…». Понятно, что чуваши Закамья опять же не могли соответствовать современным чувашам, а только предкам нынешних казанских татар. Таким образом, чуваши-мусульмане населяли все три географических региона современного Татарстана — Заказанье, Закамье и Горную сторону. Как следует из анализа источников, население Казанского ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Не случайно, Л. Гумилев писал: «потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык — татарским». Хотя это не больше чем камуфляж! Каково в таком случае соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности современных чувашей. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине , пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии — булгары и сувары. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане, что и нашло отражения в источниках. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте R-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный Z-язык общетюркского типа? Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее XV века. Тюрколог-лингвист А. Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века». Правда, он тогда татарским еще не именовался. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт — у ногайцев, Кыпчак — в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков , а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Мишари в отличие от последних двух сословных групп, были этносом и сословием одновременно. Этнический состав служилых татар был довольно пестрым. В их числе были ногайцы, крымцы, башкиры и др. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию, о чем говорят данные ономастики. Таким образом, решающую роль в образовании современных татар сыграло само Русское государство, которое создало сословия служилых и ясачных татар, ставшие теми формами, в которых на протяжении XVI-XX вв. Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX — начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил только казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Академик Иоганн Эбергард Фишер в 1755 году писал, что «те, кого сейчас зовут татарами, имя это не принимают, считают поношением». Таким образом, этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман, однако, произошло это не сразу, так как еще в XVIII в. Интересно, что служилая татарская знать также именовалась чувашами. Однако, один из них вернулся в ислам, за что из князей был низведен в ясачные татары. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной чювашенин и принял обрезание». Вот еще один весьма симптоматичный пример. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета» по примеру административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могли считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени — узбеки, каракалпаки и башкиры. А вот авторитетное мнение академика В. Бартольда: «Поволжские тюрки после некоторых споров лишь накануне революции 1917 года приняли название татары». Когда Ш. Марджани предложил своим соплеменник именоваться татарами, он, вероятно, и не предполагал, что новый этноним сыграет компенсаторную роль для их ущемленного национального самосознания. Шнирельман пишет: «Когда татары говорят о золотоордынской части их истории, им приятно сознавать, что в те далекие времена Русь подчинялась Золотой Орде — это основной момент татарского мифа». Именно этот психологический момент способствовал быстрому распространению нового этнонима среди потомков чувашей-мусульман, которые к монголам Золотой Орды не имели никакого отношения и, по иронии судьбы, сами являлись их жертвой, как и Русь. Таким образом, «исчезновение» чувашей Казанского уезда и появление «татар» были взаимосвязанными процессами. Аналогичная историческая коллизия произошла в VI в. Византийский историк VII в. Феофилакт Симокатта рассказывает, что, когда вархониты племена вар и хуни прибыли в Восточную Европу , местные народы — берсилы, оногуры, савиры и другие — приняли их по причине сходства имен за «страшных» по всей Азии аваров. Они почтили этих псевдоаваров богатыми дарами и выказали им покорность. Когда вархониты «увидели, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали им посольства, и сами стали называть себя аварами». Аналогичным образом, сегодняшних поволжских татар с полным основанием можно назвать псевдотатарами, ибо подлинные татары были истреблены Чингиз-ханом, а их грозное имя, по выражению Л. Гумилева, превратилось в камуфляж. Таким образом, этноним «татары», являвшийся, по сути дела, историографическим штампом или клише, на многие века пережил своих настоящих носителей. Известный специалист по истории Золотой Орды В. Егоров, говоря о древних татарах, отмечает: «Благодаря историческому заблуждению и прочно установившейся традиции имя их и сегодня сохраняется на этнической карте нашей страны, хотя современные татары не имеют никакого отношения к народу, обитавшему в средние века на границе с Китаем». При выборе этнонима казанские идеологи сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Этому также способствовала русская наука, слишком широко употреблявшая термин «татары», применяя его как по отношению к монголам Батыя, так и для обозначения тюрко-мусульманского населения Российской империи. Поэтому, как пишут современные авторы , «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский и конструктивистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Поскольку любая кочевая или просто воинская полития нуждается в тяглом населении, она приобретает его несколькими способами: либо путем прямого завоевания чужой страны и покорения ее населения, либо путем дистанционной эксплуатации дань , либо путем создания класса зависимых людей на своей территории. Последний вариант был реализован в Башкирии посредством формирования сословия тептярей. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила феномен башкирского вотчинного землевладения. Сам факт существования где-либо представителей этой группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Асфандияров в ряде своих работ объясняет ее возникновение внутренним развитием башкирского общества. Отсюда — социальный термин «тептяр» от башкирского глагола тибелеу — «быть выпинутым». По словам руководителя Оренбургской экспедиции И. Процесс тептяризации прежде всего коснулся западных башкир. Многие башкиры по тем или иных причинам переходили даже в сословие ясашных татар. Этнические башкиры были и среди мещан городов Уфимской губернии. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа чувашей-мусульман «татар» , собственно чувашей, марийцев, удмуртов, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием ясачным или служилым , что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных и прочих сословных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска, в состав которого, помимо башкир, входили мишари и тептяри, последние прекратили свое существование в качестве сословий, однако, еще долго сохраняли свое прежнее этносословное самосознание. Что касается тептярей башкирского происхождения, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Белебеевского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов. Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у части западных башкир, был лингвистический вопрос. Не случайно, В. Татищев писал: «Бухарцы и другие учёные сего народа в Астрахани и Казани чегодайский язык почитают за начало и главнейший в татарских диалектах и оной за необходимый почитают ученому совершенно разуметь, и он так от простого татарского разный, что не учась, разуметь не может, хотя слов подобных в татарском множество». Как видим, чагатайский язык был языком высокой культуры , недоступным простому народу по причине обилия в нем арабизмов и фарсизмов. Применение по отношению к нему термина «старотатарский язык», как это делают ученые Татарстана, некорректно. Не существует ни одного средневекового источника, в котором бы он квалифицировался в данном качестве. Определения русских толмачей переводил «татарское» письмо имярек и авторов приниматься в расчет по вышеуказанным причинам не может. Тот же В. Татищев пишет, что тюркским народам название «татары» было незнакомо: «Ежели бы кто, со здешними говоря по-татарски, употребил слово татар, то б никто не разумел, но называют тюрк. Например, спросить умеешь ли по-татарски, то скажет туркуча блямисин то есть «знаешь ли по-тюркски? Поэма узбекского поэта Суфи Аллаяра 1644-1721 гг. Поэтому они обратились к писателю и поэту Тадж ад-дину бен Ялчыгулу аль-Башкурди 1768-1838 гг. Ученый-просветитель XIX в. Кукляшев писал: «Все языки, коими говорят и пишут турецкие и татарские племена, известны под общим названием тюркийского, или тюрки-тили». Миссионер Н. Ильминский, говоря о языке казанских татар, утверждал: «Его лучше было бы назвать языком Тюркским, потому что он принадлежит Тюркам, и восточные народы называют его «тюрки». Таким образом, тюрки был своеобразной латынью Востока, общим литературным языком для множества тюркских народов как церковнославянский для многих славянских народов вплоть до появления у них в XX веке национальных письменностей, приспособленных к народным говорам. Не случайно, в переписных листах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Нужно отметить, что если для башкир язык тюрки был естественным продолжением народной речи, то у «татар» он стал доминировать в довольно позднее время XV-XVI вв. Башкиры же изначально разговаривали на Z-языке общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской сарматской этнической стихии, участвовавшей в этногенезе башкир. Как уже говорилось, современный татарский язык образовался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи — Ногайской Орды, Крыма, Башкирии. Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев 1841-1907 гг. Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка — «тюрки». Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше, не существовало до начала XX века по определению, поскольку еще не было народа с таким названием, является ошибочным. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» то есть тюрки был исконным, тогда как предки казанских татар — чуваши — восприняли его лишь на рубеже XV-XVI вв. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к тюрки и современному татарскому языку, были проигнорированы. Если в 1897 году большая часть мусульмьанского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский, Белебеевский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык или тюрки, то в 1926 г. Этому также способствовала жесткая ассимиляторская политика властей Татарской АССР, направленная на конструирование новой исторической общности — татарской нации на основе казанских татар чувашей-мусульман путем включения в политический проект тептярей, мишарей и части северо-западных башкир. Для сравнения: татар там было 107 025, тептярей — 14 875. Из них: башкир — 154 324 чел. Тем не менее, в начале XX века северо-западные башкиры еще четко осознавали себя таковыми. Этот факт, между прочим, сыграл решающую роль в образовании так называемой «Большой Башкирии», то есть Республики Башкортостан в ее сегодняшних очертаниях. Провозглашенная в декабре 1917 г. Но уже тогда башкирские лидеры ставили задачу собрать воедино всю историческую Башкирию. Учредительный курултай принял решение: «Для введения автономного управления в западной Башкирии, а именно: в западных частях Уфимской, Самарской и Пермской губерний — должны быть созваны там не позже января 1918 г. Признание в марте 1919 г. Восстание «Черный Орел» или «Вилочное восстание», бушевавшее в феврале-марте 1920 г. Причем, приговоры сельских сходов о присоединении к Башкирской Республике присылались в Башревком не только от башкир Бирского и Белебеевского, но и Мензелинского и Бугульминского уездов. Однако, татарские национал-коммунисты также претендовали на Уфимскую губернию для учреждаемой большевиками Татарской АССР. Султангалиев с товарищами просил у Ленина отдать всю западную Башкирию вплоть до Уфы им. Вот как описывает эту встречу, состоявшуюся 22 марта 1920 г. На это Ильич примерно в таком смысле ставил нам ряд вопросов: - А есть ли разница в языках или наречии татар и башкир? Затем мы указывали на то, что вражда к татарам ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции. Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос: - Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне? Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, лицом в угол. Этими тремя простыми вопросами Ильич дал нам великолепный урок в том, как одна из только что освободившихся национальностей, сравнительно более сильная, не должна брать на себя роль благодетеля по отношению к менее сильной народности, а тем более действовать вопреки ее желаниям. В дальнейшем беседа была сосредоточена лишь на вопросе о татарах и татарской республике, подразумевая ее осуществление без тех башкир, о которых мы так усиленно «заботились». Однако, М. Султангалиеву и его единомышленникам все же удалось выпросить у Ленина для декретированной в 1920 г. При этом не бралось в расчет то, что эта территория была исконной землей башкир Булярской, Байлярской, Юрмийской, Гирейской, Сарайли-Минской, Кыргызской, Еланской, Енейской волостей. Лидерам Башкортостана, занятым в это время ожесточенной политической борьбой с местным Обкомом ВКП б и органами ЧК, удалившим из «Малой Башкирии» признанных лидеров башкирского народа Х. Юмагулова и А. Валидова, тогда просто не хватило сил, чтобы воспрепятствовать этому решению. Таким образом, многие башкирские роды, а то и семьи, оказались разделенными административной границей. Так, например, село Новый Актанышбаш Краснокамского района Башкортостана было основано выходцами из села Актанышбаш нынешнего Актанышского района Татарстана. Жители обоих селений приходятся друг другу кровными родственниками. Однако, первые считаются башкирами, а вторые — татарами. Подобных примеров сотни. Сегодня из уст некоторых жителей башкирских селений северо-западных районов Башкортостана нередко приходится слышать рассуждения следующего рода: мол, наши предки переселились сюда с территории Татарии, следовательно, мы также являемся татарами. Они просто не знают, что территория восточной части Татарстана вплоть до р. Зай является западной окраиной исторической Башкирии. К примеру, г. Одним словом, предки упомянутых выше жителей Башкортостана переселялись не из Татарстана, которого тогда просто не существовало, а мигрировали по своей же башкирской территории. Само использование термина «Татарстан» применительно к периоду до 1920 г. В то же время понятие Башкирия в качестве этнической территории башкир имеет более чем тысячелетнюю историю. Таким образом, этническая ассимиляция части северо-западных башкир стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев сознательно подстегивался уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, было полное слияние казанских мусульман, башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Если в отношении большей части казанских мусульман, тептярей и мишарей данный проект оказался в целом успешным, то башкиры стали его наиболее непримиримыми противниками, поскольку были цивилизационно чужды названным категориям населения диаспорного типа. Отношение к земле, наличие древней культурной традиции и аутентичность ей, живая связь с историческим прошлым края создавала прочный фундамент для башкирской идентичности, существующей уже почти полторы тысячи лет. Напротив, этносословные группы мишарей и тептярей, не имевшие глубоких корней в Башкирии и утратившие связь со своей прародиной, быстро проникались модернистскими идеями и поэтому легко отказывались от собственной идентичности в пользу татарской. Поверхностные, но броские лозунги обновления, освященные авторитетом мусульманских модернистов джадидов , создавали иллюзию «прогрессивности» татарского проекта в отличие от «отсталого» башкиризма. Будучи изначально ярко выраженным буржуазным движением, в революционный период он органично адаптировался к формационной, прогрессисткой по сути, теории марксизма и антропологии дарвинизма. Как труд делает из обезьяны человека, так и приобщение к этому проекту превращает отсталого башкира, тептяря или мишара в татарина — человека новой формации. Эти представления на уровне подсознания интеллигенции удачно коррелировались с идеей человека нового типа. Татарин — это такой же человек нового типа, но только мусульманин по вероисповеданию, хотя ислам для татарских национал-коммунистов был уже не столько мировоззрением, сколько культурным кодом. Не случайно, М. Султангалиев требовал создания отдельной мусульманской коммунистической партии, ответственной за мусульман читай: татар , сегрегированных от общей массы советских людей. Однако, Сталин не потерпел сепаратизма в своих рядах, впрочем, как и религиозных предрассудков. Успеху татарского проекта в конце XIX — начале XX века способствовала татарская компрадорская буржуазия, щедро финансировавшая сферу образования и книгоиздания. Мало того, сама структура Оренбургского духовного магометанского собрания, охватывавшая значительную часть территории Российской империи, стала скелетом экстерриториальной татарской общности. Казанский историк А. Хабутдинов справедливо замечает, что муфтият стал колыбелью татарской нации. А ректор Нижегородского исламского института Д. Мухетдинов пишет: «…если для формирования башкирского этноса ОДМС не сыграло определяющей роли, то для татар именно муфтият создал миллет-нацию». Утверждение последнего верно и ошибочно одновременно. Действительно, муфтият не «творил» башкир, поскольку они являются этносом с более чем тысячелетней историей. Но нельзя сказать, что он не сыграл никакой роли в их судьбе. Напротив, деятельность ОДМС для башкир была скорее отрицательной, чем положительной, поскольку мусульманское духовенство выступало проводником татаризма, а, значит, ассимиляции. Именно поэтому, как говорил В. Ленин, башкирские крестьяне выгоняли из своих селений татарских мулл и учителей, как «колонизаторский элемент». К сожалению, «прогрессивная» часть башкирского общества оказалась втянутой в орбиту татарского проекта. Ярким представителем этой категории людей является известный национал-коммунист и советский дипломат Карим Хакимов «Красный паша». Являясь по происхождению башкиром Сарайли-Минской волости, во всех анкетах он записывался татарином. Татаризм вербовал сторонников среди башкир исключительно по идеологическим и психологическим мотивам, а не по признаку этнической солидарности, поскольку все они прекрасно знали о своем настоящем происхождении. Поскольку само понятие «национальность» в начале XX века многим казалось пережитком прошлого, переход из башкир в татары для многих, особенно, коммунистов, был переходом в иную историческую формацию, где вообще не будет никаких национальных границ. Легкость перехода обеспечивалась тем, что башкиры считались отсталыми по причине того, что у них не было пролетариата, а у татар был. Этому в немалой степени способствовало также то, что в годы Гражданской войны башкирское движение оказалось на стороне белых. Долгое время понятия «башкир» и «контрреволюционер» были тождественными. Поэтому многие «прогрессивные» индивидуумы, открещиваясь от «реакционного» башкиризма, делали соответствующий выбор, тем более, что этот выбор не был сопряжен с проблемами морально-нравственного характера: татарин — это всего лишь усредненный тип «прогрессивного» урало-поволжского инородца, который и сам является всего лишь промежуточным пунктом на пути к формированию единой советской нации. Если, согласно Подворной переписи 1917 года, в Уфимской губернии был зафиксирован очень незначительный процент татар среди жителей Бирского и Белебеевского уездов, территориально совпадающих с северо-западом Башкортостана, то по данным переписей 1920 и 1926 гг. Как пишет М. Роднов, «в Златоустовском уезде, также как в Белебеевском и Бирском отмечена активная «татаризация» - значительная часть тептяр, мишар и башкир стала именоваться или были записаны татарами». Определенные круги научного сообщества Татарстана прилагают все усилия по демонтажу башкирской этничности, поскольку она является последней преградой на пути к реализации их замыслов. Как уже говорилось, отрицается сам факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше. Причем, научное сообщество Татарстана прекрасно понимает это. Академик АН Татарстана М. Закиев вспоминает, как идеологи казанского Кремля Д. Исхаков и Р. Хакимов создавали неотатаристский дискурс в 90-е годы прошлого века: «Исхаков в свое время предложил не упоминать о булгарском происхождении татар - давайте, сказал он, эту булгарскую теорию не будем пропагандировать. Ведь татаро-монголы - великий народ, они покорили даже русских, русские их всегда боялись. Пусть теперь нас тоже боятся и уважают». Относительно «чувашского» прошлого М. Закиев высказался следующим образом: «Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя «суасами». Задачи, которые ставит перед собой радикальный татаризм, заставляет его идеологов абсолютно осознанно совершать чудовищные исторические фальсификации, одним из проявлений которых является ономастический номинализм, доведенный до абсурда. Например, любое упоминание в письменных источниках этнонима «татар», в том числе использование в европейских картах названия Tartaria «Тартарией» или «Великой Тартарией» западноевропейские картографы именовали значительную часть Евразии от Урала до Камчатки , преподносится как доказательство татарской идентичности в Средние века. Это напоминает заявление польского министра иностранных дел Г. Схетыны о том, что Польшу освобождали этнические украинцы, поскольку боевые действия против фашистов там вели части I-го Украинского фронта. Такой же смесью лицемерия и цинизма пропитана идеология крайнего татаризма. Претензия казанских историков на наследие Золотой Орды вызывает негативную реакцию и у ученых Казахстана, так как именно казахи, ногайцы, крымские татары и значительная часть башкир являются прямыми потомками населения Улуса Джучи, то есть теми самыми литературно-фольклорными татарами, а отнюдь не те, кто именует себя сегодня татарами. Закиев охарактеризовал происходящее так: «благодаря идеям, которые навязывали руководству Татарстана Рафаэль Хакимов и Дамир Исхаков, мы испортили отношения со многими народами, прежде всего, с башкирами, поскольку им в трудах этих ученых было отказано в самоназвании. Рафаэль Хакимов записывал в татары всех. Кроме того, Дамир Исхаков стал еще ездить в Башкирию, где заявлял о том, что башкир там живет на самом деле меньше, чем татар, поэтому в будущем республика утратит свой статус». Образование татарской нации в начале XX века — это состоявшийся факт, который бессмысленно оспаривать. Однако, формирование татарского этноса еще далеко не завершено и на какой отметке стабилизируется это процесс — покажет будущее. Еще не «проглочены» так называемые сибирские татары, астраханские ногайцы, нагайбаки и кряшены, до конца не «переварены» мишари. Крымские татары давно позиционируют себя в качестве отдельного народа, а северо-западные башкиры пробуждаются от вековой летаргии. Боязнь потерять их побуждает сторонников агрессивной линии татаристского дискурса к активным действиям. Именно поэтому они превращают северо-запад Башкортостана в поле перманентной борьбы. Обращает на себя внимание также их стремление «отатарить» башкирские анклавы, находящиеся на территории Пермской области, Свердловской, Челябинской и Курганской областей и, таким образом, выйти на границы с Казахстаном, минуя Башкортостан. Неудачи в научном обосновании своих претензий на великодержавное наследство Золотой Орды вынуждает их создавать собственную, «аквариумную» историю, непризнанную нигде, кроме Татарстана. Жертвой этого обмана стал, в первую очередь, сам татарский народ, которому внушают мифы о происхождении его предков от воинов Батыя, пришедших на Волгу из Восточной Монголии.
Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю. В нашей статье мы рассмотрим отличия между татарским и русским характером. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир.
Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Их культура и обычаи отличаются от татар-мусульман, речь отличается диалектными особенностями, но всё это – социальные признаки. Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий.
Внешние отличия татар и башкиров
Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец. Татары и башкиры: чем похожи и отличаются У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. А вы знаете отличие менталитета башкир и татар? В течение своей истории, башкиры были подвержены влиянию различных народов и культур, включая тюрки, монголов, татар и других. Главная» Новости» Башкиры и татары отличия во внешности.
Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
В очень древние времена там проживало финское племя под названием мещера. С запада их ассимилировало славянское племя, а с востока и юга — татары-тюрки. Во времена Золотой Орды татары компактно проживали вокруг Мещерского Городка сейчас это город Касимово , поэтому их стали называть мещерские татары. Вообще народы, особенно кочевые, группировались вокруг городов, и ясак платили в городе, контроль тоже шел оттуда. А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия. Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города. Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум. Казанские же татары организовались вокруг Казани. Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея.
Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами. Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись. По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем. Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах. Это кочевые народы. Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов.
В Муслюмово есть две деревни под названием Табын. Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры. Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры? Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти. Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки. Вернемся к мишарским татарам. Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков». Мишарский диалект так быстро не стирается.
По себе знаю. Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века. В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин». Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ. Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно?
А сам учитель тогда откуда? Если татар не было, откуда взялись учителя-татары? А они несут чушь, якобы, татар из ничего придумал Марджани. Это такой абсурд, на это даже не разозлишься, и смеяться почему-то не хочется... Вот такими способами пытаются сократить численность татар. Конечно, среди населения кто-то может и запутаться. Кто-то ради карьеры, заработка согласен отказаться от предков. Но большинство все равно от своей татарской национальности не откажется. В этой ситуации, конечно, как ты уже говорил, может сработать тактика некоторых партий в выборах.
Им нужно «прикрытие». Может быть, в результате переписи башкир станет больше, а татар меньше. Естественно, в таком случае какой-то протест будет, найдутся люди, которые подсчеты поставят под сомнение. Многие поняли, что они башкиры. Ознакомили их с родословными, подняли историю. Просто допускаю такое, посмотрим, как в итоге получится, как пройдет подсчет. Вероятность большая. Но и это ведь очень много! Говорят: «Так было до этого, не разрушайте дружбу народов».
Однако, в 1976 году вышел документ действующий в отношении полных кавалеров ордена славы — Орденская книжка награжденного указывала номер каждого из орденов Славы трёх степеней. Первые такие книжки были выписаны в феврале 1976 года военными комиссариатами по месту жительства награждённых. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии , а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались. Орден Славы по своему статуту и цвету ленты почти полностью повторял одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест среди отличий — разное число степеней: 3 и 4 соответственно.
Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами XIII в. В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признавал вотчинное право на них кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю. Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию «…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…». Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать. О добровольном присоединении к России и получении башкирами жалованных грамот говорится и в хронике старшины Кидраса Муллакаева сообщённой П. Рычкову и опубликованной затем в его книге «История Оренбургская»: «…не только те земли, где они прежде подданства своего …жили, а именно — за Камою рекою и около Белой Волошки кой после Белою рекою названа , им, башкирцам, подтверждены, но сверх того и другими многими, на которых они ныне жительствуют, пожалованы, как это свидетельствуют и жалованныя грамоты, которыя у многих поныне имеются». Исключительность отношений башкир и России отражено в «Соборном Уложении» 1649 года , где у башкир под страхом конфискации имущества и государевой опалы запрещалось «…бояром, околничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим и дворяном московским и из городов дворяном и детям боярским и всяких чинов русским людям поместным всяких земель не покупать и не менять и в заклад, и сдачею и в наём на многие годы не имать». А усть реки Белыя Воложки вверх и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и дале, все живут башкирцы…» [82] С 1557 до 1798 годы, в течение более чем двухсот лет, башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии. Будучи в составе ополчения Минина и Пожарского, башкирские отряды приняли участие в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году. Участие башкир в Польской и Русско-Шведской войне править В войнах с Польшей 1768—1772 и Швецией 1788—1790 участвовало специально сформированное башкирское войско и самостоятельные башкирские полки. Екатерина II повелела Государственной военной коллегии призвать из «башкирского войска … три тысячи человек» и направить в Польшу, в помощь российской армии, с февраля 1768 г. Во главе десяти трехсотенных партий войскового формирования башкир были утверждены 7 волостных старшин: 3 — с Сибирской дороги, 2 — Ногайской, 2 — Казанской, и 3 походных старшины с Ногайской, Казанской и Осинской дорог.
А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия. Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города. Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум. Казанские же татары организовались вокруг Казани. Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея. Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами. Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись. По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем. Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах. Это кочевые народы. Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов. В Муслюмово есть две деревни под названием Табын. Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры. Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры? Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти. Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки. Вернемся к мишарским татарам. Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков». Мишарский диалект так быстро не стирается. По себе знаю. Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века. В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин». Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ. Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно? А сам учитель тогда откуда? Если татар не было, откуда взялись учителя-татары? А они несут чушь, якобы, татар из ничего придумал Марджани. Это такой абсурд, на это даже не разозлишься, и смеяться почему-то не хочется... Вот такими способами пытаются сократить численность татар. Конечно, среди населения кто-то может и запутаться. Кто-то ради карьеры, заработка согласен отказаться от предков. Но большинство все равно от своей татарской национальности не откажется. В этой ситуации, конечно, как ты уже говорил, может сработать тактика некоторых партий в выборах. Им нужно «прикрытие». Может быть, в результате переписи башкир станет больше, а татар меньше. Естественно, в таком случае какой-то протест будет, найдутся люди, которые подсчеты поставят под сомнение. Многие поняли, что они башкиры. Ознакомили их с родословными, подняли историю. Просто допускаю такое, посмотрим, как в итоге получится, как пройдет подсчет. Вероятность большая. Но и это ведь очень много! Говорят: «Так было до этого, не разрушайте дружбу народов». Вы как считаете? Но они же нас даже братьями называть не хотят, называют соседями! Чем больше мы молчим, тем агрессивнее они становятся. Мы, конечно, и раньше знали, что перепись проходит нечестно.