Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. 10 июля Эрдоган подписал указ о преобразовании собора Святой Софии в мечеть. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью.
Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии
Источник: РИА "Новости" «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — передает телеканал, отмечая, что теперь Айя-София может использоваться как мечеть. Турецкий президент Тайип Эрдоган ранее заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора Святой Софии и превращении его из музея в мечеть и поступит в зависимости от него. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу ранее заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств.
За этим последовала и перестройка собора под мусульманские традиции. В частности, были пристроены четыре минарета, изменено внутреннее убранство, заштукатурены знаменитые византийские мозаики и фрески. А еще позже к зданию собора пристроены тяжелые контрфорсы укрепительные вертикальные стены, которые строили с целью укрепить стены сооружения. Они и сегодня «обнимают» здание храма-мечети. Из мечети в музей, и снова в мечеть… В 1935 году, через 12 лет после провозглашения Турции республикой, мечеть Айя София была преобразован в музей, став символом толерантности и уважения к различным культурным традициям. Фрески и мозаики, заштукатуренные ранее при османах, были очищены и выставлены на обозрение восторженных туристов. Позднее выделили небольшое помещение, где сотрудники музея могли совершать мусульманские обряды.
А в 2020 году власти Турции отменили решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей, и в настоящее время Айя София — снова мечеть. Как это повлияло на туристов? Вплоть до 2024 года посещение Айя Софии оставалось доступным для всех туристов, за исключением времени мусульманских намазов. Более того, посещение было бесплатным, так как теперь это был уже не музей, а мечеть. Но с января 2024 года правила посещения Айя Софии для туристов изменились, и появился ряд ограничений. Читайте подробнее ниже в статье. Чем уникальны архитектура Айя Софии и интерьер В своё время Айя София стала революционным сооружением для христианской храмовой архитектуры. Она стала первой церковью, который увенчал столь грандиозный, гигантский купол. Его высота достигает 56 метров, а диаметр — 32 метра.
Купола таких размеров появились в Европе лишь в период Возрождения. То есть Айя София почти на тысячу лет опередила в этом европейскую архитектуру! Причем благодаря системе арок и большого количества окон между ними создается впечатление, будто купол парит в воздухе. Купол Айя Софии Сегодня в облике собора Святой Софии уникальным образом сочетается византийская и османская эстетика. Например, мы видим, как христианский храм с величественным куполом в османскую эпоху «оброс» мусульманскими минаретами. Четыре беломраморных минарета украшены изысканными узорами и арабской каллиграфией.
Турецкий президент Тайип Эрдоган ранее заявлял, что ждет решения Госсовета по возможности изменения статуса собора Святой Софии и превращении его из музея в мечеть и поступит в зависимости от него.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу ранее заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года.
Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества. Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Большинство населения — около 70 процентов — поддерживает этот шаг. При этом противники Эрдогана требуют не политизировать вопрос. Да и большая часть населения — сторонники светской модели. Конечно, Эрдоган — религиозный человек, считающий, что ислам — правда в последней инстанции, но в Турции успешно проживают представители разных конфессий.
Например, во время пандемии архиепископ Константинопольского патриархата Армении Саак Машалян, патриарх Варфоломей и представители иудейства внесли большой вклад в борьбу с коронавирусом. Эрдоган постоянно поздравляет их с Рождеством и Пасхой.
Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению
Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле, правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Заявители подчеркивают, что Айя-София стала личной собственностью захватившего в 1453 году Константинополь султана Мехмеда II Завоевателя, который превратил византийскую церковь в мечеть, достроив вокруг нее четыре минарета. Мечеть Айя-София в Стамбуле работает ежедневно с 9 часов. КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января.
Сотни человек в Стамбуле требовали снова превратить собор Айа София в мечеть
Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — сообщил местный телеканал CNN Turk. Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши. Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман.
В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз
Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Рассказываем историю важнейшего памятника культуры, в разные годы побывавшего храмом, музеем и мечетью. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Собор Софии в Стамбуле — снова мечеть Айя-София.
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы
86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя (ныне Стамбула) в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным. Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама? Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман.
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы
Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин.
В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились.
Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77].
Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра.
Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87].
По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77].
Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу ранее заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств. Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.
Сначала это была православная церковь, затем мечеть и музей. И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью. История собора Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Святая София Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор.
Юстиниан I Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода. В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель Фатих вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть. Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. Мустафа Кемаль 1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции. Однако наследие Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восхищался Запад, оставалось спорным в его собственной стране.
Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана. С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии.
Насколько я понимаю, турки придумают формулу, по которой фрески будут прикрыты во время молитвы с помощью современных технологий. Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов. Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества.
Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Большинство населения — около 70 процентов — поддерживает этот шаг. При этом противники Эрдогана требуют не политизировать вопрос. Да и большая часть населения — сторонники светской модели.
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Одна из самых известных - мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В 1847 - 1849 гг. В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка.
Что посмотреть в Айя-София Собор Айя-София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора. Михраб Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся.
Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.
Принять такое решение власти Турции смогли после того, как Государственный совет страны аннулировал постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении религиозному учреждению статуса музея.
Русская православная церковь сожалеет о том, что ее позиция по изменению статуса собора Святой Софии не была услышана турецкими властями. В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен.
Убил разом девятнадцать младших братьев. Настроение весь день прекрасное! Потенциальных конкурентов османские султаны не терпели.
Османский надгробный камень на фоне Айя-Софии Через три с половиной столетия идеальная машина завоевания порядком проржавела, прямо на ходу от неё стали отваливаться крупные детали. В 1916 году Трабзон был взят русскими. В Айя-Софии открыли госпиталь и склад. Сабли, штыки, трубки под прокуренными усами и некто Фёдор Иванович, интеллигентнейшей души человек, освобождает от штукатурки старинные фрески под ржание лошадей. Слыхали - в Петербурге революция?
Кавказский фронт распался, реставрационные работы брошены, солдаты дезертировали, фонд русской Трапезундской археологической экспедиции разграблен. Трабзонская Айя-София вновь стала мечетью.
Автор: dibrova. Бригады муниципалитета района Фатих в Стамбуле провели работы по уборке и дезинфекции в мечети Айя-София, сообщает телеграм-канал «Исламская столца».
Бригады Управления охраны окружающей среды и контроля муниципалитета очистили интерьер и окрестности исторической мечети. Ковры были пропылесосены, полки для обуви и интерьер мечети были опрысканы дезинфицирующими средствами.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Источник изображения: rtraveler. Однако сумма прохода в храм не уточняется. При этом посещение мечети останется бесплатным для всех граждан Турции.
Стоимость билета пока не определена. Храм Святой Софии был основан византийским императором Юстинианом I, строительство завершилось в 537 году. Почти тысячу лет собор оставался крупнейшим в христианском мире. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение 1934 года, в Айя-Софии возобновились богослужения , а вход в мечеть стал бесплатным для всех посетителей, включая туристов.
В результате происшествия никто не пострадал. Сотрудники предприятия были эвакуированы.
Айя-София вернула себе статус мечети, это культурное наследие человечества. Эта мечеть останется открытой для всех верующих", — сказал Эрдоган. Решение об отмене статуса музея Айя-Софии было утверждено 10 июля президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Строительство собора Святой Софии началось в 532 году.