Новости аполлинария суслова

Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша.

Тайна знакомства Полины и Федора Михайловича

  • комментарии
  • Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества
  • Правила комментирования
  • About Тина Гай

Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского

Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.

Когда В. Розанов умоляет ее вернуться, она жестоко отвечает: «Тысяча мужей находятся в вашем положении т. А узнав, что В.

Розанов в гражданском браке с другой женщиной и имеет от нее детей, Суслова почти двадцать лет из какого-то злого упрямства не дает ему развода — дети его все эти годы были лишены гражданских прав. Старик-отец, у которого Суслова поселилась в доме, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя». Правда, надо учитывать, что отец не уступал во властности своей дочери.

Из письма В. Розанова А. Глинке-Волжскому: «С Суслихой я 1-й раз встретился в доме моей ученицы Ал.

Щегловой мне 17, Щегловой 20—23, Сусл. Я же был социалистишко... На Катьку Медичи она в самом деле б[ыла] похожа.

Еще такой русской — я не видал. Умна она была средне; не выдающееся; но всё заливал стиль. Младшая сестра известный врач-ученый Суслова умоляла ее помириться; но она зависть при всяком ее въезде в дом родителей — вылезала с подушкой и одеялом из окна в сад, прокрадывалась на улицу и уходила ночевать к знакомым.

И сестра врач , видя, что она выгоняет старшую сестру из дому, мало-помалу перестала ездить к родителям. Я их любил, очень. С сестрой познакомился у умирающей тещи.

Но я его уже разлюбила. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула.

Это ее стиль. Разговор этот у меня с нею был и почти буквален. Тезисы, во всяком случае, эти самые.

Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок. Т[о] е[сть] тело, под платьем... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила.

Сараскина, комментируя слова из письма В. Розанова «Она была по стилю души совершенно не русская», пишет: «Впервые письмо В. Розанова к писателю А.

Глинке-Волжскому опубликовал — со значительными купюрами и местами в довольно свободном пересказе — Л. Путь Достоевского. Текст письма приведен Л.

Сараскиной по публикации В.

Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Проза.

Нажмите на кнопку "полная версия" справа от обложки аудиокниги на версии сайта для ПК или под обложкой на мобюильной версии сайта Полная версия аудиокниги Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. В правом верхнем углу сайта нажмите «Мои книги» и перейдите в подраздел «Мои». Нажмите на обложку аудиокниги -"Аполлинария и Надежда Сусловы. В разделе «Скачать в виде файла» нажмите на нужный вам формат файла: Для прослушивания аудиокниги на телефоне или ПК подойдут следующие форматы при клике на формат вы можете сразу скачать бесплатно фрагмент аудиокниги "Аполлинария и Надежда Сусловы.

«Молодая гвардия» выпускает биографию Аполлинарии Сусловой

Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. — Почему Аполлинария Суслова не давала ему развода? Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. Polina Suslova (1840–1918) wikidata:Q4446736 s:ru:Аполлинария Прокофьевна Суслова q:it:Apollinarija Suslova.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Ивановские эмансипе Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных.
Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва? | Фани Раневская | Дзен Аполлинария (Полина) Прокофьевна Суслова (1839-1917/18)Русская писательница Аполлинария (Полина) Суслова родилась в 1840 году в селе Панино Горбатовского уезда.
Мучительница Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Пример кнопки для покупки аудиокниги Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы.
Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша.

Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя

Любишь и несчастлива, да возможно ли это? Не правда ли, ты пойдешь с ним на край света? Суслова рассказала, что она сошлась в Париже с испанским студентом Сальвадором — молодым красавцем с «гордым и самоуверенно дерзким лицом». Но для него это было лишь мимолетное развлечение. Повторяется ситуация первой большой любви Достоевского, когда Мария Дмитриевна в Кузнецке предпочла ему учителя Н. Снова претворяется в жизнь сюжет «Униженных и оскорбленных», и Достоевский, как и герой этого романа Иван Петрович, утешающий Наташу, уже становится другом и братом Сусловой и по-братски и по-дружески успокаивает и утешает ее, пытаясь уладить ее сердечные дела. Суслова наслаждается такой ситуацией и ведет любовную дуэль рассчитано и коварно. Любовь ее постепенно превращается в ненависть. В сентябре и декабре 1864 г. Я его просто ненавижу.

Он так много заставлял меня страдать, когда можно было обойтись без страдания. Теперь я чувствую и вижу ясно, что не могу любить, не могу находить счастье в наслаждении любви потому, что ласка мужчин будет напоминать мне оскорбления и страдания... Когда я вспоминаю, что была я два года назад, я начинаю ненавидеть Д[остоевского], он первый убил во мне веру... Не повторяя уже сказанного, добавим, что любовь-ненависть могла питаться и несомненно питалась глубокими идейными расхождениями между верующим монархистом Достоевским, каким он вернулся после каторги и ссылки, и страстной нигилисткой Сусловой, неистово отрицавшей весь «старый мир» что не мешало ей любить Россию и ее простой народ , и даже готовой примкнуть к антиправительственному террору из дневника Сусловой видно, что революционеры-«шестидесятники» составляли значительный и близкий круг ее знакомых , хотя, как видно из письма Сусловой из Парижа Я. Полонскому от 19 июля 1863 г. Обратим внимание на то, что вышеприведенные дневниковые записи сентября и декабря 1864 г. Мало того, эти записи сделаны после 15 апреля 1864 г. Он простил ей Сальвадора и готов был простить кого угодно. Однако на неоднократные предложения стать его женой Суслова отвечала отказом.

Сусловой нравилось мучить Достоевского, ибо она знала, «какой он великодушный, благородный! Думается, в том, что любовь превратилась в ненависть, виновата прежде всего и главным образом Суслова. В натуре ее изначально сидел какой-то бес мучительства, и она это отлично сознавала, когда делала, например, такую запись в дневнике: «Мне кажется, я никогда никого не полюблю». У Сусловой с самого начала было двойственное отношение к Достоевскому, и искренняя любовь к нему сочеталась в ней всегда с такой же искренней жестокостью и деспотизмом по отношению к нему. Герой «Игрока», безусловно, имеет в виду ее характер, когда говорит: «Все это она удивительно понимает, и мысль о том, что я вполне верно и отчетливо сознаю всю ее недоступность для меня, всю невозможность исполнения моих фантазий, — эта мысль, я уверен, доставляет ей чрезвычайное наслаждение, иначе могла ли она, осторожная и умная, быть со мной в таких короткостях и откровенностях». А может быть, эти дневниковые записи Сусловой в сентябре и декабре 1864 г. Во всяком случае из письма, написанного Достоевским 19 апреля 1865 г. Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Я многое бы мог написать про Рим, про наше житье с ней в Турине, в Неаполе, да зачем, к чему? Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья.

Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но с другой стороны — возможно, он так любил ее, потому что видел в ней любимых героинь Достоевского? Розанову тоже посчастливилось встретить полюбившую его женщину, Варвару Дмитриевну, которая стала его супругой. Вернее, не супругой, а спутницей жизни, потому что двадцать лет Апполинария не давала Розанову развода. Семья Розанова страдала — но Апполинария страдала и сама. Ее жизнь прервалась в 1918 году, когда ей исполнилось 78 лет. Через год умер и сам Розанов. И знаете, что парадоксально? Он писал, что не может не вспоминать Апполинарию: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Многие историки пишут, что Апполинария Суслова прожила дурацкую, пустую и бездарную жизнь, что она портила жизнь всем, кто ее любил и кого она любила сама. Это правда — но тогда почему эту женщину любили два гения? Любили так, что не смогли забыть ее до конца жизни. Ответ я прочла у Юнга. Анима — это воплощение женственности в психике мужчины, в творчестве писателей и поэтов она может быть описана как муза, как опасная и притягивающая королева, русалка, сильфида, воительница. Анима алогична и мужская психика оказывается перед ней бессильной — чувствуя к ней неодолимое влечение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.

Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Достоевский с жадностью ухватился за то утешение, которое ему было послано судьбой». Меж тем биографы Достоевского рекомендуют оценивать слова Любови Федоровны критически, ведь сама она не была знакома с Сусловой. О Полине дочь писателя могла слышать от матери — жены Федора Михайловича, которая была склонна рисовать в своем воображении карикатурный образ соперницы-соблазнительницы. Суслова, открывшая целый хаос в себе, слишком занята этим хаосом, она наблюдает за ним, за собой; за другими наблюдать она не может, не умеет. Она — Чацкий, не имеющий соображения». Вслед за наблюдательницей и биографы Достоевского называют Полину Чацким в юбке. На тот момент, когда Федор Михайлович в 1861 году опубликовал в своем журнале рассказ девушки под названием «Покуда», они явно уже успели познакомиться лично. Работа Сусловой была очень слабой. Определенно, Федор Михайлович имел виды на Полину, а потому необъективно оценил ее творчество. О том, что общение Достоевского и Сусловой перетекло в роман, позволяют судить письма девушки писателю. В них она говорила : «Ты просишь не писать, что я краснею за свою любовь к тебе. Никогда не писала и не думала писать... Я могла тебе писать, что краснела за наши прежние отношения». Она также упрекала гения: «Они, отношения, для тебя были приличны. Ты вел себя как человек серьезный, занятой, который не забывает и наслаждаться». И даже если поначалу Суслова разделяла идеи свободной любви, то, вступив в подобного рода связь, она почувствовала себя униженной. Полине были несвойственны дамские хитрости, а потому она положила на алтарь романтических чувств свою репутацию. Однако он не хотел бросать больную чахоткой жену. Позднее Полина говорила, что разлюбила писателя как раз по той причине, что он не смог принести их любви жертву, по величине сопоставимую с той, что принесла она. Несмотря на душевные терзания Сусловой, точка в ее романе с Достоевским еще не стояла. Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться. Полина решила ехать одна в Париж.

Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь

продажа с быстрой доставкой по всей России. Ее любовь принесла только разочарование и горечь им и сделала саму Аполлинарию Суслову несчастной. Годы близости с Достоевским обложка книги. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь.

Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя

ISBN 978-5-235-04514-9 нет отзывов Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В.

Полина, находясь ещё в мечтах об испанце, мучает писателя своим двойственным поведением. Это путешествие не принесло положительных результатов: доехав вместе до Парижа, они расстаются. Суслова остаётся во Франции, а Достоевский возвращается в Россию. Несколько лет, воспоминания о которых отразятся в её дневнике, Аполлинария Прокофьевна проведёт в Европе. Большое количество поклонников, сменяющиеся города, события — всё ей становится всё в тягость, вокруг она видит пустоту: «… Мне опять приходит мысль отомстить. Какая суетность! Я теперь одна и смотрю на мир как-то со стороны, и чем больше я в него вглядываюсь, тем мне становится тошнее.

Что они делают! Из-за чего хлопочут! О чем пишут! Вот тут у меня книжечка: шесть изданий и вышло в шесть месяцев…. Lobulo восхищается тем, что в Америке булочник может получить несколько десятков тысяч в год, что там девушку можно выдать без приданого, что шестнадцатилетний сам в состоянии себя прокормить. Вот их надежды, вот их идеал. Я бы их всех растерзала…». Мария Дмитриевна умирает весной 1864 года. Тогда писатель с чистой совестью делает предложение своей возлюбленной, но она, конечно, отказывается.

Обида была сильнее желания стать счастливой. В дальнейшем они расстанутся окончательно, последнее письмо придёт от нее в 1867 году, когда Федор Михайлович был уже женат на молодой стенографистке Анне Сниткиной. Да и сама Аполлинария всё-таки выйдет замуж, но уже будучи сорокалетней женщиной, за молодого журналиста 24-летнего Василия Розанова, будущего русского философа. Влюбленный юноша видел в ней что-то трагически надрывное, как и Достоевский когда-то.

В подростковом возрасте они отправились в пансион для благородных девиц. Аполлинария вспоминала, что в школе большей частью скучала, хотя тепло вспоминала учителя истории, который увлекательно рассказывал об Античности и Древней Греции в частности.

Как считала она сама, педагог «научил ее мечтать». Затем девушка начала посещать лекции в Санкт-Петербургском университете как вольнослушатель — поступить в учебное заведение она не могла, поскольку была женщиной. Зато благодаря знакомствам со студентами она присутствовала на литературных вечерах, митингах, балах. Неизвестно, где именно Аполлинария встретила Федора Достоевского. Но это произошло в 1861 году Федор Михайлович тогда еще не написал ни одного из романов «Пятикнижия», но успел повторно дебютировать с повестью «Записки из Мёртвого дома», передающей опыт каторги. Издавал вместе с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время».

Был женат первым браком на Марье Дмитриевне Исаевой, с которой познакомился в ссылке. Причем к моменту встречи с Сусловой, Достоевскому уже было известно, что его супруга погибает от туберкулеза. Словом, 21-летняя эмансипе встретила 40-летнего автора — не слишком известного, но уже знакомого публике. Мария Дмитриевна, первая жена Достоевского. Фото: Public domain Впоследствии дочь Достоевского от второго брака, Любовь Федоровна, уделила Аполлинарии довольно много места в своей книге воспоминаний об отце. Она писала в том числе и о том, что Аполлинария якобы сама отправила ее отцу первое любовное письмо.

Впрочем, никаких подтверждений этому факту найти не удалось: подобной бумаги в архиве писателя нет. Слова дочери Достоевского приводит исследовательница Людмила Сараскина: «Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя.

Достоевский, растроганный, читал письмо Полины…» Аполлинария Суслова. Фото: Александр Эйхенвальд Роман, судя по всему, развивался быстро, и сама Аполлинария писала в дневниках, что любила Достоевского, «не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Впрочем, влюбленность явно помогла Аполлинарии: вскоре она опубликовала свою первую повесть «Покуда» — как раз в журнале «Время», который издавали братья Достоевские. Но потом выяснилось, что Федор Михайлович — сам «сладострастник», притом ревнивый и истеричный. Они нередко ругались в пух и прах, а потом мирились — страстно, с таким же надрывом и чувством. Все это продолжалось из раза в раз: Достоевский извинялся, стоя перед Полиной на коленях.

Достоевский в порыве писал Надежде Сусловой крайне неприятные вещи о ее сестре: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

В рамках деловой программы Национального чемпионата был представлен опыт Орловской области по развитию региональной системы инклюзивного образования, который вошел в тройку лучших и будет опубликован в форме методических рекомендаций Федерального методического центра по инклюзивному образованию. Также Орловская область была отмечена сертификатами за участие во Всероссийских конкурсах «Вместе на карте возможностей», «Возможности без границ», «Гимн движения».

СУСЛОВА Апполинария

Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа".

Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр.

Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни.

Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю.

Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю.

Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук.

Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству.

Когда Федор Михайлович после смерти жены предложил Сусловой выйти за него замуж, она рассмеялась ему в лицо. Достоевский ревновал Аполлинарию, у него на глазах она флиртовала с другими. Они выясняли отношения с криками и кулаками. Несколько раз в порыве гнева Достоевский пытался взять любовницу силой.

Потом каялся и молил о прощении. Но однажды он осознал, что это не любовь, а безумие, граничащее с сумасшествием. Они оба приняли решение расстаться навсегда. Вскоре после разрыва с Сусловой Достоевский женился на своей поклоннице Анне Сниткиной. Она была милой спокойной женщиной, окружившей писателя любовью и заботой.

Вспоминая Суслову, Федор Михайлович признавался, что все еще любит ее, но не хотел бы испытывать этого чувства, потому что Аполлинария его не достойна. Суслова от досады, что Достоевский нашел ей замену, сожгла все его письма и начала менять любовников. Уже после 40 лет она встретила молодого писателя Василия Розанова. Кстати, произведений Достоевского Суслова никогда не читала….

Подозревала ли Аполлинария Прокофьевна, что с легкой руки ненавидевшей ее жены Достоевского, Анны Григорьевны, а потом и его дочери, Любови Федоровны, все исследователи бездумно будут повторять эту плоскую пошлость, что якобы Розанов взял ее в жены только потому, что боготворил Достоевского и был готов фетишизировать все, некогда принадлежавшее ему? Впрочем, даже если Суслова об этом и знала, то вряд ли бы удивилась. Федор Михайлович слишком хорошо научил ее ничему не удивляться в человеческой натуре. И ничему не доверять. Суслова 43 лет … влюбилась в студента Гольдовского прелестный юноша , жида, гостившего у нас летом. А он любил другую прелестную поповну … И вот она бросила меня», — подобные письма с жалобами и кляузами на жену Василий Розанов в изобилии рассылал знакомым и друзьям — А.

Вряд ли студент Гольдовский был последней любовью Сусловой, после него, возможно, у нее был еще десяток романов, но все это было уже скорее по привычке — ее души уже никто и ничто не затрагивало и свою жизнь она считала безвозвратно погубленной. Вскоре Розанов, обзаведясь незаконной семьей и детьми, стал просить у жены развода, требуя, чтобы она взяла вину их разрыва на себя. Аполлинария только ядовито усмехнулась на это требование и показала законному мужу кукиш. Василий Васильевич нашел своеобразное утешение в активной переписке с вдовой Достоевского, Анной Григорьевной, — в этих письмах уже знаменитый «нововременский» журналист, писатель и философ Розанов, дав себе волю, перемыл все косточки «фуриозной» Аполлинарии, найдя сочувствующего слушателя. Однако проблема развода действительно стояла для него очень насущно: Василий Васильевич тайно от всех обвенчался в церкви со своей второй женой Варварой Дмитриевной Бутягиной, женщиной глубоко верующей. Если бы этот факт открылся, то Розанов как двоеженец подлежал бы не только церковным, но и гражданским карам — разлучению с женой, детьми и ссылке на поселение. Поэтому практически до конца жизни Сусловой Розанов засылал к ней своих друзей, адвокатов, просителей с просьбами о разводе — но все напрасно.

Добавить в избранное Суслова А. Подробности этих непростых отношений можно почерпнуть из ее воспоминаний и произведений. Для широкого круга читателей.

Комментарии

  • Мучительница
  • Предосудительный и болезненный роман
  • About Тина Гай
  • Кто такая Аполиннария Суслова?
  • Достоевский: семья и ранние годы

Читайте также

  • «Инфернальница» Аполлинария Суслова
  • Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой | АиФ Архив
  • Архивы Аполлинария Суслова - Журнал На Невском
  • Читайте также

Аполлинария Суслова - все книги по циклам и сериям | Книги по порядку

Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского. поразительная женщина «как по способности издеваться над одарёнными людьми, так и по степени её чудовищно-садистического эгоизма. Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова.

Предвижу: она будет несчастна (Достоевский и Апполинария Суслова)

Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни. Трудная задача Л. Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей. Казалось бы, на пути Л. Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий. Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды. Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке. Зрелые годы освещаются перепиской самой Аполлинарии с современницами, частично утерянной, а позднее время «отдано на откуп» ее супругу В. Наверное, это именно то, что называется «сопротивлением материала»: как найти истину столько лет спустя, сопоставляя противоречащие друг другу документы, «раздваивающие» и «растраивающие» образ нужной персоны?

Кроме того, речь не о художественной книге, где помогает воображение и автор имеет право на большую субъективность, а о научной: как прийти к той самой золотой середине, если опираться на неуравновешенные, очень личные свидетельства? Наверное, единственный путь здесь — интуитивное вычленение более верного взгляда, соотнесение различных периодов жизни, дабы они сложились в целостную картину, выявив живую, настоящую личность. Аполлинария Л. Сараскиной — это совсем не пассия купца Рогожина, не домомучительница Розанова, но и не «служительница Венеры» из дневников Л. Достоевской, а совершенное другая девушка, возможно, больше похожая на саму себя: «Тяжелым, до ненависти и отвращения, оказался груз свободной любви для презирающей общественные предрассудки Аполлинарии, переживавшей «позор» любовных отношений так же болезненно, как на ее месте его переживала бы всякая другая женщина с вполне традиционными представлениями о морали. Скорее всего, ей было даже намного труднее. Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения.

Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам? Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор.

И все это шло параллельно с ее собственными «вольностями», флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа. Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе».

Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского? В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор… Розанов держался недолго.

Ему посчастливилось повстречать другую женщину, свою будущую жену Варвару Дмитриевну. И страдала сама. Умерла Суслова в 1918 году в возрасте 78 лет. Через год скончался и Розанов. Незадолго до смерти он вспомнил об Аполлинарии: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Многие историки пишут, что этой женщиной была прожита пустая и бездарная жизнь, что она не оставила после себя ни доброй памяти, ни детей. И это чистая правда.

Но есть и другая правда: эту странную женщину любили два гения земли Русской — Достоевский и Розанов.

Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем. Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее. Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно... Все изменилось в несколько дней». В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться.

Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой. Когда бывшие возлюбленные встретились, Полина рассказала все о своем несчастливом романе. Писатель упал к ногам девушки и зарыдал: «Я потерял тебя, я это знал! Во время их путешествия Суслова пребывала в горестных мыслях, а Федор Михайлович был жизнерадостен как никогда. Биографы считают, что измена возлюбленной не оттолкнула Достоевского, а, напротив, разожгла огонь еще больше. Он даже говорил , что Полина «загрязнилась, но это случайность».

Когда Достоевский снова увидел в ней родного человека, он поведал ей о своем новом литературном начинании, которое в дальнейшем стало известно миру как роман «Преступление и наказание». Обещание быть «просто другом» писателю держать не удавалось. В своем дневнике Полина писала , что Федор Михайлович не единожды пытался перейти грань между товариществом и романтическими отношениями. В итоге Полина сбежала от Достоевского, снова в Париж. Однако очень скоро она получила весточку от бывшего возлюбленного. Федор Михайлович жаловался, что пустился во все тяжкие и остался без средств к существованию.

Просил помощи. Суслова не отказала ему: заложила часы, украшение и выслала писателю деньги. Жизнь во Франции разочаровала молодую женщину, и спустя некоторое время она решила вернуться в Петербург. Федор Михайлович, который к этому времени уже носил статус вдовца , сделал Полине предложение руки и сердца. Суслова же писала, что писатель только рассердил ее этим. Вскоре молодой супруге довелось узнать о неразделенной любви мужа: она нашла письмо от Полины.

Этим интересны первые страницы повести «Покуда». Но затем появляется героиня сперва невеста, затем жена брата героя , которую Суслова наделяет собственными чертами, и интерес повествования резко падает. Александр находит в Зинаиде свой идеал, но с её стороны встречает не более чем симпатию. В истории этой героини Суслова в чем-то напророчила свою будущую судьбу: Зинаида оставляет мужа, уезжает в другой город, поступает в гувернантки. В финале — умирает в полном одиночестве. История вполне тривиальная. Федор Достоевский, 1879 год.

Натура страстная, недобрая, красивая, нервная, истеричная и с драмой. Можно ли сказать, что это описание подходит Сусловой? Какой её видел писатель, современники и какой она видела себя? Означает прежде всего неистово страстную, «демоническую» женщину, соблазнительную и соблазняющую. Любопытно, однако, что, признавая Суслову прототипом ряда женских образов Достоевского, её муж, Василий Розанов, как раз отказывался считать её прототипом именно Грушеньки. В Суслихе — ничего грубого, похабного». Впрочем, и Митя Карамазов словом «инфернальница» характеризует лишь одну сторону Грушеньки, связанную со страстным характером, полом, надрывом.

А позднее корректирует эту свою характеристику: «И томит она [Грушенька] меня, любовью томит. Что прежде! Так что Грушенька в «Братьях Карамазовых» тоже разная, существует на границе с самой собой, и «инфернальность» не сущность, а лишь одна из её ипостасей, далеко не главная. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям», — писал Достоевский младшей сестре Аполлинарии Надежде. Это, впрочем, слова отвергнутого любовника, образ весьма односторонний. Но эта «одна сторона» как-то наглядно проступает, когда знакомишься с ответом, который Суслиха дала своему будущему мужу, Розанову, на его вопрос, почему они разошлись с Достоевским.

И он должен был так поступить. Он не поступил, и я его кинула». Брак продлился 6 лет и был несчастливым: ссоры, разногласия. Однако Розанов помнил эту женщину и не только потому, что Суслиха, как он её называл, отказывала долгие годы в разводе. Почему она это делала? Когда студент Василий Розанов 12 ноября 1880 года венчался с Аполлинарией Сусловой, ему действительно было 24 года, а вот новобрачной без нескольких недель — уже 42 года. Разница в возрасте у них была 17 лет и несколько месяцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий