Новости первый роман достоевского

Первый роман из «великого пятикнижия» Достоевского окончательно утвердил его имя как глубочайшего писателя-психолога, поднял его авторитет в мыслящей России на должную высоту. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен и Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу.

150 лет назад началась публикация романа Достоевского «Преступление и наказание»

И первоначально главный герой представлялся человеком совсем другого плана. Речь шла о порывистой, подверженной страстям натуре, которую в своих набросках Достоевский даже сравнил с Иваном Грозным. Стоит отметить, что в своих черновиках Фёдор Михайлович часто рисовал портреты героев. Причём нередко образ рождался сначала визуально, в виде рисунка, а потом в буквальном смысле обрастал словами.

Вокруг иллюстрации появлялась своего рода рама, состоящая из строк с описаниями характера персонажа и т. Ещё Достоевский увлекался каллиграфией. Она также помогала писателю перейти от художественной идеи к конкретному словесному воплощению.

Что же касается необычного названия произведения, то слово «идиот» имеет несколько значений.

В 1847 году Достоевский увлекся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Федор Достоевский прочитал публике запрещенное письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 году, когда прошла коронация Александра II.

Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах.

Достоевский и смена жанра Почему, написав несколько драм, Достоевский больше не возвращался к этому жанру? Судя по всему, он понял, что с драмами ему будет сложнее прокормить себя и добиться признания. Потому что драмы нужно ставить на сцене, ведь только тогда можно рассчитывать на успех и гонорары. При этом издатели платили за драмы так же, как и за повести. Вот что сам Достоевский говорил о драмах: "Ты говоришь, спасение мое — драма.

Да ведь постановка требует времени. Плата также... Достоевскому 30 сентября 1844 г.

Чтобы обеспечить семью, они много трудились. Впоследствии Федор Михайлович не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда. На фото: родители Ф. Учить читать детей начинали с четырех лет.

Этим занималась мать. Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова. Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни. В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра. Обучение происходило на дому.

С его помощью мальчики изучали французский язык. Сыновья преподавателя Драшусова занимались с Михаилом и Федором математикой и словесностью. Позднее в период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет.

Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке. В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора.

После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение. Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились.

Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика.

В Петербурге представили научное издание первого романа Достоевского

Несмотря на умеренную программу своего журнала, Достоевский считает нужным обратиться к первому роману о рабочих, вышедшему еще в 1848 году, но неприемлемому для николаевской цензуры и оставшемуся непереведенным. В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди». Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845) сразу выдвинул его в ряд признанных писателей «гоголевского направления» — натуральной школы. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист

О производстве Достоевского в унтер-офицеры ходотайствовал командующий отдельным Сибирским корпусом генерал от инфантерии Г. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира» не были напечатаны при жизни писателя. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон А. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования.

Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок. Помилование Достоевскому т.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки». В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского.

Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных.

Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе. В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен пытался перевести это произведение на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха».

На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н. Страховым и А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.

Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время 1864 год потерял жену и брата. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в «Дневнике писателя». К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике. Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось февраль 1865 года. Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание».

Первые главы отсылались М. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, и печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта» под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф.

Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. Достоевский находился в пограничной ситуации, когда написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.

Возможно, не случайно писателем было выбрано это место, где происходили события, описанные в повести М. Лермонтова «Штосс», и «проживал» Раскольников. Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой.

Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Анна Григорьевна Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии.

Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая». Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. Однако на встрече Достоевский не соблюдал этикет. В 1880 году, всего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве.

В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы - через два дня писатель скончался.

После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя.

Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине : «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Количество депутаций превышало заявленное число.

Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А. Пальм, первый биограф писателя О.

Миллер, П. Гайдебуров, К. Бестужев-Рюмин, Вл.

Каторгу писатель отбывал в Омске. Каторжане не имели права переписки, но Достоевский вёл тайно записи в «Сибирской тетради» «моя каторжная тетрадка» "Сибирской тетради" «моя тетрадка каторжная» [45].

Они легли в основу его романа « Записки из Мёртвого дома ». В этот же период впервые произошла медицинская констатация его болезни как падучая эпилепсия [79] [80]. После освобождения Достоевский провёл около месяца в Омске, где завел дружбу с известным в будущем казахским этнографом Чоканом Валихановым [81]. Дом в Семипалатинске , в котором Достоевский жил в 1857—1859 гг. В конце февраля 1854 года Достоевский отправился рядовым на место службы в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинске [47].

Здесь он знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой , женой местного чиновника А. Исаева, горького пьяницы. В ознаменование начала царствования Александра II согласно приказу военного министра ряду осуждённых были дарованы льготы и милости, Достоевский же был произведён в унтер-офицеры [83]. Фёдор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед новым императором [84]. Письмо в Петербург доставил друг писателя барон Александр Егорович Врангель [85].

Генерал Тотлебен на личной аудиенции добился определённого помилования для писателя [86]. В этом браке Достоевский не был счастлив. Полная амнистия и разрешение печататься было дарованы Достоевскому высочайшим указом 17 апреля 1857 года [91]. Также были возвращены права дворянства. Годы каторги и военной службы оказались поворотными в жизни писателя: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко верующего человека, идеалом которого на всю жизнь стал Иисус Христос.

После ссылки Достоевский в 1863 году 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет [92] , по которому он мог покинуть Семипалатинск [93]. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского [96]. Вторым громким литературным дебютом писателя стала публикация «Записок из Мёртвого дома» [97]. Для современников «Записки» оказались откровением, до Достоевского никто не касался изображения тем каторжной жизни. Новаторский роман, жанр которого до сиз пор не могут определить, позволил писателю занять достойное место не только в русской литературе, но и в мировой.

С начала 1861 года Фёдор Михайлович вместе с братом Михаилом выпускали собственный литературно-политический журнал «Время» [99] , потом в 1863 году — журнал «Эпоха». Работа в журналах положило начало публицистической деятельности писателя, а совместная работа с Н. Страховым [105] и А. Григорьевым [106] способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии , Франции , Англии , Швейцарии , Италии и Австрии.

Хотя главной целью путешествия было подлечить здоровье на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель пристрастился к игре в рулетку [107]. Лето 1863 года он провёл с эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой [108] «инфернальной женщиной» по словам писателя [109]. Их сложные отношения, страсть к игре в рулетку отражены в романе « Игрок » [110]. Достоевский продолжал играть в азартные игры вплоть до 1871 года, когда он после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Свои впечатления от первой поездки по Европе, размышления об идеалах Великой французской революции Достоевский описал в цикле из восьми философских очерках-эссе « Зимние заметки о летних впечатлениях » [111].

Размышления писателя о буржуазной цивилизации в « Зимних заметках.. Долинина, была заложена в «Записках из подполья» [112]. Замысел этого романа зародился в 1862 году, но так и не был реализован. Первая часть философской исповеди героя «Подполья» была написана в январе-феврале, а вторая часть «Повесть по поводу мокрого снега» с марта по май 1864 года. В повести автор наделил своего героя большой силой убедительности [114] , этой же чертой характера был наделён и Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы — герои романов «великого пятикнижия».

Этот необычный для современной литературы приём стал основанием для ошибочного отождествления героев с автором. Рассуждения «подпольного парадоксалиста» направлены против рационализма и оптимизма просветителей Руссо и Дидро. На последних страницах повести он называет себя антигероем, ему ближе идеи Канта , Шопенгауэра и Штирнера о свободе воли — «своё собственное, вольное. Образ «лишнего человека» стал результатом многолетних размышлений писателя и волновал его до конца жизни [117]. В 1864 году уходят из жизни жена и старший брат Михаил.

Расцвет творчества К числу наиболее значительных произведений Фёдора Достоевского, по утверждению литературоведов, относятся уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие» [118] , в которое входят последние романы:.

Достоевский сближается с Н. Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н. Момбелли, П. Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А. Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского.

Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания».

Достоевский, всегда совмещавший непримиримые крайности в своих политических или религиозных воззрениях, сочетает враждующие контрасты и в своей эстетике. Он, конечно, согласен с утилитаристами, что нельзя поэту в день Бородинского сражения, когда решается вопрос о спасении родины, погружаться в греческую антологию; или в день лиссабонского землетрясения писать стихи: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» В равной мере он решительно протестует против похода «предводителя утилитаризма в искусстве», Добролюбова, на художественность, на Пушкина и Тургенева. Искусство, заключает Достоевский, «всегда будет жить с человеком его настоящею жизнью… И потому первое дело: не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов», не стеснять его свободу развития.

Так своеобразно сочетает Достоевский в своей синтетической эстетике оба противоположных учения о сущности прекрасного. Красота полезна сама по себе, без предвзятых заданий. Такова свободная и совершенная поэзия, потребная человечеству. Таким возведением красоты в абсолютную категорию Достоевский незаметно приближался к теоретикам «чистого искусства» и отходил от принципов материалистической эстетики, которую последовательно развивал в своих статьях молодой критик «Современника». Новые связи Как и в 40-е годы, Достоевского снова потянуло в кружки и редакции.

Он начинает посещать вторники А. Милюкова единственного из друзей его юности, проводившего его 24 декабря 1849 года из Петропавловской крепости в Сибирь. Теперь Милюков был главным редактором журнала «Светоч» и собирал у себя на дому сотрудников своего издания. Здесь бывали А. Майков, В.

Крестовский, Д. Минаев, Н. Страхов, доктор С. Яновский, Аполлон Григорьев, Я. Полонский, Л.

Мей, Г. Данилевский, М. Страхов, — он был у всех на счету крупного писателя и первенствовал не только по своей известности, но и по обилию мыслей и горячности, с которою их высказывал…». Когда что-нибудь его особенно возбуждало, он страстно воодушевлялся и возвышал свой тихий голос почти до крика. Запоминались его прекрасные глаза, огромный лоб и простонародные черты лица, озаренные и просветленные вдохновением.

Направление кружка сложилось под влиянием французской литературы и определялось политическими и социальными вопросами. Художник признавался наставником и руководителем общества. Господствовала теория, требовавшая служения современной минуте. Достоевский ее разделял. Важно было не самое произведение, а минута и впечатление, хотя бы и не полное.

В начале 60-х годов он верно определял художественность, как «согласье, по возможности полное, художественной идеи с той формой, в которую она воплощена». Вскоре члены милюковского кружка стали собираться в кабинете Михаила Достоевского на Екатерининском канале, где создавалась новая редакция журнала «Время». Достоевский сближается с двумя мыслителями, оказавшими решительное влияние на развитие его философских воззрений. Это были замечательный русский критик Аполлон Григорьев и его ближайший ученик и продолжатель Н. Аполлон Григорьев Это был человек исключительной яркости, подлинных творческих вдохновений и смелого эстетического новаторства.

Из групп, образовавшихся в редакции «Времени», одна и едва ли не самая одаренная «держалась вокруг Аполлона Григорьева, умевшего удерживать около себя молодых людей привлекательными чертами своего ума и сердца, особенно же искренним участием к их литературным занятиям; он умел будить их способности и приводить их в величайшее напряжение». Другую возглавляли Страхов и Достоевский. Воспитанник позднего романтизма, Аполлон Григорьев был, несомненно, близок Достоевскому. Почти сверстники по годам, они проходили, развиваясь, через одинаковые умственные движения и увлекались одними и теми же героями и творениями. Критику оставалась всегда близка эпоха его ранних поэтических увлечений, когда юные души были настроены «мрачным, тревожным, зловещим» и увлекались Лермонтовым и Мочаловым.

Эти увлечения сменились утопическим социализмом, которым интересовался Аполлон Григорьев, ценя поэтическую сторону нового учения, но оставаясь чуждым его политических выводов. Став в начале 50-х годов во главе молодой редакции «Москвитянина», он выработал здесь целое течение философской и художественной мысли, оказавшее несомненное влияние на Достоевского послесибирского периода. Это славянофильское направление сказалось в крупнейших работах Григорьева зрелой поры его писаний: статьях о комедиях Островского, о русских народных песнях, о «Дворянском гнезде» Тургенева. Оно легло в основу его монографических статей во «Времени»: о Льве Толстом, Некрасове, Шевченко, русском театре, теоретических этюдов: «Народность и литература», «Нигилизм в искусстве», «Наши литературные направления». Вместе с Мельниковым-Печерским, Островским и Писемским Аполлон Григорьев выдвигал задачу возрождения национального русского искусства.

Их «манифестом» была широко известная по двум позднейшим музыкальным интерпретациям — Балакирева и Глазунова — «Запевка» Мея: Ох, пора тебе на волю, песня русская, Благовестная, победная, раздольная, Непогодою-невзгодою повитая, Во крови, в слезах крещенная-омытая!.. Систему своей критики Аполлон Григорьев называл органической. Такие огромные явления, как народ и эпоха, определяющие деятельность великих поэтов, лежат в основе и критики их творений. Ее отличительные черты — народность, историчность, художественность, а если исходить из творений Карлейля, которого Григорьев считал своим учителем, то и проникновение в тайну человеческой души, и приоритет нравственных проблем над социальными, и представление о художнике как о вдохновенном ясновидце, пророке, проповеднике. В искусстве следует раскрывать «мысль сердечную» и бороться с «мыслью головной».

Егоров, Аполлон Григорьев — критик. Не удивительно, что программные объявления «Времени» строились на основе любимых идей Аполлона Григорьева, то есть народности, ценностей старорусской культуры, родной поэзии и художественного слова, культа искусства, театра, фольклора, музыки, руководящего значения Пушкина и Островского для современной литературы. Все это и объединялось кратким термином «почва», который нередко встречается уже в писаниях Аполлона Григорьева 50-х годов. В журнале Достоевского он отстаивал воззрение на русскую драму как на искусство всенародное: «Театр в наших глазах — дело великое, потому великое, что по сущности своей он должен быть делом народным… Театр должен держаться массою». На этом убеждении основан обширный ряд статей Григорьева о русских актерах середины XIX века, раскрывающих в нем одного из крупнейших русских театральных критиков, оставивших целую галерею портретов таких мастеров нашей сцены, как Мочалов, Каратыгин, Щепкин, Садовский, Мартынов, Никулина-Косицкая.

В этом, духе и как бы подводя итоги этим изучениям великих артистов России, Достоевский писал в 1864 году: «Соединение с цивилизацией, то есть с нами, произошло у крепостного Щепкина единственно одной непосредственной силой искусства театр — вот и вопрос об искусстве и даже о материальной и социальной пользе его». Отметим в порядке краткого отступления, что вскоре после возвращения в Петербург сам Достоевский впервые выступает на сцене впоследствии он славился как художественный чтец. Он горячо откликается на предложение выступить в спектакле Литературного фонда и выбирает в «Ревизоре» роль почтмейстера Шпекина. Богатству творческой мысли Аполлона Григорьева вполне соответствовало очарование художественной личности этого «последнего романтика», как он любил называть себя. Один из сотрудников «Времени» оставил характерный портрет этого искреннего и непосредственного человека с открытым взглядом, умным чисто русским лицом и смелостью в суждениях — это было как раз в момент вступления Аполлона Григорьева в редакцию братьев Достоевских: «Он жил в небольшой квартире, недалеко от Знаменской церкви.

Я застал у него несколько до тех пор незнакомых мне лиц и в том числе А. Гости пили чай, а хозяин в красной шелковой рубашке русского покроя, с гитарой в руках пел русские песни. Голос у Аполлона Александровича был гибкий и красивый, и ему придавали особую красоту какая-то задушевность в чувстве и тонкое понимание характера нашей народной поэзии. На гитаре играл он мастерски…» Как-то во время одного из их споров Страхов возразил ему: «Я не согласен с тобой, но возможно, что ты более прав…» «Прав я или не прав, — перебил он меня, — этого я не знаю: я — веяние». Так любил он называть направления, школы и течения современного искусства.

Страхов заканчивает свой мемуар об этом друге-учителе беглым и выразительным портретом: «Григорьев имел прекрасную наружность, поражавшую соединением силы и грации; в нем действительно была грандиозность, так шедшая к его напряженной натуре. Серые глаза, небольшие, но замечательно далеко расставленные один от другого, имели необыкновенный блеск, поразивший меня, когда я его увидел в первый раз. Нос орлиный. Руки, с которыми он обращался крайне небрежно, были малы, нежны и красивы, как у женщины». Таков был один из сильнейших и даровитейших сотрудников Достоевского в эпоху издания его журналов.

Актриса Шуберт На пороге новой главы биографии Достоевского жизнь улыбнулась ему светлым лирико-драматическим эпизодом: с ним подружила молодая, талантливая, привлекательная русская актриса, очень живая и остроумная, превыше всего ценившая общество знаменитых артистов и писателей. Ее звали Александрой Ивановной Куликовой, она вышла замуж за актера Шуберта, фамилию которого и сохранила навсегда, хотя вскоре ее мужем по второму браку стал врач Степан Дмитриевич Яновский, тот самый, который дружил с Достоевским в 40-х годах и тогда же лечил его. Теперь он познакомил старинного приятеля и пациента со своей молодой интересной женой, с которой постоянно появлялся в литературно-музыкальном салоне Михаила Михайловича Достоевского, на концертах, среди танцев и оживленных бесед. В своих известных мемуарах Александра Ивановна избегает подробно описывать свои отношения с Достоевским. Но очень значительны ее беглые упоминания имени великого романиста, ставшего ее другом в зимние и весенние месяцы 1860 года.

Достоевский очень ко мне привязался. Он все жалел, что играют только вздор, уговаривал взяться за серьезные роли. Да какие? Окружающие одобряли мой план, особенно поддерживал Ф. Это едва ли оставляет сомнение в искреннем чувстве Достоевского к Александре Ивановне Шуберт.

Ее муж, чиновник врачебного ведомства, не мог ни увлечь, ни заинтересовать ее своей добродушной, но заурядной личностью.

Федор Достоевский

Первая часть романа была отправлена Достоевским из Женевы в журнал "Русский вестник" в январе 1868 года. Известность пришла к вскому почти сразу — в 1845 году он завершил свой первый роман «Бедные люди», и тут же о нем заговорили как о «новом Гоголе». Кроме «неистового Виссариона» положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Н. Майков. Первым произведениям Достоевского нанесен ущерб из-за величия его поздних романов.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Роман «Бедные люди» стал первым опубликованным произведением Фёдора Михайловича Достоевского. Замысел произведения возник ещё в годы учёбы в Инженерном училище. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Роман «Бедные люди» еще не был напечатан, а уже принес Достоевскому славу и знакомство с литературным бомондом Петербурга. Роман «Бедные люди» еще не был напечатан, а уже принес Достоевскому славу и знакомство с литературным бомондом Петербурга.

200 лет назад родился Достоевский: Сама жизнь словно откликалась на его роман

В 1867–1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". О писателе и его великом романе мы поговорили с заместителем директора Музея Достоевского, президентом Российского общества Достоевского Борисом Тихомировым. «Бедные люди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае1845 года. Первый роман Фёдора Достоевского «Бедные люди» был опубликован в 1846 году. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и Достоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Первый роман из «великого пятикнижия» Достоевского окончательно утвердил его имя как глубочайшего писателя-психолога, поднял его авторитет в мыслящей России на должную высоту.

Фёдор Достоевский: как он написал роман за 21 день

Первый роман Достоевского Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.
Ссылка Достоевского Лекция Дмитрия Богача «Первый роман Достоевского: история успеха» была посвящена оригинальному подходу к литературному наследию великого русского классика.
Хронология жизни и творчества Первые произведения Достоевский начал писать еще будучи студентом инженерного училища, но, к сожалению, они не были изданы и не сохранились.
Первый роман Достоевского В конце мая 1845 года Федор Достоевский закончил свой первый роман «Бедные люди».
Самый первый роман Достоевского - "Бедные люди": о чем? как отнеслись к нему? + Мой отзыв В январской книжке журнала «Русский вестник» за 1866 год, доставка которой читателям совершалась с 13 (25) января, началась публикация первой части романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Глава IX Журнал «Время»

На вопрос мой: «Сохранилась ли, брат, эта рукопись? Достоевского к А. Суворину, 5 февраля 1881 г. Достоевский и смена жанра Почему, написав несколько драм, Достоевский больше не возвращался к этому жанру? Судя по всему, он понял, что с драмами ему будет сложнее прокормить себя и добиться признания. Потому что драмы нужно ставить на сцене, ведь только тогда можно рассчитывать на успех и гонорары. При этом издатели платили за драмы так же, как и за повести. Вот что сам Достоевский говорил о драмах: «Ты говоришь, спасение мое — драма.

Тяжесть наказания усиливалась тем, что писатель был дворянином и остальные арестанты относились к нему враждебно. Попадая в лазарет а именно на каторге у Достоевского начались приступы эпилепсии , он ведет записи в «каторжной тетрадке». Позднее из этих заметок вырастет повесть «Записки из Мертвого дома». После каторги Достоевский был отправлен служить рядовым в Семипалатинск. Здесь его застает известие о том, что на российском престоле императора Николая I сменил Александр II. В день коронации нового самодержца 26 августа 1856 года бывшие петрашевцы получают прощение. А еще через год Достоевский наконец добивается полной амнистии. Это означает, что он снова может печататься! В каком-то смысле писатель начинает карьеру заново. В журнале «Время», который издает его брат Михаил, выходят «Записки из Мертвого дома».

Сам факт того, что кто-то написал книгу о жизни каторжных, заставлял читателей искать, читать и обсуждать это произведение. Писатель помогает брату выпускать журнал «Время», а после — журнал «Эпоха». На их страницах выходят рассказы, очерки и повести «Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Рулетка и любовь Можно подумать, что жизнь Достоевского состояла сплошь из раздумий на нравственные темы. Но это не так. Довольно часто темные стороны натуры брали верх — Достоевский всерьез увлекся игрой в рулетку, и это приводило к постоянной нехватке денег. К тому же после смерти брата Достоевский взял на себя его долговые обязательства — и финансовое положение писателя стало почти катастрофическим. Достоевский вынужден заключить договор с издателем Ф. Стелловским: Стелловский публикует собрание сочинений Достоевского, но писатель обязан предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года.

На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.

После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Петербург Достоевского/Набор-книжка/Формат-В1/РФ-2016 Роман «Бедные люди» стал первым опубликованным произведением Фёдора Михайловича Достоевского. Замысел произведения возник ещё в годы учёбы в Инженерном училище.
Первое произведение Достоевского, первый роман и неизданные драмы Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы.
Федор Достоевский Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846).
Ссылка Достоевского Достоевский допускает также ошибку, когда утверждает в своих воспоминаниях, что роман «Бедные Люди» был его первым литературным произведением.
150 лет назад началась публикация романа Достоевского «Преступление и наказание» — EA Culture роман "Бедные люди".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий