Новости лезгины кто такие

Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. Низкий поклон всем,кто похвалил лезгин: значит действительно они заслуживают уважения.

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Некоторое предубеждение у лезгина осталось только против торговцев армян, а особенно евреев. Экскурс в Историю восточного Кавказа. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.

Лезгины: история и культура

Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое: таким танцем молодые люди демонстрируют свою удаль, бесстрашие, силу воли и искусство обращаться с оружием. Сценические танцы Профессиональные танцевальные коллективы Северного Кавказа исполняют на сцене не только традиционную народную лезгинку, но и постановки, в которых в танце рассказывают о старинных традициях своего народа. Например, в репертуаре Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» есть воинственный танец «Под небом вайнахов». Он основан на древнем чеченском обычае: когда две противоборствующие стороны собирались пролить кровь, в критический момент могла появиться девушка, снять с головы платок и бросить его между противниками. В этом случае конфликт прекращался на веки веков. И если даже спустя время кто-либо из противников возвращался к вражде, он покрывал себя огромным позором. Еще один сценический танец ансамбля «Вайнах» посвящен романтической традиции.

К этому пласту относятся из мужских Лек лезг. Самур , Эрзи лезг.

Эрзи , Алпан лезг. Иера , Сада лезг. Сад , Сувар лезг. Сувар , Ирида лезг. Ирид и другие. Литература Основная статья: Лезгинская литература Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос « Шарвили », который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к XI — XII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Горьким « Гомером XX века».

Поэт своим творчеством поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами [135]. Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум. Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители мужская его часть на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села [136].

Фонд готов к взаимодействию со всеми, кому не безразлична судьба и процветание лезгинского народа.

При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа.

Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский.

Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав. Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана.

Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века. Во время правления халифа Омара 634—644 г. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства.

Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа. Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа. Арабы захватили Арцах и осадили город Партав. В это время на помощь Джаванширу пришли грузины и армяне.

Через два года в Арабском халифате началась борьба за власть. Халифом стал Али. Воспользовавшись удобным моментом, Джаваншир собрал большое войско из всех областей Албании. Но этому делу помешали хазары, опять хлынувшие в Албанию с севера. Джаванширу пришлось сразиться с ними. И он заставил их повернуть обратно. Когда после Али халифом стал правитель Сирии Муавия, Джаваншир дважды ездил в его резиденцию — город Дамаск — вел с ним очень сложные переговоры и добился, чтобы его утвердили правителем всей Албании. По во звращении на родину его предательски убили проарабски настроенные михранидские аристократы. Его сменил племянник Вараз-Традат.

Последний михранид — правитель Гирдмана — Шаруя был увезен в Дамаск и там тайно казнен. В 710 году хазары, основавшиеся в окрестностях Дербента, предприняли очередной опустошительный набег на Албанию. Но продвигавшиеся с юга арабы оттеснили их и заставили отступить на исходные рубежи. Начались продолжавшиеся с небольшими перерывами в течение 200 лет арабо-хазарские войны, вконец опустошившие лезгинские земли. В этих кровопролитных войнах приняли участие все племена Албании, которые смело атаковали арабские гарнизоны. Особенно отличались табасараны и кайтаги. Арабский полководец Джаррах направил против них мощный карательный отряд, который стер с лица земли села Ерси, Дювек, Дарваг. Зил, а жителей и скот захватил в качестве военных трофеев. Вслед за этим событием другой арабский полководец Маслама покорил Дербент и переселил сюда 24 тысячи арабских семей из Сирии.

Это было сделано по той же причине, с какой и сасаниды переселяли сюда в свое время семьи персов. Цель была одна—резко изменить этнический фон в этом важном стратегическом районе, чтобы легко было проводить здесь собственную политику. Упорно сопротивлялась арабам область Лакз, не пускавшая их на свою территорию. В этой борьбе царь Лакза Авиз надеялся получить помощь от хазаров. Об этом тайно сообщили наместнику Дербента, арабскому полководцу Мервану. Тот лично возглавил огромную армию и повел ее по долине реки Самур против Авиза. Война Лакза с арабами длилась целый год. Исход противостояния решила смерть царя Авиза, наступившая от тяжелой раны, полученной во время тайного перехода к хазарам за помощью. Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя, города Стал и обложил оставшихся в живых тяжким налогом, обязав ежегодно доставлять в Дербент 20 тысяч мер пшеницы.

Правителем Лакза стал араб Хашрам Судами. Подобным образом, пройдясь по городам и селам с огнем и мечом, арабы покорили области Филан, Микрах и Ахцах. Для того, чтобы овладеть всей Албанией, арабам понадобилось около 100 лет. Утверждая в завоеванных странах исламскую религию, арабы безжалостно уничтожали культурное наследие местных народов, сносили языческие храмы, христианские церкви, зороастрийские молельни и повсеместно воздвигали мусульманские мечети. Уничтожались книги, летописи, произведения мастеров и художников. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц: Арцах, Шарван, Хурсан, Миран и некоторые другие, Лакз был подчинен Дербенту. Во главе всех административных единиц стояли арабы, передававшие власть по наследству. Местная знать стремилась породниться с арабскими правителями, охотно отдавала за них своих дочерей. Считалось большой честью положить начало роду, происходившему от знатного араба.

Так возникали и развивались местные династии, которые забывали о своем истинном происхождении и кичились своей принадлежностью к роду завоевателей. Однако, и огромному Арабскому халифату не суждено было существовать вечно. Началась тенденция к обособлению местных правителей, которые чувствовали себя довольно самостоятельными вдалеке от халифской резиденции — города Багдада. Первым решился на открытый бунт эмир Дербента. Но халиф был еще достаточно силен, чтобы найти управу на ослушников. Поэтому во избежание подобных случаев он часто смещал правителей областей, назначал других. В этой ситуации возникали обиды, создавались балгоприятные условия для противостояния местных группировок, боровшихся за власть. Вместе с этими процессами продолжалось массовое переселение арабов из родных мест на территорию Албании. Арабы вместе с уже укрепившимися здесь персами и татами сильно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры.

Лезгиноязычные народы под натиском переселенцев, которых поддерживали правители областей, вынуждены были перебираться в горы, на земли значительно худшие. К этому времени в исламе произошел раскол: образовалась шиитская секта, требовавшая передать халифский престол потомкам Али. Пришедшие к власти Аббасиды перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад и правили здесь в течение нескольких веков. Это был период расцвета халифата который не преминул оказать благотворное влияние и на лезгиноязычные на- роды. Восстанавливались разрушенные города, возрождались экономические связи с соседями. Принявшие ислам лезгины стали развивать науку, литературу, искусство.

В Азербайджане угнетают лезгин

Сегодня лезгины все также верны традициям предков. Отмечают, например, знаменитый праздник Весны Яран Сувар. Я родился в городе Баку и хорошо знаю лезгин. Очень трудолюбивый народ. Почему-то всех дагестанцев у нас называли лязги. Уважаю этот народ.

Пусть процветает лезгин кий народ. Elmar aga Не знаю, чего там понаписали доморощенные историки, кто у кого чего. Очень гостеприимные и хранящие традиции. Дети прекрасно воспитаны, замечательные люди, хорошие дружные соседи. Жизнь В путешествиях.

В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией. При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом. Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа.

Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось видимо, и сейчас опасается возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан. Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М.

Шаймиева и премьер-министра Турции Р. Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло. Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.

Диалекты делятся на 3 группы: кюринская диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский ; самурская докуз-паринский и ахтынский диалекты, фийский и курушский говоры ; кубинская кубинский диалект. Литературный язык на основе гюнейского диалекта. Распространены также русский и азербайджанский языки. Традиционные занятия — пашенное земледелие ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые и скотоводство, на равнинах — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное главным образом овцы, а также козы, крупный рогатый скот и др. Традиционные промыслы и ремёсла — прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное село Ахты , оружейное и ювелирное дело село Икра и др. Было распространено отходничество на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. К 1917 существовала значительная прослойка промышленных рабочих. Традиционные поселения в горах — кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части — разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное.

Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М. Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Искусство На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты — супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации. Гордостью театра являлись актер А. Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э. Наврузбеков и многие другие талантливые актеры. У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З. В Дагестане популярны композиторы М. Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О. Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Оперная певица Г. Эмиргамзаева в июле 2010 г. Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х. Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г. Гейбатовым, художниками-живописцами А. Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Спорт, общественная деятельность Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А. Ганиева, К. Агаева, Ф. Вагабова, В. Вопросами развития культуры, образования, науки, литературы и искусства в Дагестане во второй половине XX и начале XXI вв. Ахмедов, Б. Джалилов, Г. Палчаев, Г. Балатов, Ш. Рамазанов, М. Гусаев, З. Арухов, А. Ахмедов, И. Магомедов, К. Исабеков и другие. На дипломатической службе проявили себя дипломаты А. Ярахмедов, М. Баглиев, М. Забитов, С. Рамазанов, А. Гордятся лезгины и своими современниками, прославившими свой народ, свою республику: С.

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Разберем кто же такие лезгины и что у них за народ. Этот человек действительно один из величайших лезгин, с которым мне довелось общаться, и к сожалению он был единственным таким великим для меня. Лезгины. Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь[17]) — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма.

Лезгины – как живут «создатели лезгинки»?

Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.
История народов России: лезгины Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России.
Значение слова ЛЕЗГИНЫ. Что такое ЛЕЗГИНЫ? Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин?
Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире Традиционными занятиями лезгин были земледелие и скотоводство, разного рода ремесла.

Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина

Уверяю, село Храх — это начало установления некоего будущего в лезгинском движении. Из-за него уже между самими лезгинами пошли нелады, но это пройдет и наступит консолидация. Спасибо за Храх и Москве, и Баку, и это не только моя позиция. Турки стараются не замечать или ничего уже не могут поделать с тем, что лезгинская молодежь в Азербайджане начала ходить в майках с надписью на спине «Лезгистан». Они упорно не хотят замечать и слышать, как лезгины называют их: «Цапаш», «мугал», «азер», «каджары», но почему-то не «азербайджанец» или «турок». Неужели так трудно догадаться, что за этим стоит? Смелости не хватает об этом писать. Нет, понимают, чем это против них обернется, и фронт образуется. Откройте глаза, посмотрите на тех, кого вы называете «бородатые», кто они? Сколько их? О чем они думают и сколько будут терпеть ваши унижения.

Не забудьте, сколько из них лезгины, если не все? Ведь никто не может отрицать, что лезгины в Азербайджане — это сунниты, или почти все сунниты в Азербайджане — это лезгины и другие дагестанские народы или тюрконизированные коренные этносы. Думаете, с переименованием «Лезги мечеть» на Ашурбейли, или переименованием Узеира Гаджибекова на Гаджибейли, вы решили лезгинский вопрос? Очень глупо! От того что вы ратуете: «…мы с лезгинами братья и мы единые мусульмане», лезгинам лучше не стало, и мы не приняли ваше лживое братство. Мы не забыли, как вы расстреляли «садвалистов» и объявили их участниками террористической организации. Мы наблюдаем, как вы язвительно относитесь к нетюркоязычным на госдолжностях. Мы помним, как вы свои «руки протянули» через Москву в Дербент, чтобы не допустить избрания в мэры города Имама Яралиева, лезгина по национальности. Какой анклав вы создали под Дербентом во главе с этническим турком, мафией Курбановых. Сколько важных людей из Азербайджана каждый день посещает это диверсионное гнездо?

Как вы изо всех сил хотите там ул. Гейдара Алиева узаконить, памятник ему установить. Что вы хотите от Дербента? Хотите компенсировать потери на Карабахском фронте? Мы помним слова вашего вождя: «Говоря Азербайджан, я думаю об Иране». Ждете распада России? Наши взрослые и сейчас южно-азербайджанские районы называют Арраном. Странная реакция у политического истеблишмента Азербайджана на правду. Арран, Ширван и сейчас существует на лексиконе лезгин. Смотрите на лезгинские сайты и смотрите на баннеры, чьи стоят?

Есть ли там азербайджанские? Почему нет? Где братство, мусульманство, взаимопонимание, о котором вы ратуете? Вот вам и ответ на некоторые вопросы для сомневавшихся. Азербайджанские турки прекрасно понимают, о чем я говорю и плевали они на правду. У них правда — это ложь. Почему «Красный Курдистан» в Турции — террористическая организация, а в Азербайджане — нет? Чего вы добиваетесь переселением курдов и туркоязычных беженцев в лезгинские районы? В Огузе ими образованы уже две новых отдельных деревни и переделано одно бывшее армянское, Джалут. Почему мои родные племянники, приезжая ко мне в Россию, не знают лезгинский язык?

Моя сестра и мой зять — лезгины во всех поколениях. Я как никто другой знаю своих. Будет на это воля аллаха, я о себе отдельно расскажу При мне, в России, несколько десятков молодых людей с моей Родины снова научились разговаривать на лезгинском языке. Берите у них интервью, убедитесь. И вы мне будете доказывать, что никто им не запрещает на родном языке говорить? А где школы, преподаватели, учебники, радио, телепрограммы на лезгинском языке? А кто в упрек нам ставит: «разговаривайте на человеческом языке!!! Это же все совершается преднамеренно и системно. Неужели быть азербайджанцем стало так престижно?

Что интересно, сегодня лезгины и грузины терпимо относятся друг к другу.

Более того, у многих лезгин есть родственники-грузины. Как понимаете, в наше время детей лезгинами уже никто не пугает. Яркая лезгинка В песенном фольклоре лезгин особое место занимают танцевальные композиции. Этот народ действительно не может представить жизни без танца. Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка. Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века. В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор.

Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения.

Грозным, когда-то в глубокой древности занимало обширную территорию — Центральной Анатолии, южнее Черного моря, западные и южные земли Каспийского моря, возможно, Афганистан и Северную Индию. Очевидно, не вызывает сомнения родство этого народа не только с хаттами и через них с пелазгами, но и с арцави в Малой Азии племя «арц» Кавказской Албании , кутии племя «ути» Кавказской Албании , легами, лезгами, мушками и т. С III тыс. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии. В «Алупанской книге», как одно из племен Кавказской Албании Алупана , отмечается племя «мушк», которое было расположено у устья реки Кьулан-вац1 букв. Серединная река; современный Самур. Малоазийские мушки, по мнению Г. Меликишвили, — грузинские племена, а по мнению И. Дьяконова, «мушками» назывались Фригия и фригийцы. Думаем, что Г. Меликишвили ошибается, иначе совершенно непонятно, откуда появилось племя «мушки» в Кавказской Албании, причем их территория при нижнем течении реки Самур, где испокон веков живут лезгины. Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района Южный Дагестан тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным. Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков. Лезгинский язык в среде «алародийских» языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами». Согласно историкам, этнографам и лингвистам Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т.

Никто не мог безнаказанно обидеть гостя. Обиду, нанесенную гостю, хозяева воспринимали как собственную. Если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в полной безопасности: не только хозяева, но и их родственники становились на защиту, порой ценой собственной жизни. Гость, в свою очередь, придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома. Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда. Гость не заходил в дом, если хозяина дома или старших женщин не было. Он ждал на киме годекан , где все наперебой приглашали его к себе. Но гость не принимал приглашения других, чтобы не обидеть своего друга. В тех случаях, когда человек попадал в селение, где не было знакомых, он шел на ким и после общих разговоров намекал присутствующим, что впервые в этом селении. Каждый предлагал свои услуги, но незаметно уступали право гостеприимства человеку состоятельному. Вот такая житейская хитрость. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначества передавались из поколения в поколение. У вашего дедушки Наримана, например, есть кунаки в пятом поколении из высокогорного Куруша! Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками. Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали в семейных торжествах. Народная медицина Постепенно люди стали понимать, что многие лекарства приводят не к выздоровлению, а, наоборот, к болезням. Поэтому сейчас чаще стали обращаться к народной медицине. Наши предки всегда были близки к природе и придерживались такого мнения: «Все, что растет на земле и под землей, может служить лекарством». С весны запасались лечебными травами, корешками. Но в каждом селе были и джаррахи — лекари, умеющие вправлять вывихи, лечить переломы костей. Местные целители хорошо разбирались в болезнях, давали полезные советы и пользовались уважением и почетом среди сельчан. Многие были авторами лечебников, травников, хорошо знали и медицину Востока. Приведу наиболее интересные рецепты народной медицины. Например, крапиву верг при ревматизме использовали так: старой сильно колючей крапивой хлестали больные участки тела до появления на коже волдырей. Крапиву ели и от малокровия. Начиная с ранней весны и заканчивая осенью, лезгины собирали крапиву, сушили и запасали впрок, но чаще применяли в свежем виде — мыли, посыпали солью и, потерев немного между ладонями чтобы не обжечь рот , ели. Дети, кстати, очень любили такое лакомство. Попробуйте и вы летом, когда поедете в селение. А, например, подорожник дамардин пешер — жилистые листья применяли для лечения нарывов, ран. Настойка из подорожника считалась идеальным средством при болезнях желудка. Лезгины известны особым пристрастием к съедобным травам. Считалось, что в весенний период, когда организм истощен, употребление любых съедобных трав очень полезно. Начинку для афарар и пичекар пельмени делали из черемши, дикого чеснока, пастушьей сумки. При воспалении легких больного закутывали в шкуру только что зарезанного козла. Такие вот «козьи» лечения. Хорошим лечебным средством служили минеральные и горячие источники. Например, широко известны не только среди лезгин, но и во всем Дагестане и за его пределами ахтынские бани, серные источники которых помогают при лечении многих болезней.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Актуальные лезгинские новости. Мероприятия, праздники, чрезвычайные происшествия и прочие новости лезгинских районов, городов и селений. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.

Лезгистан – миф или реальность?

Лола Мусаева на : лезгины сохранили самобытные обычаи и традиции предков. самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". достаточно высококонсолидированный народ с богатой культурой, уходящей корнями в глубокую древность, и высокой культурой межнационального общения, уважением к культуре и традициям других народов, с единым языком. Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России.

Национальность "лезгин": история

  • Смотрите так же
  • КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! - YouTube
  • LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги? - Наша Армения
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации

Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками! В III в. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость помните, мы ездили туда на экскурсию? На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию.

Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

Очень часто в азербайджанских средствах массовой информации утверждается, что якобы в Нагорном Карабахе идет война между христианами и мусульманами, но никто никогда не задается вопросом: а почему тогда азербайджанцы со своими братьями-мусульманами лезгинами так жестоко обращаются? И то, что сегодня происходит в Карабахе, я считаю — это торжество справедливости, пример для других народов Азербайджана, живущих в рабстве и нищете. Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе. И Карабах в его самостоятельном решении оказался первопроходцем. Естественно, лезгинский вопрос — это больше, масштабнее, чем Карабах.

Во-первых, по охвату территории, стратегическому значению, расселению лезгинского народа. Все жизненно важные артерии Азербайджана, которые связывают его с Россией и Европой, проходят через лезгинские территории. И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности. Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают.

Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану.

Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение.

Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны. Женщина, двигаясь в образе «лебедя», завораживая плавными движениями и грациозной осанкой. Женщина увеличивает темп танца вслед за мужчиной. Этот распространенный среди кавказских народов танец назван в соответствии с тотемом лезгин: слово «лек» означает «орел». Эпос сохранился лишь в стихотворных и прозаических отрывках. Горьким прозванный «Гомером XX века».

Своим творчеством поэт поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив ее традиционными формами.

Моя малая родина — Курзун-кишлак этого же района, расположенного на границе с Дагестаном. После 8 класса я уехал в Баку, поступил в техникум легкой промышленности, выучился на технолога. К тому времени мой брат уже жил в Набережных Челнах, позвал к себе, рассказал о перспективах. Я приехал, устроился плотником-бетонщиком на «КамГЭСэнергострой». Поработав на разных работах, стал спортинструктором «Металлургстроя» того же объединения: организовывал различные спортивные соревнования.

В 1988 году я был избран секретарем комитета комсомола «Металлургстроя» и буквально вскоре — первым секретарем комитета комсомола «КамГЭСэнергостроя», в котором было более 10000 комсомольцев. После распада Советского Союза я решил возглавить фонд молодежи того же прославленного объединения — была попытка сохранить союз комсомольцев, но неудачная. Сейчас — исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью «Камлайн». У меня трое сыновей: старшему — Рашиду 23, он окончил Казанский федеральный университет, Осман и Давид — двойняшки, им по 22, учатся в Камском политехническом институте. Все они с детства занимались дзюдо и самбо, призеры республиканских, всероссийских и международных турниров. Первым праздником, на который молодые собрались вместе, стала встреча Нового, 1984 года. Пообщавшись до полуночи, парни и девушки поехали поздравлять старших, как принято у лезгин.

Местом встречи стали спортзалы и столовые средних школ Набережных Челнов, собиралось по 150 — 200 человек, пели, танцевали, угощали друг друга блюдами национальной кухни.

Традиции и обычаи лезгинов

Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий